"Простая история" (The Straight Story) режиссер Дэвид Линч

по прямой: 240 миль, 6 недель, 8км/час, 73 года, 1 газонокосилка – «Простая история» Дэвида Линча ● законченный упрямец: Элвин Стрейт в реальной жизни ●● «пусть голова моя седа»: достоинство возраста ●●● вязанка: семья как главная ценность ●●●● узелки прошлого

кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Простая история, The Straight Storyкино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Простая история, The Straight Story, Ричард Фарнсуорт, Richard Farnsworth

 

 

Людмила: Фильм Дэвида Линча представляет компания Уолта Диснея, разве это не парадокс? Такого вообще не могло быть, до этого фильма, до 1999 года.
Алексей: Я даже не знаю как это объяснить тем, кто не знаком с творчеством Дэвида Линча.
Людмила: Это просто парадокс какой-то, потому что Уолт Дисней — это семейные ценности, семейные фильмы, доброе, безоблачное, хорошее, солнечное и так далее..
Алексей: Это выглядит как, если бы мы прочли: Союзмультфильм представляет: «Пятница 13-е».
Людмила: Да, да! А до этого фильма, мы знали Дэвида Линча как человека, который любит синяки, извращения, насилие, подсознание, вой сирен. Коллекционирует дохлых кошек, мух, чучела птиц, жвачки, жеванные его дочерью, потому что он находит красоту в синяках, не дожеванных жвачках , в дохлых мухах и в вое сирен. Первый его фильм назывался «Шестеро заболевают» во время демонстрации раздавался записанный вой сирен. Грубо говоря, без разницы какой там был звук и непонятно зачем все это снимали, потому что вой заглушал все на свете, люди пугались и убегали с фильма. Такой уж он человек, Дэвид Линч, для него, чем необъяснимее и страшнее, тем лучше. И вдруг, в 53 года, этот великий мистификатор и извращенец, не побоюсь этого слова.
Алексей: .. который снимал не просто сны, а кошмары..
Людмила: да, назову несколько фильмов: «Твин Пикс», «Синий бархат», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» — все это такие мутные, вот самое подходящее слово для фильмов Линча — мутные, ну ничего прозрачного в них нет, чем дальше, тем запутаннее. Так вот, этот человек вдруг в 53 года, поддавшись уговорам жены, это Мэри Суини раскопала эту историю, решает снять очень простую, предельно простую историю, о том, как страричок, Элвин Стрэйт отправился...
Алексей: .. буквально его фамилия значит «простой»..
Людмила: .. да, отправился в путешествие на газонокосилке, навестить своего умирающего брата. Двести сорок миль (346 км) он проехал из Айовы в Висконсин со скоростью 8 километров в час! Такая скорость у газонокосилки, представьте какая скорость у фильма.
Алексей: Несколько недель он ехал. Людмила: Шесть недель. Это реальная история, еще раз напомню, почему на газонокосилке, потому что он уже очень старый человек с плохим зрением, у него..
Алексей: … ездить на машине ему уже нельзя, запрещено.
Людмила: Эта история попала во многие газеты, ее прочла тогдашняя подруга Дэвида Линча и загорелась этой идеей. Они поехали вместе со сценаристом, туда, на самом деле реальный Элвин Стрэйт не давал интервью, хотя многие журналисты пытались, но он считал это своим частным делом и журналистам приходилось рассказывать историю саму по себе, без интервью.  Когда Мэри Суини с другом приехали к его семье, он уже к тому времени, умер, своим трепетным отношением к этой истории они как-то смогли разговорить родственников, которые сказали - да, наш папа был именно таким человеком, главным его свойством было упрямство. И, действительно, только благодаря упрямству высшей пробы можно проехать 240 миль с такой медленной скоростью. В конце концов, они написали сценарий, пытаясь передать реальность истории и характер этого человека.  Мэри Суини показала его своему мужу и, неожиданно, он решил, что это интересная история и нужно снять фильм, и снял его в строгой последовательности сценария. Даже снимали ее не в перемешку, как это обычно делается, а именно от начала  до конца, и сам Дэвид Линч настоял на этом. Вышла картина на диске без деления на сцены, то есть, ты либо смотришь все, либо ничего, нет никакой возможности  посмотреть с двадцатой минуты или с тридцать пятой, ни со своей любимой сцены, ничего. Вот так, как жизнь, от начала до конца.
Алексей: Да. Этот фильм классический роуд-муви, мы видим как дедушка едет  на своей газонокосилке, едет он к брату, с которым десять лет назад, они по какому-то, как теперь уже кажется пустяковому поводу поссорились и больше не разговаривали . Едет он по дороге, встречает разных людей, и каждая встреча говорит нам что-то об этом самом дедушке. И вообще, этот фильм он очень подкупает...  я не знаю, кстати актера главной роли...
Людмила: Главную роль играет Ричард Фарнсуорт  это актер, дублер в вестернах, самостоятельных фильмов у него мало, но как дублер, он снимался часто.
Алексей: Он очень органично выглядел, и этот фильм мне напомнил мою бабушку, да и вообще, напомнил мне разговоры с пожилыми мудрыми людьми, которые жизнь уже прожили и у них появляются качества и свойства, которые невозможно никаким другим образом добыть. Мы сегодня живем в культуре, которая считает, что можно всему научиться, сходить на курсы, на самоанализ, научиться как правильно ставить жизненные цели, здесь тому подучился, здесь сему и все в порядке. Старики в современном мире не у дел, они не могут пользоваться современными гаджетами электронными, а раз ты не умеешь этим пользоваться, то ты уже списан в утиль. А этот фильм напоминает нам о вещах, которым невозможно научиться, конечно это бьет по нашему самолюбию, но есть вещи, которым можно научиться только прожив жизнь, и никаким другим образом, ни вычитать нигде, ну никак по-другому. И, знаешь, я себя поймал на том, что сегодня очень мало фильмов о пожилых людях, как-то все нацелено на молодежь, чтобы все взрывалось, все летало, а мне не хватает фильмов о пожилых. Я думаю, что современной аудитории отчаянно не хватает таких фильмов, чтобы послушать истории людей,  проживших жизнь. Я как-то в детстве ездил на рыбалку совсем еще пацаном пятнадцатилетним, и мы там с дедушкой-рыбаком разговорились и он начал рассказывать нам истории из своей жизни. И в этом фильме тоже, он часто останавливается разводит костер и разговаривает с кем-то. И вот, сидишь ты с таким дедушкой и слушаешь такую историю..
Людмила: такую неспешную историю... Интересно, что актеру 78 лет было, а самому прототипу Элвину Стрэйту, когда он поехал к своему брату было 72. Когда Дэвид Линч позвонил Ричарду Фарнсуорту и сказал, что для него есть роль, тот уже давно отошел от дел и ответил примерно так — сниматься в кино!? Да вы что! Я уже давно с палочкой хожу, как я буду сниматься по-вашему? На что Дэвид Линч ему ответил — знаете, ваш персонаж должен будет ходить с двумя палочками, так что это не причина отказываться — и уговорил актера сниматься. Для Ричарда это был личный подвиг, поскольку он был действительно тяжело болен раком и выглядел он совсем за восемьдесят. Все критики язвительно говорили — ну зачем, настолько запредельно старого человека приглашать на роль? К сожалению, история закончилась трагично, после съемок фильма, актер, поняв, что он завершил последнюю работу своей жизни, не смог больше бороться со своей болезнью и застрелился у себя на ранчо.
Алексей: Трагично как. Да, вспоминая многих пожилых людей, также и мою бабушку, вспоминаешь о присущем им большом внутреннем достоинстве. В фильме есть эпизод, где наш старичок угощает ужином девчушку, которая автостопом бежит непонятно куда, подальше от дома, потому что она забеременела. И вот, во время ужина, она иронично отзывается о его газонокосилке как о барахле каком-то. А он в ответ ей говорит — так, девушка, ешьте свой ужин! И ты понимаешь, что сказано это не в раздражении и не в гневе, это особое чувство внутреннего достоинства, на которое дает тебе право твой возраст. И ей ничего не оставалось, как только замолчать.
Людмила: Да. Также в фильме ему встречаются люди, которые хотят ему помочь доехать до Висконсина или даже довести на машине, неоднократно ему предполагается помощь, но он отказывается. Алексей: Отказывается. Это его путь, потому что он должен доехать к своему брату таким способом. Он должен показать своему брату, насколько тот для него дорог. Людмила: Единственный вопрос, который брат ему задает — ты, правда на этой рухляди сюда доехал?
Алексей: И мы видим глаза брата, который плачет. Этот фильм показывает, что именно   приходит к людям с возрастом. Это такой взгляд на жизнь с высоты прожитых лет, способность посмотреть на жизнь с высоты птичьего полета. Его в фильме спрашивают, есть ли какие-нибудь преимущества в старости? Одно из преимуществ в том, что ты умеешь отделять зерна от плевел, и шелуха не застилает тебе глаза, ты можешь видеть главное! Так что же такое это главное, которое видно благодаря его возрасту? Прежде всего, я обратил внимание, и это есть у многих пожилых людей — это умение ценить жизнь. Одному из своих собеседников, который спросил его — а что самое плохое в старости? Он отвечает — самое плохое в старости, это вспоминать о том времени, когда ты был молод. Потому что, в молодости ты жил и не замечал этого, поэтому, пока молод — цени каждый момент, цени просто, что ты жив, цени, что у тебя есть эта жизнь. Когда он едет по дороге, он действительно, радуется каждому моменту, он машет встречным людям, которые, кто с иронией, кто с восхищением смотрят на его способ передвижения. Каждый вечер он устраивается на привал, жарит на костре свои сосиски и радуется дождю, смотрит с радостью на молнию, он научился радоваться просто тому, что есть, жизни, такой какая она есть.
Людмила: Очень часто показывают глаза этого человека. Он раскуривает свою трубочку, и глаза его такие блестящие...
Алексей: Да. Вторая интересная вещь, которая есть в фильме, и которую в последнее время замечаю в пожилых людях — это неприятие насилия. Там есть эпизод, когда он в пути встречает такого же пожилого человека, и оказывается, что они вместе служили на полях Второй Мировой войны. Они начинают вспоминать как они потеряли своих друзей, и наш герой, а он был снайпером, вспоминает, что перед его глазами стоят лица не только тех, кого он потерял со своей стороны, но и тех, кого он убил. Они все стоят у него перед глазами. Он вспоминает, о том, как однажды, он застрелил своего сослуживца случайно, и понимает всю глупость войны. Какой смысл во всем этом? Твои погибали и ты убивал молодых немцев. Третья вещь, которая в этом фильме особенно ярко, выпукло преподносится — это ценность семьи. В его первой встрече в пути, когда он разговаривал с девушкой, которая бежит из дома, боясь реакции своей семьи на то, что она забеременела, он ей рассказывает такую наивную историю, которую если бы не рассказал человек с опытом, могло показаться чему-то совсем по-детски наивным. Он сказал, — когда мои дети были маленькими, я им давал простое задание, — сломай прутик! Они отвечали,— да это легко!  И ломали. А потом я брал связку — сломай теперь! У них, естественно не получалось.
Людмила: Связка — это семья.
Алексей: Да, это и есть семья. И эта девушка уходя утром, оставила связку прутиков, показав, что она поняла урок. Для него семья не абстрактное понятие, он прожил долгую жизнь, у него родилось четырнадцать детей, из которых только семеро дожили до взрослого возраста. Одна из дочерей, которая живет с ним, пережила большую трагедию: она оставила своих четверых детей с няней и случился пожар. Один из детей погиб, а остальных у нее отобрали. Прямо душу вытягивают эти моменты, потому что, как-то очень просто, но сильно рассказано. И понимаешь, что, вот! Важно ценить семью, это чудо, которое у тебя есть! И он зная, что у брата случился приступ, да и самому жить недолго, понимает, что самое главное, что у него теперь осталось это поехать и примириться со своим братом.
Людмила: Да, это путь через воспоминания, через свою гордость, через ссоры, упрямство... путь навстречу близкому, родному тебе человеку.
Алексей: Он смотрит теперь на их ссору, как и у нас иногда бывает, смотришь через время и не понимаешь ради чего ты поссорился? Он вспоминает, что десять лет назад, это казалось большим и важным событием, а теперь он даже не говорит причину ссоры, видимо настолько это ушло на второй план перед главным — увидеть своего брата. Он вспоминает, что когда они были подростками, то подолгу сидели вместе, смотрели на небо, на звезды, и думали о том, что с ними может произойти в будущем. И теперь, он больше всего хочет снова увидеть брата и посмотреть вместе с ним на звезды. Любопытно, что в фильме часто всплывает картина звездного неба.
Людмила: Да, все герои фильма часто смотрят на звездное небо, и главный герой тоже.
Алексей: Важность этого звездного неба в том, что это напоминание о вечности. У Булгакова, автора «Мастера и Маргариты», есть произведение, которое мне нравится еще больше, это «Белая Гвардия», где говорится о семье, которая живет в Киеве, в 1918 году, во времена когда власть во время гражданской войны сменяет одна другую, там один из выводов, который делает повествователь звучит так - звезды видели и белых, и зеленых, и красных, и все меняется. Людям нужно почаще смотреть на звезды, чтобы научиться отделять шелуху от самого главного.
Людмила: Ну и нельзя смотреть на звезды одному. Человек, у которого слишком развито воображение, смотрит на звезды в одиночестве и проваливается, проваливается, проваливается. А если рядом с тобой кто-то, кто способен разделить эту красоту мира... Жизнь всегда нужно с кем-то делить, а не проваливаться в глубину своего воображения. Бессмысленно, если ни с кем ее не делишь.
Алексей: Мысль простая - человек, который уже много всего видел в этом мире, видел смерть, видел жизнь, обиды, очень много всего... Ему уже не важно мнение других, там смеются некоторые над его способом передвижения, ему это все равно. Ему важен брат, с которым он поссорился, а нужно помирится. И он даже сравнивает себя с библейскими героями, вспоминая историю, где один брат убил другого, Каин убил Авеля, и он не хочет, чтобы история повторилась. Он не хочет, чтобы из-за их какой-то глупой ссоры, они так и умерли не примирившись, он хочет скорее добраться до брата и посмотреть ему в глаза. И, Слава Богу, что ему удалось это в жизни, ну, и в кино, тоже  получилось.
Людмила: Для самого Дэвида Линча фильм этот был поворотным, потому что раньше, в интервью, он о старости, о смерти, о дряхлении тела говорил так — наше тело как автомобиль, мы в нем едем по миру, а потом, автомобиль стареет и водитель из него выходит, бросая его на обочине. Мол, тело это все ерунда, дух он выше, можно поменять для него автомобиль в любой момент. Вот чем для него было тело, а старение, это просто поломка механизма. И сейчас, в этом фильме, он просто любуется красотой этого старого актера. Мы очень часто видим морщины, трясущиеся руки, ноги, крупным планом лицо. И, казалось бы, все это должно вызывать оторопь какую-то или даже отвращение, но это так снято, что в этом даже красота есть. Красота в том, что жизнь оставляет отметины на теле, тело человека, это как его карта, указующая где он был, что делал, видел, чувствовал. И мы смотрим на его тело, как на жизнь, которую он прожил, в этом красота. И Дэвид Линч любуется не отражением в зеракалах, не бензиновыми пятнами, не извращениями, а красотой старости, красотой прожитой жизни.
Алексей: Да, фильм напоминает, что самое главное связано не с миром идей и воздушных замков, а с бытовыми вещами, с протянутой рукой, со словами прощения, с повседневным течением жизни, в котором свершается самое главное и запоминающееся.  Фанфары уйдут, а останутся два брата, которые примирились друг с другом. Нельзя оставлять в своем прошлом не развязанные узлы, нельзя оставлять ссоры без прощения, нужно вернуться, сколько бы времени это ни заняло и разобраться с этим, и только так можно идти дальше.
Людмила: На этом прощаемся, это была программа «Раскадровка», посвященная фильму Дэвида Линча «Простая история».
Алексей: Всего доброго!

 

Дэвид Линч



Старая радость (Old Joy) режиссер Келли Райхардт Старая радость (Old Joy) режиссер Келли Райхардт

 

 

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка