Параноид парк (Paranoid Park) режиссер Гас Ван Сент

над пропастью на скейте: «Параноид парк» Гаса Ван Сента ● изоляция: выпуклый мир главного героя и периферийные персонажи ●● фатальное несовпадение: дети и родители, юные и взрослые ●●● инициация: «каждый подросток либо преступник, либо жертва» Гас Ван Сент ●●●● «кроме школы, девушек, расставаний есть что-то другое»: переход во взрослость

Параноид парк, Paranoid Park, Гас Ван Сент, Gus Van Sant, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Гейб Невинс, Gabe Nevins Параноид парк, Paranoid Park, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Гейб Невинс, Gabe Nevins Параноид парк, Paranoid Park, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, Гейб Невинс, Gabe Nevins

 

 

Людмила: Фильм режиссера Гаса Ван Сента «Параноид парк», о подростке, который случайно убил человека.. и не знаю, что даже сказать дальше, и пытается..
Алексей: Понять, что ему с этим делать. Ситуация такая: он катался с приятелем на скейтборде, потом они с приятелем вскочили на проходящий поезд, к ним подбежал охранник и набегу начал их дубасить чем-то, что под руку подвернулось, и этот подросток, пытаясь отмахнуться, попал случайно по нему скейтом, охранник упал на рельсы, и его, буквально пополам, разрезал встречный поезд. Подросток не знает, что делать и как ему дальше жить. Это один из тех, фильмов, которые очень трудно пересказать. Я люблю такие. Одну балерину спросили, о чем был ваш танец? Она сказала, если бы я могла рассказать — не танцевала бы. Это как раз такой же фильм. Там, действительно показан мир подростка, и очень достоверно. Мы очень много раз видим его лицо крупным планом.
Людмила: И в размытом фоне все остальное.
Алексей: Да, с какими-то еще не проснувшимися эмоциями, все эмоции пока только в оттенках. Одна из главных проблем подростка в том, что ты еще не умеешь распознавать ни со свои эмоции, ни с эмоции других людей. Ты их просто не понимаешь, и сам себя не понимаешь. Его лицо неподвижно-растерянное, с подростковыми чертами, с несуразно большим носом, его речь сбивчиво-непонятная, его родители, кстати, родители показаны очень интересно, это — размытые силуэты. Есть он — с его внутренним миром, и есть какие-то происходящие вне его события, родители, другие люди, которых он не видит и не слышит.
Людмила: Зовут этого мальчика Алекс, и весь фильм, он пытается в дневнике описать это событие, которое с ним произошло, осмыслить его. Сюжет фильма не линейный, то есть мы не видим начало, продолжение и конец, а постоянно видим повторы. Одно и тоже показывается по несколько раз...
Алексей: Фильм полностью зациклен на внутренних переживаниях этого Алекса.
Людмила: Зрители часто указывают на ошибки, которые Гас Ван Сент якобы допустил. Так как фильм построен как субъективный мир подростка, это скорее всего, «ошибки памяти». Мы ведь, не вспоминаем все подряд, линейно, память выхватывает один и тот же момент и циклится на этом. Вот например, зрители говорят, как же так, охранник упал на спину, а мы видим жуткие кадры, где пол тела ползет к подростку на животе? Он же на спину упал, как он оказался на животе? Или например, сцена сексуальных отношений с подружкой слишком быстрая, неправдоподобно быстрая. У них все в первый раз происходит, а выглядит все совершенно быстро и безболезненно. Даже говорят, что же Гас Ван Сент не знает, как это происходит, когда секс впервые? Но эти «ошибки памяти» здесь оправданы, потому что, повторюсь, это субъективный мир подростка,субъективное восприятие героя.
Алексей: И что больше всего бросается в глаза, это абсолютное одиночество этого парнишки, Алекса, перед лицом тех проблем, с которыми он столкнулся. Драма в том, что он буквально выкинут во взрослую жизнь, вместе с тем событием, которое с ним произошло. Он действительно ничего такого не хотел, он не злой парень, не убийца. Он сделал ошибку.
Людмила: При этом взрослый мир в лице учителей, полицейских и ведущих теленовостей, называют это событие убийством. Они не говорят несчастный случай или неосторожное убийство, они говорят — убийство. У него-то внутреннее ощущение скорее неосторожного поступка, а взрослые уже заклеймили это «убийством». Каждый раз, когда они повторяют это слово, ему становится дурно.
Алексей: Да, он переживает, его чувства сложно прочитать, мы встречаем его на протяжении фильма в разных состояниях по поводу этого события и все-таки, он очень тяжело переживает и ищет с кем бы поделиться, кому бы рассказать. Вроде бы хочет родителям, с отцом у него неплохие отношения, но родители в разводе, они как раз проходят все стадии процесса. Он не может с ними об этом поговорить в такое время, они как будто вне его. С друзьями он боится, что они могут рассказать, да и не являются они для него авторитетами, с которыми можно о таких сложных вещах говорить. Единственный с кем, он может поговорить об этом, это дневник, который он пишет и потом сжигает, вот и все. Это его одиночество, действительно, болезненное ощущение в фильме. Подростки живут своей отдельной жизнью.
Людмила: Даже название фильма это отражает, «Параноид парк», это парк для катания на скейтах, построенный самими подростками, то есть нелегальный парк. Все скинулись, панки, скейтеры, бродяги и создали сами нелегальное место, где все существует по их правилам. Место опасное, сами подростки это подчеркивают, но они и стремятся туда, хоть и боятся туда ходить одни, потому что там всякого народа полно, но это место их просто тянет, манит к себе свободой, которая вокруг него царит.
Алексей: Психологи говорят, что подросткам действительно нужен какой-то свой мир, отдельный от взрослых, где бы они учились строить свои отношения, где было бы их личное пространство и без этого им нельзя. Но вот что пугает, это абсолютное отсутствие взрослых голосов в их мире. Взрослого авторитетного человека, к которому можно прислушаться нет ни одного в их мире.
Людмила: Действительно, взрослые в фильме очень схематичны: полицейский, узнавший, что родители Алекса разводятся, махнул рукой, — а, ну все понятно! Папа пытается изобразить понимание, — я ведь не хотел, чтобы мы разводились, чтобы у тебя из-за нас появились проблемы, ну ты, если что обращайся.
Алексей: Понятно, что и папу и маму заботят прежде всего они сами в их ситуации. Единственный кого Алекс внимательно слушает, и кто ему очень интересен, это младший брат. Вот тоже удивительно. Есть в фильме момент, почти смешной, когда младший брат рассказывает ему какую-то историю, поскольку он младший рассказывает сбивчиво, непонятно о чем, но Алекс слушает внимательно. В общем, он со своими проблемами совершенно один в этом мире. С одной стороны, убийство, которое он совершил по неосторожности и, с другой стороны, его подруга, которая хочет с ним переспать. И что очень хорошо показано в фильме, не потому что действительно хочется, а потому что уже надо.
Людмила: Это как обряд. Если мы парочка, это между нами должно произойти как закрепление отношений.
Алексей: Причем она это делает, словно по какому-то ритуалу.
Людмила:

Да, как только закончился секс, она звонит подругам и начинает расписывать совершенно не то, что между ними происходило, а сильно все преувеличивая.

Алексей: Парень в этой ситуации выглядит как жертва, потому что, он, как это ни странно может прозвучать для взрослых людей, хочет чего-то большего. Как и в фильме «Отличница», так и в фильме «Параноид парк» представление взрослых о том, чего хотят подростки, что для них важно, что ценно и представления самих подростков о том, что для них важно и ценно не соответствуют друг другу. Не так давно одна организация проделала исследования среди подростков Словении, их попросили ответить на вопросы на тему, что для них кажется важным в жизни, какие у них основные ценности и приоритеты. В это же время, тот же опрос был проведен среди служителей различных церквей. Оказалось, что списки ответов диаметрально не совпадают. Взрослые ответили, что подростков интересует только секс и деньги. У подростков секс и деньги даже в первые пять пунктов ответов не попали. Их интересовали странные вещи: самореализация, любовь, семья. Получается, что взрослые фильмы о подростках и пропагандистская компания из взрослого мира направлены мимо цели. Взрослые боятся, что подростки будут спать с кем попало, воровать и употреблять наркотики. Мир подростков не выглядит так, что им прямо изнутри этого охота. Да, им чего-то охота, но они еще не всегда знают чего, и на фоне этих неоформившихся желаний, туда врубается мощным клином ледокол взрослой моралистическо-просветительской миссии и, естественно ничего не достигает. Помню, когда я был подростком, моя мама попыталась поговорить со мной о сексуальном взрослении, я еле сдерживался от приступов смеха. Я, к сожалению, на тот момент уже получил исчерпывающую картину этих отношений..
Людмила:  ..процессов..
Алексей:  да-да процессов, по другому не скажешь, из достаточно грязноватых источников. И опять это постоянное непопадание взрослых, не то чтобы подростков совершенно не интересует тема наркотиков секса, интересует, но именно на уровне любопытства. Охота понять, что это такое, преодолеть незнание, неумение. Когда я был в этом возрасте, наверное было бы полезно, если бы рядом был человек, который мог обо всех этих вещах говорить по-нормальному.
Людмила: Но, если послушать самого режиссера, он не пытается делать выводы, он пытается показать процесс. Есть еще один его фильм на подростковую тему «Слон», об убийствах в школе, где он опять же никого не судит, не обвиняет, а просто показывает. Он считает, что катастрофа в подростковом возрасте — это правила; любой подросток становится либо жертвой, либо преступником, иногда в больших, иногда в микроскопических масштабах, но всегда подросток или жертва, или преступник. Гас Ван Сент уже во взрослом возрасте задумался о смерти, для него столкновение именно подростка со смертью интересно тем, что это столкновение жизни, которая начинается и жизни, которая уже закончилась. Также как и с любовью; и любовь, и смерть — это одинаково непостижимые, необъяснимые в подростковом возрасте вещи.
Алексей: Получилась своеобразная история о личном грехопадении, не знаю хотел ли Гас Ван Сент показать это, когда после трагедии мальчик прибегает домой и моется в душе, там звучит музыка, в которой есть пение птиц.
Людмила: Очень пронзительное.
Алексей: Да пронзительно-навязчивое, и у меня создается образ потерянного детства, потерянного райского сада. Для меня это символично — парень прощается со своей невинностью, детскостью, понимая, что он ступил в новый мир.
Людмила: Если говорить о визуальности, фильм снят двумя камерами, одна — Кристофер Дойл, который работает с Вонгом Карвайем, он снимает мир подростка, его лицо крупным планом и так далее. А внешний мир снимает молодой оператор, из скейтеров, он ручной камерой 8-ми миллиметровой снимает, как они там ездят на скейтах и тусуются. Два оператора; один не профессионал, другой — суперпрофессионал, каждый со своей стилистикой, в результате мы видим нереальный мир. Когда мальчик снимает, он выбрал интересный ракурс, когда ребята в огромной трубе катаются. Я долго думала как он это сделал, потому что с обоих сторон трубы решетки, как он попал в эту трубу? Для меня возник образ подростковой жизни — это труба-тоннель, в которой ты зажат, как ты в нее попал непонятно, как выбраться тоже — никуда не деться, все, ты — взрослый!
Алексей: Вот что важно понять, подросток в любом случае столкнется с темой секса, ему организм, переполненный гормонами не даст об этом забыть, и он обязательно начнет ставить перед собой вопросы о смысле жизни. Там есть монолог этого парнишки, где он говорит, что сам по себе понял, что есть еще другой мир, кроме мира учителей, развода родителей и других вещей, наполняющих обычную нормальную жизнь. И вот, что ужасно, что парню совершенно не с кем об этом поговорить. Я искренне рад, что я в 16 лет пришел в церковь. Я увидел там людей, которые действительно жили так, как говорили, они нашли для себя ответы, и могли поделиться ими со мной. И эти ответы звучали убедительно, потому что они были не просто частью казенной пропаганды, а частью чего-то глубоко личного, насыщенного. Мои вопросы о смысле жизни, благодаря беседам с ними, начали оформляться. Я глубоко убежден, что трагедия нашего времени, в том, что у подростков нет авторитетных людей, жизнь, которых могла бы быть им примером. Из-за этого очень многое разрушено. Эта ситуация, когда подросткам нет примера ни в родителях, ни в ком-то из школы — серьезный вызов для верующих людей, для христиан. По отношению к подростку нужно проявить то, о чем говорит Евангелие, прощение, милость, понимание того, что это трудное время пройдет, что нужно потерпеть, и в то же время, ему нужно дать яркий нравственный моральный пример. На самом деле, он не хочет оставаться один на один со своими проблемами, но и делиться ему не всегда легко, и это нужно понимать, поэтому не надо поучать его нравоучениями, надо дать ему яркий пример, и при этом быть способным сострадать, слушать и прощать.

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли