Титаник (Titanic) режиссер Джеймс Кэмерон

Титаник, Titanic, 1997, Джеймс Кэмерон, James Cameron, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Титаник, Titanic, 1997, Джеймс Кэмерон, James Cameron, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Титаник, Titanic, 1997, Джеймс Кэмерон, James Cameron, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, Алексей Власихин, Людмила Александрова

Людмила: Сегодня мы начинаем новую серию — это фильмы о любви и о романтике; серию эту мы назвали «Нереальная любовь». Почему мы назвали ее именно так, Алексей, сейчас пояснит.
Алексей: Современные фильмы, с одной стороны, — это источник понимания того, во что верят современные люди и того, как мы представляем себе нашу жизнь. Они диагностичны. Если в девятнадцатом веке, для того, чтобы узнать о чем думают люди нужно было прочесть книги того времени; стихи, которые они сочиняли, то сегодня, основным выражением мыслей, чаяний и чувств людей все-таки являются фильмы. А, с другой стороны, фильмы позволяют нам понять самих себя; это зеркало, в которое мы смотримся очень часто. Сегодня, в поисках объяснения того, что мы чувствуем и переживаем или в поисках моделей поведения для самих себя, мы часто обращаемся именно к кино. Тема любви занимает огромное место в сознании современных людей, да и любых людей; старина Фрейд тут был прав: если мы возьмем значительную часть искусства, то, предположительно, девяносто процентов, а может быть и больше, посвящено любви, душевным терзаниям, через которые проходят люди в разном возрасте своей жизни. Если взять всю мировую литературу от древних вавилонских сказаний до современного кинематографа, основная тема — это любовь. Почему «нереальная любовь»? Потому что, как мне представляется, сегодня, те образы любви и влюбленности, которые штампуются в современных фильмах показывают не то, что на самом деле происходит между влюбленными людьми, зачастую навязываются модели любовных отношений, которые, лично мне, кажутся нездоровыми и диструктивными.
Людмила: Большинство людей, которых мы опросили в связи с этой серией сказали, что они отдают себе отчет о том, что это романтическая сказка про принцев и принцесс, но смотрят потому, что хочется отвлечься. Все в детстве читают сказки, потому что нам хочется ощутить волшебные миры, но никто сказку не притворяет в жизнь; дети, хоть и играют в сказочных героев, но осознают что это игра. Но с этими фильмами как-то иначе; почему, вдруг, люди начинают сопоставлять свою жизнь с той реальностью в фильме, которую они всерьез осознают как сказку?
Алексей: Я бы не стал недооценивать сказки, потому что, кто сейчас скажет с уверенностью о том, сколько в нашей голове от тех сказок и от тех книжек, которые нам читали в детстве родители или которые, мы начали осваивать сами, едва научившись читать. Поэтому, здесь я убежден, как говорится в песне у Высоцкого, — если, ты ведешь себя достойно сейчас, это значит что «нужные книжки ты в детстве читал!». Я бы не стал недооценивать силу сказок. Также и с этими фильмами, нельзя предположить, что люди глупы и верят всему, что им показывают, это не так, но, есть некий загадочный эффект. Почему, к примеру, мы иногда поддаемся рекламе? Ведь наш многочисленный опыт подсказывает, что не всякая красивая обложка обязательно является правдой. Но там настолько все красиво переливается или ярко взрывается или еще что-нибудь, что мы поддаемся. Эти истории любви, о которых мы говорим, подаются таким же образом - это яркая обертка: есть принц и есть принцесса; они встречают друг друга; оба они модельной внешности - ты смотришь на все это и растворяешься, думаешь - как замечательно, как красиво! Лично я, к счастью, не могу сказать, что растворяюсь, но на девушек, на женщин это действует как мелодия флейтиста на кобру. История проглатывается, хоть интуитивно и есть представление о том, что это не совсем правда, но настолько красиво и эффектно подано, что хочется в это верить и в это время возникает некий зазор.. Кстати, в данном случае, я говорю не голословно, социологи проводили исследования, которые показали, что современные романы «о принцессах» и «нереальных» любовных историях уже негативно отразились на целом поколении женщин. Создаются нереальные ожидания, которые не исполняются и возникает зазор между реальностью и мечтой, которая никогда не исполнится. Я озвучу свою провокативную гипотезу о том, что женские романы действуют на женщин таким же образом, как порнография на мужчин; то есть они показывают интимные отношения, которые невозможны и которых никогда не будет, потому что они показаны в совершенно нереальном ключе. Если ты вырос на таких картинках или на таких историях, то, вступая во взрослую жизнь, ты захочешь, чтобы эти картинки в ней осуществлялись, потому что они так манящи и красивы, но они не осуществляются! И не могут осуществиться, просто по определению; по этим причинам сексуальным дикфункциям подвержено целое поколение мужчин.
Людмила: Что же нам делать? Сейчас мы собираемся рассмотреть один из самых нашумевших фильмов, который входит в сотню самых романтических. Препарируем его и скажем, что все это неправда, опасно и что там еще?... Действительно ли, нужно так поступать с любимыми фильмами многих женщин? Действительно ли, нужно их анализировать и пытаться вычленить, где там неправда, что опасно, во что не нужно верить, и так далее?...
Алексей: Я вчера смотрел передачу о том, какое огромное количество химикатов используется на современном рыбном рынке. Если мы настолько серьезно относимся к тому, что входит в наш желудок, то уж тем более серьезно, мы должны относится к тому, что входит в нашу голову, потому что, это может предопределить всю нашу судьбу. Как сказано в Библии: «Каковы мысли в душе человека, таков и он». Я глубоко убежден, что мы должны очень ответственно относится к тому, что смотрим, слушаем, читаем. Я бы сказал, что это важная задача любого взрослого ответственного человека.
Людмила: Ладно, попробуем приступить к «святыне» многочисленных женских умов...
Алексей: Это не значит, что мы должны воспринимать фильмы чисто интеллектуально. Фильм — это сложный продукт, чем он и привлекает; там есть и эмоциональная составляющая, и некие образы, и смысловая нагрузка, и все это переплетено и совокупно. Я, в данном случае, ничего не утверждаю, но есть фильмы, у которых внешне все красиво, но у них дурной смысл, и наоборот, фильмы с хорошим смыслом, но сделанные безыскусно.
Людмила: Итак, фильм, который мы сегодня будем внимательно рассматривать, и возможно, нарушим в чьих-то головах романтическое и уважительное ах-отношение!
Алексей: Я знаю, что для тебя это приравнивается к преступлению против самой себя!
Людмила: Нет, это еще не тот фильм, ради которого я упаду в обморок!
Алексей: То есть у нас еще есть шанс добраться до того самого?!
Людмила: Итак, фильм «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона; для которого существуют три важные даты: 1 апреля 1912 года - крупнейший на тот момент, пассажирский лайнер мира, во время первого своего рейса, столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.
Алексей: Знаменитая и всем известная история.
Людмила: На борту, вместе с командой, было две тысячи двести двадцать четыре человека, из них спаслись семьсот одиннадцать человек. Катастрофа «Титаника» стала легендарной и на этот сюжет снято несколько фильмов.
Алексей: Она стала легендарной, потому что очень символична - создатели этого корабля утверждали, что он непотопляемый, поэтому места на первое плавание были заранее раскуплены представителями высшего общества. Современная вавилонская башня, если угодно.
Людмила: Вторая дата — 19 декабря 1997 года, на американские и европейские экраны выходит фильм «Титаник» и тут же устанавливает рекорд самого прибыльного фильма за всю историю кинематографа.
Алексей: Потом «Аватар» побил этот рекорд, того же Кэмерона. Молодец-человек!
Людмила: «Титаник» возглавлял американский бокс-офис на протяжении пятнадцати недель, установил множество рекордов, собрал около двух миллиардов долларов. Третья дата — это 20 февраля 1998 года — фильм выходит в России и начинается болезнь у девушек, которая называется Ди Каприо-мания или синдром актера Леонардо Ди Каприо: бесконечные постеры, календари, изображения актера на футболках и так далее..
Алексей: Помню как сейчас, это было время, когда я хотел уничтожить все изображения актера Леонардо Ди Каприо.
Людмила: Интересно, что в книге рекордов Гиннеса зафиксировано, что самый долгий период показа фильма «Титаник» в кинотеатре произошел в городе Екатеринбурге, я, к сожалению, не нашла сколько раз он там продержался...
Алексей: Несколько лет шел?
Людмила: Я думаю больше года.
Алексей: Нужно учитывать особенности нашей страны, здесь наверняка, многие люди посмотрели его еще до того, как он официально вышел в прокате. Я тогда жил в общаге, и наши парни посмотрели его в «экранке», в пиратской версии, даже раньше, чем он официально вышел в США.
Людмила: Ну, ничего, себе пираты постарались! Я смотрела в шестой раз при подготовке к этой передаче и пять раз тогда, в тот самый 1998 год. Мы с подругами бесчисленное количество раз ходили в кинотеатр и потом, старались посмотреть и дома, и даже, после того, как нам сказали, что технически все это снято в бассейне. Хотя, мы, конечно, немного разочаровались..
Алексей: Лично меня не волнует, где снимали, если выглядит правдоподобно.
Людмила: Кэмерон, в недавнем интервью говорит, что секрет успеха в том, что название фильма должно быть брендом уже изначально, еще до выпуска фильма. Если это происходит, то вы на световые годы опережаете конкурентов. «Титаник» и есть настоящий бренд, за которым стоит многое, и не нужно ничего прибавлять к названию фильма, хотя были варианты: «Выжившие с «Титаника», «Горничные «Титаника», «Спасти «Титаник»!
Алексей: То есть у нас нужно снять фильм с названием «Спутник»!
Людмила: Наверное.
Алексей: Или «Калашников»... «Путин»...«Перестройка»!
Людмила: Таков подход Кэмерона к кино и можно упрекать его во многом: в том, что он просчитал возможный успех беспроигрышной романтической историей, связанной с историей, произошедшей в реальности, потрясшей многих людей..
Алексей: Вот я горжусь тем, что в те годы фильм «Титаник» не посмотрел, вчера выяснил, что и жена моя его не посмотрела, и тоже этим гордится. Хотя, конечно, когда парни в общаге смотрели, то я вынужденно большие куски фильма видел, но принципиально не хотел смотреть, не хотел поддаваться на всю эту слащавую истерию, на сопли и слезы по поводу бедного мальчика Ди Каприо. Оказывается и жена не смотрела по похожим соображениям, выяснилось, что мы оба из клуба людей, которые не смотрели и не посмотрят, но отрывки, все же видел. Скажи мне...
Людмила: В чем секрет непотопляемости «Титаника»?
Алексей: Да, скажи мне, чем он понравился тебе, в те годы, когда ты его видела? Парням интересно что корабль тонет, это понятно. А тебе?
Людмила: Во-первых, пафосом, то есть сама катастрофа в фильме показана честно, с большим количеством воды, горя..
Алексей: То есть масштаб?!
Людмила: Да. На этом трагическом фоне развивается история любви; эти двое никогда не оставляют друг друга, с самого начала, когда она, в порыве горя, пытается прыгнуть за борт.
Алексей: Историй любви много. Почему именно эта?
Людмила: Стоп! Я пытаюсь ответить. Когда она пытается прыгнуть за борт, он спасает ее, и говорит следующее — запомни, если ты прыгнешь, то и я прыгну!
Алексей: И в этом месте ты расплакалась в первый раз?!
Людмила: Никто не расплакался. Дело в том, что после того, как он это сказал, они ни разу не бросили друг друга. На протяжении всего фильма. Чтобы ни происходило!
Алексей: То есть целых два дня!
Людмила: Почему целых два дня? Они разве знали, что у них всего два дня?!
Алексей: Я просто уточняю.
Людмила: Во-первых, дело не в двух днях; там был момент, когда его заковали в наручники, а ей пришлось ползти к нему в залитом водой трюме и перерубать цепочку между его рук, рискуя попасть топором ему по руке. Или когда, начали женщин и детей усаживать в лодке и он уговорил ее тоже сесть с ними, и она сначала села, но потом поняла, что никуда она без него не поплывет; и в конце концов, оба оказались в воде. Дальше, та доска, на которой она спасалась выдерживала только одного человека, поэтому он понимал, что скоро умрет в холодной воде, но при этом уговаривал ее, чтобы она не отчаивалась, что помощь обязательно придет. Посреди всех обстоятельств, они постоянно были вместе, ну и что, что у них было всего два дня? За эти два дня, благодаря катастрофе, они оказались спрессованными, и мы за весь фильм не видели в кадре их отдельно друг от друга. Это запредельная верность!
Алексей: Ну, по поводу запредельной верности мы еще скажем пару слов, а то, что они, преодолевают все внешние обстоятельства и любовь их соединяет несмотря на то, что они из разных социальных слоев, несмотря на то, что катастрофа угрожает жизни каждого из них, все равно они держатся друг за друга. Это основная мысль?
Людмила: Да.
Алексей: А этом смысле это, действительно, эпическая история любви, история взаимного влечения друг ко другу. Причем, она подтверждается жертвенной смертью молодого человека; как его зовут в фильме?
Людмила: Джек Доусон.
Алексей: Он решает умереть, ради спасения своей возлюбленной. Это да!
Людмила: Хоть это и романтическая драма, но герои не клянутся во взаимной любви каждую минуту, фраза «Я люблю тебя» произносится Розой всего один раз, а Джек вообще ее не говорит.
Алексей: Также, как я понимаю, фильм визуально хорошо сделан. Когда они на корме корабля стоят вместе раскинув руки, хоть над этим уже тысячу раз посмеивались, все-таки, это яркий, запоминающийся момент.
Людмила: Какое определение любви дает этот фильм? Исходя из этой сцены, любовь — это, то, что поднимает тебя над смертью, над катастрофой, над историей, над предрассудками, над обыденностью жизни. Это возможность обрести крылья, возможность, которой в повседневности у нас не бывает.
Алексей:

Как раз здесь и начинается моя основная претензия к этому фильму, я имею ввиду даже не столько именно этот фильм, сколько некую культурную установку. Возьмем русские народные сказки, где герои преодолевают такие же приключения как и в «Титанике»: то Бабку-ёжку крошат в капусту; то вызволяют друг друга из разных ловушек, в которые нечистая сила их погрузила; но, в конечном итоге, они объединяются и наступает стандартное завершение: - «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало!». А заканчивается все сказкой.

Я вспоминаю, как один мой приятель рассказывал мне о том, как он пошел со своим другом на рыбалку. Понемногу стали делиться мнениями о жизни; рассказ друга был долгим и увлекательным: как он был подростком, как служил в армии; было много замечательных живых моментов, и закончил он свой рассказ, - догадайся чем?

Людмила: Чем?
Алексей: «А потом, я женился!». Это как-бы конец его жизни...
Людмила: Есть такое выражение: «Семейная жизнь — вытрезвитель любви!»
Алексей:

Бывает другое завершение — красивая свадьба! Многие фильмы о любви именно так и построены: есть непреодолимые препятствия и преграды, но все они с успехом пройдены, и вот — муж и жена перед алтарем; диафрагма сужается — целующиеся лица, счастливые физиономии и так далее. Но правда жизни в том, что это, действительно, только начало. Меня смущает этот образ пылкой любви, юношеской: Ромео и Джульетты (это неудавшаяся любовь); Джека и Розы (в «Титанике»). Меня смущает процент: это даже не десять, это два процента, если быть очень щедрым, а жизнь-то, она намного дольше! А продается только этих два процента! Они делаются эталоном. И вот, человек с пылким воображением, уже живя семейной жизнью типа: дети-пеленки, смотрит некоей ночью этот фильм, обложившись носовыми платками и думает: вот она — красивая любовь, а у меня совсем не так!

А особенность в том, что никогда так и не будет! Мое глубокое убеждение в том, что самая красивая сторона любви — это не поцелуй в диафрагму, это не свадебный альбом. Самая красивая сторона любви - это, то, что люди могут создать на протяжении всей своей жизни. Для меня настоящий поцелуй в диафрагму - это когда люди, прожившие вместе, на протяжении 40-50 лет, воспитавшие детей и понянчившие внуков — когда такие люди целуются на большом экране — вот это да! Это — красиво! Это что-то настоящее, выверенное, испытанное временем!

Людмила: В фильме не просто показана одна история; там есть еще один слой; нам показывают постаревшую героиню, которая вспоминает и рассказывает для внучки и для других слушателей. Она говорит — 86 лет прошло, а я все еще помню запах той краски, помню того человека, Джека, который спас меня от брака, спас мою жизнь!
Алексей: Замечательно! Красиво!
Людмила: Как я понимаю: может быть, что из всех людей для какого-то одного человека, ты можешь быть единственной звездой сиятельной...
Алексей: Ах!
Людмила: Ну, что ты вздыхаешь?! Другой человек для другого человека может стать незабываемым и ты, через всю жизнь пронесешь память об этом человеке. Почему это не вариант какого-то бессмертия? А другие люди женились, нянчили внуков — все это очень хорошо — прожили всю жизнь, скрывая тихую ненависть друг ко другу, и потом, когда жена умрет, я несколько раз такое видела и слышала: вот, мол уважал, мы полюбили друг друга, но через три года любовь прошла и вот, всю жизнь уважал, вот так и прожили в уважении...
Алексей: Стоп-стоп! Ты увидела абсолютно неправильную антитезу: я противопоставлял этого Джека и девушку, которая его помнила до конца жизни, еще бы она его не помнила, все-таки жизнь ей спас, совсем была бы неблагодарной, если бы не помнила, так вот, я противопоставлял не какой-то другой несчастной любви, где люди вынужденно должны терпеть друг друга.
Людмила: Нет, не терпят, они уважают, но любовь романтическая кончилась, высокая нота кончилась, а уважение и привязанность возникли на ее месте.
Алексей: Нет это не высокая нота кончилась, а удар гормонов в голову кончился, на физиологическом уровне. А осталась любовь как ежедневное созидание. Высокая нота — это только начало, фундамент, первый камешек, а я говорю о любви, которая уже является домом, у которого, уже крыша начинает прорисовываться. Вот о какой любви я говорю. Когда я смотрю такие истории, хоть я и не могу назвать себя старпером, но тем не менее чуть-чуть уже пожил и скоро будет десять лет как женат, я понимаю, что там показан какой-то мизер. Моя жена — практикующий психотерапевт, она тысячи подобных историй видела, а также и то, как они через пару месяцев рассыпаются и разваливаются, потому что люди ненавидят друг друга. Может и хорошо, что они расстались, потому что могли позже поубивать друг друга, вот, ведь в чем состоит вторая часть, несказанная в «Титанике». Потому что настоящие чувства проверяются временем. Безусловно, он настоящий человек — спас девушку, пожертвовав своей жизнь, тут и говорить нечего — он — герой; всегда был с ней рядом и она была рядом — все красиво и замечательно. Но все это, как бы сказать, пока еще очень легковесное; настоящее, глубокое чувство то, которое проверено жизнью; когда жизнь во всем ее многообразии, на всех ее различных этапах испытывает любовь, вот это, действительно, красивая любовь. Я бы хотел услышать историю пожилой женщины, которая вот такую жизнь прожила, а у нас эти истории не показываются, они не продаются. Продаются только эти легковесные уси-пуси.
Людмила: Почему же? Она актриса, аристократического происхождения, ее ожидал брак с таким же выдающимся молодым человеком, а Джек Доусон показал ей, что жизнь — это не прочерченная траектория; он вдохновил ее на поиск себя. В конце ее жизни мы видим на снимках ее в седле, а ведь это он ее поддержал, что хоть это и плохо воспринимается, но если она хочет скакать в седле, значит нужно это делать. Он не только ее спас, он остался в ее памяти идеей, что она может жизнь не задуманной кем-то жизнью, а своей собственной.
Алексей: Я не сказал против этого ни слова.
Людмила: Их любовь не просто двухминутная история, не маленький двух-трехдневный эпизод; она прожила памятью о нем всю жизнь и построила ее, исходя из того, что он ей дал!
Алексей:

Я не против, я просто сказал, что в действительности, по-настоящему имеет цену то, что испытано временем. Если мы говорим о том, как фильм соотносится с жизнью.

Если бы мы обсуждали другое, если бы, не дай Бог, у тебя был любимый человек, который тебя спас, а потом утонул или сгорел, или на атомной станции облучился в Японии, спасая тебя, и сейчас стоял бы вопрос, помнить тебе его всю жизнь или не помнить? Я бы сказал, конечно, помни его, Люда, люби его, пусть он останется светлым пятном в твоем сердце. Но, здесь, речь идет о том, что рано или поздно, когда люди женятся, что они потом начинают считать настоящей любовью; если для него это всего лишь однократная яркая вспышка, которую он будет вспоминать всю оставшуюся жизнь, то это любовь неполноценная. Если человек не понимает, что за этим последуют испытания. Это ведь, уже избитый ход, про Ромео и Джульетту; про отравленных гормонами, четырнадцатилетних подростков, которые любили друг друга. Не перестаю удивляться этой книге — читаешь и понимаешь — Ромео по уши влюблен, всем сердцем. Думаешь, наверное в Джульетту — ан, нет! В совершенно другую девушку. Потом, он, будучи, так страстно влюблен, попадает на торжественный прием, на бал, видит там Джульетту и в нее также страстно влюбляется. Потом все осложняется враждой их семей, ну и — нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Все мы знаем, что они плохо закончили, но я себе представляю такой вариант: если бы они недельку или месяц, не говоря уже о целом годе, друг с другом пообщались, вполне возможно, что у этого Ромео еще с десяток было таких Джульетт. Вот о чем я говорю.

Людмила: Но разве катастрофа не была проверкой?
Алексей: Настоящая любовь это не только то, что проверено временем, а это прежде всего то, что создано на протяжении времени, то что создается изо дня в день. И вот таких историй отчаянно не хватает, возьмем обычную социологическую статистику: больше половины заключенных браков через короткое время расторгаются. Вот яркая картина того, чего нам объективно не хватает — способности строить. Влюбляться мы научились, спасибо «Титанику», а вот жить с человеком, который однажды стал для нас светом, мы не научились.
Людмила: Есть еще одна претензия к фильму «Титаник» озвученная Умберто Эко, философом и писателем, он упрекает фильм за многократные штампы.
Алексей: Он, кстати, специалист по средневековой культуре и философии, поэтому знает о чем говорит.
Людмила: Вот его озвученное мнение о культовом кино и «Титанике» в частности.
  Умберто Эко (Женя): Когда на сцену бесстыдно врываются все архетипы открываются поистине гомеровские глубины. Два клише смешны, сто клише волнуют, потому что мы неотчетливо слышим как клише разговаривают между собой, празднуя встречу; как боль встречается на вершине с наслаждением и верх извращения переходит в мистическую энергию; так за пределом банальности высвечивается величие; что-то говорит вместо режиссера — явление, достойное как минимум, уважения.
Людмила: В данном случае, в «Титанике» сто клише объединяются и кажутся уже чем-то великим.
Алексей: То есть он создал миф о любви?!
Людмила: Да.
Алексей: Вот в этом для меня и состоит основная проблема, что в этом мифе о любви есть только начало. Это какой-то уродливый миф, обрубленный, пенек какой-то.

 

Джеймс Кэмерон о 3D, кинотеатрах и совместных переживаниях

 

Дорога перемен (Revolutionary Road) Сэм Мендес Дорога перемен (Revolutionary Road) Сэм Мендес

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino