Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (The Sunset Limited) режиссер Томми Ли Джонс

Может ли один человек заразить другого своей верой в Бога? Особенно, если это очень важно, поскольку другой собирается по собственной воле уйти в небытие. Как поделиться радостью или печалью - это мы знаем, а как поделиться верой? Что здесь является решающим; убедительные слова или нужно съесть вместе пуд соли? Кажется, этого никто не знает. Одному человеку достаточно минуты, чтобы заразиться верой, а другому не хватит и полжизни... Так останется ли в живых наш герой?

Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»  (ТВ), The Sunset Limited, 2010, Сансет Лимитед, Томми Ли Джонс, Tommy Lee Jones, Сэмюэл Л. Джексон, Samuel L. Jackson, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»  (ТВ), The Sunset Limited, 2010, Сансет Лимитед, Томми Ли Джонс, Tommy Lee Jones, Сэмюэл Л. Джексон, Samuel L. Jackson, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»  (ТВ), The Sunset Limited, 2010, Сансет Лимитед, Томми Ли Джонс, Tommy Lee Jones, Сэмюэл Л. Джексон, Samuel L. Jackson, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия 

 

 

Людмила: В этом месяце мы поговорим о фильмах, связанных с верой в Бога, вот так вот — не много ни мало — речь пойдет о религиозных фильмах.
Алексей: Скорее о фильмах, в которых размышляют о Боге, где показаны люди, задающиеся вопросами что такое Бог, что такое вера, в чем смысл жизни и тому подобное в таком вот религиозном ключе. Мы давно хотели взяться за эту тему и вот сейчас у нас есть подходящее настроение, и как говорится — созрело!
Людмила: Сегодня мы рассмотрим два фильма, один из которых телевизионного, камерного формата, называется он «Сансет лимитед», он интересен прежде всего своей формой - весь фильм мы наблюдаем диалог двух людей, двух разных точек зрения, и по сути, больше в фильме ничего не происходит.
Алексей: Да, фильм очень камерный: два человека разговаривают в небольшой комнате на протяжении полутора часов.
Людмила:  Снял этот фильм актер Томми Ли Джонс и он же снялся в одной из ролей, сценарий Кормака МакКарти. Второй фильм достаточно громкое заявление в российском кинематографе, фильм наделавший много шума, много в свое время вокруг него было разговоров — это фильм Павла Лунгина «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли.
Алексей: Ну что «Сансет Лимитед» - ночной экспресс?
Людмила: Да, тяжело смотреть неподготовленному зрителю, сплошной диалог, без экшн сцен, без всего.
Алексей:  Знаешь, там есть несколько моментов, когда с помощью камеры и особого ракурса создается очень специфическое ощущение, то есть они разговаривают и вдруг — опа - камера выхватывает этого Сэмюэля Джексона и он высказывает какие-то такие вещи, что ты цепенеешь, глядя на него. Они там очень интересные приемы используют. Или, например, финальный монолог героя Томми Ли Джонса тоже снят интересно, все пространство как бы сосредоточено на нем. Да, диалог любопытный, интересный — это фильм на любителя, потому что для тех, кто привык смотреть стрелялки, экшены и погони, конечно, этот фильм смотреть невыносимо, но если от кино ожидаешь какого-то разговора, то это тот самый вариант. И, действительно не ясно, как удается двум людям разговаривать так, что за полтора часа ты он них не устаешь. И тебе интересно, какой же будет развязка?
Людмила: История несколько мистическая, потому что не все в ней понятно; «Сансет Лимитед» - это эспресс между Новым Орлеаном и, по-моему, Лос Анжелесом, и как мы понимаем из контекста их разговора, герой Томми Ли Джонса то ли прыгнул под поезд, то ли хотел прыгнуть.
Алексей: Да, их разговор это вырванная беседа; мы вместе с героями находимся в квартирке одного из них, которого играет Сэмюэля Джексона, негра, можно сказать политкорректно афро-американца, но он весь фильм подчеркнуто называет себя нигером. Он корнями из южных штатов, мест, где в свое время процветало рабство; он себя считает честным негром. Потом он попал в тюрьму; проходя через жизненные перипетии от стал христианином, очень убежденным, и вот, сейчас живет в бедном районе Нью-Йорка, в небольшой халупе, в доме, где всегда буйно, где наркоманы всегда что-нибудь стащат, но тем не менее он живет там. И вот, он однажды, проходил недалеко от своего дома мимо железнодорожных путей, где проходит этот поезд «Сансет Лимитед» и в это время туда пришел профессор, чтобы покончить жизнь самоубийством. Герой Сэмюэля Джексона его спас, вытащил его оттуда, притащил в свою квартиру, запер и теперь пытается вести с ним душеспасительные беседы, в надежде, что он сможет его убедить жить дальше.
Людмила: Профессор, надо сказать, дошел до ручки, он говорит, что раньше цеплялся за культуру, это был спасательный круг, который держал его в жизни, в конце концов пришло разочарование, смерть культуры и, в общем, он не находит теперь никакой идеи, которая бы могла удержать его от этого прыжка под экспресс. Соответственно, персонаж Сэмюэля Джексона настаивает, что этим спасательным кругом может быть вера в Бога или сам Бог. Эти две точки зрения упорствуют в своем диалоге.
Алексей: Интересно, что диалог должен быть не на равных, потому что, с одной стороны профессор, который признался, что на протяжении последних сорока лет он читал по две книги в неделю. А с другой стороны, малограмотный негр, чьим университетом в жизни была тюряга. Но тем не менее разговор получился достаточно любопытным, это фильм, сюжет которого, практически невозможно пересказать. Мне показалась интересной история этого негра, о нем мы узнаем больше, он рассказывает всякие случаи, произошедшие в тюрьме и мы можем воспроизвести хотя бы контур его жизни, а вот, профессор остается сокрытым, мы не знаем никаких деталей о нем, он о себе говорить не хочет, промелькнуло лишь, что со своим отцом он общаться не желает. Негр видит себя в качестве миссионера, первую часть фильма он доминирует, приводит профессору множество доводов в пользу веры, но профессора ничто не цепляет, а в результате профессор выдает монолог, в котором он очень сжато, аргументировано и эмоционально насыщено воспроизводит свою картину мира. Фильм заканчивается без явного итога; профессор уходит вроде бы с тем же намерением покончить жизнь самоубийством, остается лишь надежда, на то, что вдруг в его душе что-то зародилось.
Людмила: Да этот последний монолог профессора ударяет словно обухом по голове и Сэмюэля Джексона, и нас. Его основной смысл в том, что ни одна религия не готовит человека к смерти, все задабривают какими-то сказками о посмертном существовании, а о реальности смерти не говорит ни одна религия, человек не готов к ней. Однако тот факт, что мы все умрем - это единственное, что может нас всех объединять, то есть — убери у человека страх перед смертью и в нем ничего не останется.
Алексей: Да, вопрос, который задает себе профессор таков: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Один из классиков экзистенциалистской философии говорит, что главный вопрос философии не о том, что первично: бытие или сознание, а вопрос - стоит ли жизнь того, чтобы жить. Этот вопрос остро возник в сознании европейских и американских интеллектуалов после Второй Мировой войны из-за Освенцима, кстати профессор в фильме упоминает об этом, потому что для него вера в культуру, вера в возможности европейской цивилизации была подточена тем, что произошло во время войны, всеми ужасами, которые там творились. Он пытается всячески найти для себя ответы на вопрос: зачем ему жить, но затем потихоньку, внутри себя, он всех их разбивает. «Негр-миссионер» говорит ему — может любовь к ближнему? А он отвечает — я когда смотрю на ближнего, я вижу себя же и испытываю отвращение к тому, что я вижу. Каких-то других вещей, за которые обычно цепляются люди у него в жизни нет. Этот герой является последовательным атеистом, потому что если Бога нет, и смысла в жизни нет, то, действительно, стоит ли жить? Его ответ — нет, не стоит, потому что слишком много боли, зла и страданий! Он описывает свой взгляд на жизнь так: мир — это трудовой лагерь с заключенными, которые словно в результате какой-то зловещей лотереи с некоторой периодичностью умирают, без всякого смысла и цели. Вот его видение мира! То есть мы живем в мире, полном несправедливости, боли, страданий и зла, и в этом нет никакого смысла, потому что если бы был смысл, можно было бы побороться, а так как смысла нет, то зачем эту жизнь продолжать? Самый адекватный ответ на это — покончить жизнь самоубийством. Его оппонент, проповедник, человек не плоский, хотя и без особого образования, но говорит не слоганами, а словами очень прочувствованными. Он прошел не простой жизненный путь, как мы узнаем из фильма, был осужден за убийство, и находясь в тюрьме опять же чуть не убил человека. Но там, в тюрьме, как он говорит, он услышал голос Бога, который ему сказал: ты  жив еще по милости Божией. И это изменило его жизнь, он стал читать Библию, у него по этому поводу оригинальные мысли, нет никаких штампов, он искренне и глубоко верит и находит в Библии для себя различные ценные вещи, и не смотрит на людей свысока. К наркоманам, которые у него переодически что-то воруют он относится философски, он сам был почти у самого дна. Те аргументы, которые он произносит, очень искренни, он не пытается задавить логикой, он хочет найти в профессоре что-то живое, что-то в нем зацепить, но ему этого не удается. Когда в конце профессор произносит свой монолог, он плачет, ему тяжело это слышать, потому что в каком-то смысле профессор говорит убедительней, чем этот чернокожий “проповедник”, потому что профессор умеет хорошо говорить. Если смотреть этот фильм на английском, то слышно, что у негра речь намного более простая, диалектная. Но в этом смысле фильм оставляет очень интересное ощущение, потому что, вроде бы логика и аргументы профессора звучат ярче и убедительней, но все мы, смотрящие фильм, остаемся жить, а значит мы в глубине своей с аргументами профессора не согласны. Потому что если он прав, что в мире нет цели, то тогда действительно жизнь страшна и бессмысленна. Надо сильно задуматься стоит ли жить, но мы почему-то продолжаем жить. Я сейчас вспомнил из Библии книгу Екклесиаста, к ней очень по-разному относятся, потому что она очень специфичная во всем библейском корпусе, там тоже человек говорит, что пробовал и одно, и другое, и третье, и везде натыкался на какую-то бессмысленность. Он говорит, я решил посвятить свою жизнь наслаждению, но помимо наслаждения есть боль, которая все портит; тогда я решил вложить свою жизнь в мудрость, но и мудрый умирает как глупый, поэтому какой и в этом смысл? И так далее. Звучит он как пессимист или даже как циник, но на протяжении всех этих размышлений, он говорит — все равно радуйся! Радуйся, тому что у тебя есть жена, радуйся еде, которая у тебя есть на столе. То есть Екклесиаст говорит, что его возвращает к жизни сама способность радоваться жизни, это не абстрактная какая-то философия. Если попытаться логично и рационально все рассудить как профессор — смысла и цели нет. Но само наше желание жить и способность радоваться жизни, несмотря на кажущуюся абсурдность и бессмысленность, убеждает нас в том, что все-таки что-то есть. И вот это внутреннее желание подталкивает нас к тому, чтобы мы искали, пытались понять и ощутить. И опять, возвращаясь к фильму, несмотря на то, что монолог профессора звучит ярко и убедительно, негр даже не выдержал — Господи, почему ты ему дал такие хорошие слова, а мне не дал? - тем не менее мы остаемся на стороне негра, потому что он остается жить и надеяться, а в профессоре, кажется, ничего уже не осталось.
Людмила: Так что, смотреть или не смотреть?
Алексей: Смотреть тем, кто задается подобными вопросами, кто хочет порассуждать, послушать, хотя на мой взгляд, по-честному, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» это все помощней.

 

серия "люди и вера":

"О людях и богах" (Des hommes et des dieux) режиссер Ксавье Бовуа

"Остров" режиссер Павел Лунгин

 

другие фильмы из серии "схватка":

"Фрост против Никсона" (Frost/Nixon) режиссер Рон Ховард "Сомнение" (Doubt) режиссер Джон Патрик Шэнли

 

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция