Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт

Побег из Шоушенка, The Shawshank Redemption, 1994, Фрэнк Дарабонт, Frank Darabont, Тим Роббинс, Tim Robbins, Морган Фриман, Morgan Freeman, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Побег из Шоушенка, The Shawshank Redemption, 1994, Фрэнк Дарабонт, Frank Darabont, Тим Роббинс, Tim Robbins, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

“Побег из Шоушенка” (The Shawshank Redemption), 1994, режиссер Фрэнк Дарабонт

 

Права на экранизацию повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка» режиссер-дебютант Фрэнк Дарабонт, это стало самым удачным вложением средств за всю его жизнь. И дело вовсе не в прибыли. Выпущенный на экраны в сентябре 1994 года, фильм с треском провалился в прокате. «Я поставил на Шоушенк все, но выяснилось, что всем плевать!» - вспоминает режиссер. Как оказалось, не всем. Критики расхвалили картину и выдвинули ее на Оскар аж в семи номинациях. Правда, ни одной статуэтки она так и не получила, проиграла «Форесту Гампу». Настоящий успех картина получила только после выхода на DVD. Фильм много лет занимает первое место в списке imdb top 250, его рейтинг как и у«Крестного отца», но за него проголосовало на 200 000 человек больше.

Алексей — Сегодня мы в коронном составе: Людмила — наш постоянный ведущий и Антон Гвадибадзе - наш подпольный ведущий, он готовит нам разные материалы, помогает в продвижении передачи и так далее. Мы будем обсуждать фильм «побег из Шоушенка», его нельзя назвать новинкой, потому что он 1994 года, но он настолько запечатлелся как событие, как глыбища, что мы будем обсуждать его особенно подробно. Мы делали кинопоказ совместно с Петербургским христианским университетом, где были студенты и приглашенные гости, мы рассуждали о причине популярности этого фильма и на основании этих размышлений поговорим об этом фильме. Начиная с 94 года он живет в сердцах многих и многих киноманов, как в мировом рейтинге МДБ, так и в нашем российском киноманском рейтинге, в Кинопоиске. Мы долго собирались о нем поговорить, потому что такую вещь невозможно пропустить, говорить вскользь о нем совершенно неохота. Люда, скажи нам несколько слов о его создании.

Людмила — Интересно, что 1994 год был для фильма неудачным. Но уже в 1995 американцы начинают брать его в прокате и он побивает все рекорды фильмов для домашнего просмотра. Потому что его берут и берут, и не для того, чтобы посмотреть а, что интересно - чтобы пересматривать!!

Алексей — Да, важная черта фильма — люди периодически его пересматривают.

Людмила — Задача этого эфира, в том числе выяснить, что за ДНК в этом фильме и почему люди возвращаются к этим мыслям и переживаниям снова и снова. У нас есть ответы от создателей: режиссера и двух актеров: Тима Роббинса и Моргана Фримана, мы к ним обратимся чуть позже. У них ответы есть. Наша задача, найти свой зрительский ответ, можно к примеру, нам всем троим ответить на вопрос: согласны ли мы с тем, что этот фильм на первом месте и предположить почему это так.

Алексей — Боюсь, наши ответы могут получиться очень развернутыми, здесь есть множество способов говорить о этом. Наверное все наши размышления станут одним большим ответом на этот вопрос. Антон, тебе как?

Антон — Для меня-то он далеко не на первом месте.

Алексей — В моем личном рейтинге, я бы тоже не поставил его на первое место; потому что там и элементы предсказуемости, и много штампов — но сам феномен фильма, конечно, впечатляет!

Антон — Уже из названия ясно, что главный герой сбежал. Почему тема побега из тюрьмы становится популярной для домашнего просмотра? Потому, что комфортно! Я не иду куда-то в кинотеатр за переживаниями, а в семейной обстановке или с друзьями наслаждаюсь тем, что уже совершилось.

Алексей — Когда смотришь впервые, то сцена побега, безусловно, захватывает. Но, я думаю, что люди пересматривают его не потому что хотят еще раз удивить себя — смотри-ка удалось-таки бежать! Думаю, не будет сполером, если я скажу, что да, герой все-таки сбежал. Это видно из названия. Хотя на английском это звучит чуть-чуть по-другому Shoushenk Redemption, этот факт нас привлек, потому что redemption означает — спасение, искупление…

Антон — Избавление..

Алексей — Да. Оно часто используется в религиозном контексте, например, мы его встречаем в Библии, когда описывается время исхода евреев из Египта, или, когда говорится о спасении через Христа также говорится redemption.

Людмила — Для самого Стивена Кинга эта повесть из сборника «Четыре сезона» стала неким экспериментом и побегом от титула короля ужасов. Ему хотелось написать что-то теплое, реалистичное, про реальных людей. Он бросил вызов сам себе — написал четыре истории, все они экранизированы и не содержат ничего мистического и устрашающего. Это хорошие и воодушевляющие истории.

Алексей — Это не тот Стивен Кинг, которого любят фанаты! Теперь немного о сценаристе фильма.

Как сценарист, Фрэнк Дарабонт с большим уважением отнесся к оригинальной повести, но внес в сценарий свои находки, например, он ввел дополнительную сюжетную линию об обреченных на неудачу попытках старого заключенного Брукса Хетлина выжить после освобождения. А сменяющие друг друга начальники тюрьмы объединены в одного омерзительного Нортона, сыгранного Бобом Гантоном. Нет в книге и эпического финала, с пляжем райского мексиканского городка Сиуатанехо. «В монтажной мы даже не пытались смотреть фильм без этой сцены» - вспоминает режиссер, - «было совершенно ясно, что она приносит огромное удовлетворение и без нее фильм будет совсем не тем».

Людмила — Дебютант Фрэнк Дарабонт был и режиссером и сценаристом этого фильма и, безусловно, для дебюта это попадание - когда твой собственный первый фильм, ты потом уже не сможешь переплюнуть.

Алексей — Конечно, одна из причин успеха фильма в том, что он нарисован крупными мазками, здесь с самого начала есть претензия на цитаты, на показательные сцены; и с визуальной точки зрения и диалоги героев так и просятся — возьмите меня на цитаты, вставьте меня в какую-нибудь речь. Также и кадры — взять знаменитую сцену, где главный герой убежав, стоит под проливным дождем, после того, как прополз через сотни метров нечистот — картинка так и просится на постер!
В двух словах, для тех, кто по каким-то странным причинам не знает сюжета: фильм рассказывает о молодом банкире, который был несправедливо осужден, это мы понимаем практически сразу. Его посадили за убийство жены и ее любовника на долгий срок. Он находится в тюрьме, знакомится с окружающими людьми, претерпевает многие трудности и так далее. Кажется, что вот-вот он уже сломается; мы видим, что тучи над ним сгущаются все больше и больше. Хотя и наступает момент, когда выясняется, что он не виновен, но никто не заинтересован, чтобы его выпустили. Одним прекрасным утром выясняется, что его камера пуста, оказывается, что все эти годы, 20 лет, ложечкой и молоточком он точил дыру в стене и наконец, пробравшись через нее и через вонючую канализацию, он оказывается на свободе. Фильм заканчивается ясным и светлым хэппи-эндом.


Людмила — На некую метафоричность, символичность истории намекает уже сам способ; мы видим историю уже интерпретированную, у которой есть рассказчик.

Антон — Костяк фильма — это закадровый голос.

Алексей — Что с кинематографической точки зрения является слабостью.

Людмила — Да это проигрыш, но это литературно, красиво, метафорично. Все метафоры-символы мы слышим из уст Моргана Фримана, такие как: «Энди был птицей с ярким оперением, которую нельзя было держать в клетке». Конечно это сразу же убирает из фильма реалистичность и делает его мифом.

Алексей — Фильм сразу предстает метафорой, он прямо просится, начиная от названия, от образа тюрьмы и, безусловно, он притягивает внимание своей темой. Давайте, послушаем мнение самих создателей и актеров о том, почему этот фильм стал легендой и в чем состоит его сила и влияние.


Как сами создатели отвечают на вопрос о культовом статусе фильма? Морган Фриман - исполнитель роли Рэда: «Я всегда определял это кино как историю любви, это редчайший случай убедительного воплощения платонической мужской дружбы»; Тим Роббинс - исполнитель заглавной роли: «Возможно лента убеждает людей в том, что каждый из нас сможет сбежать из своей собственной тюрьмы и найти, наконец, свой собственный Сиуатанехо». Фрэнк Дарабант: «Фильм стал вестником надежды для всего мира, в течении многих лет я посещал акции по сбору средств для Джеффа Кауфмана, человека, страдавшего болезнью Лу Герига, и видевшего в побеге из Шоушенка метафорическое описание своей жизни, в 2010 Кауфман скончался, однако главная мысль фильма жива и по сей день — надежда умирает последней.

Алексей — И прямо так и хочется в этом моменте пустить скупую мужскую слезу. Я в этих оценках, конечно, на стороне Тима Роббинса и Фрэнка Доробонта, а Морган Фриман слишком романтично подошел — да, есть там мужская дружба, но все-таки слишком сильно сказано. Я видал дружбы и посильнее! Ну, да ладно, фильм, действительно, метафора, в этом его сила, в этом, его и слабость. С точки зрения кинематографа, это некое поражение, что на первом месте стоит фильм, поражающий не кинематографичностью, а повествовательностью.

Людмила — Это сказка.

Алексей — Давайте согласимся с термином притча. Я не удержался и посмотрел что за болезнь Лу Герига? Это тяжелое заболевание, которое ведет к отрофии конечностей и медленному параличу.

Людмила — Тело как тюрьма.

Алексей — Да. Прямая метафора - тело как тюрьма, наша жизнь как тюрьма, быт как тюрьма. Это история спасения, своеобразное квази Евангелие, предложенное Кингом, режиссером и актерами. Причина популярности, как мне кажется в том, что он очень диагностичен - он отражает основные страхи и надежды западного человека конца ХХ начала ХХI века, пересекаясь и с «Матрицей» и с другими блокбастерными фильмами на тему освобождения. Потому что тема освобождения — это один из сильнейших мотивов, которые движут людьми на протяжении нескольких последних десятилетий нашей истории. Здесь, с одной стороны, отсылки и ко всем последним революциям, потому что, по справедливости, герои нашего времени - это бунтари, революционеры разных сортов; борцы за независимость, если вам не нравятся революционеры - рок музыканты. Один из моих любимых фильмов «Пролетая над гнездом кукушки», где мотив сопротивления против системы и внешних условностей является основным. Главный герой, опять же бунтарь.

Людмила — Но куда более бесславный.

Алексей — Именно поэтому, мне больше нравится. Нео из «Матрицы» - своеобразный мессия, который говорит, что ложки нет и призывает нас побороть все условности. Таким образом, в фильме есть некая около религиозная составляющая, своеобразное религиозное послание — еще одна причина его популярности. Каким же выглядит главное зло в этом поп религиозном высказывании? В библейском повествовании — это сатана.

Людмила — Тюрьма.

Алексей — Да. Тюрьма, система, некие рамки, шаблоны, которые ограничивают нас. Интересно, что, например, в «Матрице» главный герой, мы видим, работает в офисе. Когда мы говорили об этом фильме на кино показе, некоторые очень понимающе начали покачивать головой — вот оно, средоточие всех правил и ограничений!

Антон — Рутина!

Алексей — Именно. И в этом фильме показано как тюрьма формирует человека, как мощно она на него воздействует. Повествователь говорит — один из главных принципов — рутинность всего происходящего; ты начинаешь соглашаться; тебя начинают встраивать и ты соглашаешься с этим встраиванием, тебя это формирует — ты начинаешь жить и мыслить как зек. Те неприятности, которые с тобой случаются и даже насилие, ты начинаешь воспринимать как своеобразную форму рутины. Это со всеми происходит: всех бьют и тебя бьют, многих насилуют и тебя насилуют, многих ломают и тебя ломают.

Людмила — Плюс потеря идентичности: мало того, что все в одинаковых робах, еще и возможность охранников полностью просматривать все камеры в любое время суток, никакой личной зоны. Хотя, конечно, есть способы чуть-чуть обмануть эту систему.

Алексей — Там, где не видно - тебя могут изнасиловать! Ты полностью беззащитен. Известный французский философ Мишель Фуко в своей книге «Надзирать и наказывать» пишет, что тюрьмы отражают общество, например средневековые, даже не тюрьмы а места наказания, где все было жестко — если вора ловили, ему отрубали руку, причем публично. Фуко говорит, что настоящая причина такой жестокости была в том, что государство не могло дотянуться до всех, поэтому до кого дотягивалось на тому уж всю мощь свою реализовывало. Сегодня у нас и общество гуманнее и тюрьмы вроде бы гуманнее, но одна из оборотных сторон этой своеобразной гуманности в том, что контроль над жизнью отдельного человека выше, чем когда-либо в истории. И этот тип тюрем, существующий в Америке, так называемый паноптикум, где заключенные всегда видны; они друг друга не видят, но надзиратель видит всех и каждого, если захочет. Абсолютная прозрачность жизни, ты постоянно находишься в сфере обозрения; можно провести параллели с сегодняшним днем, как мы постоянно и добровольно находимся под влиянием государства через СМИ, начиная с детского сада и до конца своей жизни. Здесь тюрьма предстает как метафора того зла, которое делает нас безликими винтиками машины, некоторое люди увидели также более личные параллели, с болезнями и с различными трудными обстоятельствами.

Людмила — К тому же, система может тебя победить, то есть, в какой-то момент ты воспримешь ее как благо; как то, чьей частью ты становишься добровольно; как, то, что исправляет, форматирует тебя нужным образом. Согласившись внутри себя с тем, что ты грешник или преступник, ты можешь воспринимать ее по-новому.

Алексей — Здесь мы переходим ко второму моменту фильма, если зло — это система, то что является грехопадением? Как сказала Люда - это твое согласие жить в этой системе. Опять же метафора — когда тюрьма не вне тебя, а внутри тебя; когда ты вроде бы можешь выйти на свободу, а тюрьма-то в тебе останется. К примеру, персонаж фильма Брукс Хетлин - дедушка, который провел в тюрьме, практически всю жизнь и за хорошее поведение был отпущен на свободу. Но оказывается, что он не может жить вне системы, в которой он сформировался как личность. Он оказывается нежизнеспособен как животное, которое с детства воспитывалось в неволе, и неизбежно погибнет, если его отпустить на волю. Здесь опять же параллель с нами: если мы соглашаемся на те условия, которые нам диктует общество, то с нами может произойти что-нибудь не то. Все эти лозунги - не думай о том, как на тебя посмотрят люди, главное то, кем являешься. Или - будь индивидуальностью! Будь личностью! Все эти слоганы, прямо так и слышатся в этом фильме.

Людмила - Правда ты можешь оказаться никому не нужным, если, вдруг, захочешь стать самим собой... Брукс не выдерживает того, что решения приходится принимать самому. Слово свобода поворачивается к нему не той гранью, где можно делать, все что захочешь, а огромным пустым и давящим пространством, в котором он не знает как повернуться.

Алексей - Так как он уже потерял себя, то не может найти и даже не знает того, чего он хочет.

Людмила - Ему нужна несвобода! Проторенная дорожка, повороты тюремных коридоров, часы завтраков, обедов, ужинов - ему нужна устоявшаяся система, свобода для Брукса - это нечто угрожающее.

Алексей - Прямо как с нами, дорогие друзья! Согласными с офисным рабством, с давлением, которое оказывается на нас, не так ли? Такое ощущение, что можно сейчас привести в пример еще десятки фильмов и музыкальных композиций на эту тему. В данном случае, в этом фильме, формой грехопадения является согласие жить по правилам системы, неготовность ей сопротивляться.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +