Смерть супергероя (Death of a Superhero) режиссер Йен Фитцгиббон

Не по годам самостоятельный и отважный подросток стоит лицом к лицу с неизбежностью своей скорой смерти. Его художественный талант обостряется и  в своих рисовальных блокнотах он проживает насыщенную жизнь, полную борьбы. Его рисованный супергерой ищет выход, он знает, что смерть неминуема, но пока еще это его время. Как смог этот подросток, почти мальчик, найти в себе мужество приготовиться к смерти? Удивительная, не плаксивая история.

Смерть супергероя, Death of a Superhero, 2011, Томас Броди Сэнгстер, Thomas Sangster, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Смерть супергероя, Death of a Superhero, 2011, Томас Броди Сэнгстер, Thomas Sangster, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Смерть супергероя, Death of a Superhero, 2011, Томас Броди Сэнгстер, Thomas Sangster, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт 

 

 

Людмила: Если вы подумали, что это что-то мускулистое из серии комиксов — то нет. Этот фильм вполне соответствует новому жанру «Новая искренность», который сейчас распространен в так называемом независимом кино; когда все предельно приближено к жизни и скорее, не сюжет играет роль, а те чувства, которые испытывает зритель.
Алексей: А почему она новая-то?
Людмила: Потому что новая, искренняя такая.
Алексей: Значит есть старая искренность и новая искренность?
Людмила: Ну, это название «Новая искренность» говорит о том, что она пришла в драматургию, в сюжет и так далее. Может принято новые прилагательные добавлять, вот и добавили.
Алексей: То есть просто искренность уже не катит?
Людмила: Да, просто искренность не катит. Итак, никакого отношения к супергероям, каким мы к ним привыкли этот фильм не имеет, он о мальчике, который супергероев разве что рисует в своих блокнотах, фильм о его жизни и к сожалению о смерти. Снял фильм не известный широкому кругу человек с ужасной фамилией Фитцгиббон!
Алексей: Британский режиссер, правильно я понимаю?
Людмила: Да. Сценарий на самом деле был австралийский, но проект купили и действие перенесли в Британию. Фильму с самого начала, уже зная сценарий предрекали успех, если не у зрителей, то у кинокритиков — как это бывает у этих двух воюющих группировок; если успех у зрителей, то критикам не может это понравиться..
Алексей: ..плюются обычно.
Людмила: Ну, а когда критики — ура, ура!
Алексей: То, тогда нормальный человек ничего понять не может.
Людмила: Этот фильм играет на обоих полях. История трогательная, о парнишке, который борется с онкологической болезнью, периодически погружаясь в мир своих блокнотов, достаточно жестокий даже для подростка. Тема неизбежности смерти, тем более юного героя, всегда проникнута какой-то трогательностью, сентиментальностью, и как я уже говорила, это снято в современной манере, интимно, как будто ты внутри этого мира находишься, жизнь как она есть. Тут наверное манера съемки, манера рассказывания истории играет на поле кинокритиков, потому что применяются неожиданные ходы, картинка красивая, выверенная, ну, а сама история с ее темой играет на территории зрителя, потому что невозможно остаться равнодушным к судьбе героя. Прежде всего, потому, что он умеет самостоятельно думать, он самостоятельный, не ведомый герой, ты сразу проникаешься его внутренним миром, ты понимаешь, что этому парнишке есть что сказать и о родителях, и о жизни, хотя ему немного лет и он стоит перед таким диагнозом. Но, с другой стороны, это не какая-то душещипательная дешевенькая история, типа какой жил хороший человек и как жаль, что его не стало. Нет, хотя в конце фильма видно как он лежит в гробу, ты не остаешься в стиле «каким он парнем был», ты думаешь о том, как здорово, что ты с ним познакомился. Именно из-за его манеры, из-за его самостоятельности. Теперь немного о его рисунках, он придумал себе мир комиксов, где сам он — супергерой, накаченный, причем тоже лысый, как и в жизни от химиотерапии, он ходит всегда в капюшоне или в шапочке и его альтер-эго — это накаченный лысый мужик, которому противостоит какой-то черный человек, вокруг него красотки тоже супергеройские, ну и периодически этот мир комиксов врывается в реальный мир этого парня, но не на этом построен рассказ, мы не наблюдаем чередование двух миров, эти комиксовые вкрапления очень редки, хотя трейлер нам намекает, что их там много, потому что трейлер по сути и собран из этих вкраплений.
Алексей: То есть по сути, они все там и собраны?
Людмила: Да. На самом деле они появляются в момент страха, они появляются, когда он перестает контролировать, либо свои чувства, либо какую-то новость, что-то к чему он не может подготовится, в момент когда он еще не знает как воспринимать то или иное событие, тогда они выходят на сцену, подсказывая ему что-то. У меня были противоречивые чувства, с одной стороны меня уже задолбала эта манера снимать независимое кино, эта их симпатичность уже начинает доставать, то есть отсутствие четкой драматургии как в старом добром кино, голливудском..
Алексей: .. в неискреннем кино..
Людмила: да, в неискреннем, в продуманном кино, думаешь ну вот опять сейчас тебя будут тащить в какую-нибудь сентиментальность. С другой стороны, нас там три человека было в кинозале..
Алексей: Ха-ха-ха!
Людмила: Все мы —  кто-что, кто весь извздыхался, кто испереживался. Конечно, фильм взаимодействует со зрителем с первых минут, мальчик обалденный настолько, что нет слов. Он живой! В нем все поражает, и ты начинаешь все замечать в нем, как он одевается, как ходит, образ настолько продуман, что ты начинаешь верить, что он жил на самом деле. И костюмер поработал отлично, потому что все его нехитрые прикиды подростка ты запоминаешь, потому что это он так одевается. Все его гримасы, он абсолютно органичный классный, не знаю, может быть это сделано ради того, чтобы нас ударила по голове его смерть в конце, чтобы нам было жалко с ним расставаться, но повторюсь, об этом ты не думаешь, ты думаешь — как здорово прожить вместе с ним его историю. Есть пара абсолютно комедийных моментов, к примеру как папа со своими двумя сыновьями курит марихуану, чтобы вывести своего младшего сына из приступа паники, получилась смешная сцена. Затем его друзья решили, что он не должен умереть девственником и пытаются каким-то образом его личную жизнь наладить, причем он лежит в больнице, а они продумали целый план, как его вывести куда-то к девушке. Ну, и конечно, есть отношения с девченкой, куда же без них, девушка тоже очень интересная. Еще у него есть психиатр, с которым он общается, его прекрасно играет Энди Серкис.
Алексей: Это заслуженный Голлум?
Людмила: Да, и они, в конце концов, становятся друзьями. Как ты говоришь, это фильмы, которые не возможно пересказать, очарование пересказать невозможно, нужно прожить с ним.
Алексей: То есть задача фильма, чтобы мы узнали этого парнишку, правильно? Слоган к фильму такой — У него все будет в первый раз, в том числе смерть! Некая драматичность оттого, что жизнь прервалась или радость, что она вообще была, какое основное ощущение остается?
Людмила: Мы с ним знакомимся, после очередной попытки самоубийства, во время которой ему впервые приходит мысль, что он может еще что-то изменить сам — да, смерть победит, но когда она придет, могу решить я сам, и видимо с этого момента он начинает жить с этой мыслью — времени у него мало. Мама его, например, не хочет мириться с этой мыслью, он настойчиво говорит родителям — не надо разводить ложных надежд, нужно понять, что ты умрешь, но что ты в этот промежуток будешь делать, зависит от тебя, смерть победит, но на твоих правилах. Все что мы видим дальше — это жизнь. Супергерой умирает.  В его голове происходит поединок между его альтер-эго и его врагом и сначала побеждает враг, а потом буквально в последний момент, последним усилием он побеждает врага. Мы видим, что эти страшные образы, да возможно это смерть, возможно нереализованные мечты, мир, который он себе придумал жестокий, но в этом нарисованном мире он научился жизни, и перенес это в свою реальную жизнь.
Алексей: Смерть подростка — это очень сложная тема, ты понимаешь, что это неправильно, что так не должно быть и говорить об этом без натужной сентиментальность или без пафоса достаточно сложно, сохраняя уважение к самому персонажу. Как тебе кажется, режиссер справился с этой задачей?
Людмила: Думаю, да.
Алексей: Значит ему удалось поговорить на такую сложную тематику?
Людмила: Удалось показать, как мы принимаем, а скорее не принимаем смерть. Мальчик боится не боли, скорее, потому что он достаточно мужественный, а боится неизвестности, и боится, что много не успеет. Один из самых крутых моментов, когда он рисует в комиксовой стилистике фигуристую красотку в чулках и корсете на дверях школьной столовой. Конечно, его заставляют все стереть, но реакция одноклассников интересная, видно, что они боятся показать свое восхищение, но на самом деле они восхищены его поступком. И другой сильный момент — его подруга спрашивает, какими были твои волосы до химиотерапии? Он — зачем тебе, все равно пока буду лысым ходить. А когда в следующий раз он собирался на встречу с ней, он глядя на себя в зеркало, нарисовал черным маркером на зеркале волосы вокруг своего лица, какими бы они были, типа — вот, смотрите красавчик идет на свидание, вот такое отношение у него к себе и к самому факту, что он умрет.
Алексей: Я к сожалению фильм не посмотрел, правда он идет очень узким прокатом, почему-то у нас на нормальные фильмы трудно попасть, нужно особенные места знать и время выгадывать. Не всегда получается. Сама идея того, как человек реагирует на смерть, как ты правильно сказала - мы с одной стороны, осознаем ее неизбежность, а с другой стороны — с ней не соглашаемся. Знаешь, я думаю и другое правильно. Есть тут некий парадокс, потому что мы умираем и должны сознаваться себе в этом, мы, конечно всеми возможными способами вытесняем эту информацию из своего сознания, потому что она пугающая, но это важно, недаром существует древняя поговорка «помни о смерти», потому что это напоминание о том, что мы живем не на черновую, это все настоящее, и смерть это лишний раз доказывает. С другой стороны, мы не соглашаемся со смертью, потому что в нас есть, как одна библейская фраза говорит «вечность Ты вложил в наши сердца» - это ощущение, что что-то здесь неправильно, так не должно быть, жизнь не должна прерываться таким образом, и не только молодого человека, хотя это еще трагичнее, но и вообще любого человека, которого мы любим, который дорог, не правильно это, не соглашаемся мы с этим. Если говорить о христианском отношении к смерти, я бы сказал, что оба этих мотива должны присутствовать.  Это реальность хоть мы и не соглашаемся.
Людмила: В фильме убирается та мысль, что если тебе не много осталось, то ты должен многое успеть, супергеройство такое - надо след оставить, нужно перед лицом смерти что-то сделать, а можно быть подростком просто, просто влюбится, оставить пару картинок и быть хорошим сыном и это тоже то, в чем ты остаешься.
Алексей:  Опять же тема очень трудная, не всегда знаешь как говорить о ней, но я думаю, не знаю согласишься ли ты со мной  - самое главное прожить жизнь благодарно, с благодарностью за то что есть, за то что было. Потому что сделаем мы или не сделаем, это вопрос открытый, хорошее ли мы сделаем, получится ли у нас, это очень часто не от нас зависит, хотя мы должны стремится. Но как минимум, мы должны благодарными быть, это от нас зависит. И как я понимаю, парнишка этот, судя по твоему рассказу, живет полной грудью и это наверное и делает фильм трогательным. Интересная штука вот этот его разрисованный мир,  это конечно наивными выразительными средствами сделано, но в каком-то смысле, мы все так делаем. Мы все пытаемся свою жизнь как-то дорисовать, чтобы она была частью чего-то более великого, более замечательного. Мы интуитивно понимаем, что наша жизнь приобретает какой-то смысл, если она прорисована дальше, чем то, что она из себя представляет. Потому что смысл нашей жизни придается не тем, что мы можем наблюдать на своем опыте, а тем, что лежит за его пределами —  цели, мечты, задачи, к которым мы можем двигаться, в которые мы верим. Мне кажется, что этот фильм говорит о важности какой-то веры, цели, тому что придает ей смысл, иначе наша жизнь напоминает какое-то невнятное мельтешение.
Людмила: Да, эти его картинки, они снимают его боль, мысли о бессмысленности существования, страх перед неизвестностью, потому что, тот мир он знает, он сам придумывает его, а здесь им завладела болезнь и он ничего не может с этим сделать. Но там он может осмыслить и придать своей жизни смысл.

 

  

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула
Левиафан (Leviathan) режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор