Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде

Тони Эрдманн, Toni Erdmann, 2016, Марен Аде, Maren Ade, Сандра Хюллер, Sandra Hüller, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Тони Эрдманн, Toni Erdmann, 2016, Марен Аде, Maren Ade, Сандра Хюллер, Sandra Hüller, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, раскадровка, KM, КМ

"Тони Эрдманн" (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде

 

Алексей: Ну что, поговорим о "Тони Эрдманне"? Фильм мне очень понравился, не знаю как тебе...

Людмила: Мне тоже очень понравился. 

Алексей: Не зря он обласкан! Бывает чаще, что особо киноманские фильмы, с подвывертами, получают внимание кинокритиков - тогда думаешь, ну ладно, ну хоть, почувствовал себя частью высокой культуры. А этот фильм, хотя и является несколько необычным по форме, я имею ввиду непривычным для тех, кто больше привык к блокбастерам и кассовым картинам. Но он по-настоящему хороший, добрый, человеколюбивый!

Людмила: Это вообще любимый жанр раскадровки! Насколько я понимаю. Поскольку в поле нашего внимания попадают фильмы, часто авторские, повествующие о семейных отношениях, об отношениях между людьми. Некие размышления. Этот фильм напомнил мне "Холодную погоду", тоже классный фильм. Мы давно его обсуждали. 

Алексей: Мамблкоровский такой. 

Людмила: Тот про брата и сестру, а этот об отношениях между отцом и дочерью. Это третий фильм немки Марен Аде, она его привезла в Канны, где он получил большое внимание кинокритиков, приз Фипресси, но никакой большой награды не получил. Следующий его этап, это премия Европейской Киноакадемии, где выиграли и актеры, и режиссер. Вообще в Каннах редко дают премии немцам, так что... 

Алексей: Ха-ха-ха!

Людмила: Это пенсионная история, разные мэтры приезжают, показывают свои фильмы, а все-таки, Марен Аде - режиссер молодой, это ее третий фильм, ей 39 лет.

Алексей: Ура, я тоже значит, молодой!

Людмила: Следующая планка, которую фильм попытался взять - он номинирован от Германии на Оскар.

Алексей: Правда, замечательный фильм.  Я увидел его сразу  в нескольких списках кинокритиков.

Людмила: Его привозили на наш фестиваль "Послание к человеку".

Алексей: В двух словах о сюжете: фильм рассказывает об отце и дочери. Они давно уже живут раздельно, дочь взрослая, работает в международной корпорации. 

Людмила: У нее очень современная профессия, она занимается таким непонятным делом, как слияние и поглощение, аутсорсинг.

Алексей: Это просто звучит так. На самом деле, она просто подсказывает, как правильно уволить, как сократить рабочие места. По большому счету, берет на себя ответственность, которая большим корпорациям не интересна. Не хотят они принимать решения, чтобы самостоятельно уволить людей, они нанимают внешних консультантов, которые выносят эти решения, чтобы главы корпораций могли сказать - видите, нам посоветовали. Вообще, если говорить о сюжете, фильм начинается с того, что отец и дочь встречаются некоем праздновании. Они давно уже живут раздельно...

Людмила:  Причем Инес, главную героиню зовут Инес, (актриса Сандра Хюллер), она действительно, настоящий представитель современного поколения, у нее даже нет постоянного места жительства, потому что она  разъезжает по разным европейским городам, помогает разным фирмам, в данном случае, в фильме, она работает в румынской столице, Бухаресте, куда  и приезжает отец. 

Алексей: Когда они встречаются, отец видит, что она, в буквальном смысле загнана работой. Вообще не отлипает от телефона, постоянно разговаривает, иногда, даже такое ощущение, что не разговаривает, а делает вид, чтобы таким образом, побыть немного одной. Отец приезжает и сразу же совершенно не вписывается в ее мир, он бывший преподаватель музыки в школе, и вообще, большой шутник. Его основные приколы - это вставные зубы или маски...

Людмила: Он, ведь, с детьми работает, ну и привык к таким шуткам.

Алексей: Все, кто его знает, привыкли к этим его особенностям. Человек-шутник! Я бы не сказал, что его шутки всегда взрывные и всегда уместные, но он так привык. И вот, приехав, навестить дочь, он в ее строгую корпоративную среду врывается со своими неумелыми шутками с целью, сблизиться с дочерью, вернуть контакт, который был когда-то утерян.

Людмила:  Интересно, что мы уже привыкли к изображению конфликта поколений, отцов и детей, благодаря европейскому кино как некоей драме: скелеты в шкафу, неизбежное насилие или холодное отношение и тому подобное.. Здесь же, ничего подобного, в их отношениях нет никакого криминала. Вполне нормальные отношения, просто это отчуждение, в силу разницы поколений или потому, что она хочет жить более современной жизнью, а он глубокий и нелепый провинциал. Может быть просто они далеки друг от друга, даже конфликт между ними, и те ссоры, которые происходят в фильме они не кровавые. Это ироничное кино, без какого-либо криминала в отношениях. Это просто непонимание, это просто, то самое отчуждение, которое есть в жизни почти каждого из нас. Потому что бывает так, что мы своих родителей, не то чтобы ненавидим, мы их стесняемся, в силу того, что мы живем в большом городе, а они живут в провинции...Или в потому, что мы разбираемся в гаджетах, а они нет. И не то, чтобы мы вообще не общаемся, а как это называют психологи - зона комфортного отчуждения. То есть некий контакт поддерживается, но это видимый контакт. Можно поздравить с днем рождения, спросить как дела и не более. И уж точно совместные встречи, когда родственники едут к тебе в большой город или ты едешь в свой город к родителям, это всегда очень нервное мероприятие. Это всегда поиск языка - о чем говорить?

Алексей: И еще один очень важный момент. Она, как и многие из нас, ставит перед собой амбициозные задачи, мы хотим завоевать определенные вершины, добиться неких результатов в своей работе. А родители, и люди более старшего возраста, которые пожили, начинают ценить в своей жизни другие вещи - сам факт родственности, желание вернуться к забытым моментам жизни..

Людмила: Они начинают настаивать, чтобы ты больше общался с родственниками, не пропускал дней рождения, и поздравлял, настаивать на том, чтобы ты участвовал в тех отношениях, которые может быть тебя тяготят.

Алексей: Я тут встречался со своим отцом, кстати, к слову о фильме. Он рассказывал о своей встрече с выпускниками ВУЗа, который закончил. Он говорит, что когда встречались на двадцатилетие выпуска, то многие еще занимали большие посты и было ощущение, что можно помериться достижениями друг перед другом. А когда уже встречались на тридцатилетие выпуска, тогда  уже основными вопросами были: как жизнь, как дети? То есть то, что еще десять лет назад было очень важным и показательным, теперь переосмыслено. Почему? Потому что, кто-то может быть уже и умер,  а у кого-то в жизни произошли серьезные перемены, захотелось какой-то человечности. Получается конфликт между молодым поколением, которое еще стремится к результату и поколению отцов, которые просто радуются даже тому, что просто живы.  И еще одно из преимуществ фильма, здесь нет никакого пафоса и нравоучительности. Нет утверждения, что она во всем не права, например, а он во всем прав. Нет категоричных выводов.

Людмила: Да, она не стерва, а он, не то чтобы добродушный ангел.

Алексей: Да. Его шутки порой, действительно, неуместны.

Людмила: Немножко он чудаковат.

Алексей: Самая важная штука, которая мне в фильме понравилась, во-первых он очень интересно снят, в духе новоевропейского кино, хотя все эти категории уже относительны. Но в нем есть налет некоей документальности.

Людмила: Как-будто режиссер не вмешивается в происходящее. 

Алексей: Да. Это не манера серьезных голливудских фильмов, здесь ощущение как-будто ты подсматриваешь за их жизнью. Еще и актеры не знаменитые и не узнаваемые, а играют превосходно, очень естественно, нет никакого переигрывания. В сравнении с этим фильмом, ты понимаешь, что большинство больших драм, показываемых на больших экранах,  слегка утрированы. А здесь возникает ощущение узнавания, ты действительно, находишься внутри происходящего. Отец шутит иногда хорошо, иногда плохо - как и все мы. 

Людмила: Тони Эрдман - имя, которое вынесено в название, это некое альтер эго, имя которым он прикрывается, чтобы тусоваться в тех же деловых кругах, где пытается обосноваться его дочь.

Алексей: Вроде бы в фильме не происходит никаких значимых событий, нет напряжения...

Людмила: Нет конфликта и нет его разрешения.

Алексей: Это все есть, но как-то размыто, как и в нашей жизни. На фоне этого фильма, ты понимаешь, что большинство картин выпячивают конфликт вперед, может быть это и нужно. Используя, специфические средства нагнетаются страсти, персонажей выбирают очень необычных и отправляют их, например, в космос, чтобы биться с темными силами, и обострить конфликт. Здесь ничего подобного не происходит, проистекает обычная жизнь. Происходит обычный конфликт, обычное непонимание, и также, обыденная по форме, попытка найти понимание друг друга. Со стороны отца и со стороны дочери, насколько они могут. И вот, когда ты видишь, что в этом обычном мире, вдруг происходит что-то незаметное, и, действительно, очень трудно поймать ту ткань, что же все-таки произошло. Но ты видишь, это неуловимое изменение - они становятся друг ко другу ближе. И это, лично во мне, производит бурю ощущений, таких теплых эмоций, что я понимаю - этот фильм стоит множества драматических фильмов с выстроенной драмой. А здесь невидимое становится ощутимым. Последний раз, я что-то подобное видел в фильме братьев Дарденн  "Два дня и одна ночь", когда вроде бы ничего драматического не происходит, какие-то маленькие изменения, которые почти невозможно зафиксировать и вдруг, раз, и какой-то свет пробился.  Также и здесь, ты видишь какого-то дедушку, с его неумелым юмором, его дочь, живущую очень странной жизнью, пытающуюся изобразить из себя акулу бизнеса. Их попытки не всегда продуманы и логичны, они не могут найти общего языка и вдруг, раз и ты видишь, что они дочь и отец и они видят это и ценят это. И это настоящее волшебство, которое происходит на твоих глазах. Дорогого стоит, этого не так просто добиться, нечасто можно увидеть, чтобы такое происходило на экране. Ради этого, фильм стоит смотреть, я сразу предупреждаю, фильм очень долгий, два часа сорок минут. Но это того стоит. Нужно набраться терпения, чтобы погрузиться в этот странноватый мир, очень похожий на наш. Потому что, он очень реалистично показан. 

Людмила: Да из-за особенностей хронометража, мы буквально физически ощущаем неловкость, которая возникает между вроде бы родными людьми. Человек тебе родной и близкий, а ты не знаешь о чем с ним говорить, и вы ждете пока приедет лифт в полном молчании. Это очень узнаваемая ситуация. Она ждет, чтобы поскорее его выпроводить...

Алексей: А когда он уезжает - она плачет. Потому что не проявила столько теплоты, сколько надо. Настолько знакомо, настолько легко увидеть себя в главных персонажах. Причем, у меня уже есть дети и я получается, могу видеть себя с обеих сторон. Не знаю, хорошее ли это время для меня?...

Кроме теплых моментов, в фильме также показана жизнь внутри корпорации. Когда отец приезжает со своими неумными шутками, со своим абсурдистским взглядом на жизнь, кажется, что он совершенно не вписывается в ситуацию. Но его присутствие там, наоборот,  выявляет нелепость и абсурдность корпоративного поведения. Дочь пытается довести до совершенства свои деловые качества, она очень дисциплинированна...

Людмила: Несметное количество белых блузок...

Алексей: Да, она пытается говорить на правильном деловом языке, однако быстро становится видно, что она не живет полной жизнью.

Людмила: Она не живет своими желаниями, ей приходится все время работать и находиться внутри корпоративного общения, нужно постоянно улыбаться и быть в определенном бодром тонусе. В общем нужно играть роль, быть на позитиве, все время думать о сделках.

Алексей: Да. Уметь легко перестраиваться, соглашаться с другой точкой зрения, с которой ты не согласен. 

Людмила: Обязана всегда хорошо выглядеть, ходить на нужные вечеринки, а наутро быть в офисе.

Алексей: И даже любовные отношения у нее тоже искусственные. Она на самом деле их не хочет, но должна их иметь, она должна быть веселой и не одинокой на этих вечеринках. Она должна, как ты правильно сказала, выглядеть хорошо и бодро. Но она на самом деле не чувствует себя бодрой. И не испытывает никаких желаний по отношению к мужчине, с которым встречается. Все это игра. Ты понимаешь, что все это весьма абсурдная жизнь. Там есть люди, которые говорят о преображении Румынии, о том, что теперь страна будет двигаться в сторону прогресса, а на самом деле, они приехали туда, чтобы сократить штат, чтобы уволить людей. Постоянные нестыковки в фильме показывают абсурдность всего происходящего. 

Людмила: При этом отец, который, пробираясь и на совещания, и на вечеринки, пытается со всеми познакомиться. И действительно, он  знакомится с очень интересными людьми, они тоже часть этого корпоративного мира, но они немного чудаки.

Алексей: Поэтому, как мы сказали вначале, что режиссер вроде бы не занимает никакой позиции, но все-таки абсурдистский забавный и нелепый мир отца, кажется более привлекательным и более цельным.

Людмила: Он умудряется завести друзей в незнакомом городе, в мире окружения своей дочери.

Алексей: В мире дочери находится совершенно не хочется, потому что в нем как-будто бы нет ничего настоящего, все разыграно. И люди, самое страшное, не признаются в этом. Отец попадая туда, словно пробивает брешь в этом мире и, действительно, в хорошем смысле помогает своей дочери. 

Людмила: В фильме очень много юмора, но юмор горький. 

Алексей: Сатирический!

Людмила: Ты не смеешься, а ухмыляешься, сцены и забавные, и в то же время неловкие и печальные.

Алексей: Почти все отмечают сцену, где главная героиня поет знаменитую песню Уитни Хьюстон Greatest Gift of All или что-то такое. Песня о том, что самый великий дар, который у нас может быть - это любовь к себе, то есть, чувство собственного достоинства. Поет она эту песню в совершенно нелепой ситуации, но ты понимаешь, что в ее жизни со всеми ее корпоративными достижениями, очень мало любви к себе и достоинства. Хотя опять же, жизнь продолжается, нужно зарабатывать средства к существованию, если бы фильм сделали в Голливуде, она бы все бросила и ушла босиком по Руси. Но нет! Она остается.

Людмила: Ну в паре эпизодов, она все-таки ходит босиком...

Алексей: Да, это смешные моменты, которые, как ни странно оказывают освобождающее действие на всех. Включая и ее.

Людмила: При этом, у нее ведь, психоаналитик есть. 

Алексей: Есть. Есть и все эти коучи многочисленные, где говорят заученные фразы, которые также звучат неестественно и ненатурально. Ее отец совсем не разбирается ни в психоанализе, ни в коучинге, хотя он представляется как раз коучем, когда изображает из себя Тони Эрдманна. Однако мы видим, что он о жизни понимает больше. Он совсем не похож на мудреца, не похож на человека, который многого достиг, что-то преодолел, создал семью, посадил дерево, построил дом, написал книгу...

Людмила: Мне кажется у него нет иллюзий по поводу себя!

Алексей: Да! 

Людмила: Потому что у нее-то еще есть!

Алексей: А он как-то освободился! Есть в фильме ударная фраза, я ее прямо выписал, я когда ее услышал, прямо смахнул мужскую скупую слезу. В конце фильма, они разговаривают, даже уже о смысле жизни. "Часто мы живем для того, чтобы что-то сделать, а в это время жизнь проходит мимо." Дальше он описывает несколько моментов из их жизни, совершенно для нас непонятные, внутрисемейные. "Как бы нам зацепиться за те самые, ценные моменты? Но понимание приходит после, как раз в самый момент, этого сделать не получается". И это настолько хорошо выражает то, что я часто ощущаю. Когда у тебя есть амбициозные планы и ты к ним стремишься, а рядом есть друзья, семья, сейчас еще есть мои дети, с которыми я могу проводить время. Это приводит к конфликту. А этот фильм очень по-доброму, по-отечески напоминает нам о важности этих моментов. И напоминание это,  действительно сложное, потому что в тот самый момент когда они происходят, ты не видишь их ценности. Воспринимать их и быть в них разные вещи. Хотя, если оборачиваться на них и почаще вспоминать, может быть это поможет, сделает нас более способными видеть их в самый момент. Замечательный, очень человеколюбивый фильм о таких как мы, о людях, живущих в этом абсурдном мире, делающих абсурдные поступки. Но ключик, который дает нам режиссер состоит в том, что мы можем друг друга любить, и это делает наши абсурдные моменты чем-то ценным и настоящим. 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Алексей: Ну что, поговорим о "Тони Эрдманне"? Фильм мне очень понравился, не знаю как тебе.

Людмила: Мне тоже очень понравился.

Алексей: Не зря он обласкан! Бывает чаще, что особо киноманские фильмы, с подвывертами, получают внимание кинокритиков. Тогда думаешь, ну ладно, ну хоть, почувствовал себя частью высокой культуры. А этот фильм, хотя и является несколько необычным по форме, я имеют ввиду непривычным для тех, кто больше привык к блокбастерам и кассвовым картинам. Но он по-настоящему хороший, добрый, человеколюбивый!

Людмила: Это вообще любимый жанр раскадровки! Насколько я понимаю. Поскольку в поле нашего внимания попадают фильмы, часто авторские, повествующие о семейных отношениях, об отношениях между людьми. Некие размышления. Этот фильм напомнил мне "Холодную погоду", тоже классный фильм. Мы давно его обсуждали.

Алексей: Момбомхоровский такой. 1:26

Людмила: Тот про брата и сестру, а этот об отношениях между отцом и дочерью. Это третий фильм немки Марина Де, она его привезла в Канны, где он получил большое внимание кинокритиков, приз приси 1 41, но никакой большой наргады не получил. Следующий его этап, это премия европейской Киноакадемии, где выиграли и актеры, и режиссер. Вообще в Каннах редко дают премии немцам, так что...

Алексей: Ха-ха!

Людмила: Это пенсионная история, разные мэтры приезжают, показывают свои фильмы, а все-таки Марэна Де - режиссер молодой, это ее третий фильм, ей 39 лет.

Алексей: Ура, я тоже значит, молодой!

Людмила: Следующая планка, которую фильм попытается взять - он наменирован от Германии на Оскар.

Алексей: Правда, замечательный фильм Я увидел его сразу в нескольких сках кинокритиков.

Людмила: Его привозили на наш на фестиваль "Послание к человеку".

Алексей: В двух словах о сюжете: фильм рассказывает об отце и дочери. Они давно уже живут раздельно, дочь взрослая, работает в международной корпорации.

Людмила: У нее очень современная профессия, она занимается таким непонятным делом, как слияние и поглощение, аутсесинг.

Алексей: Это просто звучит так. На самом деле, она просто подсказывает, как правильно уволить, как сократить рабочие места. По большому счету, берет на себя ответственность, которая большим корпорациям не интересна. Не хотят они принимать решения, чтобы самостоятельно уволить людей, они нанимают внешних консультантов, которые выносят эти решения, чтобы главы корпораций могли сказать - видите, нам посоветовали. Вообще, если говорить о сюжете, фильм начинается с того, что отец и дочь встречаются некоем праздновании. Они давно уже живут раздельно.

Людмила: Причем Инес, главную героиню зовут Инет, (актриса Сандра Хюллер), она действительно, настоящий представитель современного поколения, у нее даже нет постоянного места жительства, потому что она разъезжает по разным европейским городам, помогает разным фирмам, в данном случае, в фильме, она работает в румынской столице, Бухаресте, куда и приезжает отец.

Алексей: Когда они встречаются, отец видит, что она, в буквальном смысле загнана работой. Вообще не отлипает от телефона, постоянно разговаривает, иногда, даже такое ощущение, что не разговаривает, а делает вид, чтобы таким образом, побыть немного одной. Отец приезжает и сразу же совершенно не вписывается в ее мир, он бывший преподаватель музыки в школе, и вообще, большой шутник. Его основные приколы - это вставные зубы или маски...

Людмила: Он, ведь, с детьми работает, ну и привык к таким шуткам.

Алексей: Все, кто его знает, привыкли к этим его особенностям. Человек-шутник! Я бы не сказал, что его шутки всегда взрывные и всегда умстные, но он так привык. И вот, приехав, навестить дочь, он в ее строгую корпоративную среду врывается со своими неумелыми шутками с целью, сблизиться с дочерью, вернуть контакт, который был когда-то утерян.

Людмила: Интересно, что мы уже привыкли к изображению конфликта поколений, отцов и детей, благодаря европейскому кино как некоей драме: скелеты в шкафу, неизбежное насилие или холодное отношение и тому подобное.. Здесь же ничего подобного, в их отношениях нет никакого криминала. Вполне нормальные отношения, просто это отчуждение, в силу разницы поколений или потому что она хочет жить более современной жизнью, а он глубокий и нелепый провинциал. Может быть просто они далеки друг от друга, даже конфликт между ними, и те ссоры, которые происходят в фильме они не кровавые. Это ироничное кино, без какого-либо криминала в отношениях. Это просто непонимание, это просто то самое отчуждение, которое есть в жизни почти каждого из нас. Потому что бывает так, что мы своих родителей, не то чтобы ненавидим, мы их стесняемся, в силу того, что мы живем в большом городе, а они живут в провинции...Или в потому что мы разбираемся в гаджетах, а они нет. И не то, чтобы мы вообще не общаемся, а как это называют психологи - зона комфортного отчуждения. То есть некий контакт поддерживается, но это видимый контакт. Можно поздравить с днем рождения, спросить как дела и не более. И уж точно совместные встречи, когда родственники едут к тебе в большой город или ты едешь в свой город к родителям, это всегда очень нервное мероприятие. Это всегда поиск языка - о чем говорить?

Алексей: И еще один очень важный момент. Она, как и многие из нас, ставит перед собой амбиционные задачи, мы хотим завоевать определенные вершины, добиться некиих результатов в своей работе. А родители, и люди более старшего возраста, которые пожили, начинают ценить в своей жизни другие вещи - сам факт родственности, желание вернуться к забытым моментам жизни..

Людмила: Они начинают настаивать, чтобы ты больше общался с родственниками, не пропускал дней рождения, и поздравлял, настаивать на том, чтобы ты участвовал в тех отношениях, которые может быть тебя тяготят.

Алексей: Я тут встречался со своим отцом, кстати, к слову о фильме ))). Он рассказывал о своей встрече с выпускниками ВУЗа, который он закончил. Он говорит, что когда встречались на двадцатилетие выпуска, то многие еще занимали большие посты и было ощущение, что можно помериться достижениями друг перед другом. А когда уже встречались на тридцатилетие выпуска, тогда уже основными вопросами были: как жизнь, как дети? То есть то, что еще десять лет назад было очень важным и показательным, теперь переосмысленно. Почему? Потому что, кто-то может быть уже и умер, а у кого-то в жизни произошли серьезные перемены, захотелось какой-то человечности. Получается конфиликт между молодым поколением, которое еще стремится к результату и поколению отцов, которые просто радуются даже тому, что просто живы. И еще одно из преимуществ фильма, здесь нет никакого пафоса и нравоучительности. Нет утверждения, что она во всем не права, например, а он в всем прав. Нет категоричных выводов.

Людмила: Да, она не стерва, а он, не то чтобы добродушный ангел.

Алексей: Да. Его шутки порой, действительно, неуместны.

Людмила: Немножко он чудаковат.

Алексей: Самая важная штука, которая мне в фильме понравилась, во-первых он очень интересно снят, в духе новоевропейского кино, хотя все эти категории уже относительны. Но в нем есть налет некоей документальности.

Людмила: Как-будто режиссер не вмешивается в происходящее.

Алексей: Да. Это не манера серьезных голливудских фильмов, здесь ощущение как-будто ты подсматриваешь за их жизнью. Еще и актеры незнаменитые и неузнаваемые, а играют превосходно, очень естественно, нет никакого переигрывание. В сравнении с этим фильмом, ты понимаешь, что большинство больших драм, показываемых на больших экранах слегка утрированы. А здесь возникает ощущение узнавания, ты действительно, находишься внутри происходящего. Отец шутит иногда хорошо, иногда плохо - как и все мы.

Людмила: Тони Эрдман - имя, которое вынесено в название, это некое альте эго, имя которым он прикрывается, чтобы тусоваться в тех же деловых кругах, где пытается обосноваться его дочь.

Алексей: Вроде бы в фильме не происходит никаких значимых событий, нет напряжения...

Людмила: Нет конфликта и нет его разрешения.

Алексей: Это все есть, но как-то размыто, как и в нашей жизни. На фоне этого фильма, ты понимаешь, что большинство картин выпячивают конфликт вперед, может быть это и нужно. Используя, специфические средства нагнетаются страсти, персонажей выбирают очень необычных и отправляют их, например, в космос, чтобы биться с темными силами, и обострить конфликт. Здесь ничего подобного не происходит, проистекает обычная жизнь. Происходит обычный конфликт, обычное непонимание, и также, обыденная по форме, попытка найти понимание друг друга. Со стороны отца и со стороны дочери, насколько они могут. И вот, когда ты видишь, что в этом обычном мире, вдруг происходит что-то незаметное, и, действительно, очень трудно поймать ту ткань, что же все-таки произошло. Но ты видишь, это неуловимое изменение, они становятся друг ко другу ближе. И это, лично во мне, производит бурю ощущений, таких теплых эмоций, что я понимаю - этот фильм стоит множества драматических фильмов с выстроенной драмой. А здесь невидимое становится ощутимым. Последний раз, я что-то подобное видел в фильме братьев Дарден "Два дня и одна ночь", когда вроде бы ничего драматического не происходит, какие-то маленькие изменения, которые почти невозможно зафиксировать и вдруг, раз и какой-то свет пробился. Также и здесь, ты видишь какого-то дедушку, с его неумелым юмором, его дочь, живущую очень странной жизнью, пытающуюся изобразить из себя акулу бизнеса. Их попытки не всегда продуманы и логичны, они не могут найти общего языка и вдруг, раз и ты видишь, что они дочь и отец и они видят это и ценят это. И это настоящее волшебство, которое происходит на твоих глазах. Дорогого стоит, этого не так просто добиться, нечасто можно увидеть, чтобы такое происходило на экране. Ради этого, фильм стоит смотреть, я сразу предупреждаю, фильм очень долгий, два часа сорок минут. Но это того стоит. Нужно набраться терпения, чтобы погрузиться в этот странноватый мир, очень похожий на наш. Потому что он очень реалистично показан.

Людмила: 13.15. Да из-за особенностей хронометража, мы буквально физически ощущаем неловкость, которая возникает между вроде бы родными людьми. Человек тебе родной и близкий, а ты не знаешь о чем с ним говорить, и вы ждете пока приедет лифт в полном молчании. Это очень узнаваемая ситуация. Она ждет, чтобы поскорее его выпроводить...

Алексей: А когда он уезжает - она плачет. Потому что не проявила столько теплоты, сколько надо. Настолько знакомо, настолько легко увидеть себя в главных персонажах. Причем, у меня уже есть дети и я получается, могу видеть себя с обоих сторон. Не знаю, хорошее ли это время для меня? Кроме теплых моментов, в фильме также показана жизнь внутри корпорации. Когда отец приезжает со своими неумными шутками, со своим абсурдистским взглядом на жизнь, кажется, что он совершенно не вписывается в эту ситуацию. Но его присутствие там выявляет нелепость и абсурдность наоборот корпоративного поведения. Дочь пытается довести до совершенства свои деловые качества, она очень дисциплинированна...

Людмила: Несметное количество белых блузок...

Алексей: Да, она пытается говорить на правильном деловом языке, однако быстро становится видно, что она не живет полной жизнью.

Людмила: Она не живет своими желаниями, ей приходится все время работать и находиться внутрикорпоративного общения, нужно постоянно улыбаться и быть в определенном бодром тонусе. В общем нужно играть роль, быть на позитиве, все время думать о сделках.

Алексей: Да. Уметь легко перестраиваться, соглашаться с другой точкой зрения, с которой ты не согласен.

Людмила: Обязана всегда хорошо выглядеть, ходить на нужные вечеринки, а наутро быть в офисе.

Алексей: И даже любовные отношения у нее тоже искусственные. Она на самом деле их не хочет, но должна их иметь, она должна быть веселой и не одинокой на этих вечеринках. Она должна, как ты правильно сказала выглядеть хорошо и бодро. Но она на самом деле не чувствует себя бодрой. И не испытывает никаких желаний по отношению к мужчине, с которым встречается. Все это игра. Ты понимаешь, что все это весьма абсурдная жизнь. Там есть люди, которые говорят о преображении Румынии, о том, что теперь страна будет двигаться в сторону прогресса, а на самом деле, они приехали туда, чтобы сократить штат, чтобы уволнять людей. Постоянные несостыковки в фильме показывают абсурдность всего происходящего.

Людмила: При этом отец, который, пробираясь и на совещания, и на вечеринки, пытается со всеми познакомиться. И действительно, он знакомится с очень интересными людьми, они тоже часть этого корпоративного мира, но они немного чудаки.

Алексей: Поэтому, как мы вначале сказали, что режиссер вроде бы не занимает никакой позиции, но все-таки абсурдистский забавный и нелепый мир отца, кажется более привлекательным и более цельным.

Людмила: Он умудрается завести друзей в незнакомом городе, в мире окружения своей дочери.

Алексей: В мире дочери находится совершенно не хочется, потому что в нем как-будто бы нет ничего настоящего, все разыграно. И люди, самое страшное, не признаются в этом. Отец попадая туда, словно пробивает брешь в этом мире и, действительно, в хорошем смысле помогает своей дочери.

Людмила: В фильме очень много юмора, но юмор горький.

Алексей: Сатирический!

Людмила: Ты не смеешься, а ухмыляешься, сцены и забавные, и в то же время неловкие и печальные.

Алексей: Почти все отмечают сцену, где главная героиня поет знаменитую песню Уитни Хьюстон Грейт из гивт или что-то такое. Песня о том, что самый великий дар, который у нас может быть это любовь к себе, то есть чувство собственного достоинства. Поет она эту песню в совершенно нелепой ситуации, но ты понимаешь, что в ее жизни со всеми ее корпоративными достижениями, очень мало любви к себе и достоинства. Хотя опять же, жизнь продолжается, нужно зарабатывать средства к существованию, если бы фильм сделали в Голливуде, она бы все бросила и ушла босиком по Руси. Нет. Она остается.

Людмила: Ну в паре эпизодов, она все-таки ходит босиком...

Алексей: Да это смешные моменты, которые как ни странно оказывают освобождающее действие на всех. Включая и ее.

Людмила: При этом у нее ведь психоаналитик есть.

Алексей: Есть. Есть и все эти коучи многочисленные, где говорят заученные фразы, которые также звучат неестественно и ненатурально. Ее отец совсем не разбирается ни в психоанализе, ни в коучинге, хотя он представляется как раз коучем, когда изображает из себя Тони Эрдманна. Однако мы видим, что он о жизни понимает больше. Он совсем не похож на мудреца, не похож на человека, который много достиг, что-то преодолел, создал семью, посадил дерево, построил дом, написал книгу...

Людмила: Мне кажется у него нет иллюзий по поводу себя!

Алексей: Да!

Людмила: Потому что у нее-то еще есть!

Алексей: А он как-то освободился! Есть в фильме ударная фраза, я ее прямо выписал, я когда ее услышал, прямо смахнул мужскую скупую слезу. В конце фильма, они разговаривают, даже уже о смысле жизни разговор пошел. "Часто мы живем для того, чтобы что-то сделать, а в это время жизнь проходит мимо." Дальше он описывает несколько моментов из их жизни, совершенно для нас непонятные, внутрисемейные. "Как бы нам зацепиться за те самые, ценные моменты? Но понимание приходит после, как раз в самый момент этого сделать не получается". И это настолько хорошо выражает то, что я часто ощущаю. Когда у тебя есть амбициозные планы и ты к ним стремишься, а рядом есть друзья, семья, сейчас еще есть мои дети, с которыми я могу проводить время. Этот конфликт существует, а этот фильм очень по-доброму, по-отечески напоминает нам о важности этих моментов. И напоминание это, действительно сложное, потому что в тот самый момент когда они происходят, ты не видишь их ценности. Воспринимать их и быть в них разные вещи. Хотя, если оборачиваться на них и почаще вспоминать, может быть поможет это сделает нас более способными видеть их в самый момент. Замечательный, очень человеколюбивый фильм о таких как мы, о людях, живущих в этом абсурдном мире, делающих абсурдные поступки. Но ключик, который дает нам режиссер состоит в том, что мы можем друг друга любить, и это делает наши абсурдные моменты чем-то ценным и настоящим.

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер