Нефть (There Will Be Blood) режиссер Пол Томас Андерсон

добыча власти: «Нефть» Пола Томаса Андерсона ● детальный портрет жадности ●● сочувствовать или ненавидеть: как относится к главному герою? ●●● саморазрушение как наказание ●●●● «каждый сам за себя, а Бог против всех»: является ли фильм приговором человечеству? ●●●●● ценно то, что даровано, а не завоевано: вариант прочтения фильма

Нефть, There Will Be Blood,Дэниэл Дэй-Льюис, Daniel Day-Lewis, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Нефть, There Will Be Blood, Дэниэл Дэй-Льюис, Daniel Day-Lewis, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Нефть, There Will Be Blood, Пол Дано, Paul Dano, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт 

 

 

Людмила: Фильм «Нефть» режиссера Пола Томаса Андерсона.
Алексей: Этого же режиссера фильм «Магнолия», если кому интересно.
Людмила: А также «Ночи в стиле буги». Действие фильма «Нефть» начинается в 1897 году, то есть на самом рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Алексей: Старатель случайно вместо золота обнаруживает нефть и становится нефтяным магнатом.
Людмила: Человеком с очень сложным характером, зовут его Дэниэл Плейнвью и у него находится антагонист.
Алексей: Там интересный момент, там неясно кто кому антагонист.
Людмила: Действие происходит вокруг нефтяного магната и вокруг, сложно сказать, кто он, священника. 
Алексей: Скажем так, проповедника около христианской секты.
Людмила: Весь весь мы видим как один добывает нефть, в второй добывает себе паству.
Алексей: Совершенно верно. Есть еще один герой, это приемный сын старателя, которого он усыновил для того, чтобы иметь репутацию семьянина. С помощью документов он его сделал своим партнером, в начале двадцатого века, особенно в южных штатах, семейные ценности в почете и мужику быть неженатым неприлично, поэтому он представляется вдовцом со своим сыном. На протяжении всего фильма мы видим как главный герой, Дэниэл Плейнвью на пределе всех возможных сил и не щадя живота своего, на пределе всего что можно зарабатывает себе нефтяную империю. Смотришь на него и поражаешься, да и актер сыграл хорошо, просто замечательно.
Людмила: Дэниэл Дэй-Льюис получил премию Оскар как актер главной роли.
Алексей: Ты видишь силу из него прямо прущую, звериную. Там есть эпизод, где он свалился в шахту и несмотря на серьезные повреждения он сам выбирается оттуда. И вся его жизнь — это вот такое вскарабкивание, выгрызание. Он пытается завоевать все, что видит вокруг себя.
Людмила: Самое интересное, что это не классическая история успеха, с моралью — все дается трудом!
Алексей: Да здесь есть подковырка.
Людмила: Могущество, которого он достигает оказывается ему совсем не нужным.
Алексей: Не то чтобы не нужным, он завоевывает все что хотел и понимает, вернее может быть он и не понимает, а мы, когда смотрим, видим, что самое главное о в своей жизни пропустил. Ну, например, такой эпизод, в погоне за максимальной добычей нефти, он нарушает правила безопасности и в одном из взрывов его приемный сын глохнет на всю жизнь. И параллельно с этим есть харизматичный, талантливый проповедник церкви, она называется «Церковь Третьего Завета», христианский культ, манипулирующий христианскими понятиями и этот проповедник, как будто бы человек противоположный главному герою, он мягкий, елейный, но тем не менее, тоже всю свою жизнь ради внимания слушателей готов практически на все, хотя в мягкой елейно форме. И на протяжении всей жизни оба героя идут к своим высотам, и когда почти уже их достигли, оба оказываются глубоко несчастными. Чем еще интересен этот фильм? Нужно иметь терпение, в первой половине почти нет диалогов.
Людмила: Да, сплошное бурение!
Алексей: Мы почти ничего не видим. Внутренний мир героев раскрывается только через их поступки, мы не знаем их мыслей потому что почти диалогов. Ты просто наблюдаешь и от этого становится особенно убедительно.
Людмила: Ты чувствуешь себя жителем ранчо, там есть много ранчо. Ты выбираешь либо одного, с которым ты со временем разбогатеешь, либо другого, который тебя вылечит и поможет своими молитвами. Нужно выбирать между этими двумя героями, ты между ними зажат, и они оба не хороши, не добры, не злы, а какие-то непредсказуемые люди полутонов, оба странные.
Алексей: Характеры обоих героев в течении фильма не меняются, обычно основное правило анализа художественного произведения — главный герой это тот, с кем происходит изменение. А мы видим, что характеры героев, скорее раскрываются на протяжении фильма, нежели с ним что-то происходит. Мы встречаем их уже в той фазе, когда у них есть цель и они оба идут к ней, не жалея ни себя, ни того, кто рядом. Это такое очень простое, прямолинейное, почти документальное описание жадности, желания все поглотить.
Людмила: И у нефтяного магната, и у проповедника.
Алексей: Да, хоть фильм снят и очень просто, но настолько детально прописаны фигуры, что захватывает. В чем-то фигуры даже карикатурны, они выглядят как некие штампы: лживый проповедник и магнат, который ради денег, кого хочешь задавит. Но поразительно, что, например, магнат вызывает у тебя даже сочувствие, ты видишь, что вся его жизнь — это порождение какой-то огромной внутренней боли и напряжения нечеловеческого. Напрямую мы этого не видим, но создается впечатление из косвенных эпизодов, что вырос в тяжелой семье, с отцом был конфликт, не хочется во фрейдизм уходить.
Людмила: Нет, там действительно страшный эпизод есть, когда какой-то человек выдает себя за его брата.
Алексей: Он понимает, что это обман и убивает его. Как раз этот эпизод с братом выдает то, что он хочет семью, он поверил сначала обману этого лжебрата, ему захотелось, чтобы у него был брат, но это одна из наших особенностей — интенсивно разрушать то, в чем мы наиболее нуждаемся. Своими руками он разрушил все мосты, чтобы иметь семью или хотя бы одного друга. Его приемный сын все больше чувствует отчуждение и, достаточно повзрослев, расстается со своим отцом. Он был единственным светлым пятном в этой истории, мы видим, что повзрослев, он выбирает хотя бы не тот же самый путь, который был у отца. Почему мы говорим, что этот фильм из серии «Режиссеры-моралисты», мы видим злодеев, и видим, что они наказаны. Не то, чтобы на них сверху что-то падает, а это именно саморазрушение человека, идущего путем своей жадности, своего неограниченного эгоизма. Словно эпос, эпическое полотно показывающее нам саморазрушающую суть человеческой жадности.
Людмила: Принцип — каждый сам за себя, которым идут оба героя, не срабатывает ни в том, ни в другом случае. Критики говорят, что режиссер создал что-то вроде евангелия от атеиста. Режиссер как атеист показал, что может быть с человеком, который надеется только на себя и отбрасывает от себя абсолютно всех. Первый его герой говорит о людях пренебрежительно «людишки», и для второго они являются только средством для своей славы. И получается этот принцип привел их обоих к краху, а режиссер, как бы говорит этим самым — каждый сам за себя, а Бог против всех.
Алексей: Ты думаешь режиссер это имеет ввиду, а мне так не кажется. Я думаю фильм не безнадежный, он говорит о том, что мы можем выбрать путь..
Людмила: .. путь простого человека
Алексей: есть путь на котором мы можем себя разрушить, мы можем постепенно дойти до той стадии на которой мы хороним свою жизнь, дойти до точки не возврата. Я не думаю, что это фильм-приговор человечеству. Ведь этот мальчик, которого он вырастил, правда он очень вовремя в школу его отправил, тем не менее живя со своим отцом, и потеряв по его вине слух, ведь он не озлобляется на него окончательно, в его сердце что-то пробуждается. Я думаю, что он намеренно трафаретен, в нем есть что-то такое же, как в ранних библейских повествованиях, например, про Каина и Авеля.
Людмила: Наврал брату — умри! Неважно какие у тебя были мотивы. Тот лжебрат просто хотел выжить, неважно, взял и убил его за вранье.
Алексей: Да. Интересную роль пейзаж играет в фильме. Пейзаж пустынен, мы видим пустынность и людей на ее фоне, и от этого характеры приобретают особую силуэтность. Это обращение к пустыне часто используется от отцов-пустынников до современного кинематографа. Мы помним фильм «Степь», который тоже обсуждали эти мотивы постоянно используются для того, чтобы лучше прописать образы. Я не думаю, что это приговор людям, это приговор жадности, но не миру, в котором мы живем. В этом четкая мораль, четкий посыл. И, несмотря, на то, что фильм глубоко моралистичен, он не слащав, мы можем сочувствовать, по крайней мере этому нефтянику, мне его было жаль, он вызывал сочувствие за такую свою жизнь. Кстати, буквальный перевод его названия с английского «Да будет кровь!», наши перевели как «Нефть», и возможно, правильно сделали, потому что в нашем обществе нефть стала символом могущества и богатства, ну и газ, конечно. Мне кажется фильм несет такой посыл — что пользы человеку от того, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Что пользы ему, если он так сделает? Это слова Христа. А мы видим в этом фильме, что это наказание приходит не после смерти, как часто мы можем рассуждать, а уже при жизни человек видим плоды того, что он сделал, такие как одиночество, например. Сегодня я посмотрел фильм «Трон» в обоих этих фильмах есть схожая мысль — самое главное и ценное в нашей жизни — это не то, что мы завоевали, и не то, что мы можем завоевать, а то, что как не парадоксально мы можем потерять. Любовь сына, любовь самых важных для нас людей, и вообще, даже восход солнца, возвращаясь к фильму «Трон». Есть одна очень старинная христианская песня с такими словами: «В нашей жизни самое прекрасное, не ценою денег покупается». Справедливые слова, это то, что приходит к нам даром, но в силу того, что мы хотим все контролировать, нам очень трудно смириться с этой мыслью. Мы не можем контролировать подарок, мы хотим сделать свое и над этим чахнуть. Для меня лично фильм «Нефть» о том, что ни сама нефть, ни даже целая нефтяная империя не стоят того, чтобы быть таким Кащеем, который над этим трясется. Намного важнее принять какие-то вещи и быть благодарным за них, это делает тебя более живым человеком, более человечным, если угодно. Спасибо, до новых встреч.

 

Железная хватка (True Grit) режиссеры братья Коэн

 

из серии "режиссеры моралисты":

Клинт Иствуд ("Гран Торино")

Михаэль Ханеке ("Белая лента")

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)