Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс

Анимированная жизнь, Life Animated, Life, Animated, 2016, Роджер Росс Уильямс, Roger Ross Williams, Оуэн Саскинд, Owen Suskind, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Анимированная жизнь, Life Animated, Life, Animated, 2016, Роджер Росс Уильямс, Roger Ross Williams, Оуэн Саскинд, Owen Suskind, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, раскадровка, KM, КМ

"Анимированная жизнь" (Life, Animated), 2016, режиссер Роджер Росс Уильямс

Алексей: Добрый день! Сегодня фильм “Анимированная жизнь”, режиссер Роджер Росс Уильямс, получил награду за лучший документальный фильм на Санденсе.

Людмила: Был номинирован на Оскар.

Алексей: Для нас Санденс - это всегда рекомендация к просмотру.

Людмила: Знак качества!

Алексей: Фильм сделан любопытно, как с точки зрения способа повествования, так и с точки зрения содержания. Пару слов о том, что в нем происходит. Документальный фильм, снят о реальных событиях, в основе лежит книга-бестселлер “Нью-Йорк таймс”, написанная отцом главного героя, журналистом Роном Саскиндом. Он пишет о своем сыне Оуэне, у которого в возрасте трех лет обнаружились некие особенности развития и, в конце концов, ему поставили диагноз аутизм. Для многих людей это слово звучит как страшный приговор. На протяжении последующих лет, а мы на протяжении фильма наблюдаем, как родители находят подход к своему ребенку, учатся с ним взаимодействовать и учат его самого взаимодействовать с окружающим миром. Вот о чем этот фильм. Почему анимированная жизнь? Потому что помощниками в этом взаимодействии с окружающим миром и с другими людьми для Оуэна стали мультфильмы Диснея, которые благодаря своей яркой и утрированной мимике начали помогать.

Людмила: Ну и благодаря своими универсальными историями тоже... В этих мультиках есть и про дружбу, и про предательство, и про то, каково это быть особенным - все темы человеческой жизни так или иначе затронуты.

Алексей: Вообще этот фильм должен был снять Дисней, потому что это своеобразная реклама того, чем занимается студия Уолтера Диснея, потому что в отдельной жизни этого мальчика, а затем мужчины мультфильмы стали окном в мир и инструментом постижения реальности. (С нами сегодня на связи из московской студии ведущий, как мы говорим, дружественного проекта "Эпиграф" Игорь Попов). Нам, конечно, интересны твои впечатления Игорь. Я знаю, что ты уже посмотрел фильм, уже успел написать статью, со всеми его обсудить, ну а теперь, давай с нами.

Игорь: Я действительно написал статью, более того, какие-то мистические события стали происходить. Накануне эфира, мой добрый друг и издатель Роман Носач опубликовал в газете "Мирт", вернее переопубликовал, статью "Разноцветная жизнь", где я рассказывал об этом фильме. Конечно, такие фильмы родителям, имеющим детей с аутизмом смотреть сложно, но при этом очень важно. Потому что родители могут ощутить, что они не одни, что есть люди, переживающие тоже самое. Конечно же, это тяжело было сделать. И когда, мои дорогие коллеги из раскадровки порекомендовали посмотреть "Анимированную жизнь" я внутри колебался, но я очень рад, что я это сделал.

Алексей: А почему колебался?

Игорь: Понимаешь, я очень много говорю про аутизм, раз в неделю, один час эфира посвящен этой теме, о семьях, где есть дети с особенностями развития.

Алексей: Это передача "Ничего особенного", для тех, кто не в курсе.

Игорь: Совершенно верно, каждую пятницу, в одиннадцать утра мы говорим об этом. Когда у тебя есть профессия - ты делаешь определенную работу, а потом наступает момент, когда ты закрываешь двери офиса, идешь домой и погружаешься в привычный, спокойный мир. А когда, я возвращаюсь в семью, то меня там ждет ребенок с аутизмом. И я продолжаю жить с этим дальше. Конечно, это большие радости, большие находки, большие победы и разочарования. Как и в жизни. Поэтому, мне было подступится к этому трудно. Я живу в этой реальности 24 часа, и вдруг меня просят посмотреть об этом же еще какой-то фильм. Конечно, предпочтешь посмотреть что-то более нейтральное. Но я многое смотрю, и советую другим, в передаче "Ничего особенного". Об аутизме и вокруг этой темы, теперь появилось много интересного, кроме "Человека дождя", уже набившего оскомину.
"Анимированная жизнь" удивителен тем, что вас помещают в хронику этого синдрома, я не говорю что это болезнь, а именно синдром. И в хронику жизни с этим. Конечно же, Оуэн Саскинд мальчик, по которому мы видим, как все это происходит. Мы видим его сейчас, и в то же время, видим его в детстве; где какие-то вещи он реализует через диснеевский мультик. Это очень касается людей, нас с женой это очень тронуло. Весь фильм мы с ней переговаривались, - смотри, у Саши тоже так было. У нашей младшей дочери. Мы также пытались к ней пробиться. Это, действительно, смотреть тяжело и очень важно. Семьи, которые не сталкивались с этим синдромом, мы называем счастливыми. Потому что жизнь с аутизмом это постоянная борьба за собственного ребенка, постоянное сражение 24 часа в сутки. Этот фильм так и показывает, что в это погружена вся семья, старший брат героя также.

Алексей: Меня это особенно зацепило, потому что я тоже старший брат. Наша семья с этим не сталкивалась, но все равно, ощущение ответственности за младшего брата, неизбежные собственные проколы в этом, только здесь еще и с дополнительным вызовом.

Игорь: А ты помнишь, как старший брат рассказывает, как он не защитил младшего?

Алексей: Да-да! Это очень сильный момент.

Людмила: А мне очень понравилось в фильме, что он говорит об аутизме не языком статьи и не медицинским языком, и даже не языком осторожности, а он говорит образно. Эти образы очень сильные, можно представить, как мама и папа, говоря про своего ребенка, сказали, что его похитили.

Игорь: Да. Она именно этот термин произнесла - kidnapping.

Людмила: Или, что ребенок где-то заперт и они не могут до него достучаться, а он посылает им оттуда сигналы. С помощью вот этих мультиков. Если человек плохо себе представляет что такое аутизм, то даже если прочтет статью, это не очень ясно. А эти образы хорошо показывают что происходит. К концу фильма уже можно представить себе, что это такое, когда твой ребенок где-то заперт, есть стены и препятствия и никак не связаться. Это проживается очень эмоционально, поэтому очень трогает. Если говорить об аутизме и о том, как реагируют близкие люди, то это очень сильный фильм с точки зрения языка.

Алексей: Здесь еще интересно то, что в нем нет четко выраженного конца, потому что жизнь продолжается, этот парень наш современник, он живет сейчас. Это все сейчас происходит. С ним все хорошо, но есть опасения насчет того, как он будет жить, когда не станет его родителей. Как он сможет построить дальнейшую жизнь, сумеет ли пережить жизненные вызовы, удары.

Игорь: Для меня как для отца, самым сложным эпизодом, был тот, где отец рассказывал как он пробился к Оуэну, как тот впервые заговорил с ним.

Людмила: С попугаем?

Игорь: Это очень тяжелый эпизод, я тоже вспомнил похожий момент из жизни нашей семьи, я помню первые слова осознанные моей дочерью. Все родители воспринимают первые слова своего ребенка как чудо. Первые "Мама и Папа". А представьте себе, когда она уже говорила "мама, папа, баба" и потом она замолкает. Она больше не говорит. И потом, разного рода специалисты... и в конце концов, вы понимаете диагноз. Вы проживаете все стадии горя: шок, отрицание, гнев, все это вы прожили, вы уже с этим смирились, и вот, вдруг, потом она говорит мне: "папа, папа, открой дверь!" Это было невероятное чувство. Там в фильме, это хорошо показано и это подкупает, состояние вечного чуда у этих родителей.

Алексей: Спасибо, Игорь! Любой родитель сталкивается с сильными переживаниями, но здесь они более очерченные, ярче выражены, усугубленные. Каждый родитель проходит через определенные вызовы, например, пошел ребенок в школу, нужно думать справится ли он там? Столкнется ли он с непониманием окружающих? Точно столкнется. Я говорил со многими родителями, дети, которых прошли через садик, и теперь, через школу. И у каждого ребенка есть момент, когда приходится переживать, что к нему плохо отнесутся, вдруг он столкнется с негативным отношением. Только здесь это еще выпуклее и жестче. Ты сказал, что этот фильм тебе понравился тем, что в отличие от других, он показывает ситуацию с аутизмом очень правдоподобно. Здесь нет ни идеализации, ни демонизации, а именно так, как она проживается.

Игорь: Да, это действительно так. Последнее, что выходило про детей с аутизмом, это "Расплата" и подобные ему фильмы. Есть, кстати, хороший сериал на эту тему "Слово на букву А", уже третий сезон выходит.

Людмила: Я смотрела второй, мне очень понравился. Очень!

Игорь: Это рассказ о семье, которая узнает, что у них ребенок с аутизмом. "Анимированная жизнь" показывает все стадии, которая проходит семья, абсолютно все. Борьба за собственного ребенка, попытка до него достучаться, первые беды и поражения, они ведут его в элитную школу, платят большие деньги... Отец его знаменитость, он лауреат Пулитцеровской премии, которую он получил не за книгу про сына, а за другую книгу.

Алексей: Да, он был уже известным журналистом.

Игорь: Да. Он мог себе это позволить. Очень интересно связывать реалии, в Америке с 60-ых годов ведется наблюдение за синдромом. Хотя до 80-ых еще не было официального диагноза. С 80-ых стали ставить официальный диагноз; первый врач Лео Каннер поставил диагноз, назвав его аутизмом. Он сыграл как положительную, описав первым синдроматику и так далее, так и негативную роль. Он считал, что аутизм возникает в семьях интеллектуалов, где родители матери и отцы холодны к детям. И детей даже отнимали из семей! Это как раз ситуация "Человека дождя", ему нужно было жить в отдельном пансионате. И ты понимаешь, что если даже в Америке так обстоят дела, и ты попадаешь в наших реалии, инклюзивного образования, то думаешь, что же будет с моим ребенком. Это очень сильно переживается. Самое важное там показано как трудны моменты социализации; этапы, когда он выходит на контакт; как его учат контактировать; как он здорово находит себя в этом мире. Вот ты говоришь, Алексей, хэппи-энд - никакого хеппи-энда там нет!

Алексей: Да, я и говорю, что никакого хэппи-энда там нету, если и есть светлая нота в конце, но это не хэппи-энд.

Людмила: Причем, мы еще и привыкли к шаблону, что обычно такие фильмы про героизм. Главный герой обязательно все преодолел, победил, мы будем ему внутренне аплодировать. Здесь все сложнее, почему мне и нравится этот фильм, мы будем аплодировать, но и беспокойство есть.

Игорь: Да. Он говорит на конференции по аутизму речь, ты понимаешь - чтобы он выступил потрачены невероятные, титанические силы родителей, невероятные эмоциональные силы. Столько сделано для того, чтобы он смог это сделать, что, конечно же, воспринимаешь это, как настоящую победу. Победу этой семьи. Это очень важно. Потому что аутизм это семейный синдром; либо вы делаете это вместе, либо это будет сложнее. Если вся семья не включается, ребенку самому не справиться, одни специалисты не вытащат ребенка.

Алексей: Мне запомнилась фраза матери Оуэна, это прямо метафора родительской любви. Когда она увидела эту проблему, когда диагноз был поставлен, она сказала себе: Я так крепко обниму и так буду тебя любить, что все, что с тобой не так, просто исчезнет. Это, если угодно, метафора Божьей любви к нам. Любви, которая перемалывает. Это не на рациональном уровне, не методика, не лекарство, а что-то более глубинное, что преодолевает вещи, которые кажутся непреодолимыми.

Игорь: Да. Там нет драматичности. Мы знаем, как строятся голливудские фильмы, знаем, как делается, чтобы аудитория заплакала, чтобы комок к горлу подошел - приемы, слова - мы это знаем. Вот здесь комок подходит к горлу без приемов, именно из-за реалистичности не поддельных переживаний, не поддельных слез, не поддельной драмы этой семьи. Здесь искренние ноты; родители не пытаются вас убедить - ребята, все нормально, если мы прошли, то вы пройдете. Нет здесь ни проповедничества, ни пропагандизма, надежда исходит из самого контекста. Ты видишь как прогресс исходит из самой этой семьи, это невероятно.

Алексей: Я понимаю, что ты бы хотел рекомендовать этот фильм, тем, кто хочет понять проблемы аутизма.

Игорь: Однозначно рекомендовал бы. Если в течении первых десяти минут он вас не зацепит, то я не знаю...

Алексей: С вами что-то не так!

Игорь: Тут что-то с внутренним вашим человеком. Но я бы не хотел заниматься манипуляциями, просто хочу сказать, что ты в него включаешься сразу. Я делю фильмы на две условные категории, либо я становлюсь частью этого мира, либо это остается такой сказкой, которую хорошо посмотреть, сидя на диванчике и отойти. Я стал частью мира этой семьи, безусловно.

Алексей: Да, если ты посмотрел этот фильм, то он уже из тебя не уйдет.

Игорь: Это тот самый случай, когда вы меня попросили посмотреть, я не предполагал, что я буду писать об этом статью, и уже минуте на двадцатой, полез на полку (а у меня такая мания есть, я люблю покупать блокнотики, самые разные) уже стал писать в блокнотик. Я понял, что после этого фильма не смогу что-либо не написать.

Алексей: Спасибо, Игорь, что ты согласился, посмотрел и поделился своими личными переживаниями по этому поводу.

Игорь: Я рад.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула