О' Хортен (O' Horten) режиссер Бент Хамер

Скандинавская самоирония в фильме Бента Хамера "О' Хортен", доступна ли она нам? Поезд ушел, а Отто Хортен остался. Когда смотришь фильм о жизни «маленького человека» почему-то становится его жалко, а когда едешь в поезде, хочется чтобы машинистом был именно этот "маленький человек" с большим чувством ответственности и другими большими качествами характера. 

О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст О' Хортен, O' Horten, Бент Хамер, Bent Hamer, Бор Ове, Baard Owe, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст

   

 

Людмила: Фильм Бента Хамера «О' Хортен».
Алексей: Фильм скандинавской серии, по-моему шведский. У скандинавов особенность в том, что они снимают фильмы вместе.
Людмила: Да, прокатывать фильм по всей Скандинавии гораздо легче, поэтому они делают фильмы совместно. Это норвежский фильм.
Алексей: Да, действительно. Известный и прославленный у них режиссер. Фильм рассказывает о престарелом, и выходящем на пенсию машинисте по имени Отто Хортен, видимо отсюда и сокращение в названии О' Хортен. Фильм специфический, очень неторопливый, некоторые обвиняют его в том, что имея некоторую ориентацию на экспорт, он эксплуатирует представления о скандинавскости, то есть должен быть снег, должно быть все медлительно, малоразговорчиво. И, действительно, в фильме все это есть, хотя я не знаю аргумент ли это для обвинения. Фильм требует терпения; взгляд на маленького человека, абсолютно не героического, Отто Хортен всю жизнь проработал на железной дороге машинистом. Это его «дао» в буквальном и переносном смысле, его путь. У него есть престарелая мать, он сам очень даже престарелый, не женатый, у него нет детей. Вся его жизнь была так или иначе связана с железной дорогой. Показано как он выходит на пенсию и ему вручается серебряный поезд, за 40 лет работы и когда его коллеги его поздравляют, они изображают руками движение поезда со всеми его «чух-чух-чух и ту-ту!» и кричат ему гип-гип ура! И вспоминается чеховский образ маленького человека, который настолько сросся с работой, что у него и радости все какие-то железнодорожные, и друзья все железнодорожные. Нужно отметить специфический юмор фильма, если английский юмор назван тонким, то этот я бы назвал ненавязчивым, абсурдно-ненавязчивым. Легкое добродушное подсмеивание: он идет в сауну — привет, Скандинавии! - и во-первых, засыпает там, во-вторых, во всем банном комплексе выключается свет, то есть про него забыли. Это говорит многое об устройстве скандинавского мира, у нас бы даже тараканов выгнали, прежде чем свет выключить. У нас на тысячи запоров все закроют, а там некая добродушная провинциальность. Он выходит, купается в бассейне, в этот же бассейн двое молодых сотрудников, парень с девушкой ныряют с определенными целями. Он выскальзывает, пытаясь уйти незамеченным, и когда подходит к своему ящику с одеждой, он обнаруживает, что его ботинки унесли, и он надевает женские зимние сапоги.
Людмила: Клёво! На каблуках?
Алексей: Да. Умеренной высоты, но красные.
Людмила:  Ну и как он на них передвигается, падает?
Алексей: Идет. Каблуки не очень высокие. Интересно, какой размер ноги у дамы?
Людмила:  У него наверное маленький размер.
Алексей:  Говорят, что у скандинавских женщин больше нога, в сравнении с нашими. Это при том, что вся его одежда это униформа. Из фильма создается впечатление, что не униформу он вообще не носит, на протяжении большей части фильм мы его ни в чем другом не видим.
Людмила: И вдруг красные сапоги!
Алексей: Да, такой вот юморок. Ну вот, он выходит на пенсию и мы понимаем, что он очень одинокий человек, что у него кроме работы, ничего собственно говоря, и нет.
Людмила: Метафора с поездами в том, что этот выход на пенсию можно сравнить со скоростным поездом, который ехал-ехал, и вдруг, сломался и никуда, то есть было направление постоянное, видное, и вдруг остановка. Что делать?
Алексей: У него и семьи нет, и по большому счету, и друзей нету.
Людмила:  То есть пенсия как некая тотальная растерянность.
Алексей:  Она больше добродушная, мы не успеваем его наблюдать долгое время, мы первые два-три дня видим, после выхода на пенсию. Он продает свою лодку, и это тоже очень умилительно выглядит, он продает ее мужику, который выпрашивал ее у него лет двадцать, и он продает ее и для них обоих это воплощение вожделения какого-то, они минут пять любовно слушают как у нее работает мотор.
Людмила: Ха-ха-ха.
Алексей: Это надо видеть. Один не верит, что ему действительно продают лодку, говорит, — ты точно не передумаешь, а другой, сбегает, под предлогом что в туалет, а сам снова к лодке, чтобы попрощаться с ней. Потом он знакомится со странным, сумасбродным старичком, про которого мы позже узнаем, что он шизофреник, и остается у него ночевать, и тот ему рассказывает — смотри, вот этот кусок — это метеорит. Это по поводу твоей метафоры с поездом. Миллиарды световых лет он летел сюда и выходит, что он старше Земли. - И тогда О'Хортен произносит фразу — ага, чтобы закончить свой путь здесь, в шкафу. И это некая метафора фильма — летевший огненным шаром метеорит, заканчивает свою жизнь в шкафу, каково?
Людмила: Ну, а есть ли жизнь в шкафу? Что фильм говорит?
Алексей: И вот еще какую мы узнаем деталь, его мать всю жизнь занималась прыжками с трамплина, а там, судя по фильму все этим занимаются. Но с самого большого трамплина ей не разрешали прыгнуть, потому что она женщина, а это был мужской спорт в те времена. Сам О' Хортен никогда с этого трамплина не прыгал, потому что он усвоил, что с него прыгать нельзя. И в конце, он решается прыгнуть с этого трамплина, и мы видим, что он это проделывает! Дальше, уезжает, страшно сказать, в Осло!
Людмила:  Ого!
Алексей: И даже не в униформе своей, а в обычной одежде!
Людмила: Ну, это перерождение!
Алексей:  Там , в Осло, его встречает женщина, она встречается нам еще в середине фильма, она работает хозяйкой какого-то отеля, в котором, по-видимому (я не до конца понимаю скандинавский быт) машинисты-железнодорожники останавливаются. Но мы понимаем, что между ними есть чувство, если можно так сказать про норвежцев, слово «искра» даже не подходит. Скажем так, что-то между ними есть.
Людмила: Они смотрят друг на друга со значением.
Алексей: Да, со значением, и больше одной секунды.
Людмила: Ух, ты!
Алексей: В конце, она его встречает, и между ними чуть ли ни роман образуется, хотя им обоим около семидесяти. Видимо она всю жизнь рядом с ним присутствовала, но как-то они так и не поженились. Вот такой ироничный фильм, забавный, о жизни маленького человечка. Кира Муратова, конечно бы выстебала и его, и его черную душу, или Ханеке показал бы как этот человек черен и как уродлива его душа, на самом деле он хочет всех насиловать и убивать. Но скандинавы к этому относятся все же с каким-то теплом, с теплом смотрят на жизнь маленьких людей. Одна из моралей фильма, которая мне там высветилась, что не только работа есть в жизни человека, можно и с трамплина попрыгать.
Людмила: Он прыгнул все-таки?
Алексей:  Да, он прыгнул, я думал, что он убьется, но как-то пронесло.
Людмила: Высокий трамплин?
Алексей: Высокий, да и дяденьке 70. Даже и с низкого нужно было бы с осторожностью, судя по всему выживает.
Людмила: Картина посвящена матери, и как пишут критики, в этом видна нежность, и желание распрощаться с чувством вины у детей, так и не сумевших осуществить желание родителей. Момент абсолютного счастья, когда ты что-то делаешь, чтобы порадовать свою маму, как в детстве. Режиссер может быть снял картину о поколении своих родителей, пытаясь что-то понять в их странной сейчас для нас непонятной и почти инопланетной жизни.
Алексей: Может быть. С одной стороны, кажется что жизнь этого человека очень бедна и убога, с другой стороны, я поймал себя на мысли, что фильм чем-то похож на «Цвет сакуры», на мужа, на Руди, который всю жизнь выполнял свой долг. Когда я думаю об этом, я хочу, чтобы поезд в котором я еду вел такой человек как Отто. Сейчас модны креативность и прыжки с трамплинов, но не модно если ты всю жизнь водил поезда. А вот я хочу, чтобы поезд, в котором я еду вел человек, который не с трамплинов прыгает, а выполняет честно свой маленький долг, честно ни разу в жизни не опоздал.
Людмила: Да, который из-за спонтанности не остановит где-нибудь поезд и не слезет с него....
Алексей: Да. Он умеет любоваться цветом сакуры не выходя из поезда. И хочется также, чтобы врачи, которые лечат видели в этом процессе не акт творческого самовыражения, а выполняли бы честно, то что они должны делать. Сегодня, действительно, творческость эта, как ты правильно сказала, спонтанность стала какой-то новой религией. Понятно, что в этом есть определенная правда, мы очень не любим ни скуку, ни одиночество, то есть это страшные для нас вещи, мы бежим от них с невообразимой силой. Я тут фразу одну прочитал очень удивительную — скука показывает, что человек — это не тоже самое что его работа. Вот! То есть, то что мы способны скучать говорит о том, что мы больше, чем то, что мы делаем. Скуку нужно нести благородно, не пытаться от нее избавится, а видеть в этом свидетельство экзистенциальной глубины человека. Я бы сказал, что и одиночество это тоже чувство не обязательно плохое. Оно показывает, что я — это не только мои друзья, есть что-то в нас, что несводимо к общению с другими людьми. В фильме наш герой перед этими двумя вызовами оказывается одновременно. Мы видим, что это не конец его жизни, и сейчас у него есть возможность спрыгнуть с поезда, и со своей возлюбленной бабушкой пообщаться. Может одна из причин, почему он раньше не женился это тоже работа на поезде, слишком мало времени для семьи, может из чувства долга? Я не знаю, там нет никаких объяснений. Мы видим дедушку, который растерянно пытается понять, что ему теперь делать. Причем, нельзя сказать, что он убивается, нет он продолжает идти дальше как он привык, и в этом он очень симпатичен. Я повторно признаюсь в своих смешанных чувствах, вроде бы его и жалко, но я хочу, чтобы такие люди были рядом. Наверное ответ состоит в том, что делу время, а потехе час. То есть важно и то, и другое в правильной пропорции, если возвращаться к христианской традиции, к Библии, там есть заповедь о субботнем дне, то есть, человек шесть дней работает, один день для трамплинов. Наверное и то, и то нужно уметь. Но у нас сегодня одназначно есть тенденция в сторону трамплинов.
Людмила: Каждый день по трамплину, не прыгнул — день прожит зря!
Алексей: Да, а вот что ты людей не разбил на поезде и вообще, пришел вовремя, в наше время это фантастика какая-то. Мне эти фильмы показывают может быть, то чего сами европейцы в них не видят, тот фундамент, который лежит в основе европейской цивилизации. Эти честные, скучноватые Руди и О' Хортены которые изо дня в день честно делают свою работу и позволяют мне, балбесу прыгать с трамплина. Но мое прыганье на их плечах стоит, поэтому они заслуживают, чтобы в фильмах они были показаны милыми и приятными людьми.

 

 

 

фильмы из серии "Скандинавское кино":

Реприза (Reprise) режиссер Хоаким Триер

Счастлива до безумия (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула