В диких условиях (Into the Wild) режиссер Шон Пенн

глупец или герой?: Крис МакКэндлесс aka Александр Супербродяга в фильме «В диких условиях» Шона Пенна ● «…природа ближе мне»: романтический миф о бегстве из цивилизации ●● «правду о себе ты можешь узнать в одиночестве» - главное заблуждение героя ●●● «да пошли вы все!»: почему не стоит всегда хлопать дверью?

В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? В диких условиях, Into the Wild, Эмиль Хирш, Emile Hirsch, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?    

 

Людмила: Суть такова: молодой парень, Кристофер МакКэндлесс, обвинив внутри себя своих родителей-бизнесменов, отучившись в университете, презирает коммерциализированность и лживость окружающего его мира: лживость стипендий, дипломов, лживость своих родителей. Он принимает решение сначала попутешествовать автостопом; без кредиток, без денег; просто так, как есть; испытать тотальную свободу автостопщика. И далее, желание обрести внутреннюю свободу приводит его на Аляску. Он этого очень хотел, и 28 апреля 1992 года его высаживают на Аляске, это уже не сюжет фильма, а реальная история - через 119 дней, прожив в автобусе, который там случайно оставили какие-то чуваки, кое-как добывая себе пищу, читая, ведя дневник, через 119 Кристофер умирает от истощения. Вот такая история. В 1996 году выходит про него книга, о том, как он там жил, все его дневники публикуются, книга становится бестселлером. Её в том же году за одну ночь прочитывает актер Шон Пенн и это история, видимо, цепляет его очень сильно. Он носится с идеей снять фильм, но родители Кристофера, к сожалению, не дают права на экранизацию, так проходит 10 лет. А затем с родителями что-то случается и они не только дают права, но и отдают Шону Пенну все дневники, и помогают ему. Вот так появился фильм о Кристофере МакКэндлессе, который взял себе во время путешествия псевдоним Александр Супербродяга и попал этот фильм на экраны под названием «В диких условиях». Вот такое синопсис что-ли..
Алексей: Фильм вызывает очень неоднозначную реакцию. Есть огромная толпа почитателей главного героя, целый культ я бы сказал..
Людмила: Да, которые хотят приехать к этому автобусу, сфотографироваться там..
Алексей: На Аляске..
Людмила: Да. Наблюдатели за Аляской, рейнджеры Национального парка Аляски, даже называют это «феноменом МакКэндлесса», когда люди хотят не просто фотографироваться, но и пожить как Крис МакКэндлесс, проверить себя и так далее.. Вот эти мужики, рейнджеры, говорят, что в его случае это не отвага, а глупость, судьба его печальна, поступок безрассуден и называют это не чем иным, как самоубийством.
Алексей: Да мне есть полярные. Парнишка в 24 года, не заканчивает университет, после колледжа, все бросает и, действительно, по сути дела, совершает самоубийственный поступок. И для многих он — герой, человек, который сказал — и сделал. Образ бескомпромиссного искателя свободы. И вообще, движение автостопщиков, оно сравнительно недавнее..
Людмила: Шестидесятые..
Алексей: Да, связанное с хиппи. Молодые люди из благополучных стран и семей оставляют свой привычный образ жизни и колесят по всей стране и даже за ее пределами, практически не имея ничего, опираясь только на доброту и расположение людей. Такие вот, искатели приключений. Я знаю, что и ты таким образом поездила по России.
Людмила: Да, я поездила, но я скорее была на таком этапе, когда кажется, что весь мир добрый, и тебе хорошо, ты получаешь удовлетворение от случайной помощи, тебе кажется, что все вы — один мир, языки не нужны, документы тоже, все это фигня..
Алексей: Братство!
Людмила: Да! Любой человек способен понять другого человека. Мне нравилась эта универсальность какая-то, когда границ не существует. Автостоп — это тотальное утверждение, что границ нет — мы все способны понять друг друга. Я думаю, что и Крис тоже, пребывал в этом состоянии какое-то время, но потом..
Алексей: Он идет дальше. И это для него в чем-то не то, ему нужно дальше, одному, в леса, в тайгу, в пустыню... там уже для себя обрести истину и смысл.На самом деле, этот фильм было сложно обсуждать, потому что он очень многоплановый. С одной стороны, судя по фильму, он пускается в это путешествие, потому что обижен на своих родителей, и он, действительно, уезжает не попрощавшись с ними и ни единой весточки за все два года им не посылает. Судя по фильму, опять же, я не знаю как было на самом деле, создается впечатление, что лет в 14 он узнал, что у отца, оказывается есть еще один внебрачный сын и они никогда о нем не слышали, и никогда не общались. Для него и его сестры в этом поступке родителей очевидно какое-то предательство. Они вдруг увидели, что их родители несовершенны. Это одно из самых болезненных ощущений в подростковом возрасте — понять, что твои родители несовершенны. Надо же, и они, оказывается тоже люди! У него это произошло еще с дополнительным багажом, что не просто несовершенны, но и отец поступил нечестно по отношению к его сводному брату, которого он никогда не видел. В нем зреет обида, возникает ощущение протеста, и все дальнейшее выглядит как бегство из семьи — это один из мотивов. Другой мотив — попытка вырваться из условностей общества потребления; он разрезает ножницами все свои кредитки, а все накопления посылает в какое-то благотворительное общество, и пытается жить без денег. С его точки зрения, деньги и уютный образ жизни, они сковывают человека, делают его несвободным, делают его рабом вещей. А он решил бросить вызов и избавиться от этого рабства вещей.
Людмила: Прожить без денег и без комфорта.
Алексей: Да. Человеку для счастья этого не надо! Это его второй мотив. Третий — это желание слиться с природой, погрузиться в мир идеальной природы, не тронутой человеком. Еще один мотив — жажда познать новое.
Людмила: Еще один — проверка себя.
Алексей: Да, проверка себя. Все это в фильме переплетено. Когда мы начали обсуждать фильм, после показа, диспут получился очень бурным: одни увидели одно, другие — другое. Одним герой понравился, причем какой-то одной из его черт.
Людмила: Люди способны понять и восхитится каким-то его упрямством, огнем, который в нем горит — он прет потому что, как машина, несмотря ни на что. Люди его понимают. А есть, наоборот, люди, в которых он вызывает раздражение, тем, что он глупый настолько, что совсем с головой у парня плохо.
Алексей: А тебе он, кстати, как? Личный свой опыт сообщи-ка!
Людмила: В чем-то я могу его понять, там у нас на обсуждении были люди, которые его понимали, я тоже могу его понять, я видела людей на него похожих. Ну, скажем, есть у меня один знакомый эколог; сам он живет в жутких условиях; все спасает какие-то заповедники, объявляет голодовки из-за ценных пород деревьев. В общем я видела таких.
Алексей: Действительно, люди такого типа подкупают своей искренностью, цельностью, тем, что они максималисты — сказал и сделал. Человек, который бросил вызов условностям вызывает подспудное восхищение, но тем не менее, есть несколько моментов в фильме, которые меня смущают. Первый, может быть не самый важный и центральный — это образ идеализированной природы. Недавно я прочел удивительный факт — средневековые люди о природе особенно не писали, если читать различные сказания, повести средневековые, там нет таких описаний, к примеру, что герой встал, залюбовался птичками; там о природе пишется только тогда, когда это некое знамение от Бога, что будет победа или поражение; знаки, выраженные в природе. А так, вообще, средневековые люди воспринимали природу как нечто враждебное, не было никакого любования. Романтическое любование возникает только в ХIХ веке, не случайно эпиграфом к фильму служит цитата из Байрона, знаменитого поэта-романтика, я даже выписал себе окончание этой цитаты: «... людей люблю, природа ближе мне». Вот этот момент, что природа она подлинная, настоящая, в отличие от нас, лживых таких уродов. Звучит может быть жестко, но главный герой столкнулся с тем, что природа — это в общем-то суровая штука, и если отбросить романтические такие иллюзии, то понимаешь, почему люди сбились в города и деревни, чтобы жить вместе и помогать друг другу. Для меня крушение романтического мифа о природе произошло тогда, когда я поехал лет в 14 за земляникой в тайгу, и там, упаренный, уставший, закусанный почти до смерти комарами, слепнями или оводами, как их в разных регионах по-разному называю, помню, что мне ничего не нужно было — она жестоко бьет. Самое лучшее и романтическое восприятие природы это когда по телевизору показывают, без комаров и всего такого.
Людмила: Да. Не известно на что он рассчитывал, что белочки ему будут орешки с деревьев приносить? Потому что парень не готов был совершенно.
Алексей: Он едет туда с парой книжек-справочников, он сам даже не знает какие ягоды съедобные, а какие нет, взяв пару советов и не умея ничего. Там есть момент, где он убивает лося, случайно, ружье все-таки у него было; он напарывается на лося и убивает его. Но тушу он пытается разделать, а не умеет и весь лось пропадает, вся туша оказывается съедена вначале червями, а потом волками и другими падальщиками. Вот одна из ярких иллюстраций его неспособности, и умирает он, собственно, от ядовитой ягоды.
Людмила: Он ошибся с выбором растений.
Алексей: Да, он ошибся, и потом только понимает это, когда уже весь истощен этим заболеванием и умирает.
Людмила: И поразительно, что у него не было карты, он умирает невдалеке от переправы через реку.
Алексей: По фильму, и наверное так и было, он не смог вернуться к людям из-за реки, которая разлилась, но оказывается, что недалеко была переправа, он просто этого не знал. Такая вот трагическая история, его бегство от цивилизации оказывается не самым успешным, и один из вопросов, которые задаешь себе, когда смотришь этот фильм — от чего он бежит? И куда он бежит? Чего он хочет достичь? Он говорит, что хочет узнать себя, хочет узнать правду о себе. И это интересная, я бы сказал иллюзия, что правду о себе нужно узнавать в одиночестве. Я скажу, что если хочешь узнать правду о себе - женись или выходи замуж, вот тогда ты узнаешь те нюансы, о которых ты даже не догадывался, что они в тебе есть. Когда тебе об этом сообщат несколько раз, то..
Людмила: .. и в разных формах..
Алексей: ..и в разных формах, то ты уловишь суть самым наилучшим образом. Хотя я несколько иронизирую, но должен сказать, что человек — существо социальное, и узнать себя по-настоящему можно только во взаимоотношениях с другими людьми. Нужны периоды уединения на природе, молчания, созерцания ее красивых видов..
Людмила: Но чтобы, как раз-таки охладить голову и понять, как действовать в этом мире, потому что мы в нем живем, среди людей..
Алексей: То есть уходить нужно, чтобы вернуться..
Людмила: Чтобы в голове все на место встало.
Алексей: Но вроде бы герой, после 119 дней понимает, что нужно вернуться, по крайней мере по книге, в жизни-то вроде не так, да?
Людмила: Да, по фильму, он скорбит по поводу своих близких, а в жизни...
Алексей: В фильме он умирает с мыслью о примирении со своими родителями. Это вторая тема, которая здесь возникает, может быть даже центральная, определить это трудно, потому что все в душе человека всегда перемешено, но одна из причин его столь дальнего путешествия — это обида на родителей. И по большому счету это подростковый протест, мы знаем это и из своего опыта, и из книжек по педагогике, что основной мотив подросткового возраста — это протест, это отрицание ценностей твоих родителей, в данном случае у него это происходит в очень радикальной форме. Во все века что-то подобное было, может, жил бы он в первых веках нашей эры — стал бы христианским монахом, жил бы чуть по позже — стал бы путешественником вместе с Колумбом, еще попозже — в начале ХХ-го века, стал бы может быть революционером. Не даром же именно студенчество всегда было основной протестной базой, потому что у студентов идей всяких в голове много, много максимализма и идеализма, а терять еще толком нечего и пока еще ты ни за что не отвечаешь.
Людмила: То есть снято бытовое напряжение.
Алексей: Да, те еще не прикреплен ни к чему, и это создает взрывоопасную среду и способность на всякие там оголтелые поступки. Но тут вспоминается французское высказывание на фоне волнений 60-ых годов, движения хиппи: кто в восемнадцать лет не был коммунистом — у того нет сердца, кто им остался в сорок лет — у того нет ума. Когда смотришь этот фильм, то в общем-то видишь симпатичный юношеский бунт, но для меня проблема в том, что сегодня этот подростковый бунт утверждается как нечто универсальное, как главная ценность. Сегодня этот протест, этот крик подростковый... вообще сегодняшняя культура пропитана подростковостью: мода подростковая, даже люди вполне себе в возрасте пытаются втиснуть себя в рамки молодежной субкультуры. Обрати внимание, сегодня даже поп звездами становятся совсем какие-то мальчики, я уже даже и имен не знаю..
Людмила: Джастин Бибер
Алексей: Он же вообще сопляк, 12 лет ему или я не знаю сколько? В этом есть что-то неправильное, потому что должен быть какой-то баланс; нужен бунт, нужен протест, когда ты подросток, но проблема в том, что если это цементируется на уровне культуры, и считается, что вот это и есть состояние в котором мы должны жить, то в этом есть какая-то нездоровость, разбалансированность. Я бы сказал, что наше общество нуждается в зрелости, во взвешенности. У нас на показе были подростки, им, безусловно, герой симпатичен своим протестом, своим максимализмом. Я задал им такой вопрос: если у вас возник серьезный конфликт с человеком, который вам дорог, как бы вы хотели, чтобы он себя вел: чтобы он просто развернулся и ушел или, все-таки, нашел в себе силы и способности с вами разговаривать? Какой поступок более зрелый? Какой требует больше мужества, больше настоящих сил, больше настоящей работы над собой? И почти все из них, нужно отдать им должное, сказали, что все-таки продолжать говорить — это больший вызов и большая смелость, чем хлопнуть дверью и уйти.
Людмила: Но, как раз герой вызывает уважение, тем что говорит: я вас презираю и я сам уберу себя из вашей среды. То есть честность во всем — не хочу я с вами жить, и не буду!
Алексей: Если выразить то, что он делает весь фильм в одном предложении — он громко хлопает дверью! И это хлопанье для него лично оказалось трагическим. Если это подросток, то это нормально; нужно потерпеть, надо переждать, надо понимать, что ему сейчас нужно похлопать дверью. А если это вся жизнь, и если это главным поступком в жизни считается — хлопнуть дверью, то это признак полной незрелости, неспособности какой-то. Все-таки прожив чуть больше подросткового возраста понимаешь, что больше усилий и больше смелости — это остаться и продолжить говорить, и без этого жизнь будет подростково-неполноценной.
Людмила: На этом мы заканчиваем обсуждение фильма “В диких условиях” и нашу летнюю серию, посвященную путешествиям.

 

Людмила: Суть такова: молодой парень, Кристофер МакКэндлесс, обвинив внутри себя своих родителей-бизнесменов, отучившись в университете, презирает коммерциализированность и лживость окружающего его мира: лживость стипендий, дипломов, лживость своих родителей. Он принимает решение сначала попутешествовать автостопом; без кредиток, без денег; просто так, как есть; испытать тотальную свободу автостопщика. И далее, желание обрести внутреннюю свободу приводит его на Аляску. Он этого очень хотел, и 28 апреля 1992 года его высаживают на Аляске, это уже не сюжет фильма, а реальная история - через 119 дней, прожив в автобусе, который там случайно оставили какие-то чуваки, кое-как добывая себе пищу, читая, ведя дневник, через 119 Кристофер умирает от истощения. Вот такая история. В 1996 году выходит про него книга, о том, как он там жил, все его дневники публикуются, книга становится бестселлером. Её в том же году за одну ночь прочитывает актер Шон Пенн и это история, видимо, цепляет его очень сильно. Он носится с идеей снять фильм, но родители Кристофера, к сожалению, не дают права на экранизацию, так проходит 10 лет. А затем с родителями что-то случается и они не только дают права, но и отдают Шону Пенну все дневники, и помогают ему. Вот так появился фильм о Кристофере МакКэндлессе, который взял себе во время путешествия псевдоним Александр Супербродяга и попал этот фильм на экраны под названием «В диких условиях». Вот такое синопсис что-ли..
 
Алексей: Фильм вызывает очень неоднозначную реакцию. Есть огромная толпа почитателей главного героя, целый культ я бы сказал..
 
Людмила: Да, которые хотят приехать к этому автобусу, сфотографироваться там..
 
Алексей: На Аляске..
 
Людмила: Да. Наблюдатели за Аляской, рейнджеры Национального парка Аляски, даже называют это «феноменом МакКэндлесса», когда люди хотят не просто фотографироваться, но и пожить как Крис МакКэндлесс, проверить себя и так далее.. Вот эти мужики, рейнджеры, говорят, что в его случае это не отвага, а глупость, судьба его печальна, поступок безрассуден и называют это не чем иным, как самоубийством.
 
Алексей: Да мне есть полярные. Парнишка в 24 года, не заканчивает университет, после колледжа, все бросает и, действительно, по сути дела, совершает самоубийственный поступок. И для многих он — герой, человек, который сказал — и сделал. Образ бескомпромиссного искателя свободы. И вообще, движение автостопщиков, оно сравнительно недавнее..
 
Людмила: Шестидесятые..
 
Алексей: Да, связанное с хиппи. Молодые люди из благополучных стран и семей оставляют свой привычный образ жизни и колесят по всей стране и даже за ее пределами, практически не имея ничего, опираясь только на доброту и расположение людей. Такие вот, искатели приключений. Я знаю, что и ты таким образом поездила по России.
 
Людмила: Да, я поездила, но я скорее была на таком этапе, когда кажется, что весь мир добрый, и тебе хорошо, ты получаешь удовлетворение от случайной помощи, тебе кажется, что все вы — один мир, языки не нужны, документы тоже, все это фигня..
 
Алексей: Братство!
 
Людмила: Да! Любой человек способен понять другого человека. Мне нравилась эта универсальность какая-то, когда границ не существует. Автостоп — это тотальное утверждение, что границ нет — мы все способны понять друг друга. Я думаю, что и Крис тоже, пребывал в этом состоянии какое-то время, но потом..
 
Алексей: Он идет дальше. И это для него в чем-то не то, ему нужно дальше, одному, в леса, в тайгу, в пустыню... там уже для себя обрести истину и смысл.
На самом деле, этот фильм было сложно обсуждать, потому что он очень многоплановый. С одной стороны, судя по фильму, он пускается в это путешествие, потому что обижен на своих родителей, и он, действительно, уезжает не попрощавшись с ними и ни единой весточки за все два года им не посылает. Судя по фильму, опять же, я не знаю как было на самом деле, создается впечатление, что лет в 14 он узнал, что у отца, оказывается есть еще один внебрачный сын и они никогда о нем не слышали, и никогда не общались. Для него и его сестры в этом поступке родителей очевидно какое-то предательство. Они вдруг увидели, что их родители несовершенны. Это одно из самых болезненных ощущений в подростковом возрасте — понять, что твои родители несовершенны. Надо же, и они, оказывается тоже люди! У него это произошло еще с дополнительным багажом, что не просто несовершенны, но и отец поступил нечестно по отношению к его сводному брату, которого он никогда не видел. В нем зреет обида, возникает ощущение протеста, и все дальнейшее выглядит как бегство из семьи — это один из мотивов. Другой мотив — попытка вырваться из условностей общества потребления; он разрезает ножницами все свои кредитки, а все накопления посылает в какое-то благотворительное общество, и пытается жить без денег. С его точки зрения, деньги и уютный образ жизни, они сковывают человека, делают его несвободным, делают его рабом вещей. А он решил бросить вызов и избавиться от этого рабства вещей.
 
Людмила: Прожить без денег и без комфорта.
 
Алексей: Да. Человеку для счастья этого не надо! Это его второй мотив. Третий — это желание слиться с природой, погрузиться в мир идеальной природы, не тронутой человеком. Еще один мотив — жажда познать новое.
 
Людмила: Еще один — проверка себя.
 
Алексей: Да, проверка себя. Все это в фильме переплетено. Когда мы начали обсуждать фильм, после показа, диспут получился очень бурным: одни увидели одно, другие — другое. Одним герой понравился, причем какой-то одной из его черт.
 
Людмила: Люди способны понять и восхитится каким-то его упрямством, огнем, который в нем горит — он прет потому что, как машина, несмотря ни на что. Люди его понимают. А есть, наоборот, люди, в которых он вызывает раздражение, тем, что он глупый настолько, что совсем с головой у парня плохо.
 
Алексей: А тебе он, кстати, как? Личный свой опыт сообщи-ка!
 
Людмила: В чем-то я могу его понять, там у нас на обсуждении были люди, которые его понимали, я тоже могу его понять, я видела людей на него похожих. Ну, скажем, есть у меня один знакомый эколог; сам он живет в жутких условиях; все спасает какие-то заповедники, объявляет голодовки из-за ценных пород деревьев. В общем я видела таких.
 
Алексей: Действительно, люди такого типа подкупают своей искренностью, цельностью, тем, что они максималисты — сказал и сделал. Человек, который бросил вызов условностям вызывает подспудное восхищение, но тем не менее, есть несколько моментов в фильме, которые меня смущают. Первый, может быть не самый важный и центральный — это образ идеализированной природы. Недавно я прочел удивительный факт — средневековые люди о природе особенно не писали, если читать различные сказания, повести средневековые, там нет таких описаний, к примеру, что герой встал, залюбовался птичками; там о природе пишется только тогда, когда это некое знамение от Бога, что будет победа или поражение; знаки, выраженные в природе. А так, вообще, средневековые люди воспринимали природу как нечто враждебное, не было никакого любования. Романтическое любование возникает только в ХIХ веке, не случайно эпиграфом к фильму служит цитата из Байрона, знаменитого поэта-романтика, я даже выписал себе окончание этой цитаты: «... людей люблю, природа ближе мне». Вот этот момент, что природа она подлинная, настоящая, в отличие от нас, лживых таких уродов. Звучит может быть жестко, но главный герой столкнулся с тем, что природа — это в общем-то суровая штука, и если отбросить романтические такие иллюзии, то понимаешь, почему люди сбились в города и деревни, чтобы жить вместе и помогать друг другу. Для меня крушение романтического мифа о природе произошло тогда, когда я поехал лет в 14 за земляникой в тайгу, и там, упаренный, уставший, закусанный почти до смерти комарами, слепнями или оводами, как их в разных регионах по-разному называю, помню, что мне ничего не нужно было — она жестоко бьет. Самое лучшее и романтическое восприятие природы это когда по телевизору показывают, без комаров и всего такого.
 
Людмила: Да. Не известно на что он рассчитывал, что белочки ему будут орешки с деревьев приносить? Потому что парень не готов был совершенно.
 
Алексей: Он едет туда с парой книжек-справочников, он сам даже не знает какие ягоды съедобные, а какие нет, взяв пару советов и не умея ничего. Там есть момент, где он убивает лося, случайно, ружье все-таки у него было; он напарывается на лося и убивает его. Но тушу он пытается разделать, а не умеет и весь лось пропадает, вся туша оказывается съедена вначале червями, а потом волками и другими падальщиками. Вот одна из ярких иллюстраций его неспособности, и умирает он, собственно, от ядовитой ягоды.
 
Людмила: Он ошибся с выбором растений.
 
Алексей: Да, он ошибся, и потом только понимает это, когда уже весь истощен этим заболеванием и умирает.
 
Людмила: И поразительно, что у него не было карты, он умирает невдалеке от переправы через реку.
 
Алексей: По фильму, и наверное так и было, он не смог вернуться к людям из-за реки, которая разлилась, но оказывается, что недалеко была переправа, он просто этого не знал. Такая вот трагическая история, его бегство от цивилизации оказывается не самым успешным, и один из вопросов, которые задаешь себе, когда смотришь этот фильм — от чего он бежит? И куда он бежит? Чего он хочет достичь? Он говорит, что хочет узнать себя, хочет узнать правду о себе. И это интересная, я бы сказал иллюзия, что правду о себе нужно узнавать в одиночестве. Я скажу, что если хочешь узнать правду о себе - женись или выходи замуж, вот тогда ты узнаешь те нюансы, о которых ты даже не догадывался, что они в тебе есть. Когда тебе об этом сообщат несколько раз, то..
 
Людмила: .. и в разных формах..
 
Алексей: ..и в разных формах, то ты уловишь суть самым наилучшим образом. Хотя я несколько иронизирую, но должен сказать, что человек — существо социальное, и узнать себя по-настоящему можно только во взаимоотношениях с другими людьми. Нужны периоды уединения на природе, молчания, созерцания ее красивых видов..
 
Людмила: Но чтобы, как раз-таки охладить голову и понять, как действовать в этом мире, потому что мы в нем живем, среди людей..
 
Алексей: То есть уходить нужно, чтобы вернуться..
 
Людмила: Чтобы в голове все на место встало.
 
Алексей: Но вроде бы герой, после 119 дней понимает, что нужно вернуться, по крайней мере по книге, в жизни-то вроде не так, да?
 
Людмила: Да, по фильму, он скорбит по поводу своих близких, а в жизни...
 
Алексей: В фильме он умирает с мыслью о примирении со своими родителями. Это вторая тема, которая здесь возникает, может быть даже центральная, определить это трудно, потому что все в душе человека всегда перемешено, но одна из причин его столь дальнего путешествия — это обида на родителей. И по большому счету это подростковый протест, мы знаем это и из своего опыта, и из книжек по педагогике, что основной мотив подросткового возраста — это протест, это отрицание ценностей твоих родителей, в данном случае у него это происходит в очень радикальной форме. Во все века что-то подобное было, может, жил бы он в первых веках нашей эры — стал бы христианским монахом, жил бы чуть по позже — стал бы путешественником вместе с Колумбом, еще попозже — в начале ХХ-го века, стал бы может быть революционером. Не даром же именно студенчество всегда было основной протестной базой, потому что у студентов идей всяких в голове много, много максимализма и идеализма, а терять еще толком нечего и пока еще ты ни за что не отвечаешь.
 
Людмила: То есть снято бытовое напряжение.
 
Алексей: Да, те еще не прикреплен ни к чему, и это создает взрывоопасную среду и способность на всякие там оголтелые поступки. Но тут вспоминается французское высказывание на фоне волнений 60-ых годов, движения хиппи: кто в восемнадцать лет не был коммунистом — у того нет сердца, кто им остался в сорок лет — у того нет ума. Когда смотришь этот фильм, то в общем-то видишь симпатичный юношеский бунт, но для меня проблема в том, что сегодня этот подростковый бунт утверждается как нечто универсальное, как главная ценность. Сегодня этот протест, этот крик подростковый... вообще сегодняшняя культура пропитана подростковостью: мода подростковая, даже люди вполне себе в возрасте пытаются втиснуть себя в рамки молодежной субкультуры. Обрати внимание, сегодня даже поп звездами становятся совсем какие-то мальчики, я уже даже и имен не знаю..
 
Людмила: Джастин Бибер
 
Алексей: Он же вообще сопляк, 12 лет ему или я не знаю сколько? В этом есть что-то неправильное, потому что должен быть какой-то баланс; нужен бунт, нужен протест, когда ты подросток, но проблема в том, что если это цементируется на уровне культуры, и считается, что вот это и есть состояние в котором мы должны жить, то в этом есть какая-то нездоровость, разбалансированность. Я бы сказал, что наше общество нуждается в зрелости, во взвешенности. У нас на показе были подростки, им, безусловно, герой симпатичен своим протестом, своим максимализмом. Я задал им такой вопрос: если у вас возник серьезный конфликт с человеком, который вам дорог, как бы вы хотели, чтобы он себя вел: чтобы он просто развернулся и ушел или, все-таки, нашел в себе силы и способности с вами разговаривать? Какой поступок более зрелый? Какой требует больше мужества, больше настоящих сил, больше настоящей работы над собой? И почти все из них, нужно отдать им должное, сказали, что все-таки продолжать говорить — это больший вызов и большая смелость, чем хлопнуть дверью и уйти.
 
Людмила: Но, как раз герой вызывает уважение, тем что говорит: я вас презираю и я сам уберу себя из вашей среды. То есть честность во всем — не хочу я с вами жить, и не буду!
 
Алексей: Если выразить то, что он делает весь фильм в одном предложении — он громко хлопает дверью! И это хлопанье для него лично оказалось трагическим. Если это подросток, то это нормально; нужно потерпеть, надо переждать, надо понимать, что ему сейчас нужно похлопать дверью. А если это вся жизнь, и если это главным поступком в жизни считается — хлопнуть дверью, то это признак полной незрелости, неспособности какой-то. Все-таки прожив чуть больше подросткового возраста понимаешь, что больше усилий и больше смелости — это остаться и продолжить говорить, и без этого жизнь будет подростково-неполноценной.
 
Людмила: На этом мы заканчиваем обсуждение фильма “В диких условиях” и нашу летнюю серию, посвященную путешествиям.


 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн