Молодой лейтенант (Le petit lieutenant) режиссер Ксавье Бовуа

серые будни парижской полиции: «Молодой лейтенат» Ксавье Бовуа ● «поляр» : криминальный жанр французского кино ●● неприятные преступники в некрасивых преступлениях: криминальный отдел без налета «киношности» ●●● над стереотипами: какие фильмы позволяют нам приглядеться к другому человеку?

Молодой лейтенант, Le petit lieutenant, 2005, Ксавье Бовуа, Xavier Beauvois, Натали Бэй, Nathalie Baye, Джалиль Леспер, Jalil Lespert, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия Молодой лейтенант, Le petit lieutenant, 2005, Ксавье Бовуа, Xavier Beauvois, Натали Бэй, Nathalie Baye, Джалиль Леспер, Jalil Lespert, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия Молодой лейтенант, Le petit lieutenant, 2005, Джалиль Леспер, Jalil Lespert, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, рецензия 

Людмила: Сегодня фильм из серии режиссеры-моралисты «Молодой лейтенант». Молодой человек по имени Антуан, который во время распределения попросился в уголовный розыск французской полиции, он в чем еще наивный, ожидающий приключений и авантюры, свойственных этой профессии.
Алексей: Ожидающий как минимум событий, как сам он говорит. Он до этого служил в полиции в своей провинции, где по его мнению ничего не происходит, может быть одного человека в год убьют, разве это служба?
Людмила: Его начальница спрашивает: почему ты стал полицейским? Он отвечает — сначала под влиянием фильмов, а потом я понял, что не хочу сидеть всю жизнь за столом. Он хотел приносить пользу, чтобы его профессия была осмысленной. О каких фильмах он говорит? Во Франции фильмы о полиции выделены в отдельный жанр, под названием «поляр».
Алексей: А у нас эти фильмы называются «Улицы разбитых фонарей».
Людмила: Да у нас так называются, еще «Убойный отдел», «Убойная сила». Во Франции каждый именитый режиссер считает своим долгом поляр фильм, но скорее это актерский жанр, потому что большинство актеров, которых мы знаем: Жан Габен, Лино Вентура, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, они начинали именно с поляров. Самое классное в этом жанре, то, что все эти перечисленные актеры играли как гангстеров, так и главных детективов, и те и другие попадают в тяжелые ситуации, и эти герои одинаковы!
Алексей: Интересно. Только один в форме, а другой по ту сторону.
Людмила: Герой поляра, будь он бандит или полицейский — это герой без страха и упрека. Но что именно подтолкнуло режиссера Ксавье Бовуа снять фильм «Молодой лейтенант»? Он признается, что снимает о том, что не слишком хорошо понимает и знает, но пытается разобраться в этом. Он тоже вырос на полицейских фильмах...
Алексей: То есть он тоже решил понять, почему люди становятся полицейскими.
Людмила: Да. Два года провел не то чтобы стажером, но присутствовал в полицейском участке: наблюдал, писал сценарий, вынашивал эту историю. На удивление у него получился совсем не поляр, в его классическом понимании, нет никаких крутых героев, в фильме главные персонажи: женщина, которая проходит курс реабилитации в обществе Анонимных Алкоголиков, сам Антуан — парень из провинции, его коллега по отделу — человек восточной национальности, который кое-как пробился через национальный барьер.
Алексей: Он — марокканец.
Людмила: Да, работа у них безо всякого героизма, будничная, множество разных перемещений по городу...
Алексей: У меня лично много знакомых и есть родственники, связанные с работой в правоохранительных органах, в силовых структурах, я полагаю, что они бы сказали, что это ближе к правде. У моей жены есть знакомая, которая всю жизнь проработала в отделе, расследующем уголовные преступления, и на вопрос были ли погони, она сказала — да была однажды погоня. Ей пришлось Неву переплывать — единственная погоня за всю жизнь. Другой человек, который всю жизнь проработал в спецслужбах и всегда скептически посмеивается над всеми этими фильмами, где громадные увальни бегают друг за другом с оружием, считает что его работа по большей части кабинетная. Даже в Париже.
Людмила: Нам показывают как сложно в Париже работать полицейским; ты постоянно сталкиваешь с не самыми лучшими проявлениями человеческой натуры в очень бытовых условиях: семейные драки, разборки среди студентов, денежные ссоры. То есть это не те преступления, которые нам показывают в кино, например, против государства...
Алексей: Или серийный убийца, которого выслеживают...
Людмила: Это все мелкие разборки, внутри банды, внутри семьи... Очень легко потерять вообще веру в людей, если ты ежедневно видишь некрасивые стороны человеческой натуры.
Алексей: Я разговаривал с людьми, которые работают в нашей полиции, скоро будет полиции, тоже фильмы поляр можно будет снимать, очень тяжело сохранить какое-то нормальное отношение к людям. Больше всего ты соприкасаешься там, с людьми, мягко говоря, неприятными: с человеком, который жену свою убил в пьяной драке, или детей избил; и такие проходят через тебя десятками, потом, даже если и попадается нормальный человек, по ошибке, ты уже со старта его воспринимаешь как гада. Действительно трудно там сохранить великодушие, веру в людей, очень легко стать озлобленным. Кстати в этом фильме, один из напарников главного героя достаточно презрительно относится к людям, которые попадают в сферу их компетенции.
Людмила: Два полюса: у женщины, в исполнении актрисы Натали Бэй разочарование во всем, в профессии, сын умер, семейная жизнь не сложилась; с другой стороны наивность молодого провинциала.
Алексей: Лицо у него совсем простое, к тому же здоровый он как лось.
Людмила: Вот эти два полюса и мы между ними целый фильм.
Алексей: Фильм нестандартно построен: обычно мы ждем, что главный герой столкнется с трудностями, потом эти трудности победит и начнется новый этап в его жизни. А здесь, можно спойлер?
Людмила: Конечно.
Алексей: А здесь, мы смотрим за этим молодым полицейским, вот — он приехал в город, а жена его не переехала, потому что ей в маленьком городе более уютно, вот — он пьет пиво со своими сослуживцами, вот — он первый раз на вскрытии трупа, его там чуть наизнанку не вывернуло, и вот — он пошел на первое настоящее дело, на задержание русского преступника, который кого-то убил. По правилам полиции он должен был делать это с напарником, но напарник, напился пива и в туалет ушел надолго; он решил напарника не дожидаться и пошел один. Казалось бы сейчас начнется стрельба, погоня, с балконов начнут прыгать все; он пришел задерживать, а тот, уличив минуту, нанес ему несколько ножевых ранений, которые оказались смертельными для молодого полицейского. Вот и вся история.
Людмила: Ровно месяц человек проработал в Парижской полиции, он погибает в середине фильма.
Алексей: Этот режиссерский ход оставляет тебя в недоумении, ты понимаешь, что работа в полиции — это большей частью не героизм, а умении остаться целым, выжить во всей той круговерти, куда они попадают. Это словно работа ассенизаторов, которые дерьмо выкачивают, и это не пахнет ароматами великих побед.
Людмила: Также ценен женский образ, потому что этот случай только добавляет ей какой-то злости, опустошения, она успела привязаться к нему...
Алексей: Как к сыну, потому что сыну ее, когда он умер было столько же лет.
Людмила: Здорово, что эта женщина, которая страдает, которая вынашивает пустоту внутри, в решающий момент, все-таки, она вскидывает пистолет и стреляет в преступника. Есть в этом сила, что люди, внутри которых все выжжено и поражено разочарованием в жизни, в Париже, там есть даже фраза, что Париж изменился — здесь сейчас плохо пахнет. Это можно применить сегодня ко всем мегаполисам. И среди всего этого находятся люди, которые могут делать свое дела, несмотря на то, что все так плохо. Меня поразили ее хладнокровие и профессионализм в такой ситуации.
Алексей: Любопытна также сама попытка режиссера понять жизнь полицейских. Я поймал себя на мысли, что смотреть такие фильмы, а они максимально приближены к документальным: почти нет крупных планов, камера работает немного отстранено, создается эффект наблюдения со стороны, как и в жизни. Такие фильмы требуют хоть какой-то усидчивости, они не начинается с погони, с эффектов, они очень неторопливы, как и жизнь нетороплива. Ты смотришь обыденность, и нужно терпение, чтобы себя заставить его смотреть, но я поймал себя на мысли, что по степени погружения в ситуацию он не далеко от блокбастера: его героям легко сопереживать, даже если ты никогда не хотел быть полицейским, Слава Богу не терял никогда сына, и ничего похожего у тебя не было, ты все равно искренне сопереживаешь этим людям, потому что они очень живые и человечные. Я бы этот фильм показывал в арабских районах под Парижем, и наоборот какой-нибудь фильм про арабских подростков показывал бы парижским полицейским, мне кажется, что в этом и состоит большая миссия настоящего, хорошо сделанного реалистичного кино. Через него ты погружаешься в жизнь людей, с которыми ты никогда бы лично не соприкоснулся; эти истории позволяют тебе выйти за пределы себя, за границы предрассудков и стереотипов, которые у всех нас есть и посмотреть на ситуацию с позиции тех людей, глазами, которых ты не привык смотреть. В этом состоит терапевтическая ценность такого кино.
Людмила: Как я уже сказала, метод Ксавье Бовуа в том, что если ему что-то интересно, но мало знает об этом, он снимает об этом кино. В данном случае: кто такие французские полицейские и чем они живут; а когда он задумался о религии и вечных вопросах, то стал снимать историю о монахах «О людях и богах», вкопался в материал, в вопросы веры...
Алексей: Мы постараемся к этому вернуться.
Людмила: Ему было интересно, что такое вера; что удерживало этих монахов в потенциально опасной для жизни ситуации, при том, что они могли эмигрировать, вернее, за ними бы прислали вертолет, но они предпочли остаться. Веру в этой истории можно вычленить как нечто материальное, как то, что их заставляло оставаться на месте; он скрупулезно пытался изучить, какая-такая субстанция, какое внутреннее состояние заставило этих людей остаться в зоне боевых действий, и в конце концов, все они погибли. Мне нравится этот режиссер своей дотошностью; захотел — увидел; захотел — переработал, понял и показал зрителю. А по поводу стереотипов хочу рассказать: я однажды ехала в поезде с женщиной, которая работает в милиции. И, надо сказать, ее усталость, от жизни, от людей, буквально сказывалась на ее лице и поведении; она не хотела разговаривать ни с кем, и когда ее спросили — где она работает, она сказала, что в милиции, но таким тоном, что все поняли, что надо отстать. Это как диагноз, все поняли, что не стоит ее трогать, потому что усталость на лице слишком сильная и вообще отвращение к человеческому роду. Если слово «милиция» станет диагнозом, говорящим о безразличии человека, то это плохо.
Алексей: А стало уже.
Людмила: Но в данном фильме, это, все-таки, профессия, в которую идут люди, чтобы осознанно защищать граждан своей страны или города от преступников.
Алексей: Я сейчас подумал о том, что и нам неплохо было бы иметь фильмы про жизнь людей, которые со старта, кажутся нам не очень-то приятными. Сняли бы не боевик про войну на Кавказе, а про быт какой-нибудь чеченской семьи. И наоборот, чеченцам показать фильм про молодых пареньков, которые оказались у них там, чтобы служить. Почти все проблемы бывают от того, что мы друг друга плохо видим; у нас есть демонизированный образ: продажные менты или милиционеры преступного города и очень трудно от этого переключиться и отмыться. В чем польза искусства, и в чем польза кинематографа, в частности, для меня лично, в том, что он позволяет тебе совершить экскурсию в мир другого человека. Безусловно, при этом ты остаешься собой, но есть шанс получить более широкий взгляд на мир. И вот, такие кропотливые, даже немного дискомфортные фильмы, требующие нашей сосредоточенности, оставляют серьезный отпечаток в нас, ты возвращаешься к ним, думаешь об этом, потому что их реалистичные истории очень глубоко въедаются, ты в них веришь. В этом смысле работа режиссера заслуживает похвалы. Очень хочется посмотреть его фильм о монахах.
Людмила: «О людях и богах» называется этот фильм, надеюсь когда-нибудь мы его обсудим в раскадровке, а сегодня, мы обсуждали фильм «Молодой лейтенант».
Алексей: Еще раз хочется сказать: хороший реалистичный фильм учит нас сочувствию — нормальной, обязательно черте для каждого человека.
Людмила: Всего доброго, до свидания!
Алексей: До новых встреч!

рецензия на фильм режиссера Ксавье Бовуа "Молодой лейтенант" (Le petit lieutenant)

 

О людях и богах (Des hommes et des dieux) режиссер Ксавье Бовуа

О людях и богах (Des hommes et des dieux) режиссер Ксавье Бовуа

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google + kino-mimino

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер