Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер

Всё ещё Элис, Still Alice, 2014, Джулианна Мур, Julianne Moore, Уош Уэстмоленд, Wash Westmoreland, Ричард Глацер, Richard Glatzer, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Всё ещё Элис, Still Alice, 2014, Уош Уэстмоленд, Wash Westmoreland, Ричард Глацер, Richard Glatzer, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Всё ещё Элис" (Still Alice), 2014, режиссеры Уош Уэстмоленд и Ричард Глацер

 

Алексей: Ну, что - Кто такая Элис?

Людмила: Все еще Элис!

Алексей: Я просто вспомнил песню Smokie про Элис.

Людмила: Понятно. Факты такие: этот фильм стал последним для режиссера Ричарда Глацера, он умер в этом году, в возрасте 63 лет от бокового склероза.

Алексей: То есть он имел к этой истории личное отношение.

Людмила: Да, когда ему поставили диагноз и родственники спросили о его пожеланиях, может быть он хочет в путешествие или еще что-либо. Он ответил, что хочет поставить фильм. Все друзья из мира кино бросились ему помогать над последней работой. Он даже не смог присутствовать на всяческих церемониях, призы получала Джулианн Мур, было множество наград, в том числе «Оскар» за лучшую женскую роль, приз «Гильдии Актеров» и «Золотой Глобус».

Алексей: И заслуженно!

Людмила: Ричард Глацер в это время лежал в больнице, не мог придти, но церемонии смотрел. И в скором времени ушел. Вот такая история…
Фильм рассказывает о женщине, лингвисте по профессии..

Алексей: Еще звучит как когнитивный лингвист!

Людмила: То есть работает непосредственно со словами.

Алексей: И взаимосвязью с мыслительными процессами.

Людмила: В какой-то момент она начинает забывать некоторые слова, затем простые бытовые вещи, например, где дверь в туалет и тому подобное. Она обращается к врачу и слышит приговор, что у нее парадоксально ранняя болезнь Альцгеймера.

Алексей: Обычно эта болезнь приходит позже, но у нее началась в 50 лет, как наследственная форма. И это ее вдвойне тяготит, потому что получается, что ее дети подвержены как и она.

Людмила: Трое взрослых детей!

Алексей: И выясняется, что как минимум одна дочь унаследовала предрасположенность, а это значит, что точно и у нее со временем разовьется болезнь. Я в медицине не силен, поэтому передаю то, что звучит в фильме. В общем, фильм об умной, яркой, многого добившейся женщине, которая постепенно начинает терять память и другие мыслительные процессы, с этим связанные. Мы наблюдаем этот процесс в течении фильма. Это настоящая драма, с трагическим сюжетом, построенная на игре актеров - Джулианн Мур и Алека Болдуина. И даже Кристен Стюарт, которую мы знаем по «Сумеркам», здесь выглядит хорошо, убедительно, значит она может не только мрачных, хотя и здесь она «готка», младшая дочь, которая хочет стать актрисой.
На протяжении всего фильма мы видим, что происходит с Элис Хауленд, как меняются ее отношения с родственниками, от стадии отрицания, что происходит классически, до состояния, когда уже не идет речь о том, принять или не принять — она уже там находится. Мы видим ее борьбу с болезнью, насколько это возможно для человека. Честно говоря, я таких сюжетов боюсь. Я помню свои ощущения от просмотра фильма «Полет над гнездом кукушки»; там тоже наносится удар не по физической личности, а по мышлению. Из человека делают овощ с помощью лоботомии. Чем страшны такие фильмы?! «Все еще Элис» даже страшнее, потому что в том силы зла, в виде системы, пытаются сломать человека и это возможно побороть. А здесь — то, что может произойти практически с каждым человеком; никто из нас не застрахован.

Людмила: Подводит организм. Причем именно сильного человека, привыкшего бороться и достигать.

Алексей: Действительно, она ведет крайне организованный и здоровый образ жизни - сплошные пробежки. Развита интеллектуально — ученый и педагог, мать троих детей, казалось бы, символ современного человека. Муж тоже ученый и мало того, отношения в семье хорошие. И, вот, приходит зло. Оно неотвратимо. Почему страшно? У каждого человека свои ценности и опасения; лично у нее особенность ситуации в том, что она посвятила свою жизнь словам, их значению и их роли в человеческом мышлении. В этом особенность ее ситуации. Лично мне это близко, потому что мышление и выступление — составляют основу и моей личности. Это все, что я могу, я не силен в работе руками, вся моя идентичность строится вокруг этого. И, вдруг, болезнь прогрессирует, и ты всего этого лишаешься.

Людмила: Ей приходится отказаться, вначале от преподавания, потому что она не может читать лекции на должном уровне. Там есть болезненный момент, когда ректор объявляет ей, что студенты считают ее лекции путанными, скучными, лишенными структуры и т. д.

Алексей: Не то, чтобы скучными, а просто она начинает забываться. Появляется размытость, неуловимость. Мне от этой сцены было не по себе. Лично я общался с семьей, в которой жила и радовалась жизни прекрасная девушка, студентка университета, с которой вдруг что-то случилось, кстати, семья так и не знает, что именно. Зачастую медицина пока не дает ответа на такие вопросы. У нее вдруг начали отмирать клетки головного мозга; я познакомился с ней на фазе болезни, когда она уже почти глотать не могла, не то, чтобы говорить. Родители показывали мне ее ранние фотографии — это тяжело. Очень тяжело. Да и в фильме Элис говорит: лучше бы я раком заболела! Потому что ты хотя бы в сознании. Действительно, для многих людей лучше боль, чем потеря идентичности.

Людмила: Да, через название «Все еще Элис» передано, насколько она жаждет быть собой, насколько боится той точки невозврата, когда она потеряется. Мне интересно, для тебя она всегда была той самой женщиной или где-то, это уже не она?

Алексей: Это хороший вопрос. Потому что она из тех женщин, которых не обманешь, насчет того, что будет с ней дальше. Она знает наперед. Например, она заранее посетила и тщательно осмотрела больницу, в которой находятся люди с подобным диагнозом на последней стадии. Она записала сама себе видео обращение, чтобы дать себе возможность покончить жизнь самоубийством, когда она уже не будет ничего помнить.

Людмила: Да. Она тщательно разработала систему вопросов к самой себе, чтобы ежедневно проверять свою память. Самые простые вопросы из своей биографии и биографии троих детей. Если она уже не сможет отвечать, то она записала инструкцию по самоубийству, обращенную к себе.

Алексей: Фильм не дает простых ответов, и было бы странно и не корректно, если бы они были. Интересно, что его снял человек, с похожим заболеванием. И женщина, автор этой книги — специалист в области нейрофизиологии, то есть ученый, которая начала писать книги. Эта первая принесла ей большую популярность, есть еще и нон-фикшн и художественная литература, где она пишет об этом феномене. Некоторые говорят, что болезнь Альцгеймера — это болезнь развитого общества, где люди доживают до такого возраста, когда их ожидает потеря памяти. Но, есть и исключения, как в данном фильме. В эпизоде, где она приходит в клинику для больных Альцгеймером, она встречает там дедушку, про которого медсестра говорит — он участвовал в запуске первого американского спутника на орбиту. Она смотрит на него с особым отождествлением, потому что, тоже инженер, мыслитель, ученый.
Чем интересна память? В свое время блаженный Августин считал, что память есть основа личности, потому что, помня себя и выстраивая свою жизнь в единый рассказ мы поддерживаем свою личность.

Людмила: В один из периодов болезни, она обращается с речью, где говорит, что воспоминания — это часть того, ради чего она жила и из чего она строила понимание себя. И до сих пор старается сохранить крохи.

Алексей: Это происходит у всех. Какая связь биологическом смысле между мной пятилетним и нынешним? Все клетки обновились! Остается только воспоминание, мой внутренний рассказ о себе и есть та штука, которая поддерживает мою личность. Но мне кажется, может быть не совсем прямолинейно, но и писательница и режиссер этого фильма, ставят несколько под сомнение это убеждение. Они задаются вопросом, действительно ли человек это его память и интеллект. Сегодня этот вопрос ставят в связи с этическими аспектами, например, об эвтаназии людей, находящихся продолжительное время в коме. Можно ли считать, что отключая его от искусственной жизни, мы убиваем человеческую личность? Другими словами, что такое человек? Мы часто здесь обсуждаем фантастические фильмы, которые ставят этот вопрос, а в данном случае он поставлен через призму болезни. Остается ли личностью человек, потерявший память?

Людмила: По фильму получается, что да. Она способна чувствовать.

Алексей: С одной стороны, она осознает потерю своей памяти и многократно повторяет, что готова лучше умереть, чем находится в таком состоянии. По-крайнее мере, пока она еще способна мыслить. Когда она произносит свою кульминационную речь с кафедры общества исследования болезни Альцгеймера, доклад, который она готовила тщательнейшим образом. Представляете, каково это? Писать доклад, когда ты каждые полчаса забываешь, что ты делал. Она выработала целую технологию работы, читая доклад, прочитанные строчки она выделяет маркером, чтобы не путаться. И ты действительно, понимаешь, что ее борьба — это активное сопротивление, протест, манифест. Она говорит о том, как ей важны короткие вспышки воспоминаний, мы видим, насколько часто проносятся в ее голове картины отношений с родными, игра с детьми, встречи и приятные моменты. Мы видим, что несмотря на всю тягость болезни, она способна радоваться жизни, она любит просто посидеть рядом с теми, кто любит ее, хотя она их забывает - это самое жуткие минуты.

Людмила: Нужно сказать, что она не сдается. В ней есть упорство, хватка — она держится за жизнь.

Алексей: Также отметим, что ситуация взята достаточно стерильная, это благополучная американская семья, искренние отношения, уют, понимание; вокруг доброжелательное общество и хорошая медицина. Речь не идет о Доме престарелых с его вонью и всеми прилагающимися ужасами. Есть несколько критических моментов, которые подбрасывает режиссер в концепцию, что основа личности — это интеллект и память; чем привыкла гордиться наша цивилизация. Один из них, эпизод, где дочь читает ей пьесу и спрашивает - как ты думаешь о чем это? И та отвечает — о любви. Вроде бы ответ такой..

Людмила: Все песни только о любви!

Алексей: Да. Но смысл здесь в том, как именно она реагирует на чтение дочери, на чувства, которые в ней есть. Чувство любви в соединении со своими близкими остается даже в отсутствии памяти. Мне кажется, что есть еще один посыл о том, что ты — это не только твоя память, ты еще и память в памяти тех, кто смотрит на тебя. Рядом с нами есть люди, которые видят нас и помнят нас. Одна из базовых ценностей семьи; ее можно проиллюстрировать эпизодом из совершенно наивного романтического фильма, кажется он назывался «Холостяк». Священник говорит молодому парню, который никак не может решиться на женитьбу - Я смотрю на свою жену, - говорит священник, — и она для меня все та же! Я вижу ее не только такой, какая она сейчас, я вижу ее и той, в которую я когда-то влюбился. Я вижу ее собирательно. - То есть у него в голове целая история, все моменты прожитые вместе. Такой взгляд друг на друга — это особая ценность семьи. Ты не можешь так смотреть на человека, с которым только что познакомился — так можно смотреть на человека, с которым связал себя. Вокруг героини фильма находятся люди, которые видят ее через множество событий, которые прошли в жизни: ее дети помнят ее как мать, которая любила и заботилась о них. Муж помнит как он полюбил ее, как они бегали по пляжу и играли друг с другом. То есть она — это не только ее собственные воспоминания о себе. Здесь присутствует антииндивидуалистический посыл; человек не является изолированным островом и наша личность не состоит только из того, что мы сами способны сделать со своим умом или памятью. Потому что в таком случае, мы на самом деле, становимся крайне зависимы и уязвимы. Если быть совсем честными, мы даже не можем быть уверены, что помним себя адекватно. Кстати, современные исследования по психологии говорят, что мы помним себя не адекватно; наши воспоминания о прошлом..

Людмила: .. где-то заблокированные, где-то улучшенные..

Алексей: .. я бы сказал, это всегда наша интерпретация, это рассказ с позиции того, где мы находимся сейчас. Поэтому даже у человека с отменной памятью существует некая подножка; мы думаем, что помним, на самом деле, не помним. Самое важное — это быть частью людей, которые помнят нас; тех, с кем нас что-либо связывало. Помню, однажды я был на похоронах, где было уделено небольшое время детским фотографиям этого человека. У меня возникло интересное ощущение — вот она история человека: он маленький, а здесь период какого-то разочарования и так далее. И я почувствовал, что Бог видит меня также - сразу во всех периодах: и ребенком; и подростком с мечтами; и подуставшим взрослым и так далее. У Него полный взгляд. Значит в том, кто мы такие, мы зависим не только от себя, но и от того, кто на нас смотрит. Поэтому важны друзья и семья. Я как христианин, также верю и в то, что наша идентичность строится не на том только, что в наших руках, а на том, что есть у Бога о нас. Мне это придает некую уверенность и надежду. Думаю, что жестко физиологический, детерминистский взгляд на человека не оставляет надежды. Я думаю в фильме есть некое подтверждение этому; как говорил Декарт: Я мыслю - значит я существую! Меня любят, следовательно, я существую — вот, пожалуй, главная идея фильма «Все еще Элис».

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция