Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер

Лурд, Lourdes, 2009, Джессика Хауснер, Jessica Hausner, Сильви Тестю, Sylvie Testud, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Лурд, Lourdes, 2009, Сильви Тестю, Sylvie Testud, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Лурд" (Lourdes), 2009, режиссер Джессика Хауснер

 

Людмила: Начинаем с фильма «Лурд». Кто знает, что это такое?

Алексей: Это местечко во Франции, где в недавнее время, точнее не скажу, где-то в начале двадцатого века было видение Богоматери и с тех пор туда, стекаются люди, которые свидетельствуют о том, что в их жизни произошло какое-то чудо.

Людмила: Там есть статуя.

Алексей: Скажем, это место паломничества для католиков всего мира.

Людмила: Не только католиков! Любые люди приезжают сюда в надежде на исцеление, либо на чудо возвращения ушедших супругов, а также паломники на инвалидных колясках и даже нищие.

Алексей: Это особенно интересно на фоне того, что Франция считается одной из самых нерелигиозных стран Европы. И вот, именно на ее территории находится прибежище людей, жаждущих чуда.

Людмила: В центре фильма история девушки Кристины, которая приезжает в Лурд в инвалидном кресле и именно с ней случается чудо исцеления.

Алексей: Неожиданно.

Людмила: Да. Неожиданно для всех. Она, при этом, не является верующей, не участвует в ритуалах и не особенно религиозна. Она уже побывала в Риме, и ей интересны паломничества ради впечатлений скорее туристических, чем мистических. Скорее всего она приехала для разнообразия, почему бы не поехать в Лурд? Ожиданий у нее нет никаких, и, вдруг, именно с ней, с самым обыкновенным человеком происходит чудо исцеления — однажды утром она просыпается и выясняется, что она может ходить. И вокруг этого чуда и реакции, окружающих ее людей на это чудесное исцеление закручивается сюжет.

Антон: Но фильм при этом художественный или документальный?

Людмила: Фильм в модной псевдодокументальной стилистике.

Алексей: Как бы настоящая документальная история.

Людмила: Естественно они снимали в Лурде; начинается фильм с пения «Аве Мария» и затем паломники на колясках и настоящая толпа...

Алексей: Как я понимаю, интрига в том, что режиссеры — люди неверующие?!

Людмила: Да, режиссер Джессика Хауснер, фильм фаворит Венецианского фестиваля 2009 года; о нем очень много говорили; католическая пресса очень сильно на него набросилась; а главное, - зрители сочли фильм, скорее атеистическим. Почему? Ни против Бога, ни против верующих в фильме ничего не сказано; но показана рутинная толкотня и Лурд выглядит фабрикой чудес, то есть некоей торговой точкой, где главный товар — надежда. Все здесь выглядит спекулятивным, настроенным на жажду чуда; показаны толпы людей, которые атакуют ларечки, покупают сувениры: Деву Марию, бутылочку со святой водой и так далее..

Антон: Наверное, так и есть. Показано реально.

Алексей: К сожалению, в нашем обществе, которое нацелено на продажу, трудно ожидать того, что такой фактор как чудо останется без внимания маркетинговых технологий.

Людмила: В общем, как считают критики, основной посыл фильма, в том, что даже если Бог есть — он чудовищно несправедлив, потому что чудо приходит в жизнь человека, который этого чуда и не хотел, получается в своем роде слепой случай, и вообще не понятно зачем.

Алексей: Здесь я, пожалуй, соглашусь с критиками в том, что Бог не справедлив.

Людмила: Ах! Как же?

Алексей: Он чудесно не справедлив. Один из основополагающих принципов христианского мировоззрения, в том, что Бог не справедлив по отношению к нам — Он нас незаслуженно любит! Для большинства христиан всего мира этот факт является источником нескончаемой надежды и радости. Собственно, сам факт чуда — это и есть проявление незаслуженной любви, незаслуженного внимания. Потому что Бог, с точки зрения христианской доктрины никому ничего не должен. Если кто не знал, - Бог никому не задолжал. Поскольку Он является автором всего, то в некотором смысле — мы все должны. Но реальность такова, что Бог любит нас и внимательно относится к нам — так учит христианская церковь. Однако чудо невозможно воспринимать как должное, на то оно и чудо. Вспомним подобную евангельскую историю — в древней Палестине тоже было местечко, куда стекались верующие евреи со всей страны в надежде на исцеление. Там был водоем, в котором время от времени происходило волнение воды, люди верили, что это прикосновение ангела и что первый прикоснувшийся к такой воде выздоровеет. Один человек пролежал там долгое время, но без поддержки друзей он не успевал попасть в воду первым. Сюжет этой евангельской истории в том, что Христос пришел именно к нему, к беспомощному человеку лежащему на обочине и исцелил именно его. Я думаю, что и в фильме прослеживается мысль о том, что Бог приходит не туда, где Ему пометили место крестиком. Я искренне убежден, что именно туда Он и не придет. Снимали ли фильм атеисты или сомневающиеся, но в каком-то смысле они попали в точку — действительно, Бог приходит к тем, кто не заслужил и туда, где его не ожидали.

Людмила: Одной из сюжетных тем фильма является медицинская комиссия, которая должна подтвердить чудесное исцеление по медицинским показателям, они проверяют точно ли болел человек, не показалось ли ему, и подтверждают, что исцеление произошло. Медики эти там живут и работают и также являются частью индустрии. Время от времени ни отпускают довольно странные реплики, типа такой — Помните, человека, который снова стал ходить? Да это же не засчитали за чудо, потому что его затем снова парализовало. - Как вам такой подход? Паломники стоят в очереди и слушают такие разговоры!? Десятки историй...

Алексей: Вообще, я думаю, что это больно, там находится. У меня есть друг, который в детстве поездил с родителями, как это у нас называется, по бабкам и знахаркам. Его младшая сестра очень тяжело болела, и болеет до сих пор, так он провел множество времени сидя в очередях, среди людей, ожидающих чуда, и рассказывал, что это очень тяжело.

Людмила: Любопытно, фильм интересен не религиозной аудитории?

Алексей: Ну, раз его снял не религиозный человек, значит интересен.

Людмила: Нам интересен, потому что мы в теме!

Алексей: Тема чуда всегда интересна, и современному человеку также. Взять, к примеру, популярность фильма «Остров» Лунгина. Причина в том, что в нашей жизни, слишком много вещей, которых невозможно объяснить научно; рационалистический язык не может описать все богатство того, что из себя представляет человеческая жизнь. Поэтому даже современные не религиозные авторы ищут какой-то способ рассказать об этом.

Антон: Вообще-то, поскольку фильм дошел до нас, это уже означает, что он интересный. Хотя бы потому, что он хорошо продается.

Людмила: Ясно. Если уж наши купили, то какой-то коммерческий потенциал есть! Тем более, что в фильме есть любовная история!

Алексей: Как же ты допустила, чтобы мы об этом не поговорили?!

Людмила: Ну.. я думала, что это не так важно. Одним словом, мало того, что она встала на ноги, так на нее еще и обратил внимание писаный красавец из толпы паломников.

Алексей: Это мечта! Да, мечта!

Антон: … и потом его парализовало...

Людмила: Ну, что за ужас ты говоришь?!

Антон: Конечно можно долго обо всем этом рассуждать, если только ты сам не ищешь чуда. Если ты смотришь из инвалидной коляски, то видишь все совсем другими глазами и ожидаешь чуда совершенно иначе.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула