Властелин колец: Возвращение Короля (The Lord of the Rings: The The Return of the King)

Властелин колец: Возвращение Короля, The Lord of the Rings: The The Return of the King, 2003, ● Питер Джексон, Peter Jackson, ●● смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, ●●● Алексей Власихин, Людмила Александрова  

Властелин колец: Возвращение Короля, The Lord of the Rings: The The Return of the King, 2003, Питер Джексон, Peter Jackson, смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Властелин колец: Возвращение Короля, The Lord of the Rings: The The Return of the King, 2003, Питер Джексон, Peter Jackson, смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?  

Людмила: Один из наших слушателей в комментариях к нашим предыдущим обсуждениям сделал замечание, что мы забыли упомянуть о звуке. Звук, конечно же, прорывной в этих фильмах. «Возвращение короля» награжден именно за звук.
Алексей: О чем только мы не забыли упомянуть! Поймите правильно, друзья, здесь слишком много всего, о чем можно забыть или не успеть упомянуть.
Людмила: Мы пытаемся объять необъятное.
Алексей: Да. Но это невозможно. Мы концентрируемся на смысловых направлениях. Звук — это, конечно, важно. Не могу назвать себя серьезным меломаном, но саундтрек к «Властелину Колец» я прослушал не единожды; там есть удивительные находки, с точки зрения звука.
Людмила: Для меня «Возвращение Короля» не то чтобы нелюбимая часть, но я ее не пересматриваю. Она напоминает мне третий том «Войны и Мира», про войну. Второй том про отношения и все его дочитывают, а вот третий о том, как стояли батареи, как бегал Пьер Безухов, вот это я как-то не смогла...
Алексей: Самое интересное пропускаешь.
Людмила: Для меня третья часть «Властелина Колец» как третий том «Войны и мира».
Алексей: На самом деле там многие темы, о которых мы говорили повторяются. Я надеюсь ты нам сегодня прочитаешь про завесу из мира?
Людмила: Ой!
Алексей: Я можно сказать ради этого и пришел сегодня на передачу. Да, в этой серии присутствуют многие темы, связанные с надеждой, а значит и с хоббитами, потому что это итог. Половина фильма — битва, а другая половина — кульминация и развязка, причем развязка по времени достаточно долгая, есть время рассмотреть многие моменты. Я бы хотел обратить внимание на вновь поднятую тему надежды. Поднятую изумительным образом. Вот за что я люблю фильмы «Властелин Колец» — возникают совершенно неожиданные параллели с другими фильмами и ни за что не угадаешь с какими. Я вспоминаю «Тиранозавр», это совершенно другой жанр и стиль, но одной из основных его тем также является надежда. Это не дешевая надежда, типа «You can do it!» или «Мы победим!», «Ура! Вперед!» и так далее...
Людмила: Надежда, висящая на волоске.
Алексей: Да, именно! Висящая на волоске. И от этого, хотя ты и знаешь, что все кончится хорошо, но такая надежда заставляет сжиматься сердце. Один из образов надежды здесь показан через Арвен, возлюбленную Арагорна. Она - эльф, эльфийская принцесса, дочь Элронда. Элронд, как все эльфы, видит видения, в одном из которых говорится, что ее судьба, если она останется здесь, а не уплывет вместе со всеми в заоблачные дали, небесные острова, которые во всей трилогии знаменуют собой что-то очень похожее на описание Рая, то ее участь будет печальной. Потому что народ падет и проиграет, но даже, если и выиграет, то все равно — она переживет своего мужа и останется одна. Все, кого она любила умрут раньше нее. Поскольку она эльф и избрав участь людей станет смертной, все равно проживет дольше остальных. И это будет очень грустно. Содрогаясь от такого предсказания, с тяжелыми мыслями, она все-таки решается уплыть со всеми. Подойдя к прекрасным кораблям, она вдруг видит свое видение, а в нем есть то, чего не разглядел ее отец или не захотел разглядеть. Она видит своего сына, который родится, если она останется здесь; своего мужа, играющего с сыном и это меняет ее взгляд. В третьей части много неожиданностей. Там волшебник Саруман разговаривает с башни со своими победителями и показывает им темную сторону. Он говорит Гэндальфу, что тот послал Фродо на смерть, и в этом есть своя правда; он говорит Арагорну, что он принадлежит роду, который все растерял и это тоже правда; он говорит обращаясь к королю Рохана Теодену, что на самом деле не он победил, а другие, и это тоже правда. Но особенность в том, что это не вся правда. Здесь показано, что надежда дарует тебе способность увидеть другую сторону: увидеть не только свое умирание, но перед этим увидеть мужа с сыном. Гэндальф увидел во Фродо нечто такое, что посылал его не на смерть, а на победу; на очень хрупкую, единственно возможную надежду. И Дэнетор, приведя свои войска к битве, поступил так как и должен был поступить король, и Арагорн может привести свой народ к процветанию... Удивительная вещь надежда! На мой взгляд гениально обыгранный Питером Джексоном эпизод из всей трилогии — это описание Гэндальфом Небесного Острова, который символизирует Рай. Если в книге мы этот эпизод встречаем в самом конце, где описывается куда уйдет Фродо, то Питер Джексон поместил это описание в самую гущу событий, в один из самых темных моментов книги, когда кажется, что Минас Тирит падет; а Гэндальф с Пиппином сидят в осажденной башне и кажется, что сейчас все рухнет.
Людмила: Да, город, который никогда не сдавался, и в который враг никогда не вступал, теперь рушится на глазах..
Алексей: И надежды не видно..
Людмила: Пиппин спрашивает — Значит мы все умрем? На что Гэндальф отвечает — Нет. Наш путь не кончается смертью, смерть только продолжение пути, предначертанного всем. Это всего лишь дверь: серая пелена с этого мира спадет и мы увидим далекие белые холмы, деревья и солнце! То есть у Толкина победа — это исцеление того же самого мира. Победа это совсем не то, когда каждый припечатал своего врага ногой к земле ..
Алексей: Опять же, это способность увидеть чуть дальше; посмотреть за серую завесу.
Людмила: Саурон гибнет, а армия начинает разбегаться и разрушаться, то есть мир в своем первозданном виде проступает сквозь эту пелену армии и злости, которая не повержена, а просто пала. В мир приходит исцеление. Арагорн — это король, приносящий исцеление в свой город. Не победу, не знамя, не врага, поверженного на щите, а другую жизнь, другое понимание. Это король-изгнанник, послуживший сначала другим, прежде чем снова стать королем. Весь фильм он — защитник и слуга.
Алексей: В этом смысле монолог Гэндальфа указывает на истинную причину надежды для этих героев: смерть — это не конец. Потому что иначе, нужно было бы просто смириться перед этой властью, что и сделали многие. Но понимание того, что смерть — это не самое страшное, что может с тобой случиться, а гораздо важнее сохранить свет внутри себя — именно это и делает героев способными на самые отчаянные и отважные поступки. В то время когда Гэндальф говорит, что мы сейчас не обязательно победим, может быть и проиграем, они все равно идут и делают то, что должны. Благодаря надежде.
Людмила: Если говорить о жанре легенд и сказок в целом, то можно подумать, что они как жанр уходят в прошлое и мифология в современном мире излишня. Но сам Толкин в своем эссе «О волшебных историях» говорит совсем об обратном: сказки и фантазии заканчиваться не должны! Он пишет, что Евангелия и Благая Весть не отменили легенд, они освятили легенды. Другими словами, сказки — это наши надежды на то, что самое прекрасное в мире останется, а зло будет свержено. Евангелие Иисуса Христа — это легенда плюс история, они соединяются, то есть сказка соединяется с явью.
Алексей: Клайв Стейплз Льюис сказал, что Евангелие — это сказка ставшая фактом.
Людмила: Толкин продолжает: «Христианину по-прежнему должно трудиться и духовно и телесно, должно страдать, надеяться и умереть. Но ныне ему дано осознать, что все его склонности и способности преследуют некую цель, причастную искуплению. И столь велика оказанная ему милость, что теперь человек, пожалуй, вправе осмелиться на такое предположение — фантазией, он ни много ни мало содействует украшению и многократному обогащению сотворенного мира. Сам Толкин неоднократно подчеркивал, что не единоличный автор всего, что он придумал; он даже передает мистические моменты, когда он печатал не имея черновиков и истории рождались сами. Он говорил, что человек, веря в сказки, придумывая сказки, сочиняя их, наделяет их плотью.
Алексей: Соучаствует в них.
Людмила: Да. Потому что, если мы верим и сопереживаем, то участвуем, тем самым помогая миру, обрести тот самый первоначальный, первозданный вид.
Алексей: В последней части мы вновь возвращаемся к удивительным существам, присущим всем сказкам Толкина, к хоббитам Фродо и Сэму, которые побеждают могущество кольца тем, что выбрасывают его. Здесь уже нужно говорить о них обоих, потому как очевидно, что Фродо не справился бы в одиночку. Итак, маленькие хоббиты оказались единственными, кто способен преодолеть искушение и обольщение всевластия. Еще одна христианская черта произведений Толкина — побеждает не мудрость, не сила и не величие, а скромность и смирение. Мне в этом фильме особенно нравится сцена, где хоббиты набираются решимости для последнего рывка и Сэм, чтобы вдохновить Фродо вспоминает не о каких-то важных событиях жизни, а о том, что в их деревне сейчас расцвели деревья и скоро появится клубника и можно будет есть ее со сливками. А Фродо отвечает — Нет, я ничего не помню. Только кольцо стоит передо мной, только это злое око. - Тогда Сэм предлагает выбросить кольцо, чтобы можно было вернуться к их прежней милой и уютной жизни. Они решаются на подвиг не ради какой-либо идеи или героизма, а ради своих друзей и ради продолжения обычной повседневной жизни с ее маленькими радостями. Именно эта их непритязательность и смирение позволяет им сделать решительный шаг, вспомним кульминационную сцен: Арагорн уже возведен на престол, он соединяется на своей возлюбленной, мы видим, что свадьба состоится, весь народ ему кланяется, а он кланяется хоббитам, говоря, - Вот те, кто принес нам победу! В этот момент я всегда смахиваю скупую мужскую слезу! Затем вся толпа: эльфы, гномы и все остальные склоняются перед этой кучкой гномов. Фродо и Сэм смотрят на происходящее со смущением, а Пиппин и Мери как всегда радостно по-идиотски улыбаются. Самые маленькие существа, победившие зло благодаря очень простым качествам, становятся героями. Это обстоятельство делает весь сюжет «Властелина колец» по-настоящему глубоким христианским произведением; если бы победили рыцари или эльфы или волшебники было бы не то. Для меня важно, что победили хоббиты.

 

 

 

 

 

 

the lord of the rings the fellowship of the ring Властелин колец: Братство кольца (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring) 

the lord of the rings the two towers Властелин колец: Две крепости (The Lord of the Rings: The Two Towers) 

 

Хоббит: Нежданное путешествие, The Hobbit: An Unexpected Journey Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey)

 

 

 

 

kino-mimino kino-mimino