Цель номер один (Zero Dark Thirty) режиссер Кэтрин Бигелоу

Цель номер один, Zero Dark Thirty, 2012, Кэтрин Бигелоу, Kathryn Bigelow, Джессика Честейн, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Цель номер один, Zero Dark Thirty, 2012, Джессика Честейн, Jessica Chastain, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Цель номер один, Zero Dark Thirty, 2012, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Цель номер один, Zero Dark Thirty, 2012, Джессика Честейн, Jessica Chastain, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Алексей: «Цель номер один» - это фильм об операции США по поимке террориста №1 Усама бел Ладена. Хочу предупредить, что продолжительность фильма 2 часа 37 минут! Очевидно, что у нас он не будет собирать переполненные залы.
Людмила: Справедливости ради, хочу заметить, что это не наш враг, как для страны, это враг не нашего народа; это не наша цель и не наша война.
Алексей: Что-то мне подсказывает, что и в США народ на него не ломится. Скажу сразу — мне фильм очень понравился, хотя смотреть его 2 часам 37 минут — это тяжело, я честно хочу сказать, что никогда так не хотел смерти Бен Ладена как последние полчаса фильма. Основная часть фильма — это расследование, мы видим как герои преодолевают недостаток информации. Главная героиня — следователь ЦРУ, за работой которой мы наблюдаем весь фильм; десять лет ушло у нее на то, чтобы выследить его местонахождение.
Людмила: В основе сюжета две громких даты: 11 сентября 2001 года — теракт во Всемирном Торговом Центре и 2 мая 2011 года, когда отряд американских военных уничтожил лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена. Фильм охватывает десять лет между этими датами. В ходе работы режиссер Кэтрин Бигелоу изменила сценарий, изначально фильм задумывался как история об изнурительной охоте, там должна была быть сцена попытки схватить его, когда он прятался в пещере, но он успешно сбежал. Это был тщательно спланированный налет, закончившийся провалом.
Алексей: В фильме этих сцен нет.
Людмила: В общем это должна была быть история о том, как в результате огромных усилий американские спецслужбы почти достигли своей цели, но неожиданно упустили ее. Это и должно было стать основным драматическим узлом фильма, но в процессе работы возник другой вариант развития событий. В интервью Кэтрин Бигелоу не оставляет надежды снять и первый вариант, про сорвавшуюся операцию в ущелье в Тора-Бора в декабре 2001.
Алексей: Понятно. Несмотря на излишнюю продолжительность и то, что в фильме нет классического экшена, он мне понравился. Он смотрится насыщенным, нет фрагментов, которые можно было бы выкинуть, никакого провисания — затянутый хронометраж как раз и передает изнурительность этой работы. В начале мы видим главную героиню начинающим специалистом, постепенно она входит в свою работу, привыкает к допросам и к пыткам на допросах, к различным суровым издержкам профессии, она продирается через множество трудностей, особенно сложно привыкнуть к постоянному ускользанию информации, к неуловимости фактов. Теракты продолжаются, а они словно беззащитны и безоружны перед их лицом; на отдел давят сверху самые высшие правительственные чиновники; к тому же начинается процесс расследования пыток в спецтюрьме в Гуантамо. На всех лежит тяжесть давления, к ним приковано пристальное внимание всей страны; вышестоящее начальство ищет повод сузить ее возможности; в очередном теракте погибает ее близкая подруга — одним словом, главная героиня в постоянном напряжении; она словно загнанный зверь. И, вдруг, нащупывается след! Страшно представить, сколько времени провели спецподразделения кружась по небольшому пакистанскому городку, пытаясь по крупицам отследить интересующий их сотовый телефон. Когда ты видишь этот кропотливый, почти безнадежный труд — тебя самого охватывает отчаяние. Представь себе громадный шумный восточный рынок, где каждый второй говорит по телефону, и тебе словно иголку в стоге сена нужно найти только один. Зрителю передается ощущение, что они напрасно тратят свое время. Где-то за полчаса до конца фильма только начинает формироваться группа захвата, я возжелал с крайнем нетерпением смерти террориста №1. Когда же они наконец, до него доберутся! Последние полчаса посвящены подробностям операции захвата. Опять же никаких лишних спецэффектов, но тем не менее очень напряженная часть фильма. Снято очень интересно.
Людмила: Я видела кадры, где они в приборах ночного видения и выглядят как инопланетяне.
Алексей: Так точно! Последние 30 минут ты смотришь словно фантастический фильм, поражает профессионализм, с которым там работают — настоящий хай-тек в области войны.
Людмила: А каким изображен враг? Как наваждение или кто он? Кто он для нее и как он показан зрителю?
Алексей: Усаму бен Ладана мы не видим ни разу; даже когда его убивают, лица его мы не видим, только его ноги. При всем пафосе, трудно представить, что Кэтрин Бигелоу сняла бы какую-то патриотическую агитку.
Людмила: Да, она очень отстраненно снимает.
Алексей: Именно эта ее отстраненная манера съемок позволяет посмотреть на всю ситуации в очень специфическом ракурсе. Мы видим врага через рутину процесса. Дело даже не в том, что он слишком умный, нет, это вам не профессор Мориарти...
Людмила: То есть это не демонический злодей?
Алексей:

Нет не демонический. Это расчетливый военный противник, которого трудно схватить. Сцены пыток вызывают двойственные чувства: с одной стороны, ты видишь, что человека реально пытают, ни о каких правах нет и речи, а с другой - абсолютно отчетливо показано, что от того, что именно скажет этот заключенный зависит успеют остановить террористов где-то в Лондоне или не успеют.

В фильме как минимум два пласта: личность женщины-следователя и все остальное, что происходит вокруг ее расследования: тема пыток, роль политики в этих процессах, смена курса, когда вместо Буша приходит Обама, особенности бюрократической стороны дела. Например, между тем моментом, когда выяснили дом, где скрывается Бен Ладен и самой операцией прошло полгода!

Людмила: Представляю как хотелось во время этой тяжбы, просто снести этот дом с лица земли.
Алексей: Она так и говорит - Я  бы сбросила туда бомбу! Каждый день она писала фломастером на стеклянной перегородке своего босса число дней, прошедших с того момента, когда она подала ему доклад. 31, затем 90, затем 100! И так далее. Но с другой стороны, ясно, что неповоротливость бюрократической машины - это хороший знак. Хорошо, что политики вынуждены тысячу раз все перепроверить, чтобы случайно не взорвать совсем не тот дом. Пытки им пришлось отменить, начались другие процессы, и видно, что эффективность процесса сразу упала. Я поймал себя на мысли, как же они теперь будут добывать информацию на допросах? Но есть и другая сторона, это просто им так легче добывать информацию, но они ведь живут среди обычных людей, у них есть семьи, насколько же разрушительным для них самих является их работа, превратившаяся в сплошное насилие? И вот эта отстраненность, присущая режиссеру, позволяет зрителю обо всем рассуждать со стороны. Ты не принимаешь ни чьей стороны. В самом конце неприкрыто и методично показано совершение операции, спецназовцы убили самое что ни на есть зло, в представлении американцев, всех трех мужчин, которые были в доме, и случайно ранили одну из жен, которая наверняка умрет от потери крови. Механика и рутина войны показана очень хорошо; военные действия очень сильно отличаются от того, если бы хотели снять в жанре боевика. Если бы снимали боевик, все бюрократы были бы показаны гадкими, а здесь ты видишь, что бюрократы - это спасение от роковых ошибок, спасение душ этих людей. А так, следователи не могут, боятся чиновников, комиссий, скандалов. Иначе бы людей стали закатывать в бетон, чтобы добиться от них информации, и не удивительно, многие из них потеряли близких людей и друзей, им трудно остановиться. Это вызывает лавину чувств и размышлений. Потому что снято без пафоса.
Людмила: И без агитпропа! Многие из русских зрителей, прочли анонс к фильму и сразу вынесли приговор — очередной агитпроп! Лучше бы сходили и посмотрели фильм.
Алексей: Ничего подобного. Если есть желание порассуждать о технологии современной войны, то фильм для этого очень хорошо снят. Обычно в военных фильмах не избежать ужасных сцен, здесь ужас не показан открыто, иначе бы мы сразу заняли чью-либо сторону. Бигелоу выбрала удачный ход, предоставив зрителю простор для своих собственных выводов. Понятно, что режиссер не может себя убрать из фильма, но она смогла оставить много места для зрителя, и я ей за это благодарен.
Людмила: Интересный режиссер Кэтрин Бигелоу, уже не в первый раз берет совсем не женские темы, а в интервью выглядит очень скромной и разумной.
Алексей: И фильмы у нее такие же разумные.
Людмила: Вернемся к главной героине Джессике Честейн, она основная движущая сила фильм, та, чьими глазами мы на все смотрим. Режиссер работая над этим образом, задавалась таким главным вопросом: какова психология человека, положившего всю свою жизнь на достижение цели. В самой последней сцене она плачет, но что это за слезы непонятно. Это слабина фильма, потому что остается не ясно.
Алексей: Да. Остается не ясным и то, что она теперь собирается делать. Она вызывает глубочайшее уважение за свое упорство, она действительно продралась через невероятные преграды; когда спецназ был готов приступить к операции, все равно еще нужно было снова терпеливо ждать, пока не убедят президента, а это целый механизм. В конце концов, они ведь должны были провести операцию на территории другого государства. Во время ожидания один боец спрашивает другого: почему ты туда пойдешь? А тот отвечает, показывая на нее — Из-за ее уверенности! Она прямо как говорили про Маргарет Тетчер — единственный мужик. Женщина со стальным характером, пробившая все преграды, добившаяся, чтобы к ней прислушались. Но как и в случае со следователями, успешно выбивавшими информацию через пытки, так и с ней — это темная сторона дела. Что теперь она будет делать? Она ничем другим в жизни не занималась, десять лет — одна цель — найти и убить Усаму бен Ладена. Она победила, но ее судьба — плата, которую была принесена за это дело. Там и других жертв много, но, что касается ее, ясно, что никакой нормальной жизни у нее не будет. Женщина, которая участвовала при пытках, которая санкционировала эти пытки, она открыто признается, что главная ее цель — убить! Убейте его для меня, - говорит она спецназовцам. Трудно представить ее в роли матери или жены. Мы не знаем, причины, по которой она стала работать в ЦРУ, она не стала отвечать на этот вопрос. Может быть она потеряла кого-то из близких, неизвестно. Но теперь это женщина одной миссии. Актриса справилась очень хорошо.
Людмила: Можно провести параллель с сериалом «Родина», там та же одержимость террористами, нет ни черного, ни белого — торжество серого цвета.
Алексей: То есть, ты выбрал что тебе делать и делай, несмотря ни на что.
Людмила: Да, подсказок никаких не будет, потому что у зла свои мотивы, свои трагедии и у добра точно также, распределить свет и тьму не получится. Не будет линии разделения, все герои перемешены. Сериал, правда, отличается звериной серьезностью, но актерские работы очень сильные, тоже про одержимость идеей.
Алексей: Еще раз подчеркну, что фильм очень хорош, актерской работой, отсутствием пафоса и тем, что оставляет место для собственных размышлений.

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)