Шпион (режиссер Алексей Андрианов)

Шпион, 2012, Алексей Андрианов, Данила Козловский, Фёдор Бондарчук, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шпион, 2012, Фёдор Бондарчук, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шпион, 2012, Данила Козловский, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Сегодняшний фильм «Шпион» имеет два козыря для привлечения зрителей: первый - Федор Бондарчук в главной роли и второй - Борис Акунин, по роману которого снят этот фильм.
Алексей:

«Шпионским романом» называется произведение Акунина. Фильму предшествовала непростая интрига, он задумывался шесть лет назад, сразу после написания романа, причем инициатором экранизации был Никита Сергеевич Михалков. С тех пор произошло множество интересных событий, связанных с выборно-предвыборными волнениями и митингами, где исторически сложилось, что Никита Сергеевич оказался по одну сторону баррикад, мы знаем по какую, он всегда оказывается по нужную сторону. А Борис Акунин оказался с другой стороны. Таким образом, фильм вышел как результат сотрудничества людей, которые в обществе занимают несколько разные позиции.

Я отважился пойти на этот фильм, после множественных разочарований в попытках наших отечественных режиссеров и сценаристов в течении последних нескольких лет...

Людмила: Между тем Акунину несказанно везет с экранизациями! Такие бренды как «Турецкий гамбит»...
Алексей:

Да! «Статский советник», где можно видеть, по моему мнению, бесподобную актерскую работу Никиты Сергеевича в роли коррумпированного, циничного чиновника. Он гениально вжился в образ. Согласен Акунину повезло, и одной из причин успеха его экранизаций в том, что это стилизация русской классики. Мне нравятся его романы, это крепко сделанный качественный развлекательный продукт, а главное, что он и сам его также определяет. Он не пытается присоседиться к Чехову или Достоевскому, он пишет честную развлекательную литературу. Мне нравятся люди, которые думают о себе не больше, чем следует, поэтому я сразу проникся уважением к его позиции. Я слышал обвинения, что играя в классику, он отвращает людей от настоящей классики, все это не обоснованный пуризм. Люди, которые хотят читать классику будут ее читать, никто их не собьет, а вот, наоборот, вполне возможно, что кто-нибудь сделает шаг в сторону подлинников.

Фильм, также как и книга, является попыткой создания качественного развлекательного кино, и на мой взгляд далеко не провальная. Смотреть можно. Фильм задумывался в четырехчасовой, телевизионной версии, поэтому многие критикуют художественную версию как неудачный дайджест. Считаю, что это справедливая критика, действительно есть нестыковки: сюжет развивается достаточно поспешно, а визуального действия, экшена, явно не хватает. Можно объяснить это тем, что режиссеру хотелось рассказать всю историю полностью, а поэтому некогда ставить зрелищные моменты. Хотя снято добротно, на твердую четверку. Конечно он не открывает новых горизонтов, не является новым словом в операторской работе, но есть изюминка, которая отличает его от средне статистического голливудского блокбастера — это изображение Москвы и России начала 40-ых ХХ века. Обычно эта эпоха привлекает режиссеров, стремящихся к стилизации, это было время, когда мужчины были мужчинами, а женщины женщинами. В Америке эти образы показываются в фильмах про мафию: мужчины в пиджаках, в начищенных ботиночках, с сигареткой в зубах; женщины со сложными прическами и в дорогих бальных платьях - в общем время атмосферное. У нас это проделали в сериале «Ликвидация». «Шпион» тоже костюмирован, но Бондарчук, конечно, не дотягивает до Машкова, не так харизмачен, чего-то ему не хватает. А работа актера Даниила Козловского, который играет лейтенанта Дорина, безусловно интересней. Первый раз я его увидел в фильме Алексея Германа младшего в фильме «Гарпастум» и он мне очень понравился, впрочем, как и сам фильм. Затем я видел его в различных, к сожалению, второсортных фильмах, но вообще, видно, что у него большой потенциал. В этом фильме он обрел форму, с точки зрения спортивной подготовки, он вполне может быть нашим вариантом Бреда Пита; впервые я увидел его в хорошей драматической глубокой роли, но он может играть и в экшенах, как выяснилось.

Людмила: Как я понимаю, Москва того времени — это фантазия на тему большой новой советской страны.
Алексей: Да, это попытка обыграть большой стиль; то что у нас выражено вокруг станций метро «Нарвская» и «Автово», а в Москве вокруг МГУ и в сталинских высотках - специфический советский классицизм. В довоенный сталинский период действительно были планы понастроить таких зданий еще выше, дальше, больше, но помешала война. А в фильме они как-будто построены, более того, там есть элементы стимпанка что-ли: люди пользуются предметами, которых в то время еще не было, например, всюду установлены видеофоны и камеры слежения. Предметы изобретенные гораздо позже перенесены в прошлое как некий элемент альтернативной истории.
Людмила: Общеизвестно существование сталинского генплана реконструкции Москвы от 35 года, который не был полностью осуществлен. Акунин рассказывал, что вначале очень сомневался в молодом режиссере-дебютанте, взявшемся не понятно откуда. Все-таки произведение сложное и большое. Но когда Алексей Андрианов принес ему копию сталинского генплана и сказал, что это визуальное решение фильма — Акунин понял, что парень глубоко проникся духом и атмосферой и знает, что будет снимать.
Алексей: Стилистически снято очень интересно, я не знаю архитектуру Москвы подробно, поэтому мне было трудно отличить реальные дома от дорисованных, но картинка в целом смотрится очень любопытно.
Людмила: Москва всегда солнечная... Как на плакате!
Алексей: Да-да! Кругом пионеры; не статуи, а живые физкультурники бегают с колхозницами — все это выглядит очень любопытно и задорно; это некий бонус, отличающий этот фильм от остальных. Что же касается сюжета, то это шпионская история накануне войны между Россией и Германией. Среди некоторых историков есть расхожее утверждение, что Гитлер обманул Сталина: пообещал, что не начнет войны по крайней мере в текущем 41 году, но не выполнил обещания. Миф это или нет, никто теперь не разберет; а сюжет на этом факте построить можно. Герой Даниила Козловского - молодой парень, генетически связанный с Эрастом Фандориным, которого берут на службу в контразведку НКВД. В фильме также появляются и Берия, и немного Сталина под кличкой «Азиат». Наши доблестные разведчики пытаются остановить войну, раскрыть планы Гитлера. Не буду раскрывать деталей сюжета, скажу лишь, что речь пойдет о столкновении людей, которые истинно хотят послужить своей стране, со всей присущей молодости горячностью или как герой Бондарчука со зрелым патриотизмом.
Людмила: Забавно, что свою фамилию Романов, он поменял на Октябрьский.
Алексей: По понятным причинам; причем это уже человек, прошедший через застенки.
Людмила: Акунин сказал Бондарчуку — Я не буду тебе подсказывать как играть, главное, чтобы прошлое героя отражалось в его глазах. - Поэтому ему пришлось играть многомерно, чтобы было бы заметно все через что он прошел.
Алексей: Не могу сказать, что Бондарчуку это удалось.
Людмила: Не вышло многомерности?
Алексей: При всем уважении, я видал получше. Итак, происходит столкновение желания служить своей Родине, в которой ты живешь и которую любишь, с тоталитарным режимом, который держится на какой-то своей внутренней паранойе и зависит от капризов людей, мягко говоря, не являющихся профессионалами. Фильм вызывает сложные чувства. И это хорошо. Хорошо, что во всех исторических фильмах про советский период, которые снимаются в настоящее время отражена железная поступь бесчеловечного тоталитарного режима, уродующего людей. Хорошо, что это видно, об этом важно помнить. Я считаю, что любой фильм, который напоминает нам об этом кошмаре, пусть даже в игровой форме хорош и важен. Единственное о чем, действительно, стоит сожалеть, что в тот предшествующий нашему времени период, очень трудно найти таких героев, которых можно с чистой совестью поставить на постамент. Потому что время было таким, что мы понимаем - если он стоит на постаменте, это означает, что он либо шел на компромисс с совестью, где-то терпел, где-то закрывал глаза на то, на что нельзя достойному человеку закрывать глаза. Либо, его сломали, замучили, запинали, расстреляли. Вот такие герои выявляются из прошлого: либо люди, которые пошли на компромисс с совестью и те, которых затоптали в лагерях.
Людмила: Ты имеешь ввиду не героя вообще, а именно советского героя?
Алексей:

Да. В этом смысле интересно сравнивать с Акунинским героем дореволюционного периода Эрастом Фандориным, благородным сыщиком, который сталкивается с различными трудностями и не всегда одерживает победу. Но трудности его связаны с глупостью и неповоротливостью бюрократического аппарата; тоже придурковатого и сдвинутого, но там еще есть надежда, там еще есть ощущение, что человек может стоять твердо на своей позиции. В той же экранизации «Статского советника», когда генерал-губернатор Москвы предлагает должность Эрасту Фандорину - тот с достоинством ее отвергает. Когда честный человек, может с достоинством, глядя прямо в глаза высокопоставленному чиновнику, сказать — Я не хочу с вами работать! - лично для меня этот момент нужен как кислород. Очень важно иметь внутреннюю свободу и внешнюю тоже немаловажно. Здесь тоже есть эпизод, когда главный герой выговаривает в лицо самому Берии, но он это делает со скрученными руками и чудом остается жив. Это уже элемент фантазии, потому что в реальности вряд ли бы он выжил. Показано, что он настолько верил в истинность того, о чем говорит, что даже Берия его не тронул; подумал, может еще сгодится. Трагично для нас, что в советское время для человека была потеряна возможность стоять твердо и оставаться живым. Я боюсь смотреть фильмы того периода, потому что как только встретится достойный человек, обязательно с ним что-нибудь жуткое случается. Не дай Бог, чтобы это время когда-нибудь вернулось. Даже у Никиты Сергеевича, в его фильмах, эта примета времени присутствует, я надеюсь, что и в дальнейшем не исчезнет. Лучше бы никогда не пришло такое время, когда этот период будет идеализирован. Извиняюсь, что скатываюсь в политику, но надеюсь, что приличные люди не будут говорить, что Сталин был хорошим менеджером, а подлость того режима останется в человеческой памяти очевидной.

Интересный моральный вопрос раскрывается в процессе сюжета, в самом начале герой Бондарчука учит новичка, что нужно слушаться не сердца, потому что оно может подвести, под сердцем подразумевается юношеская пылкость, слушаться нужно головы! А в конце он признается — Нет, я тебя неправильно учил. Не нужно слушаться ни сердца, ни головы, потому что и она может не туда завести. Нужно слушаться голоса, который внутри тебя говорит — он тебя выведет! - Этот голос можно истолковывать как интуицию, но похоже герой Даниила Козловского понимает его как совесть. Это делает его положительным и привлекательным персонажем.

В этом фильме все выверено, это добротный даже по голливудским меркам боевик. Если таких фильмов накопится изрядное количество, к примеру, восемь из десяти, то у нашего кинопроката появится шанс.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

 

 

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли