"Звездный десант" (Starship Troopers) режиссер Пол Верховен

космос как угроза: люди против насекомых в фильме «Звездный десант» Пола Верховена ● ничего человеческого: категория «враг» в идеологии фильма ●● зритель превращается, превращается зритель…в нациста!: Верховен провоцирует ●●● хороший жук – мертвый жук: машина пропаганды ●●●● ангелизируем себя, демонизируем чужих: человечество обречено на войну?

кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Starship Troopers, Звездный десант, Пол Верховен, Paul Verhoevenкино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Starship Troopers, Звездный десант, Каспер Ван Дин, Casper Van Dien кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Starship Troopers, Звездный десант, Дина Мейер, Dina Meyer 

 

 

Алексей: Твой любимый фильм!
Людмила: Ну, уж, не совсем! Итак, поехали.. Земля в этом фильме называется Федеративные Штаты Земли, то есть нет ни городов, ни государств, а есть единое целое. Руководит этими Федеративными Штатами Совет Федерации..
Алексей:  .. то есть человечество уже едино и оно осваивает космос. И вот, доблестные земляне, прилетев на одну из планет встретились там с жуками-арахнидами, которые почему-то начали к людям плохо относиться, и в конечном итоге, даже запустили в сторону Земли свою арахнидскую метеорит-бомбу, которая уничтожила несколько крупных земных городов. Главный герой — солдат космического спецназа, звездного десанта..
Людмила: .. Джонни Рико
Алексей: .. настоящий профессиональный солдат, который борется со злобными пауками, мечтающими уничтожить человечество. Весь фильм мы наблюдаем как он со своими друзьями, один из которых работает в разведке, другая (в которую он влюблен и из-за нее, собственно, он и пошел служить в армию) работает пилотом. В общем он и его доблестные друзья завоевывают злобных пауков, живущих на своей планете и, в конечном итоге, наши побеждают! Здорово! Люди побеждают. Этот фильм, действительно, эксплуатирует тему, которая очень часто встречается в фильмах про космос — это тема злобных инопланетян.Мы с тобой уже говорили в одной из наших передач, что когда люди снимают фильмы про инопланетян, они не про инопланетян хотят сказать, они про нас снимают, про страхи наши. Это уже набившая оскомину тема, что все фильмы про пришельцев, это фильмы про «чужого», то есть можно заменить этого инопланетянина, например, на таджика, который к нам приехал, мексиканца (в зависимости от страны), ливийца, (если ты в Италии). То есть это тема о «чужом», о том, что он таит в себе некие для нас угрозы, он разрушает наш уютный мир, к которому мы привыкли.
Людмила: Сам Верховен говорит, что мы настолько сами по себе агрессивные и неприятные люди, что мы и тех, кто населяет другие планеты сообразно себе и представляем.
Алексей: Совершенно верно, они будут такие же как мы, ну, может быть, чуть в утрированной форме. Потому что, мы ведь, хорошие, а они, конечно же, будут плохими. И этот комплекс врага он очень часто переносится.. надо сказать, что психологи, которые серьезно изучают психологическую составляющую войны, говорят, что каждый солдат в окопе проделывает подобную практику в себе. Потому что человеку, по своей природе, довольно сложно убить другого человека, а особенно, если ты представишь, что у него есть семья и дети. Во время современной войны самая плохая специальность — это снайпер. Раньше люди честно рубили друг друга топорами, они видели друг друга, чувствовали дыхание друг друга. Сейчас — нет! Сейчас многие войны делаются людьми, сидящими в галстуках или в белых халатах, нажимают кнопочку, и целые континенты могут взорваться. Ну я, конечно, утрирую. Но многие военные вспоминают, что хуже всего снайперам. Потому что они видят лицо человека, которого убивают. Это очень психологически сложно, нужно через что-то внутри себя переступить. И что происходит, чтобы ты мог убить другого? Обычно он представляется в сознании или получеловеком или вовсе нечеловеком, он становится неким «фрицем», то есть он лишается человеческих черт. Есть интересная книжка, я ее в детстве прочитал и она запомнилась мне на всю жизнь. Ее написал сын канадского индейского вождя, который попал в Европу, книжка об индейском быте и о проблемах индейцев в Канаде. А главной проблемой индейцев в Канаде, было то, что их все время пытались выселить с мест проживания и поселить в резервацию. Он был как раз из такого племени, которое не хотело в резервацию. Однажды в лесу эти индейцы наткнулись на двух заблудившихся белых парней, и начав общаться друг с другом они удивились, что те могут смеятся. И, наоборот, белые ребята тоже удивились тому, что индейцы могут смеяться. То есть, в своем сознании, они считали, что противник не совсем человек, потому что даже улыбаться не умеет, а когда ты видишь, что человек может смеяться, и что у него, к примеру, может быть семья, то уже не очень-то готов уничтожить его... Мы как-то смотрели в киноклубе фильм про Рождество, не помнишь, как называется?
Людмила: «Счастливого Рождества!».
Алексей: Это фильм о реальных событиях во время Первой Мировой войны, когда солдаты, сидя в окопах враждующих сторон; с одной стороны французы, с другой — немцы, вдруг начали напевать рождественские мелодии, а затем, и вовсе вышли из окопов, чтобы вместе праздновать Рождество. Так вот, они потом уже не смогли воевать друг с другом — их расформировали! Было уже понятно, что солдатами они уже быть не могут. Это то, что происходит в нашем сознании, когда мы представляем этих злостных захватчиков с других планет, мы их вообще лишаем человеческого облика, и представляем их, в данном случае, злобными пауками, которые хотят всех нас уничтожить.
Людмила: Получается, что в фильме есть антивоенный пафос? Почему тогда фильм не приняли и этот пафос не разглядели? Его скорее запрещали к показу как антиамериканский...
Алексей: Запрещали как раз, потому что пафос этот разглядели, раз причислили его к антиамериканским. Сам по себе фильм снят очень интересно, это он с двойным дном. Я уверен, что большинство подростков смотрят его как просто фильм про инопланетян и доблестных покорителей космоса. Если не задумываясь смотреть, так оно и выглядит. Как говорится «дьявол кроется в деталях», а в здесь — правда кроется в деталях. Пол Верховен — режиссер, который издевается чуть-чуть над зрителем, он — провокатор. Один из его последних фильмов «Черная книга», где рассказывается о героях сопротивления в Голландии во время Второй Мировой войны, фильм снят таким образом, что, в конечном итоге, ты приходишь к выводу, что многие из этих героев, те еще сволочи, и многие из нацистов вполне приличные люди. Он специально переворачивает взгляд, чтобы пробудить сознание от каких-то клише и научить тебя думать. Фильм «Звездный десант» снят также, ты интуитивно болеешь за главных героев, которые жуков зловредных мочат, ты желаешь, чтобы они не пострадали, а наоборот, чтобы они победили. Но потом, начинаешь вглядываться в детали, например, государство, в котором они живут — это совершенно авторитарный режим, где гражданские права имеют только те, кто служил в армии — это первая деталь. Вторая деталь — форма этих солдат-землян очень напоминает нацистскую, они словно срисованы с формы нацистской Германии, все эти длинные кожаные плащи и так далее. Потом, нравы, царящие в армии тоже довольно странные, к примеру, главного героя за какую-то небольшую провинность секут плетьми перед строем. Словно ты смотришь фильм про Вторую Мировую, но болеешь при этом за немцев, настолько легко мы увлекаемся пропагандистскими штампами.
Людмила: Но с другой стороны, и немцев тоже изображали этакими врагами, чтобы люди шли воевать. Немцев представляли демоническими какими-то созданиями, именно фашистами, лишенными любых человеческих качеств, и, вообще, язычниками и естественно, что мы их убивали..
Алексей: Когда приглядишься в фильме чуть пристальнее, то понимаешь, на самом деле, во всем виноваты земляне! Эти жуки жили себе спокойно и никого не трогали. Прилетают земляне, начинают их убивать, землю их потрошить, переделывать все по своим лекалам. И, собственно говоря, удары инопланетные, это на самом деле их реакция на деяния людей, то есть, мы все это породили. Когда ты через эту призму начинаешь смотреть на фильм, то понимаешь, что монстры-то это мы, мы — звери, мы те, кто не даем жить нормально, в данном случае, представителям внеземной цивилизации. Там есть очень интересный момент, один из друзей главного героя работает в разведке, у него есть способность читать мысли, там развивают такие экстрасенсорные вещи, и более того, он способен свои мысли внушать другим. Он демонстрирует это вначале фильма на примере какого-то хорька, но потом, в конце фильма, мы понимаем, что главный герой выживает и побеждает главного паука, потому что, его друг сумел эту мысль ему внушить. Все радуются победе, но мы понимаем, что это победа авторитарного и тоталитарного режима, который скоро научится вкладывать свои мысли в людей и управлять их сознанием. Получается фильм-перевертыш, который подлавливает нас на стереотипах нашей души, что мы очень легко принимаем мифы о том, что чужой, это обязательно плохой. Ведь убедить «среднего человека» в том, что кавказцы или любые приезжие плохие — ну, совершенно ничего не стоит, не нужно даже никакого талантливого оратора. Очень легко мы убеждаемся в том, что чужие — это плохие. При этом, также легко, мы убеждены, что мы — хорошие. Скажем, не нужно быть хорошим оратором чтобы сказать — русские — это, вот самые, что ни на есть! И все! И сразу вокруг тебя собирается толпа людей. А попробуй, выйди на площадь, и скажи — да, нет, ребята, люди, вне зависимости от национальности бывают хорошими и плохими. Скажут — да, это ты сопли какие-то тут разводишь!Да! Это как-будто интуитивно, внутри нас, и все мы на эти вещи легко ведёмся. Пол Верховен постоянно обращается к теме рекламы, как к пропагандистскому механизму, который воздействует на нашу голову, тут он пересекается с Пелевиным. Постоянно в фильме показывается как на земном телевидении, маленькие детишки топчут пауков, это их вклад в борьбу с мировым паукизмом. Все вроде так миленько, но ты понимаешь, что детей с детства приучают к ненависти, к тому, чтобы они уничтожали. Действительно, возможности пропагандистской машины красноречиво и ужасно были видны в живой истории двадцатого века: Советский Союз и Фашистская Германия. Пол Верховен хочет сказать, что и мы такие просвещенные, современные, толерантные, терпимые европейцы, американцы, русские очень легко эту наживку проглатываем. Поэтому фильм получается как всегда, не о космосе, а о нас, и не о инопланетянах, а о нас. Потому что опять показывается то, что внутри нас нехорошо работает.
Людмила: А еще в фильме пауки не просто плохие, но то, что настораживает и вызывает отвращение, что все герои красивые.
Алексей: Да! Эстетика пропагандистских нацистских роликов! Главный герой, он такой белокурый, голубоглазый ариец, ну прямо с плакатов!
Людмила: Получается, что не только паукам нет места в этом мире, а еще и некрасивым людям, потому что даже все эти фильмы, к примеру, Лени Рифеншталь «Триумф воли», там тоже все красноречиво красивы и понятно, что их отбирали их специально.
Алексей: В советских пропагандистских роликах это парады спортсменов. Оттуда же все идет — культ античного героя.
Людмила: Красота — это получается такая сила, которая давит и губит людей. Если ты отличаешься, то тебе нет места в этом героическом мире светлого будущего.
Алексей: Когда главный герой вербуется в армию, он слышит правильные слова о патриотизме, о том, что родина не забудет, что «жизнь за царя и отечество!» А тот человек, который занимается набором, как раз инвалид — солдат, который потерял ноги, и ты понимаешь, что за всеми этими красивыми лозунгами стоит искалеченная жизнь этого человека, который тоже был героем, тоже воевал за страну, а теперь покалечен и толком никому не нужен.
Людмила: Интересно, что такие люди, уверенные в своей правоте и в том, что человек — это величайшее достижение существуют. Я смотрела дополнительные материалы к фильму, там массовку тренирует полковник морской пехоты, седой высокий человек, который с огромным кайфом бегал по площадке со своей рацией, назначил сам среди актеров старшин массовки, они бегали к нему с докладами о том, кто где стоит...
Алексей: .. на себе все прочувствовали!
Людмила: Да. Этого человека уважали, он во многих фильмах консультировал, как правильно стрелять, тренировал многих актеров с точки зрения военной подготовки. И вот он представляет собой как раз того человека, который уверен, что если обнаружатся где-то непонятные жуки, то нужно их ликвидировать..
Алексей: .. если Родина сказала, что плохие — значит, плохие!
Людмила: Смотришь на этого тренера, и понимаешь, что такие люди есть.
Алексей: Да. Мне нравится то, что делает Верховен. Вот мы говорим, что нацисты плохие и склонны их демонизировать, а Гитлер — это прямо воплощение мирового зла. И даже фильмы, которые снимаются «хорошими парнями», а мы же всегда «хорошие парни» враги показаны недолюдьми. Если нацисты демонизировали евреев и русских, а мы, в свою очередь тоже демонизируем нацистов. В чем здесь проблема? Возникает ощущение — абсолютно ложное, что, те кто служил в нацистской армии, были по своей природе абсолютные звери. Верховен показывает — нет, они были такими же людьми как и мы, они любили, строили планы на жизнь. Но есть какая-то пагубная наша способность — подчиняться общему дурному потоку и делаться частью машины, уничтожающей целые народы.
Людмила: Ну их патриотизм тоже не очень, они показаны недалекими людьми, не очень умными.
Алексей: Ну, Слава Богу, что мы не «такие»..
Людмила: эти молодые люди, у них патриотизм — это смесь героизма с идиотизмом. Подростки, лучшие качества которых направили в неправильно русло.
Алексей: Не то, чтобы подростки, скорее молодежь, с молодой энергией. Вот опять же «направили», через такие слова мы снимаем с себя ответственность: нас направили, нас сделали частью системы. Нет, уж! Мы направились, мы позволили сделать себя частью системы. Как у Пелевина, так и здесь, возникает вопрос: что же делать? Есть интересная притча у Иисуса, она работает также, как фильм Пола Верховена. Это притча о добром самарянине. Даже само название этой притчи, на современном русском языке, искажает смысл этой истории. История такая: к Иисусу подошел человек, очень хороший и благочестивый, и сказал — Ты говоришь, что любить ближних это хорошо, а кто мой ближний? Всех ли нужно действительно любить? Есть же и враги, есть и чужие? Иисус говорит — вот я тебе расскажу историю: шел один еврей из одного города в другой, на него напали разбойники, избили, ограбили и бросили в канаву, умирать. Шел по той самой дороге священник (один из духовных лидеров еврейского народа) — прошел мимо. Потом, шел левит (это тоже религиозная должность) тоже прошел мимо. А потом, шел самарянин, простой горожанин, без должности, он помог этому человеку как мог, и перевязал раны, и привез в гостиницу, и заплатил за его лечение, и за то, чтобы он вернулся к своей семье. Сегодня слово «самарянин» автоматически вызывает у нас хорошие ассоциации, самарянин значит хороший. Когда мы читаем, шел самарянин по дороге, мы понимаем — сейчас он поможет. Любопытно, что во времена Христа, эта притча работала совершенно другим образом. Как только этот благочестивый человек услышал слова — и шел по дороге самарянин (а евреи с самарянами мягко говоря, были в контрах), мысль, которая промелькнула в его голове, наверняка была следующей — ну, это будет грустная история! Например, и добил этот самарянин страдальца — вот такие они все гады, эти самаряне. Он совершенно не ожидал, что история разовьется таким образом. Интересный оборот в конце этой притчи, когда Иисус спрашивает этого благочестивого еврея — как ты думаешь, кто был ближним тому, кто попал в беду? Этот еврей даже не может произнести слово «самарянин», даже на физиологическом уровне язык не поворачивается, он говорит, — тот, кто оказал ему милость. Уклоняется от прямого ответа. Эта притча показывает насколько стереотипы укоренились внутри нас. По большому счету, наш ближний, то есть самарянин оказавший нам милость, это тот, человек, которого мы считаем не вполне человеком. Хорошее упражнение можно в себе проделывать — спрашивать себя: кто я ? к чему я стремлюсь?может я уже начал демонизировать тех людей, которые находятся вокруг? А мы постоянно к этому стремимся. Мы постоянно пытаемся возвысить себя, ангелизировать себя и демонизировать тех людей, которые нам не нравятся. Нужно делать обратное упражнение, нужно чуть-чуть себя спускать, говоря себе — и я тоже человек, а не ангел. И тот, кто мне не нравится тоже человек. Это сложно. Это значит делать мир не простым, не черно-белым, но это честный взгляд на себя, и на то что вокруг нас. И это единственное что позволит нам найти общий язык с теми, кто на нас не похож.
Людмила: Интересно, что реальный космос, наш космос — еще долгое время не будет зоной войны, потому что, настолько много там космического мусора, чтобы его утилизировать нужно долгосрочное международное сотрудничество. Потому что ни одно государство в одиночку не справится с теми следами, которое человечество уже оставило в космосе. Поэтому ни одна держава не сможет там одержать победу, потому что современный космос это демилитаризованная зона и никаких звездных десантов мы не дождемся.
Алексей: … то есть там у нас воевать пока не получится...
Людмила: Да, только в кино. В жизни, для того, чтобы осваивать космос нужно, одним словом, дружить.
Алексей: Было бы забавно, если бы те, полтора человека , которые у нас там, болтаются на орбите, если бы они еще воевать друг с другом начали.... Пока что этого хватает на земле.
Людмила: На этом мы заканчиваем. Тема космическая одиссея продолжается, следующий фильм «Звездные войны».
Алексей: Пам, пам, пам! - Пам, пам, пам! Весь этот месяц мы с вами в космосе, спасибо, и до встречи через неделю!
Людмила: Пока!

 

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка