Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас

Безмолвный свет, Stellet Licht, Карлос Рейгадас, Carlos Reygadas, Мария Панкрац, Maria Pankratz, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Безмолвный свет, Stellet Licht, Карлос Рейгадас, Carlos Reygadas, Корнелио Уолл, Cornelio Wall, Мириам Тоус, Miriam Toews, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

"Безмолвный свет" (Stellet Licht), 2007, режиссер Карлос Рейгадас 

 

А. Власихин — Фильм, о котором мы поговорим сегодня называется «Безмолвный свет» мексиканского режиссера Карлоса Рейгадоса. Он мексиканец, я не ошибся?

Л. Александрова — Он мексиканец.

А. Власихин — Я мог запутаться, потому что фильм международного производства, как и многие современные фильмы: мексиканский, французский и нидерландский.

Л. Александрова — И немецкий.

А. Власихин — Немецкого я не вижу, но в его названии, действительно есть то ли голландский, то ли немецкий «Stellet Licht» - эта фраза явно немецкого происхождения. Причина в том, что в этом фильме идет речь об интересном сочетании - общине немецких менонитов, которые живут в северной Мексике.

Л. Александрова — Как они там оказались?

А. Власихин — Это любопытная история. Менонитские общины есть в Аргентине, достаточно большие в Канаде, и естетственно, в США. Они сыграли интересную роль и в истории российской империи, потому что это такая разновидность протестантизма, особенность которой в принципиальном отказе от насилия. Они убежденные пацифисты, начиная с ХVI века, потому что они восприняли для себя безкомпромиссно евангельские слова «Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую». Они выбрали радикальный пацифистский образ жизни; радикальный в своем последовательном отказе от любого насилия. Соответственно они не служили ни в Армии, ни в других госструктурах и по этой причине их преследовали. Собственно говоря, поэтому их мотало по Европе, они были в Швейцарии и Голландии, затем оттуда многие из них разъехались по всему свету, многие нашли пристанище в латино-американских странах. Среди них наблюдается разная степень соблюдения строгости нравов; самая экзотическая форма — это амиши. Мы тоже знаем их по некоторым фильмам, это самая закрытая форма менонитов, они совсем не пользуются электричеством, ездят на осликах и так далее. Здесь мы видим среднюю форму, они живут достаточно обособленно, почти всегда занимаются сельским хозяйством. Их обособленность выражается в специфическом, очень строгом внешнем виде: женщины с покрытой головой и так далее. Они имеют большие семьи, рождают всех детей, живут большими общинами и выглядят очень колоритно, особенно в Мексике, отличаясь от окружающих. И вот, в одной семье мы видим любовную драму, если можно так сказать. Семейную драму. Йохан, глава довольно большого семейства, влюбляется в женщину по имени Марианна, из этой же общины. Он являлся образцовым мужем и отцом множества белобрысеньких детей; очень интересно, что в фильме снималось очень много подлинных менонитов. Я даже затрудняюсь сказать, есть ли там профессиональные актеры?

Л. Александрова — Фильм точно снят прямо внутри общины. Может быть главные роли играют актеры, не знаю.

А. Власихин — Может быть, но неизвестно. Поскольку их лица не перемешиваются с другими, в них сохранились неусредненные, необычные черты; вроде бы и европейские, но выглядят непривычно. И Голливуд, и рекламная индустрия создают некие причесанные типажи узнаваемые нами, как африканцы или азиаты, но эти люди, не пользующиеся косметикой, другие, более реалистичные. Так вот, главный герой Йохан, влюбившийся в Марианну, мучается между желанием быть верным своей семье и жене и той страстью, которая на него обрушилась. Казалось бы сюжет, банальней некуда. Классический любовный треугольник. Ты не смотрела этот фильм?

Л. Александрова — Нет, но я знаю о медленной манере съемки.

А. Власихин - Действительно, медленность - это еще одно отличие. Но главное дело в том, что, поместив такую драму в этот специфический контекст, режиссер поступил очень правильно. Это очень хороший режиссерский ход, потому что создается ощущение нового взгляда. Такая история, рассказанная в обыденном антураже, покажется банальной, затасканной, со всех сторон обыгранной анекдотами и комедиями. А здесь получился эффект отстранения, потому что мы смотрим как это развивается в очень специфическом контексте, среди необычных людей. Они очень молчаливы. Впервые в жизни я увидел молитву перед едой, проходящую в полном молчании: они садятся вокруг стола и молчат какое-то время, каждый молится внутри себя — особенность менонитской духовности. Потом постепенно друг за другом открывают глаза, становится понятно, что молитва закончена. Интересно. Какими приемами пользуется режиссер? Дикая природа создает эффект отстраненности; непривычные люди в непривычной одежде, с непривычными лицами создают возможность для нового взгляда. Для современного зрителя может показаться интересным и даже вызывающим, то что конфликт происходит в религиозной среде, там где семья и семейные ценности являются сутью их жизни и сутью их веры. Именно для менонитов проживание в своей семье и общине по сути и является духовной практикой, именно так они видят свою веру. К примеру, в православной традиции, самой высшей формой духовности является монашество, а здесь именно жизнь в семье, верность семье является самой высшей формой духовности. Без всяких сомнений мы видим, что главный герой действительно любит свою семью; есть сцена, где он вместе с женой купает своих детей, это сама нежность. Для него это не какой-то выводок, а видно, что каждого из них он любит и заботится.

Л. Александрова — Ну ведь у него и выбора такого нет, чтобы оставить свою семью, не так ли? Получается, что единственный способ это справиться с этим чувством, позволить жизни течь своим чередом и исчерпать эту драму.

А. Власихин — Видишь ли, я не знаю всех правил этих общин, и не знаю какие именно могут быть варианты. Но как я понимаю, перед ним следующий выбор: он может продолжать жить также, то есть жить в семье, изменяя жене. И сложность в том, что она-то все знает. Там, в принципе невозможно что-либо долго скрывать, но он даже и признался ей сам. Потому что он считает себя виноватым. В своих размышлениях он много раз проговаривает, что его женитьба была ошибкой, он выбрал не того человека, и теперь ему выпала возможность по-настоящему открыть для себя любовь к женщине. Интересно также, что сцены, где он встречается со своей любовницей исполнены по-настоящему глубокой нежности. Я поймал себя на мысли о том, что современное гиперсексуализированное кино делает выражение чусвств более сложным. Потому что, когда спустя первые пять минут все начинает совокупляться друг с другом не остается места для маневра, то есть вся политра сужена до физиологического соития. А здесь есть сцены, где они просто прикасаются друг ко другу руками, и это выглядит очень нежно, на фоне того, что они крайне молчаливы, причем абсолютно все молчаливы. Может быть режиссер так сделал, а скорее всего, это действительно часть их менталитета. Но эти прикосновения наполнены прямо скажем невероятной глубиной. Я давно не видел, чтобы прикостовение было настолько говоряшим, передающим такую гамму чувств. Глядя на этот фильм, я понял, что это приговор нашей культуре в некоторых вопросах. Мы себя обеднили, мы стали беднее в выражении чувств. Конечно, какие-то темы, связанные с сексуальностью традиционно ранее подавлялись, а теперь раскрылись, но это ударило по всем иным проявлениям чувств. Жаль.
«Безмолвный свет» весь наполнен нежностью и при этом болью: нежностью, когда он общается со своей семьей, с женой и с любовницей; болью, когда он разрывается между ними и ты чувствуешь этот внутренний разрыв, при том, что он опять же немногословен. Жена страдает, и любовница страдает, потому что она выросла среди тех же ценностей и она их разделяет. Иногда оторопь берет! Я тут смотрел комментарии некоторых наших товарищей, говорят, что фильм надо сократить. Действительно, там много длинных сцен, например, вечерние сверчки.

Л. Александрова — Для чего они нужны?

А. Власихин - Может показаться, что это попытка применить крутой прием съемки, нарочито длинно растянуть паузу. Но с другой стороны, весь фильм очень поэтический, он производит поэтическое действие, в него необходимо погрузиться, нужно позволить атмосфере захватить тебя. В этом смысле эти сцены срабатывают, они способствуют погружению. В качестве конкретного примера можно рассмотреть один из важнейших моментов фильма, где они вместе с женой едут на машине, жене уже все известно, они едут по сельскохозяйственным будничным делам — едут молча, и ты чувствуешь невыносимость этого молчания. Они перебрасываются короткими фразами, но напряжение такое, что главное желание выбраться из этой машины. И в определенный момент жена выбегает из нее. Ты понимаешь, что режиссерские паузы работают, потому что они рождают в тебе те же чувства, что и у героев. Это очень интересное ощущение.

Л. Александрова — Нужные эмоции.

А. Власихин — Именно. Если вы позволите себе в них погрузиться. Честно скажу, я фильм посмотрел с двух заходов, сходу не получилось. Он требует к себе особого подхода, некоей созерцательности, погружения; того, к чему современные блокбастеры никак не располагают. Но я хотел бы пожелать всякому любителю кино открыть для себя и эту сторону кинематографа, потому что здесь заложена большая сила и большая красота. Чего отчаянно не хватает многим современным фильмам, я бы сказал, что в современных фильмах слишком мало тишины, слишком много шума и разнообразных нагромождений. А здесь паузы и долгие кадры, позволяют особенно подчеркнуть эмоции о которых идет речь. Несмотря на то, что фильм развивается как трагедия в нем есть неожиданные повороты и моменты красоты. Главное чувство, которое у меня возникало при просмотре — это нежность. Или радостная или щемяще-болезненная, оттого, что ты не можешь с ней управиться. Это очень сильно и очень интересно. При этом некоторые повороты сюжета изумляют. Опять же, я читал комментарии — народ в недоумении по поводу некоторых вещей. Еще раз повторюсь здесь во-первых необходим вкус к поэзии, то есть к умению погружать себя. А второе, что бы ни говорили, но я думаю, что религиозная тематика и мир людей, где семья является для человека драгоценностью кажется современному российскому человеку чем-то чуждым. Что бы ни утверждали социологические опросы.

Л. Александрова — А режиссер вообще интересуется зрителем или он интересуется менонитами?

А. Власихин — Это абсолютно не этнография. Может там и есть элементы этнографии, но это поэзия. Интересуется ли поэт, теми кому он читает стихи? В принципе режиссера наоборот иногда упрекают в излишней заинтересованности в зрителе. Как будто он делает специально фестивальное кино. Сейчас он сделал следующий фильм «После мрака свет», который был отмечен в Берлине, я его еще не видел. Похоже также с религиозными мотивами и тоже природа снята необычным образом. Я не могу себя назвать искушенным специалистом в артхаусе, но я почувствовал логику этих пауз, логику неспешности повествования, логику затянутых сцен - они погружают, создают ощущение, заставляют чувствовать драматургию. В этом смысле фильм очень кинематографичный и интересный. Любовь показанная как нежность, даже не просто любовь, а именно любовь в семье, показанная как нежность — такого я не видел давно. Я бы советовал набраться терпения и посмотреть этот фильм, он очень любопытный: в нем, помимо трагичности и суровых переживаний есть место и для красоты прощения — очень сильные сцены. Не хочу раскрывать всех поворотов сюжета. У современного человека есть мнение, что по настоящему глубокие чувства мы испытываем именно сейчас. Может быть я обобщаю.

Л. Александрова — Насколько я понимаю, семейный долг, сейчас это уже коннотация.

А. Власихин — В том-то и дело, что здесь долг показан как нечто глубокое, не как внешнее требование, а как внутренняя необходимость. Поэтому-то и трагедия. Для современного - человека, который считает семью условностью, исходя из внутреннего предположения, что если не получилось, можно попробовать еще. Для него трагедии нет. Есть только трагедия его любимого, который запутался, бедняжка. А здесь настоящая трагедия. Чаще всего подобная трагедия показана в литературе и драматургии как трагедия, переживаемая женщиной. А здесь мужчина, да еще и суровый менонит, представитель нескольких поколений мужчин, выросших с убежденностью, что семья — это самое главное, что может быть в твоей жизни. Теперь он стоит перед выбром: или семья или свои романтические сексуальные порывы — и принимает очень непростые решения. Еще раз говорю, что давно не видел чувств, показанных с такой глубиной и эмоциональной насыщенностью. Так что наберитесь терпения и посмотрите, это поэзия, которая стоит терпения.

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция