Монстры (Monsters) режиссер Гарет Эдвардс

зараженная зона любви: «Монстры» Гарета Эдвардса ● фильм-наблюдение: визуальные образы ●● пустоши: окружающая реальность как зеркало внутренних переживаний героев ●●● культура – крепость, которая ограждает нас не только от дикого мира, но и от самих себя ●●●● почему нам необходимо напоминать о том, что мы – не центр Вселенной?

Монстры, Monsters, 2010, Скут МакНэйри, Scoot McNairy, Уитни Эйбл, Whitney Able, , кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Монстры, Monsters, 2010, Скут МакНэйри, Scoot McNairy, Уитни Эйбл, Whitney Able, , кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Монстры, Monsters, 2010, Уитни Эйбл, Whitney Able, , кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

   

 

Людмила: Монстры — это инопланетные гигантские светящиеся осьминоги!
Алексей: Я могу в двух словах рассказать сюжет, здесь нет спойлеров, потому что фильм построен не на сюжетной интриге: землянами какой-то исследовательский челнок был запущен в космос исследовательский челнок на ближайшую к нам планету, там были взяты образцы грунта, и оказалось, что не только грунта. Когда этот челнок возвращался, произошла авария, он упал где-то на территории Мексики и вскоре в той зоне, где распылилось это вещество стали появляться монстрообразные создания. На всей этой зоне объявили карантин, обнесли заборами, интрига еще в том, что это граница с США. По сюжету — двое молодых людей: фотограф печатного издания и дочь хозяина той же газеты случайно оказались вместе и этому молодому фотографу было поручено вывести дочь живой и здоровой из этой зоны. Весь фильм о том, как они пробираются домой, в США.
Людмила: Вообще инопланетяне, инопланетные чудовища, попавшие на нашу Землю теми или иными способами, символизируют страх перед тупым, бессмысленным, но мощным злом. То есть оно не поддается твоей логике, поскольку это не человек, но при этом в два раза мощней людей, и крушит все подряд из каких-то своих соображений, и с этим ничего невозможно сделать.
Алексей: Есть несколько вариантов: обычно инопланетяне прибывают, чтобы облагодетельствовать нас, они приходят к нам с миром, как в знаменитой картине Спилберга о забавном и добродушном существе «Исскуственный разум». Или они приходят, чтобы завоевать и уничтожить — это «День независимости», «Война миров» и так далее. В этом фильме необычно то, что эти существа не по своей воле до нас добрались. И вот, что интересно — им на нас, собственно говоря, наплевать. Это главная интрига фильма, потому что поначалу кажется, что эти существа по отношению к людям настроены агрессивно, а потом, чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, что мы им, мягко говоря — параллельны.
Людмила: В прологе, когда описывается ситуация с НАСА, говорится, что человечество, продолжает сдерживать наступление существ на Америку и на Землю.
Алексей: Якобы они наступают. Тратятся огромные деньги на то, чтобы их уничтожить, они посыпаются всевозможными порошками, но толку мало, это ни чему не приводит. Причем, интересно, что в зараженной зоне продолжают жить люди, это мексиканцы, которые ведут свое скромное существование, вокруг них летают самолеты с химической обработкой. Эти существа, похожие на осьминогов, но тоже и сухопутные, они передвигаются именно в связи с этими химическими обработками. Может быть иначе, они на людей бы вообще не реагировали. Собственно говоря, вокруг этого и развивается сюжет, - вначале, мы видим как главный герой и героиня пробираются по этим зараженным джунглям и их проводники, погибают в столкновении с этими инопланетными монстрами, но постепенно, в течение фильма мы понимаем, что монстры, если и нападают, то, как разъяренный зверь — его загнали в угол и бьют по башке, и если он и поранит кого-то, то не потому что он в принципе зло, а просто достали, в угол загнали, а так, сами по себе, эти инопланетные существа просто живут размножаются как все обычные звери.
Людмила: Ну, получается, какая мораль-то?
Алексей: Вот любопытно; мы с тобой оба фильм посмотрели и ты сказала, что фильм тебе не понравился. Почему он тебе не понравился? А мне понравился!
Людмила: Здесь был эксперимент того, что фантастический блокбастер это не обязательно огромные деньги, можно и другими средствами все это снять. И фильм, естественно, про человека, а не про осьминогов, это понятно. Ну, раз уж ты снимаешь низко бюджетный фильм про людей, то пусть все будет по-честному! Меня просто взбесили штампы в некоторых местах! Понятно, что девушка по определению беззащитна, но зачем показывать ее беззащитность тем, что она все время хочет в туалет; вот, герой у нас никогда в туалет не хочет, а она на протяжении всего фильма все время хочет в туалет! Что, разве нет других способов, чтобы показать, что она женщина, и по-другому все воспринимает? Волосы у нее при этом, в прекрасном состоянии, он — весь грязный, а она — подгрязненькая такая, ее волосы шикарные, как будто она их моет каждый день.
Алексей: Вот что тебя разозлило! Хочу сказать, что я на эти моменты вообще не обратил внимания.
Людмила: И еще хочу сказать, что иногда в это совершенно реальное, мало бюджетное пространство фильма; грязное, шероховатое и в чем-то красивое вторгается дурацкая лирическая музыка, где мы начинаем чувствовать, что между ними что-то происходит. Классно, что между ними что-то происходит, но иногда это показано на их взглядах, на их реплике, на их мимике, и понятно, что они постепенно раскрываются друг другу. Но зачем пускать лирическую музыку там, где их слов даже не слышно, зачем подсказывать нам их реакцию и без того понятную!?
Алексей: Я совсем не увидел эти вещи. Действительно, мужчины и женщины по-разному смотрят фильмы: я абсолютно не увидел ее хороших, чистых волос. Тема отношений между ними для меня остается загадочной.
Людмила: Почему? Разве это не главная тема фильма?
Алексей: Я бы сказал, что это частный случай. Мне этот фильм показался интересным, тем, что он, меня как зрителя, достаточно удачно ставит в позицию наблюдателя. Как будто бы наблюдаешь за чем-то, не торопясь. Лично меня это неспешное повествование захватило.
Людмила: Но там человек — очень периферийное существо.
Алексей: Да, действительно режиссеру удается добиться такого эффекта, что главные герои выглядят скорее наблюдателями, но при этом эта их позиция наблюдателей, а не главных расфуфыренных героев доносит до зрителя очень важную весть. Мне понравился этот фильм своей высокой кинематографичностью, он доносит информацию не путем сообщения, не текстом, а через настроение, через ощущение, через зрительные образы. Мне это всегда нравится, я считаю, что если фильм можно пересказать, то не надо было его снимать, книгу бы написали хорошую. А здесь именно очень важны образы, которые создает режиссер, они захватывают, они очень визуальны, не случайно главный герой - фотограф, мы очень много наблюдаем его глазами, наблюдаем за рекой, за заброшенными городами. Там есть один из моментов, когда они перебираясь по джунглям находят заброшенный город племени майя, на руины, поросшие мхом, забираются на самую вершину пирамиды и любуются оттуда видами природы и одной из центральных сцен фильма является то, когда они становятся свидетелями любовной игры двух монстров, это все выглядит завораживающе красиво. Оба героя, конечно же, каждый со своими тараканами; она должна ехать в Америку, потому что скоро у нее свадьба; судя по всему она жениха не любит, но он из ее круга, точнее из круга ее отца - медиа магната. Там есть момент, когда ей приходится отдать свое обручальное кольцо взамен на билеты для них - и она говорит - какое облегчение!  Забавно звучит. Она живет так словно  условности предопределяют то, как ей поступать. Главный герой, фотограф тоже со своей историей, когда-то он погулял две недели с одной девушкой и у нее потом родился ребенок, но она об этом ему сказала когда ребенок уже подрос. То есть у него есть сын, а она уже замужем и ему с сыном практически толком не увидится, и даже этот ребенок не знает, что он его отец. В общем оба героя со своими проблемами.
Людмила: Там запараллелено, они оба по-своему мучаются оттого, что они как-то неправильно живут, и вокруг них ситуация сгущается из-за этих монстров и когда они  достигают хоть какой-то гармонии своего существования, немного забывают о своих жизнях в чем-то неудавшихся, то начинают видеть, что эти существа на них не нападают. Они наблюдают этот любовный танец существ, потому что внутри они достигли какого-то покоя, они находятся в том месте, где и хотели бы находится, и с тем человеком, который нужен. И даже существа окружающие становятся гармоничными и не нападают, как только их разлучают эти военные.... ты понял, что они погибли?
Алексей: Может не погибли, но попали в переделку...
Людмила: Скорее всего погибли, потому что опять их растаскивают в отдельную неудавшуюся жизнь и опять мы видим осьминогов нападающими. 
Алексей: То есть внутренняя гармония приводит к гармонии вокруг, а внутренняя дисгармония приводит к дисгармонии вокруг. 
Людмила: То же самое как в фильме “Монстро”.
Алексей:  Я его не смотрел.
Людмила: Там тоже гигантская штука чувствительна к внутреннему миру главного героя. В нем была ревность, а это чудовище словно визуальное воплощение это ревности, которая все вокруг крушит от злости. И здесь также запараллелены чувства героев и их ощущения с окружающей средой.
Алексей: Большую часть истории человечество пытается себя изолировать от природы и создать крепость, в которой мы от природы укрываемся. Здесь показано, что человеческая культура это не только крепость, которая ограждает нас от внешнего мира, она ограждает нас от самих себя; изолирует нас друг от друга, от наших подлинных чувств и желаний. Эти герои, оказавшись вдали от ограждающих стен в лице спецназа, границ, полиции - один на один с диким миром, оказалось, что этот дикий мир не хуже, чем, тот как бы безопасный, к которому они привыкли.  За что лично я  благодарен режиссеру, что ты видишь и понимаешь, и герои главное понимают, когда завороженно смотрят на этих чудовищ, которые движутся в любовном танце, что мир не только о них! Они - не пуп вселенной, они не центр мира! Казалось бы мысль уничижительная для человечества, что же, значит мы не центр мира!? Но как раз это и помогает им, когда они смотрят эту развернувшуюся вокруг них мистерию природы, они, забывая о себе, находят тем не менее гармонию в отношениях друг с другом. Парадоксальный момент. Мы обычно думаем, что нам нужно как-то уйти в себя, погрузится в мир своих чувств, а, нет! Нам очень часто нужно наоборот, как бы выйти из себя, обратить свое пристальное внимание от себя любимых на что-то внешнее. В данном случае этим внешним оказывается развернутая красота природы.
Людмила: Почему же если нам ничего не угрожает или нас не сваливается какая-то необычная красота, что очень редко бывает в жизни, наша жизнь тогда напоминает какое-то барахтанье, дурацкие попытки все сделать правильно, нормально, но при этом мы не с теми людьми, и дети нас не знают, и полный дурдом?  Почему что-то настоящее возможно только перед лицом либо катастрофы, либо что бывает так редко - абсолютной гармонии. Мы обречены на только два-три таких момента, а в основном мы обречены барахтаться в жутких попытках устроить свою жизнь нормально, и при этом ничего не получается?
Алексей: Не обязательно. Когда я смотрел этот фильм, я вспомнил интересную книгу,  книгу Иова, из Библии. В ней тоже человек, который по всему видно страдает несправедливо и он начинает свои вопросы задавать Богу, о том, за что с ним все это происходит. И чем интересна книга, что в ней, Бог в ответ показывает ему именно такой бестиарий, он показывает ему левиафана, который играет в море, это мифологический морской зверь, показывает ему бегемотов, других мощных животных, которых создал Бог, показывает ему мир, где человек не выглядит центром. Многие люди, серьезно изучающие книгу Иова, говорят, что в описании творений в этой книге человек и не выглядит венцом природы. Иов, оказывается помещенным Богом, из своего привычного мира в некий гигантский зверинец, и я никогда не понимал, читая эту книгу, почему Иов, наблюдая за всем этим приходит к каким-то важным мыслям о себе. А этот фильм, как ни странно, помогает что-то на эту тему почувствовать, не то, чтобы они здесь такие уж страдальцы, безусловно не вселенская катастрофа с ними происходит, хотя боль каждого из нас, когда мы ее испытываем, воспринимается нами серьезной и всеобъемлющей. Но вот эта способность увидеть мир вокруг себя приводит нас к внутреннему переключению. Я согласен с тобой в том, что самые ценные и глубокие моменты происходят в нашей жизни не специально, мы оказываемся выброшенными в такие обстоятельства, где мы вынуждены посмотреть на мир вокруг нас. Хотя я должен подчеркнуть вот какую вещь - не всегда это происходит, можно даже находясь в таких обстоятельствах, все равно остаться зацикленным на самом себе,  это не автоматически происходит, нужна наша воля, наше желание отключиться от себя и увидеть красоту вокруг. Это не всегда и не со всеми происходит. Но какие-то вещи мы можем делать и осознанно, если угодно напоминать себе, приводить себя в состояние, когда мы думаем о чем-то не связанном лично с нами.
Людмила: У наших героев единственный стимул - вот-вот отберут, сейчас разлучат, жизнь отберут!  Единственный способ обратить их внимание на что-то, это опасность, что у тебя это отнимут. 
Алексей: Есть замечательный механизм, если угодно, инструмент в христианской традиции - это молитва. Кто-то определил, что настоящая молитва - это когда мы отвернувшись от себя обращаемся к Богу, к тому, кто вне нас, к тому, кто больше нас. И вот это, само по себе,  внутреннее движение от зацикленности на себе, на своих переживания к Богу, оно уже позволяет нам многие вещи увидеть по-другому. Один из псалмопевцев описывает свой опыт, как он очень сильно переживал по поводу несправедливости мира и, как он говорит, увидел Бога во святилище. То есть он сумел так сильно внутренне к Богу обратиться, что само это  движение позволило ему увидеть мир по-другому. Это трудно передать словами, чем хорош фильм, что он зрительно передает это ощущение: непонятно что происходит, что в нас переключается, ведь проблема не ушла, она осталась, что позволяет нам видеть ее теперь в другом ракурсе? Это то, что ты видишь себя не в центре вселенной, а видишь себя частью огромного мира, и сам этот выход за рамки своего эгоизма позволяет нам и проблемы и ситуации нашей жизни увидеть в совершенно другом ключе и даже иногда, при всем при этом, сохранить способность радоваться и изумляться тому, что происходит вокруг.
Людмила: На этом мы вынуждены закончить. Это была передача “Раскадровка”, передача о смысле кино,  увидимся за обсуждением новых хороших фильмов.
Алексей: До встречи через неделю.

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка