Оно (It) режиссер Андрес Мускетти

Оно, It, 2017, Андрес Мускетти, Andy Muschietti, Стивен Кинг, Stephen King, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Оно, It, 2017, Андрес Мускетти, Andy Muschietti, Стивен Кинг, Stephen King, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Оно" (It) режиссер Андрес Мускетти

Людмила: Сегодня поговорим о громкой новинке проката, фильме “Оно”, вернее, если правильно произнести название звучит так - “Оно. Часть первая. Клуб неудачников”. Это одна из самых больших книг Стивена Кинга, одна из главных в его творчестве, одна из самых страшных. Она состоит из двух частей, сейчас экранизировали только первую, так называемую детскую часть, где действия происходят во времена, когда герой еще маленький. Есть еще вторая часть романа и в принципе замах у режиссера Андреса Мускерти и на нее, если первая покажет хорошие отзывы и положительную зрительскую реакцию. Хотя положительную здесь сказать сложно, если все испугаются и дадут хорошие рейтинги и прокат, то вторая часть, конечно же, не за горами.

Дети уверены, что мир крутится вокруг них, что их всегда защитят, что о них позаботятся. Но, однажды, они понимают, что это не так. Когда ты ребенок и ты один, монстры считают тебя слабым и ты даже не замечаешь  как они приближаются. Пока не становится слишком поздно.

Алексей: Ууу! Да-а! Когда мы смотрели, Люда сидела рядом, визжала.

Людмила: Я вздрагивала и ...

Алексей: Визжала, визжала!! Вздрагивала она..

Людмила: .. и говорила - О, Господи! Но не я одна, надо сказать!

Алексей: Понятно. Конечно, создатели фильма, да и сам Кинг - легенда ужасов! Сколько бы фильмов по нему не было сделано.

Людмила: Это один из самых экранизированных американских авторов, разве что Филипп Дик может сравниться. Но Кингу повезло больше в плане того, что его экранизируют максимально близко к оригиналу. К его книгам относятся с большей любовью. Книги Филиппа Дика в силу своего жанра научной фантастики, где не все можно показать на экране, очень часто режутся на части в угоду фильма. А Кинг и пишет в принципе кинематографично; много визуальных образов. Он в своем литературном творчестве отталкивается именно от ярких образов, которые возникают у него в голове и потом он их раскручивает до полноценной истории. Поэтому его легко экранизировать - образы прямо просятся сами.. Особенно клоун! Человек может никогда не видеть фильма и не читать Кинга, но с этим образом клоуна он когда-либо да сталкивался.

Алексей: Кстати, никогда не понимал страха американцев перед клоунами. Это ведь не из-за Стивена Кинга, к нему это уже попало, потому что он сам боялся клоунов. Почему-то. Что у людей связано с клоунами? Есть даже термин специальный в психиатрии...

Людмила: Разве они не страшные? Выбеленное лицо, грим, яркие черты, красные губы, красные глаза... Есть в этом неприятное..

Алексей: Я уверен, что парни из афро-американских районов не боятся...

Людмила: У них там свои страхи тотемов каких-нибудь..

Алексей: Видимо мое детство больше похоже на афро-американское гетто, потому что клоуны меня не пугают вообще. Наш коллега и друг Женя Сарапулов написал - я побоялся идти на этот фильм из-за внезапных сцен ужасов, а теперь, после вашей программы, наверное, пойду. - Ну что же, Женя, не торопись...

Людмила: Мы не закончили еще!

Алексей: Что касается внезапных сцен, это пожалуй, один из самых сознательно насыщенных фильмов, из тех, которые я смотрел за последнее время.

Людмила: Это называется Бу-эффект, хотя сам Стивен Кинг не любит страх ради страха. Ему интересно как с этим Бу будут поступать его герои, что в этом Бу содержится. Как человек работает со своим страхом: бежит от него или смотрит ему в лицо? Какие ресурсы страх будит в человеке? На что он оказывается способен? Как он может противостоять? Как раз-таки сцены, связанные с внезапным появлением клоуна или чего-либо страшного в этом фильме, мне кажутся самыми слабыми, клишированными, понятными и не такими страшными.

Алексей: Согласен. Может быть потому, что Кинг уже стал классиком, которого все копируют, но мне кажется, что фильм насыщен клише, причем сценарными клише. Я думаю, что это сознательный ход. В данном случае это не клише, а скорее цитаты, как сейчас модно говорить, в эпоху постмодернизма. И еще модное слово узнал - homage - то есть стилистические отсылочки к предыдущим эпохам. В этом смысле, фильм сделан как сознательное учитывание того, что сделано до этого; он отражает и предыдущие экранизации “Оно” Стивена Кинга и при этом передает атмосферу расцвета подобных фильмов из восьмидесятых.

Людмила: Книга была написана в 1986 году и она про пятидесятые, период на который приходится детство героев. Здесь же, не стали брать пятидесятые, а взяли восьмидесятые - когда вышла книга и сняли первый телевизионный фильм 1990 года. Немножко поменяли хронологию, в отличие от литературной основы, но все равно это ретро фильм, эпоха восьмидесятых. Вообще творчество Стивена Кинга - это почти энциклопедия по 80-ым и 90-ым. Американское захолустье, штат Мэн, в котором он реально родился, но у него это Кинговский штат Мэн, в котором живут зловещие (смеется) сельские жители и школьники!

Алексей: Если верить американским фильмам и книгам и даже классической американской школе, - самые страшные места на земле это не Судан и не Руанда...

Людмила: А американские маленькие городки!

Алексей: Те самые городочки, где внешне все благопристойно, а на самом деле кипят страсти. Я думаю, это используется сознательно. К сожалению, наша деревня уже не ассоциируется с тихой и спокойной жизнью. Деревни пустеют, маленькие городки производят впечатление мест, где только что бомбардировка прошла... А в Америке, действительно, существуют маленькие, очень чистенькие, уютные городки, где все друг друга знают, где все приветливы и жизнь благополучна. И вот, именно там начинают сыпаться какие-то скелеты из шкафов.

Людмила: В городке Дерри, штат Мэн, дети сталкиваются со своими страхами и со своим взрослением и с концепцией смерти как таковой. Конечно, это не просто про зловещего клоуна, который ест детей, а о множестве символов и метафор взросления. Потому что, когда мы маленькие, то боимся стать взрослыми, а когда ты взрослый - страхи немного скучнеют. Ты уже не боишься призраков и тараканов, огромных пауков, незнакомцев... чего еще дети боятся? Зловещих сумасшедших и так далее. Ты уже боишься одиночества и смерти. В этом смысле, страхи немножко блекнут, но они становятся больше, растут вместе с тобой. А детские страхи куда-то уходят, их место занимают страх одиночества и страх смерти.

Алексей: Да. Сам Кинг сказал, что он попытался собрать в книге все свои детские страхи, какие мог вспомнить. Я хочу сказать ему большой комплимент, что он после всего этого выжил и попытался воплотить их в книге. Затем все это экранизировали... Опять же, хочу сказать, что режиссеры очень сильно вложились, чтобы создать эту атмосферу страха Бу и сделали они это мастерски. Пока ты зритель - это просто выброс адреналина! Конечно, это было проделано столько раз, что отточились эффекты вбрасывания, щекотания за ниточки, которые заставляют тебя переживать о происходящем. Но потом, когда выходишь, чувствуешь, что тебя чуть-чуть использовали. Это не обязательно плохо, говорю о собственных ощущениях - люди хорошо обученные как пугать - тебя попугали. Хоть и я, не совсем их клиентура, мне фильмы ужасов никогда не нравились, потому что я всегда ощущал там некую подмену. Там показывают совсем не то, чего стоит боятся. И эта часть фильма, где букают, я с тобой совершенно согласен, сделана хорошо. Но просто мне, не нравится. Это не мое. Они пугают профессионально, но я не сильно хочу, чтобы меня пугали именно таким образом.

Людмила: Ведь Оно - это то самое существо, которое в этом фильме принимает вид зловещего клоуна, а на самом деле, древнее существо, которое уже давно терроризирует этот несчастный городок Дерри. Это квинтэссенция всех кошмаров, страхов одиночества и тех темных мыслей, которые крутятся у людей в головах. Оно, это существо, просыпается каждые двадцать семь лет, питается и потом засыпает опять. А будит его квинтэссенция какой-то тревоги в людях, страх... На запах этого страха Оно и просыпается.

Алексей: У меня интересные ощущения с этим фильмом еще и потому, что мне сюжет этой книги рассказал мой друг. То есть, я экранизацию 90-го года, телевизионный фильм, состоящий из двух частей, не смотрел и книгу не читал. Но сюжет мне знаком. Мы как-то гуляли, а мой друг очень большой любитель ужасов вообще, и Кинга в частности, мне ее рассказал. Мне запомнился образ существа, которое питается страхами и единственный способ его победить - это не бояться.

Людмила: Это очень сложно.

Алексей: Я даже думаю, что невозможно.

Людмила: Парадокс этого фильма в том, что все, связанное с клоунами не особенно страшно, а страшны реальные подспудные страхи детства: страх перед взрослыми, перед насилием, страх быть другим, отличаться от своих сверстников...
Самые страшные кадры связаны не с клоуном, а с иллюзиями, которые создает это существо. К примеру, один ребенок боится страшных картинок. Почему? Потому что такая картинка висит в кабинете его отца, а отец довольно авторитарный... Но все это перемешано - не просто же он боится этой женщины, а еще и отца...Или боится взрослеть. Оно, это существо, создает не просто иллюзию зловещего клоуна с длинными зубами, а создает вокруг ребенка что-то типа лупы, которая увеличивает их главный страх. Когда они смотрят на него, то для них самое важное не провалиться в этот страх, а услышать голос сверстников и товарищей - Мы здесь! Смотри на нас!

Алексей: Я с тобой согласен. Самый страшный момент для меня в самом начале, когда младший брат главного героя спускается в подвал, где изображены страхи ребенка. Ему кажется, что в темноте светятся глаза; он включает фонарик, а это блестит банка из под лакированной краски.

Людмила: Да. И в ней отражается свет.

Алексей: И вот тут, я вспомнил свои детские страхи! Когда они начались уже в гипертрофированно-киношном варианте, мне было страшно из-за бу-эффекта. Но это естественная реакция организма - ты вздрагиваешь от резкого действия. И этого вздрагивания, на мой взгляд было слишком много, лично я от него уже подустал ко второй половине фильма. Я думаю было бы намного интересней и даже, если угодно страшней, если бы они работали на уровне этих самых настоящих страхов, не переходя в некую гипертрофированную форму. Но с другой стороны, они ведь занимались экранизацией Кинга, а он не был бы Кингом, если бы речь шла о простых спецэффектах, а не о смысловых важных мировоззренческих вопросах.

 

Обсуждение фильма “Побег из Шоушенка” снятого по мотивам повести Стивена Кинга

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер