Счастлива до безумия (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

любовные игры на свежем воздухе: «Счастлива до безумия» Энн Севитски ● обыкновенные живые люди: хотим одного, делаем другое, пожинаем третье – почему? ●● без запаса прощения мы превратимся в дикобразов, для которых каждое прикосновение – царапина

Счастлива до безумия, Счастливы до безумия, Sykt lykkelig, 2010, Агнес Киттелсен, Agnes Kittelsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Счастлива до безумия, Счастливы до безумия, Sykt lykkelig, 2010, Агнес Киттелсен, Agnes Kittelsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт  

 

 

Людмила: Фильм «Безумно счастливы» - победитель на фестивале «Санденс» в 2011 году, в категории «Международные фильмы». Еще один своеобразный скандинавский фильм, на которые нам в последнее время везет. Режиссер Энн Севитски — дебютантка из Норвегии.
Алексей:  Фильм очень норвежский, все происходит среди снегов, зимой — норвежскости в нем хоть отбавляй! 
Людмила: Безумный немного фильм, безумным его делает пение.
Алексей: Там четыре таких парнишки, абсолютно хипстерской внешности, с тоненькими галстучками, как сейчас модно, поют вполне себе спиричуэлс.
Людмила: Песни чернокожих.
Алексей: И эти песни подсказывают нам развитие сюжетной линии.
Людмила: Как хор в древнегреческих трагедиях объясняет, что именно происходит на сцене.
Алексей: Да-да!
Людмила: Это выглядит абсурдно, потому что фильм о семейных отношениях в двух современных парах, и когда эти ребята со своими песнями появляются, иногда словно в восьмидесятых на фоне блестящей шторки — это странно.
Алексей: Я думаю, что не будет спойлером, если я расскажу сюжет: норвежская деревня — вся в снегу, примерно как у моей бабушки зимой, на севере Кировской области, в этом смысле для русского человека глаз радуется, в эту деревню приезжает молодая семейная пара из другого городка, чтобы арендовать дом, причем хозяева дома живут в соседнем таком же доме. Хозяева их встречают очень радостно, особенно хозяйка, зовут их в первый же вечер на ужин и после ужина играют в игру, что-то типа нашего «Крокодила».
Людмила: Они играют в «Активити», где нужно понять и объяснить другому.
Алексей: Да, извини, не знаю тонкостей современных названий, в общем в одну из настольных игр, как сейчас это модно, во время которой происходит взаимное перекрещивание...
Людмила: ..начинают опыляться..
Алексей: Да. На этом собственно и построена вся сюжетная конва фильма, они друг с другом взаимодействуют интенсивным образом, при этом продолжая жить, как будто ничего не происходит, но однажды все-таки все всплывает. Ситуация немного усложнена тем, что у мужа хозяйки явно гейские тенденции, еще в самом начале фильма мы узнаем, что у них с женой год не было интимных отношений, сразу понятно что-то тут не так, и по ходу фильма все опасения оправдываются.
Людмила: Эти две пары отличаются, деревенские: открытые и лучистые — особенно жена, а приехавшие, городские — какие-то слишком идеальные, независимые и свободные.
Алексей: Причем сразу видно, что не идеальные.
Людмила: А что самое смешное — они усыновили чернокожего ребенка, который среди всех этих бесконечных сугробов выглядит особенно нелепо. Такие прогрессивные люди, усыновили чернокожего, надо же, как круто!
Алексей: На самом деле ни чем особым они друг от друга не отличаются, мы узнаем в дальнейшем, что причина переезда городских, в том, что жена изменяла мужу. А узнаём мы это так: хозяйка говорит гостю — ваша семья выглядит прямо совершенством! А он отвечает — мы переехали, потому что жена мне изменяла.
Людмила: Одна из ударных сцен, из-за которых начнет распутываться клубок их запутанных отношений, происходит во время игры «Насколько хорошо вы знаете своего супруга\супругу?». 333Нужно прочесть вопрос с карточки, например: кем ваша супруга хотела быть в детстве? Затем оба супруга пишут ответы на бумажке, если совпадает — победа ваша.
Алексей: Те, которые из города, они друг про друга все знают правильно.
Людмила: Да, а хозяева чувствуют себя ущербно, потому что их разобщенность сразу стала очевидной, жена многих вопросов стесняется, а он сидит откровенно хмурым. Эта сцена с игрой одна из самых клевых в фильме, начинают игру, не о чем не подозревая, а там такие вопросы странные, как будто специально для них.
Алексей: Этот фильм не то чтобы с элементами комедии, он с элементами усугубления. Как-то они очень быстро во все это погружаются, я не знаю, возможно это в жизни или нет, но как-то уж быстро.
Людмила: Так ведь городок очень маленький, делать нечего, они только и могут, что в хоре петь.
Алексей: В ходе этого взаимодействия вскрываются проблемы каждого из них, выясняется что хозяин — латентный гей, причем там есть особый стёб на эту тему: он любит перед сном посмотреть соревнования по борьбе, а там обычно два мужика в обтягивающих нарядах кувыркаются.
Людмила: То есть скрывает себя, за таким типично мужским увлечением спортом..
Алексей: Он тоже на охоту ездит, мы точно не понимаем куда, но то, что не на охоту — это точно. Идеальная городская жена в прошлом изменяла мужу, при этом она холодна и отстраненна в отношениях с ним. Совершенный городской муж, он изголодавшись по теплым отношениям сразу же бросается в объятья соседки-хозяйки, а сама хозяйка, у которой не было год отношений с мужем, не то чтобы любви какой-то хочет, а чтобы ее как женщину кто-то оценил.
Людмила: Ну еще выясняется, что она сирота.
Алексей: Да-да, у нее еще и прошлое очень тяжелое.
Людмила: При всей тяжести ощущение от фильма, что он очень смешной.
Алексей: А тем временем их дети: усыновленный чернокожий Ноа, и хозяйский сын, они примерно одного возраста находят книжку про рабовладение, и начинают играть в хозяина и раба, черный соответственно становится рабом, хотя внешне эта игра выглядит некрасиво, а в наше время политкорректности совсем невозможно, но ты понимаешь, что это дети, для них это игра, и никаких оскорбительных смыслов они не вкладывают. Фильм подкупает тем, что люди эти, в общем-то никакие не развратники, не то чтобы им только и подавай, что дорваться до перекрестного опыления, нет, каждый из них поранен, и у каждого какие-то свои надежды. Одна сцена, особенно запомнилась, когда после интенсивного общения лежат вместе хозяйка с гостем и она ему говорит: для меня самое главное в жизни — это семья; мой муж и сын, ты согласен? Он говорит — о, да! Это выглядит неуместно, с одной стороны, а с другой — ты ей 3веришь. Очень спасает в скандинавских фильмах, то, что нет знакомых актерских лиц, это добавляет какой-то подлинности всему происходящему.
Людмила: Аутентичности.
Алексей: Да. Каждый из этих персонажей не показан ни полностью хорошим, ни полностью плохим, например, хозяин, он же латентный гей, он показан очень хорошим отцом, не подумайте ничего — он действительно любит сына, и они очень ладят. Хозяйка стремится к какому-то принятию в чьих-либо глазах.
Людмила: А как она расцветает во время романа с гостем?
Алексей: Она наконец начинает петь, а ведь мечтала целую жизнь до этого.
Людмила: У нее появляются блестящие глаза, открытая улыбка, как будто бы ее давили годами и теперь она расцветает.
Алексей: Хотя никакого унижения в их семье не было.
Людмила: Да, но некоторое пренебрежение к ней со стороны супруга подкосило ее.
Алексей: Да, опять же в силу его причин, ему просто женщины совсем не интересны. В общем показан скандинавский вариант дисфункциональных семей, скорее даже просто семей, где все перепутано: люди хотят одного; делают другое; и в итоге, пожинают третье.
Людмила: Это же кошмарное ощущение, когда люди делают поступки в результате какой-то ущербности и слабости, и даже не способны до конца совершить поступок и потом взять на себя за него ответственность. Это постоянная нечестность с самим собой и с окружающими.
Алексей: И оно как-то и до трагедии не дотягивает.
Людмила: Да, вроде бы из хороших побуждений, ведь за всем происходящим какие-то чувства стоят, это не просто какие-то циничные отношения. Их решения приняты под руководством эмоций.
Алексей: Да ты хорошо это подметила, в них нет цинизма, испорченности, закоренелой аморальности.
Людмила: Просто запутавшиеся люди, пытающиеся что-то выправить...
Алексей: … отыграть какие-то свои комплексы, желания и этим они очень узнаваемы. Ты в их реакциях, в попытках сразу узнаешь своих знакомых, как полагается говорить, а на самом деле себя. Свои внутренние комплексы. И при этом все они очень хотят семьи, у них нет настроений типа — свободу геям! Нет. Он хочет семьи, чтобы у него были жена и ребенок, как ни странно. Идеальная пара тоже хочет нормальных человеческих отношений, что-то им мешает, может быть этот налет идеальности. Какая-то прохладность между ними непонятная, хотя вроде бы, и тот и другой хотят близких отношений, и как потом выясняется, достаточно сильно любят друг друга. Вся эта перемешенность достаточно неплохо изображена на фоне звучащей время от времени спиричуэлс, а это духовная негретянская музыка, в которой духовная тематика постоянно присутствует. Кульминацией фильма является сцена в церковном хоре, где поет городская пара, потому что они и раньше пели в хоре, и хозяйка, потому что она, под воздействием всех свалившихся на нее романтических событий, тоже туда пришла. Она говорит, что хотела всегда петь вместе с мужем, но он не пошел, и вот в хоре, она поет главную партию песни «Amazing Grace», по-русски она называется «О, благодать, спасен тобой!» Нужно отдать должное переводчикам русских субтитров, что они не поленились и нашли текст этой песни русском и привели его, потому что обычно религиозные песни перевести не могут, и читать субтитры просто невозможно. А в данном случае эта песня подводит итог всей круговерти, которая между ними происходит, смысл песни таков: да, я был грешник, был потерян, был мертв духовно, но Божья благодать меня нашла и вытащила.Общее ощущение, что все мы бываем запутаны, и все нуждаемся в огромном запасе прощения, потому что, действительно, во многих наших поступках трудно отделить где высокие чувства, а где просто наши комплексы и пытаться это разделить практически невозможно. Внутри себя самого нужно стараться это делать, а в других — и стараться не надо, да и невозможно. Нужна огромная порция того, что в христианской традиции называется благодатью, нужно заручиться способностью принимать других людей не потому, что они сделали что-то хорошее, а даже и вопреки этому. Без запаса прощения ничего сделать невозможно, семью без него можно даже и не начинать — точно развалится. Нельзя сказать, что фильм заканчивается хорошо, но пройдя через все, у них появилась уверенность, что им важны именно их семьи, те люди, в которых они уже вкладывают свою жизнь, совместно прожитые годы, взаимная история, дети, взаимная забота, и конечно, взаимная боль, но оказывается, что у них уже есть потенциал к прощению. В конце фильма видно, что они находят в себе силы друг друга простить, по крайней мере в том промежутке, который мы наблюдаем. Это не значит, что все отыграно и никто ничего не помнит, нет, все остается. И что самое удивительное, что они все просят прощения. Они не говорят — ты виноват, или ты виновата, нет, каждый признает свою вину. И это делает фильм теплым. Он не снимает всех противоречий: всё забыли, хэппиэнд, все, взявшись за руки вперед по зеленой травке, нет, продолжается такая же суровая скандинавская зима, как впрочем и у нас, все сугробы на месте, Рождество и песня «О, благодать» как напоминание о важности прощения. Может быть как-то особо хорошо поработали режиссеры: созданы достаточно реалистичные персонажи, очень узнаваемые, а идея о том, что без прощения мы никуда не сдвинемся, показана просто отлично.

 

фильмы из серии "Скандинавское кино":

Реприза (Reprise) режиссер Хоаким Триер

О' Хортен (O' Horten) режиссер Бент Хамер

 

 

 

Роберт Редфорд о кинофестивале "Санденс"

 

фильмы участники кинофестиваля "Сандэнс":

"Тираннозавр" - Приз за режиссуру в категории "Драматический фильм" (кинофестиваль "Сандэнс", 2011 год)

"Прачечная" (кинофестиваль "Сандэнс", 2002 год)

"Зимняя кость" - два приза кинофестиваля "Сандэнс", 2010 год: Большой приз жюри (Дебра Граник), премия за сценарий имени Уолдо Солта (Дебра Граник, Энн Роселлини)

"Холодная погода" (режиссер Аарон Кац, 2010 год)

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка