Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини

Остановившаяся жизнь, Still Life, 2013, Уберто Пазолини, Uberto Pasolini, Эдди Марсан, Eddie Marsan, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, рецензия, KM, КМ Остановившаяся жизнь, Still Life, 2013, Эдди Марсан, Eddie Marsan, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, рецензия, KM, КМ

"Остановившаяся жизнь" (Still Life), 2013, режиссер Уберто Пазолини

 

А. Власихин — Cегодня мы поговорим о фильме «Остановившаяся жизнь» (Still life) режиссера Уберто Пазолини, где главный герой прямо-таки олицетворяет собой такую тихую жизнь.

Л. Александрова — Уберто Пазолини не новичок в кино, он долгое время занимался продюссированием, а в качестве режиссера это его второй фильм.

А. Власихин — Сразу захотелось посмотреть первый.

Л. Александрова - Ему около шестидесяти и он считает, что никогда не поздно попробовать себя в новом деле.

А. Власихин — А вот знаешь, как в философии, так и в режиссуре, и кстати в психологии, возраст — это только к лучшему, это несомненно достоинство. Потому что режиссер выстраивает смысл фильма, не смысл текста, а общую идею воздействия на человека, которую должен оказать фильм. Главный герой Джон Мэй, которого замечательно играет Эдди Марсан. Великолепный актер...

Л. Александрова — вторых ролей...

А. Власихин — Я в него влюбился после фильма «Тиранозавр», потрясающая роль, человек, абсолютно не голливудской внешности, внешность самой что ни на есть посредственности и он мастерски, классно обыгрывает эту свою особенность. В этом есть и личная смелость, хоть он и не женщина, чтобы кокетничать, но интуитивно все хотят быть красавчиками.

Л. Александрова — В одном из интервью он говорит о себе примерно так: пока главный герой влюбляется в красавицу или получает пулю в лоб, я стою где-то на заднем плане и натираю тарелки.

А. Власихин — Но делает он это потрясающе убедительно.

Л. Александрова — Как он сам говорит, если фильм получается хорошим, меня хвалят вместе с остальными, а если плохой, никто и не замечает, что я в нем тоже участвовал. Все отлично.

А. Власихин — В русской классической литературе большое место занимает тема маленького человека, теперь у меня в голове сразу всплывает его образ.

Л. Александрова — Да, эта его своеобразная сутулость! Совершенно особый вид сутулости, то ли ему велика одежда, то ли не ясно что. Какие-то воротнички...

А. Власихин — Прическа чего стоит» Не то чтобы он некрасив или уродлив, нет, просто совершенно посредственен, не за что зацепиться глазу, он может легко пропасть, стать незаметным.

Л. Александрова — Извиняющаяся манера говорить.

А. Власихин — Здесь он играет муниципального чиновника, который занимается поиском родственников тех людей, которые умерли в одиночестве. Другими словами, если человек умер один дома и никто не узнал о его смерти, задача Джона Мэя известить родственников или близких, если таковые найдутся. Если же никого не нашлось, тогда он является тем человеком, который провожает их в последний путь.

Л. Александрова — Да. Он заказывает службу, занимается погребением и прочим.

А. Власихин — Он хоронит совершенно одиноких людей.

Л. Александрова — Причем, если он находит родственников, так всего лишь для того, чтобы пригласить их на похороны или же отдать им прах.

А. Власихин — С самого начала мы видим его кропотливейший подход к работе.

Л. Александрова — 22 года он этим занимается!

А. Власихин — В начале кажется, что эта кропотливость из-за трудолюбия, что это человек, привыкший хорошо делать свое дело день за днем. Но чем больше ты за ним наблюдаешь, тем больше понимаешь, что к каждому отдельному случаю у него свое особое отношение. Он не просто выполняет свою работу, он пишет речь, которую прочтет священник во время похорон для каждого человека в отдельности; он учитывает их религиозные воззрения, мы наблюдаем его в трех различных церквях: англиканской, греческой православной и пресвитерианской. В каждой из них он заказывает особую для этого случая музыку, находит священника, пишет речь для этого священника… Потрясающе. Интересно, что фотографии, тех людей, для которых никого не нашлось из близких, он собирает в свой домашний фотоальбом, который он частенько просматривает. Он действительно воздает им последние почести, для него это не простое клише, он делает это со всей глубиной и серьезностью и считает, что каждый человек заслуживает того, чтобы быть достойно похороненным. Людей у которых нет родственников, и соответственно нет места на кладбище, кремируют, а их прах должен быть развеян на определенной площадке. Мы наблюдаем, что даже это он делает с особым уважением. Он не подходит к этому технологически, ведь, в принципе, этот прах можно просто спустить в унитаз.

Л. Александрова — Там есть и такой пример.

А. Власихин — Да, этим и займутся люди, пришедшие на его место. А у него другой подход, однажды он говорит: нет, на сегодня достаточно. То есть у него еще и должен быть внутренний настрой, чтобы продолжить дело. Такой вот интересный человек. Причем сам он абсолютно одинок.

Л. Александрова — Он готовый кандидат на место тех покойников, которым он отдает почести.

А. Власихин — Вполне может быть, что та эмпатия с которой он к ним относится связана с тем, что сам он одинок. Он живет в очень маленькой квартире, ест не то чтобы холостяцкую, а какую-то гиперхолостяцкую еду, один и тот же консервированный паштет с тостом и яблоко на десерт. Это все. Всегда предсказуем, аккуратен, всегда в костюме — прямо воплощение человека из похоронного бюро. Сходу кажется, что он очень скучный, монотонный и неинтересный человек, лишь мельком заметно, что он эрудирован. По-настоящему к нему проникаешься уважением, когда видишь с какой внимательностью он относится к ушедшим в иной мир людям. Он не наобум составляет для них прощальную речь, он пользуется теми артефактами, которые обнаруживает в их квартирах, где по долгу службы ему приходится бывать. По вещам, находящимся в квартире: портрет любимой кошечки, губная помада, бусы — он пытается составить образ ушедшего человека и написать о нем речь.

Л. Александрова — Из фильма очевидно, что его должность этого не требует, от него требуется зафиксировать факт смерти и похоронить, если никого другого не найдется.

А. Власихин — Именно. Он не должен делать всего, что делает. Но он считает, что так нужно; это его личное понимание того, как должно выглядеть прощание с человеком. Это его с большой буквы служение человечеству.

Л. Александрова — В конце концов его обвиняют в медлительности и расточительности.

А. Власихин - Я думаю, это просто повод.

Л. Александрова — Но, он действительно, тратит много времени на поиски родственников и слишком тщательно подбирает музыку и т. п.

А. Власихин — И все-таки это больше похоже на то, что его должность подпала под сокращение. Ему остается закончить последнее дело. Как водится, оно его особенно зацепило, по двум причинам; во-первых тем, что умерший жил в том же доме, его окна расположены ровно напротив, и второе, действительно его последнее дело. К нему он подошел с особым рвением. Осматривая квартиру умершего, он наткнулся на фотоальбом, со множеством изображений маленькой девочки с ее младенчества до лет десяти. Он решает, во что бы то ни стало найти ее. До этого мы много раз слышали его переговоры с родственниками, в большинстве случаев они отказываются даже придти на похороны. Очевидно, когда человек умирает в одиночестве, это означает, что у него совсем разрушены отношения с близкими, так что у них даже нет эмоционального отклика на смерть. Сколько он их не уговаривает, обычно никто не соглашается придти. В свое последнее дело он решает вложить все свои силы. По маленьким крупицам он предпринимает собственное расследование, находит бывшую жену и бывшего сослуживца, находит пьянчуг, с которыми тот провел последние дни жизни и в конце концов находит дочь. Каждого из них он уговаривает принять участие в последней процессии, и настолько проникается ситуацией, что отдает свой собственный участок на кладбище для погребения этого незнакомца. Здесь наблюдается небольшая ирония: его участок очень хороший, поскольку как человек, разбирающийся в этом деле, он приобрел участок, на который удобнее всего будет приходить. Не будем раскрывать всех поворотов сюжета; вторая часть фильма построена вокруг поиска дочери усопшего.

Л. Александрова — Очень интересно наблюдать за работой актера, например, когда он находит важную информацию, его лицо оживляется необъяснимой игрой чувств: здесь все нюансы тихой радости, все его реакции точны и сложны.

А. Власихин - Именно этим и нравится фильм, настолько он по-хорошему добрый, безо всякой слащавости. Мы видим с каким глубоким чувством он просматривает фотографии усопших людей, с каким энтузиазмом он пытается обнаружить связи с родственниками. Нельзя не вспомнить другой любимый нами фильм на эту же тему «Ушедшие», японского режиссера Йодзиро Такита. Главных героев в обоих фильмах, я бы назвал пограничниками между мирами живых и мертвых. Их роль предполагает две стратегии: либо быть циником, выполняя свою работу за деньги и стремясь оградить себя от эмоциональной связи; либо ты начинаешь воспринимать себя соучастником в некоем священнодействии, потому что ты чувствуешь себя на границе двух миров. Знаешь как культурологи и антропологи определяют, что захоронение человеческое, а не обезьянье?

Л. Александрова — Нет.

А. Власихин — Ищут следы ритуала. Либо это просто набор человекоподобных костей, либо тела были сложены в определенном порядке. Это признак того, что у живших в этом месте была своя духовность. Потому что мы задаем себе вопросы о смысле жизни, самым отчетливым образом именно перед лицом смерти. А здесь человек буквально смотрит в лицо смерти каждый день. Интересен в этом ключе диалог между Джоном и его начальником. Начальник говорит, что по сути дела похороны нужны только живым, мертвым уже ничего не нужно. Кажется нормальная прагматичная позиция. Даже если не найдем родственников, то и лучше — меньше переживаний. Реакция Джона Мэя такая — я не уверен что нужно умершему. Я не знаю. Тем ценнее выглядит его рвение. С одной стороны, он это делает для живых.

Л. Александрова — Какой-то шанс попрощаться или простить.

А. Власихин — С другой стороны, он это делает для умерших, как ни странно это звучит. Он пытается максимально сохранить о них память. Зачем? Здесь мы сталкиваемся с вопросом веры, потому что размышляя над смертью, мы вырабатываем свое мировоззрение. Всегда интересно смотреть, что даже закоренелые атеисты или люди, отрицающие религиозные убеждения, тем не менее, когда речь заходит о смерти обращаются к ритуалам. Для чего? Обращаясь к ритуалам, мы ограничиваем происходящее и относим его в область священного, к тому, к чему нужно относится с благоговением. В любой цивилизации осуждается осквернение могил. Казалось бы, что такого, не людям же в лицо плюнул или пописал. Что такого? Но мы именно отделяем цивилизованное общество от дикарей и вандалов в том числе и через отношение к кладбищам. Потому что через это мы утверждаем с одной стороны, сакральность человеческой жизни, но в большей степени мы утверждаем иногда интуитивную, а иногда явную веру в то, что смерть — это не конец. Есть что-то большее. Нужно подчеркнуть, что в фильм нет никаких прямых религиозных высказываний, просто то, с каким вниманием, уважением и благоговением главный герой относится к умершему человеку показывает, что на самом деле это в нем вера во что-то трансцендентное, запредельное, в то, что не кончается с физической кончиной человека. Иначе зачем такое старание? Лично во мне этот фильм вызывает светлую грусть: с одной стороны симпатию к этому человеку с его необычной работой, которая по сути своей абсурдна. Ведь он же не за больными людьми ухаживает и даже не за бездомными животными.

Л. Александрова — Его труды и оценить некому, если думать о том, что покойник лежит в гробу и уже ничего не чувствует.
А. Власихин — Опять же, один из признаков человечности в том, что ты ценишь вещи, не имеющие прагматического значения. Мы ценим красоту или человечность — в этом нет никакой прагматики. Это указывает на религиозную природу человека. Мы способны совершать добрые поступки, тогда, когда этого никто не видит. Почему? Потому что мы не считаем, что все измеряется лишь прагматичными результатами. Этот фильм через свою историю, через внимание к деталям дает нам прикаснуться к сокральному, к чувству благоговения, которое заражает тебя и каким-то странным образом вселяет дополнительную веру в то, что могила это не конец. Пока есть такие люди как Джон Мэй, эта вера продолжает утверждаться.

Л. Александрова — Когда он говорит всем найденным родственникам и коллегам, того самого последнего умершего, что им нужно ехать в другой город, чтобы участвовать в похоронной церемонии, они сначала отмахиваются, но затем каждый из них задумывается ехать или нет. Через него они получают другое отношение к смерти.

А. Власихин — Он является для них специфическим проповедником смерти, пробуждает в них чувства, которые они давно в себе закопали. Вот такой гимн маленькому человеку. Великолепный гимн. Снимаю перед Уберто Пазолини шляпу.

 

короткая рецензия на фильм "Остановившаяся жизнь" (Still Life) 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция