Нет смерти для меня (режиссер Рената Литвинова)

Нет смерти для меня, 2000, Рената Литвинова, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Нет смерти для меня, 2000, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Нет смерти для меня, 2000, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: «Нет смерти для меня» - так называется документальная режиссерская работа Ренаты Литвиновой, где она берет интервью у актрис советского кинематографа, уже пожилых женщин, которые вспоминают о своей прожитой жизни. Она довольно смело спрашивает их о смерти, они вместе пытаются осмыслить уход человека из жизни, но, также она вплетает в фильм тему бессмертия, которое дарит работа в кинематографе. В своих ролях они навсегда останутся молодыми, полными сил, это бессмертие, за которое они заплатили большую цену: одиночество и чаще всего именно одинокую старость. Рената Литвинова пытается дать зрителю почувствовать, стоит ли платить такую цену...
Алексей: Что-то есть в этом фильме похожее на «7 дней и ночей с Мерилин». Лично мне тяжело смотреть на Ренату Литвинову, говорящую на серьезные темы из-за ее специфических манер.
Людмила: Итак, актрисы о которых идет речь: Татьяна Окуневская, Нонна Мордюкова, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова и Вера Васильева. Как говорит сама Литвинова, «их жалобы и вздохи» мы услышим.
Алексей:

Нужно отметить, что это актрисы тоталитарного периода, особенность которого, помимо прочего, в том, что многие актеры, несмотря на свою славу, состояния себе не сколотили. В советские годы больших денег было не заработать, такого статуса и богатства как в Голливуде было не достичь, но слава могла быть огромной.

Из них только одна была замужем.

Людмила: Да, Вера Васильева. Ее супруг, тоже актер, но второго эшелона, к сожалению уже умер.
Алексей: То есть на момент съемок все одиноки? Нет, тогда еще нет. Теперь же нет в живых ни Мордюковой, ни Самойловой.
Людмила: Окуневская, говоря об актерской профессии называет себя материалом. Она говорит, что как материал мы всем интересны, пока молоды и красивы. А живая Окуневская не интересна никому, Рената Литвинова ее перебивает — Ну, как же? Мне интересно. А Окуневсая отвечает — Если я себе самой не интересна, то как же вам может быть интересна? В чем-то кокетство, но за все это очень большая цена заплачена.
Алексей: Мои ощущения от этого фильма такие: он очень любопытный, но все эти актрисы вызывают во мне очень неприятные ощущения. Рискну выглядеть снобом, но вспоминается отрывок из «Войны и Мира», где одна пожилая дама просила на балу у кого-то военачальника расположения к своему сыну. Как описывает Толстой - она попыталась в этот момент включить все свое обаяние, как в молодые годы — получилось подчеркнуто неприятно. Вот такое у меня ощущение от этих актрис. Понятно, что внутри, они все еще воспринимают себя звездами, молодыми и прекрасными. Видимо, это свойственно человеку, видеть себя в лучшем виде в жизни. Но выглядит все это очень несуразно. Может быть Литвинова их так позиционирует, не знаю. Кокетничающие бабули. Речь не идет о том, что женщине нельзя говорить о возрасте, я не о том — интересную вещь сказала сама Литвинова, мне из всех ее пространных монологов это единственное запомнилось — Очень мало кому удается стареть достойно!
Людмила: «Благородно состариться — дар избранных!»
Алексей: Именно! Извини, мне не удалось запомнить дословно. Так вот, дело в том, что как-то неблагородно выглядит их старость: какая-то несуразность между их попытками кокетничать и их возрастом. Я вспоминаю образ своей бабушки, хотя, конечно, здесь я не беспристрастен, но для меня это воплощение благородной старости. Она никогда и в молодости не красилась, потому что крестьянка, но зато и в старости не было нелепой, нанесенной уже непослушными руками, губной помады, небрежно накрашенных ресниц и так далее. Попытки подтянуть себе кожу как-то не очень помогают в создании гармоничного образа.
Людмила: Но тогда они должны смириться с тем, что их жизнь упростилась: все, нужно перестать мечтать, превратиться в обыкновенного человека, тогда как всю жизнь ты был кем-то необыкновенным. Ради тебя мужчины бились, за тебя сражались режиссеры...
Алексей: Тогда возникает вопрос, а в чем собственно их красота? Единственная из этих женщин, которая мне показалась интересной, эмоционально симпатичной это Вера Васильева. Единственная из них, которая была замужем, сказавшая: я приняла решение быть замужем. И хотя у них не было детей, но в ней есть что-то живое; то, что вызывает уважение в зрелых женщинах. Что-то от матери, от бабушки, не в смысле старости, а в смысле внутренней зрелости, уравновешенности; когда нет уже желания любой ценой позвездить; когда понимаешь, что твое богатство уже в нечто большем, чем очарование.
Людмила: Да, она, действительно, очень достойная женщина. Она сказала, что после того, как приняла решение выйти замуж, “ни один мужчина больше ни разу не дотронулся до моей руки со значением”. Я просто записывала их на цитаты, все они очень интересные женщины.
Алексей: Да, говорили они очень хорошо, я поймал себя на том, что советская актерская школа — это очень стройная речь. Современные актрисы в интервью говорят намного хуже. А у старой школы все выстроено, правильно. Конечно есть у Мордюковой ставропольеизмы и южные интонации, но все равно все их речь очень грамотная и логичная. Тем не менее, есть в этом что-то искусственное, изредка естественное, но чаще всего видно, что не могут они перед камерой не играть. Может быть их Литвинова так настроила; сказала им, что это фильм, и они стали вести себя как в фильме: высокие фразы, часто они говорят подняв лицо кверху! Может быть это влияние кино советского периода, с его идиотским пафосом, с высоким штилем.
Людмила: Может быть их так снимали.
Алексей: Нет. Они сами вытягивали лицо вверх, есть в этом что-то мавзолеистое.
Людмила: Все равно это портреты живых людей, живые истории...
Алексей: Я говорю о том, приятно или неприятно мне на эти портреты смотреть. Вначале я смотрел только отрывки из фильма, и мне показалось, что Рената Литвинова специально над ними издевается. Оказалось — нет! Вовсе нет, они сами такие! К Литвиновой, как к режиссеру фильма, я проникся даже некоей симпатией.
Людмила: Нет, она как зеркало!
Алексей: Не бывает зеркала, всегда есть диалог.
Людмила: Она благодарный слушатель, она им как зритель.
Алексей: Да, она ведет себя с ними как фанат, это точно. И они ведутся на это и раскрываются. Часто это выглядит непривлекательно.
Людмила: Вернемся к вопросу, стоит ли кинематографическое бессмертие твоей жизни и красоты?
Алексей: Литвинова однозначно говорит, что да. Я скажу — нет! Она апеллирует к тому, что мы вечно будем их помнить такими. Я, знаю из всех только Мордюкову, нынешнее поколение знает еще меньше, а следующее их забудет. Они будут иметь значение только в среде киноманов. Даже если взять случай с Мерилин Монро, образ которой не меркнет, она остается иконой кинематографа или образ, созданный Натали Портман в фильме «Черный лебедь» - человек не сводим к тем ролям, которые играет, он не сводим даже к своему призванию. Это очень важная вещь — человек становится личностью в значительной мере через отношения с окружающими людьми, особенно с самыми близкими. Если ты не научилась в жизни тому, что называется верностью, а из них никто не научился, кроме одной, то я скажу — плохая из тебя женщина. Ты как женщина не состоялась. Звучит жестко — я понимаю. Но для меня, женщина – это мать, это жена! Конечно, важна и карьера, и жизненный рост, я не хочу услышать обвинения в гендерном шовинизме, потому что по мне и для мужчины важно тоже самое - отдача себя людям, но не в смысле звездения, а вкладывание себя в жизни других людей. Если ты этого не делаешь, то ты — пустышка, даже если ты глава крупной корпорации. Есть разница между тем, чтобы достичь личностного успеха и тем, чтобы состояться как личность - для меня это большая разница. Если ты вкладывал себя в жизнь других, ты знаешь, что означает доверие, забота, любовь — без этого, человек — скорлупа. Я люблю разговаривать с пожилыми людьми, именно поэтому этот фильм привлек мое особое внимание. Как в случае с Бекхемом, я думаю, чем дольше продлится его жизнь, тем больше ему будет казаться, что многое в его поведении было, мягко говоря, неприличным. Потому что человек, к концу жизни становится способным оценить ясно, что было зерном, а что — шелухой. Я вижу этих героинь людьми, которые не увидели в чем зерно; то, на что они сделали ставку — оказалось шелухой, поэтому им остались просто маски. И мне их искренне жаль, и также жаль, что решения, которые они принимали в жизни были неверными. Если в жертву тому, чтобы быть звездой и навечно быть запечатленной на кинопленке или в за любой другой эквивалент жизненного успеха, отдать всю свою остальную жизнь — это выглядит очень жалко. Словно резьба по яичной скорлупе. Не знаю, видела ли ты когда-нибудь эту изумительно тончайшую технику. Но, лишь коснешься — все рассыпется. Это как раз то ощущение, от которого я не могу отделаться, вспоминая об этом фильме.
Людмила: Да, конечно, там слишком натурально показано, как они оживляются оттого, что кто-то, вдруг, заинтересовался ими, будь то поклонники или тем более, Рената Литвинова! Но, ведь чаще всего они просто сидят дома, одни — и это видно!
Алексей: Кстати, я глубоко убежден, что они не стали бы худшими актрисами, если бы приняли в своей жизни иные решения. Лидия Смирнова рассуждая о том, что у нее нет детей, вспоминает свою юность, когда из-за предложенной ей роли, она и сама теперь понимает, что пустяковой роли, сделала аборт и больше уже не смогла забеременеть. Это очень назидательный момент в фильме, ясно, что сейчас она сожалеет; понимая, что откажись она тогда от той роли — ничего бы в ее жизни не рухнуло, и актерское призвание в том числе. Это только кажется, что каждая минута жизни решающая. Нет. Не подумайте, что я пытаюсь с высоты своей «глубокой зрелости» поплевать на них свысока, нисколько. Для мужчин поставить всю свою жизнь на карту внешнего успеха — это еще большее искушение. Женщины все-таки, и интуитивно, и благодаря общественным устоям, быстрее решаются вложить себя в других людей, хотя бы в детей, что уже очень много! Поэтому, когда я смотрю на женщину, которая сделала мужской выбор, меня это особенно отталкивает.
Людмила: Я хочу сделать ремарку, именно со стороны Литвиновой, которая выражает безусловное уважение и восхищение ими. Мне очень понравилось как она спрашивает Окуневскую, не одолевают ли ее поклонники? А та отвечает — Это неприлично, спрашивать о поклонниках у восьмидесятилетней женщины! Во-первых, они мне не нужны! А, во-вторых, - они есть! Это прозвучало очень здорово.
Алексей: Да, это прозвучало интересно. Все-таки, важны они для нее в восемьдесят лет.
Людмила: На этом заканчиваем, помните ли вы этих актрис, интересна ли вам их жизнь - решайте сами.
Алексей: Лично я этих актрис помню не очень хорошо, только из глубокой памяти детства, тем не менее, фильм интересный. Я бы его в театральных ВУЗах показывал, потому что обычно, мы оцениваем профессиональное образование с интеллектуальной стороны, а о влиянии профессии на характер и на судьбу говорить не принято. Неловко как-то. Данный фильм мог бы быть очень полезен и своевременен молодым людям.

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн