Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт

Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, Мэттью Бэйт, Matthew Bate, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Машина времени Сэма Клемке" (Sam Klemke's Time Machine), 2015, режиссер Мэттью Бэйт

Людмила: Фильм называется "Машина времени Сэма Клемке". В 1977 году американцу Сэму Клемке подарили камеру...

Алексей: Примечательно для меня, это мой год рождения.

Людмила: А ему было уже 20! С этого года он начал себя снимать, рассказывая о достижениях за год, делясь планами на будущее, а также пытаясь преободрить самого себя, что в следующем году, как с понедельника, будет лучше - я начну жить по-настоящему. Он снимал и снимал, а тем временем минуло 35 лет. В 2011 году весь свой богатый архив имени самого себя, он склеил в 6-ти минутный ролик.

Алексей: Нет, не так. Не весь архив, а склеил небольшую нарезочку.

Людмила: Сделал нарезку из большого количества архивных записей, которые у него скопились.

Алексей: У него ими вся комната заставлена.

Людмила: Сделал он это своеобразно от 2011 назад к 77-му как в машине времени, назвал соответственно " Машина времени Сэма Клемке" и выложил в интернете. Ролик посмотрела куча народу, в том числе и режиссер этого документального фильма Мэтью Бейт, австралиец. Он связался с Сэмом и предложил сделать фильм, основанный на полном материале. В результате получился полуторачасовой фильм из того, что сделал режиссер с этим архивом плюс он добавил некую параллельную линию, поскольку в 1977 году НАСА отправило в космос корабль с капсулой времени, в ней лежал золотой диск с информацией о человечестве для инопланетян.

Алексей: Этот спутник должен был исследовать Сатурн и двинуться дальше. Он пересек границу солнечной системы и на случай, если его перехватят инопланетяне...

Людмила: .. или какой-нибудь иной разум...

Алексей: А у кого может быть иной разум, кроме инопланетян?

Людмила: Не знаю, я готова к чуду.

Алексей: Хорошо. Одним словом, на этом диске была различная музыка, живопись, различные виды искусства.

Людмила: ..да все что говорит о том, кто такие земляне..

Алексей: Причем задача собрать информацию о человечестве на маленьком диске, это в принципе задачка еще та... Неразрешимая.

Людмила: Был создан специальный совет и этот фильм как раз объясняет почему они что-то включили, а что-то нет. Все это запараллелено: немножечко научный рассказ об этой миссии и частная хроника Сэма Клемке, который каждый год снимает себя самого.

Алексей: Причем этот Сем Клемке типичный представитель, уж извините, раздолбая. В 20 лет, когда он начинает записывать свои первые обращения к себе будущему и уже через год, мы видим, что он мягко говоря, не сильно соответствует своим ожиданиям. По большому счету значительная часть этих ежегодных видеобращений являются обращениями разочарования.

Людмила: Действительно, каждый год он пытается снять какой-нибудь серьезный фильм...

Алексей: Он в творческом поиске, пытается реализовать самого себя..

Людмила: .. пытается похудеть. Каждый ролик начинается с того, сколько он весит, пытается съехать от родителей много лет. Начать наконец полноценную самостоятельную жизнь с достижениями.

Алексей: В итоге, ест чипсы, пьет всякие отвратительные газировки, толстеет прямо год от года, прямо поражаешься! Не получается у него никаких прорывов, лучшее что он делает, это работа художником-карикатуристом в американских торговых центрах. В личной жизни одна женщина сменяет другую, создать семью у него не выходит, живет с уже престарелыми родителями, попытки отселиться проходят по-разному неуспешно. Вот такой не вдохновляющий персонаж, безо всяческих достижений. Хотя бывают проблески, в один год он встретил замечательную женщину и похудел почти в два раза, но затем, достаточно быстро вернулся к прежним позициям. И все-таки он подкупает своим добрым и честным раздолбайством.

Людмила: Хотя бы честен с самим собой.

Алексей: Да. Но эта его самоирония сочетается со смешным пафосом “Ну все, давай, теперь соберись, теперь новая жизнь!” Со всеми этими обещаниями нам всем хорошо знакомыми: со следующего года, со следующего месяца начну!

Людмила: С понедельника!

Алексей: Только мы все это не записываем, иначе было бы еще то зрелище, а он сдуру решил записать. Смотрим, и с одной стороны, видим самих себя со всеми нашими мечтами и грандиозными проектами, обещаниями с понедельника не делать того-то и того-то...

Людмила: Или наоборот сделать.

Алексей: Именно! Добиться, начать, сделать! Почему его смотреть выносимо, так это потому что он еще и усугублен версией НАСА. Все-таки большинство из нас считает, что хоть чего-то достичь удалось, не похудеть, так семью завести.

Людмила: Да. Сидим вот в студии, ведем программу, аудитория имеется.

Алексей: Какие мы с тобой значимые люди! А он получился в фильме крайней версией несбывшихся мечтаний. Смотреть на это проще, зато мы хоть чипсы не едим, зато не пьем газировку, зато не с мамой и папой живем. Зато есть друзья, устойчивые семьи и так далее... И это позволяет нам легче проглотить пилюлю. Мы наблюдаем за жизнью этого человека даже с интересом. Потом, в какой-то момент становится страшно, нарастает страх от того, как все-таки похоже. Хороший, по крайней мере незлобивый парень, нет в нем никаких очевидных изъянов, но это его барахтанье, эта его безуспешная борьба с самим собою...

Людмила: По сути дела деградацией можно назвать, как-будто человек сдался. Но при этом из года в год он снимает отчет, его отчаяние не распространяется на его желание снять очередной ежегодный ролик. Он все равно продолжает, потенциал есть. Даже когда фильм уже закончился, показывают, что он и сейчас продолжает.

Алексей: Будучи уже под шестьдесят, он считает, что еще можно рвануть, еще все впереди! А мы видели его и молодого, и когда он подходил к сорока годам, и во времена кризиса, когда ситуация выглядела отчаянной, жизнь почти развалилась. В этом смысле фильм добрый и в то же время обескураживающий. Это интересное сочетание. Если бы было немного больше обескураживающего, то было бы уже тяжело смотреть, а если бы было больше веселья, то получилась бы комедия. А режиссер не сваливается ни туда, ни туда, поэтому получилась картина с которой ты можешь себя соотнести.

Людмила: Я вспоминаю разговор с приятелем на тему, есть ли жизнь, скажем, после 30-ти. Мы говорили о том, что пришла пора сказать себе, что ты уже не сделаешь этого, туда не поедешь. И в этом нет ничего страшного. Но зато, ты можешь сказать себе, что еще можешь то и другое.

Алексей: Занятно! Практически все эти фразы есть в фильме.

Людмила: Да герой тоже об этом рассуждает: карикатуристом можно смело работать до 30-ти, ведь прибыль приносит.

Алексей: А потом смотришь, и после 30-ти карикатуристом можно работать!

Людмила: Вся эта мучительная рефлексия говорит об отношениях с временем. Есть ли еще время? Почему он снимает все эти видеоотчеты? Это отношения с временем. Он хочет посмотреть значит ли что-нибудь это время или нет. Никому не хочется выносить себе приговор. Хочется знать, что время еще есть. Мы все время отодвигаем какие-то сроки. Помню, когда меня фотографировали в девятом классе, я думала, интересно, когда я закончу университет, какой я буду? Наверное я буду уже человеком с профессией, хотя в девятом классе я так и не знала чем хочу заниматься. И вот, теперь, не думаю, что я сильно продвинулась с тех пор в поиске себя. Я отодвигаю эту границу постоянно.

Алексей: Потому что надежда поддерживает, если не отодвигать...

Людмила: То придется признать, что не получилось!

Алексей:..да, с разными выводами. Или это сломает тебя или придаст новый импульс. Большинство, вероятно, боится этого слома. Может уже и некуда отодвигать, но раз жизнь продолжается, значит есть куда.
Также фильм интересен тем, что мы видим здесь некоего хипстера до появления хипстеров, можно отнести Сэма к поколению наших родителей. Но все его метания по поводу самореализации, по поводу того, что у тебя еще есть шанс, вся эта неспособность завести семью, устроить личную жизнь - это очень доминирующая позиция нашего времени. Это ближе к нашему и даже еще более молодому поколению. Может быть это признак некоей сытости, что не нужно выживать, есть возможность пометаться.

Людмила: Есть еще фактор столичной жизни. Мои сверстники в провинции живут совершенно другой жизнью, не мечутся особо.

Алексей: Думаю, что и там мечутся. Здесь просто концентрация выше.

Людмила: Не сыграл ли режиссер фильма Мэттью Бэйт злую шутку, придав его жизни некий героизм, сказав - ты будешь героем фильма. То, что ты делал не осядет в твоей комнате после твоей смерти, а это будет фильм. Он сделал из него героя фильма, он потратил полтора года, просматривая пленки, он придумал связать это с проектом НАСА, он придал его жизни некий героизм.

Алексей: Ты думаешь, не сыграет ли это злую шутку с нами? Когда мы смотрим и думаем, а вроде бы и ничего. Я тоже думал о коварстве фильма, потому что он, с одной стороны очень легкий, а с другой, ставит перед нами серьезные вопросы, вплоть до смысла жизни.

Людмила: Можно ли просмотрев всю его, довольно никчемную жизнь, назвать его человеком и героем, в противовес золотому диску, содержащему настоящие достижения человечества, красоту различных искусств.

Алексей: Я очень советую посмотреть фильм, он очень полезный, он действительно накрывает. О нем приходится думать. Если бы в противовес жизни Сэма, была, к примеру, показана жизнь его одноклассника. Кстати, он приходит на 10 лет выпуска и берет там интервью у своих одноклассников. Кто-то стал аудитором, кто-то дирижером, конечно большинство не стали тем, кем мечтали, но как-то жизнь сложилась, есть работа, карьера, дети, семья. Если взять такого, условно сложившегося человека, то его жизнь, с точки зрения полета “золотого диска” в космосе, с перспективы, которую нам предлагает режиссер, обязательно ли покажется другой. Закадровый голос нам говорит, что на золотой пластинке представлено человечество как общество, живущее творчеством, изобретательством, духовностью и гармонией, миролюбием и больших ценностей. То есть мы попытались создать парадный портрет самих себя, является ли это правдой? Может быть большей правдой является фильм о Сэме Клемке, веселом раздолбае? Обязательно ли жизнь, ожидаемая обществом, одобряемая, поощряемая и прославляемая будет лучше? Если посмотреть с отстраненной позиции, то есть множество примеров того, что жизнь людей карабкающихся и добивающихся, по самоощущению и внешним признакам оказываются тоже разрушенными и несостоявшимися в самом глубинном смысле. Я понимаю, что говорю высокопарно, но говорю это на уровне ощущения. В этом смысле фильм играет интересную шутку. Предположим он стал бы не художником-карикатуристом, а снимал бы фильмы.

Людмила: Да, он ведь, из поколения режиссеров, которым тоже дарили аппараты c пленкой Super 8. У него был потенциал стать Спилбергом, то же поколение.

Алексей: Обязательно ли такая жизнь была бы лучше. А если бы и казалась лучше, то не было бы это самообманом? И так далее. Такие вопросы неизбежно следуют после просмотра. И, здесь, безусловно, подкупает, выбранный режиссером взгляд на этого парня. Он рассматривает его с любовью, с милостью, с тем, что в христианской традиции называется благодатью, незаслуженным добром.

Людмила: Режиссер и команда съемщиков одарили его ценностью.

Алексей: Там есть кадры, в первой редакции концовки фильма, где режиссер спрашивает у Сэма, что на его взгляд произойдет со всем этим архивом, который он накопил за свою жизнь? Тот отвечает, со свойственным ему раздолбайским юмором - да, все это окажется на помойке. Затем в другой версии, мы видим, что когда Сэм увидел себя, говорящего это, ему было совсем не смешно.

Людмила: В этот момент он стал таким растерянным, прямо хрупким.

Алексей: Потому что это его жизнь, сейчас будучи шестидесятилетним он понимает - это его жизнь. Это не просто эксперимент, а вся судьба его. И здесь создатели фильма делают невероятную штуку, с помощью некоего ретранслятора, они отправляют сигнал с этим фильмом в космос, в то место, где летит спутник Вояджер. И через этот совершенно иррациональный факт его жизнь для него приобретает какое-то значение. Да, можно назвать его неудачником, где-то он сам это понимает, но как здорово, когда находится кто-то, кто может посмотреть на нашу жизнь таким взглядом как этот режиссер. Для меня этот фильм исполнен глубокого и настоящего гуманизма, если хоть немного стараться смотреть друг на друга так это будет здорово. Представляешь, если есть вокруг тебя люди, которые смотрят на твою жизнь таким образом?

Людмила: Хорошо бы! Хотя в фильме есть примеры любви, например, с той же самой молодой женщиной, когда он преображается, скидывает десяток килограмм.

Алексей: Да, он тогда пытался изменить свою жизнь, но в тот раз не вышло. Хотя и тот случай был важен. Лично я верю, что Бог так смотрит на нашу жизнь - покрывает наши ошибки. Я не хочу, чтобы это выглядело оправданием и причиной для бездействия.

Людмила: Можно теперь ничего и не пытаться делать? Жизнь прекрасна!

Алексей: Наоборот, это может послужить источником вдохновения. Проявление любви, так же как и этот фильм, может сработать в обе стороны: может расслабить, а может, наоборот, вдохновить увидеть ценность собственной жизни. В конце концов, чем измеряется ценность нашей жизни? Карьерным ростом, количеством снятых фильмов, наградами? Это вопрос уже из другой области. По-крайней мере, жизнь этого Сэма, который хотя бы никого не убил или взять жизнь какого-нибудь условного режиссера, который снял прекрасные фильмы, но люди вокруг него стенали от его характера и обращения с ними. Сложно ставить на весы подобные вещи и нет у нас сегодня такой задачи. Когда я смотрел фильм, мне вспомнилась евангельская притча про фарисея и мытаря. История о том, как молились два человека, фарисей говорил: Господи, благодарю тебя, что жизнь моя удалась и я не такой как эти люди, - показывая на мытаря, сборщика податей, которого презирал народ. А мытарь, боясь поднять глаза к небу, говорил: Господи, будь милостив ко мне грешнику. Вот точно не стоит смотреть на себя глазами фарисея, а герой фильма гораздо ближе к взглядам мытаря, в нем есть смирение. Это не значит, что нужно сдаться, но значит, что нужно с меньшим высокомерием относиться к другим, а со смирением к себе.

Людмила: Вот иллюстрация: в метро ко мне подсел человек с большой бутылкой пива, с рабочим юмором и так далее... Мне захотелось отодвинуться подальше, показалось такое соседство неприятным, но я почувствовала, что на меня кто-то смотрит. А напротив сидел мальчик, сын этого человека, и для него это был его любимый папа, а тут какая-то девушка собирается от него отодвинуться. Я поняла, что торопливое решение отнести себя к одному тип, а другого человека к другому - это большая ошибка. Мы не видим человека во всех его проявлениях, мы считываем одну сторону, потому что так проще, а то, что это чей-то любимый папа мы и не замечаем.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +