Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян

Помнить, Remember, 2015, Атом Эгоян, Atom Egoyan, Кристофер Пламмер, Christopher Plummer, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Помнить, Remember

"Помнить" (Remember), 2015, режиссер Атом Эгоян

 

Алексей: Тема Холокоста - тема уничтожения огромного количества ни в чем неповинных людей из-за того, что они не попадали по цвету кожи, по национальности и еще по каким-то своим особенностям - тема, о которой очень важно говорить и вспоминать. Хотя это и сложно. Мы вспоминали фильм "Сын Саула", настолько тяжелый, что я до сих пор не могу отойти; очень мощные образы, очень яркие впечатления. Сегодня мы снова говорим о фильме, поднимающем эту тему, но делает это несколько коварным способом, в том смысле, что выглядит достаточно легким.


Людмила: Все-таки в заглавие вынесен глагол, на котором режиссер настаивает. Несмотря на то, что он выбрал иной способ изложения истории, без прямого показа трагедии. Он не обращается к воспоминаниям пережитых ужасов, речь идет о современном мире и уже об очень пожилых, совсем старых людях, которые все это пережили. Без каких-либо флешбеков. Это современный контекст; жанр выбран почти развлекательный, некое роуд муви с элементами детектива. Но слово, выбранное в название - " Помнить!".


Алексей: Мне кажется, оно здесь двояко работает: с одной стороны - помнить о том, что произошло, а с другой - о том, что такое наша память и что она с нами делает. Определяет ли она нас? Кто мы? Те, кто сейчас или те, кого мы помним?


Людмила: Да, но все-таки, в интервью режиссер этого фильма Эгоян говорит, что забвение Холокоста стало проблемой современников и это еще один способ напомнить им на их языке о том, что происходило тогда, с такими же людьми как мы.


Алексей: Должен предупредить, что при обсуждении неизбежны некоторые спойлеры, из-за особенностей построения фильма. Невозможно говорить о нем, не раскрыв каких-то вещей. Я очень рекомендую сначала его посмотреть, не заглядывая ни в одну рецензию, к сожалению, я заглянул всего в одну, буквально в первые строчки, и этот товарищ успел заспойлерить сюжетные повороты. "Благодарю". Поэтому мы предупреждаем - предупрежден значит вооружен - лучше вначале посмотреть. Итак, ты справедливо сказала, и тут я совершенно с тобой согласен, что в фильме есть некоторые приемы, трюки, которые, если бы были сыграны с меньшим актерским мастерством, выглядели бы не очень честно.


Людмила: Фальшиво.


Алексей: Фальшиво и неправдоподобно. Речь вот о чем: на протяжении большей части фильма мы наблюдаем милого пожилого человека, которого зовут Зев Гутман.


Людмила: Его сыграл 86-летний актер Кристофер Пламмер.


Алексей: Сыграл очень убедительно, может быть в силу преклонного возраста. У его персонажа деменция.


Людмила: Старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.


Алексей: То есть, каждое утро он должен вспоминать, где он, кто он, вспоминать, что у него умерла жена и он похоронил ее. А также вспоминать о том обещании, которое он дал своей жене на смертном одре. О чем ему рассказал его друг.


Людмила: Да, его друг, хоть и на инвалидной коляске, но записал подробно само задание и инструкции, которые помогут его выполнить. Каждый день благодаря этим инструкциям, он вспоминает кто он и зачем сегодня проснулся.


Алексей: Из этих инструкций он узнает, что они с этим другом были в Аушвице и там были замучены и погибли их семьи. Также он знает, что четыре человека эмигрировали из Германии в Соединенные Штаты, один из которых точно был надсмотрщиком, блок-фюрером СС. Он пообещал найти его и несмотря на все его годы и седины наказать, привести в исполнение отсроченный приговор. Его надлежит убить несмотря ни на что. И вот дедушка Зев Гутман покупает пистолет и путешествует по всей Америке, даже с заездом в Канаду, в надежде определить, кто же из них тот самый убийца, по вине которого, таким страшным образом погибли их семьи. Не то, чтобы это роуд муви, но мы видим путь, которым он проходит от одного к другому.


Людмила: Все четыре встречи с четырьмя Руди Курландерами оказываются очень интересными. Всякий раз ему предстоит выяснить тот ли или не тот и всегда это происходит с наведенным на человека пистолетом. Неизвестно прогремит ли выстрел и справедливым ли он окажется?


Алексей: Да. Один из них, действительно, воевал и он немец, но воевал где-то в Южной Америке и к лагерям отношения не имеет. Он даже чувствует вину за то, что будучи немцем он с равнодушием относился к слухам о том, что происходило с евреями. Другой человек немец и находился в лагере, но также в качестве жертвы. Следующий человек уже умер и только в конце фильма, самым последним, он находит нужного негодяя, что выглядит немного искусственно. Конечно фильм подкупает хорошей актерской игрой, главный герой очень убедителен, к нему проникаешься симпатией очень быстро, в чем и состоит хорошо замаскированная ловушка - ты симпатизируешь главному герою.


Людмила: При этом невольно симпатизируешь и его миссии.


Алексей: Это, конечно, смущает, но мы уже привыкли, так как взращены на огромном количестве фильмов о мести, о том как разыскивают бывших нацистов.


Людмила: Не только в кино, а и в реальности. В 2015-ом году был громкий процесс над так называемым "бухгалтером Освенцима" и девяносто четырех летнему старику было предъявлено обвинение в убийстве людей.


Алексей: Эти случаи на слуху. В данном деле Зев Гутман берет на себя поиск и вынесение приговора - дедушка, который периодически впадает в беспамятство, и который повсюду пользуется всеобщей помощью. Всюду он вызывает симпатию, всегда ласков с детишками, смеется с ними над мультиками, и только в конце мы узнаем страшную правду. Оказывается, что он и есть один из надсмотрщиков Аушвица. А друг-еврей, отправивший его с миссией, на самом деле, задумал наказать его самого, заставив пройти через все чувства человека, потерявшего свою семью, добавив ему переживания, которых он не испытывал.
Фильм содержит несколько пластов, с одной стороны - тема старости - как определить достойно ли человек прожил жизнь? Мне нравятся фильмы про пожилых, потому что обычно убирается все лишнее. Не то чтобы в жизни молодых много лишнего, я не то хочу сказать, но человек, проживший долгую жизнь, начинает по-другому оценивать то, что с ним происходит и происходило. Он умеет радоваться маленьким вещам, у него есть мудрость, в нем чувствуется достоинство.
С другой стороны, тема фильма - понятие памяти (несмотря на частичную потерю памяти).


Людмила: Я ставлю себя на место Макса, комбинатора, придумавшего всю эту сложную ситуацию, на его взгляд такой человек как Зев Гутман не заслуживает деменцию. Это незаслуженная милость забыть о своих деяниях, в данном случае это кажется несправедливостью.


Алексей: Один из отцов Церкви, Августин Блаженный говорил, что память - это то, что делает нас личностью. Вспоминая себя, мы выстраиваем рассказ о самих себе. Наша память является той основой, на которой мы находимся сейчас, через нее мы соединяем разные периоды нашей жизни в единое целое. Возникает вопрос, если человек забыл, он виновен или нет? Несет ли ответственность за прошлое? На подобные вопросы видимо нет простых ответов. Сильная сторона фильма в том, что он и не дает легких ответов. Тем не менее, наш герой совершал убийства, он является человеком, который сделал это. Идея в том, что мы обязаны помнить. У меня смешанные чувства возникали при просмотре. Сегодня мы очень часто слышим слова " Не забудем, не простим!" в разных контекстах. Иногда по отношению деяний Второй Мировой войны, иногда по поводу каких-то коррупционных скандалов. Эти слова вызывают определенное напряжение. Я понимаю, что справедливость это очень сильный мотив в жизни человека. Но что это такое? Кто ее определяет? Современное общество пришло к тому, что главная цель наказания, даже тюремного заключения это не возмездие, точнее возмездие присутствует, но оно гораздо мягче, чем то, что совершил человек. Если же мы будем наказывать по принципу "око за око, зуб за зуб" , то станем ли мы хоть чуточку лучше? Если мы соглашаемся с подобной логикой, то отличаемся ли мы от тех же самых палачей? В фильме есть интересный момент, когда Зев Гутман, чтобы разговорить своего, так называемого палача, наставляет пистолет на его внучку и под угрозой ее убийства заставляет его признаться. Мы видели много историй, где месть становилась основным смыслом жизни.


Людмила: У нашего героя во время путешествия была возможность вспомнить кто он, тогда интересно наказал бы он самого себя?


Алексей: Тот кто задумал эту месть рассчитывал, что он как минимум накажет того, кого разыщет.


Людмила: А мне все-таки кажется, что здесь в одном человеке встретились палач и жертва, так как Зев долгое время думал, что он еврей. Вынес бы он самому себе приговор или нет?


Алексей: Один из фундаментальных вопросов справедливости здесь таков: действительно ли мы восстановим справедливость, если убьем девяностолетнего старика? В чем справедливость? Глубоко заложенное чувство протеста говорит - да, его необходимо убить. Даже представить страшно, что кто-то замучил всю твою семью. Конечно его нужно растерзать! С другой стороны, что это меняет? В чем здесь баланс?


Людмила: В этом контексте, ничего.


Алексей: Зачем тогда это делать? Ведь это убийство и для тебя не пройдет даром.


Людмила: Но боль забыть тоже ведь невозможно.


Алексей: Вопрос в том, к чему мы движемся? Нужно постараться. Я понимаю, что вопросы не простые и фильм нас к ним готовит. Мы идем весь путь с этим дедушкой и только в конце оказываемся перед жесткой правдой, нас подлавливают с каким-то непонятным чувством незавершенности.


Людмила: Получается, что мы смотрим на него, которого только что оправдывали и почти полюбили и теперь это совершенно другой человек. Хотим ли мы, чтобы он довел дело до конца или нет?


Алексей: Да. Глубокая жажда справедливости и сомнение, стоит ли это делать, потому что мы уже прониклись к нему симпатией - вот главное достижение фильма. Может быть можно было сделать это острее и ярче, но, пожалуй, некоторая расслабленность первой половины помогает нам глубже захватить наживку и после просмотра ты остаешься с этими мыслями и они тебя еще долго не оставляют. Полезно спросить себя, что важнее справедливость или шаг в сторону милости и прощения.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула