Левиафан (Leviathan) режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор

Левиафан, Leviathan, 2012, Вирина Паравел, Verena Paravel, Люсьен Кастен-Тэйлор, Lucien Castaing-Taylor, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Левиафан, Leviathan, 2012, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Левиафан, Leviathan, 2012,Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт

Людмила: Экспериментальный документальный фильм «Левиафан».
Алексей: Очень интересный фильм, нельзя сказать, что он документальный, без того, чтобы не указать, что он экспериментальный. Очень специфичная работа, от документализма в нем есть только то, что он не постановочный и на этом заканчиваются признаки документальности.
Людмила: Можно сказать, что это видео эксперимент.
Алексей: Да, здесь нужно придумывать какой-либо термин. Представьте себе полтора часа фильма без диалогов, без какого-бы то ни было экшена, без ясно выраженной истории повествования. А также без музыки...
Людмила: Без любых художественных украшений.
Алексей: Разве только немного работы с фильтрами...
Людмила: И скорее всего монтаж... Фильм снят антропологами, людьми без киношного образования.
Алексей: Я специально посмотрел имена авторов, это Люсьен Кастен-Тэйлор и Вирина Паравел — имена мне ничего не говорящие.
Людмила: Потому что это их первый проект, который снят, скорее всего в рамках их научной деятельности.
Алексей: Я посмотрел его намеренно, потому что слышал о нем положительные отзывы и был приятно удивлен. Скажи кому-нибудь — Не хочешь ли ты посмотреть фильм, который полтора часа показывает жизнь рыболовецкого судна без музыки и диалогов? Однако во время просмотра происходит удивительная вещь, фильм, действительно, начинает играть, он полностью вовлекает тебя внутрь и ты завороженно наблюдаешь за тем, как он сделан. Хочу зачитать о Левифане, с чего фильм и начинается, в нем титры играют особую роль, поскольку другого текста и нет. Итак, в самом начале приведена цитата из книги Иова, где речь идет о некоем чудовище Левиафане: «Заставляет он пучину бурлить как котел; и превращает море в горшок с кипящим зельем; святящийся след он оставляет за собой; и кажется, что бездна седой стала. Нет на земле подобного ему создания, которому страх неведом». Знаешь, это достаточно точное описание того, что мы видим на экране: рыболовецкий траулер, хоть и не самый большой и не самый мощный; есть суда и помощнее, но все же ты постепенно понимаешь, что это громадное морское чудовище. Манера съемки очень интересная, это экспериментальная работа с камерами Гоу-про - маленькими водонепроницаемыми камерами, которые можно буквально забрасывать в труднодоступные и в совсем недоступные для человека места. В фильме их привязывали к рыболовецким сетям, к корпусу, к якорю, к мачте, к униформе рыбаков, одним словом, всюду куда ее можно привязать. За счет этого корабль предстает в ином свете, ты видишь его в самых неожиданных ракурсах; создается ощущение чудовища, которое рассекает волны в ночи, оставляя за собой святящийся белым светом бурлящий поток.
Людмила: Лязгающее и грохочущее чудище!
Алексей: Да. Издающее какие-то странные и подводные, и надводные звуки, чудище плывет и забирает в себя все живое: рыбу, ракушки, всех мыслимых и немыслимых морских существ. Все они оказываются внутри, словно в огромной утробе, где бесчисленные, наматывающиеся на катушки цепи, производят впечатление каких-то бесконечных кишок. Там все это перерабатывается, а ненужное извергается: ошметки тел, оторванные клешни, кровь текут непрекращающимся потоком в море. Кругом бьются чайки, которые этим питаются. То есть оно вбирает в себя жизнь и выплевывает остатки; а люди, работающие там, больше похожи на внутренние органы этого чудища; поначалу мы даже их лиц не видим; в униформе они производят впечатление механизмов. Чтобы понять главный секрет съемки этого фильма, хочу обратиться к литературе. Я как-то читал о том, как созидается великая литература; одним из мощных литературных приемов является то, когда обычные вещи описываются так, как-будто это что-то незнакомое. Вот здесь манера съемки создает абсолютное ощущение, будто никогда ничего подобного ты в жизни не видел. Я даже представить себе не мог, что так можно снять рыболовецкое судно: живое, дышащее, механическое чудище; и люди в нем — это внутренние органы, участвующие в процессе переработки.
Людмила: Это взгляд природы на то, что создано человеком?
Алексей:

Нет. Это не так. Никакое определение к нему не подходит. Я где-то читал, что это взгляд рыбы. В фильме, действительно, есть ряд кадров, словно сделанных от лица умирающей рыбы. Очень обескураживающая сцена. Представь, что ты видишь мир глазами агонизирующей рыбы. Это жутко. Однако фильм целиком — это не взгляд рыбы, это наблюдение некоего антрополога за какой-то неведомой зверушкой. Еще совсем недавно основными объектами интереса антропологов являлись малоизвестные племена Океании, Бразилии, неисследованных районов Амазонки и тому подобное. А потом они сделали интересный ход; теми же методами, которыми они изучали племена Амозонии, они исследовали жизнь Нью-Йорка. Это произвело фурор. Нужно отметить, что именно антропологи добились некоего эффекта отстраненности в своих исследованиях. Когда же они применили свои достижения на исследовании жизни Нью-Йорка, получилось, что абсолютно известную всем жизнь, они преподнесли с совершенно незнакомого ракурса. Многие вещи, которые мы делаем ежедневно выглядят совсем по-другому. То же самое с этим фильмом: такое чувство, что этот подход они опробовали в кино, и я готов аплодировать стоя. Я бы не поверил, если бы мне сказали, что так можно снимать: никаких спец эффектов, именно отстраненный взгляд. И ты чувствуешь мощь, ты, действительно, испытываешь трепет перед этим животным: оно не то, чтобы злое, оно именно животное. Которое вбирает и выплевывает, вбирает и выплевывает. Очень важно досмотреть до титров, там есть посвящение. Кому посвящен фильм? Читаем: «Калифорния», «Малышка Мери», «Звезда» и т. д...названия судов, которые видимо потерялись в море, дань памяти людям, которые там трудились. И второй момент, там есть перечень морских существ на латыни, перемешенных с именами людей, то есть человек — это один из видов живых существ наряду с остальными. Есть такие птички, которые садятся в пасть бегемоту и чистят ему зубы, одновременно питаясь. Вот в этом фильме, человек такая птичка.

 

Перекличка с книгой Иова, действительно происходит, потому что в книге Бог показывает страдальцу Иову того самого левиафана, чтобы он увидел, что человек — это не пуп земли; есть огромный мир, а человек только часть этого мира. Иов поражен этим зрелищем, он изумлен, он приходит в состояние благоговения и смирения. А здесь, прием похожий, но эффект иной. Может быть потому, что зверь механический? Да, человек — это одно из творений, но... Глядя на изнурительный, однообразный и тяжелый труд этих рыбаков, наступает момент расчеловечивания человека через его участие в монотонном, тупом, механическом процессе. Там есть сцена, когда в конце рабочего дня один из рыбаков, сидит на кухне, смотрит телевизор и начинает клевать носом: кивает-кивает и уходит спать. И ты понимаешь, что вот она вся его жизнь. И еще интересно, что все они работают молча, видимо потому, что заданы такие высокие нормы выработки, к тому же это конвейер - если начнешь отвлекаться на разговоры, то не успеешь за другими. Они стоят молча, отрубают головы и другие части, бросают, сортируют, в общем отработанный мясницкий процесс. Эта технологичность пугает. Ты видишь технологию переработки живых существ в продукт и участвующие в переработке люди тоже как-то опродуктиваются посредством своего участия. Это не звучит как приговор, может быть это мое субъективное ощущение, но я это увидел. Любое произведение подразумевает свободу толкований. В данном случае лицезрение чудища приводит не тому, что ты поражаешься величием природы, а наоборот, это механическое чудище обезличивает все творение и человека в том числе. Очень интересные ощущения. Наберитесь терпения. Если вы привыкли смотреть только экшен, то будет тяжеловато, но если у вас есть вкус к визуальной поэзии — тогда завораживает. Холодные волны северного моря словно дыхание этого монстра. Я бы хотел пожелать успеха этим ребятам, тем более, что еще есть множество вещей, на которые стоит посмотреть с неожиданного ракурса и увидеть что-то может быть неприятное, но очень важное о себе и о нашей цивилизации.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

 

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула