Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас

Безмолвный свет, Stellet Licht, Карлос Рейгадас, Carlos Reygadas, Мария Панкрац, Maria Pankratz, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Безмолвный свет, Stellet Licht, Карлос Рейгадас, Carlos Reygadas, Корнелио Уолл, Cornelio Wall, Мириам Тоус, Miriam Toews, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

"Безмолвный свет" (Stellet Licht), 2007, режиссер Карлос Рейгадас 

 

А. Власихин — Фильм, о котором мы поговорим сегодня называется «Безмолвный свет» мексиканского режиссера Карлоса Рейгадоса. Он мексиканец, я не ошибся?

Л. Александрова — Он мексиканец.

А. Власихин — Я мог запутаться, потому что фильм международного производства, как и многие современные фильмы: мексиканский, французский и нидерландский.

Л. Александрова — И немецкий.

А. Власихин — Немецкого я не вижу, но в его названии, действительно есть то ли голландский, то ли немецкий «Stellet Licht» - эта фраза явно немецкого происхождения. Причина в том, что в этом фильме идет речь об интересном сочетании - общине немецких менонитов, которые живут в северной Мексике.

Л. Александрова — Как они там оказались?

А. Власихин — Это любопытная история. Менонитские общины есть в Аргентине, достаточно большие в Канаде, и естетственно, в США. Они сыграли интересную роль и в истории российской империи, потому что это такая разновидность протестантизма, особенность которой в принципиальном отказе от насилия. Они убежденные пацифисты, начиная с ХVI века, потому что они восприняли для себя безкомпромиссно евангельские слова «Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую». Они выбрали радикальный пацифистский образ жизни; радикальный в своем последовательном отказе от любого насилия. Соответственно они не служили ни в Армии, ни в других госструктурах и по этой причине их преследовали. Собственно говоря, поэтому их мотало по Европе, они были в Швейцарии и Голландии, затем оттуда многие из них разъехались по всему свету, многие нашли пристанище в латино-американских странах. Среди них наблюдается разная степень соблюдения строгости нравов; самая экзотическая форма — это амиши. Мы тоже знаем их по некоторым фильмам, это самая закрытая форма менонитов, они совсем не пользуются электричеством, ездят на осликах и так далее. Здесь мы видим среднюю форму, они живут достаточно обособленно, почти всегда занимаются сельским хозяйством. Их обособленность выражается в специфическом, очень строгом внешнем виде: женщины с покрытой головой и так далее. Они имеют большие семьи, рождают всех детей, живут большими общинами и выглядят очень колоритно, особенно в Мексике, отличаясь от окружающих. И вот, в одной семье мы видим любовную драму, если можно так сказать. Семейную драму. Йохан, глава довольно большого семейства, влюбляется в женщину по имени Марианна, из этой же общины. Он являлся образцовым мужем и отцом множества белобрысеньких детей; очень интересно, что в фильме снималось очень много подлинных менонитов. Я даже затрудняюсь сказать, есть ли там профессиональные актеры?

Л. Александрова — Фильм точно снят прямо внутри общины. Может быть главные роли играют актеры, не знаю.

А. Власихин — Может быть, но неизвестно. Поскольку их лица не перемешиваются с другими, в них сохранились неусредненные, необычные черты; вроде бы и европейские, но выглядят непривычно. И Голливуд, и рекламная индустрия создают некие причесанные типажи узнаваемые нами, как африканцы или азиаты, но эти люди, не пользующиеся косметикой, другие, более реалистичные. Так вот, главный герой Йохан, влюбившийся в Марианну, мучается между желанием быть верным своей семье и жене и той страстью, которая на него обрушилась. Казалось бы сюжет, банальней некуда. Классический любовный треугольник. Ты не смотрела этот фильм?

Л. Александрова — Нет, но я знаю о медленной манере съемки.

А. Власихин - Действительно, медленность - это еще одно отличие. Но главное дело в том, что, поместив такую драму в этот специфический контекст, режиссер поступил очень правильно. Это очень хороший режиссерский ход, потому что создается ощущение нового взгляда. Такая история, рассказанная в обыденном антураже, покажется банальной, затасканной, со всех сторон обыгранной анекдотами и комедиями. А здесь получился эффект отстранения, потому что мы смотрим как это развивается в очень специфическом контексте, среди необычных людей. Они очень молчаливы. Впервые в жизни я увидел молитву перед едой, проходящую в полном молчании: они садятся вокруг стола и молчат какое-то время, каждый молится внутри себя — особенность менонитской духовности. Потом постепенно друг за другом открывают глаза, становится понятно, что молитва закончена. Интересно. Какими приемами пользуется режиссер? Дикая природа создает эффект отстраненности; непривычные люди в непривычной одежде, с непривычными лицами создают возможность для нового взгляда. Для современного зрителя может показаться интересным и даже вызывающим, то что конфликт происходит в религиозной среде, там где семья и семейные ценности являются сутью их жизни и сутью их веры. Именно для менонитов проживание в своей семье и общине по сути и является духовной практикой, именно так они видят свою веру. К примеру, в православной традиции, самой высшей формой духовности является монашество, а здесь именно жизнь в семье, верность семье является самой высшей формой духовности. Без всяких сомнений мы видим, что главный герой действительно любит свою семью; есть сцена, где он вместе с женой купает своих детей, это сама нежность. Для него это не какой-то выводок, а видно, что каждого из них он любит и заботится.

Л. Александрова — Ну ведь у него и выбора такого нет, чтобы оставить свою семью, не так ли? Получается, что единственный способ это справиться с этим чувством, позволить жизни течь своим чередом и исчерпать эту драму.

А. Власихин — Видишь ли, я не знаю всех правил этих общин, и не знаю какие именно могут быть варианты. Но как я понимаю, перед ним следующий выбор: он может продолжать жить также, то есть жить в семье, изменяя жене. И сложность в том, что она-то все знает. Там, в принципе невозможно что-либо долго скрывать, но он даже и признался ей сам. Потому что он считает себя виноватым. В своих размышлениях он много раз проговаривает, что его женитьба была ошибкой, он выбрал не того человека, и теперь ему выпала возможность по-настоящему открыть для себя любовь к женщине. Интересно также, что сцены, где он встречается со своей любовницей исполнены по-настоящему глубокой нежности. Я поймал себя на мысли о том, что современное гиперсексуализированное кино делает выражение чусвств более сложным. Потому что, когда спустя первые пять минут все начинает совокупляться друг с другом не остается места для маневра, то есть вся политра сужена до физиологического соития. А здесь есть сцены, где они просто прикасаются друг ко другу руками, и это выглядит очень нежно, на фоне того, что они крайне молчаливы, причем абсолютно все молчаливы. Может быть режиссер так сделал, а скорее всего, это действительно часть их менталитета. Но эти прикосновения наполнены прямо скажем невероятной глубиной. Я давно не видел, чтобы прикостовение было настолько говоряшим, передающим такую гамму чувств. Глядя на этот фильм, я понял, что это приговор нашей культуре в некоторых вопросах. Мы себя обеднили, мы стали беднее в выражении чувств. Конечно, какие-то темы, связанные с сексуальностью традиционно ранее подавлялись, а теперь раскрылись, но это ударило по всем иным проявлениям чувств. Жаль.
«Безмолвный свет» весь наполнен нежностью и при этом болью: нежностью, когда он общается со своей семьей, с женой и с любовницей; болью, когда он разрывается между ними и ты чувствуешь этот внутренний разрыв, при том, что он опять же немногословен. Жена страдает, и любовница страдает, потому что она выросла среди тех же ценностей и она их разделяет. Иногда оторопь берет! Я тут смотрел комментарии некоторых наших товарищей, говорят, что фильм надо сократить. Действительно, там много длинных сцен, например, вечерние сверчки.

Л. Александрова — Для чего они нужны?

А. Власихин - Может показаться, что это попытка применить крутой прием съемки, нарочито длинно растянуть паузу. Но с другой стороны, весь фильм очень поэтический, он производит поэтическое действие, в него необходимо погрузиться, нужно позволить атмосфере захватить тебя. В этом смысле эти сцены срабатывают, они способствуют погружению. В качестве конкретного примера можно рассмотреть один из важнейших моментов фильма, где они вместе с женой едут на машине, жене уже все известно, они едут по сельскохозяйственным будничным делам — едут молча, и ты чувствуешь невыносимость этого молчания. Они перебрасываются короткими фразами, но напряжение такое, что главное желание выбраться из этой машины. И в определенный момент жена выбегает из нее. Ты понимаешь, что режиссерские паузы работают, потому что они рождают в тебе те же чувства, что и у героев. Это очень интересное ощущение.

Л. Александрова — Нужные эмоции.

А. Власихин — Именно. Если вы позволите себе в них погрузиться. Честно скажу, я фильм посмотрел с двух заходов, сходу не получилось. Он требует к себе особого подхода, некоей созерцательности, погружения; того, к чему современные блокбастеры никак не располагают. Но я хотел бы пожелать всякому любителю кино открыть для себя и эту сторону кинематографа, потому что здесь заложена большая сила и большая красота. Чего отчаянно не хватает многим современным фильмам, я бы сказал, что в современных фильмах слишком мало тишины, слишком много шума и разнообразных нагромождений. А здесь паузы и долгие кадры, позволяют особенно подчеркнуть эмоции о которых идет речь. Несмотря на то, что фильм развивается как трагедия в нем есть неожиданные повороты и моменты красоты. Главное чувство, которое у меня возникало при просмотре — это нежность. Или радостная или щемяще-болезненная, оттого, что ты не можешь с ней управиться. Это очень сильно и очень интересно. При этом некоторые повороты сюжета изумляют. Опять же, я читал комментарии — народ в недоумении по поводу некоторых вещей. Еще раз повторюсь здесь во-первых необходим вкус к поэзии, то есть к умению погружать себя. А второе, что бы ни говорили, но я думаю, что религиозная тематика и мир людей, где семья является для человека драгоценностью кажется современному российскому человеку чем-то чуждым. Что бы ни утверждали социологические опросы.

Л. Александрова — А режиссер вообще интересуется зрителем или он интересуется менонитами?

А. Власихин — Это абсолютно не этнография. Может там и есть элементы этнографии, но это поэзия. Интересуется ли поэт, теми кому он читает стихи? В принципе режиссера наоборот иногда упрекают в излишней заинтересованности в зрителе. Как будто он делает специально фестивальное кино. Сейчас он сделал следующий фильм «После мрака свет», который был отмечен в Берлине, я его еще не видел. Похоже также с религиозными мотивами и тоже природа снята необычным образом. Я не могу себя назвать искушенным специалистом в артхаусе, но я почувствовал логику этих пауз, логику неспешности повествования, логику затянутых сцен - они погружают, создают ощущение, заставляют чувствовать драматургию. В этом смысле фильм очень кинематографичный и интересный. Любовь показанная как нежность, даже не просто любовь, а именно любовь в семье, показанная как нежность — такого я не видел давно. Я бы советовал набраться терпения и посмотреть этот фильм, он очень любопытный: в нем, помимо трагичности и суровых переживаний есть место и для красоты прощения — очень сильные сцены. Не хочу раскрывать всех поворотов сюжета. У современного человека есть мнение, что по настоящему глубокие чувства мы испытываем именно сейчас. Может быть я обобщаю.

Л. Александрова — Насколько я понимаю, семейный долг, сейчас это уже коннотация.

А. Власихин — В том-то и дело, что здесь долг показан как нечто глубокое, не как внешнее требование, а как внутренняя необходимость. Поэтому-то и трагедия. Для современного - человека, который считает семью условностью, исходя из внутреннего предположения, что если не получилось, можно попробовать еще. Для него трагедии нет. Есть только трагедия его любимого, который запутался, бедняжка. А здесь настоящая трагедия. Чаще всего подобная трагедия показана в литературе и драматургии как трагедия, переживаемая женщиной. А здесь мужчина, да еще и суровый менонит, представитель нескольких поколений мужчин, выросших с убежденностью, что семья — это самое главное, что может быть в твоей жизни. Теперь он стоит перед выбром: или семья или свои романтические сексуальные порывы — и принимает очень непростые решения. Еще раз говорю, что давно не видел чувств, показанных с такой глубиной и эмоциональной насыщенностью. Так что наберитесь терпения и посмотрите, это поэзия, которая стоит терпения.

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +