В диких условиях (Into the Wild) режиссер Шон Пенн

глупец или герой?: Крис МакКэндлесс aka Александр Супербродяга в фильме «В диких условиях» Шона Пенна ● «…природа ближе мне»: романтический миф о бегстве из цивилизации ●● «правду о себе ты можешь узнать в одиночестве» - главное заблуждение героя ●●● «да пошли вы все!»: почему не стоит всегда хлопать дверью?

В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?    

 

Людмила: Суть такова: молодой парень, Кристофер МакКэндлесс, обвинив внутри себя своих родителей-бизнесменов, отучившись в университете, презирает коммерциализированность и лживость окружающего его мира: лживость стипендий, дипломов, лживость своих родителей. Он принимает решение сначала попутешествовать автостопом; без кредиток, без денег; просто так, как есть; испытать тотальную свободу автостопщика. И далее, желание обрести внутреннюю свободу приводит его на Аляску. Он этого очень хотел, и 28 апреля 1992 года его высаживают на Аляске, это уже не сюжет фильма, а реальная история - через 119 дней, прожив в автобусе, который там случайно оставили какие-то чуваки, кое-как добывая себе пищу, читая, ведя дневник, через 119 Кристофер умирает от истощения. Вот такая история. В 1996 году выходит про него книга, о том, как он там жил, все его дневники публикуются, книга становится бестселлером. Её в том же году за одну ночь прочитывает актер Шон Пенн и это история, видимо, цепляет его очень сильно. Он носится с идеей снять фильм, но родители Кристофера, к сожалению, не дают права на экранизацию, так проходит 10 лет. А затем с родителями что-то случается и они не только дают права, но и отдают Шону Пенну все дневники, и помогают ему. Вот так появился фильм о Кристофере МакКэндлессе, который взял себе во время путешествия псевдоним Александр Супербродяга и попал этот фильм на экраны под названием «В диких условиях». Вот такое синопсис что-ли..
Алексей: Фильм вызывает очень неоднозначную реакцию. Есть огромная толпа почитателей главного героя, целый культ я бы сказал..
Людмила: Да, которые хотят приехать к этому автобусу, сфотографироваться там..
Алексей: На Аляске..
Людмила: Да. Наблюдатели за Аляской, рейнджеры Национального парка Аляски, даже называют это «феноменом МакКэндлесса», когда люди хотят не просто фотографироваться, но и пожить как Крис МакКэндлесс, проверить себя и так далее.. Вот эти мужики, рейнджеры, говорят, что в его случае это не отвага, а глупость, судьба его печальна, поступок безрассуден и называют это не чем иным, как самоубийством.
Алексей: Да мне есть полярные. Парнишка в 24 года, не заканчивает университет, после колледжа, все бросает и, действительно, по сути дела, совершает самоубийственный поступок. И для многих он — герой, человек, который сказал — и сделал. Образ бескомпромиссного искателя свободы. И вообще, движение автостопщиков, оно сравнительно недавнее..
Людмила: Шестидесятые..
Алексей: Да, связанное с хиппи. Молодые люди из благополучных стран и семей оставляют свой привычный образ жизни и колесят по всей стране и даже за ее пределами, практически не имея ничего, опираясь только на доброту и расположение людей. Такие вот, искатели приключений. Я знаю, что и ты таким образом поездила по России.
Людмила: Да, я поездила, но я скорее была на таком этапе, когда кажется, что весь мир добрый, и тебе хорошо, ты получаешь удовлетворение от случайной помощи, тебе кажется, что все вы — один мир, языки не нужны, документы тоже, все это фигня..
Алексей: Братство!
Людмила: Да! Любой человек способен понять другого человека. Мне нравилась эта универсальность какая-то, когда границ не существует. Автостоп — это тотальное утверждение, что границ нет — мы все способны понять друг друга. Я думаю, что и Крис тоже, пребывал в этом состоянии какое-то время, но потом..
Алексей: Он идет дальше. И это для него в чем-то не то, ему нужно дальше, одному, в леса, в тайгу, в пустыню... там уже для себя обрести истину и смысл.На самом деле, этот фильм было сложно обсуждать, потому что он очень многоплановый. С одной стороны, судя по фильму, он пускается в это путешествие, потому что обижен на своих родителей, и он, действительно, уезжает не попрощавшись с ними и ни единой весточки за все два года им не посылает. Судя по фильму, опять же, я не знаю как было на самом деле, создается впечатление, что лет в 14 он узнал, что у отца, оказывается есть еще один внебрачный сын и они никогда о нем не слышали, и никогда не общались. Для него и его сестры в этом поступке родителей очевидно какое-то предательство. Они вдруг увидели, что их родители несовершенны. Это одно из самых болезненных ощущений в подростковом возрасте — понять, что твои родители несовершенны. Надо же, и они, оказывается тоже люди! У него это произошло еще с дополнительным багажом, что не просто несовершенны, но и отец поступил нечестно по отношению к его сводному брату, которого он никогда не видел. В нем зреет обида, возникает ощущение протеста, и все дальнейшее выглядит как бегство из семьи — это один из мотивов. Другой мотив — попытка вырваться из условностей общества потребления; он разрезает ножницами все свои кредитки, а все накопления посылает в какое-то благотворительное общество, и пытается жить без денег. С его точки зрения, деньги и уютный образ жизни, они сковывают человека, делают его несвободным, делают его рабом вещей. А он решил бросить вызов и избавиться от этого рабства вещей.
Людмила: Прожить без денег и без комфорта.
Алексей: Да. Человеку для счастья этого не надо! Это его второй мотив. Третий — это желание слиться с природой, погрузиться в мир идеальной природы, не тронутой человеком. Еще один мотив — жажда познать новое.
Людмила: Еще один — проверка себя.
Алексей: Да, проверка себя. Все это в фильме переплетено. Когда мы начали обсуждать фильм, после показа, диспут получился очень бурным: одни увидели одно, другие — другое. Одним герой понравился, причем какой-то одной из его черт.
Людмила: Люди способны понять и восхитится каким-то его упрямством, огнем, который в нем горит — он прет потому что, как машина, несмотря ни на что. Люди его понимают. А есть, наоборот, люди, в которых он вызывает раздражение, тем, что он глупый настолько, что совсем с головой у парня плохо.
Алексей: А тебе он, кстати, как? Личный свой опыт сообщи-ка!
Людмила: В чем-то я могу его понять, там у нас на обсуждении были люди, которые его понимали, я тоже могу его понять, я видела людей на него похожих. Ну, скажем, есть у меня один знакомый эколог; сам он живет в жутких условиях; все спасает какие-то заповедники, объявляет голодовки из-за ценных пород деревьев. В общем я видела таких.
Алексей: Действительно, люди такого типа подкупают своей искренностью, цельностью, тем, что они максималисты — сказал и сделал. Человек, который бросил вызов условностям вызывает подспудное восхищение, но тем не менее, есть несколько моментов в фильме, которые меня смущают. Первый, может быть не самый важный и центральный — это образ идеализированной природы. Недавно я прочел удивительный факт — средневековые люди о природе особенно не писали, если читать различные сказания, повести средневековые, там нет таких описаний, к примеру, что герой встал, залюбовался птичками; там о природе пишется только тогда, когда это некое знамение от Бога, что будет победа или поражение; знаки, выраженные в природе. А так, вообще, средневековые люди воспринимали природу как нечто враждебное, не было никакого любования. Романтическое любование возникает только в ХIХ веке, не случайно эпиграфом к фильму служит цитата из Байрона, знаменитого поэта-романтика, я даже выписал себе окончание этой цитаты: «... людей люблю, природа ближе мне». Вот этот момент, что природа она подлинная, настоящая, в отличие от нас, лживых таких уродов. Звучит может быть жестко, но главный герой столкнулся с тем, что природа — это в общем-то суровая штука, и если отбросить романтические такие иллюзии, то понимаешь, почему люди сбились в города и деревни, чтобы жить вместе и помогать друг другу. Для меня крушение романтического мифа о природе произошло тогда, когда я поехал лет в 14 за земляникой в тайгу, и там, упаренный, уставший, закусанный почти до смерти комарами, слепнями или оводами, как их в разных регионах по-разному называю, помню, что мне ничего не нужно было — она жестоко бьет. Самое лучшее и романтическое восприятие природы это когда по телевизору показывают, без комаров и всего такого.
Людмила: Да. Не известно на что он рассчитывал, что белочки ему будут орешки с деревьев приносить? Потому что парень не готов был совершенно.
Алексей: Он едет туда с парой книжек-справочников, он сам даже не знает какие ягоды съедобные, а какие нет, взяв пару советов и не умея ничего. Там есть момент, где он убивает лося, случайно, ружье все-таки у него было; он напарывается на лося и убивает его. Но тушу он пытается разделать, а не умеет и весь лось пропадает, вся туша оказывается съедена вначале червями, а потом волками и другими падальщиками. Вот одна из ярких иллюстраций его неспособности, и умирает он, собственно, от ядовитой ягоды.
Людмила: Он ошибся с выбором растений.
Алексей: Да, он ошибся, и потом только понимает это, когда уже весь истощен этим заболеванием и умирает.
Людмила: И поразительно, что у него не было карты, он умирает невдалеке от переправы через реку.
Алексей: По фильму, и наверное так и было, он не смог вернуться к людям из-за реки, которая разлилась, но оказывается, что недалеко была переправа, он просто этого не знал. Такая вот трагическая история, его бегство от цивилизации оказывается не самым успешным, и один из вопросов, которые задаешь себе, когда смотришь этот фильм — от чего он бежит? И куда он бежит? Чего он хочет достичь? Он говорит, что хочет узнать себя, хочет узнать правду о себе. И это интересная, я бы сказал иллюзия, что правду о себе нужно узнавать в одиночестве. Я скажу, что если хочешь узнать правду о себе - женись или выходи замуж, вот тогда ты узнаешь те нюансы, о которых ты даже не догадывался, что они в тебе есть. Когда тебе об этом сообщат несколько раз, то..
Людмила: .. и в разных формах..
Алексей: ..и в разных формах, то ты уловишь суть самым наилучшим образом. Хотя я несколько иронизирую, но должен сказать, что человек — существо социальное, и узнать себя по-настоящему можно только во взаимоотношениях с другими людьми. Нужны периоды уединения на природе, молчания, созерцания ее красивых видов..
Людмила: Но чтобы, как раз-таки охладить голову и понять, как действовать в этом мире, потому что мы в нем живем, среди людей..
Алексей: То есть уходить нужно, чтобы вернуться..
Людмила: Чтобы в голове все на место встало.
Алексей: Но вроде бы герой, после 119 дней понимает, что нужно вернуться, по крайней мере по книге, в жизни-то вроде не так, да?
Людмила: Да, по фильму, он скорбит по поводу своих близких, а в жизни...
Алексей: В фильме он умирает с мыслью о примирении со своими родителями. Это вторая тема, которая здесь возникает, может быть даже центральная, определить это трудно, потому что все в душе человека всегда перемешено, но одна из причин его столь дальнего путешествия — это обида на родителей. И по большому счету это подростковый протест, мы знаем это и из своего опыта, и из книжек по педагогике, что основной мотив подросткового возраста — это протест, это отрицание ценностей твоих родителей, в данном случае у него это происходит в очень радикальной форме. Во все века что-то подобное было, может, жил бы он в первых веках нашей эры — стал бы христианским монахом, жил бы чуть по позже — стал бы путешественником вместе с Колумбом, еще попозже — в начале ХХ-го века, стал бы может быть революционером. Не даром же именно студенчество всегда было основной протестной базой, потому что у студентов идей всяких в голове много, много максимализма и идеализма, а терять еще толком нечего и пока еще ты ни за что не отвечаешь.
Людмила: То есть снято бытовое напряжение.
Алексей: Да, те еще не прикреплен ни к чему, и это создает взрывоопасную среду и способность на всякие там оголтелые поступки. Но тут вспоминается французское высказывание на фоне волнений 60-ых годов, движения хиппи: кто в восемнадцать лет не был коммунистом — у того нет сердца, кто им остался в сорок лет — у того нет ума. Когда смотришь этот фильм, то в общем-то видишь симпатичный юношеский бунт, но для меня проблема в том, что сегодня этот подростковый бунт утверждается как нечто универсальное, как главная ценность. Сегодня этот протест, этот крик подростковый... вообще сегодняшняя культура пропитана подростковостью: мода подростковая, даже люди вполне себе в возрасте пытаются втиснуть себя в рамки молодежной субкультуры. Обрати внимание, сегодня даже поп звездами становятся совсем какие-то мальчики, я уже даже и имен не знаю..
Людмила: Джастин Бибер
Алексей: Он же вообще сопляк, 12 лет ему или я не знаю сколько? В этом есть что-то неправильное, потому что должен быть какой-то баланс; нужен бунт, нужен протест, когда ты подросток, но проблема в том, что если это цементируется на уровне культуры, и считается, что вот это и есть состояние в котором мы должны жить, то в этом есть какая-то нездоровость, разбалансированность. Я бы сказал, что наше общество нуждается в зрелости, во взвешенности. У нас на показе были подростки, им, безусловно, герой симпатичен своим протестом, своим максимализмом. Я задал им такой вопрос: если у вас возник серьезный конфликт с человеком, который вам дорог, как бы вы хотели, чтобы он себя вел: чтобы он просто развернулся и ушел или, все-таки, нашел в себе силы и способности с вами разговаривать? Какой поступок более зрелый? Какой требует больше мужества, больше настоящих сил, больше настоящей работы над собой? И почти все из них, нужно отдать им должное, сказали, что все-таки продолжать говорить — это больший вызов и большая смелость, чем хлопнуть дверью и уйти.
Людмила: Но, как раз герой вызывает уважение, тем что говорит: я вас презираю и я сам уберу себя из вашей среды. То есть честность во всем — не хочу я с вами жить, и не буду!
Алексей: Если выразить то, что он делает весь фильм в одном предложении — он громко хлопает дверью! И это хлопанье для него лично оказалось трагическим. Если это подросток, то это нормально; нужно потерпеть, надо переждать, надо понимать, что ему сейчас нужно похлопать дверью. А если это вся жизнь, и если это главным поступком в жизни считается — хлопнуть дверью, то это признак полной незрелости, неспособности какой-то. Все-таки прожив чуть больше подросткового возраста понимаешь, что больше усилий и больше смелости — это остаться и продолжить говорить, и без этого жизнь будет подростково-неполноценной.
Людмила: На этом мы заканчиваем обсуждение фильма “В диких условиях” и нашу летнюю серию, посвященную путешествиям.

 

Людмила: Суть такова: молодой парень, Кристофер МакКэндлесс, обвинив внутри себя своих родителей-бизнесменов, отучившись в университете, презирает коммерциализированность и лживость окружающего его мира: лживость стипендий, дипломов, лживость своих родителей. Он принимает решение сначала попутешествовать автостопом; без кредиток, без денег; просто так, как есть; испытать тотальную свободу автостопщика. И далее, желание обрести внутреннюю свободу приводит его на Аляску. Он этого очень хотел, и 28 апреля 1992 года его высаживают на Аляске, это уже не сюжет фильма, а реальная история - через 119 дней, прожив в автобусе, который там случайно оставили какие-то чуваки, кое-как добывая себе пищу, читая, ведя дневник, через 119 Кристофер умирает от истощения. Вот такая история. В 1996 году выходит про него книга, о том, как он там жил, все его дневники публикуются, книга становится бестселлером. Её в том же году за одну ночь прочитывает актер Шон Пенн и это история, видимо, цепляет его очень сильно. Он носится с идеей снять фильм, но родители Кристофера, к сожалению, не дают права на экранизацию, так проходит 10 лет. А затем с родителями что-то случается и они не только дают права, но и отдают Шону Пенну все дневники, и помогают ему. Вот так появился фильм о Кристофере МакКэндлессе, который взял себе во время путешествия псевдоним Александр Супербродяга и попал этот фильм на экраны под названием «В диких условиях». Вот такое синопсис что-ли..
 
Алексей: Фильм вызывает очень неоднозначную реакцию. Есть огромная толпа почитателей главного героя, целый культ я бы сказал..
 
Людмила: Да, которые хотят приехать к этому автобусу, сфотографироваться там..
 
Алексей: На Аляске..
 
Людмила: Да. Наблюдатели за Аляской, рейнджеры Национального парка Аляски, даже называют это «феноменом МакКэндлесса», когда люди хотят не просто фотографироваться, но и пожить как Крис МакКэндлесс, проверить себя и так далее.. Вот эти мужики, рейнджеры, говорят, что в его случае это не отвага, а глупость, судьба его печальна, поступок безрассуден и называют это не чем иным, как самоубийством.
 
Алексей: Да мне есть полярные. Парнишка в 24 года, не заканчивает университет, после колледжа, все бросает и, действительно, по сути дела, совершает самоубийственный поступок. И для многих он — герой, человек, который сказал — и сделал. Образ бескомпромиссного искателя свободы. И вообще, движение автостопщиков, оно сравнительно недавнее..
 
Людмила: Шестидесятые..
 
Алексей: Да, связанное с хиппи. Молодые люди из благополучных стран и семей оставляют свой привычный образ жизни и колесят по всей стране и даже за ее пределами, практически не имея ничего, опираясь только на доброту и расположение людей. Такие вот, искатели приключений. Я знаю, что и ты таким образом поездила по России.
 
Людмила: Да, я поездила, но я скорее была на таком этапе, когда кажется, что весь мир добрый, и тебе хорошо, ты получаешь удовлетворение от случайной помощи, тебе кажется, что все вы — один мир, языки не нужны, документы тоже, все это фигня..
 
Алексей: Братство!
 
Людмила: Да! Любой человек способен понять другого человека. Мне нравилась эта универсальность какая-то, когда границ не существует. Автостоп — это тотальное утверждение, что границ нет — мы все способны понять друг друга. Я думаю, что и Крис тоже, пребывал в этом состоянии какое-то время, но потом..
 
Алексей: Он идет дальше. И это для него в чем-то не то, ему нужно дальше, одному, в леса, в тайгу, в пустыню... там уже для себя обрести истину и смысл.
На самом деле, этот фильм было сложно обсуждать, потому что он очень многоплановый. С одной стороны, судя по фильму, он пускается в это путешествие, потому что обижен на своих родителей, и он, действительно, уезжает не попрощавшись с ними и ни единой весточки за все два года им не посылает. Судя по фильму, опять же, я не знаю как было на самом деле, создается впечатление, что лет в 14 он узнал, что у отца, оказывается есть еще один внебрачный сын и они никогда о нем не слышали, и никогда не общались. Для него и его сестры в этом поступке родителей очевидно какое-то предательство. Они вдруг увидели, что их родители несовершенны. Это одно из самых болезненных ощущений в подростковом возрасте — понять, что твои родители несовершенны. Надо же, и они, оказывается тоже люди! У него это произошло еще с дополнительным багажом, что не просто несовершенны, но и отец поступил нечестно по отношению к его сводному брату, которого он никогда не видел. В нем зреет обида, возникает ощущение протеста, и все дальнейшее выглядит как бегство из семьи — это один из мотивов. Другой мотив — попытка вырваться из условностей общества потребления; он разрезает ножницами все свои кредитки, а все накопления посылает в какое-то благотворительное общество, и пытается жить без денег. С его точки зрения, деньги и уютный образ жизни, они сковывают человека, делают его несвободным, делают его рабом вещей. А он решил бросить вызов и избавиться от этого рабства вещей.
 
Людмила: Прожить без денег и без комфорта.
 
Алексей: Да. Человеку для счастья этого не надо! Это его второй мотив. Третий — это желание слиться с природой, погрузиться в мир идеальной природы, не тронутой человеком. Еще один мотив — жажда познать новое.
 
Людмила: Еще один — проверка себя.
 
Алексей: Да, проверка себя. Все это в фильме переплетено. Когда мы начали обсуждать фильм, после показа, диспут получился очень бурным: одни увидели одно, другие — другое. Одним герой понравился, причем какой-то одной из его черт.
 
Людмила: Люди способны понять и восхитится каким-то его упрямством, огнем, который в нем горит — он прет потому что, как машина, несмотря ни на что. Люди его понимают. А есть, наоборот, люди, в которых он вызывает раздражение, тем, что он глупый настолько, что совсем с головой у парня плохо.
 
Алексей: А тебе он, кстати, как? Личный свой опыт сообщи-ка!
 
Людмила: В чем-то я могу его понять, там у нас на обсуждении были люди, которые его понимали, я тоже могу его понять, я видела людей на него похожих. Ну, скажем, есть у меня один знакомый эколог; сам он живет в жутких условиях; все спасает какие-то заповедники, объявляет голодовки из-за ценных пород деревьев. В общем я видела таких.
 
Алексей: Действительно, люди такого типа подкупают своей искренностью, цельностью, тем, что они максималисты — сказал и сделал. Человек, который бросил вызов условностям вызывает подспудное восхищение, но тем не менее, есть несколько моментов в фильме, которые меня смущают. Первый, может быть не самый важный и центральный — это образ идеализированной природы. Недавно я прочел удивительный факт — средневековые люди о природе особенно не писали, если читать различные сказания, повести средневековые, там нет таких описаний, к примеру, что герой встал, залюбовался птичками; там о природе пишется только тогда, когда это некое знамение от Бога, что будет победа или поражение; знаки, выраженные в природе. А так, вообще, средневековые люди воспринимали природу как нечто враждебное, не было никакого любования. Романтическое любование возникает только в ХIХ веке, не случайно эпиграфом к фильму служит цитата из Байрона, знаменитого поэта-романтика, я даже выписал себе окончание этой цитаты: «... людей люблю, природа ближе мне». Вот этот момент, что природа она подлинная, настоящая, в отличие от нас, лживых таких уродов. Звучит может быть жестко, но главный герой столкнулся с тем, что природа — это в общем-то суровая штука, и если отбросить романтические такие иллюзии, то понимаешь, почему люди сбились в города и деревни, чтобы жить вместе и помогать друг другу. Для меня крушение романтического мифа о природе произошло тогда, когда я поехал лет в 14 за земляникой в тайгу, и там, упаренный, уставший, закусанный почти до смерти комарами, слепнями или оводами, как их в разных регионах по-разному называю, помню, что мне ничего не нужно было — она жестоко бьет. Самое лучшее и романтическое восприятие природы это когда по телевизору показывают, без комаров и всего такого.
 
Людмила: Да. Не известно на что он рассчитывал, что белочки ему будут орешки с деревьев приносить? Потому что парень не готов был совершенно.
 
Алексей: Он едет туда с парой книжек-справочников, он сам даже не знает какие ягоды съедобные, а какие нет, взяв пару советов и не умея ничего. Там есть момент, где он убивает лося, случайно, ружье все-таки у него было; он напарывается на лося и убивает его. Но тушу он пытается разделать, а не умеет и весь лось пропадает, вся туша оказывается съедена вначале червями, а потом волками и другими падальщиками. Вот одна из ярких иллюстраций его неспособности, и умирает он, собственно, от ядовитой ягоды.
 
Людмила: Он ошибся с выбором растений.
 
Алексей: Да, он ошибся, и потом только понимает это, когда уже весь истощен этим заболеванием и умирает.
 
Людмила: И поразительно, что у него не было карты, он умирает невдалеке от переправы через реку.
 
Алексей: По фильму, и наверное так и было, он не смог вернуться к людям из-за реки, которая разлилась, но оказывается, что недалеко была переправа, он просто этого не знал. Такая вот трагическая история, его бегство от цивилизации оказывается не самым успешным, и один из вопросов, которые задаешь себе, когда смотришь этот фильм — от чего он бежит? И куда он бежит? Чего он хочет достичь? Он говорит, что хочет узнать себя, хочет узнать правду о себе. И это интересная, я бы сказал иллюзия, что правду о себе нужно узнавать в одиночестве. Я скажу, что если хочешь узнать правду о себе - женись или выходи замуж, вот тогда ты узнаешь те нюансы, о которых ты даже не догадывался, что они в тебе есть. Когда тебе об этом сообщат несколько раз, то..
 
Людмила: .. и в разных формах..
 
Алексей: ..и в разных формах, то ты уловишь суть самым наилучшим образом. Хотя я несколько иронизирую, но должен сказать, что человек — существо социальное, и узнать себя по-настоящему можно только во взаимоотношениях с другими людьми. Нужны периоды уединения на природе, молчания, созерцания ее красивых видов..
 
Людмила: Но чтобы, как раз-таки охладить голову и понять, как действовать в этом мире, потому что мы в нем живем, среди людей..
 
Алексей: То есть уходить нужно, чтобы вернуться..
 
Людмила: Чтобы в голове все на место встало.
 
Алексей: Но вроде бы герой, после 119 дней понимает, что нужно вернуться, по крайней мере по книге, в жизни-то вроде не так, да?
 
Людмила: Да, по фильму, он скорбит по поводу своих близких, а в жизни...
 
Алексей: В фильме он умирает с мыслью о примирении со своими родителями. Это вторая тема, которая здесь возникает, может быть даже центральная, определить это трудно, потому что все в душе человека всегда перемешено, но одна из причин его столь дальнего путешествия — это обида на родителей. И по большому счету это подростковый протест, мы знаем это и из своего опыта, и из книжек по педагогике, что основной мотив подросткового возраста — это протест, это отрицание ценностей твоих родителей, в данном случае у него это происходит в очень радикальной форме. Во все века что-то подобное было, может, жил бы он в первых веках нашей эры — стал бы христианским монахом, жил бы чуть по позже — стал бы путешественником вместе с Колумбом, еще попозже — в начале ХХ-го века, стал бы может быть революционером. Не даром же именно студенчество всегда было основной протестной базой, потому что у студентов идей всяких в голове много, много максимализма и идеализма, а терять еще толком нечего и пока еще ты ни за что не отвечаешь.
 
Людмила: То есть снято бытовое напряжение.
 
Алексей: Да, те еще не прикреплен ни к чему, и это создает взрывоопасную среду и способность на всякие там оголтелые поступки. Но тут вспоминается французское высказывание на фоне волнений 60-ых годов, движения хиппи: кто в восемнадцать лет не был коммунистом — у того нет сердца, кто им остался в сорок лет — у того нет ума. Когда смотришь этот фильм, то в общем-то видишь симпатичный юношеский бунт, но для меня проблема в том, что сегодня этот подростковый бунт утверждается как нечто универсальное, как главная ценность. Сегодня этот протест, этот крик подростковый... вообще сегодняшняя культура пропитана подростковостью: мода подростковая, даже люди вполне себе в возрасте пытаются втиснуть себя в рамки молодежной субкультуры. Обрати внимание, сегодня даже поп звездами становятся совсем какие-то мальчики, я уже даже и имен не знаю..
 
Людмила: Джастин Бибер
 
Алексей: Он же вообще сопляк, 12 лет ему или я не знаю сколько? В этом есть что-то неправильное, потому что должен быть какой-то баланс; нужен бунт, нужен протест, когда ты подросток, но проблема в том, что если это цементируется на уровне культуры, и считается, что вот это и есть состояние в котором мы должны жить, то в этом есть какая-то нездоровость, разбалансированность. Я бы сказал, что наше общество нуждается в зрелости, во взвешенности. У нас на показе были подростки, им, безусловно, герой симпатичен своим протестом, своим максимализмом. Я задал им такой вопрос: если у вас возник серьезный конфликт с человеком, который вам дорог, как бы вы хотели, чтобы он себя вел: чтобы он просто развернулся и ушел или, все-таки, нашел в себе силы и способности с вами разговаривать? Какой поступок более зрелый? Какой требует больше мужества, больше настоящих сил, больше настоящей работы над собой? И почти все из них, нужно отдать им должное, сказали, что все-таки продолжать говорить — это больший вызов и большая смелость, чем хлопнуть дверью и уйти.
 
Людмила: Но, как раз герой вызывает уважение, тем что говорит: я вас презираю и я сам уберу себя из вашей среды. То есть честность во всем — не хочу я с вами жить, и не буду!
 
Алексей: Если выразить то, что он делает весь фильм в одном предложении — он громко хлопает дверью! И это хлопанье для него лично оказалось трагическим. Если это подросток, то это нормально; нужно потерпеть, надо переждать, надо понимать, что ему сейчас нужно похлопать дверью. А если это вся жизнь, и если это главным поступком в жизни считается — хлопнуть дверью, то это признак полной незрелости, неспособности какой-то. Все-таки прожив чуть больше подросткового возраста понимаешь, что больше усилий и больше смелости — это остаться и продолжить говорить, и без этого жизнь будет подростково-неполноценной.
 
Людмила: На этом мы заканчиваем обсуждение фильма “В диких условиях” и нашу летнюю серию, посвященную путешествиям.


 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка