Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон

Короткий срок 12, Short Term 12, 2013, Дестин Креттон, Destin Cretton, Раскадровка,  кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Короткий срок 12, Short Term 12, 2013, Раскадровка,  кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

Алексей: Скажи несколько вводных слов о фильме и режиссере, пожалуйста.
Людмила: Режиссер Дестин Креттон; история этого фильма началась с короткометражки по этому же сюжету, которая получила приз на фестивале Санденс. Поэтому логичным желанием было сделать из короткой версии полный метр. Речь в фильме идет о профессии социальный работник, у самого режиссера был такой опыт; он работал в центре для трудных подростков и скорее всего хотел передать свои воспоминания и переживания. Также он хотел, чтобы главная героиня имела опыт социальной работы. Не знаю правда это или байка, но актриса, желающая получить главную роль, написала в сопутствующем письме, что, мол, конечно она работала в этой сфере. Однако, на самом деле, куда бы она не обращалась за работой, чтобы получить хоть какой-то опыт, ей везде почему-то отказывали. Тогда она нашла сайт социальных работников, где люди поддерживают друга, делятся своими трудностями — она начиталась этих историй, это и был ее единственный опыт.
Алексей: Важно понимать, что в США организация волонтерской работы на очень высоком уровне. У них настоящая развитая сеть по оказанию помощи всевозможным слоям населения, от простой кормежки бездомных до консультаций по проблемам переходного возраста у подростков. Причем считается хорошим пунктом в резюме, если ты в такой организации поработал, это знак твоей социальной активности. Многие студенты во время перерыва в учебе часто принимают участие в такой работе, чтобы заслужить хороший пункт в свой послужной список хотя фильм, конечно, не об этом. Он о ребятах, которые искренне работают с детьми из неблагополучных семей, хотя название Short Term 12, говорит о краткосрочной занятости. Я не совсем понял, почему выбрано такое название, потому что речь тогда должна идти о людях, которые принимают временное участие в работе. Но наверное, речь идет о том, что детей туда принимают на небольшой срок. Лагерь, в котором живут дети и происходит действие фильма — это своеобразный перевалочный пункт.
Людмила: Да. Новичку, который устраивается на работу, как раз и объясняют, что это место для детей, будущее которых еще не решено; их по разным причинам взяли из их семей, но дальнейшее их определение неизвестно. Но также здесь есть дети, которые живут в этом месте уже не первый год, может быть они застряли в системе и неизвестно куда их девать, может процесс лишения родительских прав затянулся...
Алексей: Да, не все понятно, тем более, что дело происходит летом, они не учатся, поэтому не ясно. Мы видим несколько дней из жизни лагеря. Главная героиня — Грейс, девушка работающая в лагере уже довольно долго; по ходу фильма мы понимаем, что ее собственную жизнь легкой не назовешь. Похоже, что она сама прошла через подобные заведения и одной из причин, по которой она там работает, является то, что в свое время ей помогли хорошие люди, работающие в подобной организации. Ее друг, Мейсон, работающий там же; мы видим забавную историю о его первом дне работы, но далее узнаем, что он приемный сын, выросший в семье, похожей на домашний детский дом. Однажды он едет на юбилей своих приемных родителей, и мы видим там множество молодых людей: многие уже выросли и разъехались, а другие живут еще там. Он говорит самые теплые слова в их адрес, считая, что это первые люди, показавшие ему что такое любовь, тепло и семья. Мейсон и Грейс, пройдя свой путь, пытаются донести любовь и терпение, а на мой взгляд просто невероятное терпение до трудных подростков лагеря.
Людмила: Нужно отметить, что тема далеко не новая: трудные подростки и взрослые, которые с ними взаимодействуют. Можно ли, на твой взгляд, обвинить фильм в спекуляции темы или в выжимании слезы? Часто кажется, что на подобной, сентиментальной теме легче обзавестись успехом. Как-будто само собой. Как ты думаешь?
Алексей: Не перестаю удивляться твоему цинизму! Просто содрогаюсь.
Людмила: Я забочусь о драматургии нашей передачи! Чтобы мы не лили мед и не были во всем согласны! Тем более, что я работаю социальным работником, мне цинизм разрешается.
Алексей: Лично мне фильм понравился, не знаю как тебе.
Людмила: Да я в восторге. Просто продолжаю играть свою роль.
Алексей: Как адвокат дьявола? Ты говорила, что у тебя есть критические замечания.
Людмила: Именно.
Алексей: На мой взгляд этот фильм не слезлив и хорош с драматургической и кинематографической точки зрения по одной причине — он не об ангелах! Он не о том, что работники, помогающие детям — это очень хорошие люди — и именно это избавляет его от слезливости и сладкости.
Людмила: Но это и есть типичная драматургия для такого сюжета! Некий взрослый, со своими ранами помогает ребенку и они тем самым помогают друг другу. В общении трудного подростка с раненным взрослым рождается симбиоз настоящей взаимопомощи.
Алексей: Видишь ли, практически все взаимоотношения такие. Любые взаимоотношения, в которых мы участвуем есть некая форма помощи друг другу. Весь вопрос в том, как это показано. Например, ты критиковала сюжет за предсказуемость. Для меня он не был предсказуем.
Людмила: Предсказуем не сам сюжет, а проблемы, с которыми мы столкнемся в фильме про подростка, например, семейное насилие или часто инцест. Другими словами, мы ожидаем, что с ними произошло нечто страшное, именно это с ними и произошло. Это предсказуемо.
Алексей: А как же иначе? Если бы фильм рассказывал о людях, которых похитили инопланетяне и их опыт был бы предсказуем — это действительно плохо. Но здесь о речь о том, что каждый день происходит в жизни; одни и те же жуткие случаи насилия. Психологи России, которые занимаются проблемами насилия в семье, скажут, что эти случаи не нужно выискивать, чтобы потом с их помощью выжимать слезу, они словно вплетены в реальность современной жизни, настолько их много, много и еще раз много. Проблема острая и как раз-то в этом фильме взаимоотношения подросток-взрослый были, на мой взгляд, показаны, если можно сказать аутентично, без фальши. Чтобы было понятно о чем мы говорим, немного поясню, однажды в лагерь поступила новая девушка с трудным поведением, в которой воспитатель Грейс увидела себя, когда она сама была подростком. И именно ее собственный травматический опыт дает возможность обеим вступить в контакт. Я имею ввиду, что Грейс могла той старой травмой разрушить себе всю жизнь, саму себя и людей с которыми она связана. И мы видим, что такая опция в ее поведении присутствует.
Людмила: Да. Со своим молодым человеком она по-другому выстраивает отношения.
Алексей:

Но чудо этой ситуации в том, что она свою боль использует для того, чтобы помогать другим людям. Этот выбор показан отчетливо, для нее он даже является поворотным. Конечно же это не означает, что дальше для нее все заколосилось...нет. Однако выбор сделан — она не замыкается в себе, она перековывает свою боль в инструмент для помощи другому.

Также мне понравился в фильме подход работников к детям, отнюдь не позиции «сверху вниз».

Людмила: Но они и сами юные! По двадцать лет.
Алексей: Нельзя сказать, что они подходят к ним на равных. Нет. Самое поразительное, что это позиция служителей или помощников. Они почти сознательно ставят себя в уязвимое положение для того, чтобы детям не было с ними страшно. Например, история Мейсона, которую знает весь лагерь и которая рассказывается помногу раз, как в первый же день работы, он не рассчитал свои силы и опозорился перед подростком — даже этот свой позор он смог использовать так, чтобы обернуть детей в свою сторону. Они перестают его боятся или считать недостижимой скалой. Мне это было очень интересно увидеть. Обычно отношения с детьми строятся на позициях авторитета: я — мудрый и сильный, повидавший многое, теперь, тебя- сопляка, поучу жизни. Здесь показан иной подход, этим мне фильм очень понравился. Евангелие говорит: «Кто хочет быть большим, тот пусть станет всем слугою», так эти ребята и поступают — они служат вверенным им детям, несмотря на то, что не всем из них можно помочь и не все принимают эту помощь.
Людмила: Как думаешь, это фильм о детях или о том, что у взрослых, которые становятся социальными работниками есть свои проблемы?
Алексей: Для меня идея фильма, как ты и сказала, банально предсказуема: мы нужны друг другу и помогая друг другу, мы помогаем самим себе. Звучит избито и навязло в зубах, но тем не менее здесь она показана красиво и эмоционально честно. У меня остался приятный осадок и никакой манипуляции я не ощутил. Наоборот, показаны искренние и честные герои, которые своею уязвимостью помогают подросткам.
Людмила: Лично у меня возникали сложные эмоции, например, в связи с новичком, парнем, который приходит устраиваться на работу, присматривается к этому новому миру, а ведь там не будет хэппи-энда: будут новые дети, новые трудности и так далее... И нет здесь высокого высказывания о ребенке и взрослом, как, например, в фильме «Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом. Он не об этом. Не знаю как будет у них получаться, но они остались на своих местах, социальными работниками. Фильм об этой профессии и о жизни этого центра.
Алексей: Смотришь и завидуешь этим подросткам, что у них есть такая роскошь находиться с людьми, которые готовы терпеть и возиться. Многим, кто попал в трудные жизненные обстоятельства именно этого и не хватает, людей, которые будут их терпеть, понимать их, когда они истерят и сами себя разрушают. Да и каждому из нас не хватает такого. И сами мы не готовы быть этими терпеливыми людьми.
Людмила: Но они, сотрудники центра, ни в коем случае, не советчики детям, они лишь те, кто находится с ними рядом.
Алексей: Они советчики, но не через слова. Советчики правильные, не свысока, не с позиции опыта, а те, которые помогают и уязвимые сами. Действительно, как ты и говоришь, их основное участие — это быть рядом, находится в различных ситуациях вместе с детьми: петь песни, находиться в периоде психоза и в попытке вскрыть вены. В этом их главное воздействие и это самое важное, что может быть. Все остальное гораздо легче: дать таблетку, запереть в камеру, прочитать лекцию, все это вторично. Главное — быть рядом в трудное время.


 

 


kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция