О' Хортен (O' Horten) режиссер Бент Хамер

Скандинавская самоирония в фильме Бента Хамера "О' Хортен", доступна ли она нам? Поезд ушел, а Отто Хортен остался. Когда смотришь фильм о жизни «маленького человека» почему-то становится его жалко, а когда едешь в поезде, хочется чтобы машинистом был именно этот "маленький человек" с большим чувством ответственности и другими большими качествами характера. 

О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст

   

 

Людмила: Фильм Бента Хамера «О' Хортен».
Алексей: Фильм скандинавской серии, по-моему шведский. У скандинавов особенность в том, что они снимают фильмы вместе.
Людмила: Да, прокатывать фильм по всей Скандинавии гораздо легче, поэтому они делают фильмы совместно. Это норвежский фильм.
Алексей: Да, действительно. Известный и прославленный у них режиссер. Фильм рассказывает о престарелом, и выходящем на пенсию машинисте по имени Отто Хортен, видимо отсюда и сокращение в названии О' Хортен. Фильм специфический, очень неторопливый, некоторые обвиняют его в том, что имея некоторую ориентацию на экспорт, он эксплуатирует представления о скандинавскости, то есть должен быть снег, должно быть все медлительно, малоразговорчиво. И, действительно, в фильме все это есть, хотя я не знаю аргумент ли это для обвинения. Фильм требует терпения; взгляд на маленького человека, абсолютно не героического, Отто Хортен всю жизнь проработал на железной дороге машинистом. Это его «дао» в буквальном и переносном смысле, его путь. У него есть престарелая мать, он сам очень даже престарелый, не женатый, у него нет детей. Вся его жизнь была так или иначе связана с железной дорогой. Показано как он выходит на пенсию и ему вручается серебряный поезд, за 40 лет работы и когда его коллеги его поздравляют, они изображают руками движение поезда со всеми его «чух-чух-чух и ту-ту!» и кричат ему гип-гип ура! И вспоминается чеховский образ маленького человека, который настолько сросся с работой, что у него и радости все какие-то железнодорожные, и друзья все железнодорожные. Нужно отметить специфический юмор фильма, если английский юмор назван тонким, то этот я бы назвал ненавязчивым, абсурдно-ненавязчивым. Легкое добродушное подсмеивание: он идет в сауну — привет, Скандинавии! - и во-первых, засыпает там, во-вторых, во всем банном комплексе выключается свет, то есть про него забыли. Это говорит многое об устройстве скандинавского мира, у нас бы даже тараканов выгнали, прежде чем свет выключить. У нас на тысячи запоров все закроют, а там некая добродушная провинциальность. Он выходит, купается в бассейне, в этот же бассейн двое молодых сотрудников, парень с девушкой ныряют с определенными целями. Он выскальзывает, пытаясь уйти незамеченным, и когда подходит к своему ящику с одеждой, он обнаруживает, что его ботинки унесли, и он надевает женские зимние сапоги.
Людмила: Клёво! На каблуках?
Алексей: Да. Умеренной высоты, но красные.
Людмила:  Ну и как он на них передвигается, падает?
Алексей: Идет. Каблуки не очень высокие. Интересно, какой размер ноги у дамы?
Людмила:  У него наверное маленький размер.
Алексей:  Говорят, что у скандинавских женщин больше нога, в сравнении с нашими. Это при том, что вся его одежда это униформа. Из фильма создается впечатление, что не униформу он вообще не носит, на протяжении большей части фильм мы его ни в чем другом не видим.
Людмила: И вдруг красные сапоги!
Алексей: Да, такой вот юморок. Ну вот, он выходит на пенсию и мы понимаем, что он очень одинокий человек, что у него кроме работы, ничего собственно говоря, и нет.
Людмила: Метафора с поездами в том, что этот выход на пенсию можно сравнить со скоростным поездом, который ехал-ехал, и вдруг, сломался и никуда, то есть было направление постоянное, видное, и вдруг остановка. Что делать?
Алексей: У него и семьи нет, и по большому счету, и друзей нету.
Людмила:  То есть пенсия как некая тотальная растерянность.
Алексей:  Она больше добродушная, мы не успеваем его наблюдать долгое время, мы первые два-три дня видим, после выхода на пенсию. Он продает свою лодку, и это тоже очень умилительно выглядит, он продает ее мужику, который выпрашивал ее у него лет двадцать, и он продает ее и для них обоих это воплощение вожделения какого-то, они минут пять любовно слушают как у нее работает мотор.
Людмила: Ха-ха-ха.
Алексей: Это надо видеть. Один не верит, что ему действительно продают лодку, говорит, — ты точно не передумаешь, а другой, сбегает, под предлогом что в туалет, а сам снова к лодке, чтобы попрощаться с ней. Потом он знакомится со странным, сумасбродным старичком, про которого мы позже узнаем, что он шизофреник, и остается у него ночевать, и тот ему рассказывает — смотри, вот этот кусок — это метеорит. Это по поводу твоей метафоры с поездом. Миллиарды световых лет он летел сюда и выходит, что он старше Земли. - И тогда О'Хортен произносит фразу — ага, чтобы закончить свой путь здесь, в шкафу. И это некая метафора фильма — летевший огненным шаром метеорит, заканчивает свою жизнь в шкафу, каково?
Людмила: Ну, а есть ли жизнь в шкафу? Что фильм говорит?
Алексей: И вот еще какую мы узнаем деталь, его мать всю жизнь занималась прыжками с трамплина, а там, судя по фильму все этим занимаются. Но с самого большого трамплина ей не разрешали прыгнуть, потому что она женщина, а это был мужской спорт в те времена. Сам О' Хортен никогда с этого трамплина не прыгал, потому что он усвоил, что с него прыгать нельзя. И в конце, он решается прыгнуть с этого трамплина, и мы видим, что он это проделывает! Дальше, уезжает, страшно сказать, в Осло!
Людмила:  Ого!
Алексей: И даже не в униформе своей, а в обычной одежде!
Людмила: Ну, это перерождение!
Алексей:  Там , в Осло, его встречает женщина, она встречается нам еще в середине фильма, она работает хозяйкой какого-то отеля, в котором, по-видимому (я не до конца понимаю скандинавский быт) машинисты-железнодорожники останавливаются. Но мы понимаем, что между ними есть чувство, если можно так сказать про норвежцев, слово «искра» даже не подходит. Скажем так, что-то между ними есть.
Людмила: Они смотрят друг на друга со значением.
Алексей: Да, со значением, и больше одной секунды.
Людмила: Ух, ты!
Алексей: В конце, она его встречает, и между ними чуть ли ни роман образуется, хотя им обоим около семидесяти. Видимо она всю жизнь рядом с ним присутствовала, но как-то они так и не поженились. Вот такой ироничный фильм, забавный, о жизни маленького человечка. Кира Муратова, конечно бы выстебала и его, и его черную душу, или Ханеке показал бы как этот человек черен и как уродлива его душа, на самом деле он хочет всех насиловать и убивать. Но скандинавы к этому относятся все же с каким-то теплом, с теплом смотрят на жизнь маленьких людей. Одна из моралей фильма, которая мне там высветилась, что не только работа есть в жизни человека, можно и с трамплина попрыгать.
Людмила: Он прыгнул все-таки?
Алексей:  Да, он прыгнул, я думал, что он убьется, но как-то пронесло.
Людмила: Высокий трамплин?
Алексей: Высокий, да и дяденьке 70. Даже и с низкого нужно было бы с осторожностью, судя по всему выживает.
Людмила: Картина посвящена матери, и как пишут критики, в этом видна нежность, и желание распрощаться с чувством вины у детей, так и не сумевших осуществить желание родителей. Момент абсолютного счастья, когда ты что-то делаешь, чтобы порадовать свою маму, как в детстве. Режиссер может быть снял картину о поколении своих родителей, пытаясь что-то понять в их странной сейчас для нас непонятной и почти инопланетной жизни.
Алексей: Может быть. С одной стороны, кажется что жизнь этого человека очень бедна и убога, с другой стороны, я поймал себя на мысли, что фильм чем-то похож на «Цвет сакуры», на мужа, на Руди, который всю жизнь выполнял свой долг. Когда я думаю об этом, я хочу, чтобы поезд в котором я еду вел такой человек как Отто. Сейчас модны креативность и прыжки с трамплинов, но не модно если ты всю жизнь водил поезда. А вот я хочу, чтобы поезд, в котором я еду вел человек, который не с трамплинов прыгает, а выполняет честно свой маленький долг, честно ни разу в жизни не опоздал.
Людмила: Да, который из-за спонтанности не остановит где-нибудь поезд и не слезет с него....
Алексей: Да. Он умеет любоваться цветом сакуры не выходя из поезда. И хочется также, чтобы врачи, которые лечат видели в этом процессе не акт творческого самовыражения, а выполняли бы честно, то что они должны делать. Сегодня, действительно, творческость эта, как ты правильно сказала, спонтанность стала какой-то новой религией. Понятно, что в этом есть определенная правда, мы очень не любим ни скуку, ни одиночество, то есть это страшные для нас вещи, мы бежим от них с невообразимой силой. Я тут фразу одну прочитал очень удивительную — скука показывает, что человек — это не тоже самое что его работа. Вот! То есть, то что мы способны скучать говорит о том, что мы больше, чем то, что мы делаем. Скуку нужно нести благородно, не пытаться от нее избавится, а видеть в этом свидетельство экзистенциальной глубины человека. Я бы сказал, что и одиночество это тоже чувство не обязательно плохое. Оно показывает, что я — это не только мои друзья, есть что-то в нас, что несводимо к общению с другими людьми. В фильме наш герой перед этими двумя вызовами оказывается одновременно. Мы видим, что это не конец его жизни, и сейчас у него есть возможность спрыгнуть с поезда, и со своей возлюбленной бабушкой пообщаться. Может одна из причин, почему он раньше не женился это тоже работа на поезде, слишком мало времени для семьи, может из чувства долга? Я не знаю, там нет никаких объяснений. Мы видим дедушку, который растерянно пытается понять, что ему теперь делать. Причем, нельзя сказать, что он убивается, нет он продолжает идти дальше как он привык, и в этом он очень симпатичен. Я повторно признаюсь в своих смешанных чувствах, вроде бы его и жалко, но я хочу, чтобы такие люди были рядом. Наверное ответ состоит в том, что делу время, а потехе час. То есть важно и то, и другое в правильной пропорции, если возвращаться к христианской традиции, к Библии, там есть заповедь о субботнем дне, то есть, человек шесть дней работает, один день для трамплинов. Наверное и то, и то нужно уметь. Но у нас сегодня одназначно есть тенденция в сторону трамплинов.
Людмила: Каждый день по трамплину, не прыгнул — день прожит зря!
Алексей: Да, а вот что ты людей не разбил на поезде и вообще, пришел вовремя, в наше время это фантастика какая-то. Мне эти фильмы показывают может быть, то чего сами европейцы в них не видят, тот фундамент, который лежит в основе европейской цивилизации. Эти честные, скучноватые Руди и О' Хортены которые изо дня в день честно делают свою работу и позволяют мне, балбесу прыгать с трамплина. Но мое прыганье на их плечах стоит, поэтому они заслуживают, чтобы в фильмах они были показаны милыми и приятными людьми.

 

 

 

фильмы из серии "Скандинавское кино":

Реприза (Reprise) режиссер Хоаким Триер

Счастлива до безумия (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка