Путь в тысячу миль (Qian li zou dan qi) режиссер Чжан Имоу

Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, Чжан Имоу, Zhang Yimou, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, Кэн Такакура, Ken Takakura, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Путь в тысячу миль, Qian li zou dan qi, Riding Alone for Thousands of Miles, 2005, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Ты у нас специалист по Чжан Имоу.
Алексей: Не то, чтобы специалист, но его фильм «Путь в тысячу миль» мне очень понравился. К сожалению, таких фильмов снимают очень мало, можно сказать, что это противоположность экшена. Хотя режиссеру принадлежат такие эпические картины как «Дом летающих кинжалов».
Людмила: «Герой».
Алексей: Да. Масштабные, исторические полотна, со множеством спец эффектов. В этом же фильме никаких спец эффектов нет, он снят очень просто, да и история тоже простая. Такие незамысловатые истории легко испортить, сделать слишком слезливой.
Людмила: Чуть перегнуть палку и все.
Алексей: На мой взгляд ему очень хорошо удалось рассказать эту простую историю. Речь идет о жизни пожилого японского рыбака, его взрослый сын ездил в Китай снимать фильм о традиционной китайской опере масок. После поездки он узнал, что болен раком на последней стадии и ему осталось жить совсем не долго. После смерти своей матери, он перестал общаться с отцом, и прошло уже лет 20 как отец и сын не виделись. Отец, узнав, что у сына смертельный диагноз приезжает в больницу, чтобы помириться, но сын отказывается с ним встречаться. Пораженный тем, насколько сын он него закрылся, отец принимает решение поехать в Китай и доснять фильм, не оконченный сыном.
Людмила: И это рыбак! Очень простой и в чем-то даже примитивный человек, я имею ввиду, что он не знает жизни больших городов, не умеет общаться с незнакомыми людьми и так далее..
Алексей: Да-да! Это далеко не человек из сферы искусства, простой рыбак. Но он решает сделать что-то такое, чтобы во-первых, понять своего сына, а во вторых, сделать какой-нибудь жест в его сторону.
Людмила: Сама идея поездки в Китай очень необычна, потому что это очень разные культуры.
Алексей: Не в обиду японцам будет сказано, но на Дальнем Востоке их никто не любит. Во время Второй Мировой они очень подгадили и корейцам и китайцам, для людей послевоенного поколения Япония — это символ зла. По-видимому у его сына была культурологическая попытка преодолеть этот разрыв. И, вот, этот пожилой японец приезжает в нужно место, и оказывается, что того самого актера, которого хотел снять его сын посадили в тюрьму за пьяный дебош. Нужно понимать, что Китай — это Китай, а не Исландия или Дания... Отец просит начальство, чтобы ему разрешили снимать в тюрьме. А китайская тюрьма — это закрытое режимное учреждение, куда трудно попасть, а тем более иностранцу. Но его искренние объяснения, что он хочет сделать шаг в сторону своего умирающего сына заставляют правительственного чиновника и начальника тюрьмы пойти ему навстречу и разрешают увидеться с актером. Но выясняется, что актер прибывает в глубоком расстройстве и петь в этом состоянии не может. Когда актер узнал историю японских отца и сына, он начал плакать и признался, что у него есть незаконнорожденный восьмилетний сын, которого он ни разу не видел и теперь раскаивается в этом. Тогда японец принимает решение привести его сына в тюрьму, чтобы они смогли увидеться. Приезжает в провинцию Юнань, туда, где чай делают, в маленькую деревушку. В фильме много построено на том, что японец ни слова не понимает по-китайски, а переводчик сильно преувеличил свои способности, чтобы заработать. Как бы там ни было они договариваются с деревенским советом, что мальчик поедет с ним, но в самом начале пути, еще не успев отъехать мальчик сбегает из машины в горы. Рыбак отправляется его искать и они вместе теряются в горах, вдвоем. Они проводят ночь в пещере, вместе, и эта ночь становится для японца переломной. Потому что когда он догонял мальчика, а тот от него убегал, японец увидел, что это очень похоже на его взаимоотношения с сыном. Он говорит — Сын куда-то уходит от меня, я пытаюсь идти к нему, но мы оба не знаем ни дороги, ни цели, ни того, куда мы идем. И вот он проникается отцовскими чувствами к этому мальчику, между ними словно пробегает таинственная искра, он без всяких слов понимает, что мальчик не хочет никуда ехать, потому что он обижен на своего отца, он решает оставить мальчика в покое, в его деревне, а отцу отвезти фотографии, которых он сделал множество. Он едет в тюрьму показать фотографии и в это время узнает, что его собственный сын умер. Он умер в ту самую ночь, когда отец был в пещере с маленьким мальчиком. Японец понимает, что ему уже не нужно снимать никакого фильма, но проникшись отношением к маленькому китайскому мальчику он продолжает путь в тюрьму. В этом нет ни мистики, ни промысла, а обычное совпадение, каких в жизни множество. В тюрьме ему, несмотря на все его протесты показывают оперу, потом он показывает всему залу фотографии мальчика; вся зона плачет. Потом он узнает, что перед смертью сын написал ему примирительное письмо и на этом фильм заканчивается. То есть история очень простая. В письме сын пишет: Знаешь почему я занимался театром масок? Потому что мы живем в масках. Мы боимся рассказать о своих чувствах и ходим в масках, а надо бы без масок.
Людмила: Решение доснять фильм, а не поселиться около палаты сына и пытаться, и пытаться добиться с ним разговора — это очень сильный ход.
Алексей: В этом-то и состоит специфика фильма: мало того, что главный герой — простой брутальный мужик, крестьянского типа, он еще и японец! В их культуре нельзя показывать своих чувств, у него же это качество доведено до филигранности. Настолько, что в это даже трудно поверить, но глядя на него, ты понимаешь — он, действительно не знает, что делать со своими чувствами, у него нет абсолютно никакого навыка в их выражении. В этом смысле он воплощение мужского начала в сфере чувств. Он отправляется в эту поездку в Китай не потому, что он не готов к боли, а просто он совершенно не знает как себя выразить. Он пытается нащупать хоть какой-то поступок, который бы помог ему быть ближе к сыну. Получается парадоксальная вещь. У китайского мудреца Конфуция есть слова — путь в тысячу миль начинается с одного шага. Поездка в Китай и была тем шагом, который помирил его с сыном.
Людмила: Но только внутренним, а не внешним.
Алексей: Там показано именно мужское отношение к чувствам: когда ты отношения понимаешь через поступки.
Людмила: А сын знал про его поездку?
Алексей: Да ему рассказала жена. Именно благодаря поступку отца они и помирились.
Людмила: Получается парадокс: сын так и не увидел кассету с фильмом, а отец не довез.
Алексей: Не довез, но тем не менее, сын написал в письме отцу: наверное это самое дорогое, что ты для меня сделал.
Людмила: Конечно же это сильный шаг для человека, который прожил всю свою жизнь в деревне.
Алексей: Именно так! Вся эта ситуация с его поездкой, хоть я и не был в такой, но чувствуется насколько все это правдоподобно снято.
Людмила: Я читала, что сцены в китайской деревни сняты в реальной деревне в Китае, с реальными жителями.
Алексей: Это похоже. У главного героя абсолютно невыразительное лицо и когда на нем появляются какие-то проблески эмоций, скупые слезы, которые едва уловимы, ты понимаешь, что для него это невероятное достижение. В течении фильма он почти ничего не говорит, он крайне немногословен. И это создает какое-то правдоподобие. В других фильмах мужчины более разговорчивы, потому что режиссерам нужно как-то показывать внутренний мир героя. А этот мужик прямо как из жизни: неотесан, грубоват, но мы видим его настоящие чувства к сыну — это очень сильно подкупает. В этом фильме нет глубины, тройного смысла, но глубина взаимоотношений очень трогает. Сюжет, в каком-то смысле очень отрезвляющий: не стоит ждать последнего момента, может быть сейчас сделать один шаг. В этом смысле послание очень простое, история крайне проста, но меня очень зацепила. Может быть, потому что она сугубо мужская: отец и сын. Самая эмоциональная фигура — это невестка главного героя, она все время связывается с ним по телефону, плачет, она же ему читает по телефону письмо сына. И когда ты видишь его совершенно каменное, почти невероятно безэмоциональное. Но любопытно, что режиссер с актером сделали каким-то образом так, что не смотря на полное отсутствие эмоций на лице, все равно зритель их видит, мы понимаем что он чувствует, просто он не знает, что с этим делать. Единственное что он может — это принять решение. В данном случае доснять фильм, при этом ничего не понимая, ни в китайской культуре, ни в законах, не умея ни с кем договариваться. Но его искренность подкупает всех. Для него это путешествие оказывается исцеляющим. Очень простое и душеполезное кино.

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер