Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)

Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, Davit Kldiashvili, Давид Клдиашвили, დავით კლდიაშვილი, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

"Мачеха Саманишвили", 1977, режиссер Эльдар Шенгелая

 

Алексей: Сегодня у нас фильм-сюрприз! Фильм с очень интересной подоплекой, начиная прямо с самого названия - “Мачеха Саманишвили”. Конечно, любой человек с постсоветского пространства узнает здесь влияние маленького, но гордого и независимого народа Грузии. Антон, расскажи, почему ты привлек наше внимание именно к этому фильму?

Антон: (Смеется) Я как раз просил, чтобы вы не ставили меня в такое положение...

Людмила: Ну что делать, журналисты - наглый народ!

Алексей: Мы боремся за свободу выражения! (Все смеются).

Антон: Как оказалось, чего я долгое время не знал, что автор пьесы Давид Самсонович Клдиашвили, который родился в 1862 г. и умер в 1931 - оказался моим родственником. Или я его родственником. Он написал эту пьесу в самом конце ХIХ века, в 1896 году.

Алексей: Насколько далекий?

Антон: Не родной, а двоюродный прадедушка.

Алексей: Но тем не менее, тесно связанный с историей твоей семьи?

Антон: Да. Мои грузинские родственники, которых я очень давно не видел, живут как раз в той деревне, где жил драматург Клдиашвили и где снимался этот фильм.

Алексей: И ты был в этой деревне?

Антон: Был. Прямая связь.

Алексей: То есть, ты не дашь режиссеру соврать?

Антон: Именно. Мало того, это одна из его повестей, по которой поставлены спектакли, шедшие и в Грузии, и в нашем театре БДТ, в восьмидесятых годах. Затем по ней поставлен фильм. Считается, что сценарий очень близок к повести, персонажи и диалоги прорисованы прямо как в книге.

Людмила: У меня были очень интересные ощущения - садишься смотреть фильм 1977 года, действия которого происходят еще раньше, в конце ХIХ века, о жизни в грузинской деревне, среди грузинской аристократии...

Алексей: Дворянства! Аристократия здесь неподходящее слово.

Людмила: Дворянства. Ничего не зная о сюжете, это довольно интересное ощущение - смотришь и думаешь - что же здесь будет происходить?

Антон: Когда я первый раз смотрел фильм, у меня было точно такое же ощущение. Мои родственники знали гораздо больше, на праздниках, днях рождения они говорили - да, это в нашей деревне, ты же там был!
В этой деревне есть музей Давида Самсоновича - грузинская гордость.

Людмила: Как я понимаю, он писал про своих односельчан, персонажей, которые были ему знакомы.

Антон: Да, он описал быт обедневших мелкопоместных дворян, как их называли. Он описал то, что знал, и по-моему, сделал это хорошо.

Алексей: Да, фильм создает ощущение аутентичности - мир, который очень далеко от тебя, живет по своим законам - и ты наблюдаешь за ним. Вот, я, к примеру, человек не горный, всегда жил в лесистой местности, а теперь в болотистой... Наблюдать за людьми, которые всегда живут в окружении гор; ходят по крутым тропинкам; ездят на лошадках; переправляются через горные реки и одеваются в одежды, которые мы знаем только по фольклорным ансамблям - это необычное ощущение. Люди так живут, там существуют свои очень патриархально-архаичные законы, и при всей этой чуждости для нас быта и житейских норм, ситуация, разыгранная в фильме является узнаваемой. Универсальная притча.

Людмила: Интересно, что наблюдаемое драматургом воочию, теперь смотрится как притча или даже легенда. Хотя там много быта: свадьбы, похороны, утварь, обстановка, общественные иерархии и так далее, но от ощущения сказки или притчи избавиться невозможно. Может быть из-за того что, основа сюжета - это конфликт между отцом и сыном..

Алексей: Наоборот, не то чтобы сказка, а напротив! Я думаю, что есть такие сюжеты, которые настолько архетипичны, что они превращаются в совершенно универсальные высказывания. Например, таковы пьесы Шекспира..

Людмила: “Крестный отец” - это тоже сказка про гангстеров!

Алексей: Верно. Таковы библейские истории: убийство брата братом, предательство, клятвопреступление и так далее. В чем суть этой истории? Мы наблюдаем очень трудолюбивого грузинского обедневшего дворянина... (для меня было удивлением, что грузинские дворяне, подчеркивавшие свое сословие, при этом работали на земле)..

Антон: В этом как раз и есть определенный сарказм...

Алексей: Исторический сарказм. Потому что наши дворяне, земледелием никогда не занимались, на крайний случай госслужба, армия, но не землей, насколько я знаю. Так вот, наш герой трудолюбивый мелкопоместный дворянин..

Людмила: Платон Саманишвили.

Алексей: Да, несколько раз подчеркивается, что он работает больше остальных. Он не богат, но очень трудолюбив, ведет примерный образ жизни. Семья: жена, дети; ходит в церковь; его знает местное духовенство, и он подчеркивает, что за ним нет никаких грехов. То есть, с точки зрения своих земляков, он очень благочестивый человек. У него есть пожилой отец, которому на старости лет ударила какая-то...

Людмила: Бес в ребро.

Алексей: Да. Что-то на него нашло и он решил жениться. Платон приходит в состояние паники, потому что, если у отца родится наследник, то ему придется делиться с ним тем небольшим участком, который у него есть. От одной этой мысли он приходит в крайнее озлобление. В результате мозгового штурма он приходит к решению, что в жены отцу нужно найти женщину, которая была бы дважды вдова и ни от одного брака нет детей.

Людмила: Гарантированная бесплодная.

Алексей: Точно. Пусть отец порадуется, но не за счет Платона. Дальше начинается роудмуви, где он и еще один его родственник, муж сестры, который является полной противоположностью Платона - сравнительно богатый, веселый, разухабистый малый. Грузин из анекдотов, любящий напиться, подраться, а на утро посмеяться, и конечно, любящий женщин.

Антон: Комплексный подход, вместе с вином и праздником.

Алексей: Да, человек очень взбалмошный, но при этом добродушный - знакомое сочетание! Они вместе отправляются в путь, чтобы найти подходящую вдовушку, попадают на похороны, на свадьбу, на пир в одну очень бедную, но гордую дворянскую семью, где выясняется, что там есть та, которую они ищут. Вдова, бывшая дважды замужем и без детей. Правда там возникает коллизия из-за крайней бедности ее семьи, поэтому ее приходится символически похитить. Все это проделано с необходимым юмором.

Антон: Похищают потому что у семьи нет приданного.

Алексей: Не хотят они давать приданное, поэтому чтобы придти к согласию они решают разыграть это через похищение. Законы гор позволяют примириться так. Все это проделывают комично. Но вот оказия! Оказия в том, что она оказывается не бесплодна! Почему-то не было детей раньше, а теперь получилось забеременеть сыном, что приводит к трагическому расколу Платона с отцом. Практически к ненависти к отцу, его новой жене и сводному брату - он отделяет свое хозяйство, свой двор от отца. А в книге, как ты рассказывал, отец умирает от горя.

Антон: Даже больше, отец от горя умирает, а Платон продолжает ненавидеть его жену и ребенка.

Алексей: То есть ненависть поглощает его полностью... он становится на темную сторону силы.

Антон: Да, он не может справиться.

Алексей: С одной стороны, может показаться, что это всего лишь очередная история про наследство, да еще и плюс законы гор, традиции и тому подобное... На самом деле это очень архетипическая история: про семью, про любовь, прощение... Про то, какую роль во всем этом играет “квартирный вопрос”. То есть с этой историей отождествить себя совсем не трудно.

Антон: Очень легко!

Алексей: Если ты уже немного вкусил самостоятельной и небогатой жизни, и уже понимаешь какую роль играет имущество и наследство во всех современных отношениях.

Антон: Да. Мои родители уже умерли, и проецируя на себя, не могу себе представить, как бы я себя чувствовал, если бы мой отец был жив и решил бы еще раз жениться. А тем более, если бы у него появился ребенок, т.е. мой брат, который претендовал бы на ту квартиру, в которой я сейчас живу.

Алексей: Действительно, любой из нас, кто сталкивался с вопросом деления имущества среди родственников знает то гадливое чувство, когда ты, с одной стороны, хочешь, чтобы твои интересы были максимально учтены, потому что неизвестно когда у тебя что-нибудь еще появится? С другой, ты понимаешь, что это твоя родня, которую ты должен любить и по-хорошему относится. А с третьей стороны, да ну их всех, у тебя есть собственные интересы и свои дети. Все эти чувства оставляют неприятный осадок. Данная история универсализируется и становится неким высказыванием о нас, в чем, как мне кажется ее сила и простота. А аскетизм визуального ряда только помогает сосредоточится на основных персонажах, которые расставлены по ходу истории. Лично мне она напоминает притчу о блудном сыне, библейскую новозаветную историю об отце, у которого было два сына. Младший, как водится, беспутный, попросил свою долю имения и уехал в дальние страны; там, по неопытности спустил все деньги в пьянках и кутежах. И затем, намучившись от безденежья, в полном унижении вернулся домой, в надежде на то, чтобы быть хотя бы работником у своей семьи и не умереть от голода. Отец с любовью выбегает ему на встречу, собирается устроить веселье в честь возвращения сына и дальше сюжет поворачивается так: с поля возвращается старший брат, который всю жизнь честно работал и упрекает отца за то, что он так легко принимает заблудшего сына обратно. А отец отвечает: ты всегда был со мной, нужно радоваться, что заблудший твой брат вернулся. Именно эти переживания и проговариваются в этом фильме; отношения в семье всегда касаются очень чувствительных и болезненных вопросов; потому что это не просто абстрактные слова о любви и прощении, а это любовь и прощение подкрепленные имущественными вещами. Когда мы смотрели “Мачеху Саманишвили”, ты сказал, что испытываешь смешанные чувства по поводу того, кому ты симпатизируешь...

Антон: Да. Прежде всего заметьте, что фильм очень религиозен. Как он прошел советскую цензуру, неизвестно, возможно цензоры рассматривали его как грузинский фольклор. В то время как вопросы, которые там поднимаются совершенно определенно религиозные, это размышления о Боге. У меня сложности с главным героем - молодым Платоном, потому что при всем его трудолюбии, при всей посвященности - он говорит, что не просто ходит в церковь, а не пропускает богослужений. При всей его религиозности, он не проходит главный тест - тест любви.

Алексей: Он ведь похож на старшего сына из притчи? Для которого возможность быть правым и иметь право вымещают радость того, что его родной брат вернулся.

Антон: Мне немножко не по себе, поскольку я себя ассоциирую с этим Платоном, т. е. стараюсь не пропускать богослужения, стараюсь жить правильно, но пройду ли я этот главный тест? По этому поводу есть какая-то дрожь..

Алексей: Если тебя это так цепляет, значит притча, рассказанная в фильме работает. В чем ее сила? Как и в притче о блудном сыне, ты можешь себя сравнить со старшим братом - если ты много и честно делаешь, то, кажется, что ты имеешь право. И это ощущение права подменяет собой то, что вокруг тебя есть люди - в обеих историях это отец. В этом фильме отец говорит, может быть, сынок, и не надо было мне жениться, может я ошибся, пошел вслед за своими желаниями. Ведь мы семья. В этом смысле история очень простая, но от этого очень близкая и узнаваемая. Каждый раз, когда ты сталкиваешься с тем, что тебе нужно простить кому-то деньги, особенно друзьям - каждый раз ты через это проходишь. И это создает очень очаровательную притчеобразность. Мне фильм очень понравился. Еще было очень забавное ощущение, что грузины очень похожи на итальянцев, вспоминались фильмы про Сицилию. Видимо сходство горных народов, с их кодексом чести, вендеттой, с их забавным патриархализмом..

Антон: Гостеприимством..

Алексей: да-да гостеприимством!

Людмила: Интересно, что при всей серьезности их отношения к преемственности поколений, почтению памяти предков и почитанию родственности, здесь же получается, что главного героя переклинивает на каком-то упрямстве, похоже национальном, и он попадает в безвыходное положение.

Алексей: Эта притча о том, что любовь важнее правильности.

Людмила: Важнее традиции.

Алексей: Да. Или можно сказать, что прощение важнее, к примеру, твоих заслуг. Эти истины очень простые, но мы нуждаемся в постоянном их повторении.

Людмила: Просто эта упертость в его характере, как та силища, с которой он вспахивает землю, какая-то твердокаменность, и если попадается ему не та эмоция, то он ничего не может с собой поделать. В чем-то его можно понять. Такое ощущение, что эта черта всегда была в нем, с такой остервенелостью он пахал землю и теперь почувствовал несправедливость и все! Теперь ему не слезть с нее! Это характер такой. Просто страшно, что этот же характер, твердокаменность и упрямство может сдвинуть горы, вспахать поле, а может не позволить простить.

Алексей: Простить отца. Это ведь высказывание от грузина, который знает все это по себе, он был военным и за свои принципы был разжалован, как ты рассказывал, из Царской Гвардии. То есть он все эти эмоции знает и хочет напомнить своим соотечественникам и всем нам о необходимости прощения. Такое послание о прощении от человека с традицией горцев очень важно и ценно.

Людмила: От человека с характером.

Алексей: Это очень сильное послание.

 

 

короткая рецензия на фильм "Мачеха Саманишвили""Мачеха Саманишвили"

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +