Марта, Марси Мэй, Марлен (Martha Marcy May Marlene) режиссер Шон Даркин

множественная личность: «Марта, Марси Мэй, Марлен» Шона Дуркина ● Марта: (не)уютный дом милых буржуа ●● Марси Мэй: двуличный гуру и его самопальная секта ●●● Марлен: будущее героини как огромный вопросительный знак

Марта Марси Мэй Марлен, Martha Marcy May Marlene, 2011, Элизабет Олсен, Elizabeth Olsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Марта Марси Мэй Марлен, Martha Marcy May Marlene, 2011, Элизабет Олсен, Elizabeth Olsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Марта Марси Мэй Марлен, Martha Marcy May Marlene, 2011, Элизабет Олсен, Elizabeth Olsen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

   

 

Алексей: Итак, фильм cо сложным названием, четыре женских имени подряд «Марта, Марси Мэй, Марлен», американский фильм, получивший награду на «Санденсе». Сразу скажу, что лично мне фильм понравился, конечно, может быть я уже предвзято отношусь к фильмам отмеченным на фестивале «Санденс», обычно мне они нравятся. И здесь я также с самого начала ожидал, что фильм мне понравится. Меня в последнее время подкупают фильмы, которые добиваются выразительности простыми средствами. Потому что в современном массовом кинематографе избыток фильмов, которые выразительны, так как напичканы всеми возможными технологическими уловками. А здесь этого нет, здесь простая манера съемок; нет завораживающих спец эффектов; сложных ходов; но зато, есть герои. Главная героиня фильма, девушка Марта, на мой взгляд очень убедительно показана, она решается на побег из секты культового типа и ее эмоции и переживания мне кажутся очень правдоподобными. Она меня пугает, своими реакциями, хоть я и не сталкивался с людьми, которые прошли через такие культы, но ее реакции выглядят очень правдоподобными. В этом смысле фильм интересен тем, что он несколько переносит нас в ее голову, в атмосферу потерянности, когда ты уже не знаешь, кто ты. Параноидальная боязнь того, что ее будут преследовать обволакивает и зрителя тоже. Я читал, что многим критикам не нравится, что смазана концовка, фильм действительно не понятно чем заканчивается, но я в этом вижу как раз преимущество всего замысла режиссера.
Людмила: Надо сказать, что в сюжете связаны и перепутаны две модели мира: мира секты, где она жила, где были и молодые люди, и их лидер..
Алексей: .. Патрик..
Людмила: ..довольно неприятный человек. И мир ее старшей сестры, где она живет после побега. Сестра живет с мужем, они очень воспитанные, живут в хорошем доме..
Алексей: ..очень богатые..
Людмила: ..успешная семья. Но оба этих мира по-своему фальшивы, ей из них не выбрать, поскольку они оба нехороши для нее.
Алексей: Все-таки, нехороши по-разному, знака равенства между ними поставить нельзя.
Людмила: Правильнее сказать они оба неуютные для нее.
Алексей: Да, неуютные. Фильм построен на том, что она сбегает из секты ньюэйджерского типа - «За натуральность во всем!» и тому подобное.
Людмила: Один из критиков, сравнивая эти два мира, говорит — на территории секты — забота и свободный труд, на территории успешной семьи — наемный офисный труд.
Алексей: Ну, что значит свободный труд? Это лицемерие, они в секте всегда произносят фразу — “если ты хочешь”, но в действительности, в том-то и обман, что ты будешь хотеть, ты не сможешь не хотеть.
Людмила: Если не додумывать, то противопоставляется именно так — она то там, то там: в одном кадре она ныряет в бассейне сестры, а в другом выныривает в реке на территории секты.
Алексей: Да ее жизнь в секте и у сестры постоянно перемешивается, это создает тоже интересную атмосферу. Фильм хорошо показывает психологию человека, находившегося в организации культового типа, в секте с сильным лидером. Лидер показан очень хорошо, он любящий, внешне очень мягкий, во многих ситуациях он как бы обволакивает своей заботой, но за этой свободой стоит диктатор манипулятивного типа, который очень искусно сочетает в себе мягкость с жесткостью.
Людмила: И на нем лежит печать нездорового психологизма, психологии.
Алексей: Люди, которые туда попадают, как видно из фильма, либо с наркоманским прошлым, либо травмированы чем-то другим. Мы толком не знаем, почему туда попала Марта, она вроде бы без наркотической зависимости, но что-то все-таки привело ее к ним. Когда мы рассуждаем о культах и сектах, мы, конечно, думаем, о них как о больных, а мы-то сами здоровые и сильные. Но именно в нашей стране люди очень подвержены вождистскому воздействию. Особенностью подобных культов является возвеличенный образ лидера, обычно он несет в себе мессианский характер; в данном случае, их гуру - Патрик говорит им — я пришел, чтобы избавить вас, чтобы просветить вас, я к вам послан! И, похоже, он сам в это верит, в этом тоже определенная сила. То есть вокруг лицемерное общество, где люди не верят сами в то, что говорят, и есть он, который полностью верит в то, что говорит. Хотя, может быть его поступки и его слова не всегда совпадают, но сам он все равно верит, он не видит противоречия.
Людмила: В этой секте у всех общая одежда, общая комната для сна, они по очереди готовят еду на всех, сами землю обрабатывают, что-то такое.. экологическое..
Алексей: ..мифологическое..
Людмила: .. у них есть собрания, песнопения.. в общем поселение.. 
Алексей: .. псевдомонастырь.. Очень любопытно показано состояние Марты, когда она живет у сестры. Вроде бы она сбежала, значит она была недовольна. Она сбежала потому что, там произошло убийство... вообще-то смотреть на жизнь этого поселения довольно жутко. Там вроде бы все очень мягко, там нет каких-то грубых сцен насилия, там вообще нет насилия, если не считать одного убийства, да и оно не грубое, а почти случайное.. Но за всем этим такое психологическое насилие стоит, что аж не по себе становится, садистские наклонности, обернутые в мягкую упаковку. Она прожила в этой группе два года, и потому живя уже у сестры, она сталкивается с тем, что, как бы это сказать, не может для себя сформулировать мир по-другому, то есть все ее реакции оттуда, из этой секты. Она упрекает свою сестру с мужем в том, что они живут в таком большом и богатом доме одни, что они не правильно распоряжаются своим имуществом, она по привычке купается в общем бассейне голышом, как они это делали там, за эти два года она забыла, что так не принято.
Людмила: Надо сказать, что для семьи ее сестры, вообще это ее поведение кажется более, чем странным. Они не знают, где она была эти два года, она им этого не сказала..
Алексей: Да-да-да! Вся интрига-то в том, что они не знают, что она была в секте..
Людмила: .. она выглядит нелепо..
Алексей: .. и от этого становится жутко. Однажды ночью она, испугавшись какого-то шума, или просто ей стало не по себе, и тогда она идет в их спальню, где они в это время занимаются сексом и ложится сбоку, просто поспать рядом с ними, чтобы не чувствовать себя одиноко, и делает она это как совершенно заурядное и обычное действие. Совершенно абсурдная ситуация! Во-первых, я понимаю их испуг, а во-вторых ее непонимание, что она сделала что-то не так, пугает еще сильнее. Страшно себе представить в таком случае, где и в каких обстоятельствах она жила, если для нее это является нормальным. Все эти ситуации, очень обыденно снятые, показывают весь ужас положения, в котором она находилась. Когда ее сестра в чем-либо упрекает, она в ответ повторяет слова, которые ей там вдалбливались — ты — лидер, ты — учитель! И она их с большой уверенностью повторяет, хотя, казалось бы она сбежала от него уже. И вот эта борьба, происходящая в ней, действительно очень хорошо показана, она не может себя найти. Кстати, это сложное название фильма «Марта, Марси Мэй, Марлен», ты разгадала его?
Людмила: Это имена. В ней много личностей.
Алексей: Марта — это ее настоящее имя, Марси Мэй — имя, которое дал ей гуру. Когда она пришла к ним, он сказал — Ты — Марси Мэй! То есть “мой тип”, причем в английском языке к этому имени приставлен неопределенный артикул, то есть одна из многих Марси Мэй. Другими словами — мой типаж! А Марлен, это скорее пароль, чем имя. В доме на ферме, где жили последователи Патрика был телефон, и каждая женщина, которая подходит к нему должна представляться одним именем — Марлен. Это отражает какую-то сумятицу, в которой они все находятся.
Людмила: Потерю идентичности.
Алексей: Да, она не может себя найти. Очень хорошо показано, что ее сестра не знает как ей помочь, она искренне этого хочет, но это сложно. Я представил себя в ее ситуации, это жутко сложно, потому что она хочет ее любить, но та ведь еще продолжает поучать, продолжает втирать какие-то истины свои, которые она там успела усвоить. Она ведет себя абсолютно дико и неадекватно, при том, что у нее еще и нарастающая паранойя, что ее будут преследовать.
Людмила: Еще меня поразило ее полное отсутствие понимания прайвеси. Там у них было все общее, начиная от одежды и кончая детьми, и вот она попадает в мир, где частная жизнь - это важно, ей пытаются это втолковать в различных случаях..
Алексей: .. что есть границы..
Людмила: но ничего не помогает, она этого не чувствует. Она и одной не может оставаться, ей кажутся какие-то шорохи, ей тяжело от воспоминаний, но с другой стороны, тяжело жить с человеком, который не может побыть один, которому нужно постоянное чье-то присутствие, но при этом он этого присутствия еще и не принимает. Вокруг нее сестра с мужем буквально кружатся, а она еще и держится отдельно и их не принимает. То что она является жертвой этой секты видно через какие-то необратимые последствия, за два года стерты прямо базовые представления о жизни.
Алексей: Мир в секте кажется действительно жутким, но она сбежала оттуда в конечном итоге, несмотря на то, что она какое-то свое место там обрела. И в то же время, в обычном мире сытости современного западного общества, она тоже себя найти не может. Фильм трагичен в том, что выхода пока не видно, мы не знаем удастся ли ей выбраться или нет, то есть хэппи-энда нет. И этот режиссерский прием заставляет нас думать дальше, если бы был хэппи-энд, то можно подумать, что все закончилось хорошо, а при такой концовке — нет. Страшно представить как ее жизнь сложится дальше, помогут ей или не помогут, потому что в конце фильма ее везут в психушку. Ее сестра признает, что она не справляется, а муж и самого начала еле терпел, а под конец он просто разъярен ее выходками. И, ведь, действительно, им не справиться, трагедия состоит в том, что им и вправду нечем ей помочь, у них нет для этого ни ресурсов, ни чего-то похожего.
Людмила: Просто они не готовы даже к той информации, которую они могли бы узнать. Расскажи она им — все стало бы намного хуже, потому что переварить то, что у них там творилось нормальному человеку трудно. А для них, в той группке, как-то они себе сами все объясняли, там происходил постоянный самообман. В очень критических моментах лидер начинал говорить какие-то правильные слова, забалтывая и искажая реальность. Там им такие жуткие вещи самим себе приходилось объяснять, которые приводят к потере себя как личности. Ты не просто прислушиваешься к словам другого, ты сам себя убеждаешь в нормальности происходящего.
Алексей: В фильме правдоподобно показывается как она убеждается, потому что она объективно нуждается в объяснениях, там показана, в некотором смысле, механика самообмана. Для меня, как для человека религиозного, как для христианина этот фильм является вызовом, но надо отдать должное — это не какая-то антирелигиозная агитка, потому что феномен того культа, он формально даже и не религиозный, там не представлено какой-то ярко выраженной религии. В современной России существует много психологических культов, когда есть лидер, который учит каким-либо психологическим практикам, якобы, но на самом деле это организации культистского типа. Культ как феномен возникает везде, вспомнить хотя бы опыт Советского Союза — а ведь это огромная страна. Есть такая байка или не байка, не знаю, что Сталин ощипал курицу живьем, а потом отпустил и она продолжала жаться к его сапогам. Это феномен, что люди способны повинуясь какому-то садомазохизму отдать свою свободу за какие-то мнимые обещания тепла и заботы со стороны тирана, абсолютно авторитарной личности. Я-то глубоко убежден, что единственным противоядием культам, как политическим, так и религиозным, является настоящая вера, в Библии первая же заповедь говорит «Я — Господь Бог твой и пусть не будет у тебя других богов». На мой взгляд, история красноречиво показывает, что когда настоящая вера из человека убирается, трансцендентная вера, вера в Бога, который свою власть не делегирует никому, на Земле не никаких эквивалентов Ему, это является реальным мощным противоядием против культов и тоталитаризма. Христос сказал — никого не называйте учителями и отцами (такими вот гуру и лидерами), потому что один у вас только учитель и отец — Бог. И это создает необходимое основание для того, чтобы в такие ловушки не попадаться. Потому что, во-первых, нужно всегда помнить о том, что ни один человек не является божеством - каждый уязвим; нельзя и неправильно ни по отношению к нему, ни по отношению к себе, ни по отношению к Богу, выстраивать такие отношения. И важно всегда помнить, что и  ты сам не такой, ведь есть другая опасность — тот формат насилия, которое показывает их лидер Патрик, это то насилие, которое встречается и в семьях, встречается в достаточно бытовых отношениях между людьми, в любых коллективах это возможно, а в семьях наиболее часто это сочетание садизма с мнимой заботой. А так как мы живем в несовершенном мире и многие из нас внутренне травмированы, у всех свои болевые точки, и многим из нас кажется, что нам не доставало внимания и заботы, то мы потенциально уязвимы, гармонично развитых личностей среди нас раз, два — и обчелся, поэтому важно помнить о настоящей вере, глубокой вере в то, что подлинная власть только Богу принадлежит, только Он может давать нам заповеди, только Он имеет право говорить нам о том, как нам жить, все остальные слова должны быть подчинены этому единому началу.

 

Роберт Редфорд о кинофестивале "Санденс"

 

фильмы участники кинофестиваля "Сандэнс":

"Звери дикого Юга" (Гран-при в категории «Драматический фильм», 2012 год)

"Зимняя кость" - два приза кинофестиваля "Сандэнс", 2010 год: Большой приз жюри (Дебра Граник), премия за сценарий имени Уолдо Солта (Дебра Граник, Энн Роселлини)

"Холодная погода" (режиссер Аарон Кац, 2010 год)

"Счастлива до безумия" (Sykt lykkelig) режиссер Энн Севитски

"Тираннозавр" - Приз за режиссуру в категории "Драматический фильм" (кинофестиваль "Сандэнс", 2011 год)

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула
Левиафан (Leviathan) режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор