Шпион (режиссер Алексей Андрианов)

Шпион, 2012, Алексей Андрианов, Данила Козловский, Фёдор Бондарчук, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шпион, 2012, Фёдор Бондарчук, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шпион, 2012, Данила Козловский, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Сегодняшний фильм «Шпион» имеет два козыря для привлечения зрителей: первый - Федор Бондарчук в главной роли и второй - Борис Акунин, по роману которого снят этот фильм.
Алексей:

«Шпионским романом» называется произведение Акунина. Фильму предшествовала непростая интрига, он задумывался шесть лет назад, сразу после написания романа, причем инициатором экранизации был Никита Сергеевич Михалков. С тех пор произошло множество интересных событий, связанных с выборно-предвыборными волнениями и митингами, где исторически сложилось, что Никита Сергеевич оказался по одну сторону баррикад, мы знаем по какую, он всегда оказывается по нужную сторону. А Борис Акунин оказался с другой стороны. Таким образом, фильм вышел как результат сотрудничества людей, которые в обществе занимают несколько разные позиции.

Я отважился пойти на этот фильм, после множественных разочарований в попытках наших отечественных режиссеров и сценаристов в течении последних нескольких лет...

Людмила: Между тем Акунину несказанно везет с экранизациями! Такие бренды как «Турецкий гамбит»...
Алексей:

Да! «Статский советник», где можно видеть, по моему мнению, бесподобную актерскую работу Никиты Сергеевича в роли коррумпированного, циничного чиновника. Он гениально вжился в образ. Согласен Акунину повезло, и одной из причин успеха его экранизаций в том, что это стилизация русской классики. Мне нравятся его романы, это крепко сделанный качественный развлекательный продукт, а главное, что он и сам его также определяет. Он не пытается присоседиться к Чехову или Достоевскому, он пишет честную развлекательную литературу. Мне нравятся люди, которые думают о себе не больше, чем следует, поэтому я сразу проникся уважением к его позиции. Я слышал обвинения, что играя в классику, он отвращает людей от настоящей классики, все это не обоснованный пуризм. Люди, которые хотят читать классику будут ее читать, никто их не собьет, а вот, наоборот, вполне возможно, что кто-нибудь сделает шаг в сторону подлинников.

Фильм, также как и книга, является попыткой создания качественного развлекательного кино, и на мой взгляд далеко не провальная. Смотреть можно. Фильм задумывался в четырехчасовой, телевизионной версии, поэтому многие критикуют художественную версию как неудачный дайджест. Считаю, что это справедливая критика, действительно есть нестыковки: сюжет развивается достаточно поспешно, а визуального действия, экшена, явно не хватает. Можно объяснить это тем, что режиссеру хотелось рассказать всю историю полностью, а поэтому некогда ставить зрелищные моменты. Хотя снято добротно, на твердую четверку. Конечно он не открывает новых горизонтов, не является новым словом в операторской работе, но есть изюминка, которая отличает его от средне статистического голливудского блокбастера — это изображение Москвы и России начала 40-ых ХХ века. Обычно эта эпоха привлекает режиссеров, стремящихся к стилизации, это было время, когда мужчины были мужчинами, а женщины женщинами. В Америке эти образы показываются в фильмах про мафию: мужчины в пиджаках, в начищенных ботиночках, с сигареткой в зубах; женщины со сложными прическами и в дорогих бальных платьях - в общем время атмосферное. У нас это проделали в сериале «Ликвидация». «Шпион» тоже костюмирован, но Бондарчук, конечно, не дотягивает до Машкова, не так харизмачен, чего-то ему не хватает. А работа актера Даниила Козловского, который играет лейтенанта Дорина, безусловно интересней. Первый раз я его увидел в фильме Алексея Германа младшего в фильме «Гарпастум» и он мне очень понравился, впрочем, как и сам фильм. Затем я видел его в различных, к сожалению, второсортных фильмах, но вообще, видно, что у него большой потенциал. В этом фильме он обрел форму, с точки зрения спортивной подготовки, он вполне может быть нашим вариантом Бреда Пита; впервые я увидел его в хорошей драматической глубокой роли, но он может играть и в экшенах, как выяснилось.

Людмила: Как я понимаю, Москва того времени — это фантазия на тему большой новой советской страны.
Алексей: Да, это попытка обыграть большой стиль; то что у нас выражено вокруг станций метро «Нарвская» и «Автово», а в Москве вокруг МГУ и в сталинских высотках - специфический советский классицизм. В довоенный сталинский период действительно были планы понастроить таких зданий еще выше, дальше, больше, но помешала война. А в фильме они как-будто построены, более того, там есть элементы стимпанка что-ли: люди пользуются предметами, которых в то время еще не было, например, всюду установлены видеофоны и камеры слежения. Предметы изобретенные гораздо позже перенесены в прошлое как некий элемент альтернативной истории.
Людмила: Общеизвестно существование сталинского генплана реконструкции Москвы от 35 года, который не был полностью осуществлен. Акунин рассказывал, что вначале очень сомневался в молодом режиссере-дебютанте, взявшемся не понятно откуда. Все-таки произведение сложное и большое. Но когда Алексей Андрианов принес ему копию сталинского генплана и сказал, что это визуальное решение фильма — Акунин понял, что парень глубоко проникся духом и атмосферой и знает, что будет снимать.
Алексей: Стилистически снято очень интересно, я не знаю архитектуру Москвы подробно, поэтому мне было трудно отличить реальные дома от дорисованных, но картинка в целом смотрится очень любопытно.
Людмила: Москва всегда солнечная... Как на плакате!
Алексей: Да-да! Кругом пионеры; не статуи, а живые физкультурники бегают с колхозницами — все это выглядит очень любопытно и задорно; это некий бонус, отличающий этот фильм от остальных. Что же касается сюжета, то это шпионская история накануне войны между Россией и Германией. Среди некоторых историков есть расхожее утверждение, что Гитлер обманул Сталина: пообещал, что не начнет войны по крайней мере в текущем 41 году, но не выполнил обещания. Миф это или нет, никто теперь не разберет; а сюжет на этом факте построить можно. Герой Даниила Козловского - молодой парень, генетически связанный с Эрастом Фандориным, которого берут на службу в контразведку НКВД. В фильме также появляются и Берия, и немного Сталина под кличкой «Азиат». Наши доблестные разведчики пытаются остановить войну, раскрыть планы Гитлера. Не буду раскрывать деталей сюжета, скажу лишь, что речь пойдет о столкновении людей, которые истинно хотят послужить своей стране, со всей присущей молодости горячностью или как герой Бондарчука со зрелым патриотизмом.
Людмила: Забавно, что свою фамилию Романов, он поменял на Октябрьский.
Алексей: По понятным причинам; причем это уже человек, прошедший через застенки.
Людмила: Акунин сказал Бондарчуку — Я не буду тебе подсказывать как играть, главное, чтобы прошлое героя отражалось в его глазах. - Поэтому ему пришлось играть многомерно, чтобы было бы заметно все через что он прошел.
Алексей: Не могу сказать, что Бондарчуку это удалось.
Людмила: Не вышло многомерности?
Алексей: При всем уважении, я видал получше. Итак, происходит столкновение желания служить своей Родине, в которой ты живешь и которую любишь, с тоталитарным режимом, который держится на какой-то своей внутренней паранойе и зависит от капризов людей, мягко говоря, не являющихся профессионалами. Фильм вызывает сложные чувства. И это хорошо. Хорошо, что во всех исторических фильмах про советский период, которые снимаются в настоящее время отражена железная поступь бесчеловечного тоталитарного режима, уродующего людей. Хорошо, что это видно, об этом важно помнить. Я считаю, что любой фильм, который напоминает нам об этом кошмаре, пусть даже в игровой форме хорош и важен. Единственное о чем, действительно, стоит сожалеть, что в тот предшествующий нашему времени период, очень трудно найти таких героев, которых можно с чистой совестью поставить на постамент. Потому что время было таким, что мы понимаем - если он стоит на постаменте, это означает, что он либо шел на компромисс с совестью, где-то терпел, где-то закрывал глаза на то, на что нельзя достойному человеку закрывать глаза. Либо, его сломали, замучили, запинали, расстреляли. Вот такие герои выявляются из прошлого: либо люди, которые пошли на компромисс с совестью и те, которых затоптали в лагерях.
Людмила: Ты имеешь ввиду не героя вообще, а именно советского героя?
Алексей:

Да. В этом смысле интересно сравнивать с Акунинским героем дореволюционного периода Эрастом Фандориным, благородным сыщиком, который сталкивается с различными трудностями и не всегда одерживает победу. Но трудности его связаны с глупостью и неповоротливостью бюрократического аппарата; тоже придурковатого и сдвинутого, но там еще есть надежда, там еще есть ощущение, что человек может стоять твердо на своей позиции. В той же экранизации «Статского советника», когда генерал-губернатор Москвы предлагает должность Эрасту Фандорину - тот с достоинством ее отвергает. Когда честный человек, может с достоинством, глядя прямо в глаза высокопоставленному чиновнику, сказать — Я не хочу с вами работать! - лично для меня этот момент нужен как кислород. Очень важно иметь внутреннюю свободу и внешнюю тоже немаловажно. Здесь тоже есть эпизод, когда главный герой выговаривает в лицо самому Берии, но он это делает со скрученными руками и чудом остается жив. Это уже элемент фантазии, потому что в реальности вряд ли бы он выжил. Показано, что он настолько верил в истинность того, о чем говорит, что даже Берия его не тронул; подумал, может еще сгодится. Трагично для нас, что в советское время для человека была потеряна возможность стоять твердо и оставаться живым. Я боюсь смотреть фильмы того периода, потому что как только встретится достойный человек, обязательно с ним что-нибудь жуткое случается. Не дай Бог, чтобы это время когда-нибудь вернулось. Даже у Никиты Сергеевича, в его фильмах, эта примета времени присутствует, я надеюсь, что и в дальнейшем не исчезнет. Лучше бы никогда не пришло такое время, когда этот период будет идеализирован. Извиняюсь, что скатываюсь в политику, но надеюсь, что приличные люди не будут говорить, что Сталин был хорошим менеджером, а подлость того режима останется в человеческой памяти очевидной.

Интересный моральный вопрос раскрывается в процессе сюжета, в самом начале герой Бондарчука учит новичка, что нужно слушаться не сердца, потому что оно может подвести, под сердцем подразумевается юношеская пылкость, слушаться нужно головы! А в конце он признается — Нет, я тебя неправильно учил. Не нужно слушаться ни сердца, ни головы, потому что и она может не туда завести. Нужно слушаться голоса, который внутри тебя говорит — он тебя выведет! - Этот голос можно истолковывать как интуицию, но похоже герой Даниила Козловского понимает его как совесть. Это делает его положительным и привлекательным персонажем.

В этом фильме все выверено, это добротный даже по голливудским меркам боевик. Если таких фильмов накопится изрядное количество, к примеру, восемь из десяти, то у нашего кинопроката появится шанс.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino