В поисках Сахарного Человека (Searching for Sugar Man) режиссер Малик Бенджеллуль

В поисках Сахарного Человека, Searching for Sugar Man, Стив Сегерман, Малик Бенджеллуль, Malik Bendjelloul, Sixto Rodriguez, Сиксто Диас Родригес, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия В поисках Сахарного Человека, Searching for Sugar Man, Стив Сегерман, Sixto Rodriguez, Сиксто Диас Родригес, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия В поисках Сахарного Человека, Searching for Sugar Man, Стив Сегерман, Sixto Rodriguez, Сиксто Диас Родригес, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия

"В поисках Сахарного Человека" (Searching for Sugar Man), документальный фильм, 2012, режиссер Малик Бенджеллуль

А. Власихин - режиссер этого фильма Малик Бенджеллуль, он из Швеции, и фильм, этот оказывается шведско-британский, хотя я почему-то был убежден, что американский. Прежде всего этот фильм интересен тем, что он получил на Санденсе. Я думаю, что это лучший документальный фильм, который я видел за последние несколько лет.

Л. Александрова - Даже вот так?

А. Власихин - Да, особенно он хорош тем, что ему удается держать некую интригу. Скажу сполер: первые двадцать минут фильма тягомотные; рассказывается о не знаменитом, но очень интересном музыканте по имени Езус родригес, с латино-американскими корнями, записавший в конце шестидесятых пару альбомов, о которых люди, услышавшие их тогда говорили, что это просто уникальное явление. Боб Дилан по сравнению с ним просто розовая водичка.

Л. Александрова - Да люди вспоминают те концерты, те записи как нечто потрясающее!

А. Власихин - Да, а затем, поскольку он не получил признания; его альбомы не выстрелили, по какой-то никому неведомой причине, хотя в них было все чтобы иметь успех. Сколько бы ни думали, о причинах — их нет, все было сделано, чтобы выстрелили, а они не выстрелили. Поэтому он на последнем выступлении, допел песню, облил себя бензином и сгорел.

Л. Александрова - Или застрелился.

А. Власихин - По другой версии, он застрелился. Затем всплывают рассказы о Южной Африке, меня это вначале раздражало, что там делает Южная Африка? Оказывается, что несколько дисков попали в Кейптаун, когда там еще свирепствовал апартеид, и там его песни стали символом борьбы за свободу, за жизнь без диктатуры. Он стал знаменем оппозиции; его записи стали там выходить огромными тиражами, пиратским образом, а он даже не знал об этом, он даже копейки за это не получил. Потому что его звукозаписывающая студия уже махнула на него рукой к тому времени, и никто им не интересовался.

Л. Александрова - Мы получаем неуловимого мистера Х, песни которого все слушали, видим его выцветшие фотографии из того времени, мы видим словно кто-то в его пальто и шляпе бредет по улицам его города Детройта, словно порой мелькнет какой-то образ в клубе. Есть даже фанклуб, где люди очень увлечены его музыкой и его историей...

А. Власихин - ...Причем люди, далеко уже не юные, те, кто в шестидесятых слушал рок-н-ролл. Можно легко представить наших соотечественниках, которые провели молодость в рок-клубах, в Сайгоне, а теперь они уже степенные с брюшком как поется:
"рок-н-рольное время ушло безвозвратно,
Охладили седины твоей юности пыл,
Но я верю - и верить мне в это приятно,
Что в душе ты остался таким же как был !"

Л. Александрова - Загадочный дух Детройта, захвативший атмосферу!

А. Власихин - Детройт еще и город своеобразный, с тяжелой судьбой, он жил исключительно за счет автомобильной промышленности, которая пришла в упадок и город опустел, начались тяжелые времена.

Л. Александрова - Получился, действительно музыкант-миф!

А. Власихин - И смерть тоже мифическая! И вот один журналист в Африке выясняет, что люди, которые его слушали, для которых он был символом поколения, даже не знают кто он такой.

Л. Александрова - Он оказал большое влияние на африканских музыкантов того времени, но никто его не знал.

А. Власихин - Начинается журналистское расследование, он пытается что-нибудь найти о нем, но все концы обрубаются, даже его родной город они находят с большим трудом. К середине фильма я даже подумал — Ну, и что же они дальше будут делать? Кажется, что это история о трагичной судьбе музыканта, похожая на жизнь Иэна Кертиса из группы Joy Division: человека талантливого, но с очень ранимой, уязвимой душой, которая не выдержала и он ушел. Я думал, что фильм будет размышлением о судьбе творческого человека. Но вдруг...

Damian Winnichenko - Выясняется, что он жив?

А. Власихин - Да. Именно так! Один из разыскивающих журналистов был разбужен среди ночи телефонным звонком; его жена взяла трубку и по выражению ее лица, он понял кто ему звонит. Он убежал с телефоном в другую комнату. Этот момент выглядит прямо как откровение! С этого момента ты начинаешь уходить прямо в экран, несмотря на то, что фильм документальный! Невозможный сюжет! А дальше начинается путь ко встрече с этим человеком, который обыгран не менее красиво: они показывают старый потертый детройтский дом из красного кирпича; мы видим за окном силуэт человека, и вдруг окно поднимается и мы видим того же человека, что и на фотографиях, только старого и в темных очках. Он жив! Оказывается, что он не знал о своей популярности: записал два альбома, третий не записал и свернул деятельность. Поначалу пугаешься разочарования, боишься увидеть спившегося неинтересного неудачника.

Л. Александрова - Не справился с тем, что его не заметили, опустился...

А. Власихин - А ты вдруг видишь настолько красивого человека, что тот образ, казавшийся раньше романтическим испаряется на глазах. Ты видишь человека, который особенно и не заботился о своей славе. Да, когда-то он расстроился, но с другой стороны, он говорит — Ну, я же свою музыку записал! Я сделал то, что хотел. Всю жизнь он работал в бригаде по демонтажу домов — простая и грубая работа. Взяли интервью у его напарника, а это такой самый брутальный и бескомпромиссный тип пролетария, а тот говорит о нем как о поэте; что он делает свою работу делает так словно это творчество. Ясно, что рабочему ни к чему выдумывать подобное.

Damian Winnichenko - Самое время дописывать третий альбом.

Л. Александрова - Он показан также как просто великолепный отец. Например, живя в Детройте и относясь к самому небогатому слою, он водил своих троих дочерей в театр, на концерты, чтобы они понимали, что для них нет ничего невозможного. Он воспитал их с мыслью о, том, что нет такого места, куда бы им был закрыт вход. Несмотря на то, что они работяги, никто не может помешать им мечтать. Потом оказывается, что занимаясь вопросами социальной справедливости с позиции левых взглядов, он баллотировался в мэры; конечно не победил, но участвовал в выборах! И по этому поводу опять-таки не убивался. То есть мы видим спокойного, уравновешенного, скромного и цельного человека.

Damian Winnichenko - редкий пример!

Л. Александрова - Совершенно коллекционный!

А. Власихин - Да его личность завораживает! Ты выдыхаешь, когда смотришь на него, в нем нет никакой истеричности! Его спрашивают — Как же так, на вас многие заработали, а вам ничего не досталось?! А его это совсем не беспокоит! И вот ему устраивают гастроли в ЮАр, он выходит на сцену почти что семидесятилетним человеком, а в зале ни одного свободного места;

Л. Александрова - Зрители из всех поколений!

А. Власихин - Ему говорят, ты понимаешь, что здесь ты популярней, чем Элвис Пресли? Действительно, зал переполнен, все забито людьми. Он дал там несколько концертов, затем приезжал еще. Но что самое удивительное: мы смотрим на него после этих концертов: он простой, хороший человек. Он ни на кого не обижен. Его дочь говорит, что он продолжает работать в бригаде, чтобы сводить концы с концами. Тогда ты думаешь, куда же делись деньги от концертов. А потом понимаешь, что деньги, которые он заработал на концертах отданы своим детям. Дочь не смогла красиво ответить, но в титрах было замечено, что деньги отданы детям и друзьям. А сам вернулся к тому чтобы заниматься тем же, чем и занимался до этого. Само лицезрение этого человека — это красота и сила, а его музыка была не просто попыткой подростка к самореализации. Как говорит в фильме его друг, от тех трудностей, которые ему выпали можно было сломаться и не единожды, но он всю эту боль и переживания преобразовал в творчество. Дальше друг говорит, что и вся его жизнь такая. Даже не знаю! Конечно, образ немного поэтизирован и отшлифован, но все равно он захватывает тебя полностью и без остатка. Трудно представить, что было бы получи он популярность и славу в свои 20 лет! Помешало бы это стать ему таким, каков он сейчас? Хочется верить, что тоже нет. Но когда ты смотришь на него теперешнего, понимаешь, что все именно так и должно было быть. Здорово! Всем кто занимается модным сейчас делом — самореализацией и творческим поиском, я бы порекомендовал выбрать этого человека себе в герои. В нем поразительным образом сочетаются скромность, цельность и талант, кстати талант все признают, говорят, что его музыка глубже, чем у большинства певцов того времени. Может быть поэтому она и не выстрелила.

Damian Winnichenko - Мне кажется, что все-таки слава, деньги, женщины и все остальное, что следует за славой, портят творческий запал.

А. Власихин - Ты говоришь прямо томным размышлением знающего человека.

Л. Александрова - Да, уставший от денег, женщин и славы!

Damian Winnichenko - Я много об этом думал, разговаривал с друзьями, которые тоже занимаются творческой самореализацией.

А. Власихин - В нашем городе в кого ни ткни, попадешь в самореализующегося! К сожалению, не все идут по пути красоты.

Л. Александрова - Один из критиков обвинял творческую группу, снявшую фильм в псевдодокументальности, в том что это мокьюментори.

А. Власихин - Подделка!

Л. Александрова - Человеку, видимо, было сложно поверить в такую кристальность героя, но возникли и другие вопросы: почему, например, люди столько лет были так увлечены всего двумя альбомами, они ведь не получали новых песен, почему не угас интерес? Откуда возникло такое огромное количество зрителей на концертах? Все настолько странно, что выглядит как мокьюментори, как история об идеальном творце. Для людей с критическим мышлением сложно поверить в реальность героя.
Кроме того, музыка родригеса изменила жизнь многих людей; некоторые из них брали его имя своим псевдонимом; некоторые играли его музыку, оставаясь при этом в тени; в общем жил как жил, а жизнь людей изменил.

А. Власихин - Сегодня многим из нас трудно поверить в эту историю, потому что внутри мы ловим себя на том, что мы бы так не смогли; нам было бы трудно сохраниться; мы бы разрушились; мы увлеклись бы всякой мишурой. Я думаю, что сегодня одна из трагических вещей, что в сознании многих из нас, я бы сказал, отчасти каждого из нас, понятия творчества и самореализации обязательно связаны со славой. Не в том смысле, что ты выходишь на сцену с гитарой, а все молоденькие девчонки визжат при твоем появлении. Но каждый хочет, чтобы однажды все увидели какой он уникальный, загадочный и неповторимый.

Damian Winnichenko - Есть такой соблазн.

Л. Александрова - Может в нем и нет кокетства, но есть же и другая сторона: не надо мне славы; настоящее творчество должно быть для себя...

А. Власихин - Нет. Он человек спокойный и радуется искренне и по-доброму. Когда он выходит на сцену, то говорит — Я благодарю вас за то, что вы поддерживаете меня. И во всем он также благодарен. Лично меня подкупило больше всего то, как он воспитывал своих дочерей — это очень красиво! Он вложил в них достоинство; чувство того, что ты что-то можешь и что-то значишь! Это хорошая сторона американской культуры: где бы ты не родился, ты можешь стать достойным человеком. Не в том смысле, что ты можешь стать Майклом Джексоном, а в том, что где бы ты не родился, ты можешь сохранять достоинство. Меня потрясло в этом фильме глубокое проявление того, что в обычной жизни называется креативностью или творчеством. Сегодня почему-то это свелось к занятию фотографией или прыганью с микрофоном по сцене. А он всю свою жизнь преобразовал в творчество — в этом и есть суть. Мы себя обеднили, мы сузили свои горизонты, мы свели все, что может произойти в жизни человека к каким-то внешним красивостям. А у него семья — это его творчество; самый лучший его альбом — его дети.

Damian Winnichenko - Я бы хотел дополнить твои слова одной картинкой, которую я видел в интернете. Мне кажется это хорошая иллюстрация: там два кадра, нарисованные от руки и довольно простенько: космонавт на фоне космического корабля держит флаг Объединенной Земли и его речь: Мы — первые люди, ступившие на поверхность планеты Титан! Мы открываем эту поверхность для всей Земли! Человечество вслед за нами шагнет и освоит ее! И все стихии вновь покорятся человеку! Это — шестидесятые. Следующий кадр — наши дни: Мы купили новую машину в кредит, а у жены — новый телефон!

А. Власихин - Я понял твою мысль. Но я бы сказал: и то, и другое может быть мишурой. И покорение Титана может быть мишурой, если ради этого, ты готов принести в жертву все и всех! А у этого человека в жизни получилось так, что он ничего не приносил в жертву.

Л. Александрова - К тому же он непознаваем. Обычно люди, считающие себя творческими не щадят себя; они выворачиваются наизнанку, пытаясь писать изнутри. А он, в хорошем смысле, непознаваем; он не выворачивается наизнанку, все его песни универсальны, поэтому их могут слушать совершенно разные люди, находя для себя в них смысл: кто-то свободу от апартеида, а кто-то другое. Как-будто бы он закрыт и открыт одновременно.

А. Власихин - Я помню, когда мы проходили в школе «Войну и мир», меня ужасно возмущало, когда говорили, что из-за того, что Наташа ростова вышла за Пьера Безухова, в ней пропала какая-то красота и возвышенность. Потому что Толстой изображает ее некоей мамашей с детьми; вроде бы она была тонкой натурой, а теперь, как бы обабилась. А я и тогда, подростком, спрашивал себя: почему? Может быть это раньше она была еще юной и незрелой, а теперь мы видим женщину, которая любит. Что может быть красивей? Я думаю, что в современной культуре: и в популярной, и в снобистской содержится очень много мишуры, погони за чем-то второстепенным, за тем, что не является сутью. Проблема в том, что все внешнее выглядит очень захватывающим; оно бросается в глаза и на это реагируешь прежде всего. А здесь, человеку может быть, действительно, просто повезло. Может Промысел Божий — написать два альбома, а потом просто жить — и два этих фактора вместе взятые, выглядят просто замечательно. Может быть нужна аскеза? Сделал выставку фотографии, которую все оценили, а потом, взял — и исчез! К семье, к детям. А потом, лет в семьдесят тебя видят спокойным, цельным, добрым.

Л. Александрова - Принято считать: либо творчество, либо семья. Эти вещи не сочетаются.

А. Власихин - А этот человек, чем берет? У него — Хоп! И сочетается! Не знаю как может настолько завораживать документальный фильм, но это, действительно — очень красивый человек!

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +