Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик

Путешествие времени, Voyage of Time: Life's Journey, 2016, Терренс Малик, Terrence Malick, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Путешествие времени, Voyage of Time: Life's Journey, 2016, Терренс Малик, Terrence Malick, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

"Путешествие времени" (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик

 

Алексей: Сегодня поговорим о документальном фильме "Путешествие времени" Терренса Малика, мы теперь научились правильно ставить ударение. Это один из моих любимых режиссеров, несмотря на то, что я не все его фильмы смотрел. Для меня открытие этого мастера было делом постепенным и оно до сих пор продолжается. Несмотря на то, что я его фильмы люблю, я не тороплюсь их смотреть, потому что знаю, что это определенная работа. Я их дозирую. Я знаю, что будет интересно, что я получу большое удовольствие, но будет и внутренняя работа, и поэтому не спешу. У меня есть несколько фильмов, которые стоят во внутреннем списке и я хочу до них как-нибудь добраться. Меня утешает, что они есть.

Людмила: Одно из зарубежных кинокритических изданий написало, что "Путешествие во времени" - это новое "Древо жизни", только без всей этой ерунды типа персонажей и сюжета. Зачем они нужны? Вот! С первых же кадров фильма мы понимаем, что не будет ни персонажей, ни сюжета.

Алексей: Твой сарказм выдает определенную слабость духа в тебе. Некую незрелость, я бы сказал, кинематографическую... А если говорить серьезно, то для себя, я различаю, смотря фильмы Терренса Малика, что фильмы можно поделить на такие жанры как фильм-проза и фильм-поэзия. Фильму-прозе необходим сюжет, там очень важна последовательность сюжета - ты следишь за интригой. Это упрощенное деление, конечно же. Фильм-поэзия создает тебе... Не то, чтобы там нет сюжета, в "Древе жизни" есть сюжет!

Людмила: Я про "Путешествие во времени" говорю.

Алексей: И здесь есть сюжет! Конечно есть!

Людмила: Есть некая метафора, может быть. Но не сюжет.

Алексей: Как не сюжет? Конечно сюжет! Там говорится о мироздании. Мы начинаем с того, как возник мир. Через некие образы большого взрыва и чего бы там не было и до нашего времени, динозавры и другие...

Людмила: Все равно это не линейное повествование. Периодически туда включаются какая-то кинохроника, хроника...

Алексей: Это не говорит о том, что нет сюжета. Линейность - это не единственный признак сюжета.

Людмила: Хорошо. Скажем, это кинопоэзия, созерцательное кино. Но поэзия тоже может быть разной. Фильм Джармуша "Патерсон" тоже кинопоэзия!

Алексей: Я согласен, тоже кинопоэзия, но она повествовательная. Разное бывает кино, разное.

Людмила: Здесь что-то от Гомера. Даже не знаю с чем сравнить.

Алексей: При чем здесь Гомер?

Людмила: Я имею ввиду по жанру. Если иметь в виду, что "Путешествие во времени" это кинопоэзия, то это нечто эпическое. А эпическое это, когда ты не очень понимаешь, а тебя заставляют учить. Здесь ты не очень понимаешь, а приходится смотреть.

Алексей: Я не понимаю, что за синдром троечницы! Тем более, ты полфильма проспала, я видел.

Людмила: Да, я проспала. Это снотворное.

Алексей: А меня никто не заставляет, мне нравится! Мне кажется, что есть определенное место и время для таких фильмов. То, как они на меня воздействуют, мне кажется симпатичным.

Людмила: Ну как воздействует на тебя "Путешествие во времени"?

Алексей: Во-первых, пару слов - он показывает ни много ни мало - мироздание. Терренс Малик один из самых философских и даже, я бы сказал, богословских режиссеров нашего времени. Почему? Потому что он, то ли в силу внутреннего опыта, то ли в силу смелости, где-то чуть-чуть даже возраста, позволяет себе говорить на те темы, о которых говорить неловко. Он говорит о смысле жизни, о мироздании. Это непросто в нашем постмодернистском хихикающем мире - вот, сейчас нас будут учить жизни! Он, при этом не учит жизни, он не делает каких-то категорических выводов, которые тебя к чему-то обязывают, хотя мог бы. Почему бы нет? Мне кажется, что и такие люди тоже нужны. Не все же по углам, в песочнице играть? Опять же, лично я не люблю пафос. Мне не нравятся лозунговые заявления, но есть несколько людей, от которых, я это принимаю. Терренс Малик один из тех, он почему-то заслужил доверие.

Людмила: Мне кажется этот фильм исключает человека. Либо, человек наравне с другими созданиями. Там постоянно к кому-то обращается закадровый голос, называя кого-то "Мать", это либо природа мироздания, при этом человек, это что-то такое маленькое, незначительное или по-крайней мере равное другим обитателям планеты: вулканам, морю или животным.

Алексей: Если, действительно, посмотреть на человека в категориях истории мира, как мы знаем ее, то человек - это какое-то пятнышко на песчинке. В этом смысле, это совершенно разумный взгляд. Когда мы представляем себе мир, мы одомашниваем его, делаем его маленьким, комфортным для нас. Потому что наше сознание сопротивляется большим пространствам. Я не могу рассматривать этот фильм как нечто отдельное. Есть типы режиссеров, для меня сейчас их двое, я не могу рассматривать их фильмы отдельно друг от друга. Это Вуди Аллен и Терренс Малик. Я смотрю их как продолжающийся разговор. Это два очень разных режиссера, диаметрально противоположных. Вуди Аллен - это как раз анти пафос, анти большая тема, анти глобальные заявления. Но из фильма в фильм он возвращается к одним и тем же вопросам о смысле жизни, о смысле смерти, кто я, куда я и так далее... Ко всем тем же достаточно глубоким философским вопросам. То же самое Терренс Малик, во всех фильмах, которые я видел, он задает те же самые вопросы: кто я, откуда я, как я соотношусь с окружающим миром..

Людмила: Мне кажется, красиво смонтируй все эти большие взрывы, галактики и океаны и будет тоже самое ощущение.

Алексей: Ну, смонтируй красиво! Что за разговор? Смонтируй!

Людмила: Мы смотрели очень похожий по посылу фильм о Сальгадо Вима Вендерса. Там, конечно, человек - значимая единица, и благодаря этому ты видишь, кто с тобой разговаривает. Через выбор персонажа, через персонажа как такового; там, где сидит сам Вим Вендерс, где он себя ставит как автора. А Малик себя совершенно убрал... Где он, не понятно.. Такое ощущение, что он сказал оператору - Сними эти красивые виды...

Алексей: Совершенно верно, я с тобою полностью согласен. Только я считаю, что это хорошо. Почему это плохо?

Людмила: Как можно из кино убрать себя как автора?

Алексей: Вот так как делает это Малик. На твой вопрос есть очень хороший ответ в виде существующего произведения. "Древо жизни" мне понравилось конечно больше. Там, то, что твой злобный кинокритик считает лишним, там оно как раз не лишнее. Оно связывает мотивы. Кстати "Путешествие во времени" Малик задумал еще в 70-ые, когда только начал свою кинокарьеру, потом у него была достаточно большая пауза. Он человек с философским образованием, он переводил какие-то работы Хайдеггера и является неплохим специалистом по экзистенциалистской философии. Философии, которая обращена к вопросам смысла. В "Древе жизни" это прямо на уровне цитат проговаривается, в "Путешествии во времени" более косвенно пересекается с библейской литературой мудрости: Книга Иова, Книга Екклесиаста, Песни Песней, Притчи. Это своеобразное богословие снизу; попытка найти ответ на какой-то вопрос из опыта. Авторы этих книг пытаются опытным путем что-то нащупать. Как раз в Книге Иова страдающий праведник, находясь в глубоких переживаниях, вдруг оказывается поставленным Богом перед миром, который на порядок больше него. Он выходит из своего маленького мирка и начинает кругом видеть загадочных созданий, которые намного больше и старше человека и это придает особые оттенки последующим его размышлениям. Мне кажется, что у Малика есть что-то похожее; он то приближается к человеку, то удаляется от него в космической перспективе, задаваясь вопросами "Кто я? Как мы соотносимся со всем миром?". С одной стороны, мы находим в мире много приятного красивого и хорошего; с другой - много боли и страданий. Есть ли вообще какой-либо смысл? Какие-то вещи показывают, что есть; другие моменты нашего существования и человеческой истории, и истории мира не дают нам уверенности, в том, что мы можем найти ответ. Это очень пересекается опять же с Книгой Екклесиаста, где герой, проходя через разные испытания в своей жизни, пытается ответить и не дает убедительного ответа. Потому что в нашем опыте ответа нет, в нашем опыте есть только какие-то знаки и подсказки. Для Теренса Малика такой подсказкой является наша способность любить. Для него эта наша способность искупает все остальное, значит есть надежда.

Людмила: Где там про любовь?

Алексей: Это в той части, которую ты проспала. Там просто прямо проговорено, - то, что мы любим дает нам какое-то ощущение жизни. Способность прикасаться, соединяться, быть вместе - это, с его точки зрения, является как для людей основополагающим, так и для всего космоса.

Людмила: Сам он что-то не очень хочет побыть вместе со зрителем... в своем мистическом видеоряде.

Алексей: Со мной он побыл. А с тобой, видимо не хочет. Не знаю. Опять же, фильм не простой для восприятия. "Древо жизни" мне понравилось больше, но если рассматривать этот фильм как часть разговора, мне он кажется достаточно интересным.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли