Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб

Мечты Дзиро о суши, Дзиро снятся суши, Jiro Dreams of Sushi, 2011, Дэвид Гелб, David Gelb, Jiro Ono, Дзиро Оно, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Мечты Дзиро о суши, Дзиро снятся суши, Jiro Dreams of Sushi, 2011, Jiro Ono, Дзиро Оно, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

"Мечты Дзиро о суши" (Jiro Dreams of Sushi), 2011, докумнтальный фильм, режиссер Дэвид Гелб

 

А. Власихин — Фильм, который, восхитил, подавил...

Л. Александрова — Размазал...

А. Власихин — Да, размазал. Это документальный фильм «Мечты Дзиро о суши».

Л. Александрова — Правильнее будет «Дзиро снятся суши», с точки зрения смысла фильма это будет более правильное название. К тому же он сам говорит, что ему снятся суши.

А. Власихин — Да, действительно. Jiro Dreams of Sushi. Ты права, русский перевод здесь не совсем правильный. Речь идет о владельце ресторанчика в Токио, посвятившем всю жизнь приготовлению суши. Ему 85 лет. В нашем понимании назвать это ресторанчиком невозможно, это маленькая лавочка в метро.

Л. Александрова — Скорее это бистро.

А. Власихин — Да. Там всего лишь десять посадочных мест, и он делает только суши и ничего, кроме суши, однако ресторанчик получил три звезды Мишлен и высокие награды от японского правительства. Бронировать стульчик в ресторане нужно за месяц. Вот о таком человеке этот документальный фильм. Лично для меня этот японский дедушка является более непостижим, чем далекий марсианин.

Л. Александрова — Дедушка, конечно, солирует, но там занимательных дедушек полный фильм.

А. Власихин — Да-да. Здесь дело не в нем одном, он прямо-таки воплощает в себе какую-ту невозможную японскость — в течении семидесяти лет он делает одно и тоже. Скажи нам, так он не поймет — подумаешь, а чего там собственно делать-то. Берешь рис нашлепнул на него кусочек рыбки и вот, тебе суши. Я сам лично участвовал в таком приготовлении. Но когда ты смотришь на него, в тебе рождается много всяких чувств. Мы еще поговорим отдельно о том какие у тебя возникли чувства. Но у меня самым ярким было чувство, что я еще ничего не даже начал так, как это надо. Теперь уже не знаю, начну ли вообще… В этом смысле, это очень сильное произведение.

Л. Александрова — Уже один тот факт, что его ученики, его будущее наследие, учатся бесплатно, но учится нужно десять лет! Чтобы примерно приблизится к какому-то обозначенному им уровню.

А. Власихин — Хочу заметить еще раз — это только суши, и нечего другого.

Л. Александрова — Да ни лапша, ни роллы, ничего там не фигурирует, только суши.

А. Власихин — После десяти лет обучения, тебе разрешают делать какой-то особенный омлет.

Л. Александрова — Один из его друзей рассказывает о том, что пока ты не научишься правильно отжимать полотенце, которым вытирают руки перед едой, а оно очень горячее, тебя не допустят к рыбе. Затем ступень за ступенью...

А. Власихин — Пять лет занимаешься рыбой, три года рисом...

Л. Александрова — Только потом омлет и даже может быть заплачешь, потому что тебя наконец, похвалят, сказав, что на сей раз получилось.

А. Власихин — Они говорят, что работают только ради похвалы Дзиро. Его одобрение для них значит все. То есть настолько все контр интуитивно, настолько не по-русски! Три звезды Мишлена означают, что из года в год качество не меняется, разве что становится только лучше. Сам Дзиро ходит в скромной потертой курточке. Я уверен, он мог множество раз разместить свой ресторан в самых шикарнейших районах Токио - нет, он продолжает оставаться на своем месте. Его сын ездит по утрам закупать рыбу на велосипеде. Он являет собой прямой и стопроцентный антоним того, что по-русски называется понты. При том, что он величайший мастер! Красив его путь! Здесь видишь сочетание невероятной японской трудовой этики, способность делать одно и тоже с умением, казалось бы из ничего сделать произведение искусства.

Л. Александрова — Как они сами говорят о суши — простота ведет к безупречности.

А. Власихин — Вот-вот. И когда они подобные фразы произносят, то это не выглядит каким-либо клише, как в «Последнем самурае». Нет. Глядя на него, ты понимаешь, что его эти слова — это его жизнь.

Л. Александрова — Он человек, который устает от выходных, потому что не может ничего не делать. Это слишком роскошно. Его не бывает на работе, только из-за чьих-то похорон, считанные случаи в жизни. Даже когда его наградили престижной японской наградой, он сходил получить ее с утра, а затем пошел на работу, потому что устал сидеть.

А. Власихин — Поразительны его такие слова — мне еще есть куда расти. Когда он начинал делать суши, их делали уже несколько поколений и уже добились всего. Но, нет. Он вывел суши на новый уровень и считает, что еще не достиг вершины. Это не пафос, он так живет. Это вызывает необыкновенный восторг, словно прикосновение к другому миру. Каковы твои впечатления?

Л. Александрова — Интересно, что он подан не однобоко - трудяга и все. Допустим также, он не очень хороший отец, поскольку он очень много отсутствовал дома, настолько, что даже маленький сын по выходным удивлялся, что какой-то незнакомец спит у них дома. Он это признает. Он также признался, что у него самого была такая же семья. Ему пришлось очень рано уйти из дома.

А. Власихин — Здесь открывается трагедия военного поколения, которое начинало свою жизнь в страшнейшей нищете и вынуждено было работать просто за еду.

Л. Александрова — Он об этом забыть не может. Чтобы жить надо работать.

А. Власихин — У него это стоит за спиной.

Л. Александрова — И отсюда в нем чувствуется некоторая жесткость по отношению к молодому поколению. Нынешние родители позволяют детям попробовать себя в работе, а если не выйдет, можно вернуться обратно домой.

А. Власихин — И таким образом мы делаем из них неудачников.

Л. Александрова — Он говорит, что из-за такого подхода плохие из них получаются люди.

А. Власихин — Нужно вытолкнуть и сказать, все, пошел, грызи!

Л. Александрова — Казалось бы нужно поддерживать детей в их попытках к самостоятельности, но его суждения слишком жестки. Все вокруг говорят о непростой судьбе его старшего сына. Во-первых оба сына не получили того образования, которого они хотели. Периодически старший сын говорит, что хотел быть и гонщиком, и летчиком. У них были свои мечты. Но отец предложил работать в его ресторане. А мне кажется, что он не предлагал, а скорее принудил. Вряд ли у них был выбор. Младший сын, достигнув определенного мастерства, открыл свое заведение, похожее на ресторанчик отца, но оно вряд ли может считаться конкурентом. Похоже он понял, что лучше у него все равно не получится и просто работает для себя. А вот у старшего, который остался работать на отца, очень не простое положение. Даже его ученик, говорит, что если он будет готовить в точности как отец, этого будет недостаточно. Он потеряет гостей и клиентов, если не будет готовить лучше, чем отец. А пока отец жив, он не даст ему готовить лучше. Отец же собирается готовить суши до тех пор, пока тело слушается его и его вид не пугает гостей своей старостью и дряхлостью. Понятно, что он деспот.

А. Власихин — Да, попасть к нему в руки в качестве подчиненного страшновато.

Л. Александрова — А тут еще и сын.

А. Власихин — Он так и говорит — я к своим сыновьям относился строже, чем к ученикам, потому что этим хотел им помочь. Здесь особенно заметно, что режиссер-американец, не мог не заметить такого непривычного взгляда для современного американского или европейского родителя. А для русского все это вообще выглядит сплошным недосягаемым космосом.

Л. Александрова — Да, режиссер обостряет проблему.

А. Власихин — Действительно, преимущество этого фильма в том, что он показывает в полном объеме всю сложность характера этого человека, понятно что его деспотичная требовательность связана с опытом его жизни; и во-первых она обращена к себе самому и уже потом к остальным.

Л. Александрова — Там есть его филигранное признание - он говорит, что когда приходят гости, они думают, что все здесь делаю я, что парень, который мне подает рыбу и другой, который делает какую-то работу, они просто незначимые здесь люди. А на самом деле, когда все ингредиенты для суши попадают ко мне в руки, это уже 95 % сделанной работы. Мне достается самая легкая работа.

А. Власихин — Самая красивая ее часть.

Л. Александрова — И вот, он с одной стороны вроде бы ценит их труд и воздает должное, а с другой вдруг говорит — ну, вообще-то это я их всему научил. Ему присуща эта двойственность, понимая значимость хорошей команды для работы всего заведения он не может отделиться от какого-то своего собственного чувства достоинства.

А. Власихин - Очень интересно, что он знает, чего стоит, но в то же время отдает себе отчет, что хорошо знакомый повар-француз ему не понятен. Он не может постичь его дара.
Хочу отметить еще одно ценное свойство фильма — его нужно посмотреть всякой творчески мятущейся душе. Людям, которым присущи все виды неуверенности по поводу того, в какой именно области им нужно самореализоваться, на чем остановить свой выбор окончательно. У Дзиро не традиционно конфуцианский взгляд — где оказался, там и пригодись. Нет, он считает, что у человека должен быть дар — чтобы делать хорошую еду, нужно чтобы был хороший вкус. Это врожденно. Можно развивать свой дар, но должны быть какие-то стартовые способности. Но когда ты выбрал — продолжай делать это каждый день. Сочетание дара, который у него действительно есть и неимоверного трудолюбия дало вот такую поразительную гармоничную личность. Казалось бы, что может быть менее романтичного, чем каждый день трудиться в дешевой забегаловке, где он начинал лепить суши. Я понимаю, хотя бы суп — там хоть есть ингредиенты, а здесь рис и рыба. Историческая скудость выбора продуктов приучила японцев ценить то малое что есть и делать искусство именно из простоты. Именно в суши это воплощается нагляднее всего, потому что они совсем маленькие. Здесь-то и понимаешь насколько хорошо снят фильм, потому что это выглядит настоящей поэзией. Моменты красоты и восторга изливаются с экрана; ты понимаешь, что они едят не рис с рыбой, а произведения искусства.

Л. Александрова — Многие даже сравнивают с музыкой.

А. Власихин — Да, как-будто ты слушаешь музыку, точно. Ты прикасаешься к красоте с большой буквы. За счет чего эта еда приравнивается к музыке? Это отдельная история. Он покупает продукты у таких же специалистов своего дела.

Л. Александрова — Там перфекцинистов полная коробочка.

А. Власихин — Да уж. Тунца он покупает у человека, который всю жизнь торгует только тунцом и ничем больше. Рис он покупает у человека, который знает о рисе все. Такой же дедушка, который умудрился отказать в поставках своего риса престижной сети отелей. Почему? А потому что они не умеют его готовить. Нет чтобы деньги заработать, у лучше будет продавать рис Дзиро. Потому что Дзиро умеет обращаться с рисом, правильно раскрыть красоту этого риса. Осьминогов ему продают люди, которые поколениями ловят осьминогов. Они могут бесконечно обсуждать различные море продукты с такими же знатоками, и если покупают одного тунца из десяти, то умеют определить самого лучшего, а других им не надо!

Я смотрел и думал, конечно в России такое невозможно, но если бы хоть один процент этого качества нам, чтобы появились люди, которые видят красоту в простых вещах, которые способны увидеть другое измерение, духовную глубину маленьких вещей - наш мир бы изменился. Увидеть бы, к примеру, сантехника, который хотя бы на сотую часть занимается своим делом как Дзиро, или водителя маршрутки, или пекаря — вот это было бы здорово! Самое-то интересное, что возможность ведь есть. Раскрыть весь свой потенциал, красоту, дар в этих маленьких простых вещах, доступных всем, не нужно тут никакого космоса — просто делаем всей душей дело, к которому у тебя есть талант. С этими словами, обращенными в первую очередь к самим себе, мы заканчиваем наш разговор.

Л. Александрова — Все должно быть немного лучше, чем в прошлый раз.

А. Власихин — Спасибо всем, до встречи через неделю.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула