Виолета отправилась на небеса (Violeta se fue a los cielos) Андрес Вуд

«благодарю жизнь, что мне дала так много»: певица, художница, чилийка, собирательница фольклора, женщина, любимая, любившая Виолетта Парра в фильме «Виолетта отправилась на небеса» Андреса Вуда ● правда сердца: фильм не похож на историю, он похож на песню ●● неограненный дикий талант: режиссер показывает свою героиню загадкой, которую невозможно разгадать

Виолета отправилась на небеса, Violeta se fue a los cielos, 2011, Андрес Вуд, Andrés Wood, Франциска Гавильян, Francisca Gavilán, Violeta Parra, Виолета Парра, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Виолета отправилась на небеса, Violeta se fue a los cielos, 2011, Франциска Гавильян, Francisca Gavilán, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Виолета отправилась на небеса, Violeta se fue a los cielos, 2011, Франциска Гавильян, Francisca Gavilán, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

 

Антон: Новый фильм..
Людмила: Победил на фестивале «Санденс» как лучший международный фильм.
Антон: Да. Гран-при жюри, или как-то так эта премия называется.
Людмила: В центре фильма очень интересная женщина, Виолета Парра, чилийская певица, художница; перечислять все, что она делала невозможно; дело не в ее заслугах. Она была творцом от природы, у нее никогда не было никакого образования, она никогда ничему не училась, поэтому называть ее художником или певицей как-то странно. Человек просто жил как пел, рисовал..
Антон: Можно назвать это примитивным искусством. Она, действительно, пела простые песни, собирала народное творчество и сама сочиняла очень простые песни; рисовала, что получится; по всей видимости получалось хорошо, потому что признание общемировое. Она еще ткала ковры; когда заболела, то научилась ткать ковры, как я понимаю, не очень-то хорошо получалось, как и она сама об этом думала, но опять же — всеобщее признание. Все ее творчество выглядит примитивным.
Людмила: Оно народное, посмотришь и скажешь - что-то от ребенка, что-то из фольклора...
Антон: Оно не тащит за собой груз теорий..
Людмила: И интеллекта..
Антон: Она училась рисовать, не зная о том, как рисовать..
Людмила: Также как и петь. Она из музыкальной семьи; и мать, и отец, братья и сестры — все пели. По фильму она начинала петь с сестрой. Мы сейчас говорим как про фильм-биографию, но, на самом деле, этот фильм очень интересно построен. С одной стороны, да — это биография, нам рассказывается про женщину, про то как она творила, жила, любила, но снята она не линейно; события идут не друг за другом; они показаны несколько субъективно; не как сюжет или история, а как впечатления. То есть фильм постоянно возвращается в прошлое, иногда это какие-то замерзшие картинки, иногда прошлое и настоящее перемешено; структура фильма очень эмоциональная, не строгая.
Антон: Когда читаешь ее биографию, она кажется очень ровной, почти сладкой — все получалось, получалось, потом бах — выставка в Лувре! И опять все получалось и получалось.. А фильм, наоборот, очень рваный, с надрывом, даже песни, которые выбраны для фильма все с надрывом, с болью.
Людмила: Я думаю они такими у нее и были, в основном. Там показано, что в какой-то момент жизни, она начинает ходить по деревням, искать пожилых людей и просить их петь, чтобы именно эти народные песни остались, а она потом могла их петь. Чтобы быть их голосом. Голосом этого уходящего поколения, голосом народа. А когда ты так себя подаешь, то народная песня — это всегда отчаяние, это всегда боль, поскольку это очень старые песни, они о тех, кто беден, они от старого, угнетенного народа, которые не чувствуют уверенности в будущем, а только лишь надежда на счастье. Народные песни всегда такие - нам сейчас плохо, но мы терпим, потому что впереди счастье... или потому что вокруг красота природы, она помогает нам преодолеть невзгоды. И у нее даже свои песни похожи на эти фольклорные, потому что она почувствовала душу народа. Пафосно звучит, но тем не менее.
Антон: Как я уже сказал, она пользуется мировым признанием, это так и есть, она самая перепетая чилийская певица, и даже латиноамериканская. Ее песни перепевались большее количество раз, чем кого-либо другого, повторялись другими актерами, переигрывались и так далее. На ее родине создан музей ее искусства, достижение, я бы сказал не слабое.
Людмила: С другой стороны, все выставки и все достижения, которые у нее получились при жизни оказались недолгими, никаких выставок в Лувре у нее теперь нет. Для своего народа она героиня, но для всего остального мира — уже нет. Ничего не сохранилось, ни в одном европейском музее нет ее картин, если кто и сохранил о ней память, то это только ее народ. А больше ничего не осталось ни в архивах, ни даже никаких записей на радиостанциях, хотя она даже вела свою передачу, и об этом говорится в фильме.
Антон: Вообще фильм построен вокруг известного интервью, которое она давала где-то в Европе, кажется, в Париже. Он начинается отрывками из интервью и потом они возникают и дальше, фильм, действительно, довольно рваный.
Людмила: Мне кажется, что по своей форме он похож на песню. Самое главное в песне — это эмоции, в песне можно вспомнить прошлое и вернуться обратно в настоящее; песня выражает чувства, она не должна быть линейной, это же не рассказ. Единственной правдой песни является правда чувств, которые в ней заложены и которые ты хочешь в данные момент передать. Фильм построен не как историческая картина, а именно как картина эмоциональная, там есть вещи, которые зрителю будет очень интересно наблюдать, например, похороны ее младшей дочери, да и вообще вся та ситуация, когда она уехала на концерт в коммунистическую Польшу, на фестиваль молодежи или что-то в этом роде, а в это время умирает ее маленькая дочь, совсем младенец. Все это построено удивительно: режиссер одновременно показывает нам как она поет, и в это же время, как ее дочь умирает, и одновременно же показывает ее реакцию на все это — пустота, как-будто она сидит в каком-то пустом помещении. Ее внутренние чувства смешаны с реальной историей: мы видим, то потерянную женщину; то ее поющую; то ее старшего сына, который бежит с этой девочкой, пытаясь добежать до врача; и затем показан обряд похорон - когда младенца одевают в лучшее платье, прикрепляют крылья, как к ангелочку, сажают его на стульчик и выкладывают вокруг него некую композицию. Затем все сидят и старик, который раньше пел, а потом как он говорит, Бог забрал у него внука и он больше не поет, вдруг этот старик начинает петь. И непонятно, присутствует ли этот старик на похоронах ее ребенка или это он вспоминает похороны своего внука. Все это очень перемешено, но старик запел. И вдруг, показано, что она уже совсем в другом месте и записывает песню старика. В общем как-то все не линейно. Здесь снова показана не историческая правда, а правда того, какой этой женщина была внутри: она прямая, она в чем-то дикая, многие ее современники говорят, что ее лицо из-за того, что она в детстве переболела оспой, было в рытвинах. Она стеснялась себя, постоянно закрывала лицо волосами, но при этом, когда начинала петь, она смотрела на зрителей прямо, как-будто бы каждому в глаза и мы видим это в фильме, как-будто бы некую ее силу... Ее конкурентка по сцене говорила, что мужчины падали штабелями такой был магнитизм от нее, первобытный даже... Действительно, нельзя сказать, что мы видим красивую женщину, мы видим, во-первых, интересную женщину, которая живет напролом. Она не заботиться о чужих взглядах, не оглядывается ни на кого, она знает какую-то свою правду и не может не петь, как птица какая-то. Птицы же поют до самого конца, и она такая же. Какая-то яростная.. В фильме ты подпадаешь под влияние этой женщины, пытаешься разгадать ее, понять; там есть творческая карьера и есть личные отношения; мне кажется, что режиссер сам пытается разгадать эту загадку; кем она была, откуда у нее такой талант самоучки; и талант ли это в нашем понимании, потому что он какой-то неограненный этот талант, он никуда не вписывается. Рисовать ли она бралась или вышивать, когда болела; казалось бы, человек болея наконец утихнет, так нет же, она взяла какие-то нитки и давай вышивать. Или когда она рисовала, тоже интересно, чтобы не мыть кисти, она брала кисть макала ее в черный цвет и этим рисовала сразу все, что будет в картине черным, потом брала синий и рисовала все, что будет синим. Это же надо всю картину в голове держать, где у тебя какой цвет будет, и она такая во всем была. Интересная. Я думаю, стоит поразмышлять над тем, почему фильм называется «Виолета отравилась на небеса».
Антон: Об этом, по-моему, немножко говорится во время смерти ее дочери, там фраза эта обыгрывается. Но у меня нет версии.
Людмила: В этом фильме сделано множество попыток с разных сторон поведать о ней людям, оставить их неравнодушными, а с другой стороны она слишком самобытная. Я знаю, что ее картины продавались на ярмарке картин, но настолько они были странными, что люди не обратили на них внимания, а потом, через короткое время, уже в Лувре, все бросились их скупать. Я хочу сказать, что по поводу ее творчества людям нужна была подсказка. И вообще всегда нужна подсказка, если признанный талант, то — да, мы это купим, мы на это пойдем, а если талант не то чтобы сомнительный, но он тебя ставит перед вопросом: действительно ли это трогает тебя, действительно ли это талантливо? Если человек получил несколько дипломов, закончил консерваторию, то да, наверное это круто, а если он из какого-то деревянного дома вышел, и выглядит странно, в неопрятной одежде, народной, и она поет как-будто бы ругает тебя или просто поет слишком надрывно. То есть это такой талант, который ставит тебя перед вопросом: талант ли это вообще и что это такое передо мной? Не знаю постиг ли ее режиссер, снимавший этот фильм, понял ли он ее, на мой взгляд, нет. Я думаю, это была просто попытка догнать ее и понять; и все окружающие ее тоже вряд ли ее понимали, она была больше них, все ее мужчины по сравнению с ней были так себе, не очень. Первый муж вообще простой человек был, а второй вроде бы музыкант, но тоже не ясно: с одной стороны, она его задавила, задушила своей любовью, с другой стороны, он по сравнению с ней довольно серенький персонаж. Никто ее, как мне кажется, не понял; все оказались ниже что-ли. Но с другой стороны, может быть ей стоило спуститься с этих небес, на которые она все время отправлялась, быть понятней, быть более понятной женщиной, более понятной матерью.
Антон: В этом отношении фильм удался, потому что режиссер смог создать такой фильм, какой была она: неровный непонятный загадочный, не отвечающий ни на какие вопросы. Временами его сложно смотреть. Еще и культура чилийская нам не очень ясна, нет каких-то ниточек, за которые мы могли бы потянуть и приоткрыть двери. Они нам не объясняются и мы их не понимаем, потому что мы никогда раньше не видели этих традиций и никаких основ этой культуры мы не знаем. Поэтому смотреть временами сложно и музыка, которая там используется, опять же, такая вся надрывная.
Людмила:

Это голые эмоции, не всегда приятные, чтобы их слушать. Заканчивая разговор о фильме, упомяну еще один интересный факт: ее родственники приняли решение отдать все ее наследие религиозной организации, которая называется «Приют Христа», потому что они боятся разбазаривания, что все может растеряться, а в этой организации они смогут все сохранить и выжать из этого пользу. Фильм не показывает во что она верила, и на какие небеса она отправляется в своем понимании, но родственники, наверное, знают. Надо сказать, что закончила она плохо, она застрелилась. Довольно-таки интересное решение приняли ее родственники по поводу того, куда девать песни, вышивки и картины, которые от нее остались. Эта их какая-то попытка понять в каком направлении она шла и куда она все время стремилась. Таков их ответ.

И еще я забыла прекрасный момент упомянуть, который мне, пожалуй, понравился сильнее прочего. Когда она ссорится со своим вторым мужчиной, который играет на дудочке, иначе про него и сказать не могу, по сравнению с ней, он некто с дудочкой, и вот они поссорились, он куда-то направляется и она очень картинно падает в обморок, как бы от чувств, и когда к ней подходят прохожие, чтобы помочь, она резко встает и очень независимо идет. Она не для них падала в обморок, а на для него в обморок упала. Она, действительно была выше, больше, интересней всех, кто ее окружал, но так и ушла, наверное, неразгаданной. Некоторым женщинам их старость-мудрость как будто бы не доступна, какая-то умудренность, окруженность внуками, успокоенность. Мне кажется успокоенность, а тем более немощность, была бы для нее страшна, когда ты уже не можешь ничего нарисовать, спеть. Не знаю бежала ли она от этой старости, но матроной успокоенной ее представить невозможно.

Антон:

Ну она и не собиралась ей быть.

Людмила:

Она ушла на пике.

 

 

 

 

 

 

 

другие фильмы из серии "биографии"

"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) режиссер Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) режиссер Жоанн Сфар "Переступить черту" (Walk the Line) режиссер Джеймс Мэнголд "Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World) Лиз Гарбус "Фрида" (Frida) режиссер Джули Тэймор
"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) Жоанн Сфар "Переступить черту" (Walk the Line) Джеймс Мэнголд

"Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World) Лиз Гарбус

"Фрида" (Frida) режиссер Джули Тэймор

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка