Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)

Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, Davit Kldiashvili, Давид Клдиашвили, დავით კლდიაშვილი, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

"Мачеха Саманишвили", 1977, режиссер Эльдар Шенгелая

 

Алексей: Сегодня у нас фильм-сюрприз! Фильм с очень интересной подоплекой, начиная прямо с самого названия - “Мачеха Саманишвили”. Конечно, любой человек с постсоветского пространства узнает здесь влияние маленького, но гордого и независимого народа Грузии. Антон, расскажи, почему ты привлек наше внимание именно к этому фильму?

Антон: (Смеется) Я как раз просил, чтобы вы не ставили меня в такое положение...

Людмила: Ну что делать, журналисты - наглый народ!

Алексей: Мы боремся за свободу выражения! (Все смеются).

Антон: Как оказалось, чего я долгое время не знал, что автор пьесы Давид Самсонович Клдиашвили, который родился в 1862 г. и умер в 1931 - оказался моим родственником. Или я его родственником. Он написал эту пьесу в самом конце ХIХ века, в 1896 году.

Алексей: Насколько далекий?

Антон: Не родной, а двоюродный прадедушка.

Алексей: Но тем не менее, тесно связанный с историей твоей семьи?

Антон: Да. Мои грузинские родственники, которых я очень давно не видел, живут как раз в той деревне, где жил драматург Клдиашвили и где снимался этот фильм.

Алексей: И ты был в этой деревне?

Антон: Был. Прямая связь.

Алексей: То есть, ты не дашь режиссеру соврать?

Антон: Именно. Мало того, это одна из его повестей, по которой поставлены спектакли, шедшие и в Грузии, и в нашем театре БДТ, в восьмидесятых годах. Затем по ней поставлен фильм. Считается, что сценарий очень близок к повести, персонажи и диалоги прорисованы прямо как в книге.

Людмила: У меня были очень интересные ощущения - садишься смотреть фильм 1977 года, действия которого происходят еще раньше, в конце ХIХ века, о жизни в грузинской деревне, среди грузинской аристократии...

Алексей: Дворянства! Аристократия здесь неподходящее слово.

Людмила: Дворянства. Ничего не зная о сюжете, это довольно интересное ощущение - смотришь и думаешь - что же здесь будет происходить?

Антон: Когда я первый раз смотрел фильм, у меня было точно такое же ощущение. Мои родственники знали гораздо больше, на праздниках, днях рождения они говорили - да, это в нашей деревне, ты же там был!
В этой деревне есть музей Давида Самсоновича - грузинская гордость.

Людмила: Как я понимаю, он писал про своих односельчан, персонажей, которые были ему знакомы.

Антон: Да, он описал быт обедневших мелкопоместных дворян, как их называли. Он описал то, что знал, и по-моему, сделал это хорошо.

Алексей: Да, фильм создает ощущение аутентичности - мир, который очень далеко от тебя, живет по своим законам - и ты наблюдаешь за ним. Вот, я, к примеру, человек не горный, всегда жил в лесистой местности, а теперь в болотистой... Наблюдать за людьми, которые всегда живут в окружении гор; ходят по крутым тропинкам; ездят на лошадках; переправляются через горные реки и одеваются в одежды, которые мы знаем только по фольклорным ансамблям - это необычное ощущение. Люди так живут, там существуют свои очень патриархально-архаичные законы, и при всей этой чуждости для нас быта и житейских норм, ситуация, разыгранная в фильме является узнаваемой. Универсальная притча.

Людмила: Интересно, что наблюдаемое драматургом воочию, теперь смотрится как притча или даже легенда. Хотя там много быта: свадьбы, похороны, утварь, обстановка, общественные иерархии и так далее, но от ощущения сказки или притчи избавиться невозможно. Может быть из-за того что, основа сюжета - это конфликт между отцом и сыном..

Алексей: Наоборот, не то чтобы сказка, а напротив! Я думаю, что есть такие сюжеты, которые настолько архетипичны, что они превращаются в совершенно универсальные высказывания. Например, таковы пьесы Шекспира..

Людмила: “Крестный отец” - это тоже сказка про гангстеров!

Алексей: Верно. Таковы библейские истории: убийство брата братом, предательство, клятвопреступление и так далее. В чем суть этой истории? Мы наблюдаем очень трудолюбивого грузинского обедневшего дворянина... (для меня было удивлением, что грузинские дворяне, подчеркивавшие свое сословие, при этом работали на земле)..

Антон: В этом как раз и есть определенный сарказм...

Алексей: Исторический сарказм. Потому что наши дворяне, земледелием никогда не занимались, на крайний случай госслужба, армия, но не землей, насколько я знаю. Так вот, наш герой трудолюбивый мелкопоместный дворянин..

Людмила: Платон Саманишвили.

Алексей: Да, несколько раз подчеркивается, что он работает больше остальных. Он не богат, но очень трудолюбив, ведет примерный образ жизни. Семья: жена, дети; ходит в церковь; его знает местное духовенство, и он подчеркивает, что за ним нет никаких грехов. То есть, с точки зрения своих земляков, он очень благочестивый человек. У него есть пожилой отец, которому на старости лет ударила какая-то...

Людмила: Бес в ребро.

Алексей: Да. Что-то на него нашло и он решил жениться. Платон приходит в состояние паники, потому что, если у отца родится наследник, то ему придется делиться с ним тем небольшим участком, который у него есть. От одной этой мысли он приходит в крайнее озлобление. В результате мозгового штурма он приходит к решению, что в жены отцу нужно найти женщину, которая была бы дважды вдова и ни от одного брака нет детей.

Людмила: Гарантированная бесплодная.

Алексей: Точно. Пусть отец порадуется, но не за счет Платона. Дальше начинается роудмуви, где он и еще один его родственник, муж сестры, который является полной противоположностью Платона - сравнительно богатый, веселый, разухабистый малый. Грузин из анекдотов, любящий напиться, подраться, а на утро посмеяться, и конечно, любящий женщин.

Антон: Комплексный подход, вместе с вином и праздником.

Алексей: Да, человек очень взбалмошный, но при этом добродушный - знакомое сочетание! Они вместе отправляются в путь, чтобы найти подходящую вдовушку, попадают на похороны, на свадьбу, на пир в одну очень бедную, но гордую дворянскую семью, где выясняется, что там есть та, которую они ищут. Вдова, бывшая дважды замужем и без детей. Правда там возникает коллизия из-за крайней бедности ее семьи, поэтому ее приходится символически похитить. Все это проделано с необходимым юмором.

Антон: Похищают потому что у семьи нет приданного.

Алексей: Не хотят они давать приданное, поэтому чтобы придти к согласию они решают разыграть это через похищение. Законы гор позволяют примириться так. Все это проделывают комично. Но вот оказия! Оказия в том, что она оказывается не бесплодна! Почему-то не было детей раньше, а теперь получилось забеременеть сыном, что приводит к трагическому расколу Платона с отцом. Практически к ненависти к отцу, его новой жене и сводному брату - он отделяет свое хозяйство, свой двор от отца. А в книге, как ты рассказывал, отец умирает от горя.

Антон: Даже больше, отец от горя умирает, а Платон продолжает ненавидеть его жену и ребенка.

Алексей: То есть ненависть поглощает его полностью... он становится на темную сторону силы.

Антон: Да, он не может справиться.

Алексей: С одной стороны, может показаться, что это всего лишь очередная история про наследство, да еще и плюс законы гор, традиции и тому подобное... На самом деле это очень архетипическая история: про семью, про любовь, прощение... Про то, какую роль во всем этом играет “квартирный вопрос”. То есть с этой историей отождествить себя совсем не трудно.

Антон: Очень легко!

Алексей: Если ты уже немного вкусил самостоятельной и небогатой жизни, и уже понимаешь какую роль играет имущество и наследство во всех современных отношениях.

Антон: Да. Мои родители уже умерли, и проецируя на себя, не могу себе представить, как бы я себя чувствовал, если бы мой отец был жив и решил бы еще раз жениться. А тем более, если бы у него появился ребенок, т.е. мой брат, который претендовал бы на ту квартиру, в которой я сейчас живу.

Алексей: Действительно, любой из нас, кто сталкивался с вопросом деления имущества среди родственников знает то гадливое чувство, когда ты, с одной стороны, хочешь, чтобы твои интересы были максимально учтены, потому что неизвестно когда у тебя что-нибудь еще появится? С другой, ты понимаешь, что это твоя родня, которую ты должен любить и по-хорошему относится. А с третьей стороны, да ну их всех, у тебя есть собственные интересы и свои дети. Все эти чувства оставляют неприятный осадок. Данная история универсализируется и становится неким высказыванием о нас, в чем, как мне кажется ее сила и простота. А аскетизм визуального ряда только помогает сосредоточится на основных персонажах, которые расставлены по ходу истории. Лично мне она напоминает притчу о блудном сыне, библейскую новозаветную историю об отце, у которого было два сына. Младший, как водится, беспутный, попросил свою долю имения и уехал в дальние страны; там, по неопытности спустил все деньги в пьянках и кутежах. И затем, намучившись от безденежья, в полном унижении вернулся домой, в надежде на то, чтобы быть хотя бы работником у своей семьи и не умереть от голода. Отец с любовью выбегает ему на встречу, собирается устроить веселье в честь возвращения сына и дальше сюжет поворачивается так: с поля возвращается старший брат, который всю жизнь честно работал и упрекает отца за то, что он так легко принимает заблудшего сына обратно. А отец отвечает: ты всегда был со мной, нужно радоваться, что заблудший твой брат вернулся. Именно эти переживания и проговариваются в этом фильме; отношения в семье всегда касаются очень чувствительных и болезненных вопросов; потому что это не просто абстрактные слова о любви и прощении, а это любовь и прощение подкрепленные имущественными вещами. Когда мы смотрели “Мачеху Саманишвили”, ты сказал, что испытываешь смешанные чувства по поводу того, кому ты симпатизируешь...

Антон: Да. Прежде всего заметьте, что фильм очень религиозен. Как он прошел советскую цензуру, неизвестно, возможно цензоры рассматривали его как грузинский фольклор. В то время как вопросы, которые там поднимаются совершенно определенно религиозные, это размышления о Боге. У меня сложности с главным героем - молодым Платоном, потому что при всем его трудолюбии, при всей посвященности - он говорит, что не просто ходит в церковь, а не пропускает богослужений. При всей его религиозности, он не проходит главный тест - тест любви.

Алексей: Он ведь похож на старшего сына из притчи? Для которого возможность быть правым и иметь право вымещают радость того, что его родной брат вернулся.

Антон: Мне немножко не по себе, поскольку я себя ассоциирую с этим Платоном, т. е. стараюсь не пропускать богослужения, стараюсь жить правильно, но пройду ли я этот главный тест? По этому поводу есть какая-то дрожь..

Алексей: Если тебя это так цепляет, значит притча, рассказанная в фильме работает. В чем ее сила? Как и в притче о блудном сыне, ты можешь себя сравнить со старшим братом - если ты много и честно делаешь, то, кажется, что ты имеешь право. И это ощущение права подменяет собой то, что вокруг тебя есть люди - в обеих историях это отец. В этом фильме отец говорит, может быть, сынок, и не надо было мне жениться, может я ошибся, пошел вслед за своими желаниями. Ведь мы семья. В этом смысле история очень простая, но от этого очень близкая и узнаваемая. Каждый раз, когда ты сталкиваешься с тем, что тебе нужно простить кому-то деньги, особенно друзьям - каждый раз ты через это проходишь. И это создает очень очаровательную притчеобразность. Мне фильм очень понравился. Еще было очень забавное ощущение, что грузины очень похожи на итальянцев, вспоминались фильмы про Сицилию. Видимо сходство горных народов, с их кодексом чести, вендеттой, с их забавным патриархализмом..

Антон: Гостеприимством..

Алексей: да-да гостеприимством!

Людмила: Интересно, что при всей серьезности их отношения к преемственности поколений, почтению памяти предков и почитанию родственности, здесь же получается, что главного героя переклинивает на каком-то упрямстве, похоже национальном, и он попадает в безвыходное положение.

Алексей: Эта притча о том, что любовь важнее правильности.

Людмила: Важнее традиции.

Алексей: Да. Или можно сказать, что прощение важнее, к примеру, твоих заслуг. Эти истины очень простые, но мы нуждаемся в постоянном их повторении.

Людмила: Просто эта упертость в его характере, как та силища, с которой он вспахивает землю, какая-то твердокаменность, и если попадается ему не та эмоция, то он ничего не может с собой поделать. В чем-то его можно понять. Такое ощущение, что эта черта всегда была в нем, с такой остервенелостью он пахал землю и теперь почувствовал несправедливость и все! Теперь ему не слезть с нее! Это характер такой. Просто страшно, что этот же характер, твердокаменность и упрямство может сдвинуть горы, вспахать поле, а может не позволить простить.

Алексей: Простить отца. Это ведь высказывание от грузина, который знает все это по себе, он был военным и за свои принципы был разжалован, как ты рассказывал, из Царской Гвардии. То есть он все эти эмоции знает и хочет напомнить своим соотечественникам и всем нам о необходимости прощения. Такое послание о прощении от человека с традицией горцев очень важно и ценно.

Людмила: От человека с характером.

Алексей: Это очень сильное послание.

 

 

короткая рецензия на фильм "Мачеха Саманишвили""Мачеха Саманишвили"

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула