В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари

В тени, Under the Shadow, 2016, Бабак Анвари, Babak Anvari, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Avin Manshadi, В тени, Under the Shadow, 2016, Бабак Анвари, Babak Anvari, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

 

"В тени" (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари

 

Алексей: Следующий фильм рекомендованный Антоном. Ха-ха! Фильм действительно получил высочайшую оценку в списке одного из ведущих кинокритиков Британии Кермода. Как кстати, его имя?

Антон: Марк Кермод.

Алексей: Марка Кермода. Фильм называется Under the Shadow режиссера Бабака Анвари.

Антон: Это иранский фильм полностью с иранскими актерами, снятый в Британии и тоже в Иране на британские деньги. Он считается британо-иранским, который номинирован.. представлен от страны.

Алексей: Еще Катар и Иордания участвовали в съемках. Может какие-то сцены там снимали?

Антон: Бомбы, наверное их..

Алексей: Добрый ты! Скажем, все-таки иранский фильм, потому что и режиссер, и актеры - иранцы. Он не смог бы полностью снят в Иране, скорее всего, по идеологическим причинам, но там используется киноязык, свойственный для иранского кино. Но жанр выбран совершенно непривычный для иранского кинематографа - фильм ужасов.

Людмила: Скорее мистический.

Алексей: Я тут всегда теряюсь, ну такой - УУУ! С приведениями, с призраками...

Антон: От этого он не дешевеет!

Алексей: На твоем языке это главная оценка! Я не совсем понимаю, что ты имеешь ввиду.

Людмила: Мне кажется, дешево получилось.

Антон: Британией он выбран на Оскар, я уж не знаю попадет ли он в список. Британия представила как свой фильм именно его.

Алексей: О чем фильм в двух словах?

Людмила: Есть, так скажем, ДНК от фильмов ужасов: мама с маленькой дочкой остается в пустой квартире, где происходит что-то устрашающее, потустороннее..

Алексей: Неправильно ты рассказываешь! Тегеран. 80-ые годы. Бомбежки...

Людмила: Да подожди ты!

Алексей: Ирано-иракская война. Мать с дочерью остаются в доме.

Антон: Война была реальным событием, если вспомнить историю..

Людмила: Я к тому, что, если убрать эту политику, то получится классика дешевого фильма ужасов, категории В.

Алексей: А не надо убирать политику!

Людмила: Получится "Кукла Чаки"!

Алексей: С самого начала заявлено, что это была одна из самых длительных войн того века, она продолжалась восемь лет. Если посмотреть простую статистику, там погибли с обеих сторон, по 200-300 тысяч человек.

Алексей: И вот мать остается одна в доме, в городе во время бомбежек.. Они там уже видно по фильму..

Людмила: Приноровились.

Антон: Восемь лет!

Алексей: Привычка к войне. Звучит страшно. Под землей у них есть бункер, окна правильно заклеены, чтобы, когда снаряд попадает стекло не на осколки разлетелось, а целиком вылетало. В общем, разные приспособления. Мужа в очередной раз забирают на сборы, куда-то далеко, он врач. Все соседи съезжают, женщина с дочерью остается одна и тут, помимо войны, появляются мистические ужасы, призраки. Они называют это джиннами.

Людмила: Духи..

Алексей: Это фольклорно-религиозные персонажи, которые были еще в доисламском восточном мире, но также упоминаются и в Коране, как некие злые духи, которые хотят причинить людям зло.

Людмила: Понятно, что эти джинны, духи - это некая метафора. Но метафора чего? Политического режима? Она, ведь, очень современная женщина, для своего времени. Она постоянно смотрит кассеты, делает аэробику, у них есть видеомагнитофон, который они обязаны скрывать..

Алексей: Те, кто застал Советский Союз, знают об этом..

Людмила: Дома она ходит безо всяких покрывал.

Антон: Они все ходят дома без покрывал...

Людмила: Как же, когда она приходит к соседям, женщины всегда в покрывалах..

Антон: В Иране все очень поверхностно. На улице нельзя показываться без традиционной одежды... Мне кажется, что профессия ее мужа, и она тоже собирается стать медиком, их профессии выбраны не случайно.

Людмила: Потому что они интеллигенция?

Антон: Дело не в этом, потому что это совершенно практичный подход к жизни. Это люди с научным складом ума. Совершенно не религиозные.

Людмила: Она и мама-то не очень хорошая, на протяжении всего фильма.

Антон: Здесь ее прагматичный склад ума сталкивается с совершенно противоположным миром, миром джиннов, как они называют.

Алексей: Да, параллельная история такова. Она хотела стать врачом, но из-за того, что во время исламской революции она была против про исламского режима, ей это припомнили и запретили продолжать образование. Здесь встает социально-политическая тема - права женщин в современном Иране. Это одна из причин, по которой этот фильм нельзя было снять в Иране, хотя эта тема подспудно поднимается даже в тех, фильмах, которые снимают там. Это тема некоего ее подавления со стороны общества, здесь несколько сил получается: подавление ее мечтаний и желаний, из-за этого замкнутость и изолированность в своем собственном доме. Затем давление войны ввиде снарядов и бомб, которые прилетают в дом..Давление со стороны мужа...

Людмила: В виде традиционализма..

Алексей: А теперь еще и давление со стороны неких мистических и злых сил, с которыми она не знает, что делать... Вот ты говоришь, дешевость. Дешевость или не дешевость - это очень тонкая грань... Мне кажется, что режиссер сознательно использует киноязык традиционной иранской школы - реализм, некая шершавость, не знаю как объяснить... Это похоже на работу недорогой камерой, картинка получается не глянцевая, не выбеленная как в голливудских фильмах. Все бытовые сцены показаны в этом ключе и на этом фоне появление мистических духов добавляет особую реалистичность всему происходящему. Я вообще не любитель фильмов ужасов..

Антон: Я должен признаться это был мой первый фильм ужасов..

Людмила: Ха-ха!

Алексей: Как ты пережил?

Антон: В два захода.. Утром досматривал.

Алексей: То есть с вечера не осилил? Не знал как будешь спать?

Людмила: Джинны, ведь, не из нашей мифологии?!

Алексей: Здесь разные точки зрения. Одни говорят, что если убрать из фильма всю социально-политическую тему, то ничего и не останется. Другие как Кермод, этот фильм восхваляют. Мне кажется, невозможно понять, можно ли из фильма убрать то, что в нем есть. Но сочетание дает свой эффект. Тут еще есть тема, что она чувствует себя плохой матерью. Она слышит этот упрек несколько раз. Потому что хорошая мать, не по университетам шляется, а сидит дома в парандже....

Людмила: Она с дочкой плохо обращается, достаточно груба с ней... Понятно, что она расстроена отказом в обучении...

Антон: Мне так не показалось.

Алексей: Да, она была груба..

Людмила: Дочь ее раздражает, это очевидно. В ней происходят личные процессы, наверное горевания, психоза, несогласия с тем, что ты вынуждена делать - расстаться с карьерой, остаться в роли жены и матери.

Алексей: Даже не в роли жены-матери дело, а в том, что ничего другого у тебя не будет. Маленький мир патриархального дома.

Людмила: А тут девочка то болеет, то хочет спать с мамой, потому что ей снятся кошмары... То есть сплошное раздражение... Пока она сама не поверила в джиннов, то есть пока сама история не заставила ее поверить в то, что джинны существуют - девочка ее раздражала.

Алексей: Я думаю, что этот фильм передает эмоции многих женщин патриархальных культур, где само желание быть не только дома может расцениваться как то, что ты плохая жена, мать, хозяйка... Любопытно как здесь показано зло. Мне этот образ кажется понятным и близким. Зло - это некая трещина в мире, злые духи в данном случае, приходят через трещину в потолке, которая образовалась от удара ракеты. Как будто они приходят вместе с ракетами, зло, от подавляющего режима до войны. И оно приобретает мистические черты. Кстати, одна из самых сильных сторон фильма, на мой взгляд, что так до конца и не понятно...

Антон: Да-да!

Алексей: Это честная мистическая драма или... Знаете как отличаются истинные галлюцинации от ложных? Истинные галлюцинации это, те, которые ты думаешь видят и другие. А ложные - те, которые, ты думаешь, что видишь только сам. Другим просто не дано. Здесь остается непонятным, то ли мистический символ это такой хоррор, то ли все эти ужасы это визуализация подавленных страхов. И режиссер оставляет вопрос открытым и это добавляет, как ни странно реалистичности..

Антон: Про себя могу сказать, что я очень рациональный человек и все воспринимаю очень прагматично. Как и главная героиня. Даже во сне, если мне снится кошмар, я говорю себе - это сон, и просыпаюсь. У меня в этом отношении все технично. А этот фильм заставляет меня немножко подумать, надо ли отрицать какие-то мистические вещи в жизни? Надо ли списывать их как предрассудки и пытаться объяснить рационально?

Алексей: Интересно, что она к своим соседям относится очень высокомерно. Они действительно верят в джиннов, она считает их провинциалами и невеждами. Но вот что интересно, что когда зло начинает входить в жизнь ее семьи, у нее нет инструментов, она не знает, что делать. И как ни странно, ее суеверные соседи имеют хоть какую-то технологию..

Людмила: У них есть интуиция! Они говорят - Уходи!

Алексей: Да, у них есть подход. Там есть любопытный диалог. Женщина, которая иногда сидит с дочерью... Главная героиня спрашивает у нее..

Антон: Про книгу..

Алексей: Про книгу, про джиннов. Та отвечает, понимая причину вопроса, - эта книга тебе не поможет. Она научная. Там только описываются представления людей о джиннах, там нет ответа, которого ты ищешь. Интересный момент. Она оказывается беззащитной. Современный человек, спрятавшийся от своих глубинных страхов, с помощью технологий, круглосуточного освещения и других механизмов рационализации, о которых ты говоришь.. Он оказывается невооружен, сталкиваясь с необъяснимым злом.. В этом смысле люди, жившие в предыдущие поколения, и верящие, что мир сложнее, чем мы его видим, как ни странно оказываются более вооруженными. Я слышал одну историю, от православного священника, но очень рационального человека... Она повергла меня в изумление. Он нашел у себя дома книгу про кладбища и вот, этот рациональный человек поразглядывал эту книгу и на него накатил мистический ужас. Знаете какое изящное решение он придумал, он сдал ее в библиотеку Православной Академии. Он сказал, там вроде бы люди...

Людмила: Прокачанные

Алексей: Да. Закаленные... Они сумеют со всем этим справится. Я согласен с тобой, такие вещи, действительно, ставят перед современным человеком определенные вопросы. Потому что, как бы мы не спасались гаджетами и технологиями на периферии нашего мировоззрения, когда мы остаемся наедине с собой, наши самые древние хтонические ужасы или ситуации кризиса, когда в жизни возникают те самые трещины - все начинает через эти трещины просачиваться.. И оказывается, что современный человек, с его современными объяснениями - хоба! А у него ничего нет! Никаких инструментов, которые на этом уровне могли бы что-то человеку дать. То есть раньше люди использовали молитву, ходили в церковь. Что интересно - в этом фильме религия человеку никак не помогает. Когда она в панике выбегает на улицу, то сталкивается как раз с представителями религиозных структур, и сталкивается она только с обвинением, что она не соответствует внешним нормам шариата. Хотя видно, что женщина крайне напугана. Она сталкивается только с осуждением. Она оказывается совершенно одна. Традиционная консервативная религиозность не может ее ничем обезопасить и у нее нет своего личного опыта. Любопытные струны затрагивает фильм, играет с теми душевными страхами, существовании которых мы знаем, но предпочитаем о них не думать. Ну, что, подведем итог. Если говорить о рекомендациях к просмотру этого фильма - тут, трудно сказать. Ужас есть ужас. Есть люди с разной эмоциональной системой. Я - человек достаточно черствый, могу сказать, что есть несколько Ах!-моментов, которые заставили меня вздрогнуть. Но по большому счету, главный ужас - это не мистические твари, это то, что мы как люди делаем с самими собой. Фильм как минимум любопытный, интересно снят и интересных тем касается.

 

 

обсуждение фильма "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin) в проекте "Раскадровка"

рецензия на документальный фильм "Это не фильм" режиссера Джафара Панахи

рецензия на фильм "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin)

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн