Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн

Небраска, Nebraska, 2013, Александр Пэйн, Alexander Payne, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ  Небраска, Nebraska, 2013, Брюс Дерн, Bruce Dern, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Небраска, Nebraska, 2013, Брюс Дерн, Bruce Dern, Уилл Форте, Will Forte, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

Алексей: Сегодняшний фильм, как говорят американцы «сделал мой день». Это прекрасно проведенное время. Хоть слово «глубокий» очень пафосное, но это действительно глубокий, эмоциональный и трогательный в хорошем смысле фильм.
Людмила: Александр Пейн умеет снимать зрительское кино, а точнее фильмы на общепонятные темы; можно сказать, что он перекрестный режиссер между зрительским и независимым кино.
Алексей: Он снял фильмы «О Шмидте»; тоже о стариках и «На обочине».
Людмила: Причем часто в главных ролях его друзья: Джек Николсон и Брюс Дерн. Кстати в данном фильме на главную роль старика-пьянчуги претендовали опять же Джек Николсон и благородно состарившийся Роберт Дюваль. Но режиссер выбрал Брюса Дерна, которому, кстати сейчас 76.
Алексей: Хороший выбор.
Людмила: Сам Дерн выразился так: Когда я прочитал сценарий, то понял, что это прекрасная роль, чтобы закончить карьеру.
Алексей: Думаю, Николсон, скорее всего здесь бы переигрывал.
Людмила: Николсону, как говорится, очень трудно избежать самого себя.
Алексей: Пытаясь представить в этой роли Дюваля, боюсь что он слишком монструозен для такой роли. В ней должно быть больше простоты, поэтому с Брюсом Дерном хорошо получилось.
Людмила: Дюваль был хорош в фильме «Похороните меня заживо». Итак, выбор сделан: Брюс Дерн работал с Хичкоком, Тарантино, Копполой и много снимался. Расскажи о чем фильм.
Алексей: Фильм про деда, его зовут Вудроу Грант и живет он где-то в Монтане, в честной глубокой американской провинции, которая представлена своими нравами и бытом. Это вам не мегаполис. Главный герой получает письмо, в котором говорится, что он якобы выиграл миллион. Все понимают, что такого типа письма ничего не значат: вы выиграли, но вам нужно приехать и предъявить то-то и то-то и так далее.
Людмила: Письма счастья. Такие могут приходить, например, от Ридерз Дайджест.
Алексей: Это рекламный ход: соблюдете наши условия подписки и тогда ваш номер будет разыгран и тому подобное. Но он, то ли в силу возраста, то ли почему-то еще упустил все эти подробности и решил, что это выигрыш. Далее выясняется, что он всегда был доверчивым.
Людмила: По-моему у него болезнь Альцгеймера.
Алексей: Не обязательно. Скажем, что это просто старость. К тому же он за свою жизнь употребил много и активно. И вот он отправляется в город Линкольн, штат Небраска, где ему должны вручить этот миллион. Фильм начинается с того, что он постоянно уходит из дома, чтобы добраться до Линкольна, а водить машину в его возрасте уже запрещено. Когда пожилые люди периодически уходят из дома - это выглядит как болезнь: он уходит — его возвращают, он снова уходит — его возвращают... и так далее. Младший сын ради восстановления спокойствия в семье и для того, чтобы прекратились угрозы Домом престарелых решает отвезти его в Линкольн, чтобы отец сам мог убедиться и успокоиться. Так начинается их путешествие. В середине пути, они вынуждены заехать в родной город Вудроу Гранта, где прошли его детство и молодость. Это уже в Небраске, недалеко от Линкольна; маленький городишко, почти деревня; там еще многие его помнят. Когда они с сыном оказываются в городке, жители, узнав причину поездки, встречают его как героя! Ведь событий там почти никаких — а тут их земляк, выигравший миллион! Это как-будто он в космосе побывал! И вот он купается в лучах внимания, встречается со старыми приятелями и подругами. Сын узнает про отца несколько новых и интересных фактов. Съезжаются братья и другие члены семьи и начинаются обычные семейные разговоры. На первый взгляд, и семейные встречи, и даже, окружающий пейзаж, выглядят очень уныло: прямо хочется оттуда сразу же сбежать.
Людмила: А также абсолютно не засвеченные актеры...
Алексей: Чуть ли не документалка!
Людмила: И где они только нашли такую фактуру?! Лица, совершенно не звездные, достоверно отражающие жизнь маленького городка, со своей скучной жизнью. Сын встречает своих кузенов после многих лет, лица кузенов не сразу понятны, то ли они дегенераты, то ли близнецы-дегенераты, в общем они очень похожи. Не примелькавшиеся актеры создают впечатление полной достоверности.
Алексей: А также неловкости и нелепости. Они не виделись столько лет, но встретившись, почему-то сидят все вместе, уткнувшись в телевизор. Единственная общая тема для разговора — у кого какая марка машины, с каким объемом двигателя и так далее. Глядя на их физиономии, охота выпрыгнуть в окно: какие-то они все замороженные там. Получается общее чувство неловкости, и от дедули, впавшего в маразм со своим миллионом, а главное, что поначалу все верят, что он что-то выиграл: его друзья-сверстники и их великовозрастные дети, которые не сумели сбежать из этой глуши. Некоторые даже начинают припоминать долги юности - и раз уж он теперь миллионер, собираются напомнить о возмещении. Начинается подсчет вымышленных или невымышленных долгов, что дополняет общее грустное впечатление.
Людмила: Нужно отдельно сказать о самой супружеской паре главных героев: жену играет Джун Скуиб - это очень острая на язык старушка, постоянно пилящая своего дедка. Отношения любви и ненависти в одном флаконе.
Алексей: Здорово сыграно. Не знаю, какие у тебя были ощущения, а у меня было чувство, что спустил мужик свою жизнь в унитаз: ничего стоящего у него в жизни не было. Сын его спрашивает: как ты полюбил мать? А он и не полюбил ее вовсе, а судя по его рассказу, она просто женила его на себе. А он не переживал. Правда выясняется, что у него была интрижка на стороне, но и это не важно. Ничего особенного он не достиг, карьеры тоже не было.
Людмила: Дети родились случайно.
Алексей: Да, он своему сыну говорит: я очень хотел секса, а мать — католичка, ну, ты сам понимаешь, что из этого получается — появились дети. Наверное не самая приятная версия услышать о собственном рождении. Одним словом, вся его жизнь выглядит пустой, неказистой и нелепой.
Людмила: Отсюда и вера в мифический миллион!
Алексей: Как-будто не было в его жизни никакого смысла. Глядя на это, тоска берет! Как и глядя на весь этот их городок. Например, его младший сын работает продавцом электроники; ему уже около сорока. Не женат.
Людмила: Есть подруга.
Алексей: Да. Когда подругу показывают, понимаешь, почему он не женат. Старший сын как-то связан с местным телеканалом, его главное достижение в том, что однажды вместо заболевшей коллеги его выпустили в новости. Понятно, что это местное телевещание, которое состоит из нескольких сотрудников. Вот и все. Поначалу даже кажется, что все они какие-то избитые, глупые и нелепые.
Людмила: Хочется их побить? Что значит избитые?
Алексей: Кажется, что режиссер выбрал избитые карикатурные образы.
Людмила: Сюжет для Пейна не новый. И для кинематографа не новый.
Алексей: И нельзя сказать, что провинция с какой-то особенной любовью показана. Нет, без ностальгической любви.
Людмила: Однако есть в этом фильме какая-то сентиментальность, но очень высокого качества.
Алексей: Это не сентиментальность. Это, извините, и есть любовь. К концу фильма, понимаешь, что главный герой точно не корыстный человек, для него этот миллион означает нечто другое.
Людмила: Его без конца спрашивают на что он потратит миллион, а он без конца говорит про пикап и генератор.
Алексей: Потому что в таких городках пикап — это олицетворение успеха! Если жизнь сложилась — ездишь на пикапе! Понятно, что пикап стоит значительно дешевле миллиона, и когда его сын спрашивает, а что с остальными деньгами делать будешь, он отвечает — хотелось бы вам оставить. Тогда становится ясно, что для него вся эта затея — поиск значимости, которой у него никогда не было. Хоть мы и узнаем, что он воевал в Корейской войне, и нельзя сказать, что в жизни он ничего не делал. Но теперь для него самым важным является оставить что-то своим сыновьям. Облегчить этим их жизнь. Ему охота дать им больше, поэтому он готов в предынфарктном состоянии ехать в другой штат. Тут начинаешь по-другому смотреть на этого полубезумного дедушку. Нельзя не сказать, что самым мощным и искупающим как в фильме, так было бы и в жизни является заключительный поступок его младшего сына. Уже то, что он решился везти своего отца так далеко, зная, что никакого выигрыша не существует — поведение неординарное. Он понимал, что это глупость. Но это глупость, которую выбрал его отец, и если он хочет проявить свою любовь к отцу, то нужно проявить любовь и к этой глупости, потому что любая другая позиция будет высокомерием или снисходительностью. А он не хочет быть к отцу снисходительным; он хочет его любить, вопреки тому, что их никогда не связывали особенно нежные чувства. Это поиск чувств уже немолодых людей: один — глубокий старик, другому около сорока. И в конце фильма, когда все в городке понимают, что никакого выигрыша не будет и начинают, наоборот, смеяться над главным героем; сын предпринимает неожиданные меры. В тот момент, когда отец убеждается, что он абсолютно ничего не выиграл; ему выдали лишь издевательскую бейсболку; сын покупает отцу пикап. Понятно, что он заложил свою машину и влез в долги, но он хочет, чтобы его отец, медленно и торжественно проехал по улицам своего родного городка, победно поглядывая на своих злопыхателей. Чтобы все увидели, что Вудроу Грант едет на своем пикапе.
Людмила: Причем, со стороны сына все это сделано ненавязчиво и естественно. Никаких тебе — Папа, мы им всем сейчас покажем! Ничего подобного. Просто он дарит ему возможность проехать по улице.
Алексей: Дарит полчаса победы!
Людмила: Когда у Александра Пейна спрашивают о чем этот фильм, он отвечает: о взаимоотношениях отца и сына. Сын хочет даровать отцу момент достоинства. Поскольку зачастую, с возрастом люди его теряют; вынужденные быть на попечении детей, да и вообще его трудно сохранить в старости.
Алексей:

Действительно, поначалу хочется сказать — Ну, зачем, он подыгрывает этой глупой, тщеславной мечте? Но пока я смотрел, подумалось — а с чего я решил, что мои устремления и мечты так уж сильно отличаются от желания проехаться в пикапе по городку, где знали твоих родителей и тебя. Может быть это прозвучит пафосно, но мне кажется, что речь идет именно о том, что называется в Библии благодатью. Именно так поступает с нами Бог: наши нелепые мечты и устремления, Он сдабривает такой порцией любви и помощи, что мы можем почувствовать радость, смысл и цель. Он делает наши мечты частью большой величественной истории.

Когда этот дедушка едет на своем пикапе, мы видим, что это гимн любви сына к своему отцу; все его сердце в этот момент вложено в отца. Наверняка в их отношениях раньше не было ничего подобного; никакого искупающего счастья, радости и единства. И вот он теперь едет рядом пригнувшись, чтобы его никто не увидел..

Людмила: Еще была кража, ради отца! Очень прикольный момент; участвовали оба брата. Это также был акт проявления любви к отцу.
Алексей:

Да. Они хотели вернуть ему компрессор для покраски машины, который не был возвращен со времен молодости. Ничего не получилось, но выглядело очень трогательно.

На мой взгляд в этом фильме показано, что любовь - это совсем не то, когда мы пытаемся кого-то учить или советовать свысока, она показана как антивысокомерие и антиснисхождение. Так, как должны выглядеть настоящие чувства.
Я знаю, что он номинирован на Оскар.

Людмила: Главный номинант за сценарий.
Алексей: Если ему дадут Оскара, я скажу, что у Голливуда еще не все потеряно. Потому что это - фильм с большой буквы, фильм о чем-то стоящем. Безусловно я всячески советую его к просмотру.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino