Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт

Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, Мэттью Бэйт, Matthew Bate, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Машина времени Сэма Клемке" (Sam Klemke's Time Machine), 2015, режиссер Мэттью Бэйт

Людмила: Фильм называется "Машина времени Сэма Клемке". В 1977 году американцу Сэму Клемке подарили камеру...

Алексей: Примечательно для меня, это мой год рождения.

Людмила: А ему было уже 20! С этого года он начал себя снимать, рассказывая о достижениях за год, делясь планами на будущее, а также пытаясь преободрить самого себя, что в следующем году, как с понедельника, будет лучше - я начну жить по-настоящему. Он снимал и снимал, а тем временем минуло 35 лет. В 2011 году весь свой богатый архив имени самого себя, он склеил в 6-ти минутный ролик.

Алексей: Нет, не так. Не весь архив, а склеил небольшую нарезочку.

Людмила: Сделал нарезку из большого количества архивных записей, которые у него скопились.

Алексей: У него ими вся комната заставлена.

Людмила: Сделал он это своеобразно от 2011 назад к 77-му как в машине времени, назвал соответственно " Машина времени Сэма Клемке" и выложил в интернете. Ролик посмотрела куча народу, в том числе и режиссер этого документального фильма Мэтью Бейт, австралиец. Он связался с Сэмом и предложил сделать фильм, основанный на полном материале. В результате получился полуторачасовой фильм из того, что сделал режиссер с этим архивом плюс он добавил некую параллельную линию, поскольку в 1977 году НАСА отправило в космос корабль с капсулой времени, в ней лежал золотой диск с информацией о человечестве для инопланетян.

Алексей: Этот спутник должен был исследовать Сатурн и двинуться дальше. Он пересек границу солнечной системы и на случай, если его перехватят инопланетяне...

Людмила: .. или какой-нибудь иной разум...

Алексей: А у кого может быть иной разум, кроме инопланетян?

Людмила: Не знаю, я готова к чуду.

Алексей: Хорошо. Одним словом, на этом диске была различная музыка, живопись, различные виды искусства.

Людмила: ..да все что говорит о том, кто такие земляне..

Алексей: Причем задача собрать информацию о человечестве на маленьком диске, это в принципе задачка еще та... Неразрешимая.

Людмила: Был создан специальный совет и этот фильм как раз объясняет почему они что-то включили, а что-то нет. Все это запараллелено: немножечко научный рассказ об этой миссии и частная хроника Сэма Клемке, который каждый год снимает себя самого.

Алексей: Причем этот Сем Клемке типичный представитель, уж извините, раздолбая. В 20 лет, когда он начинает записывать свои первые обращения к себе будущему и уже через год, мы видим, что он мягко говоря, не сильно соответствует своим ожиданиям. По большому счету значительная часть этих ежегодных видеобращений являются обращениями разочарования.

Людмила: Действительно, каждый год он пытается снять какой-нибудь серьезный фильм...

Алексей: Он в творческом поиске, пытается реализовать самого себя..

Людмила: .. пытается похудеть. Каждый ролик начинается с того, сколько он весит, пытается съехать от родителей много лет. Начать наконец полноценную самостоятельную жизнь с достижениями.

Алексей: В итоге, ест чипсы, пьет всякие отвратительные газировки, толстеет прямо год от года, прямо поражаешься! Не получается у него никаких прорывов, лучшее что он делает, это работа художником-карикатуристом в американских торговых центрах. В личной жизни одна женщина сменяет другую, создать семью у него не выходит, живет с уже престарелыми родителями, попытки отселиться проходят по-разному неуспешно. Вот такой не вдохновляющий персонаж, безо всяческих достижений. Хотя бывают проблески, в один год он встретил замечательную женщину и похудел почти в два раза, но затем, достаточно быстро вернулся к прежним позициям. И все-таки он подкупает своим добрым и честным раздолбайством.

Людмила: Хотя бы честен с самим собой.

Алексей: Да. Но эта его самоирония сочетается со смешным пафосом “Ну все, давай, теперь соберись, теперь новая жизнь!” Со всеми этими обещаниями нам всем хорошо знакомыми: со следующего года, со следующего месяца начну!

Людмила: С понедельника!

Алексей: Только мы все это не записываем, иначе было бы еще то зрелище, а он сдуру решил записать. Смотрим, и с одной стороны, видим самих себя со всеми нашими мечтами и грандиозными проектами, обещаниями с понедельника не делать того-то и того-то...

Людмила: Или наоборот сделать.

Алексей: Именно! Добиться, начать, сделать! Почему его смотреть выносимо, так это потому что он еще и усугублен версией НАСА. Все-таки большинство из нас считает, что хоть чего-то достичь удалось, не похудеть, так семью завести.

Людмила: Да. Сидим вот в студии, ведем программу, аудитория имеется.

Алексей: Какие мы с тобой значимые люди! А он получился в фильме крайней версией несбывшихся мечтаний. Смотреть на это проще, зато мы хоть чипсы не едим, зато не пьем газировку, зато не с мамой и папой живем. Зато есть друзья, устойчивые семьи и так далее... И это позволяет нам легче проглотить пилюлю. Мы наблюдаем за жизнью этого человека даже с интересом. Потом, в какой-то момент становится страшно, нарастает страх от того, как все-таки похоже. Хороший, по крайней мере незлобивый парень, нет в нем никаких очевидных изъянов, но это его барахтанье, эта его безуспешная борьба с самим собою...

Людмила: По сути дела деградацией можно назвать, как-будто человек сдался. Но при этом из года в год он снимает отчет, его отчаяние не распространяется на его желание снять очередной ежегодный ролик. Он все равно продолжает, потенциал есть. Даже когда фильм уже закончился, показывают, что он и сейчас продолжает.

Алексей: Будучи уже под шестьдесят, он считает, что еще можно рвануть, еще все впереди! А мы видели его и молодого, и когда он подходил к сорока годам, и во времена кризиса, когда ситуация выглядела отчаянной, жизнь почти развалилась. В этом смысле фильм добрый и в то же время обескураживающий. Это интересное сочетание. Если бы было немного больше обескураживающего, то было бы уже тяжело смотреть, а если бы было больше веселья, то получилась бы комедия. А режиссер не сваливается ни туда, ни туда, поэтому получилась картина с которой ты можешь себя соотнести.

Людмила: Я вспоминаю разговор с приятелем на тему, есть ли жизнь, скажем, после 30-ти. Мы говорили о том, что пришла пора сказать себе, что ты уже не сделаешь этого, туда не поедешь. И в этом нет ничего страшного. Но зато, ты можешь сказать себе, что еще можешь то и другое.

Алексей: Занятно! Практически все эти фразы есть в фильме.

Людмила: Да герой тоже об этом рассуждает: карикатуристом можно смело работать до 30-ти, ведь прибыль приносит.

Алексей: А потом смотришь, и после 30-ти карикатуристом можно работать!

Людмила: Вся эта мучительная рефлексия говорит об отношениях с временем. Есть ли еще время? Почему он снимает все эти видеоотчеты? Это отношения с временем. Он хочет посмотреть значит ли что-нибудь это время или нет. Никому не хочется выносить себе приговор. Хочется знать, что время еще есть. Мы все время отодвигаем какие-то сроки. Помню, когда меня фотографировали в девятом классе, я думала, интересно, когда я закончу университет, какой я буду? Наверное я буду уже человеком с профессией, хотя в девятом классе я так и не знала чем хочу заниматься. И вот, теперь, не думаю, что я сильно продвинулась с тех пор в поиске себя. Я отодвигаю эту границу постоянно.

Алексей: Потому что надежда поддерживает, если не отодвигать...

Людмила: То придется признать, что не получилось!

Алексей:..да, с разными выводами. Или это сломает тебя или придаст новый импульс. Большинство, вероятно, боится этого слома. Может уже и некуда отодвигать, но раз жизнь продолжается, значит есть куда.
Также фильм интересен тем, что мы видим здесь некоего хипстера до появления хипстеров, можно отнести Сэма к поколению наших родителей. Но все его метания по поводу самореализации, по поводу того, что у тебя еще есть шанс, вся эта неспособность завести семью, устроить личную жизнь - это очень доминирующая позиция нашего времени. Это ближе к нашему и даже еще более молодому поколению. Может быть это признак некоей сытости, что не нужно выживать, есть возможность пометаться.

Людмила: Есть еще фактор столичной жизни. Мои сверстники в провинции живут совершенно другой жизнью, не мечутся особо.

Алексей: Думаю, что и там мечутся. Здесь просто концентрация выше.

Людмила: Не сыграл ли режиссер фильма Мэттью Бэйт злую шутку, придав его жизни некий героизм, сказав - ты будешь героем фильма. То, что ты делал не осядет в твоей комнате после твоей смерти, а это будет фильм. Он сделал из него героя фильма, он потратил полтора года, просматривая пленки, он придумал связать это с проектом НАСА, он придал его жизни некий героизм.

Алексей: Ты думаешь, не сыграет ли это злую шутку с нами? Когда мы смотрим и думаем, а вроде бы и ничего. Я тоже думал о коварстве фильма, потому что он, с одной стороны очень легкий, а с другой, ставит перед нами серьезные вопросы, вплоть до смысла жизни.

Людмила: Можно ли просмотрев всю его, довольно никчемную жизнь, назвать его человеком и героем, в противовес золотому диску, содержащему настоящие достижения человечества, красоту различных искусств.

Алексей: Я очень советую посмотреть фильм, он очень полезный, он действительно накрывает. О нем приходится думать. Если бы в противовес жизни Сэма, была, к примеру, показана жизнь его одноклассника. Кстати, он приходит на 10 лет выпуска и берет там интервью у своих одноклассников. Кто-то стал аудитором, кто-то дирижером, конечно большинство не стали тем, кем мечтали, но как-то жизнь сложилась, есть работа, карьера, дети, семья. Если взять такого, условно сложившегося человека, то его жизнь, с точки зрения полета “золотого диска” в космосе, с перспективы, которую нам предлагает режиссер, обязательно ли покажется другой. Закадровый голос нам говорит, что на золотой пластинке представлено человечество как общество, живущее творчеством, изобретательством, духовностью и гармонией, миролюбием и больших ценностей. То есть мы попытались создать парадный портрет самих себя, является ли это правдой? Может быть большей правдой является фильм о Сэме Клемке, веселом раздолбае? Обязательно ли жизнь, ожидаемая обществом, одобряемая, поощряемая и прославляемая будет лучше? Если посмотреть с отстраненной позиции, то есть множество примеров того, что жизнь людей карабкающихся и добивающихся, по самоощущению и внешним признакам оказываются тоже разрушенными и несостоявшимися в самом глубинном смысле. Я понимаю, что говорю высокопарно, но говорю это на уровне ощущения. В этом смысле фильм играет интересную шутку. Предположим он стал бы не художником-карикатуристом, а снимал бы фильмы.

Людмила: Да, он ведь, из поколения режиссеров, которым тоже дарили аппараты c пленкой Super 8. У него был потенциал стать Спилбергом, то же поколение.

Алексей: Обязательно ли такая жизнь была бы лучше. А если бы и казалась лучше, то не было бы это самообманом? И так далее. Такие вопросы неизбежно следуют после просмотра. И, здесь, безусловно, подкупает, выбранный режиссером взгляд на этого парня. Он рассматривает его с любовью, с милостью, с тем, что в христианской традиции называется благодатью, незаслуженным добром.

Людмила: Режиссер и команда съемщиков одарили его ценностью.

Алексей: Там есть кадры, в первой редакции концовки фильма, где режиссер спрашивает у Сэма, что на его взгляд произойдет со всем этим архивом, который он накопил за свою жизнь? Тот отвечает, со свойственным ему раздолбайским юмором - да, все это окажется на помойке. Затем в другой версии, мы видим, что когда Сэм увидел себя, говорящего это, ему было совсем не смешно.

Людмила: В этот момент он стал таким растерянным, прямо хрупким.

Алексей: Потому что это его жизнь, сейчас будучи шестидесятилетним он понимает - это его жизнь. Это не просто эксперимент, а вся судьба его. И здесь создатели фильма делают невероятную штуку, с помощью некоего ретранслятора, они отправляют сигнал с этим фильмом в космос, в то место, где летит спутник Вояджер. И через этот совершенно иррациональный факт его жизнь для него приобретает какое-то значение. Да, можно назвать его неудачником, где-то он сам это понимает, но как здорово, когда находится кто-то, кто может посмотреть на нашу жизнь таким взглядом как этот режиссер. Для меня этот фильм исполнен глубокого и настоящего гуманизма, если хоть немного стараться смотреть друг на друга так это будет здорово. Представляешь, если есть вокруг тебя люди, которые смотрят на твою жизнь таким образом?

Людмила: Хорошо бы! Хотя в фильме есть примеры любви, например, с той же самой молодой женщиной, когда он преображается, скидывает десяток килограмм.

Алексей: Да, он тогда пытался изменить свою жизнь, но в тот раз не вышло. Хотя и тот случай был важен. Лично я верю, что Бог так смотрит на нашу жизнь - покрывает наши ошибки. Я не хочу, чтобы это выглядело оправданием и причиной для бездействия.

Людмила: Можно теперь ничего и не пытаться делать? Жизнь прекрасна!

Алексей: Наоборот, это может послужить источником вдохновения. Проявление любви, так же как и этот фильм, может сработать в обе стороны: может расслабить, а может, наоборот, вдохновить увидеть ценность собственной жизни. В конце концов, чем измеряется ценность нашей жизни? Карьерным ростом, количеством снятых фильмов, наградами? Это вопрос уже из другой области. По-крайней мере, жизнь этого Сэма, который хотя бы никого не убил или взять жизнь какого-нибудь условного режиссера, который снял прекрасные фильмы, но люди вокруг него стенали от его характера и обращения с ними. Сложно ставить на весы подобные вещи и нет у нас сегодня такой задачи. Когда я смотрел фильм, мне вспомнилась евангельская притча про фарисея и мытаря. История о том, как молились два человека, фарисей говорил: Господи, благодарю тебя, что жизнь моя удалась и я не такой как эти люди, - показывая на мытаря, сборщика податей, которого презирал народ. А мытарь, боясь поднять глаза к небу, говорил: Господи, будь милостив ко мне грешнику. Вот точно не стоит смотреть на себя глазами фарисея, а герой фильма гораздо ближе к взглядам мытаря, в нем есть смирение. Это не значит, что нужно сдаться, но значит, что нужно с меньшим высокомерием относиться к другим, а со смирением к себе.

Людмила: Вот иллюстрация: в метро ко мне подсел человек с большой бутылкой пива, с рабочим юмором и так далее... Мне захотелось отодвинуться подальше, показалось такое соседство неприятным, но я почувствовала, что на меня кто-то смотрит. А напротив сидел мальчик, сын этого человека, и для него это был его любимый папа, а тут какая-то девушка собирается от него отодвинуться. Я поняла, что торопливое решение отнести себя к одному тип, а другого человека к другому - это большая ошибка. Мы не видим человека во всех его проявлениях, мы считываем одну сторону, потому что так проще, а то, что это чей-то любимый папа мы и не замечаем.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)