Железная хватка (True Grit) режиссеры братья Коэн

 

нетрезвый вестерн: «Железная хватка» братьев Коэнов ● кавалерист-девица: главная героиня фильма ●● кодекс чести, покорение пространств и другие классические слагаемые вестерна ●●● братья Коэн о том, как играть кино в четыре руки

Железная хватка, True Grit, 2010, Хейли Стайнфелд, Hailee Steinfeld, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Железная хватка, True Grit, 2010, Хейли Стайнфелд, Hailee Steinfeld, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Железная хватка, True Grit, 2010, Хейли Стайнфелд, Hailee Steinfeld, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

   

Людмила: Сегодня в «Раскадровке» вестерн братьев Коэнов «Железная схватка», тебе слово, потому что ты смотрел в кинотеатре, я тоже посмотрела, но так..
 
Алексей: .. одним глазком..
 
Людмила: .. одним глазком, да.
 
Алексей: В замочную скважину подсматривала?
 
Людмила: Но, зато, я посмотрела еще один фильм, надо сказать, что это не первая экранизация романа Чарльза Портиса «Железная хватка» , а вторая, первый раз был в 1969 году, через год после выхода книги, сделал его знаменитый режиссер вестернов, и главный актер Джон Уэйн получил тогда премию «Оскар».
 
Алексей: Ясно. Те, кто видел рекламные плакаты этого фильма или какие-то ролики, сразу безошибочно угадали жанр этого фильма — вестерн. Что самое забавное, что вестерн этот снят братьями Коэнами, почему забавно, потому что, мало того, что они из старой еврейской американской семьи, они и выглядят-то не по-ковбойски. Но они решили смело вторгнуться и в эту сферу, и получился довольно любопытный вестерн. Вообще, нужно понимать, что для американцев вестерн — это что-то поболее просто стрелялки, где скачут ковбои и прячутся индейцы, где происходит вся эта свистопляска индийцы-болгары, как в наших фильмах. Нечто большее потому, что в вестернах американцы обращаются к корневым вопросам своей истории, для них это наподобие Гомеровских «Илиада» и «Одиссеи», откуда черпали свои основные убеждения и истории о героях древние греки, так для американцев исторически это был именно вестерн. Главные характеристики вестерна — это человек перед лицом суровых испытаний, это когда есть дикое поле и одинокий ковбой и чтобы, у него в зубах была зубочистка, чтобы он как Лаки Люк лениво ее пожевывал, а потом он встречается с жесткими обстоятельствами и с негодяями, и в этом начинает проявляться сила его характера, потому что помочь-то ему некому. И ничего, кроме силы характера и быстрых рук у него нет. Поэтому, собственно говоря, вестерны к себе так притягивают. Когда я смотрел этот фильм, я не упорно не мог выкинуть из головы тот фильм, который мы смотрели на прошлой неделе «Зимняя кость», потому что там хоть и нет погони на лошадях и многих классических атрибутов вестерна тоже нет, и время, когда происходят события настоящее, это современная Америка, но сюжетный ход похож. В обеих историях маленькая девочка; там семнадцатилетняя, здесь четырнадцатилетняя бросают вызов суровым обстоятельствам. Там она собирается найти своего отца живым или мертвым, чтобы сохранить дом и позаботиться о своей семье, а здесь эта четырнадцатилетняя девочка приезжает, чтобы принять дела убитого отца, и хочет также отомстить за его смерть, для чего она нанимает, у них эта должность называется маршал; вобщем охотника за головами — тот, кто может проникнуть на территорию индейцев, которая тогда еще формально была неподконтрольна правительству и найти преступника. Убийца отца этой девочки примкнул там к какой-то банде и еще в истории появляется некий техасский рейнджер, которого играет Мэтт Деймон. Вобщем там всяких звезд собрано много: главную роль играет Джефф Бриджес, часто появляющийся в фильмах Коэнов, Бэрри Пеппер и много других хорошо узнаваемых лиц, которые появляются в проходящих ролях, минут на 10. Я даже задавался вопросом, что их побудило снятся в столь коротких ролях? Может быть имя Коэнов, что само по себе не зазорно...
Людмила: Сама по себе книга «Железная хватка» была очень популярна, она вышла в 1968 году и ее даже в школах стали проходить, потому что была уже огромная ностальгия по вестерну. Считается, что вестерн, по крайней мере в кино, был уничтожен фильмом Клинта Иствуда «Непрощенные», в котором было показано, что история Дикого Запада
это не история героизма храбрых одиночек, а история убийц. И по ту сторону, которую представляла власть, были убийцы и по эту сторону, эти одиночки, не обладали никакими моральными принципами высокими, это были головорезы. В нескольких рецензиях можно прочитать, что Коэны возвращают уважение к героям вестерна, и задаешься вопросом: кого уважать в фильме? Потому что, главный герой Джеффа Бриджеса — Когберн-задира — алкоголик, сквернослов, две жены было, но обе не выдержали...
 
Алексей:..но он человек чести — если сказал, то делает. Он помогает все-таки этой девочке, несмотря на то, что мог спрыгнуть, мог отказаться от этой затеи. Но все-таки главный герой этого фильма, я не знаю как книги, но фильма точно — это девочка, потому что оказывается, что самая крепкая железная хватка из всех этих героев: бандитов и ловцов бандитов оказывается у нее. Ирония в том, что как раз у этого Когберна-задиры, которого играет Джефф Бриджес, у него есть прозвище, которое на русский перевели как «железная хватка», то есть стальной характер или железный характер, но, оказывается, что он есть у этой четырнадцатилетней девочки. Стержень фильма в сцене, когда мы видим эту девчушку, которая жестко и бескомпромиссно торгуется с человеком, у которого находятся дела ее отца, она вырывает у него деньги, которые должны принадлежать ей, потом находит этого спивающегося федерального маршала и опять очень жестко и бескомпромиссно подряжает его к себе на работу, и сама едет в дикие прерии, где нет никаких остатков цивилизации, где только бандиты и индейцы и она, не отступаясь ищет убийцу отца и хочет самолично видеть как он умрет.
 

 

Людмила: Сегодня в «Раскадровке» вестерн братьев Коэнов «Железная схватка», тебе слово, потому что ты смотрел в кинотеатре, я тоже посмотрела, но так..
Алексей: .. одним глазком..
Людмила: .. одним глазком, да.
Алексей: В замочную скважину подсматривала?
Людмила: Но, зато, я посмотрела еще один фильм, надо сказать, что это не первая экранизация романа Чарльза Портиса «Железная хватка», а вторая, первый раз был в 1969 году, через год после выхода книги, сделал его знаменитый режиссер вестернов, и главный актер Джон Уэйн получил тогда премию «Оскар».
Алексей: Ясно. Те, кто видел рекламные плакаты этого фильма или какие-то ролики, сразу безошибочно угадали жанр этого фильма — вестерн. Что самое забавное, что вестерн этот снят братьями Коэнами, почему забавно, потому что, мало того, что они из старой еврейской американской семьи, они и выглядят-то не по-ковбойски. Но они решили смело вторгнуться и в эту сферу, и получился довольно любопытный вестерн. Вообще, нужно понимать, что для американцев вестерн — это что-то поболее просто стрелялки, где скачут ковбои и прячутся индейцы, где происходит вся эта свистопляска индийцы-болгары, как в наших фильмах. Нечто большее потому, что в вестернах американцы обращаются к корневым вопросам своей истории, для них это наподобие Гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», откуда черпали свои основные убеждения и истории о героях древние греки, так для американцев исторически это был именно вестрен. Главные характеристики вестерна — это человек перед лицом суровых испытаний, это когда есть дикое поле и одинокий ковбой и чтобы, у него в зубах была зубочистка, чтобы он как Лаки Люк лениво ее пожевывал, а потом он встречается с жесткими обстоятельствами и с негодяями, и в этом начинает проявляться сила его характера, потому что помочь-то ему некому. И ничего, кроме силы характера и быстрых рук у него нет. Поэтому, собственно говоря, вестерны к себе так притягивают. Когда я смотрел этот фильм, я не упорно не мог выкинуть из головы тот фильм, который мы смотрели на прошлой неделе «Зимняя кость», потому что там хоть и нет погони на лошадях и многих классических атрибутов вестерна тоже нет, и время, когда происходят события настоящее, это современная Америка, но сюжетный ход похож. В обеих историях маленькая девочка; там семнадцатилетняя, здесь четырнадцатилетняя бросают вызов суровым обстоятельствам. Там она собирается найти своего отца живым или мертвым, чтобы сохранить дом и позаботиться о своей семье, а здесь эта четырнадцатилетняя девочка приезжает, чтобы принять дела убитого отца, и хочет также отомстить за его смерть, для чего она нанимает, у них эта должность называется маршал; вобщем охотника за головами — тот, кто может проникнуть на территорию индейцев, которая тогда еще формально была неподконтрольна правительству и найти преступника. Убийца отца этой девочки примкнул там к какой-то банде и еще в истории появляется некий техасский рейнджер, которого играет Мэтт Деймон. Вобщем там всяких звезд собрано много: главную роль играет Джефф Бриджес, часто появляющийся в фильмах Коэнов, Бэрри Пеппер и много других хорошо узнаваемых лиц, которые появляются в проходящих ролях, не более десяти инут. Я даже задавался вопросом, что их побудило снятся в столь коротких ролях? Может быть имя Коэнов, что само по себе не зазорно...
Людмила:

Сама по себе книга «Железная хватка» была очень популярна, она вышла в 1968 году и ее даже в школах стали проходить, потому что была уже огромная ностальгия по вестерну. Считается, что вестерн, по крайней мере в кино, был уничтожен фильмом Клинта Иствуда «Непрощенные», в котором было показано, что история Дикого Запада - это не история героизма храбрых одиночек, а история убийц. И по ту сторону, которую представляла власть, были убийцы и по эту сторону, эти одиночки, не обладали никакими моральными принципами высокими, это были головорезы. В нескольких рецензиях можно прочитать, что Коэны возвращают уважение к героям вестерна, и задаешься вопросом: кого уважать в фильме? Потому что, главный герой Джеффа Бриджеса — Когберн-задира — алкоголик, сквернослов, две жены было, но обе не выдержали...

Алексей: ..но он человек чести — если сказал, то делает. Он помогает все-таки этой девочке, несмотря на то, что мог спрыгнуть, мог отказаться от этой затеи. Но все-таки главный герой этого фильма, я не знаю как книги, но фильма точно — это девочка, потому что оказывается, что самая крепкая железная хватка из всех этих героев: бандитов и ловцов бандитов оказывается у нее. Ирония в том, что как раз у этого Когберна-задиры, которого играет Джефф Бриджес, у него есть прозвище, которое на русский перевели как «железная хватка», то есть стальной характер или железный характер, но, оказывается, что он есть у этой четырнадцатилетней девочки. Стержень фильма в сцене, когда мы видим эту девчушку, которая жестко и бескомпромиссно торгуется с человеком, у которого находятся дела ее отца, она вырывает у него деньги, которые должны принадлежать ей, потом находит этого спивающегося федерального маршала и опять очень жестко и бескомпромиссно подряжает его к себе на работу, и сама едет в дикие прерии, где нет никаких остатков цивилизации, где только бандиты и индейцы и она, не отступаясь ищет убийцу отца и хочет самолично увидеть как он умрет. Делая небольшой сполер, скажу, что собственноручно его и убивает.
Людмила: Но там интересно показан контраст, что эта девочка все-таки маленькая, во-первых, есть такая деталь, что конь, которого она покупает, чтобы отправиться в экспедицию, когда она пытается его объездить, начинает брыкаться и мальчик, выведший коня, говорит — О, он не чувствует веса!
Алексей: Да, конь не понимает, что на нем наездник есть!
Людмила: А во-вторых, в самые драматичные ситуации, когда ее жизни угрожает опасность, она попадает из-за того, что отдача от оружия из которого она стреляет, настолько сильная, что она улетает; то она падает, благодаря чему преступник ее хватает, она его только ранила, а не застрелила, это в первый раз; то она во второй раз вообще отлетает в яму жуткую...
Алексей: Со змеями.
Людмила: ..да, то есть периодически показано, что девчонка-то совсем еще маленькая.
Алексей: Почему же эти истории завораживают не одно поколение зрителей, на протяжении десятилетий, в США и где-то даже и нас? Это потому, что мы видим людей с характером, с железной хваткой, которые не отступают, не сгибаются, которые идут напролом. Я думаю, что именно эти истории и создали американскую мечту как таковую, историю о людях, которые победили. Об одиночках, которые победили! Собственно, чтобы понять дух Америки, то, что она из себя представляет в культурном смысле, важно увидеть эти истории, а в них ребята-то суровые. И даже не столь важно, сколько в них правды, я читал про те же вестерны, говорят, что в них толком и стрельбы-то особой не было. Говорят, самое большое побоище за всю историю Дикого Запада, которое было учинено, там погибло, вот угадай, сколько человек?
Людмила: Два!
Алексей: Ну, это ты уж совсем! Пять человек погибло! И это считается самым кровавым побоищем, в котором погибло пятеро за один раз. Потом, все эти ковбойские дуэли, где они быстро вытаскивают пистолеты, и кто быстрее, тот и выжил — тоже ерунда, потому что оружие было настолько неточным и маломощным, что нужно было долго друг в друга стрелять, чтобы в конечном итоге кого-то убить. Поэтому выигрывал не тот, кто быстрее, а тот, кто больше раз выстрелил. Ну и так далее. Всей этой мифологии очень много, но тем не менее из нее вырастают такие истории как эта. Я долго думал, почему же от этих историй с сознанием американцев что-то происходит, потому что они хоть как-то, но соприкасаются с реальной жизнью, это действительно истории про людей, которые победили, пусть это мифология, но знаешь, кто на самом деле герои? Это те, первые поселенцы, которые приехали в Америку, боясь религиозных гонений, первое поколение пуритан, и там, в новых, совершенно диких для себя условиях, строили свои дома, сажали эту кукурузу, которую они позаимствовали у индейцев, начали выращивать индеек и строить свою жизнь. Это люди, которые действительно победили в этих ужасающих обстоятельствах. Выстояли. Это были сильные характеры, и вот они и завораживают.
Людмила: Для меня их секрет в том, что это люди, которые знают, чего они хотят. Девочка, знала чего она хочет..
Алексей: Это очень свободолюбивые люди, вот еще что важно. Несущие себя с достоинством.
Людмила: Да. В девочке покоряет, что она не просто хочет наказать убийцу, она не хочет случайного убийства или чтобы он не понял, за что его убили или просто, грубо говоря, возмездия. Она хочет посмотреть ему в глаза и заявить за что его убивают. Что именно она его искала и нашла, чтобы убить за своего отца.
Алексей: Некая идея правосудия такого.
Людмила: Несмотря на то, что все персонажи немного комичны: девочка слишком маленькая, даже Когберн-задира сам называет ее «гарпией в штанах», герой Мэтта Дэймана — такой простофиля техасский, ну просто увалень, да еще и хвастун большей частью, а Задира, как я уже говорила, алкоголик и вообще малоприятный тип. Но все они точно знают чего хотят, их мозг так работает, их мозг настроен на цель. Это люди цели, и сейчас таких мало.
Алексей: Я задал себе вопрос, есть ли в нашей мифологии такие герои, то на что мы могли был опереться. И знаешь, так вот с ходу ничего в голову не пришло. Есть фильм, о котором мы когда-то говорили «Край», Алексея Учителя, там он пытается создать такого героя, который превозмогая свою болезнь и трудности жизни в сибирских местах пытается в советской, сталинской России, что-то сделать, победить свои обстоятельства. Но когда смотришь его фильм, он выглядит сказкой, потому что ты знаешь, что ничего подобного не было. Это выглядит нереальным не потому, что он на крыльях летает, а потому, что не получалось у нас так, в нашей истории. Здесь ты знаешь, что действительно такие люди были, может быть ветер не развивал седые бороды на их отважных лицах, все равно они приходили, ставили колышки и потом строили там дом, пахал землю и растили детей. Это такое пространство проявления воли, свободы и характера, в котором есть какая-то завораживающая сила этих историй.
Людмила: Эпиграфом к этому фильму служит цитата из Библии, из книги Притч: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев». Вернее, «праведник смел, как лев» опущено, но так предложение оканчивается. Мне кажется, что это о том, что бандита или нечестного человека гонит его совесть, но не то, чтобы совесть..
Алексей: А тот кто прав, тот победит.
Людмила: Да. Не совесть, а понимание, что он как мусор. Действительно, люди с таким характером, криминальные люди очень скользкие, непостоянны, они не могут быть на одном месте, не могут иметь семью и так далее. А «праведник смел, как лев» - это прямолинейность, открытые желания, бесстрашие где-то укорениться, что-то сделать, ответить за свои слова. В отличие от скользкости персонажей криминального мира.
Алексей: Да. Логика такая, что даже четырнадцатилетняя девочка, которая стоит за правду, победит разъяренных преступников?
Людмила: Да.
Алексей: Если говорить о реалистичности, драматизме и о том, как раскрыты характеры, выбирая между этим фильмом и фильмом «Зимняя кость», то я отдам предпочтение последнему, несмотря на все мое уважение к братьям Коэнам.
Людмила: Но они снимали экранизацию книги, они не должны были работать над реализмом, зачем им это?
Алексей: Да, я понимаю. Я не пытаюсь оценить качество их воплощения книги, но по силе воплощения, по художественной силе, способной передать характер «Зимняя кость» побеждает.
Людмила: А я в свою очередь, хочу сказать спасибо Коэнам за персонаж Джеффа Бриджеса, потому что прямо чувствуешь как перегаром пахнет от героя...
Алексей: Спасибо-то за что? Ты вроде бы в метро каждый день ездишь, там все это бесплатно, без художественного замысла?!
Людмила: Все-таки здорово сделан персонаж, неоднозначно, интересно за ним наблюдать.
Алексей: Он играет в их же фильме «Большой Лебовски», такого же балбеса, и у Коэнов похоже есть свое виденье таких персонажей, есть место для благодати. Вроде бы человек уже все, уже спустил свою жизнь в трубу, но видя маленькую девочку без защиты, он все-таки находит в себе все самое лучшее и живота своего не жалея, помогает ей и заботится о ней.
Людмила: Я же говорю, что я посмотрела фильм Уэйна, оскароносносца 69 года..
Алексей: Не то?
Людмила: Ой нет, совсем не то. Какая-то белая рубашка, шейный платочек..
Алексей: У Коэнов есть ударный момент, где Задира рассказывает девочке, что он встретился с превосходящими силами противника; их было семеро, а он один, и тогда он взял поводья в зубы, а сам, стреляя из двух пистолетов, кинулся им навстречу. Она говорит — ну, ты привираешь! И вот, в самом ключевом моменте фильма, мы видим, что хоть и не против семи, но против четырех, берет этот старичок поводья в зубы и летит на них, побеждая. Есть шанс тряхнуть стариной!
Людмила: Мы предоставляем слово режиссерам и они расскажут чем стал для них фильм «Железная хватка»

 

- Люди восторгаются вашими методами работы, вас, наверное, страшно раздражает бесконечно говорить об этом, но вы работаете, действительно необычно, я имею ввиду вашу взаимозаменяемость на всех этапах работы над фильмом?

- Не хотелось бы так думать о себе, но, честно говоря, это так.

- Вы наверняка знаете случаи, когда братья начинали, к примеру, рок-группу и заканчивали тем, что не разговаривали друг с другом. А между вами бывало подобное напряжение?

- Вы что имеете ввиду “Оазис”? Да, точно, это вы про тех двух братьев! Надо подумать, кто там еще, “Блэк Кроуз”? Забавно, что вы упомянули рок-н-ролл... Ну, нет, Господи Иисусе! Мы уже занимаемся своим делом уже больше, чем “Оазис” и “Блэк Кроуз”, уже больше 25-ти лет.

- А были между вами серьезные разногласия во время съемок? 

- Нет. Серьезных разногласий не было, а вот обычные разногласия происходят постоянно, потому что это и есть основа совместной работы. Скорее всего, ваш вопрос естественный, потому что нам его задают постоянно, но мы находим его забавным - не братьям такие вопросы задают гораздо реже. У всех в работе существуют трения, затруднения, но вопросы об этом задают особенно часто братьям. Такие вопросы скорее всего исходят из опыта тех, кто их задает, чем из наших отношений.

 

Людмила: Хочу также сказать, что в именно в этом фильме их главной проблемой были лошади, потому что они никогда ничего с ними не снимали. У них, как правило городские истории о нашем времени. А как работать с лошадьми? Они прочитали правила работы с лошадьми и что дальше?
Алексей: Ну, девочка, там несколько раз, без дублеров, очень уверенно скачет. По крайней мере она с лошадьми хорошо позанималась.
Людмила: Но их больше поразила подкованность актеров старого поколения, Бриджеса и Бролина, который играет убийцу, потому что в старых актерских школах преподавали конную езду, но режиссеров поразило их умение держаться в седле.
Алексей: То есть на конях скакать умеют и шпагами фехтовать тоже.
Людмила: Да, актеров старой школы обучали здорово, все-таки был спрос на исторический фильм, а сейчас главные герои — горожане, сейчас не знаю, преподают ли такие вещи актерам.
Алексей: О братьях Коэн нужно сказать, что они, действительно, вызывают уважение тем, что они могут делать дело вдвоем, ведь это команда. Тут даже не столь важно брат или не брат, тысячу раз могли все переругаться. Может быть поэтому их фильмы настолько разносторонние, во всех жанрах успели поработать, если не предупреждать, что это Коэны, то иногда и не догадаешься. Для меня лично, это очень хороший признак, что люди могут творчески подходить к тем задачам, которые ставят, и может быть одна из причин в том, что они умеют работать вдвоем.

 

 

братья Коэн о совместной работе

 

обсуждение других фильмов братьев Коэн:

"Большой Лебовски" (The Big Lebowski) режиссеры братья Коэн "Большой Лебовски" (The Big Lebowski) "О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?) братья Коэн "О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?)
"После прочтения сжечь" (Burn After Reading) режиссеры братья Коэн "После прочтения сжечь" (Burn After Reading)    

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)