Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, 2014, Андрей Кончаловский, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, 2014, Андрей Кончаловский, Алексей Тряпицын, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, раскадровка, KM, КМ

"Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" , 2014, режиссер Андрей Кончаловский

 

Алексей: Фильм Андрона Кончаловского, который выиграл награду «Серебряный лев» в Венеции с говорящим названием «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Ты так и не сумела его осилить, не преодолела себя.

Людмила: Что-то не сумела. Мне почему-то сразу приходит на ум песня, кажется Лозы, о том, что стал городским теперь я, только каждой ночью снится мне деревня, отпускать меня не хочет родина моя. Эта песня каждый раз ассоциировалась у меня с этим фильмом, в общем невозможно было ничего поделать. Фильм не пошел.

Алексей: Лично я тоже посмотрел его только потому, что фильм вызвал большой резонанс. Ну, раз так — то нужно взглянуть. И он мне понравился, он очень любопытно снят. Речь в нем идет о небольшом поселении, деревушке Косицыно в Архангельской области, все герои не профессионалы..

Людмила: Включая главного героя.

Алексей: Да, все люди, снятые в фильме жители деревни той самой деревни.

Людмила: Нет, там есть одна профессиональная актриса, но далеко не в главной роли.

Алексей: Может быть. Скажем так, на 99% это жители деревни, не знаю уж как он их уговорил ..

Людмила: Это очень сложно понять, это все-таки художественное высказывание и это документальный фильм.

Алексей: Действительно, значительная часть фильма — это документальная съемка. Как-то он убедил жителей деревни согласиться на то, что они будут под постоянным наблюдением камеры и может быть снято все: как они просыпаются, завтракают, начинают работать. Диалоги между людьми тоже..

Людмила: Так не написать!

Алексей: Да, с одной стороны, так не написать, они говорят своим языком но с другой, они говорят явно на камеру, то есть они знают, что их снимают.

Людмила: Если бы это было написано драматургом, то это было бы очень плохо. Например, входя на почту восклицать: Как жизнь молодая? - это невозможный штамп для сценария. А реальный человек может так здороваться и хоть по несколько раз в день спрашивать: Как жизнь молодая? - выглядит естественно.

Алексей: Мне очень интересно, сколько раз он снимал каждый эпизод, чтобы достичь такой естественности. Конечно, режиссер, иногда отходит от художественного изложения, чтобы, так сказать, «подслушать» монологи главных персонажей.

О чем фильм? Это хороший вопрос. Несколько дней из жизни Алексея Тряпицына, почтальона деревни, для жителей которой, он является единственной связью с большим миром. Он привозит им почту, и самое главное — пенсию, а также различную корреспонденцию. Он единственная связь между оторванным мирком и так скажем «всемирной цивилизацией», даже кажется, что если у них почтальона не останется, то у них ничего не останется. При этом показана современная, достаточно убогонькая жизнь русской деревни. Оценки этого фильма оказались очень разными.

С художественной стороны, мне понравилось, не могу сказать, что я большой эксперт, но мне понравилось. Сама манера съемки художественно оправдана, взять к примеру архангельский говорок, он похож на говор моих бабушки и дедушки, корнями с севера Кировской области. Я помню, что мой дядя, примерно также говорил, с оканьем и похожими прибаутками.

Людмила: С другой стороны, у меня осталось ощущение музея или зоопарка - есть некая зона, за которой режиссер наблюдает. Все-таки он не просто москвич, житель огромного города, но еще имеет большой опыт проживания за границей, и все это не позволяло ему включится в действие, он словно бы наблюдает за ними как в зверинце или инкубаторе.

Алексей: Это есть. За это его критиковали. С другой стороны, ты понимаешь, что это снимает человек далекий от деревни, где я, например, проводил не одно лето своей жизни.

Людмила: Снимает как программу «В мире животных».

Алексей: Но эта отстраненность позволяет посмотреть на деревенскую жизнь по-другому: если снимать как бы изнутри, то получилась бы очередная картина о том, как все плохо. А отстраненный взгляд помогает увидеть знакомые вещи иначе. Конечно, если бы Кончаловский был сейчас среди нас, он бы обиделся, сказал бы что он истинно русской человек. Однако русский русскому рознь. Он не просто москвич, и долгое время провел в Америке, но он еще и из семьи для которой деревня представляет из себя чисто этнографическую ценность. Взять хотя бы его брата, который всегда пытается изобразить некую русскость, но получается чистый лубок. В «Сибирском цирюльнике» юнкера, одеты в мундиры, которых никогда не существовало; Михалков всегда на стадии выдумывания какой-то сугубо своей страны. Как некогда рассказывал о себе философ-славянофил Хомяков, когда он приезжал в деревню и думал, что одет по-русски — крестьяне считали, что к ним приехал перс. Также точно у наших братьев получается, интересно было бы послушать о чем они говорят, когда встречаются. Есть две оценки фильма: первая от людей, которые следят за Венецией и Биеннале — они увидели в нем, что в России все плохо, как ты говоришь — зверинец — все вырождаются, все пьют, жизнь закончилась. Этот взгляд на русскую деревню - метафора на всю русскую жизнь. Второй взгляд взят мною из интервью Кончаловского, о том, как сам он описывает фильм. Может быть мой пересказ несколько упрощает высказывание режиссера, но основная мысль такая — да не нужна русскому человеку иная жизнь, вся эта Европа с ее хамоном и пармезаном — или что еще сейчас используется в качестве клише европейской жизни. Вот не надо ему это все. Там есть эпизод, что Алексей Тряпицын хочет все-таки бежать из своей деревни, но возвращается. К корням и к своей аутентичной жизни. Сторонники первого взгляда раскритиковали Кончаловского за некую барскость; сам-то он такой жизни не хочет, но романтизирует спивающегося мужика, говоря, что в этом есть какая-то натуральная простота — не трогайте ее своими грязными колонизаторскими руками, пусть дикари живут в своем прекрасном мирке среди пальм и баобабов. Лично я отношусь к этому фильму, как в том анекдоте: «И ты, жена, права!», я не вижу здесь ни либеральной позиции - все плохо, и не вижу особой романтизации Кончаловского. Я увидел, что каждый из нас когда-либо слушал размышления сильно употребляющих мужиков о смысле жизни; иногда они на удивление красноречивы. Ты сталкивалась с этим интересным феноменом, например в поезде во время долгой поездки?

Людмила: Бывало. Дорожная философия?

Алексей: Да, когда некто с мозолистыми загорелыми руками, что-то по ходу дела себе подливает, нарезает, закусывает и при этом разговор уже не просто на уровне «ты меня уважаешь?», а что-то более экзистенциальное.

Людмила: Это уже очень недалеко от загадочной русской души. Мы уже к ней подходим?

Алексей: Нет, это не ограничивается только русской душой. Не берусь утверждать какие задачи ставил перед собой Кончаловский, но именно этот его отстраненный подход позволяет увидеть то, о чем писала Агата Кристи. В одном из рассказов, расследуя дело об убийстве в семье аристократов, мисс Марпл следует той же логике, которая была ей полезна в деле деревенского молочника и кухарки. Аристократов это сравнение оскорбляет, но мисс Марпл возражает — природа человеческих эмоций одинакова. Может быть любовные страсти аристократов..

Людмила: Аристократичнее..

Алексей: ..обряжены в другие одежды, но суть та же. Та же обида, ревность, месть.. или та же благодарность. Исповедь пьяных мужиков, о том же самом; они чувствуют потерю смысла жизни, верили всю жизнь в лучшее, а оно не наступает. Там есть один персонаж — Колобок — он очень сильно злоупотребляет, но когда слышишь его размышления, я бы сказал, постмодернистские по своей сути, об относительности всего существующего — удивительно! Я не говорю о том, что они сопоставимы с философией Жака Дерриды или Бердяева, что наша жизнь размазана и мы теряем каждый ее момент. Но вызов похож. И потому, когда ты видишь этих людей, как ты говоришь, в зоологической ситуации возникает ощущение грусти и боли. Через этих мужиков проговариваются вещи, с которыми сталкивается каждый из нас и забавность, с которой это проделано, придает этому большую цену.

Людмила: Ты хочешь сказать, что это сближение миров, кажущихся совершенно разными?

Алексей: По-моему да.

Людмила: Городского и деревенского?

Алексей: Да. Деревенщина в России и философ в Париже во многом похожи. Формы разные: там — кофе и сигареты, здесь — водка и водка; но тем не менее, они похожи. Страсти и отношения те же.

Людмила: Получается, что Кончаловский снимает не диковинного зверя, а...

Алексей: Я не знаю, что он снимает... я говорю, в данном случае, то, что услышал. Может быть я с его выводами и не согласен, но говорю, о том, что увидел: люди везде люди; с их болью, потерянностью, ощущением, что жизнь проходит мимо. Опять же важность прощения; там есть сцена в небольшой общаге, где все перессорились, переворовали друг у друга, а нужно жить дальше — нужно прощать друга друга. Снято очень красиво, один из самых красивых кадров, ну, прямо дзен, - сидят они в лодочке, говорят о том, что надо прощать друг друга, а рядом с деревенькой как водится находится космодром, - и вдруг взлетают ракеты. Сюрреалистичное ощущение. И где-то, в каком-то местечке, именно так и происходит. И те, кто делают ракеты, планируют их и производят, на самом деле не так уж далеки от этих мужиков. Задаются теми же вопросами. Конечно, трагедия, что многие спиваются, но я бы не хотел склоняться ни в сторону чернухи, ни в сторону романтизации русской души. Это еще одна возможность посмотреть на то, что есть человек — боль его души, вызовы, которым он подвергается. Это еще одна возможность порассуждать, потому что разговор с пьяным человеком может быть раздражающим, а иногда это — что у пьяного на уме, то у трезвого на языке. Проговариваются вещи, которых мы не хотим проговаривать, а они существуют. Они давят на жизнь, делают ее где-то сложнее, где-то и радостнее.
Еще раз скажу, фильм снят красиво, с элементами магического реализма, мне очень понравился. Если наберетесь терпения и посмотрите, преодолеете первые 30 минут фильма, то будете внутренне вознаграждены. По-крайней мере, мне так кажется. В данном случае не стоит полагаться на мнения, посмотрите сами. У меня есть свой дополнительный критерий — я буквально узнаю в героях фильма людей, которых знал в детстве и юношестве, прямо на физическом уровне узнаю их говорок, их обаяние.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн