"Тираннозавр" (Tyrannosaur) режиссер Пэдди Консидайн

собака бывает кусачей только от жизни собачей: «Тираннозавр» Пэдди Консидайна ● светлый ужас: даже в аду остается надежда, если ты способен увидеть свою неправоту ●● два отчаянья, два одиночества: жестокое и невеселое … но это кино все-таки о любви

Tyrannosaur

кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Тираннозавр, Tyrannosaur, Питер Муллан, Peter Mullan, Оливия Колман, Olivia Colman  кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Тираннозавр, Tyrannosaur, Питер Муллан, Peter Mullan

 

Людмила: Фильм, который мы обсудим, это не мейнстрим, не знаю во всех ли кинотеатрах России он будет идти. Но для просмотра, естественно, доступен.. (тем, кто знает, как).
Алексей:  Многозначительно подмигиваем...
Людмила: Фильм называется «Тираннозавр», режиссер... Алексей, скажи, кто режиссер.
Алексей: Пэдди Консидайн. Известный британский актер, прежде всего, это его, можно сказать режиссерский полнометражный дебют. Дебют оказался удачным, этот фильм получил кучу наград, специфические британские награды BAFTA (Британская академия кино и телевизионных искусств). Эта награда очень значима сама по себе, потому что это страна с богатой кинематографической традицией... А я то как на этот фильм глаз положил? Через мой любимый и уже сто раз рекламируемый фестиваль Сандэнс! И опять Сандэнс меня не обманул! Выбор жюри фестиваля в Сандэнсе, это фестиваль международного независимого американского кино, но и международные фильмы там тоже рассматриваются. Их выбор, практически, всегда мне нравится. Недавно мы обсуждали фильм Мэри...
Людмила: "Марта, Марси, Мэй, Марлен".
Алексей: Да, с четырьмя этими женскими именами, никак их подряд не запомню. Также замечательный фильм "Зимняя кость", и вот "Тираннозавр". Этот фильм из разряда таких произведений, к которым русское значение слова “нравится” не очень подходит, Я скажу так —  это очень хороший фильм. “Нравится” к нему не подходит потому, что он очень жесткий. Жесткий не в смысле стрелялок  или фильмов ужасов, там нет изощренных сцен насилия. Но насилие там показано, именно страшным, потому что это бытовое насилие, то, которое вокруг нас. И когда ты смотришь этот фильм, то он тебя пугает не жестокостью сцен, а пониманием того, что люди вот в таком аду живут.
Людмила: Тираннозавр это один из самых больших ящеров..
Алексей: Хищник!
Людмила: Когда мы говорим динозавры, мы скорее всего представляем себе образ именно тираннозавров. Это огромное чудовище, на двух ногах, с громадным черепом, как Годилла. Годила по-моему и есть тираннозавр, да?
Алексей: Судя по всему, да.
Людмила: Что за образный ряд? Кто является тираннозавром? Кто там такой страшный и ужасающий? Насколько я понимаю,  тираннозавры находились на вершине цепочки всего вида динозавров.
Алексей: Название в данном случае обманчиво, ящеров там никаких больших не ходит. Как кто-то из кинокритиков написал, что если в самом фильме,  в названии которого есть упоминание древнего ящера, а самого ящера не показывают, это уже сейчас плюс. Потому что все наполнено сейчас различными спецэффектами.
Людмила: Лишь бы зрители наши, которые не привыкли читать никаких описаний не обманулись.
Алексей: Фильм абсолютно никакого отношения к археологии не имеет и к прочим ужастикам тоже. Это социальная драма, то чем сильны британская и шотландская школа кинорежиссуры. Последние 20 лет они бьют социальные проблемы и надо сказать, если поначалу такого рода фильмы у меня, к примеру, вызывали отторжение. Это связано с тем, что в советские годы, фильм должен был быть намеренно социальным, показывать хищный оскал капитализма, или наоборот, показывать какие-то изъяны, немногочисленные, но существующие  в советском обществе или что-то вроде этого, одним словом, поверхностно-моралистичным. Этот фильм другой. Он заставляет, и содрогнуться, и порадоваться - как то все вместе - это то чувство, которое оставляют в душе хорошие романы. Не хочу делать далеко идущих сравнений с Достоевским, но тот замах, который присутствует в русской классике присутствует, на мой взгляд и в этом фильме. В нем нет наивного оптимизма, но несмотря на весь ужас, который изображен, остается, ощущение как ни странно,  светлое , и общий настрой фильма какой-то искупительный. Я скажу несколько слов о сюжете: пожилой вдовец, которого играет известный британский Питер Муллон, недавно похоронивший свою жену, с первых же кадров мы встречаем его крайне разозленного на букмекеров в букмекерской конторе, где он делал ставки на лошадей, и затем, в порыве ярости он забивает насмерть свою собаку...
Людмила: Ой!
Алексей: … которую с большим сожалением хоронит. А мы сразу окунаемся в мир насилия. Этот британец-пролетарий, как, скажем, в фильмах про футбольных болельщиков, этот человек оттуда, крепкий такой, британский мужичок, знающий, что такое старая хорошая драка. Он вырос в пабах и производит одновременно и устрашающее и жалкое впечатление, устрашающее он потому, что агрессия из него так и прет и буквально сочиться ненависть — он постоянно все пинает, все что попадет ему под руки, и под ноги. Он, в свою очередь, и сам получает, но это его не останавливает. И в то же время, это человек, который на грани того, чтобы опуститься, мы постоянно ловим себя на мысли, что еще немного и он превратиться в бомжа, сопьется и опустится и ничего от него не останется. И, вот, в очередном приступе неадекватной ярости, он забегает в магазин, у нас, к сожалению, таких нет, магазин, где малоимущие люди могут, порой даже бесплатно, получить какую-то одежду и другие вещи.
Людмила: У нас такие есть.
Алексей: Есть, но это редкий феномен, этому еще нужно развиваться. В том магазине находилась женщина, продавщица, ее играет британская актриса Оливия Колман, которая видит, что вбежал мужчина в смятенном состоянии, вбежал и спрятался среди вешалок с одеждой. Он похож на загнанного пса, который уже дошел до крайнего истощения, но до него еще не дотронешься — укусит. Она говорит ему — хотите я за вас помолюсь? Поскольку это христианский благотворительный магазин. Она за него молится и он даже разревелся. Но на следующий день, когда они опять встречаются, он не то чтобы искусно, но даже изощренно оскорбляет не только ее веру, но и даже всю ее жизнь, что ей остается только молча плакать в ответ. Затем он выбегает из магазина, мчится в паб и видно, что он ругает себя. Тут нужно отметить, что в этом фильме, ну просто, замечательная игра актеров, если кто соскучился по действительно, хорошей актерской игре, то здесь то самое. Вот он в пабе ругает самого себя — ты чего, дурак, делаешь, почему так поступаешь? Видно, что он и хотел бы жить по-другому, но настолько привык быть брутальным таким товарищем, что по-другому не умеет. Дальше, на протяжении фильма мы видим развитие отношений между этими людьми; героем Питера Муллона и продавщицей из магазина, которая оказалась из внешне очень благополучной семьи, с большим домом, но в доме этом у нее живет муж, про которого если сказать, что он садист, то это ничего не сказать — просто тварь! И фильм снят так, что ты все это насилие не только чувствуешь, но иногда и поддаешься, думаешь — прибить бы его! Да, вот такие чувства рождаются. Вернемся к нашему герою, он живет в британском рабочем районе, где рядом, в соседнем доме, живет мальчик на которого, он смотрит как на внука. Мать мальчика живет с каким-то придурком, паренек вечно сидит на крыльце, пока они там своими делами занимаются, и бывает, что они обмениваются по-соседски несколькими теплыми фразами. Само описание этого жесткого быта, возможно для многих западных зрителей это выглядит своеобразной экзотикой, но для большинства жителей России, к сожалению, эти картины очень узнаваемы. Очень легко вспоминаешь какие-то эпизоды из историй практически идентичных показанным в фильме.
Людмила: Ну и что, на протяжении всего фильма мы проваливаемся  в ад все глубже и глубже?
Алексей: Как ни странно, мы начинаем вроде бы проваливаться и …. это прямо бьет по тебе. Вот я расскажу одну сцену, это знакомство зрителей с мужем главной героини. Она приходит домой, ложиться спать, заснула на диване, затем приходит с работы муж и он мочиться на нее.
Людмила: Специально?
Алексей: Да! На следующий день, она все отмывает, а он упрекает ее в том, что у них нет интимной жизни! И это настолько бьет по твоим чувствам, это не сентиментально, там нет никакого смакования, там непосредственно сцен насилия мы практически не видим, мы видим последствия этого. Но от этот не менее тяжело. Я не буду рассказывать все повороты сюжета, для тех, кто хочет посмотреть этот фильм, скажу просто — это фильм не семейный. Он жесткий. Не потому что там есть особо жестокие, изощренные сцены, нет, это эмоционально жесткий, тяжелый фильм, но тем не менее оставляющий не только разбереженные чувства, но и желание подумать, поразмышлять о каких-то вещах. Собственно говоря, этот фильм может так и оставался бы жесткой такой социалкой, если бы посреди всего этого кошмара; разрушенной жизни этого мужика и этой женщины, не возникло бы чувства. Любовь ли это или дружба, даже и не скажешь, просто когда они начинают общаться, то начинают взаимно помогать друг другу выбраться из того эмоционального ада, в котором они оба находятся. Посреди этого кошмара, ты видишь блеснувшую надежду, на то, что он сможет выйти из того, в чем он, а она сможет по-другому зажить. Само название этого фильма «Тираннозавр», оно откуда? Мы из фильма узнаем, что недавно умершую жену главного героя, которую он судя по всему любил, брутальной, мужской, пролетарской любовью, любовью без нежностей, он ее называл тираннозавром. Почему? Потому что, из-за нарушения обмена веществ, она была очень грузной, и когда она спускалась по ступеням дома, она топала. Он в фильме “Парк юрского периода” увидел, что когда приближались тираннозавры, то даже вода дрожала, а у него кофе или чай дрожал, когда она спускалась, поэтому он прозвал свою жену тираннозавром. Это такое “нежное” прозвище было. И когда главная героиня спрашивает его — ты любил свою жену? Он говорит — очень! И ненавидел одновременно! Она спрашивает — почему? Потому что она была какой-то странной, она всем верила, всех принимала, а я выбил из нее все это и мне теперь очень стыдно за это. Мы видим человека, в котором что-то привлекает, несмотря на все его реакции. Что в нем привлекает? Это способность увидеть свою неправоту. Для человека уже прожившего свою жизнь, а он именно такой — это не просто. В этой его агрессии есть четкое осознание того, что это именно он виноват в своей такой жизни. Это то, чего нам часто так не хватает. Кстати, чем больше ты в своей жизни порушил, тем сложнее признаться, потому что стыдно. А вот он, может. И это дает в фильме ощущение надежды. То есть он понимает, что у него не получается, но он, по крайней мере понимает, что это не правильно, и что у него не получается. Он не гордиться тем, что он делает, он не гордиться ни одним своим поступком, которые произошли в состоянии ярости или какого-то выпада. Он понимает когда надо сдерживаться, а в каких случаях нужно быть настойчивым. Такой мужик с пролетарской закалкой, без какой-либо сентиментальности, а обладает чувством “хорошо или плохо”, и это чувство позволяет ему раскаиваться. Хотя он в большинстве разговоров на религиозные темы, в основном богохульствует, высмеивает веру и своей бывшей жены, и этой женщины, с которой он познакомился, но затем он пишет ей письмо, где признается — ты знаешь, я начал молиться. Я не понимаю, что я делаю, но я начал молиться, чтобы у тебя все было хорошо. Есть ощущение оставшейся человечности, которая в нем впервые в жизни начинает осознанно просыпаться. И несмотря на замес в этом фильме жесткой брутальности, в нем есть место надежде, не слащавой, не наивной, а что-то настоящее прорастает и это оставляет приятное чувство. “Приятное чувство” опять неподходящее слово — надежду и оставляет.
Если говорить о моей оценке этого фильма, то фильм этот безусловно отличный. На том же Сандэнсе, и Питер Муллан, и Оливия Колман получили приз за выдающуюся игру. И правда, играют круто. Это настоящий старый добрый актерский фильм на серьезные сложные темы, но, при этом с ощущением надежды и возможности искупления, поэтому фильм не для детей, но, скажу просто, —  советую посмотреть!

 

 

Роберт Редфорд о кинофестивале "Санденс"

 

фильмы участники кинофестиваля "Сандэнс":

"Звери дикого Юга" (Гран-при в категории «Драматический фильм», 2012 год)

"Прачечная" (кинофестиваль "Сандэнс", 2002 год)

"Зимняя кость" - два приза кинофестиваля "Сандэнс", 2010 год: Большой приз жюри (Дебра Граник), премия за сценарий имени Уолдо Солта (Дебра Граник, Энн Роселлини)

"Холодная погода" (режиссер Аарон Кац, 2010 год)

"Счастлива до безумия" (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция