Переступить черту (Walk the Line) режиссер Джеймс Мэнголд

«здравствуйте, я – Джонни Кэш»: «Переступить черту» Джеймса Мэнголда ● он - человек, который пытается остаться цельным, всю жизнь находясь между светом и тьмой: актер Хоакин Феникс о ключе к роли ●● «я буду стараться идти ровно»: о вариантах перевода названия фильма и о смысле, который скрыт в этих словах ●●● женщина с трезвым взглядом: Джун Картер, человек и персонаж ●●●●  «… и про Бога»: настойчивая, но безыскусная религиозность Кэша

Переступить черту, Walk the Line, 2005, Хоакин Феникс, Joaquin Phoenix,  Риз Уизерспун, Reese Witherspoon, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Переступить черту, Walk the Line, 2005, Хоакин Феникс, Joaquin Phoenix, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Переступить черту, Walk the Line, 2005, Хоакин Феникс, Joaquin Phoenix,  Риз Уизерспун, Reese Witherspoon, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

 

Людмила: Фильм про музыканта Джони Кэша, который называется «Переступить черту» по форме является классической, прилежной биографией: есть отсылки в детство, повествование ровное, движется графически по годам, по линеечке, без каких-либо новаций в изображении. Это прямо классика, пример того, как снимается биография именно в хронологии, пытаясь показать нам наиболее полный портрет героя; как он жил; о чем думал, в чем сомневался. Поэтому закономерный вопрос таков: чем уникальна история Джони Кэша, если художественно она построена совершенно простым образом.
Антон: Но и общество в те годы, когда он жил; в пятидесятых годах, в Америке, было простым и его детство было простым, консервативным, последовательным, поэтому фильм очень хорошо передает состояние общества Америки того времени. Фильм снят консервативно, потому что общество того времени было консервативным; люди традиционно верили в Бога, ходили в церковь; и сейчас, конечно, в Америке это происходит; но, например, взгляды на музыку были тоже традиционными, на одежду консервативными и так далее, и фильм это отражает.
Людмила: О’ кей, отражает. Но мы смотрим фильм, который идет два с половиной часа, только ради главного героя, потому что, повторюсь, ничего нового в плане того, как он снят мы не увидим. Простой образец жанра кинобиографии. Каков главный герой и почему мы должны понаблюдать за ним, если, допустим, мы ничего никогда о Джоне Кэше не слышали и не являемся поклонниками его творчества? Чем выделяется герой?
Антон: Я думаю, что фильм снят искусно, хоть, может быть, и обычным, традиционным образом и нет там никаких особых эффектов. Но из-за того, что фильм снят искусно, мы не замечаем, например, что актеры поют сами. А не Джони Кэш и его жена. Все песни и музыка исполняются актерами, и если я правильно понял, то актер, который играет Джони Кэша - Хоакин Феникс, он еще и на гитаре научился играть специально для этого фильма, они полгода брали уроки пения, до съемок фильма, вместе с актрисой.
Людмила: Риз Уизерспун.
Антон: Да, то есть огромная подготовка, очень много было затрачено сил, качественный подход. Я прочитал, что 56 костюмов, которые, на мой взгляд выглядят почти одинаково, успел переодеть Хоакин Феникс. Он появляется 56 раз в разных костюмах.
Людмила: Интересно, что самого Джони Кэша за приверженность к черному цвету одежды, называли «человек в черном», и еще у него была узнаваемая манера себя представлять, минималистичная, он говорил — Здравствуйте, я — Джони Кэш! - и начинал петь. Это было узнаваемо. Если говорить об актере, то, можно сказать, что Джони Кэш сам утвердил Хоакина Феникса на роль себя. Пока он был жив, с ним связывались и успели сделать какие-то наметки, но посмотреть готовый фильм он уже не успел. Но успел назначить актера, потому что Феникс ему понравился в «Гладиаторе». Феникс рассказывал как приехал к Кэшу домой, чтобы пообщаться на стадии подготовки к съемкам, и ему польстило, что Кэш очень часто цитировал реплики его роли в «Гладиаторе». Он сыграл там отрицательного персонажа и поэтому ему показалось забавным, что в консервативном доме, где нужно было молиться перед едой, все знают о набожности Джони Кэша, тем более, когда он стал уже совсем пожилым, семьдесят три года ему было перед смертью, и вот, с одной стороны — молитва, а с дрогой — он цитирует злодей, пытаясь изображать игру Феникса в том фильме. Феникса поразил контраст между светом и тьмой и он именно тогда нащупал образ; этот человек постоянно сочетал в себе и свет и тьму; эти две области конкурировали в нем, но он пытался быть цельной личностью. Хотя его разрывало в разные стороны, он пытался как мужчина, как музыкант, как муж быть цельным. И вот это упрямство, чтобы быть цельной личностью подкупило Феникса, он решил попытаться сыграть эту грань характера в своем персонаже.
Антон: Собственно говоря, об этом и фильм, «целостность» - это то слово, которое может стоять под названием фильма. Уже надоело говорить о постоянных нелепых переводах названий фильмов, но и этот фильм не исключение; название снова звучит неправильно; нет там никакого переступания черты! Даже в самом фильме есть отрывок, где Джун Картер говорит с ним, когда все его музыканты напились в каком-то клубе, во время своей репетиции, она говорит — ну посмотри на себя, ты даже пройти по черте не сможешь! Это та самая ситуация, когда пьяного человека проверяют, сможет он ровно пройти по черте или нет. Здесь в названии фильма нет никакого скрытого смысла, не надо переходить черту, не надо заступать за грань, надо просто идти ровно по черте. Есть у Джони Кэша известная песня, по которой и назван фильм, я смотрел несколько различных переводов, очень сложно правильно перевести.
Людмила: Название песни?
Антон: И песни, и фильма. Но в самой песне смысл таков — я буду стараться, буду настойчив, я буду стараться идти прямо! Это и показано в фильме, и как я понимаю, было у Джони Кэша всю жизнь — постоянная борьба, потому что по характеру он человек, которого мотает в разные стороны: он религиозен; постоянная борьба с наркотиками, он почти хулиган, безобразен в своем поведении и в то же самое время..
Людмила: .. Но его нельзя назвать бунтарем, это человек, который выбрал направление, по которому шел. Даже когда музыка вокруг уже поменялась, он придерживался своего жанра исполнения, устарел он или нет — его не волновало. Его волновало то, о чем он хочет петь.
Антон: Совершенно верно, как он начал петь госпел, потом хоть он и сочинял уже свои песни, но они были очень похожи на госпел, и так он продолжал, и продолжал, и продолжал. Уже перед самой смертью он написал очень много новых песен и все они были очень похожи на то, что он писал в молодости. Если говорить о его творчестве, то оно всегда было на очень высоком уровне, но он не сделал нового музыкального шага в будущее.
Людмила: Он придерживался своего стиля.
Антон: Да, очень консервативно держался своего стиля.
Людмила: Поэтому говорят, что его баритон с хрипотцой, его сдержанный вокал — один из самых узнаваемых мужских вокалов, именно благодаря тому, что он не менялся на протяжении своей карьеры, оставаясь всегда одинаковым. Но даже его коллег по цеху поражало, что несмотря на сдержанность исполнения, а он всегда был сдержан на сцене, нельзя сказать, что он прыгал или еще что-либо, это была одна и та же манера петь, но Боб Дилан, к примеру, говорил, что Джони Кэш пел так, что казалось вот-вот он загорится, воспламенится. Такое внутреннее напряжение и борьба, что каждый раз на пределе.
Антон: Об этом есть фрагмент в фильме, когда они были на прослушивании в студии и бубнили там свои песни, продюсер сказал замечательные слова — Ты спой мне так, как- будто ты умираешь и это твоя последняя песня, уж если ты поешь госпел, то спой Богу так, чтобы я почувствовал, что это твои последние минуты, чтобы все почувствовали. Естественно, это художественный прием в фильм, но похоже, что так и было в его жизни, после какого-то события он пел с надрывом всю оставшуюся жизнь, действительно как последнюю песню.
Людмила: Ему, кстати, принадлежит высказывание «Без боли ничего не бывает», то есть все нужно пропустить через себя, по Джони Кэшу настоящее творчество рождается именно на этой черте, на которой ты стараешься сохранить равновесие и сделать следующий шаг, чтобы не провалиться. Потому что были периоды в его жизни, когда его арестовывали в аэропорту и находили наркотики прямо в гитаре, все думали, что он катиться в пропасть, из которой не выберется. Не знаю как он воспринимал все эти черные дни, потому все это шло какими-то периодами, внахлест, но без этой боли, без этой попытки самого себя вытащить, зацепиться за жизнь не было бы этих песен. Поэтому, может быть, они, как ты говоришь не меняются, потому что каждый раз, если человек упал и пытается себя вытащить, то песня не должна быть новой, она должна быть может быть об одном и том же; о Боге, который прощает, о жизни, которая, если вцепится в нее — получится и что-то в этом роде..
Антон: Да. Этот фильм про второй, пятый, десятый шанс. Как раз фильм про человека, по сути дела никчемного, без особенных талантов, без способности работать долго и напряженно и даже возможности сконцентрироваться на чем-то. Но, вот, он начинает петь, и видно как Бог помогает ему всю жизнь; он посылает ему неимоверно заботливых людей; окружает его ими; его семья, родители, все равно всегда рядом с ним. Он человек, который предан Богу и мы видим, что Бог помогает ему, для меня это очень интересно.
Людмила:

Конечно, тут нужно сказать про роль его жены, певицы Джун Картер, потому что она очень много значила в его жизни и ей в картине отведена значительное место. Их отношения, то как они развивались и продолжались, можно сказать, стоят в центре фильма. Она, как он ее и называл, была якорем; когда совсем не было сил держаться, можно было на нее опереться. Нельзя сказать, что она такой уж романтичный, любящий, женский персонаж, но она какая-то неунывающая, в ней чувствуется оптимизм и трезвый взгляд на жизнь. Например, она говорит о себе в фильме — Я же знаю, что моя сестра поет лучше. А я, чтобы выделяться на сцене, чтобы брать не вокалом, и не красотой, я стала веселой, стала шутить.

Хорошо когда женщина оценивает трезво и себя, и свои таланты, она выбрала иронию и оптимизм по отношению к жизни и, действительно эта ее адекватность ему помогала, как человеку, которого кидало в разные стороны. А ее стойкость наверняка помогла ему в жизни.

Антон: Я смотрел их совместные выступления и совместные интервью, мне показалось, что в реальной жизни, она куда более крепкая женщина во всех отношениях, чем актриса. Даже они оба, и Джони Кэш, также, в жизни и здоровее, и выше, и она не создает ощущения слабой женщины, а наоборот, уверенной в себе, и твердо стоящей на своих принципах, на каких-то своих основах — женщина, которая смогла вытянуть на себе такого хулигана, даже не хулигана, а.... безобразного человека и сделать из него героя, за которым следуют многие люди. И до сих пор, его творчество остается известным, замечательным и образцом подражания.
Людмила:

Интересно, что эта роль высосала все силы из Феникса. Действительно, видимо, тяжело было быть Джони Кэшом долгое время, ходить как он, улыбаться как он, петь, по-сути перевоплотиться в своего героя. Наверное, хорошая актерская работа — это потерять себя в персонаже, но все актеры говорят, что нужно сохранить какую-то часть себя нетронутой. Это я — Хоакин Феникс играю Джони Кэша. Если же растворение будет полным, то потом, когда закончатся съемки, может случится так как Хоакином Фениксом; у него была цель — раствориться в Джоне Кэше, воплотиться в него; фильм закончился и началась пустота. Он говорит, я ощутил себя как-будто бы выброшенным из жизни; потратил кучу сил, чтобы перевоплотиться, а что дальше?

Он тоже стал пить. Он говорит, что с одной стороны, его герой привел его к алкоголизму, потому что он в него вжился; а с другой стороны, он же и вывел его оттуда, потому что он весь фильм играл человека, который хотел с этим справиться, стать трезвым.

Антон: Это известная история, что Хоакин Феникс заявил, что уходит из кино, потом он снялся в фильме о том, как и почему он уходит из кино, а сейчас, через несколько лет, он снялся в главной роли в фильме «Мастер» и получил главный приз за мужскую роль, на Венецианском фестивале, если я не ошибаюсь. Очевидный успех и очень талантливый актер.
Людмила: Как я понимаю, у них с Джони Кэшем жизни очень похожи. Я даже видела большие статьи, где фанаты устанавливают параллели между жизнью Джони Кэша и Хоакина Феникса. Это тот случай, когда роль нашла своего исполнителя, здесь прямое попадание. Я знаю, что, когда он начал учиться вокалу, его голос был выше, чем у Джони Кэша и по мере вживания в роль голос сел, стал глуше, именно это и нужно было для фильма. То есть такое преображение, трансформация внутренняя помогла даже голос понизить, это удивительно.
Антон: Фильм очень ровный, правильный и положительный; его точно можно смотреть с уверенностью, что досмотришь до конца; он не раздражает; он приятный, хороший, очень добротно сделанный, фильм.
Людмила: Мне нравится эпизод открывающий и заканчивающий фильм, это один и тот же эпизод — концерт Джони Кэша в Фолсом Стейт - тюрьме для особо опасных преступников. Это один из образов, который очень подходит Джони Кэшу; тюрьма, как то, что ограничивает тебя, твою свободу и так далее, но для того, чтобы выйти оттуда, ты должен осознать насколько ты упал, и встать на ноги; поэтому для него и в жизни эти концерты были очень важны. Он говорил, что когда в очередной раз скатывался в яму, потеряв всякую надежду, он приходил в тюрьму петь этим суровым мужикам и понимал, что его музыка каким-то образом помогает людям и это его подстегивало. Эти тюремные концерты не случайны в его жизни, они помогали ему выжить и не случайно именно этим выступлением начинается и заканчивается фильм, причем массовки, уж не знаю настоящие ли это заключенные, но мужики серьезные играли, и когда актер вышел чтобы пропеть песню своим вокалом, как мы уже сказали, - они увидели, что перед ними воплощение Джони Кэша и их просто взорвало. Очень хорошо эта сцена получилась.
Антон:

Я читал, что актер попросил всех, кто участвует в этой сцене, никуда из этого зала не выходить; он не давал им ни пойти в туалет, ни попить воды, не давал им расслабиться, чтобы сохранить тюремное напряжение; такое, какое оно есть.

Вообще, это фильм о ежедневной борьбе, возвращаясь к названию, с проблемой идти по этой черте ровно, больше всего, наверное, сталкиваются люди связанные с употреблением наркотиков. Невозможно просто взять и отказаться от наркотиков, нужно каждый день делать усилие, перебарывать себя, и по всей видимости, до конца жизни. Это именно то, что показано в фильме. И даже не только тема наркотиков проходит в его жизни, его характер таков, что его заносит в разные стороны. Этот фильм о том, как он себя ежедневно и до конца жизни заставлял себя идти по черте ровно.

Людмила: Интересно, что он хотел написать книгу об апостоле Павле, именно он был его героем, уважаемым библейским героем, потому что он говорил, что Христос показал путь, а Павел по нему прошел. Это нормальный, обычный человек, который попытался пойти путем святого. Для Кэша Павел был очень серьезной фигурой, он много размышлял о нем; у Павла была какая-то своя правда, свое столкновение с Христом, которого уже не было в живых как человека, по сути это можно было счесть галлюцинацией, но он посвятил всю свою жизнь этой галлюцинации и изменил свою жизнь полностью. Действительно, у Павла был интересный жизненный путь, похожий чем-то с Джони Кэшем, потому что у Джони Кэша тоже была навязчивая мысль, что он должен петь...
Антон: К концу жизни, в его последних интервью, в последних альбомах его песни перемешены с записями разговоров в студии, и в этих разговорах, он во всем настойчиво религиозен. Это не раздражает, это не пугает, от него изливается какая-то мудрость уже старого, семидесятилетнего человека... Такая религиозная, напористая, но совершенно не раздражающая мудрость. Интересно.
Людмила: Я хочу закончить цитатой, где Джони Кэш перечисляет о чем он любит петь или слушать песни. «Люблю песни про лошадей, железные дороги, землю, Судный день, семью, тяжелые времена, виски, ухаживания, свадьбы, измены, расставания, убийства, войну, тюрьму, скитания, муки, Вечный дом, спасение, смерть, гордость, юмор, набожность, бунт, патриотизм, воровство, решимость, трагедию, хулиганство, разбитые сердца и любовь, и про маму, и про Бога».
Антон: Папу не упомянул.

 

 

 

 

 

 

другие фильмы из серии "биографии"

"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) режиссер Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) режиссер Жоанн Сфар Виолета отправилась на небеса (Violeta se fue a los cielos) режиссер Андрес Вуд "Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World) Лиз Гарбус "Фрида" (Frida) режиссер Джули Тэймор
"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) Жоанн Сфар "Виолета отправилась на небеса" (Violeta se fue a los cielos) Андрес Вуд "Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World) Лиз Гарбус "Фрида" (Frida) режиссер Джули Тэймор

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер