Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер

Лурд, Lourdes, 2009, Джессика Хауснер, Jessica Hausner, Сильви Тестю, Sylvie Testud, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Лурд, Lourdes, 2009, Сильви Тестю, Sylvie Testud, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Лурд" (Lourdes), 2009, режиссер Джессика Хауснер

 

Людмила: Начинаем с фильма «Лурд». Кто знает, что это такое?

Алексей: Это местечко во Франции, где в недавнее время, точнее не скажу, где-то в начале двадцатого века было видение Богоматери и с тех пор туда, стекаются люди, которые свидетельствуют о том, что в их жизни произошло какое-то чудо.

Людмила: Там есть статуя.

Алексей: Скажем, это место паломничества для католиков всего мира.

Людмила: Не только католиков! Любые люди приезжают сюда в надежде на исцеление, либо на чудо возвращения ушедших супругов, а также паломники на инвалидных колясках и даже нищие.

Алексей: Это особенно интересно на фоне того, что Франция считается одной из самых нерелигиозных стран Европы. И вот, именно на ее территории находится прибежище людей, жаждущих чуда.

Людмила: В центре фильма история девушки Кристины, которая приезжает в Лурд в инвалидном кресле и именно с ней случается чудо исцеления.

Алексей: Неожиданно.

Людмила: Да. Неожиданно для всех. Она, при этом, не является верующей, не участвует в ритуалах и не особенно религиозна. Она уже побывала в Риме, и ей интересны паломничества ради впечатлений скорее туристических, чем мистических. Скорее всего она приехала для разнообразия, почему бы не поехать в Лурд? Ожиданий у нее нет никаких, и, вдруг, именно с ней, с самым обыкновенным человеком происходит чудо исцеления — однажды утром она просыпается и выясняется, что она может ходить. И вокруг этого чуда и реакции, окружающих ее людей на это чудесное исцеление закручивается сюжет.

Антон: Но фильм при этом художественный или документальный?

Людмила: Фильм в модной псевдодокументальной стилистике.

Алексей: Как бы настоящая документальная история.

Людмила: Естественно они снимали в Лурде; начинается фильм с пения «Аве Мария» и затем паломники на колясках и настоящая толпа...

Алексей: Как я понимаю, интрига в том, что режиссеры — люди неверующие?!

Людмила: Да, режиссер Джессика Хауснер, фильм фаворит Венецианского фестиваля 2009 года; о нем очень много говорили; католическая пресса очень сильно на него набросилась; а главное, - зрители сочли фильм, скорее атеистическим. Почему? Ни против Бога, ни против верующих в фильме ничего не сказано; но показана рутинная толкотня и Лурд выглядит фабрикой чудес, то есть некоей торговой точкой, где главный товар — надежда. Все здесь выглядит спекулятивным, настроенным на жажду чуда; показаны толпы людей, которые атакуют ларечки, покупают сувениры: Деву Марию, бутылочку со святой водой и так далее..

Антон: Наверное, так и есть. Показано реально.

Алексей: К сожалению, в нашем обществе, которое нацелено на продажу, трудно ожидать того, что такой фактор как чудо останется без внимания маркетинговых технологий.

Людмила: В общем, как считают критики, основной посыл фильма, в том, что даже если Бог есть — он чудовищно несправедлив, потому что чудо приходит в жизнь человека, который этого чуда и не хотел, получается в своем роде слепой случай, и вообще не понятно зачем.

Алексей: Здесь я, пожалуй, соглашусь с критиками в том, что Бог не справедлив.

Людмила: Ах! Как же?

Алексей: Он чудесно не справедлив. Один из основополагающих принципов христианского мировоззрения, в том, что Бог не справедлив по отношению к нам — Он нас незаслуженно любит! Для большинства христиан всего мира этот факт является источником нескончаемой надежды и радости. Собственно, сам факт чуда — это и есть проявление незаслуженной любви, незаслуженного внимания. Потому что Бог, с точки зрения христианской доктрины никому ничего не должен. Если кто не знал, - Бог никому не задолжал. Поскольку Он является автором всего, то в некотором смысле — мы все должны. Но реальность такова, что Бог любит нас и внимательно относится к нам — так учит христианская церковь. Однако чудо невозможно воспринимать как должное, на то оно и чудо. Вспомним подобную евангельскую историю — в древней Палестине тоже было местечко, куда стекались верующие евреи со всей страны в надежде на исцеление. Там был водоем, в котором время от времени происходило волнение воды, люди верили, что это прикосновение ангела и что первый прикоснувшийся к такой воде выздоровеет. Один человек пролежал там долгое время, но без поддержки друзей он не успевал попасть в воду первым. Сюжет этой евангельской истории в том, что Христос пришел именно к нему, к беспомощному человеку лежащему на обочине и исцелил именно его. Я думаю, что и в фильме прослеживается мысль о том, что Бог приходит не туда, где Ему пометили место крестиком. Я искренне убежден, что именно туда Он и не придет. Снимали ли фильм атеисты или сомневающиеся, но в каком-то смысле они попали в точку — действительно, Бог приходит к тем, кто не заслужил и туда, где его не ожидали.

Людмила: Одной из сюжетных тем фильма является медицинская комиссия, которая должна подтвердить чудесное исцеление по медицинским показателям, они проверяют точно ли болел человек, не показалось ли ему, и подтверждают, что исцеление произошло. Медики эти там живут и работают и также являются частью индустрии. Время от времени ни отпускают довольно странные реплики, типа такой — Помните, человека, который снова стал ходить? Да это же не засчитали за чудо, потому что его затем снова парализовало. - Как вам такой подход? Паломники стоят в очереди и слушают такие разговоры!? Десятки историй...

Алексей: Вообще, я думаю, что это больно, там находится. У меня есть друг, который в детстве поездил с родителями, как это у нас называется, по бабкам и знахаркам. Его младшая сестра очень тяжело болела, и болеет до сих пор, так он провел множество времени сидя в очередях, среди людей, ожидающих чуда, и рассказывал, что это очень тяжело.

Людмила: Любопытно, фильм интересен не религиозной аудитории?

Алексей: Ну, раз его снял не религиозный человек, значит интересен.

Людмила: Нам интересен, потому что мы в теме!

Алексей: Тема чуда всегда интересна, и современному человеку также. Взять, к примеру, популярность фильма «Остров» Лунгина. Причина в том, что в нашей жизни, слишком много вещей, которых невозможно объяснить научно; рационалистический язык не может описать все богатство того, что из себя представляет человеческая жизнь. Поэтому даже современные не религиозные авторы ищут какой-то способ рассказать об этом.

Антон: Вообще-то, поскольку фильм дошел до нас, это уже означает, что он интересный. Хотя бы потому, что он хорошо продается.

Людмила: Ясно. Если уж наши купили, то какой-то коммерческий потенциал есть! Тем более, что в фильме есть любовная история!

Алексей: Как же ты допустила, чтобы мы об этом не поговорили?!

Людмила: Ну.. я думала, что это не так важно. Одним словом, мало того, что она встала на ноги, так на нее еще и обратил внимание писаный красавец из толпы паломников.

Алексей: Это мечта! Да, мечта!

Антон: … и потом его парализовало...

Людмила: Ну, что за ужас ты говоришь?!

Антон: Конечно можно долго обо всем этом рассуждать, если только ты сам не ищешь чуда. Если ты смотришь из инвалидной коляски, то видишь все совсем другими глазами и ожидаешь чуда совершенно иначе.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +