Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую

Сьераневада, Sieranevada, 2016, Кристи Пую, Cristi Puiu, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Сьераневада, Sieranevada, 2016, Кристи Пую, Cristi Puiu, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Сьераневада" (Sieranevada), , режиссер Кристи Пую

 

Людмила: Сегодня мы будем обсуждать фильмы вне Европы и вне Америки...

Алексей: Вне Европы, ты сказала? То есть румыны для тебя, это малый и странный народец?!

Людмила: Да, они вообще отдельно, я думаю. Получится этнографическое путешествие. Мы обсудим румынский фильм "Сьераневада", режиссера Кристи Пую.

Алексей: Вообще-то, Румыния - центр Европы.

Людмила: Я знаю, где Румыния! Но это ведь, кинематографический экскурс, а не этнографический. Это национальный кинематограф! Я имею ввиду, будет ли понятным иностранцу или американцу фильм "Сьераневада"?

Алексей: Это хороший вопрос, но его можно обратить и против нас..

Людмила: Русскому это очень понятно.

Алексей: Понятно ли нам, на самом деле, то, что мы видим в американских фильмах? Хотя Голливуд претендует на некую универсальность, но больше он ее осознанно или неосознанно навязывает. В данном случае, фильм "Сьераневада", хотя и был в Каннах, и претендовал на Оскар за лучший иностранный фильм, ни там - ни там не обрел лавров. А на внутри румынских фестивалей он собрал целую кучу наград.

Людмила: Режиссер Пую счастлив, ему не нужны эти призы, особенно в Каннах, потому что, в тот год, комиссию возглавлял режиссер фильма "Безумный Макс".

Алексей: А кто это?

Людмила: Режиссер фильма "Безумный Макс"! Не важно. В общем, не хотел Кристи Пую получать призы, наплевать ему было. Он считает себя человеком без этикетки, он не любит этикеток. Ему говорят, что его прошлый фильм "Смерть господина Лазареску" открыл новую румынскую волну. Термин "новая румынская волна" возник в Каннах, когда, собственно, объявляли режиссера и приз. Было сказано, что некии румынские парни собрались и вместе создают фильмы - сказал отборщик фестиваля.

Алексей: У тебя сегодня хорошо получается с анонимностью.

Людмила: Да. Сегодня не помню ни одного имени.)) Нет никакой новой румынской волны! - утверждает сам Пую, не хочет к ней относится, не хочет, уж тем более, быть первооткрывателем, и вообще, с коллегами не общается. Он вообще не считает себя режиссером, не считает себя художником, хотя по первому образованию, он художник. Он долгое время рисовал картины. Он довольно радикальный товарищ. В его интервью звучит такая мысль - Я снимаю кино потому что, это инструмент, чтобы выразить невыразимое. То есть, снимаешь вроде бы историю, но что-то остается в пространстве кадра и при монтаже вдруг вылезает то, чего я не снимал и не вкладывал. В этом смысле фильм больше меня, я не автор и не режиссер и уж, тем более не открыватель новой румынской волны. Но я - проводник, я - слуга...

Алексей: Многие музыканты и режиссеры не любят, когда их хотят определить в какой-то жанр.

Людмила: Да. Он говорит, что творчество - это диалог с Богом. Это способ снять какую-то экзистенциальную тревогу, которая у тебя есть. Ты не можешь высказаться, но хочешь этого, ты ощущаешь что-то важное в токах самой жизни и у тебя нет иного способа поговорить именно об этом.

Алексей: Я думаю, что все искусство об этом, просто в форме поэзии или песни или картины...

Людмила: Но только Пую не любит коммерческое кино, считая, что это никакой не диалог с Богом, а что-то искусственное, пластмассовое.. Он не станет никогда такое смотреть и такое снимать, в этом смысле он стоит особняком. Из его интервью видно, что человек он умный и если, уж спрашивать его о смысле его фильмов, то он скорее запутает вопрошающего..

Алексей: Как сказала та балерина, если бы можно было рассказать, то не стала б танцевать.

Людмила: Верно. Он считает это абстрактным, что неведомая сила толкает его снимать такие фильмы. Это его способ рассказать то, что он видит вокруг себя.

Алексей: Фильм замечательный, просто очаровывает. Он идет почти три часа, причем у тебя, и у меня, и у других, с кем я обсуждал, его ощущения одинаковые - он, действительно, зачаровывает, причем, непонятно чем. Ты не можешь понять, что же происходит, потому что по содержанию он представляет из себя очень забавное зрелище. Речь идет о том, как на сороковой день, после смерти главы семейства, собирается его многочисленная семья: жена, сестра жены, сыновья, дочери со своими мужьями-женами. Окончательно распутать кто-кому кем приходится, как обычно достаточно сложно: большой клубок людей, различная родня. Как часто бывает не всегда близкие друг другу по принципу близости крови, а по близости отношений. Все собираются в очень знакомом нам антураже, в не очень большой по размерам квартире в многоэтажке спального района.

Людмила: Трех или четырехкомнатная.

Алексей: Причем большая часть действия происходит в коридоре, потому что все ходят туда-сюда. Для чего они собрались?

Людмила: На поминки.

Алексей: Обряд поминовения есть почти во всех православных странах, он подразумевает совместную еду определенных ритуальных блюд. В некоторых районах Румынии есть еще дополнительный ритуал, когда не сын, но родственник должен прийти на этот ужин в костюме умершего главы семейства.

Людмила: Купленного для главы семейства.

Алексей: Все они очень занятые люди, они бросили свои дела и приехали, чтобы собраться вместе. Один из сыновей, Ларри, в прошлом врач невролог, а теперь, выясняется он продавец медицинского оборудования, другой военный, один из племянников, которого, вначале безуспешно, пытаются нарядить в костюм...я не понял кто он...

Людмила: Хипстер немножко.

Алексей: Если хипстер это, тот кто безуспешно пытается жениться, то может быть. В общем все они собираются и вначале вся интрига состоит в том, что они никак не могут сесть за стол. Потому что мать хочет, чтобы все было чин по чину, чтобы священник пришел, всех их благословил, чтобы они исполнили весь этот ритуал с костюмом и чинно поели. Но этому чинному течению жизни препятствует вначале то, что священник опаздывает, потом приходит скандальный родственник и начинается ругань... Потом кто-то суп проливает.. И ты уже начинаешь переживать за них - они есть хотят! Я прямо чувствовал их боль, они уже все вымотались. А есть нельзя, потому что мать против.
Параллельно и непрерывно они обсуждают вопросы постсоветской Румынии, наследия коммунизма, атеизма. Тут же приходит священник, произносит какую-то очень домашнюю, смешную мини проповедь. Затем снова ругань, всплывают старые обиды, кто-то чуть больше выпил - картина очень знакомая. Одна из племянниц, подросток, привела свою очень пьяную подругу, потому что ей очень плохо... В общем, не то чтобы похоже на Кустурицу, нет, потому что все очень реально. С одной стороны, удивляет, что каждая отдельная сцена абсолютно правдоподобна, такое ощущение, что ты во всем этом участвовал. Разговоры просто обескураживающе похожи на те, что у нас ведутся: теории заговора, чьи-то происки и так далее..

Людмила: При этом нарушена киношность, в кино ведь люди не говорят все одновременно, а здесь как в жизни..

Алексей: Я вспоминал Алексея Германа старшего с его коммуналками..

Людмила: Да, очень сложно представить сценарий, в котором бы было все это описано. В какой момент вступать со своей репликой..

Алексей: Похоже, большинство сцен снято по принципу непрерывной съемки, когда снимается не сценами..

Людмила: Поэтому такое впечатление, что они то ли импровизируют на ходу, то ли находятся в заданных условиях... 

Алексей: Очень много неожиданных ракурсов, например, одна из ключевых сцен, когда Лаури вспоминает своего отца, очень трогательный момент.. Это снято с заднего сидения машины, а герои сидят на передних местах. Сам Пую говорил об этой сцене, что он снимал ее как бы глазами сидящего сзади, умершего отца. В том смысле, что он и посреди них, и уже вне. Он еще связывает себя с семьей, на сороковой день, по православному учению, душа пройдя мытарства, обретет свою участь. Поэтому он одной ногой еще в мире своей семьи, но другой - уже не принадлежит ей и просто наблюдает. Это создает удивительный эффект присутствия: ты сам как невидимка, присутствующий в жизни этой семьи.

Людмила: Но без мистического подтекста, это не кино глазами духа...

Алексей: Совершенно верно! Очень бытовое кино в этом смысле, подсмотренность какая-то.

Людмила: Человек, недавно умерший еще ощущается, присутствует в разговорах, еще есть его вещи... Не что-то мистическое, а то, что можно ощутить; его еще не до конца отпустили, непонятно что со всем этим делать. То есть человек еще присутствует в силу своей личности в живущих. Мне кажется, что весь этот сюжет выстроен еще и в том числе как способ каждому столкнуться со смертью; семья собралась и такое ощущение, что это первая смерть в этом клане.

Алексей: По крайней мере, значительная, то есть главы семейства. Все шумят, ощущение почти карнавала. В некоторых источниках заявлено, что жанр комедия, но это не та комедия, где пытаются шутить. Нет, комедийность здесь достигается путем выхватывания и фиксации на камеру некоторых совершенно обычных вещей, которые все мы делаем. Спор, ругань...и в иногда, действительно, гомерически хохочешь, именно потому, что узнаешь эти моменты. Вместе с этим Ларри, который иногда начинает просто ржать от всего происходящего. Он тоже уже голодный и уставший, на грани истерики, да и смерть присутствует фоном всего, понятно, что люди переживают. В общем ты погружаешься в происходящее и все в нем узнаешь, правда, при этом звучит румынская речь - мы смотрели фильм с субтитрами и я советую именно так его и смотреть, потому что это создает дополнительный интересный эффект. Трудно сказать, насколько фильм прочитывается человеком не знающим постсоветского контекста, он пропитан этим духом: раскол в обществе, мистический спор по поводу наследия коммунизма между молодой женщиной и одной из тетушек, которая видимо раньше была в партии и теперь защищает светлое прошлое. Я таких разговоров слышал намного больше, чем хотел бы. Опять же попытка обретения веры - они приглашают священника, обязательно все должно быть по благословению. Но в то же время их религиозность, в лучшем, случае на уровне обрядов и суеверий. Постоянное обсуждение теории заговора, потому что ткань жизни разрушена и хочется найти этому объяснение. Как говорит один кинокритик - в этом фильме постоянно происходит какое-нибудь несовпадение. Они не могут сесть за стол, священник опаздывает, машину припарковали в неправильном месте, там дикий скандал из-за этого, костюм не подходит по размеру. Все не попадает. Это передает жизнь общества, которое от чего-то уже ушло, но ни к чему еще не пришло - застревание посередине! Для постсоветского зрителя это идеальный фильм, диагностичный. Мы говорили как-то, что Звягинцева обвиняют в том, что он не любит людей. А Пую обвинить в этом сложно. Несмотря на абсурдность и комичность происходящего, ты сочувствуешь этим людям; они теплые, они живые, и их эмоции нам понятны.

Людмила: Мы видим семью с какими ни на есть, но связями. Есть у них свои шуточки, свои стычки между родственниками и детьми...

Алексей: И не малые, потому что всплывают измены и разное другое, все это вылезает таким клубком, что хочется сбежать.

Людмила: Но при этом сейчас это смотрится как аномалия, такой большой клан. Они смогли собраться все вместе; Ларри привез коляску для ребенка сестры, есть взаимопомощь. Даже если можно сказать, в семье не без урода и есть трудные подростки, все равно они проживают это коллективно и понятно, что они друг друга не оставят.

Алексей: Может быть румынское общество более патриархально, я не знаю. Здесь семья по типажу более патриархальна, чем мы привыкли. Например, забавно, что по хозяйству хлопочут только женщины, мужчин даже и не пытаются привлечь. Мужчинам предписываются символические главенствующие роли, хотя это все уже перевернуто с ног на голову. Мне вспоминается, если брать по количеству родни, собранной вместе, времена в деревне, когда бабушка была жива. Я был слишком маленьким, чтобы понимать бушуют ли страсти, такие как здесь, но с точки зрения шумности и ритуальности происходящего все похоже.

Людмила: Сейчас большинство современных жителей мегаполисов скажут - зачем эти семейные праздники или памятные даты. Это не нужно. Люди, которым нечего сказать друг другу придут, будут мучительно сидеть за обедом, чего-то из себя изображать. Действительно, иногда во время просмотра думаешь - чего они собрались, только переругались. Все равно финал фильма удивляет: три мужика смеются!

Алексей: Чем-то похоже на истории про дисфункциональные семьи некоторых современных режиссеров, например, "Поезд на Дарджилинг” Уэса Андерсона. Три брата, в непонятно каких отношениях, уже давно не виделись, но все равно они братья. И это что-то значит. Здесь тоже. Семья я со сложными тараканами и подпольными течениями, но это семья. И это что-то значит. Есть что-то, что их сплачивает. Когда мы видим этих трех мужиков, которые наконец поели, и теперь, подтрунивают над самым младшим и нелепым, по- доброму - в этом есть жизнь и надежда на то, что ткань человеческих отношений не распалась полностью. Есть что-то скрепляющее. Есть еще возможность признаться в чем-то, получить прощение, попросить прощения. Есть между ними живое и настоящее.

Людмила: Есть еще вопрос про название, которое ничего не означает.

Алексей: Сам он сказал, что ничего.

Людмила: И осознанно Сьера написано с одной "р", чтобы все его спрашивали почему. Это такая шутка режиссера, чтобы никак название фильма не переводили. Назови он например, “Нелюбовь” и все замучаются переводить и спрашивать какой вы смысл в него вложили. Поэтому он плюнул и выбрал слово, которое не изменят и не переведут, оно так и останется.

Алексей: Это очень диагностичная, но в то же время очень добродушная попытка показать постсоветское общество. Я не думаю, что он ставил перед собой эту цель, но просто попадает. По-крайней мере для нас, это возможность посмотреть на нашу жизнь слегка со стороны и посмеяться над собой, причем не со зла. Комфортно и безопасно. Для меня это одно из ярких кинематографических впечатлений этого года.

Людмила: Мне кажется, что он чем-то похож по духу и по настроению с “Тони Эрдманном”, непритязательностью что-ли..

Алексей: Да-да, и по языку и какой-то присутствующей доброте. У “Тони Эрдмана” некоторые моменты эмоционального удара ярче выражены, на мой вкус. Но здесь, по-своему интересно. Я бы его рекомендовал всем, кто нам доверяет.

 

Рецензия на фильм "Сьераневада" (Sieranevada), 2016, режиссер Кристи Пую

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)