Путь в тысячу миль (Qian li zou dan qi) режиссер Чжан Имоу

Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, Чжан Имоу, Zhang Yimou, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, Кэн Такакура, Ken Takakura, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Ты у нас специалист по Чжан Имоу.
Алексей: Не то, чтобы специалист, но его фильм «Путь в тысячу миль» мне очень понравился. К сожалению, таких фильмов снимают очень мало, можно сказать, что это противоположность экшена. Хотя режиссеру принадлежат такие эпические картины как «Дом летающих кинжалов».
Людмила: «Герой».
Алексей: Да. Масштабные, исторические полотна, со множеством спец эффектов. В этом же фильме никаких спец эффектов нет, он снят очень просто, да и история тоже простая. Такие незамысловатые истории легко испортить, сделать слишком слезливой.
Людмила: Чуть перегнуть палку и все.
Алексей: На мой взгляд ему очень хорошо удалось рассказать эту простую историю. Речь идет о жизни пожилого японского рыбака, его взрослый сын ездил в Китай снимать фильм о традиционной китайской опере масок. После поездки он узнал, что болен раком на последней стадии и ему осталось жить совсем не долго. После смерти своей матери, он перестал общаться с отцом, и прошло уже лет 20 как отец и сын не виделись. Отец, узнав, что у сына смертельный диагноз приезжает в больницу, чтобы помириться, но сын отказывается с ним встречаться. Пораженный тем, насколько сын он него закрылся, отец принимает решение поехать в Китай и доснять фильм, не оконченный сыном.
Людмила: И это рыбак! Очень простой и в чем-то даже примитивный человек, я имею ввиду, что он не знает жизни больших городов, не умеет общаться с незнакомыми людьми и так далее..
Алексей: Да-да! Это далеко не человек из сферы искусства, простой рыбак. Но он решает сделать что-то такое, чтобы во-первых, понять своего сына, а во вторых, сделать какой-нибудь жест в его сторону.
Людмила: Сама идея поездки в Китай очень необычна, потому что это очень разные культуры.
Алексей: Не в обиду японцам будет сказано, но на Дальнем Востоке их никто не любит. Во время Второй Мировой они очень подгадили и корейцам и китайцам, для людей послевоенного поколения Япония — это символ зла. По-видимому у его сына была культурологическая попытка преодолеть этот разрыв. И, вот, этот пожилой японец приезжает в нужно место, и оказывается, что того самого актера, которого хотел снять его сын посадили в тюрьму за пьяный дебош. Нужно понимать, что Китай — это Китай, а не Исландия или Дания... Отец просит начальство, чтобы ему разрешили снимать в тюрьме. А китайская тюрьма — это закрытое режимное учреждение, куда трудно попасть, а тем более иностранцу. Но его искренние объяснения, что он хочет сделать шаг в сторону своего умирающего сына заставляют правительственного чиновника и начальника тюрьмы пойти ему навстречу и разрешают увидеться с актером. Но выясняется, что актер прибывает в глубоком расстройстве и петь в этом состоянии не может. Когда актер узнал историю японских отца и сына, он начал плакать и признался, что у него есть незаконнорожденный восьмилетний сын, которого он ни разу не видел и теперь раскаивается в этом. Тогда японец принимает решение привести его сына в тюрьму, чтобы они смогли увидеться. Приезжает в провинцию Юнань, туда, где чай делают, в маленькую деревушку. В фильме много построено на том, что японец ни слова не понимает по-китайски, а переводчик сильно преувеличил свои способности, чтобы заработать. Как бы там ни было они договариваются с деревенским советом, что мальчик поедет с ним, но в самом начале пути, еще не успев отъехать мальчик сбегает из машины в горы. Рыбак отправляется его искать и они вместе теряются в горах, вдвоем. Они проводят ночь в пещере, вместе, и эта ночь становится для японца переломной. Потому что когда он догонял мальчика, а тот от него убегал, японец увидел, что это очень похоже на его взаимоотношения с сыном. Он говорит — Сын куда-то уходит от меня, я пытаюсь идти к нему, но мы оба не знаем ни дороги, ни цели, ни того, куда мы идем. И вот он проникается отцовскими чувствами к этому мальчику, между ними словно пробегает таинственная искра, он без всяких слов понимает, что мальчик не хочет никуда ехать, потому что он обижен на своего отца, он решает оставить мальчика в покое, в его деревне, а отцу отвезти фотографии, которых он сделал множество. Он едет в тюрьму показать фотографии и в это время узнает, что его собственный сын умер. Он умер в ту самую ночь, когда отец был в пещере с маленьким мальчиком. Японец понимает, что ему уже не нужно снимать никакого фильма, но проникшись отношением к маленькому китайскому мальчику он продолжает путь в тюрьму. В этом нет ни мистики, ни промысла, а обычное совпадение, каких в жизни множество. В тюрьме ему, несмотря на все его протесты показывают оперу, потом он показывает всему залу фотографии мальчика; вся зона плачет. Потом он узнает, что перед смертью сын написал ему примирительное письмо и на этом фильм заканчивается. То есть история очень простая. В письме сын пишет: Знаешь почему я занимался театром масок? Потому что мы живем в масках. Мы боимся рассказать о своих чувствах и ходим в масках, а надо бы без масок.
Людмила: Решение доснять фильм, а не поселиться около палаты сына и пытаться, и пытаться добиться с ним разговора — это очень сильный ход.
Алексей: В этом-то и состоит специфика фильма: мало того, что главный герой — простой брутальный мужик, крестьянского типа, он еще и японец! В их культуре нельзя показывать своих чувств, у него же это качество доведено до филигранности. Настолько, что в это даже трудно поверить, но глядя на него, ты понимаешь — он, действительно не знает, что делать со своими чувствами, у него нет абсолютно никакого навыка в их выражении. В этом смысле он воплощение мужского начала в сфере чувств. Он отправляется в эту поездку в Китай не потому, что он не готов к боли, а просто он совершенно не знает как себя выразить. Он пытается нащупать хоть какой-то поступок, который бы помог ему быть ближе к сыну. Получается парадоксальная вещь. У китайского мудреца Конфуция есть слова — путь в тысячу миль начинается с одного шага. Поездка в Китай и была тем шагом, который помирил его с сыном.
Людмила: Но только внутренним, а не внешним.
Алексей: Там показано именно мужское отношение к чувствам: когда ты отношения понимаешь через поступки.
Людмила: А сын знал про его поездку?
Алексей: Да ему рассказала жена. Именно благодаря поступку отца они и помирились.
Людмила: Получается парадокс: сын так и не увидел кассету с фильмом, а отец не довез.
Алексей: Не довез, но тем не менее, сын написал в письме отцу: наверное это самое дорогое, что ты для меня сделал.
Людмила: Конечно же это сильный шаг для человека, который прожил всю свою жизнь в деревне.
Алексей: Именно так! Вся эта ситуация с его поездкой, хоть я и не был в такой, но чувствуется насколько все это правдоподобно снято.
Людмила: Я читала, что сцены в китайской деревни сняты в реальной деревне в Китае, с реальными жителями.
Алексей: Это похоже. У главного героя абсолютно невыразительное лицо и когда на нем появляются какие-то проблески эмоций, скупые слезы, которые едва уловимы, ты понимаешь, что для него это невероятное достижение. В течении фильма он почти ничего не говорит, он крайне немногословен. И это создает какое-то правдоподобие. В других фильмах мужчины более разговорчивы, потому что режиссерам нужно как-то показывать внутренний мир героя. А этот мужик прямо как из жизни: неотесан, грубоват, но мы видим его настоящие чувства к сыну — это очень сильно подкупает. В этом фильме нет глубины, тройного смысла, но глубина взаимоотношений очень трогает. Сюжет, в каком-то смысле очень отрезвляющий: не стоит ждать последнего момента, может быть сейчас сделать один шаг. В этом смысле послание очень простое, история крайне проста, но меня очень зацепила. Может быть, потому что она сугубо мужская: отец и сын. Самая эмоциональная фигура — это невестка главного героя, она все время связывается с ним по телефону, плачет, она же ему читает по телефону письмо сына. И когда ты видишь его совершенно каменное, почти невероятно безэмоциональное. Но любопытно, что режиссер с актером сделали каким-то образом так, что не смотря на полное отсутствие эмоций на лице, все равно зритель их видит, мы понимаем что он чувствует, просто он не знает, что с этим делать. Единственное что он может — это принять решение. В данном случае доснять фильм, при этом ничего не понимая, ни в китайской культуре, ни в законах, не умея ни с кем договариваться. Но его искренность подкупает всех. Для него это путешествие оказывается исцеляющим. Очень простое и душеполезное кино.

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino