Счастлива до безумия (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

любовные игры на свежем воздухе: «Счастлива до безумия» Энн Севитски ● обыкновенные живые люди: хотим одного, делаем другое, пожинаем третье – почему? ●● без запаса прощения мы превратимся в дикобразов, для которых каждое прикосновение – царапина

Счастлива до безумия, Счастливы до безумия, Sykt lykkelig, 2010, Агнес Киттелсен, Agnes Kittelsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Счастлива до безумия, Счастливы до безумия, Sykt lykkelig, 2010, Агнес Киттелсен, Agnes Kittelsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт  

 

 

Людмила: Фильм «Безумно счастливы» - победитель на фестивале «Санденс» в 2011 году, в категории «Международные фильмы». Еще один своеобразный скандинавский фильм, на которые нам в последнее время везет. Режиссер Энн Севитски — дебютантка из Норвегии.
Алексей:  Фильм очень норвежский, все происходит среди снегов, зимой — норвежскости в нем хоть отбавляй! 
Людмила: Безумный немного фильм, безумным его делает пение.
Алексей: Там четыре таких парнишки, абсолютно хипстерской внешности, с тоненькими галстучками, как сейчас модно, поют вполне себе спиричуэлс.
Людмила: Песни чернокожих.
Алексей: И эти песни подсказывают нам развитие сюжетной линии.
Людмила: Как хор в древнегреческих трагедиях объясняет, что именно происходит на сцене.
Алексей: Да-да!
Людмила: Это выглядит абсурдно, потому что фильм о семейных отношениях в двух современных парах, и когда эти ребята со своими песнями появляются, иногда словно в восьмидесятых на фоне блестящей шторки — это странно.
Алексей: Я думаю, что не будет спойлером, если я расскажу сюжет: норвежская деревня — вся в снегу, примерно как у моей бабушки зимой, на севере Кировской области, в этом смысле для русского человека глаз радуется, в эту деревню приезжает молодая семейная пара из другого городка, чтобы арендовать дом, причем хозяева дома живут в соседнем таком же доме. Хозяева их встречают очень радостно, особенно хозяйка, зовут их в первый же вечер на ужин и после ужина играют в игру, что-то типа нашего «Крокодила».
Людмила: Они играют в «Активити», где нужно понять и объяснить другому.
Алексей: Да, извини, не знаю тонкостей современных названий, в общем в одну из настольных игр, как сейчас это модно, во время которой происходит взаимное перекрещивание...
Людмила: ..начинают опыляться..
Алексей: Да. На этом собственно и построена вся сюжетная конва фильма, они друг с другом взаимодействуют интенсивным образом, при этом продолжая жить, как будто ничего не происходит, но однажды все-таки все всплывает. Ситуация немного усложнена тем, что у мужа хозяйки явно гейские тенденции, еще в самом начале фильма мы узнаем, что у них с женой год не было интимных отношений, сразу понятно что-то тут не так, и по ходу фильма все опасения оправдываются.
Людмила: Эти две пары отличаются, деревенские: открытые и лучистые — особенно жена, а приехавшие, городские — какие-то слишком идеальные, независимые и свободные.
Алексей: Причем сразу видно, что не идеальные.
Людмила: А что самое смешное — они усыновили чернокожего ребенка, который среди всех этих бесконечных сугробов выглядит особенно нелепо. Такие прогрессивные люди, усыновили чернокожего, надо же, как круто!
Алексей: На самом деле ни чем особым они друг от друга не отличаются, мы узнаем в дальнейшем, что причина переезда городских, в том, что жена изменяла мужу. А узнаём мы это так: хозяйка говорит гостю — ваша семья выглядит прямо совершенством! А он отвечает — мы переехали, потому что жена мне изменяла.
Людмила: Одна из ударных сцен, из-за которых начнет распутываться клубок их запутанных отношений, происходит во время игры «Насколько хорошо вы знаете своего супруга\супругу?». 333Нужно прочесть вопрос с карточки, например: кем ваша супруга хотела быть в детстве? Затем оба супруга пишут ответы на бумажке, если совпадает — победа ваша.
Алексей: Те, которые из города, они друг про друга все знают правильно.
Людмила: Да, а хозяева чувствуют себя ущербно, потому что их разобщенность сразу стала очевидной, жена многих вопросов стесняется, а он сидит откровенно хмурым. Эта сцена с игрой одна из самых клевых в фильме, начинают игру, не о чем не подозревая, а там такие вопросы странные, как будто специально для них.
Алексей: Этот фильм не то чтобы с элементами комедии, он с элементами усугубления. Как-то они очень быстро во все это погружаются, я не знаю, возможно это в жизни или нет, но как-то уж быстро.
Людмила: Так ведь городок очень маленький, делать нечего, они только и могут, что в хоре петь.
Алексей: В ходе этого взаимодействия вскрываются проблемы каждого из них, выясняется что хозяин — латентный гей, причем там есть особый стёб на эту тему: он любит перед сном посмотреть соревнования по борьбе, а там обычно два мужика в обтягивающих нарядах кувыркаются.
Людмила: То есть скрывает себя, за таким типично мужским увлечением спортом..
Алексей: Он тоже на охоту ездит, мы точно не понимаем куда, но то, что не на охоту — это точно. Идеальная городская жена в прошлом изменяла мужу, при этом она холодна и отстраненна в отношениях с ним. Совершенный городской муж, он изголодавшись по теплым отношениям сразу же бросается в объятья соседки-хозяйки, а сама хозяйка, у которой не было год отношений с мужем, не то чтобы любви какой-то хочет, а чтобы ее как женщину кто-то оценил.
Людмила: Ну еще выясняется, что она сирота.
Алексей: Да-да, у нее еще и прошлое очень тяжелое.
Людмила: При всей тяжести ощущение от фильма, что он очень смешной.
Алексей: А тем временем их дети: усыновленный чернокожий Ноа, и хозяйский сын, они примерно одного возраста находят книжку про рабовладение, и начинают играть в хозяина и раба, черный соответственно становится рабом, хотя внешне эта игра выглядит некрасиво, а в наше время политкорректности совсем невозможно, но ты понимаешь, что это дети, для них это игра, и никаких оскорбительных смыслов они не вкладывают. Фильм подкупает тем, что люди эти, в общем-то никакие не развратники, не то чтобы им только и подавай, что дорваться до перекрестного опыления, нет, каждый из них поранен, и у каждого какие-то свои надежды. Одна сцена, особенно запомнилась, когда после интенсивного общения лежат вместе хозяйка с гостем и она ему говорит: для меня самое главное в жизни — это семья; мой муж и сын, ты согласен? Он говорит — о, да! Это выглядит неуместно, с одной стороны, а с другой — ты ей 3веришь. Очень спасает в скандинавских фильмах, то, что нет знакомых актерских лиц, это добавляет какой-то подлинности всему происходящему.
Людмила: Аутентичности.
Алексей: Да. Каждый из этих персонажей не показан ни полностью хорошим, ни полностью плохим, например, хозяин, он же латентный гей, он показан очень хорошим отцом, не подумайте ничего — он действительно любит сына, и они очень ладят. Хозяйка стремится к какому-то принятию в чьих-либо глазах.
Людмила: А как она расцветает во время романа с гостем?
Алексей: Она наконец начинает петь, а ведь мечтала целую жизнь до этого.
Людмила: У нее появляются блестящие глаза, открытая улыбка, как будто бы ее давили годами и теперь она расцветает.
Алексей: Хотя никакого унижения в их семье не было.
Людмила: Да, но некоторое пренебрежение к ней со стороны супруга подкосило ее.
Алексей: Да, опять же в силу его причин, ему просто женщины совсем не интересны. В общем показан скандинавский вариант дисфункциональных семей, скорее даже просто семей, где все перепутано: люди хотят одного; делают другое; и в итоге, пожинают третье.
Людмила: Это же кошмарное ощущение, когда люди делают поступки в результате какой-то ущербности и слабости, и даже не способны до конца совершить поступок и потом взять на себя за него ответственность. Это постоянная нечестность с самим собой и с окружающими.
Алексей: И оно как-то и до трагедии не дотягивает.
Людмила: Да, вроде бы из хороших побуждений, ведь за всем происходящим какие-то чувства стоят, это не просто какие-то циничные отношения. Их решения приняты под руководством эмоций.
Алексей: Да ты хорошо это подметила, в них нет цинизма, испорченности, закоренелой аморальности.
Людмила: Просто запутавшиеся люди, пытающиеся что-то выправить...
Алексей: … отыграть какие-то свои комплексы, желания и этим они очень узнаваемы. Ты в их реакциях, в попытках сразу узнаешь своих знакомых, как полагается говорить, а на самом деле себя. Свои внутренние комплексы. И при этом все они очень хотят семьи, у них нет настроений типа — свободу геям! Нет. Он хочет семьи, чтобы у него были жена и ребенок, как ни странно. Идеальная пара тоже хочет нормальных человеческих отношений, что-то им мешает, может быть этот налет идеальности. Какая-то прохладность между ними непонятная, хотя вроде бы, и тот и другой хотят близких отношений, и как потом выясняется, достаточно сильно любят друг друга. Вся эта перемешенность достаточно неплохо изображена на фоне звучащей время от времени спиричуэлс, а это духовная негретянская музыка, в которой духовная тематика постоянно присутствует. Кульминацией фильма является сцена в церковном хоре, где поет городская пара, потому что они и раньше пели в хоре, и хозяйка, потому что она, под воздействием всех свалившихся на нее романтических событий, тоже туда пришла. Она говорит, что хотела всегда петь вместе с мужем, но он не пошел, и вот в хоре, она поет главную партию песни «Amazing Grace», по-русски она называется «О, благодать, спасен тобой!» Нужно отдать должное переводчикам русских субтитров, что они не поленились и нашли текст этой песни русском и привели его, потому что обычно религиозные песни перевести не могут, и читать субтитры просто невозможно. А в данном случае эта песня подводит итог всей круговерти, которая между ними происходит, смысл песни таков: да, я был грешник, был потерян, был мертв духовно, но Божья благодать меня нашла и вытащила.Общее ощущение, что все мы бываем запутаны, и все нуждаемся в огромном запасе прощения, потому что, действительно, во многих наших поступках трудно отделить где высокие чувства, а где просто наши комплексы и пытаться это разделить практически невозможно. Внутри себя самого нужно стараться это делать, а в других — и стараться не надо, да и невозможно. Нужна огромная порция того, что в христианской традиции называется благодатью, нужно заручиться способностью принимать других людей не потому, что они сделали что-то хорошее, а даже и вопреки этому. Без запаса прощения ничего сделать невозможно, семью без него можно даже и не начинать — точно развалится. Нельзя сказать, что фильм заканчивается хорошо, но пройдя через все, у них появилась уверенность, что им важны именно их семьи, те люди, в которых они уже вкладывают свою жизнь, совместно прожитые годы, взаимная история, дети, взаимная забота, и конечно, взаимная боль, но оказывается, что у них уже есть потенциал к прощению. В конце фильма видно, что они находят в себе силы друг друга простить, по крайней мере в том промежутке, который мы наблюдаем. Это не значит, что все отыграно и никто ничего не помнит, нет, все остается. И что самое удивительное, что они все просят прощения. Они не говорят — ты виноват, или ты виновата, нет, каждый признает свою вину. И это делает фильм теплым. Он не снимает всех противоречий: всё забыли, хэппиэнд, все, взявшись за руки вперед по зеленой травке, нет, продолжается такая же суровая скандинавская зима, как впрочем и у нас, все сугробы на месте, Рождество и песня «О, благодать» как напоминание о важности прощения. Может быть как-то особо хорошо поработали режиссеры: созданы достаточно реалистичные персонажи, очень узнаваемые, а идея о том, что без прощения мы никуда не сдвинемся, показана просто отлично.

 

фильмы из серии "Скандинавское кино":

Реприза (Reprise) режиссер Хоаким Триер

О' Хортен (O' Horten) режиссер Бент Хамер

 

 

 

Роберт Редфорд о кинофестивале "Санденс"

 

фильмы участники кинофестиваля "Сандэнс":

"Тираннозавр" - Приз за режиссуру в категории "Драматический фильм" (кинофестиваль "Сандэнс", 2011 год)

"Прачечная" (кинофестиваль "Сандэнс", 2002 год)

"Зимняя кость" - два приза кинофестиваля "Сандэнс", 2010 год: Большой приз жюри (Дебра Граник), премия за сценарий имени Уолдо Солта (Дебра Граник, Энн Роселлини)

"Холодная погода" (режиссер Аарон Кац, 2010 год)

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула