Кальмар и кит (The Squid and the Whale) режиссер Ноа Баумбах

семья как сломанная вещь: «Кальмар и кит» Ноа Баумбаха ● развод как хроника разрушений: теряя уважение друг к другу, родители теряют уважение детей ●●  «оставьте меня в покое»: выпуклый эгоизм как «детская» реакция на проблему ●●●  раньше вещи чинили, теперь проще купить новую: опыт разрушения – единственное, что растерянные родители могут передать своим детям

Кальмар и кит, The Squid and the Whale, 2005, Джефф Дэниелс, Jeff Daniels, Лора Линни, Laura Linney, Джесси Айзенберг, Jesse Eisenberg, Оуэн Клайн, Owen Kline, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Кальмар и кит, The Squid and the Whale, 2005, Джесси Айзенберг, Jesse Eisenberg, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Кальмар и кит, The Squid and the Whale, 2005, Джефф Дэниелс, Jeff Daniels, Лора Линни, Laura Linney, Джесси Айзенберг, Jesse Eisenberg, Оуэн Клайн, Owen Kline, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Кальмар и кит, The Squid and the Whale, 2005, Оуэн Клайн, Owen Kline, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Режиссер Ноа Баумбах довольно-таки молодой и, конечно, его драма «Кальмар и кит» автобиографична. Это всего лишь третий его киноопыт и сразу же он получил номинацию на «Оскар» за оригинальный сценарий, что для молодого человека безусловно достижение. Тут Уэс Андерсон, наш друг отметился тоже, потому что Ноа сначала ему предложил снимать эту историю, но поскольку она показалась Уэсу Андерсону слишком личной, он решил, что никто не расскажет свою историю лучше самого себя. Вот так сам сценарист оказался за камерой. Речь идет о семье из четырех человек: мама с папой — оба писатели и у них двое сыновей, где-то двенадцати и шестнадцати лет. Родители принимают решение развестись и оформляют над детьми совместную опеку, мальчишки вынуждены проводить поровну время в обоих домах, кочуя туда-сюда. Фильм об одном разводе и двух детях, которые должны так или иначе столкнуться с реальностью этого развода. В фильме много и веселого, и грустного. Забавная деталь, что актеры, играющие родителей, в фильме носят одежду реальных родителей автора истории, для аутентичности или для того, чтобы подешевле снять. Конечно, в историю вложено много личного и это подкупает, получилась она очень искренней, но недорассказанной.
Алексей: Мне эту историю смотреть было вдвойне интересно, хотя интересно тут неподходящее слово, дело в том, что мои родители развелись когда я тоже был подростком пятнадцати лет и у меня тоже есть младший брат. Поэтому некоторые моменты в фильме очень узнаваемые, какие-то неловкости, непонятные ситуации.Я не знаю может ли фильм повлиять на родителей, имеющих детей и которые находятся в процессе развода, может ли он их подтолкнуть к чему-то более позитивному? Есть ли такая сила у искусства? Не знаю, но то, что я точно могу сказать, по своему опыту, и это правдоподобно показано в фильме, что точно стопроцентно произойдет во время развода — родители потеряют контроль над своими детьми. Не контроль даже, это плохое слово, а уважение. Свой моральный авторитет они разрушают сразу же, а если их дети — подростки, то это конец. Я помню, как у меня это происходило, подросток, итак, бунтарь и максималист, итак испытывает авторитет родителей и внутри себя и внешне, как только может, и на зубок и толчком, и по-всякому, как только получается. А когда этот авторитет сам падает, это достаточно серьезный удар, и какие-то вещи могут только через многие годы частично быть отыграны назад. Это важно понимать. В фильме это показано с некой прямолинейной жесткостью, поймите правильно, там нет никаких сцен, что кто-то начал пить или колоться, нет, суть именно в потере авторитета и контакта. Больно было. Фильм и хорош тем, что эта боль показана. Он не из тех, идиотских, современных фильмов, где все легко. Нет это больно. Родители, хоть и воспитанные люди, писатели, интеллигенция, пытаются договариваться — но у них не получается; все трещит, рвется. Все равно они не могут безболезненно эти углы обойти, и цепляются о них еще и еще раз, и дети оказываются вовлечены во все это. И это показано. Надрыва в фильме нет, это точно, все показано достаточно мягко, но напряжение, с точки зрения наблюдающего, прочитывается.
Людмила: Есть сейчас тип фильмов, с позиции наблюдения за жизнью, где ряд незначительных событий постепенно складывается в представление о герое. В этом фильме также происходит масса микрособытий очень разных, и вот таким образом, постепенно нам рассказывают о четырех этих героях, которые каждый по-своему переживают эту ситуацию. Но, если в других фильмах эти мелочи чаще всего поэтические, и через них ты видишь внутренний мир человека, его отношение к миру, то здесь почему-то ты в как-будто тонешь в этих мелочах, они нагромождаются друг на друга, но не для того, чтобы во что-то сложиться, в понятную тебе картинку, создающую образ, нет, ты вместе с героями варишься в них, в какой-то безысходности и все. Ты проникся, пронаблюдал, но тебя никуда не вывели, ты так и застрял в их жизни.
Алексей: Ну просто мы люди с тобой не модные; нам подавай начало, нам подавай конец, сюжет и историю. Здесь все это есть, но в очень смазанном варианте.
Людмила: Мне еще показалось интересным, поведение матери; когда к ней в неурочный день пришел младший сын, она говорит ему — сегодня папин день, тебе нужно быть там. А он не хочет туда идти. Тогда мама говорит — слушай, мне нужно и без вас иногда побыть! Ну и ответ! Я не очень поняла, откуда такое подростковое поведение, стремление — оставьте меня в покое, хлопанье дверью, у взрослых людей, которые детей родили. Если ты уже женился и родил детей, тут уже невозможно кричать оставьте меня в покое. А это желание кажется руководит всеми героями фильма.
Алексей: Я опять вернусь к своему опыту, и должен сказать, что когда все это происходило в нашей семье, именно так все и было, ощущение какого-то выпуклого эгоизма, а так как ты подросток, а еще недавно был ребенком и ты уверен, что тебя все должны любить и все делать ради тебя. И на словах так и произносится, что все делается ради тебя, ты понимаешь: не-не-не, вы лжете, вы — эгоисты, вам наплевать на нас. Это жестоко, потому что у тебя подростковая еще жестокость, ты еще думаешь, что у тебя-то все будет замечательно, все получится, поэтому предъявляешь родителям двойные стандарты. Но правда есть правда — это эгоизм. Это, наверное, хроника современной семьи, причем без особенных патологий, мы видим как даже не разрушается, а доразрушается, доламывается семья. Это болезненно, это видеть неприятно. Но, по крайней мере, надо отдать должное режиссеру, это не выглядит как что-то легкое, как забавное приключение. Это больно и оставляет неприятные ощущения, может быть я слишком сильно наложил своих воспоминаний, но мне кажется, передано все верно.
Людмила: Мне кажется, что название фильма «Кальмар и кит» непонятно. Это два экспоната в музее естественной истории..
Алексей: ..куда главный герой ходил с мамой.
Людмила: Да. Там огромные кальмар и кит, которые борятся друг с другом.
Алексей: У него от этого похода в музей остались теплые воспоминания: сначала он испугался, потом мама ему все объяснила. Но до конца не ясно зачем..
Людмила: Мне показалось, что он туда идет..
Алексей: ..чтобы опять напугаться?
Людмила: Нет, после развода родителей ему уже не до детских страхов из-за чудовищ! Он не боится. Просто это показывает, что этот ребенок вырос ценой опыта развода родителей.
Алексей: Но если говорить о наблюдении за семьей, чем интересен сам Уэс Андерсон, который стал продюсером этого фильма, так это диагностичным изображением современной семьи, самый яркий его фильм, наверное, «Поезд на Дарджилинг» - это история об одной современной, атомизированной, дисфункциональной семье. Здесь мы тоже видим дисфункциональную семью, в чем мы видим ее дисфункциональность, не знаю была у режиссера такая задумка или нет, но вот разговор отца и сына — сын спрашивает как ему со своей девушкой отношения выстроить, и ты понимаешь, что все ответы отца это путь в то же самое будущее, в котором сейчас находится сам отец. Вообще, на мой взгляд, это какое-то разрушение, многие так не воспринимают, многие скажут, что я тут сгущаю краски, и наверное режиссер не хотел это так показать, но для меня это выглядит как крушение, жестко. Мир, в котором, семья разваливается и для этих кусочков, от нее отвалившихся, тоже особых надежд нет. Потому что с самого начала они заряжены на принципы отношений, которые к созиданию семьи не ведут. И это одна из очень страшных вещей, потому что часто люди, сами прошедшие через такой болезненный опыт разрушения, оказываются заложниками какого-то запущенного механизма, и в свою очередь тоже сами потом разрушают. Если это не понимать, если не противостоять этому сознательно, то это очень болезненно. Опять же может быть многие скажут, что я сгущаю краски, я вижу многих людей, которые к этому очень легко относятся. Не знаю, я вижу в этом огромную трагедию, что на Западе, что в России — от семьи остается какой-то пшик — неприятное ощущение. В интернете разошлась одна фраза на эту тему: очень пожилую пару, прожившую вместе несколько десятилетий, спросили: как им это удалось. Они ответили: в наши времена, когда мы только жить начинали, сломанные вещи не выбрасывали, а чинили.Вот она наша неспособность чинить, и неготовность чинить, а желание выскочить и сделать все по-новенькому. А по-новенькому не получится! Хотя бы потому, что дети уже есть, уже будет не отмыться, будут шрамы.
Людмила: Не выключить. Всегда хочется выключить всех, кто тебе доставляет неудобство, а их на стоп-то не поставить.
Алексей: Совершенно верно, они останутся, никуда не убежишь. И это видно, и понимаешь, что не получается у них. У кого-то с грохотом не получается, как у отца, он не может совершенно справится с этой ситуацией.
Людмила: Причем ему совершенно не помогает то, что он интеллектуал и пытается головой все исправить.
Алексей: Даже не знаю, что он пытается.
Людмила: Ну, он постоянно заумь какую-нибудь несет.
Алексей: Да, вроде бы у матери чуть получше дела выглядят, но все равно видно, что не получается. И ты понимаешь, что в каком-то смысле, они не сильно и старались. Все вежливо, без мордобоя, но и без особых усилий. А при этом люди-то свою жизнь разрушают. Поэтому нам не хватает сегодня понимания того, что надо починить — другого не купишь. Не купишь новую семью, не получится новое, она только один раз. Второй раз, это уже со шлейфом предыдущего, не выкрутиться так. Понятно, что в любой ситуации, в какой бы ни оказался человек есть место надежде и благодати. Но важно понимать, что есть какие-то вещи, которые назад уже не отыграешь никогда. Иногда это нужно принять и что-то делать, а иногда стараться не допустить этого разрушения. От фильма остается какое-то ощущение недожатости, еще одного не сделанного шага или какое-то ощущение легкости, неготовности идти глубже, ну, какой-то режиссерской смелости чуть-чуть не хватает, чтобы высказаться, договорить, обозначить. Могут сказать — зритель это должен сам сделать! Да. Но в данном случае хочется, чтобы режиссер нашел смелость сказать то, что должен сказать.

 

  

"Поезд на Дарджилинг" (The Darjeeling Limited) режиссер Уэс Андерсон

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн