О, где же ты, брат? (O Brother, Where Art Thou?) братья Коэн

«Ракадровка» завершает серию «Дорожные истории» ● американская одиссея «О, где же ты, брат?» братьев Коэнов ●● перейти по ссылке: куда ведут сюжетные линии фильма, цитаты и аллюзии ●●● госпел, блюграсс, дельта-блюз: музыка в фильме ●●●● старая добрая Америка ●●●●● куда бежит Улисс Эверетт Макгилл? ●●●●●● рационализм vs. наивная вера

О где же ты брат?, O Brother Where Art Thou?, 2000, Итэн Коэн, Ethan Coen, Джоэл Коэн, Joel Coen, Джордж Клуни, George Clooney, Джон Туртурро, John Turturro, Тим Блейк Нельсон, Tim Blake Nelson, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? О где же ты брат?, O Brother Where Art Thou?, 2000, Джордж Клуни, George Clooney, Джон Туртурро, John Turturro, Тим Блейк Нельсон, Tim Blake Nelson, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? О где же ты брат?, O Brother Where Art Thou?, 2000, Джордж Клуни, George Clooney, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

Людмила: Переходим к нашим роуд-муви. Напомню, что мы посмотрели несколько фильмов этого жанра: «Поезд на Дарджилинг» режиссера Уэс Андерсена, о путешествии трех братьев в Индию; «Париж-Техас» режиссера Вима Вендерса о путешествии отца и сына в поисках матери; там хоть и маленькое было путешествие из одного города в другой, но, тем не менее, заслуживающее внимания. А сегодня мы поговорим о путешествии трех заключенных, которые бегут с каторги..
Алексей: В Америке 1937 года!
Людмила: Да. Забавно, что когда мы уже посмотрели титры...
Алексей: Это фильм братьев Коэнов «О, где же ты, брат?».
Людмила: Да. Мы посмотрели титры и уже видим, как трое заключенных, скованных между собою цепью, лихорадочно ловят курицу, а потому ее жарят на костре, при этом за ними погоня и вообще на экране дурдом - и вдруг, титр — по мотивам «Одиссеи» Гомера. Совершенно неожиданный поворот событий..
Алексей: Да-да! Еще и цитата о многоопытном муже, все видавшем.. и так далее..
Людмила: Такая вот американская Одиссея, о которой мы сегодня будем говорить. Визуальный ряд жанра роуд-муви — это смена видов за окном, смена городов, смена впечатлений; его интересно снимать, я думаю, даже процесс съемок роуд-муви всегда интересен.
Алексей: Я полагаю, одна из причин, по которой этот фильм сюда подпадает, в том, что мы нашу жизнь, в некотором смысле, представляем как дорогу. Даже, если мы прожили всю жизнь на одном месте, все равно это какое-то путешествие, в этом смысле фильмы, изображающие некоторую дорогу, они, ведь, не просто дорогу изображают, они показывают путь, который проходит человек, в том числе и внутри себя; путь к себе, к подлинным ценностям, вообще к чему-либо. В этом смысле, очень просто узнать себя в этих героях.
Антон: Это, наверное, и есть неотъемлемая часть этого жанра - внутренние переживания человека. Без них фильм был бы неинтересным.
Алексей: Да, это не для туристов, здесь дело не в туризме.
Людмила: Здесь вся фишка во внутреннем путешествии, которое совершают герои.
Антон: Хотя внутренний мир этих персонажей очень забавный.
Людмила: Да, если говорить именно о фильме «О, где же ты, брат?», а если в общем, то финалы фильмов роуд-муви в том, что либо герои мудреют, приобретают опыт общения..
Алексей: Либо глупеют, либо ничего не происходит...
Людмила: .. либо умирают..
Алексей: В общем какой угодно может быть финал, я правильно понял?
Людмила: Нет, еще есть один финал - страшный, что дорога продолжается всю жизнь, герои продолжают путь...
Алексей: Ну, сейчас это модно, наша жизнь — это ПУТЬ!
Людмила: Да, если пристанища не найти, то пошел дальше бродяжничать или ехать или еще что-то.
Алексей: Наш сегодняшний фильм, которым мы завершаем эту серию, удачен тем, что в нем путь произошел, то есть можно говорить о том, что он где-то начался, что-то происходило и завершился, есть некий итог. И в этом смысле, говорить о нем проще.
Людмила: Не будем сюжет рассказывать, потому что в течении того, как мы будем говорить ...
Алексей: ...мы пройдем ПУТЬ!
Людмила: В общем три каторжника сбежали и бегут-бегут по Америке, они сбежали потому что, один из них, когда был еще на свободе зарыл клад и они хотят добежать до его родного дома. Интересно, что этот дом периодически затапливается рекой, во время разлива, и пока река не разлилась, нужно добежать до этого места, вырыть клад и исполнить свои мечты.
Антон: Там не рекой затапливается дом, а будет плановое затопление всей той местности и они должны успеть до конкретной даты этого затопления.
Людмила: Это я, как всегда, свой собственный фильм создала в голове. Бывает.
Алексей: Это Америка 1937 года, времен экономической депрессии и больших скачков в развитии индустрии, в частности, почему хотят затопить дом главного героя? Потому что там открывают электростанцию, для которой необходима платина, поэтому реку перекрывают и она затопляет ближайшее селение.
Людмила: Стоит упомянуть черты той Америки, времен великой депрессии. Мы видим в фильме целую энциклопедию старой Америки!
Алексей: Можно сказать, что весь фильм — это ожившая старая фотография, которая висела в гостиных бабушек и дедушек нынешних американцев.
Людмила: Коэны рифмуют настоящих людей и вымышленных, например, музыкант, который продал душу дьявол - действительно был такой музыкант, про которого ходили легенды, что он продал свою душу дьяволу за виртуозную игру.
Алексей: Томми Джонс.
Людмила: Или также в фильме есть два претендента, сражающихся за пост губернатора в штате Миссисипи, и один из них нанял группу, которая ездила на грузовике, пела песни и развлекала народ, привлекая, таким образом, внимание к его имени. Действительно, такой губернатор был, и еще масса других персонажей, которые существовали реально.
Алексей: Это время ассоциируется с концом старой Америки и началом новой. Нынешние выборы с поп звездами и с различными шоу, как раз начинались в Америке начала ХХ века. Для многих американцев это время конца старого, доброго, уютного мира и начала мира индустриальных корпораций, готовых все поглотить.
Людмила: Все герои фильма говорят с очень специфичным южным акцентом, в связи с этим вышла такая история. Главную роль исполняет Джордж Клуни, его дядюшка из Кентукки, поэтому, чтобы правдоподобно изобразить акцент, он выслал дядюшке текст роли, дядюшка начитал его на кассету, прислал обратно и Джордж Клуни сымитировал своего дядюшку.
Алексей: Отдельного упоминания заслуживает музыка, которая активно используется в фильме, потому что, это та самая музыка, которая действительно звучала в домах простых американцев в 30-е годы, настоящий американский фольклор. Не для туристов, а именно то, что пели для себя; там есть три основных жанра: work songs, песни которые пели рабочие люди, типа нашей «Дубинушки» – «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, родимая, сама пойдет!», то же самое пели каторжники и все люди, которые занимались тяжелой физической работой, чтобы как-то подбодрить себя.
Антон: Интересно, что по содержанию они почти религиозного характера.
Алексей: Да, почти все песни в этом фильме носят религиозный оттенок. Как раз второй стиль песен кантри - это Дельта-блюз.
Людмила: Дельта-блюз — это блюз, который пели работники полей. Тогда часто осушали устья рек и в том месте сажали хлопок, на этих полях работали черные и у них были свои специфические песни, они брали губную гармошку - играли и пели. Эти осушенные поля назывались дельтами и песни стали называться также.
Алексей: Песни были очень грустные, про тяжелую жизнь простого негритянского народа.
Людмила: Еще один стиль — Блюграсс.
Алексей: Это, как раз, музыка белых.
Людмила: Это фолк музыка, в которой обычно участвует очень много инструментов, и фишка в том, что лидирует то один инструмент , то второй, то третий. Полнокровный, с точки зрения музыки, стиль.
Алексей: Также, в фильме участвует чисто церковная музыка, одну из песен в самом начале фильма исполняет хор одной из баптистских церквей южных штатов Америки.
Людмила: Фильм вышел в 2000 году и в этом же году альбом с саунд треком фильма возглавил все списки кантри музыки, началась новая волна, новая мода на старую добрую американскую музыку.
Алексей: Я честно скажу, что когда я первый раз посмотрел фильм, меня тоже накрыла эта волна, я долгое время слушал музыку из фильма, нашел музыкантов, которые ее исполняли и стал слушать уже другие их альбомы.
Людмила: Очень много музыкантов приняли участие в записи саунд трека, и не только играли музыку, но и снимались в эпизодических ролях. Есть там пронзительная сцена, где гробовщики роют могилы и поют что-то очень грустное, это и есть реальные музыканты, которые пели вживую.
Алексей: Мы какой-то капустник себе устроили.
Людмила: Единственный кто не пел, это Джордж Клуни. Сначала он очень воодушевился тем, что его герой поет. О, я спою! - сказал он, потирая руки, и братья Коэны решили, что пусть поет. Он спел две песни и очень довольный смотрит за стекло, где сидят Коэны и видит, что они стыдливо опускают глаза. «Я понял, что певца из меня, к сожалению, не получится» - признался он. В общем актеры там не поют, за исключением одного.
Алексей: Особенность американской музыки, не знаю все ли это знают, в том, что вся она вышла из церковной музыки, из негритянского церковного пения и обычного церковного пения и ее мотивы очень глубоко пропитаны христианскими гимнами. Даже если посмотреть традиционных блюзовых и джазовых исполнителей середины ХХ века - там очень много христианских мотивов.
Людмила: Прежде чем перейти к смысловой части фильма, хочется еще одну анекдотическую историю рассказать; там есть сцена, где стреляют в корову, кажется, что бедное животное несправедливо погибло, в ней прямо дырки сквозные делает один из персонажей. В общем, Гринпис придрался к братьям Коэнам — как вы это сделали? Коэнам пришлось показывать на пленке, как они монтировали компьютерные эффекты.
Алексей: Скажем сразу — корова не пострадала!
Людмила: Да, не пострадала и пришлось в титрах сделать запись, что сцены, где погибают животные являются имитированными. Это первый фильм, который подвергся компьютерной обработке целиком, потому что хотели добиться цвета старой фотографии.
Алексей: Желтого цвета старых фотографий на стене... потому что, как минимум, этот фильм показывает воспоминания американцев об этих временах, и как в любых воспоминаниях, там переплетается правда и вымысел. Это очень хорошая иллюстрация того, как люди вспоминают свое прошлое, оно становится забавным, юморным; набором баек, разыгранных, в данном случае, очень хорошими актерами.
Людмила: Еще, конечно, там много параллелей с Гомером, очень смешных, например, в Одиссее есть одноглазый Циклоп-великан и здесь, тоже есть циклоп — такой огромный дядька, с повязкой на глазу. Есть и другие параллели, но я боюсь, что они много времени займут, в общем, в этом фильме много куда можно попутешествовать: и в Америку 37-го года, и в гомеровский эпос и многое другое. Он него идет множество дорожек, по которым можно погулять и даже заблудиться.
Алексей: Признак мастерства современного фильм — это то, что оно является таким произведением, которое постоянно ссылается на что-нибудь другое. Если кликнуть на почти любой эпизод этого фильма, то он перешлет тебя или в стародавние времена, или к другим фильмам, или к другим режиссерам.
Людмила: Смело можете смотреть!
Алексей: Я его действительно рекомендую - изящный, легкий, я смотрел его раз пять точно и до сих пор он меня не разочаровывает, очень юморной, но при этом, как мы и обещали со смыслом.
Антон: Я вот сейчас подумал, что, те смыслы, о которых мы говорим, те выводы, которые мы сделали — интересно, если бы их услышали братья Коэны.
Алексей: А я вот так скажу; многие режиссеры и писатели не всегда себе до конца отдают отчет в том, что они сделали. Потому что они ведь не просто берут это из своей головы, а берут из окружающего их мира, и в некотором смысле, фильм не только им принадлежит, он принадлежит и нам. 
Людмила:  Сами Коэны такое определение дают: кино — это треп, то есть мы треплемся с актерами, сами с собой... 
Алексей:  ..то есть они приглашают нас на этот треп и мы охотно соглашаемся. 
Людмила:  К смыслу! 
Алексей:  Итак, я для себя обозначил несколько тем, которые хотел бы обсудить в связи с этим фильмом: первая из них — это та картинка, та ассоциация, которая приходит в голову русского человека при слове «Америка». 
Антон:  Дикий Запад. 
Алексей:  Ковбои. 
Людмила:  Доллары, сигары, пепси кола. 
Антон:  Казино. 
Алексей:  Шоу бизнес, крутые гангстеры и не менее крутые полицейские, в духе Шварценеггера и Сталлоне. Большей частью при слове «Америка» возникают образы Лас-Вегаса с казино, со стрельбой, с погоней. Я бы сказал, что это неадекватный образ. Они, конечно, сами постарались такой образ создать, нечто среднее между терминатором и шоу-герлз. Но, в действительности, большая часть американцев, настоящая корневая Америка не имеет к этому образу никакого отношения. Может потому и снимают в Голливуде фильмы аля Лас-Вегас, потому что им охота что-то другое посмотреть, подальше от реальной жизни. А этот фильм представляет настоящую, глубокую сторону Америки - небольшие городки. Так называемая «одноэтажная Америка», правда сейчас ее называют «двухэтажной Америкой», домики уже подросли. Это маленькие городки, где все люди хорошо друг друга знают, где шериф это добрый друг большинства людей, в отличии от нашего участкового, где мэр — народный избранник, которого народ хлопает по плечу, журит и дает какие-то рекомендации, с которыми он, то спорит; то прислушивается - то есть это мир маленький и уютный. 
Людмила: И еще консервативный.
Алексей: Да. Потому что еще одна черта этого мира, о которой многие в нашей стране вообще не догадываются, что мир этот очень религиозен. Он в очень большой степени основывается на церковной христианской жизни и в фильме это прекрасно показано: главные герои сталкиваются то с проповедником, то с продавцом Библии, то с пророками; регулярно у них возникает желание помолиться, что они и делают и все это под музыку, из которой, насколько я смог проанализировать, процентов 80 - это непосредственно религиозные песни, а остальные 20 по касательной. Это очень любопытно, потому что, действительно, средний американец ХХ века — это человек верующий. Почему об этом важно сказать? Потому что, сегодня Америка — это очень большая и важная страна во всех отношениях; не в смысле территории, по территории-то мы их, как раз, делаем. Но в смысле влияния во всем мире. Иногда встречается такое представление, что весь этот сложный отлаженный организм под названием Америка — результат действий каких-то авантюристов. Я вас уверяю, что встречал многих людей, которые говорят — а, что американцы? Да одни авантюристы, ковбои и золотоискатели, вот и все! А это вовсе не так! Америка создавалась как раз простыми ребятами-тружениками, которые много работали и были честными!
Антон: И, кстати сказать, она во многом такой и остается.
Алексей: До сих пор, в маленьких городках, люди оставляют машины с ключом зажигания в замке. Двери в дом не запираются.
Антон: Воскресенье — это церковный день.
Алексей: Да, в воскресенье магазины закрыты: что будут приличные люди делать в воскресенье в магазине? Об этом важно сказать. Чтобы у нас не было заблуждений. Любое основательное строение, в том числе и общественное, зиждется на людях, которые живут честно, которые стремятся основать свою жизнь на правильных принципах. Сегодня это важно. Потому что, иногда мы думаем, что можем очень легко прыгнуть в благополучную жизнь, просто взяв какие-то поверхностные экономические рецепты. Если у нас тоже будут фондовые рынки, если можно будет менять валюту без ограничения и другие внешние рецепты. Но когда мы начинаем это внедрять, вдруг оказывается, что для того, что это сработало должны быть люди, которые бы не брали взятки.. Чудо какое для нашей страны, да? Чтобы были честные полицейские, не в смысле того, чтобы бегать с пистолетами по небоскребам, как Сталлоне, а для которых закон - это важная вещь. Чтобы были люди, которые могут собраться вместе для того, чтобы сделать свой город чище; и они считают это правильным, важным и доверяют друг другу. Без этих базовых вещей, оказывается ничего большого и внушительного построить не удается, оно начинает рассыпаться, поедаемое завистью и бесконечным воровством. В этом фильме, хоть и в ироничной, легкой и забавной форме, но Коэны показывают нам то, благодаря чему Америка стала таким прочным и надежным государством. Я хочу сказать, что в истории нельзя найти ни одного мощного государства, в основе которого, не лежало бы твердых моральных принципов, например, Древний Рим, до того как он стал империей, он был государством людей, для которых закон — это слово, где все буквы писали большими.. И наоборот, когда начинается внутреннее разложение, когда распадаются все естественные связи; вот эти важные, чуть ли не детсадовские принципы — любое государство, сколь бы большим оно не было, сколь бы могучим не казалось, начинает трещать потихоньку по швам. В общем, спасибо Коэнам за легкое, но такое важное напоминание.
Людмила: Хочется вернуться к роуд-муви: герои идут-идут по Америке 37-го года, а потом выясняется, что клада, который они хотели выкопать, собственно, нет и никогда не было. Главный герой соврал, а настоящей его целью было воссоединиться со своей женой и со своими семью дочерьми.
Алексей: Находясь на каторге, он узнал, что его жена перестала его ждать...
Людмила: ...и выходит замуж за другого! Он говорит — ребята, я скован с вами одной цепью! Что еще я вам должен был сказать?
Алексей: Если бы я сказал, что хочу вернуться к жене, разве бы вы сбежали со мной?
Людмила: Вот так. То есть история героя — это путешествие к самому себе, как и в «Одиссее» Гомера, герой все произведение едет и едет домой, в родную Итаку.
Алексей: К Пенелопе!
Людмила: И наш герой, в исполнении Джорджа Клуни, тоже едет домой, к жене.
Алексей: Ее тоже, кстати, Пенелопой зовут.
Людмила: Да, Пенни.
Алексей: Это очень любопытно, потому что, на первый взгляд, герой совсем не похож на семьянина. Скажу за что его посадили — он занимался адвокатской деятельностью без лицензии! Некий болтун, герой нового времени, пройдоха, Чичиков!
Людмила: Помешан на помаде для волос...
Алексей: ..На своей внешности!
Антон: Забавно то, что свою вину он осознал и к концу фильма он сказал - хочу быть зубным врачом! Лицензию, сказал, — ему купят!
Алексей: К счастью, зубным врачом без лицензии он не стал. И этот человек, казалось бы очень легкий, ненадежный, создающий впечатление пройдохи..
Людмила: Плут!
Алексей: Натуральный плут! Оказывается, что для него сокровищем и целью, ради которой он готов рискнуть всем, является его семья.
Людмила: Причем жена-то стерва. Не простая женщина!
Алексей: Зато целых семь замечательных дочек. Итак, цель его путешествия — семья, и это даже оправдывает его некоторые поступки, его авантюризм, потому что, многие вещи которые он делал, были ради того, что прокормить свою семью. Напомним, что это годы Великой экономической депрессии, когда перед людьми вставал непростой выбор: денег было мало, работы мало и люди пытались выжить кто как может.
Антон: Еще интересно, что в этом фильме главный герой, которого играет Джордж Клуни, по-моему, единственный, кто полагается только на себя. Он не верит ни в какие предрассудки, все объясняет рационально.
Людмила: Типа религии..
Алексей: Хотя как раз он, выигрывает благодаря случаю.
Антон: Да, все что с ним происходит там, все благодаря случаю.
Алексей: Или, может даже создаться впечатление, что благодаря промыслу Божию. Потому что, в самом начале путешествия появляется фигура слепого негра, который играет роль некоего пророка, который говорит, что они будут искать сокровища и найдут его, но это будет не то, что они искали. Это будет семья. В этом братья Коэны, вроде бы снимают легкую комедию, но тему поднимают достаточно сложную. Обратите внимание, что в современных фильмах очень редко можно увидеть героя-семьянина; большинство мужских героев — это воины, полицейские, авантюристы..
Людмила: Либо Джеймс Бонд, у которого в каждом фильме новая девушка.
Алексей: Большинство из них бабники, в самом непосредственном смысле этого слова. А тут семьянин. Современному образу мужчины этой стороны очень не хватает. Современный мужчина очень упрощен — это бабник, который в лучшем случае, еще при этом зарабатывает деньги. У Бориса Акунина, известного русского писателя, в одном из его произведений есть интересное рассуждение: в жизни каждого мужчины есть большой мир и малый мир. Большой мир — это мир карьеры, индустриальных войн, карьерных сражений, где он что-то совершает: пишет книгу или становится главой корпораций. И есть малый мир — мир его семьи. В современном герое большой мир приоритетен, а Акунин и его герои встают перед вопросом: что для них важнее? В фильме Коэнов, у лжеадвоката-повесы, с моей точки зрения, очевидно, что малый мир занимает важнейшее место; все остальное подчинено ему. Он в своей жизни делает ставку на то, чтобы у него была хорошая семья, ради этого он пускается во все свои авантюры и во все свои приключения. Для него малый мир — это огромная ценность, важнее большого, он малый только по названию..
Людмила: В его случае, это большой мир, все-таки, семь девок! Восемь, если с женой считать!
Алексей: Я бы добавил к образу современных мужских ценностей и добродетелей важный элемент - семью. Я хочу, чтобы образ мужчины был связан с человеком, который строит дом. В этом смысле Одиссей, безусловно, интересный герой, потому что для него наипервейшая ценность — это построить дом и в фигуральном и в натуральном смысле. Это человек, который, оглянувшись на свою жизнь, может сказать — прежде всего, у меня была жена, были дети и я к ним хорошо относился, я о них заботился, и это делает меня настоящим мужчиной. Сегодня это все разбавлено и размыто.
Людмила: Мы много говорим о главном герое фильма, зовут его Эверетт МакГилл, его отличает от сотоварищей по побегу, то, что он рационалист. Они же очень наивные ребята. В первой половине фильма есть сцена, где, бегут они по лесу, и вдруг видят люди идут креститься к реке, эти двое его товарищей срочно бросаются в воду, к пастору, он их окунает в воду и они, с совершенно безумным видом, кричат, что теперь все их грехи прощены и отпущены, у них начинается новая жизнь и это здорово. А он на протяжении всего фильма издевается над ними, над их детской верой...
Алексей: ..Он себя позиционирует рационалистом..
Антон: Он выше этого, свысока на все это смотрит..
Алексей: Он опирается на логику. Здесь он похож на многих наших современников, героев нового времени, эпохи рационализма, торжества просвещения и науки, которые свысока смотрят на предрассудки, на дикарей, на людей религиозных: они добрые, но ограниченные и глуповатые, а он, конечно же, выше всего этого. Но, что интересно в фильме, я думаю, что Коэны здесь издеваются над образом рационалиста-всезнайки, который думает, что логика и рационализм - это все, что говорит о человеке. Детально рассматривая этого персонажа, мы видим, что для него рационализм — это, чаще всего, способ манипулировать другими людьми. Например, разговор троих героев, после того как слепой старик сказал им, что они найдут сокровища, но не те, которые ожидают. Они идут дальше и размышляют, МакГилл говорит — наука доказала, что у слепых людей могут развиваться какие-то другие органы чувств и могут открыться способности к ясновидению, это научный факт, вот, старик и сказал, что мы найдем сокровище. Они говорят — подожди, подожди, он сказал, что мы найдем какое-то другое сокровище, не то, которое ожидали. Тогда он говорит — да, что вы вообще слушаете какого-то слепого старика, что он может сказать умного? Оказывается, что его рационализм — это способ навязать свою точку зрения, ну, недаром, он ловкий адвокат-самоучка.
Людмила: Героям фильма просто отчаянно везет, несколько раз их практически чуть не поймали, но повезло; чисто случайное везение. Все что он продумал: сам побег; то, что он скажет жене; как он ее вернет и так далее — все ерунда, потому что ему везет чисто случайно.
Алексей: И даже, более того, по фильму складывается впечатление, что им не просто везет, а что в их жизни происходят чудеса. В их жизни совершается чудо, и это отсылка к Гомеру, у которого боги вмешиваются в жизни обычных героев, и здесь, тоже мы видим как нечто сверхъестественное вмешивается в жизнь этих героев. Одна из таких ярких сцен в конце фильма, где они оказались схваченными “охотниками за головами”, то есть теми, кто ищет беглых преступников, и их решили повесить. Вот в такой неприятной ситуации они оказались, хотя, их уже помиловали.
Людмила: Но их преследователи не слушали радио и не знали этого.
Алексей: Да, радио играет особую роль в этом фильме... без радио никуда! И вот, их палачи разрешили любезно им помолиться, и когда главный герой молится, он выдает, что за всей своей бравадой, для него, чтобы он не говорил, всего важнее его семья и друзья. Он обращаясь к Богу говорит: Господи! Главное, ты дай мне дочерей моих увидеть и вот этим ребятам, с которыми я, помоги им, потому что они-то ни в чем не виноваты! И происходит чудо, как раз в этот момент затопляют долину и они оказываются избавленными от петли. В следующее мгновение фильма, мы видим как он выныривает из воды со своими друзьями, чудесным образом избавленными от казни, плывущими в этом новообразованном озере и те говорят — смотри, Бог ответил на наши молитвы! Он отвечает — да, что за глупости, это все рационально можно объяснить! И в этот момент, он видит на здании, мимо которого они проплывают, корову, а старик еще в самом начале фильма предсказал, что они увидят коров, которые будут на крыше сарая и он хоть и умолкает, но только на время. Через минуту у него уже есть какое-то рациональное объяснение всему. Здесь Коэны очень хорошо показывают, что за этими якобы рациональными объяснениями жизни стоит точно такая же вера, но в другие вещи. Самый яркий пример такого псевдорационализма из нашей истории — это коммунистическая идеология, которая долгие годы доминировала в Советском Союзе, когда говорилось о том, что это чистая наука, а на самом деле, говорилось о вере в коммунизм; и люди жизнь свою отдавали, жертвовали собой. Почему? Не потому, что это было рационально доказано, они верили в него. И сегодня, очень часто, люди, которые критически относятся к религии, говорят, что у них правильное, разумное мировоззрение. Но этот фильм очень хорошо показывает, что реальность нашей жизни такова, что ее невозможно объяснить разумными доводами, типа: дважды два — четыре. Слишком много в нашей жизни такого, что требует более емкого, глубокого и объемного объяснения. А это объяснение уже требует, чтобы мы как-то объяснили наличие чуда, чтобы мы признали существование этого чудо в нашей жизни. В этом смысле, вера христианина не менее рациональна, чем убеждения атеиста или человека, который отрицает чудеса и существование Бога. И то, и другое - вера. Атеист верит, что корова на крыше — это случайное совпадение, он верит, что его молитва в минуту слабости и ответ на нее — это какое-то случайное совпадение обстоятельств. Человек верующий видит в этом руку Божию, видит Божий промысел - это не вопрос рациональности, это выбор своего взгляда на мир. В данном случае фильм Коэнов — легкая, изящная подножка современному самоуверенному человеку, который думает, что он может все объяснить.
Людмила: На этом можно и завершить нашу сегодняшнюю передачу.
Алексей: Да этот фильм и серьезный, и веселый одновременно, а мы планируем в нашей следующей серии поговорить о тоже очень веселой теме - фильмы о еде. Поэтому всем приятного аппетита и до новых встреч!

 

 

 

 

 

 

братья Коэн о совместной работе

 

обсуждение других фильмов братьев Коэн:

"Железная хватка" (True Grit) режиссеры братья Коэн "Железная хватка" (True Grit) "Большой Лебовски" (The Big Lebowski) режиссеры братья Коэн "Большой Лебовски" (The Big Lebowski)
"После прочтения сжечь" (Burn After Reading) режиссеры братья Коэн "После прочтения сжечь" (Burn After Reading)    

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер