Мальчик с велосипедом (Le Gamin au vélo) режиссеры братья Дарденн

Мальчик с велосипедом, Le Gamin au vélo, 2011, Жан-Пьер Дарденн, Jean-Pierre Dardenne, Люк Дарденн, Luc Dardenne, Тома Доре, Thomas Doret, Сесиль Де Франс, Cécile de France, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Мальчик с велосипедом, Le Gamin au vélo, 2011, Жан-Пьер Дарденн, Jean-Pierre Dardenne, Люк Дарденн, Luc Dardenne, Жереми Ренье, Jérémie Renier, Тома Доре, Thomas Doret, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Мальчик с велосипедом, Le Gamin au vélo, 2011, Жан-Пьер Дарденн, Jean-Pierre Dardenne, Люк Дарденн, Luc Dardenne, Тома Доре, Thomas Doret, Сесиль Де Франс, Cécile de France, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

"Мальчик с велосипедом" (Le Gamin au vélo), , режиссеры Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн

Л. Александрова - Итак, «Мальчик с велосипедом»..

А. Власихин - Да, очередной фильм братьев Дарденн. Те, кто имеет какое-то представление о братьях Дарденн понимают, что, конечно их манера съемок достаточно специфичная, то есть это такие фильмы — без ярко выраженного экшена, и что самое интересное, я бы сказал, что это и не актерское кино, где все построено на какой-то внутренней игре актеров, которые глубокие смыслы проигрывают. Ну, скажем, мы в последний раз обсуждали фильм «Тираннозавр» - действительно актерское кино; яркие актеры хорошо и убедительно играют. Но братья Дарденн используют технику гиперреализма, то есть создается такое ощущение, что они, как будто бы, одной ногой еще в проекте «Догма 95», хоть они в нем никогда и не участвовали, но тем не менее, в фильме практически нет музыки, есть короткие моменты...

Л. Александрова - Для них даже этот короткий фрагмент музыки Бетховена, который есть в фильме — это прогресс, раньше у них вообще никакой музыки не было.

А. Власихин - Да, вот я и помню, что в прошлом фильме, который я смотрел «Дитя» никакой музыки не было. Здесь пару раз по пять секунд играет музыка в ключевых моментах, снят фильм как-будто бы дешевой камерой, я не знаю это специальный ход или на самом деле, но похоже на любительскую видеосъемку; ракурсы не всегда очевидные. И вот, как-будто бы есть главные герои, а мы - такие репортеры, к которым они уже давно привыкли и, просто уже — пусть он тут рядом стоит.

Л. Александрова - Позволили быть рядом.

А. Власихин - История очень простая: мальчик лет десяти находится в детском доме, его туда только что поместил отец, мальчик всеми силами рвется оттуда, хочет вернутся к отцу, но выясняется, что отец съехал. Более того, он съехал, продал велосипед сына и никаких данных о себе не оставил. Мальчик неоднократно убегает из детского дома, но его постоянно ловят, там социальные службы очень верткие оказываются, во Франции, у нас бы он успешно сбежал. Он рвется, правдами и неправдами, в тот дом где жил с отцом, и действительно, оказывается, что отец съехал. Потом он ищет его, и находит, приезжает к нему, и слышит от отца слова — я не хочу, чтобы ты больше приезжал. Мне сейчас не до тебя. И параллельно с этим мы видим как одна женщина, которая случайно попалась один раз, она находилась в больнице, где мальчик прятался от своих преследователей, и он ухватился за нее, и его еле от нее отодрали, в ней что-то колыхнулось, и она стала забирать его к себе по выходным. Хотя, честно говоря, я бы ей сразу памятник поставил или два, нет сразу три — раненый ребенок, такой зверек, и все, что она для него делает, для меня выглядит как чудо. Все это происходит как будто бы беспристрастно, там нет никаких оценок, просто мы видим немногочисленные диалоги, но момент, когда мальчик приезжает к своему отцу и тот говорит, что он не хочет его видеть — это не то, чтобы жалко, жутко как-то. Там нет никакой драмы, ничего не нагнетено; этот парнишка, который, я считаю бесподобно играет, он настолько не может принять мысль, что его родной отец предал, что он с легкостью принимает любое объяснение, любое, чтобы согласиться с ним. Тот говорит — я раньше не мог с тобой встретиться. Мальчик отвечает — да, понятно. - И я велосипед твой продал. - Он опять понимает, хотя раньше он не верил, что отец может его велосипед продать. - Я продал его, потому что.... - Да-да я понимаю, папа. - Ну все, давай, иди отсюда, - говорит отец. А он говорит в ответ, - а можно я тебе помогу здесь? И ты, смотришь, и реально жутко, когда доходишь до того момента, где отец его посылает, то думаешь, что если я когда-нибудь такой сволочью стану — пристрелите меня, вот, убейте меня, если я стану таким гадом. Но это все усугубляется таким вот беспристрастным взглядом, и это делает изображения событий, какими-то более жуткими и отчаянными. И на фоне всего этого — женщина, которая берет этого мальчика, а с ним настолько сложно... Я бы точно ему сделал, что-нибудь плохое, потому что он в постоянных выкрутасах. А она ведет себя так, что ты понимаешь - ему нужна любовь — без этого он разрушится, потому что он начинает свою жизнь с того, что он не нужен своему отцу, про мать там почему-то вообще никакой информации нет.

Л. Александрова - В интервью с Дарденнами они определяют для себя детство так: детство - это когда ты ни о чем не заботишься, заботятся о тебе, это такое беспечное время, когда тебе ничего не нужно, не нужно сражаться за себя, и что-либо решать, возможно жить без постоянного беспокойства. Это маленький рай, из которого ты выходишь потом во взрослую жизнь. Он говорят, что если тебя не любили в жизни, то ты будешь всегда мстить или презирать других людей. Они категорически утверждают, если тебя никто в жизни не полюбил безусловно, так как любят родители или кто-то другой, если с родителями что-то случилось, то ты обречен — счастья не будет никогда.

А. Власихин - Да, и мы здесь наблюдаем ситуацию, мы просто видим, как этот парнишка скатывается на ту сторону, где счастья не было и не будет. Ты наблюдаешь это, в таком режиме, похожем на online, вживую подсматриваешь за этим трагическим событием, и ничего сделать не можешь; папаше-то что-то сделать сильно охота, буквально что-то выбить или вбить наоборот, чтобы в нем хоть чуть-чуть что-нибудь изменилось, хотя, понятно, что и это не поможет. Может быть в свое время его самого также бросили, непонятно, и когда наблюдаешь за этой женщиной, то думаешь — наверное дальше она уже не сможет, а она — раз и снова может. Да, что ж такое! Вот силища-то!

Л. Александрова - Да, интересный характер у нее, во-первых, они обычно не работают с громкими именами, а Сесиль де Франс — знаменитая актриса. Они хотели ее образом показать, что таких героев нет, они в красной книге, может быть их даже нет в жизни. Ее поведение нельзя объяснить рационально, ни тем, что у нее нет детей или она одинокая и поэтому...

А. Власихин - .. или она некрасивая..

Л. Александрова - Все это не так. ежиссеры говорят, мы специально создавали доброту без подтекста, доброту без причины, этот альтруизм имеет естественную природу, это почти невозможно представить себе в жизни, но именно таких персонажей нужно показывать в кино.

А. Власихин - Причем, она не выглядит какой-то мученицей, она вправду его любит почему-то, и любит как-то по-хорошему, действительно как мать. Нельзя сказать, что она ему все позволяет, но она понимает, что любовь ему очень нужна, и что, он делает все, чтобы оттолкнуть ее от себя, но надо все равно продолжать его любить, если хочешь победить. Такое ощущение, что может даже и победит, надежда очень сильная остается.

Л. Александрова - Там какой финал, она берет его к себе или что?

А. Власихин - Она оставляет его у себя, они собираются делать пикник. Там еще дело в том, что он в силу своей израненности, очень быстро поддается на разного вида манипуляции и один старший сверстник во дворе попытался втянуть его в преступление и втянул. Он поддался на это лишь потому, что тот сыграл на лести, говоря ему — ты тут самый крутой в этом районе, ты такой сильный парень — и тому подобная дешевая приманка. И, действительно, люди, которые работают с детьми из детских домов говорят, что они настолько доверчивые и наивные, что если кто-то им показывает хотя бы подобие любви, они могут что угодно для них сделать. Они свои квартиры для них продают и тому подобное, их очень легко надуть. Но она не сдается, она продолжает его прощать и любить, и это производит ощущение счастья. И там, в конце, должны произойти довольно трагические события, и вроде они происходят, я сейчас не буду подробности раскрывать, но все равно хэппи энд, наши побеждают! Есть такая очень четкая, внутренне сформулированная надежда, что они справятся, что парнишка оттает под этой любовью, что он научится жить и верить в любовь других людей, что он не станет зверьком.

Л. Александрова - Ну то есть как они и говорят, есть два пути в жизни. В мире очень много одиночества и все мы стараемся его преодолеть, но есть выбор: либо озлобится и начать воспринимать людей как некий материал или попытаться реставрировать образ, который внутри нас есть, это представление о какой-то безусловной любви, которая почему-то в нас существует. Воссоздать это представление.

А. Власихин - Дарденны видят ответ конечно в других людях, вот в этой женщине, которая я бы сказал, само олицетворение благодати, какой-то необъяснимой, незаслуженной абсолютно любви и расположения. Но меня, как человека представляющего христианскую традицию, еще греет то, что Библия именно так изображает любовь Бога, как некую непонятную любовь, которая к нам пришла, которую нельзя объяснить и которая продолжает к нам обращаться несмотря на всю эту нашу зверьковость, какая в нас есть. И мы можем оттаять, я видел как у людей, которые не имели в жизни никаких нормальных стартовых условий под действием этой веры и этой любви, что-то положительное в их жизни происходило. Но, безусловно мы это видим чаще всего в других людях, в людях, которые вдруг готовы к этой благодати непонятной присоединится.

Л. Александрова - Еще мне очень понравился здесь подход к игре, детей сейчас очень часто снимают и это во многом объект манипуляции, потому что появление ребенка в кадре — это либо жалость, либо нежность и так далее. Дарденны говорят, что ни в коем случае нельзя проецировать на ребенка себя в детстве, очень многие режиссеры, тот же Трюффо, например, это делал и затем, актер Жан Пьер Лео, будет болезненно к нему привязан, потому что они совпали, альтер эго и все такое... Дарденны говорят, что ни в коем случае нельзя этого делать, ребенок, который у тебя снимается это человек, он должен ускользать от зрителей, ему нужно дать независимость.

А. Власихин - Слушай, ну как парнишка играет, это просто вообще! Это — космос какой-то! Как он так смог или как уж они ему сумели объяснить...

Л. Александрова - Они дали ему эту свободу, видимо.

А. Власихин - Ты видишь как он с настойчивостью, прямо его выражение лица показывает, что он до последнего готов верить в отца.

Л. Александрова - Мне очень понравилась история, что они во время просмотра актеров давали ребятам сцену, где он звонит отцу и о чем-то с ним говорит. Они говорят, что все мальчики сыграли, и только один, тот кому дали роль, когда говорил по телефону, прямо чувствовалось, что на другом конце провода кто-то есть, как-будто он действительно с кем-то разговаривает, хотя понятно, что трубка бутафорская. Они подумали, что он создает вокруг себя какой-то мир, он его придумывает, чтобы легче было сыграть, но эта придумка оживает.

А. Власихин - Ух, вообще! Это сыграно просто бесподобно, я не знаю как ребенок может так играть. Буду следить за его карьерой, его зовут Тома Доре, я не знаю, где правильное ударение с французского.

Л. Александрова - Дарденны — это, безусловно, те люди, фильмы которых стоит смотреть. Их отличает и Каннах и на других фестивалях, то, что они не боятся объяснять свои фильмы, они не кокетничают с публикой, говоря, ой, мы тут сняли...

А. Власихин - В центре их внимания — человек и понятие «человечности», что значит быть человеком, они наблюдают за этим процессом — потеряет человек или не потеряет свое человеческое достоинство, вот этот образ и подобие Божие. Фильм завораживает, я его сильно рекомендую, хоть он и непростой, но в то же время, настоящее глубокое кино!

обсуждение фильма режиссеров Дарденн "Дитя" (L'enfant)

рейензия на фильм режиссеров братьев Дарденн "Два дня, одна ночь" (Deux jours, une nuit)

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

 

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция