Большой Лебовски (The Big Lebowski) режиссеры братья Коэн

не парься, будь счастлив: «Большой Лебовски» братьев Коэнов ● абсурд, опять абсурд: любимая тема режиссеров ●● дао Чувака: почему философия главного героя настолько заразительна? ●●● слишком серьезные люди либо лживы, либо опасны ●●●● проблема Чувака: чего ему все-таки не хватает?

Большой Лебовски, The Big Lebowski, 1998, Итэн Коэн, Ethan Coen, Джоэл Коэн, Joel Coen, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Большой Лебовски, The Big Lebowski, 1998, Итэн Коэн, Ethan Coen, Джоэл Коэн, Joel Coen, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, Джон Гудмен, John Goodman, Стив Бушеми, Steve Buscemi, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Большой Лебовски, The Big Lebowski, 1998, Джефф Бриджес, Jeff Bridges, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

 

Людмила: Фильм «Большой Лебовски», на данный момент, носит статус культового, хотя, надо сказать, культовость к нему пришла уже после выхода на DVD. Сейчас мы имеем не только армию фанатов, которые могут дословно цитировать это произведение..
Алексей: ..вообще он разошелся на цитаты..
Людмила: .. да, но еще у нас существует «Лебовски Фест» в двух местах, где любители фильма и его идеологии съезжаются для того, чтобы выпить пива и послушать кантри коллективы. Существует также целое учение, почти религиозное, называется «дудаизм»..
Алексей: .. «Дудаизм », потому что оно исходит от главного героя фильма, которого звали Dud, что значит «чувак», то есть движение «чувакизм».. или «чувачество»..
Людмила: Да, от главного героя чуваки взяли возможность плыть по течению, быть пацифистами..
Алексей:  Кстати, я был на их сайте, там можно даже с помощью сайта, онлайн, стать священником этой религии. И где-то, в некоторых штатах, говорят это даже дает тебе право проводить бракосочетания. В общем движение забавно разрослось, их главный лозунг - «Take it easy!», что значит «Расслабься!» или «Воспринимай это попроще!». 
Людмила:  Мы сейчас попытаемся разобраться, отчего же этого Чувака прямо на знамена поместили; почему люди готовы идти с ним вперед и придерживаться его мировоззрения? В фильме мы видим совершенно неопрятного героя...во время обсуждения на киноклубе звучали реплики: безответственный... разгильдяй.. болван и тому подобное.. 
Алексей:  И правда в том, что он таков и есть. Сторонники чувачества признают в нем все это, и тем не менее, продолжают оставаться его сторонниками. 
Людмила:  Если говорить об аутсайдерах, то этот фильм просто какой-то конгресс аутсайдеров.. 
Алексей:  И гимн аутсайдерства! 
Людмила:  Там каждый герой, просто ну совсем не героичный, отщепенцы настоящие! 
Алексей:  Пару слов о сюжете, хотя парой слов тут ничего не скажешь. Некий товарищ по фамилии Лебовски, которого друзья зовут Dud и сам он тоже представляется как Dud, то есть по-русски Чувак, а по-другому он никак не величается и не представляется, живет спокойной жизнью, ему лет 50, такой «хиппи в завязке», с двумя друзьями и весь их мир строится вокруг боулинга. Главное событие их жизни — это чемпионат по боулингу, а боулинг и дартс - это два по-настоящему мужских вида спорта, потому что в них можно играть людям с животиком, попивая пивко, болтая и зависая в барах. То есть это два неспешных неспортивных спорта, и в отличие от шахмат, в них и думать особо не надо. Это прямо, я бы сказал, диванные виды спорта, и он с друзьями, тоже своеобразными: один чудаковатый ветеран Вьетнама, а про другого мы толком ничего не знаем, кроме того, что его всегда затыкают. Чтобы он ни хотел сказать, ему всегда говорят - заткнись! Вот так все устроено. Все вместе они попадают в переплет. 
Людмила:  Связанный с деньгами. 
Алексей:  Да, связанный с инсценированным похищением жены одного миллионера, которого тоже зовут Лебовски, поэтому наш герой и попадает во всю эту передрягу, по ошибке. Затем следует сложная череда событий, где его нанимают передать деньги, ему это не удается, на него наезжают и те кто, его попросил это сделать, и те бандиты, которым он эти деньги не донес, в общем сложное положение, в духе братьев Коэнов. Но в конце концов, Dud, он же Чувак, все это с достоинством проходит и выходит из этой истории победителем. Но фильм очень даже специфичный, если охарактеризовать одним словом, все, что происходит — это абсурд. Потому что ситуация абсурдная и герои абсурдны... 
Людмила:  Чемпионат по абсурдизму! 
Алексей:  Опять же, в чем сильная сторона братьев Коэнов в данном случае? Фильм сам абсурден. Он то быстро развивается, то провисает, то какие-то герои неожиданные появляются, то неожиданные повороты сюжета, не имеющие вроде бы прямого отношения к тому, что происходит на экране. Такой он калейдоскопный. 
Людмила:  Сами Коэны говорят - вы упрекаете наш фильм в отсутствии логики? Логика у фильма есть, только это логика обкуренного человека. 
Алексей:  Сам я не бывал в подобном состоянии, но могу в это легко поверить. Здесь мы видим очень графично и красноречиво показанную тему, к которой братья Коэны постоянно возвращаются, тема абсурдности жизни. Мы с вами обсуждали фильм, который недавно был сделан этими же братьями-режиссерами «После прочтения сжечь», а также если вспомнить практически любой их фильм «О, где же ты, брат?» или «Серьезный человек» там постоянно мы возвращаемся к этой теме, к абсурдности того, что происходит в жизни, вокруг нас. Меня это в них, как ни странно, подкупает, их способность показывать абсурд, причем они это делают не серьезно, а именно показывают абсурд абсурдно. Показывают несуразность многих вещей, происходящих вокруг нас, и что самое интересное, показывают это очень правдоподобно. Ну, например, в фильме «После прочтения сжечь» они изображают некоторые черты, присущие людям, словно под увеличительным стеклом: нашу звериную серьезность, когда мы делаем что-либо; несообразность пафоса и события, к которому он должен относится; почему-то обязательную для политиков напыщенность, и тому подобное, они это все показывают очень детально. В конце концов, ты видишь, что все это смешно. Признание абсурдности жизни — это постоянный сквозной сюжет всех фильмов братьев Коэн, фильм «Большой Лебовски» - это попытка ответить на вопрос: как же нам жить в мире, где происходит столько всего абсурдного, где так много непредсказуемых и неожиданных вещей, в которых вроде бы нет ни цели, ни смысла, ни назначения? Ответ братьев-режиссеров — чувачество! Главный герой, в мире, где непонятно что делать и к чему стремиться, выбирает свою позицию — наслаждаться жизнью. Забавно показан один из дней его жизни: какие-то люди ворвались в его дом, пинают его, макают его головой в унитаз - вроде бы утро ничего хорошего не предвещает, а к вечеру, попивая коктейль он совершенно доволен ситуацией и радостен. Практически каждую передышку в жизни он умеет использовать, чтобы радоваться, он не парится, он «Take it easy!» делает. 
Людмила:  Но ведь «Take it easy!» - это слишком безответственное отношение к жизни! Чего ты, собственно, добьешься, если всегда и все у тебя будет «проще некуда»? 
Алексей:  Да, серьезный упрек, который звучал от серьезных девушек на нашем киноклубе таков: взрослый мужик должен работать! Это очень часто встречающийся упрек и, в принципе, интуитивно ты с этим согласен, ну, действительно, почему бы взрослому мужику не работать. И вот тут, возникает вопрос, который видимо подспудно и присутствует в фильме Коэнов — а, зачем? Мы привыкли жить в мире, где нас все время куда-то зовут: то строить комунизм, то еще что-то строить, «Великую Россию», например, сейчас вот нас к модернизации призывают.. 
Людмила: Короче, серьезные дела, серьезные идеи.
Алексей: Да. Или даже капитализм строить. Мы постоянно находимся в мире больших идей и больших призывов, нас постоянно куда-то зовут; или на баррикады, или, например сегодня, очень популярный призыв — делать карьеру! А братья Коэны нас часто хотят спросить — для чего? Что стоит за всем этим? Богатый Лебовски, которого мы встречаем в начале фильма, как раз и озвучивает эту идею: я всего добился сам, я всю жизнь работал! Он сидит в инвалидной коляске и говорит: я не сломался под ударами судьбы, смог преодолеть свою болезнь! Я стал тем, кем я стал! Человеком, с которым фотографируется жена президента! Там у него на стенах фотографии с известными людьми развешены. Но в конце фильма, мы узнаем, что на самом деле, за всей его болтовней стоит тот факт, что у него жена была богатая. Он удачно женился, и все его богатство и его болтовня — это пафосные, ничего нестоящие слова. К сожалению, очень часто так и происходит; за большими, напыщенными идеями, лозунгами, громкими словами и призывами стоит или бесплодный фанатизм, или самый настоящий обман. А вот Чувак на все это не ведется, он ставит перед собой очень скромные цели, он учится жить и радоваться жизни «здесь и сейчас», то есть это не та радость жизни, которую продает реклама: если ты это купишь, то будешь счастлив! Нет, у Чувака совершенно другой подход, он счастлив тому, что у него уже есть. Это умение находить радость в каждой минуте своей жизни - и есть то, что подкупает такое множество его сторонников, особенно в Америке.
Людмила: Что же этих мужиков, которые «Лебовски Фест» организовывают, их реально схватили за жабры и хотят их дотащить до высоких постов, и давят их ответственностью семейной, карьерной так, что они готовы за этого Чувака прямо вперед и с песней?
Алексей: Я скажу так - в принципе, любой белый мужчина, я не скажу за всю Одессу, но в Европе и в Америке, любой мужчина живет под этим давлением. Он должен стать успешным! Иногда в это вкладываются различные оттенки, но тем не менее.
Людмила: Иногда такие мужики, которые «Лебовски Фест» организовывают, реальным Лебовски из своей жизни руку-то не пожмут, я думаю!
Алексей: Понятно, что герой может быть чуть-чуть надуманным, но нужно отдать ему должное — он раздолбай не за чужой счет. Это нужно подчеркнуть. Он никого не кидает, у него нет оставленных детей, брошенных жен, разрушенных семей, ничего такого нет. Он - идейный Чувак, не в том смысле, что за большую идею, а просто это его маленький мир и он никого в него не вовлекает, этим он и симпатичен. Если подумать о том, кого бы ты хотел видеть стоящим у себя за спиной: серьезного человека, стремящегося к карьерному Эвересту или такого чувака, то ловишь себя на том, что охота, чтобы чувак там стоял. Потому что он-то тебя в спину не ударит. И это подкупает. Есть в нем какая-то человечность, которая легко теряется за великими вершинами. Единственный вопрос, который у меня есть внутри, и который я бы хотел обратить к чувакистам, та самая большая проблема, которая у меня возникает с этим героем, не в том, что он не делает карьеру. А почему смыслом жизни человека должна быть карьера? Меня не смущает то, что он не хочет перевернуть весь мир, потому что в нашей недавней истории, мы знаем, чем это все закончилось. То, что меня, действительно в нем смущает... Мне кажется, что одного ему недостает — это делить свою жизнь с другими. Одна из вещей, которые помогают нам быть людьми, это когда мы не только на своей жизни зациклены, но когда мы свою жизнь чуть-чуть вкладываем в других; это может быть семья, но необязательно; это могут быть и хорошие друзья или, для нормального мужика, это может быть помощь людям, которые находятся вокруг. Без этого выхода вовне, что-то в нас теряется, что-то остается нереализованным, что-то в нас очень важное и полезное деградирует и отмирает. Этого, все-таки, на мой взгляд, чувакизму не хватает.

 

 

братья Коэн о совместной работе

 

обсуждение других фильмов братьев Коэн:  

"Железная хватка" (True Grit) режиссеры братья Коэн "Железная хватка" (True Grit) "О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?) братья Коэн "О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?)
"После прочтения сжечь" (Burn After Reading) режиссеры братья Коэн "После прочтения сжечь" (Burn After Reading)    

 

 

братья Коэн о совместной работе

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка