Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган

Манчестер у моря, Manchester by the Sea, 2016, Кеннет Лонерган, Kenneth Lonergan, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Манчестер у моря, Manchester by the Sea, 2016, Кеннет Лонерган, Kenneth Lonergan, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

"Манчестер у моря" (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган

 

Людмила: Оскар к нам приходит! Осталось полторы недели до главной премии Американской Киноакадемии! Один из фильмов, который претендует на статуэтку в шести номинациях, в том числе за лучший фильм называется "Манчестер у моря". Его мы сегодня и обсудим.

Алексей: Не путаем с британским Манчестером. Это одноименный американский городок.

Людмила: Режиссер и сценарист Кеннет Лонерган. Он же поставил "Анализируй это" и "Банды Нью-Йорка". Сначала за режиссерский штурвал хотел встать Мэтт Деймон, а также сыграть главную роль. Но он стал только продюсером, предложил снимать Кеннету и на главную роль пригласили Кейси Аффлека. И получился, наверное, совсем другой фильм. Это то, что касается как фильм делался.

Алексей: Очень простая история, с точки зрения изобразительных средств. Мы в данном случае наблюдаем за несколько ленивым, и ведущим отшельнический или безалаберный образ жизни сантехником. Некий домработник Ли. Но по ходу фильма мы узнаем, что его брат умирает и на него возложено опекунство над племянником, которому около 16 лет. Для этого он переезжает в свой родной город, откуда он уехал и тут мы узнаем, что уехал он неспроста...

Людмила: Ему никак нельзя в этом городе жить.

Алексей: В недалеком прошлом произошла трагедия, в которой он виноват. Виноват не на прямую. Он совершил ошибку, но эту ошибку совершают многие. Это стоило ему слишком дорого. С этого момента фильм состоит из двух составляющих: с одной стороны, - отношения с этим подростком, который теперь в его попечении, а с другой - шаг за шагом мы узнаем о той личной трагедии, которая у него произошла.

Людмила: Которая в некоторой степени объясняет и его характер...

Алексей: И то, как он живет! И ты понимаешь, что он не может с этой трагедией справиться. Да и кто бы смог? Это создает главное ощущение фильма. Еще раз повторюсь - это очень простой фильм. Ни как у Дарденнов, здесь все-таки используется музыка в ключевые моменты..

Людмила: И достаточно много! Это Гендель, Адажио, известнейшие классические произведения, которые в некотором роде уже приелись и которые призваны передать нам что сейчас внутри главного героя происходит что-то трагическое... потому что он молчун.

Алексей: Но утрирования не происходит. Все очень натурально.

Людмила: Мне кажется без музыки было бы страшнее. Страшнее продлевать его воспоминания...

Алексей: И нам проходить вместе с ним через эти воспоминания. Было бы сложнее.

Людмила: С другой стороны, может быть это такой киношный способ показать, что события стираются, ты не можешь в них оказаться, это только воспоминания. Немного подкрашенные. Это что-то далекое, но почему-то след, который они в тебе оставили никакой пленкой не покрывается, а зудит и зудит...

Алексей: Когда смотришь на него, понимаешь - он хороший парень. Не злобный, обычный, простой человек. Сильная сторона фильма, опять же, ты можешь легко отождествить себя с ним, не обязательно напрямую. Это очень узнаваемые люди, обычные люди. Не из телевизора, не с киноэкрана. Это жизнь людей, у которых произошла трагедия. И сила этого фильма, в том, что он выполняет наиглавнейшую функцию кино - способность побыть с другими людьми. И может быть даже немного в их... шкура не очень хорошо звучит, но внутри них побыть, прикоснуться к их эмоциям. Пережить то, через что они проходили. Это упражнение, мне кажется, самое главное для кино.

Людмила: С другой стороны...

Алексей: Но это не как Фархади! В его фильме "Коммивояжер", который мы обсуждали в прошлый раз, он тебя ставит вместе с главными героями перед моральной дилеммой, перед которой они стоят. Здесь Лонерган, этого не делает, ты просто несколько часов своей жизни побыл внутри другого человека, почувствовал его боль, прикоснулся к его эмоциям. Здесь нет решения, нет какого-то выхода, это способность для тебя пройти через историю боли обычного человека.

Людмила: Мне кажется, там есть тема осуждения себя. Этот человек решил, что он после своей ошибки не заслуживает больше никакого личного счастья. Даже не заслуживает условной семьи в виде его вместе с племянником, а именно это предлагается ему и адвокатом, и самим его братом, который знал всю его ситуацию изнутри. Он просто решил, что не заслуживает семьи как таковой, но при этом почему то у него есть воля, осуждать себя настолько, чтобы сказать - я не заслуживаю! И не ждите от меня ни чувств, ни эмоций.

Алексей: А почему у тебя есть воля прощать?

Людмила: Самого себя?

Алексей: Да. Самого себя. Откуда это?

Людмила: Потому что, ты сам себя прощаешь уже тем, что ты живешь!

Алексей: Не понял.

Людмила: Ну он же живет дальше. Сначала была сцена, где он хотел покончить собой. Это реальное самоосуждение, доведенное до предела. Но, с другой стороны, ты остаешься жить. Тем самым, жизни же ты заслуживаешь? Но не заслуживаешь семьи. То есть, он просто боится за кого-то отвечать.

Алексей: Странно, что фильм оставляет светлое впечатление, потому что, правда - жизнь оказывается сильнее него. Он продолжает жить и признавая свою неспособность заботиться, продолжает заботиться о своих близких как может. Он понимает свои пределы, но находит формы, которые заменят его присутствие в тех случаях. Когда смотришь на все его потуги, хочется сказать, - парень, давай, живи дальше! И ты понимаешь насколько нелепо и куцо звучат твои слова.

Людмила: Типа - "Время лечит!" А оно не лечит. А оно не то, чтобы обезболивает, даже не знаю как сказать...

Алексей: Мы видим, что на протяжении всего фильма, он наказывает себя..

Людмила: Да.

Алексей: Он казнит себя, считая, что если он перестанет себя наказывать - это плохо. Ты понимаешь, что с одной стороны, есть утверждения "Нужно себя простить! Нужно двигаться дальше". Мне кажется, что этим утверждениям не хватает основательности. Почему? Например, в христианской традиции за такими утверждениями о прощении стоят очень серьезные поступки, произошедшие в истории..

Людмила: В его жизни, его не осуждает родной брат, доверяя ему своего сына. Его не осуждает собственная жена.

Алексей: И что? И что это дает? Средневековому человеку этого было бы достаточно. Если внешне его считают правильным, то он правильный. Или прав. Но мы, живя в этот проклятый век внутренних вопросов, типа "быть или не быть?" или "тварь ли я дрожащая или право имею?", насколько мы можем согласиться с тем, что мы оправданы, только потому, что об этом говорят другие. Насколько это оправдано? Есть ли у других людей право прощать тебя? Есть ли у тебя самого право прощать тебя? Если ты действительно согрешил.

Людмила: Или не прощать.

Алексей: Или не прощать. Опять же говорю, в рамках христианской традиции это работало столетиями - мы можем быть прощены, потому что Сын Божий взял на себя грех мира. То есть произошла реальная трагедия, которая в каком-то метафизическом смысле искупает наши трагедии. Это не отменяет зла, которое ты сделал, но дает тебе право, действительно, что советуют позитивные психологи - жить дальше.
Если исходить из посыла фильма "Кто имеет право меня прощать, если я совершил страшную ошибку?", мне кажется, что в рамках замкнутого самоответа, (я сам должен дать ответ или люди должны дать мне ответ) - нет решения. Я не за легкий путь, боль есть боль, а вина есть вина. Но мне кажется современный человек, зачастую отказываясь от христианской традиции, остается безоружным перед лицом таких серьезных вопросов.

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер