Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш

 Патерсон, Paterson, 2016, Джим Джармуш, Jim Jarmusch, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Патерсон, Paterson, 2016, Джим Джармуш, Jim Jarmusch, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, раскадровка, KM, КМ

"Патерсон" (Paterson) режиссер Джим Джармуш

 

Алексей: Итак "Патерсон" - новый фильм Джима Джармуша. Что сказать? Порадовал всех нас, поклонников его творчества. Действительно, очень хороший, некоторые считают лучшим.

Людмила: Да, каждый раз после выхода фильма Джармуша, говорят что он самый лучший. Как-то он успевает удивить.

Алексей: Его фильмы с одной стороны чем-то объединены, какой-то общей атмосферой, общим подходом, а с другой стороны, они могут очень отличаться друг от друга и по жанру и по наличию или отсутствию четкого сюжета, с разной степенью поэтичности. Ну, а этот фильм, это просто уже поэзия в кинематографе. Нельзя сказать, чтобы он был неясен, он очень прост по сути, его легко пересказать. Но, самое забавное, этот пересказ он вообще не создает спойлеров, потому что фильм настолько кинематографичен, что он неотделим от того, как сделан. Его можно, действительно, пересказать кадр за кадром, но если не посмотришь, то не поймешь, в чем сила очарования того, что происходит на экране. 

Людмила: Те, кто пойдут его смотреть как некую классическую историю: завязка-кульминация-развязка, ничего не добьются таким подходом. Совершенно иное состояние души нужно для этого фильма. Действительно, это поэзия...

Алексей: Да, с поэзией здесь тоже не просто. Это не то, как у Александра Сергеевича, когда есть сюжет, ясно выраженные чувства, рифма. Здесь же, скорее, ближе к японской хокку и танка - белый стих и есть попытка не просто создать ритмическую структуру, а передать настроение и ощущение. 

Людмила: Ага, в общем мы превращаемся в зануд, постепенно обсуждая этот фильм. Давай не будем этого делать!

Алексей: Джармуш интересные вещи проделывает, возьмем конкретно этот фильм, позволю себе пересказать. 

Людмила: Попробуй...

Алексей: Привет всем любителям спойлеров! Вообще-то, заранее, конечно, извиняемся. Потому что, наши передачи в большей степени рассчитаны на тех, людей, которые посмотрели фильм. Мы хотим поделиться своими мыслями, чтобы создать атмосферу разговора. Поэтому в наших социальных сетях, мы всячески приветствуем ваши отзывы и рекомендации.

Людмила: Если вы смотрели, какой-либо из перечисленных фильмов, вы можете нам прямо сейчас написать. Вдруг мы и прочитаем. Может быть )))

Алексей: Не исключено. Сюжет очень простой, я ничего не раскрываю. Здесь речь идет о молодом человеке, он работает водителем автобуса, в городке Патерсон, в Нью-Джерси. И самого его, по нелепому стечению обстоятельств зовут Патерсон. Он такое воплощение города. Он идет пешком каждое утро, просыпаясь в шесть с небольшим, причем его жизнь настолько однообразна и предсказуема, что он просыпается без будильника примерно плюс минус десять минут. Пешком идет в автобусное депо, на несколько минут задерживаясь у водопада, это его любимое место в городе, где он останавливается для некоего созерцания. Там же ланч, который заботливо приготовила его, какое бы слово подобрать, затейница жена. Очаровательная девушка иранского происхождения.

Людмила: Боршите Фарахани.

Алексей: Да, Фарахани, ударение на последний слог всегда - специалисты сказали. Лора, ее зовут по фильму. Потом он водит автобус, подслушивает жителей города, едущих в автобусе, потом возвращается домой, тоже пешечком, опять мимо водопада. Из покосившегося загадочным образом почтового ящика забирает почту, каждый день его поправляя, а потом снова застает его снова накренившимся. В фильме есть разгадочка. Приходит домой, обменивается несколькими словами со своей возлюбленной, идет гулять с собакой, заходит в свой любимый паб, возвращается домой и ложится спать. Так мы видим все семь дней недели его жизни. Все спокойно и предсказуемо. Джармуш сознательно добивается рутинности происходящего.

Людмила: При этом он пишет стихи.

Алексей: Да это важно. Он пишет несколько строчек каждый день.

Людмила: Стихи возникают на экране, как будто он записывает их в блокнот.

Алексей: И мы слышим его внутренний голос. 

Людмила: При этом мы видим тоже самое, что и он - некое течение времени, повороты дороги, людей стоящих на перекрестке, людей садящихся в его автобус, жизнь маленького городка. Постепенно мы видим из чего появляются эти его строчки стихов. Бытовые вещи, маленькие детали.. 

Алексей: И это не поэзия "Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром..." 

Людмила: Без пафоса.

Алексей: Здесь нет описания героических битв, нет героев, это не классическая поэзия Европы, нет героев Роланда, Байрона, одиноких борцов против стихий, Мцыри нет. Здесь очень обычная, очень рутинная, будничная жизнь. И мы, следуя за Патерсоном, начинаем видеть в этой рутине поэзию. 

Людмила: Я еще самого первого кадра фильма  подумала, что он похож на растянутый на целый фильм твой любимый эпизод из фильма "Красота по-американски" про летающий пакетик. Какой-то пакетик, который растянут на фильм и получился "Патерсон". Его поэзия интимная, обращена к вещам, которые он видит, к любимой его девушке... Мне кажется стороннему человеку не понять про что это, понятное им двоим или даже ему одному. 

Алексей: А с другой стороны, очень понятно, потому что это очень простые вещи.

Людмила: Да. Джармуш даже не скрывает, что форма фильма напоминает стихотворение с повторами одними и теми же, с рутиной. Такой  стиль - тихий голос повседневности есть в нью-йоркской поэтической школе, к ней как раз принадлежит цитируемый часто любимый поэт Патерсона - Уильямс Карлос Уильямс. Еще там есть пара ребят, поэт Фрэнк О'Хара и писатель и поэт, стихи которого вошли в фильм.

Алексей: Специально для фильма написал стихи.

Людмила: Да, это Рон Педжет. Фрэнк О'Хара их главный идеолог, он написал манифест нью-йоркской школы, там говорится вот что - пиши для кого-то одного, не пиши сразу для всего мира. Пиши стихотворение так, как если бы ты писал кому-то письмо.

Алексей: Некий мамблкор  в поэзии.

Людмила: Это и есть некие записки для любимого человека, очень интимный мир, понятный вам обоим. При этом казалось бы, что все это слишком интимно. Девушка Патерсона часто намекает ему, что он очень талантлив, что он гений. Нужно не просто издать стихи, но по-крайней мере сделать копию.

Алексей: Эта девушка настолько милая, что возникает подозрение, что даже, если бы он был абсолютной бездарностью, она бы также сказала. 

Людмила: Вдруг она ему мерещится, вдруг ему только кажется, что он ее видит?

Алексей: Да. Она какая-то невозможно идеальная. Таких не бывает! 

Людмила: В общем, такая милая хипстерская парочка. 

Алексей: Есть у нее все-таки свои приколы - она покупает дорогущую гитару, чтобы научиться играть кантри, хотя живут они бедновато. Тут ты и подозреваешь, что она реальна.

Людмила: Итак, про стихи. Форма фильма - это форма стихотворения, с присущей ей цикличностью и повторяемостью. Патерсон, к примеру, часто видит близнецов - в этом тоже есть некая рифма. 

Алексей: Когда ты следишь за Патерсоном, вместе с ним проделываешь его рутинный путь, в чем главное очарование этого фильма, что ты начинаешь вместе с ним замечать поэзию повседневности. Ты видишь мир таким образом, как будто он переполнен поэзией. Ты начинаешь ее слышать, чувствовать - это ощущение приносит с собой неимоверный восторг. К концу фильма, когда ты подходишь к ключевым событиям, которые там происходят, если их можно так назвать, происходит катарсис. Ты думаешь - вот оно все сошлось и все открылось. Замечательное ощущение! Ты начинаешь видеть в тенях, которые падают на землю, в водопаде в центре города, в рутине своей жизни, в разговорах случайных пассажиров в автобусе - ритм поэзии, как будто весь мир дышит поэзией. И Патерсон ощущает это и ты вслед за ним.

Людмила: Мне кажется, что это не в том стиле "ищи поэзию повседневности" как, например, перестать ускоряться, посмотреть как летит птица, прислушаться к ветру... Какой-то дзен. Мне кажется это не совсем про то.

Алексей: В самом фильме есть намеки, что про то.

Людмила: Мне кажется есть и другая мысль, что жизнь - это поэзия не потому, что в ней есть красота, а потому что она поэтична сама по себе. Бывают потери, человек кого-то теряет, а кого-то находит - есть какая-то рифма - за каждой потерей, есть приобретение. За одним чувством приходит другое... В любой момент ты можешь начать с новой строчки или что-то в этом роде. Понимаешь, о чем я? Есть такие фильмы, дурацкие, типа "Ешь, молись, люби", который мы так и не посмотрели, но почему-то не одобряем все время, тоже о том, что мир красивый и удивительный. Но фильм "Патерсон" ведь не про это. 

Алексей: В чем огромная разница между этими фильмами? В том, что там она, чтобы увидеть красоту мира, зачем-то едет в Индию. Здесь же посыл как раз противоположный - главный герой живет там, откуда другие уезжают. Небольшой городок, откуда едут в Бостон, в Вашингтон, в более крупные города. А он остается, он открывает поэзию тут, он любит свой город.Вместе с барменом они обсуждают всех знаменитостей, которые когда-либо здесь появлялись. В самый критический момент он обнаруживает для себя, что поэт Уильямс Карлос Уильямс тоже жил как обычный человек, был врачом, но писал стихи. В этом для меня очень важный посыл этого фильма. Я вижу определенную перекличку с дзен буддизмом, причем у Джармуша этот момент присутствует и в других фильмах, что нужно видеть красоту в этом мимолетном течении мира. Подобно красоте хокку, танка, этих маленьких японских стишков. У меня эта параллель возникла, потому что я наблюдал как люди смотрят этот фильм. Во-первых несколько человек ушло, потому что не вытерпели они удара рутиной. Мы же приходим в кино спасаться от рутины, а здесь на тебе, в нее тебя прямо-таки погружают. Девушки, которые сидели слева от меня, очень узнаваемо хихикали в тех моментах, когда он стихотворения свои писал или читал, к концу фильма у них началась почти истерика. Я вспомнил, что примерно так люди реагируют, когда ты начинаешь цитировать хокку или танка, потому что они настолько выбиваются из других стихов, они антипафосны и антигероичн, и не совпадают с теми ощущениями, которых люди ожидают от поэзии. Я полюбил японскую поэзию лет в четырнадцать, она перевернула мой взгляд на искусство, на все, что связано с кино, живописью, книгами. Я увидел, как можно в трех или пяти строчках выразить столько красоты и еще оставить недосказанность. Искусство всегда подразумевает некую паузу, чтобы ты мог за внешней формой увидеть содержание. Когда я смотрел фильм, то вспомнил знаменитого в своем жанре Кобаяси Исса, которого неоднократно использовали Стругацкие для названия своих произведений. 

Тихо, тихо ползи,

Улитка, по склону Фудзи

Вверх, до самых высот!

И еще, которая мне нравится даже больше.

А когда ты успела

к ногам моим подползти

Ответь, улитка

Эта способность воссоздать умилительную красоту маленьких вещей, меня всегда подкупала. Мне кажется, в европейской культуре и во мне лично этого мало - мы привыкли хватать большими кусками, завоевывать, осваивать. А умение увидеть в чем-то маленьком и прямо здесь, это ценно. Кстати, актер Адам Драйвер (Патерсон) сказал о своей работе с Джармушем следующее - В этом человеке вместо осуждения всегда любопытство - большая редкость в наши дни! 

Людмила: Мне кажется, что это и немножко про то, как себя из уравнения убрать. Как жизнь течет сама по себе, даже если ты уберешь свое восприятие. Всегда кажется, что поэзия - это очень личное, что твои чувства больше, чем весь мир, чем океан. Недаром в фильме есть параллель с актером, который бросает очень пафосные фразы, например, про любовь - Если нет любви, то зачем жить!? Это же тоже поэзия, что твои чувства сейчас самые главные и важные. А Патерсон, наоборот, себя немножко убирает и дает вещам быть такими, какие они есть. Дать самой жизни течь, как она есть. При чем, это все равно остается именно его восприятием: как он любуется своей любимой, как он смотрит на спичку... Этих вещей больше, чем тех чувств, которые он поэтому поводу испытывает.

Алексей: И это создает у многих наших современников чувство неловкости, потому что кажется слишком простым и наивным. Тема, которая присутствует в дзен буддизме и у Джармуша пересекается с мыслью из одной из самых выделяющихся книг Библии - Екклесиаст. Главный герой мудрец, который все испытал и все хорошо знают его фразу "Все суета сует! - сказал Екклесиаст". То есть пустота пустоты и все. Но мало кто знает, что там есть и другие слова, которые на первый взгляд входят в диссонанс с этим выражением, но на самом деле, они дополняют его. "Если человек ест и пьет, если он изведал счастье в трудах, то это дано ему Богом". Способность радоваться жизни, радоваться простым вещам, в книге Екклесиаста предстает как дар Божий. Некоторые едят и не радуются, у некоторых есть жена, а они не радуются. А если, у тебя есть и жена, и друзья, и ты способен радоваться простым вещам, то это здорово. Это есть в Патерсоне,  это то, что в нем восхищает, что тебя цепляет.

Людмила: Один из российских критиков обвинил фильм в оправдании некоего интеллектуального мещанства, инфантильности. 

Алексей: Я - за мещанство!

Людмила: Мол, купи Молескин, клепай стишки, рисуй картинки и ничего от тебя больше не нужно...

Алексей: Совершенно верно! Это очень хорошая мысль. Потому что есть сейчас модное веяние - ты, должен следовать за своим призванием. Обычно подразумевается, что ты должен куда-то уехать, бежать из того места, откуда ты родом...

Людмила: Так-так, очень интересно?!

Алексей: Сам Джармуш уехал из своего маленького городка, но его герой Патерсон, понимает призвание не как побег во вне, а как внимание к тому, что у тебя есть место и внимание к людям, которые вокруг тебя. Вот его призвание и способность видеть во всем этом красоту. Ему это действительно удается. Интересно, что, следуя своему призванию, он исповедует аскетические вещи, например, не пользуется сотовым телефоном.

Людмила: Это модный ход...

Алексей: Да. Потому, что сотовый телефон как поводок, который тебя держит.

Людмила: Ну, они немножко дети, конечно! Особенно наивна девушка.

Алексей: Это все есть! Она вообще ребенок. Думаешь, как они так сохранились! И что дальше с ними произойдет?

Людмила: С ними все будет хорошо. Для таких вечных детей снят фильм "Выживут только любовники"..

Алексей: Тоже Джармуша! Хорошо, что такие люди есть. Не всем возможно такими быть. Но в наше время, когда нужно добиваться больших результатов, становиться знаменитым поэтом и сразу... Я когда смотрю такие спокойные фильмы, всегда думаю, почему у нас такое не снимают? Почему у нас или пафосные пропагандистские ролики, длиной в два часа или кого-нибудь режут и едят. Совсем уже все плохо! Почему про обычные чувства простых людей не интересно? Мне кажется, нам не хватает способности остановиться, взять паузу, проявить внимание к окружающему миру, к людям. Нам не хватает этого небольшого усилия. Извиняюсь, что я сейчас говорю за всех, но лично мне очень хочется быть ближе к людям как Патерсон.

Людмила: Купи Молескин.. 

Алексей: Дело не в Молескине, ты же понимаешь! И не в том, чтобы работать водителем, и не в том, чтобы никуда не стремиться и никуда не ехать. Хочу это подчеркнуть. Дело в том, как ты видишь мир вокруг себя: как поле битвы, которое ты должен завоевывать или как красоту, которую ты можешь услышать и почувствовать?

Людмила: Я думаю, что пришло время для одного из стихотворений, написанное Роном Педжетом, стихи которого мы слышим в фильме. Называется оно "День взятия Бастилии".

Когда я впервые увидел Париж, я направился туда, где стояла Бастилия.

И хотя июльская колонна была на месте, я решил, что ошибся дорогой. 

Ведь я не умею видеть то, чего уже нет. 

Люди ходят посмотреть на сгоревшие башни близнецы. Вероятно им нравится, образовавшаяся пустота. Мне не нравится пустота, которая образовалась после того, как умерла моя мать. Простите, что я сравниваю свою мать и высотные здания. И за то, что вообще завел речь о смерти. Красно-серое небо, над крышами темнеет и горожане торопятся домой обедать. Ладно, увидимся.

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Алексей: Ну что, поговорим о "Тони Эрдманне"? Фильм мне очень понравился, не знаю как тебе.

Людмила: Мне тоже очень понравился.

Алексей: Не зря он обласкан! Бывает чаще, что особо киноманские фильмы, с подвывертами, получают внимание кинокритиков. Тогда думаешь, ну ладно, ну хоть, почувствовал себя частью высокой культуры. А этот фильм, хотя и является несколько необычным по форме, я имеют ввиду непривычным для тех, кто больше привык к блокбастерам и кассвовым картинам. Но он по-настоящему хороший, добрый, человеколюбивый!

Людмила: Это вообще любимый жанр раскадровки! Насколько я понимаю. Поскольку в поле нашего внимания попадают фильмы, часто авторские, повествующие о семейных отношениях, об отношениях между людьми. Некие размышления. Этот фильм напомнил мне "Холодную погоду", тоже классный фильм. Мы давно его обсуждали.

Алексей: Момбомхоровский такой. 1:26

Людмила: Тот про брата и сестру, а этот об отношениях между отцом и дочерью. Это третий фильм немки Марина Де, она его привезла в Канны, где он получил большое внимание кинокритиков, приз приси 1 41, но никакой большой наргады не получил. Следующий его этап, это премия европейской Киноакадемии, где выиграли и актеры, и режиссер. Вообще в Каннах редко дают премии немцам, так что...

Алексей: Ха-ха!

Людмила: Это пенсионная история, разные мэтры приезжают, показывают свои фильмы, а все-таки Марэна Де - режиссер молодой, это ее третий фильм, ей 39 лет.

Алексей: Ура, я тоже значит, молодой!

Людмила: Следующая планка, которую фильм попытается взять - он наменирован от Германии на Оскар.

Алексей: Правда, замечательный фильм Я увидел его сразу в нескольких сках кинокритиков.

Людмила: Его привозили на наш на фестиваль "Послание к человеку".

Алексей: В двух словах о сюжете: фильм рассказывает об отце и дочери. Они давно уже живут раздельно, дочь взрослая, работает в международной корпорации.

Людмила: У нее очень современная профессия, она занимается таким непонятным делом, как слияние и поглощение, аутсесинг.

Алексей: Это просто звучит так. На самом деле, она просто подсказывает, как правильно уволить, как сократить рабочие места. По большому счету, берет на себя ответственность, которая большим корпорациям не интересна. Не хотят они принимать решения, чтобы самостоятельно уволить людей, они нанимают внешних консультантов, которые выносят эти решения, чтобы главы корпораций могли сказать - видите, нам посоветовали. Вообще, если говорить о сюжете, фильм начинается с того, что отец и дочь встречаются некоем праздновании. Они давно уже живут раздельно.

Людмила: Причем Инес, главную героиню зовут Инет, (актриса Сандра Хюллер), она действительно, настоящий представитель современного поколения, у нее даже нет постоянного места жительства, потому что она разъезжает по разным европейским городам, помогает разным фирмам, в данном случае, в фильме, она работает в румынской столице, Бухаресте, куда и приезжает отец.

Алексей: Когда они встречаются, отец видит, что она, в буквальном смысле загнана работой. Вообще не отлипает от телефона, постоянно разговаривает, иногда, даже такое ощущение, что не разговаривает, а делает вид, чтобы таким образом, побыть немного одной. Отец приезжает и сразу же совершенно не вписывается в ее мир, он бывший преподаватель музыки в школе, и вообще, большой шутник. Его основные приколы - это вставные зубы или маски...

Людмила: Он, ведь, с детьми работает, ну и привык к таким шуткам.

Алексей: Все, кто его знает, привыкли к этим его особенностям. Человек-шутник! Я бы не сказал, что его шутки всегда взрывные и всегда умстные, но он так привык. И вот, приехав, навестить дочь, он в ее строгую корпоративную среду врывается со своими неумелыми шутками с целью, сблизиться с дочерью, вернуть контакт, который был когда-то утерян.

Людмила: Интересно, что мы уже привыкли к изображению конфликта поколений, отцов и детей, благодаря европейскому кино как некоей драме: скелеты в шкафу, неизбежное насилие или холодное отношение и тому подобное.. Здесь же ничего подобного, в их отношениях нет никакого криминала. Вполне нормальные отношения, просто это отчуждение, в силу разницы поколений или потому что она хочет жить более современной жизнью, а он глубокий и нелепый провинциал. Может быть просто они далеки друг от друга, даже конфликт между ними, и те ссоры, которые происходят в фильме они не кровавые. Это ироничное кино, без какого-либо криминала в отношениях. Это просто непонимание, это просто то самое отчуждение, которое есть в жизни почти каждого из нас. Потому что бывает так, что мы своих родителей, не то чтобы ненавидим, мы их стесняемся, в силу того, что мы живем в большом городе, а они живут в провинции...Или в потому что мы разбираемся в гаджетах, а они нет. И не то, чтобы мы вообще не общаемся, а как это называют психологи - зона комфортного отчуждения. То есть некий контакт поддерживается, но это видимый контакт. Можно поздравить с днем рождения, спросить как дела и не более. И уж точно совместные встречи, когда родственники едут к тебе в большой город или ты едешь в свой город к родителям, это всегда очень нервное мероприятие. Это всегда поиск языка - о чем говорить?

Алексей: И еще один очень важный момент. Она, как и многие из нас, ставит перед собой амбиционные задачи, мы хотим завоевать определенные вершины, добиться некиих результатов в своей работе. А родители, и люди более старшего возраста, которые пожили, начинают ценить в своей жизни другие вещи - сам факт родственности, желание вернуться к забытым моментам жизни..

Людмила: Они начинают настаивать, чтобы ты больше общался с родственниками, не пропускал дней рождения, и поздравлял, настаивать на том, чтобы ты участвовал в тех отношениях, которые может быть тебя тяготят.

Алексей: Я тут встречался со своим отцом, кстати, к слову о фильме ))). Он рассказывал о своей встрече с выпускниками ВУЗа, который он закончил. Он говорит, что когда встречались на двадцатилетие выпуска, то многие еще занимали большие посты и было ощущение, что можно помериться достижениями друг перед другом. А когда уже встречались на тридцатилетие выпуска, тогда уже основными вопросами были: как жизнь, как дети? То есть то, что еще десять лет назад было очень важным и показательным, теперь переосмысленно. Почему? Потому что, кто-то может быть уже и умер, а у кого-то в жизни произошли серьезные перемены, захотелось какой-то человечности. Получается конфиликт между молодым поколением, которое еще стремится к результату и поколению отцов, которые просто радуются даже тому, что просто живы. И еще одно из преимуществ фильма, здесь нет никакого пафоса и нравоучительности. Нет утверждения, что она во всем не права, например, а он в всем прав. Нет категоричных выводов.

Людмила: Да, она не стерва, а он, не то чтобы добродушный ангел.

Алексей: Да. Его шутки порой, действительно, неуместны.

Людмила: Немножко он чудаковат.

Алексей: Самая важная штука, которая мне в фильме понравилась, во-первых он очень интересно снят, в духе новоевропейского кино, хотя все эти категории уже относительны. Но в нем есть налет некоей документальности.

Людмила: Как-будто режиссер не вмешивается в происходящее.

Алексей: Да. Это не манера серьезных голливудских фильмов, здесь ощущение как-будто ты подсматриваешь за их жизнью. Еще и актеры незнаменитые и неузнаваемые, а играют превосходно, очень естественно, нет никакого переигрывание. В сравнении с этим фильмом, ты понимаешь, что большинство больших драм, показываемых на больших экранах слегка утрированы. А здесь возникает ощущение узнавания, ты действительно, находишься внутри происходящего. Отец шутит иногда хорошо, иногда плохо - как и все мы.

Людмила: Тони Эрдман - имя, которое вынесено в название, это некое альте эго, имя которым он прикрывается, чтобы тусоваться в тех же деловых кругах, где пытается обосноваться его дочь.

Алексей: Вроде бы в фильме не происходит никаких значимых событий, нет напряжения...

Людмила: Нет конфликта и нет его разрешения.

Алексей: Это все есть, но как-то размыто, как и в нашей жизни. На фоне этого фильма, ты понимаешь, что большинство картин выпячивают конфликт вперед, может быть это и нужно. Используя, специфические средства нагнетаются страсти, персонажей выбирают очень необычных и отправляют их, например, в космос, чтобы биться с темными силами, и обострить конфликт. Здесь ничего подобного не происходит, проистекает обычная жизнь. Происходит обычный конфликт, обычное непонимание, и также, обыденная по форме, попытка найти понимание друг друга. Со стороны отца и со стороны дочери, насколько они могут. И вот, когда ты видишь, что в этом обычном мире, вдруг происходит что-то незаметное, и, действительно, очень трудно поймать ту ткань, что же все-таки произошло. Но ты видишь, это неуловимое изменение, они становятся друг ко другу ближе. И это, лично во мне, производит бурю ощущений, таких теплых эмоций, что я понимаю - этот фильм стоит множества драматических фильмов с выстроенной драмой. А здесь невидимое становится ощутимым. Последний раз, я что-то подобное видел в фильме братьев Дарден "Два дня и одна ночь", когда вроде бы ничего драматического не происходит, какие-то маленькие изменения, которые почти невозможно зафиксировать и вдруг, раз и какой-то свет пробился. Также и здесь, ты видишь какого-то дедушку, с его неумелым юмором, его дочь, живущую очень странной жизнью, пытающуюся изобразить из себя акулу бизнеса. Их попытки не всегда продуманы и логичны, они не могут найти общего языка и вдруг, раз и ты видишь, что они дочь и отец и они видят это и ценят это. И это настоящее волшебство, которое происходит на твоих глазах. Дорогого стоит, этого не так просто добиться, нечасто можно увидеть, чтобы такое происходило на экране. Ради этого, фильм стоит смотреть, я сразу предупреждаю, фильм очень долгий, два часа сорок минут. Но это того стоит. Нужно набраться терпения, чтобы погрузиться в этот странноватый мир, очень похожий на наш. Потому что он очень реалистично показан.

Людмила: 13.15. Да из-за особенностей хронометража, мы буквально физически ощущаем неловкость, которая возникает между вроде бы родными людьми. Человек тебе родной и близкий, а ты не знаешь о чем с ним говорить, и вы ждете пока приедет лифт в полном молчании. Это очень узнаваемая ситуация. Она ждет, чтобы поскорее его выпроводить...

Алексей: А когда он уезжает - она плачет. Потому что не проявила столько теплоты, сколько надо. Настолько знакомо, настолько легко увидеть себя в главных персонажах. Причем, у меня уже есть дети и я получается, могу видеть себя с обоих сторон. Не знаю, хорошее ли это время для меня? Кроме теплых моментов, в фильме также показана жизнь внутри корпорации. Когда отец приезжает со своими неумными шутками, со своим абсурдистским взглядом на жизнь, кажется, что он совершенно не вписывается в эту ситуацию. Но его присутствие там выявляет нелепость и абсурдность наоборот корпоративного поведения. Дочь пытается довести до совершенства свои деловые качества, она очень дисциплинированна...

Людмила: Несметное количество белых блузок...

Алексей: Да, она пытается говорить на правильном деловом языке, однако быстро становится видно, что она не живет полной жизнью.

Людмила: Она не живет своими желаниями, ей приходится все время работать и находиться внутрикорпоративного общения, нужно постоянно улыбаться и быть в определенном бодром тонусе. В общем нужно играть роль, быть на позитиве, все время думать о сделках.

Алексей: Да. Уметь легко перестраиваться, соглашаться с другой точкой зрения, с которой ты не согласен.

Людмила: Обязана всегда хорошо выглядеть, ходить на нужные вечеринки, а наутро быть в офисе.

Алексей: И даже любовные отношения у нее тоже искусственные. Она на самом деле их не хочет, но должна их иметь, она должна быть веселой и не одинокой на этих вечеринках. Она должна, как ты правильно сказала выглядеть хорошо и бодро. Но она на самом деле не чувствует себя бодрой. И не испытывает никаких желаний по отношению к мужчине, с которым встречается. Все это игра. Ты понимаешь, что все это весьма абсурдная жизнь. Там есть люди, которые говорят о преображении Румынии, о том, что теперь страна будет двигаться в сторону прогресса, а на самом деле, они приехали туда, чтобы сократить штат, чтобы уволнять людей. Постоянные несостыковки в фильме показывают абсурдность всего происходящего.

Людмила: При этом отец, который, пробираясь и на совещания, и на вечеринки, пытается со всеми познакомиться. И действительно, он знакомится с очень интересными людьми, они тоже часть этого корпоративного мира, но они немного чудаки.

Алексей: Поэтому, как мы вначале сказали, что режиссер вроде бы не занимает никакой позиции, но все-таки абсурдистский забавный и нелепый мир отца, кажется более привлекательным и более цельным.

Людмила: Он умудрается завести друзей в незнакомом городе, в мире окружения своей дочери.

Алексей: В мире дочери находится совершенно не хочется, потому что в нем как-будто бы нет ничего настоящего, все разыграно. И люди, самое страшное, не признаются в этом. Отец попадая туда, словно пробивает брешь в этом мире и, действительно, в хорошем смысле помогает своей дочери.

Людмила: В фильме очень много юмора, но юмор горький.

Алексей: Сатирический!

Людмила: Ты не смеешься, а ухмыляешься, сцены и забавные, и в то же время неловкие и печальные.

Алексей: Почти все отмечают сцену, где главная героиня поет знаменитую песню Уитни Хьюстон Грейт из гивт или что-то такое. Песня о том, что самый великий дар, который у нас может быть это любовь к себе, то есть чувство собственного достоинства. Поет она эту песню в совершенно нелепой ситуации, но ты понимаешь, что в ее жизни со всеми ее корпоративными достижениями, очень мало любви к себе и достоинства. Хотя опять же, жизнь продолжается, нужно зарабатывать средства к существованию, если бы фильм сделали в Голливуде, она бы все бросила и ушла босиком по Руси. Нет. Она остается.

Людмила: Ну в паре эпизодов, она все-таки ходит босиком...

Алексей: Да это смешные моменты, которые как ни странно оказывают освобождающее действие на всех. Включая и ее.

Людмила: При этом у нее ведь психоаналитик есть.

Алексей: Есть. Есть и все эти коучи многочисленные, где говорят заученные фразы, которые также звучат неестественно и ненатурально. Ее отец совсем не разбирается ни в психоанализе, ни в коучинге, хотя он представляется как раз коучем, когда изображает из себя Тони Эрдманна. Однако мы видим, что он о жизни понимает больше. Он совсем не похож на мудреца, не похож на человека, который много достиг, что-то преодолел, создал семью, посадил дерево, построил дом, написал книгу...

Людмила: Мне кажется у него нет иллюзий по поводу себя!

Алексей: Да!

Людмила: Потому что у нее-то еще есть!

Алексей: А он как-то освободился! Есть в фильме ударная фраза, я ее прямо выписал, я когда ее услышал, прямо смахнул мужскую скупую слезу. В конце фильма, они разговаривают, даже уже о смысле жизни разговор пошел. "Часто мы живем для того, чтобы что-то сделать, а в это время жизнь проходит мимо." Дальше он описывает несколько моментов из их жизни, совершенно для нас непонятные, внутрисемейные. "Как бы нам зацепиться за те самые, ценные моменты? Но понимание приходит после, как раз в самый момент этого сделать не получается". И это настолько хорошо выражает то, что я часто ощущаю. Когда у тебя есть амбициозные планы и ты к ним стремишься, а рядом есть друзья, семья, сейчас еще есть мои дети, с которыми я могу проводить время. Этот конфликт существует, а этот фильм очень по-доброму, по-отечески напоминает нам о важности этих моментов. И напоминание это, действительно сложное, потому что в тот самый момент когда они происходят, ты не видишь их ценности. Воспринимать их и быть в них разные вещи. Хотя, если оборачиваться на них и почаще вспоминать, может быть поможет это сделает нас более способными видеть их в самый момент. Замечательный, очень человеколюбивый фильм о таких как мы, о людях, живущих в этом абсурдном мире, делающих абсурдные поступки. Но ключик, который дает нам режиссер состоит в том, что мы можем друг друга любить, и это делает наши абсурдные моменты чем-то ценным и настоящим.

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)