кино-мимино

Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт

Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, Мэттью Бэйт, Matthew Bate, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Машина времени Сэма Клемке, Sam Klemke's Time Machine, 2015, Сэм Клемке, Sam Klemke, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ

"Машина времени Сэма Клемке" (Sam Klemke's Time Machine), 2015, режиссер Мэттью Бэйт

Людмила: Фильм называется "Машина времени Сэма Клемке". В 1977 году американцу Сэму Клемке подарили камеру...

Алексей: Примечательно для меня, это мой год рождения.

Людмила: А ему было уже 20! С этого года он начал себя снимать, рассказывая о достижениях за год, делясь планами на будущее, а также пытаясь преободрить самого себя, что в следующем году, как с понедельника, будет лучше - я начну жить по-настоящему. Он снимал и снимал, а тем временем минуло 35 лет. В 2011 году весь свой богатый архив имени самого себя, он склеил в 6-ти минутный ролик.

Алексей: Нет, не так. Не весь архив, а склеил небольшую нарезочку.

Людмила: Сделал нарезку из большого количества архивных записей, которые у него скопились.

Алексей: У него ими вся комната заставлена.

Людмила: Сделал он это своеобразно от 2011 назад к 77-му как в машине времени, назвал соответственно " Машина времени Сэма Клемке" и выложил в интернете. Ролик посмотрела куча народу, в том числе и режиссер этого документального фильма Мэтью Бейт, австралиец. Он связался с Сэмом и предложил сделать фильм, основанный на полном материале. В результате получился полуторачасовой фильм из того, что сделал режиссер с этим архивом плюс он добавил некую параллельную линию, поскольку в 1977 году НАСА отправило в космос корабль с капсулой времени, в ней лежал золотой диск с информацией о человечестве для инопланетян.

Алексей: Этот спутник должен был исследовать Сатурн и двинуться дальше. Он пересек границу солнечной системы и на случай, если его перехватят инопланетяне...

Людмила: .. или какой-нибудь иной разум...

Алексей: А у кого может быть иной разум, кроме инопланетян?

Людмила: Не знаю, я готова к чуду.

Алексей: Хорошо. Одним словом, на этом диске была различная музыка, живопись, различные виды искусства.

Людмила: ..да все что говорит о том, кто такие земляне..

Алексей: Причем задача собрать информацию о человечестве на маленьком диске, это в принципе задачка еще та... Неразрешимая.

Людмила: Был создан специальный совет и этот фильм как раз объясняет почему они что-то включили, а что-то нет. Все это запараллелено: немножечко научный рассказ об этой миссии и частная хроника Сэма Клемке, который каждый год снимает себя самого.

Алексей: Причем этот Сем Клемке типичный представитель, уж извините, раздолбая. В 20 лет, когда он начинает записывать свои первые обращения к себе будущему и уже через год, мы видим, что он мягко говоря, не сильно соответствует своим ожиданиям. По большому счету значительная часть этих ежегодных видеобращений являются обращениями разочарования.

Людмила: Действительно, каждый год он пытается снять какой-нибудь серьезный фильм...

Алексей: Он в творческом поиске, пытается реализовать самого себя..

Людмила: .. пытается похудеть. Каждый ролик начинается с того, сколько он весит, пытается съехать от родителей много лет. Начать наконец полноценную самостоятельную жизнь с достижениями.

Алексей: В итоге, ест чипсы, пьет всякие отвратительные газировки, толстеет прямо год от года, прямо поражаешься! Не получается у него никаких прорывов, лучшее что он делает, это работа художником-карикатуристом в американских торговых центрах. В личной жизни одна женщина сменяет другую, создать семью у него не выходит, живет с уже престарелыми родителями, попытки отселиться проходят по-разному неуспешно. Вот такой не вдохновляющий персонаж, безо всяческих достижений. Хотя бывают проблески, в один год он встретил замечательную женщину и похудел почти в два раза, но затем, достаточно быстро вернулся к прежним позициям. И все-таки он подкупает своим добрым и честным раздолбайством.

Людмила: Хотя бы честен с самим собой.

Алексей: Да. Но эта его самоирония сочетается со смешным пафосом “Ну все, давай, теперь соберись, теперь новая жизнь!” Со всеми этими обещаниями нам всем хорошо знакомыми: со следующего года, со следующего месяца начну!

Людмила: С понедельника!

Алексей: Только мы все это не записываем, иначе было бы еще то зрелище, а он сдуру решил записать. Смотрим, и с одной стороны, видим самих себя со всеми нашими мечтами и грандиозными проектами, обещаниями с понедельника не делать того-то и того-то...

Людмила: Или наоборот сделать.

Алексей: Именно! Добиться, начать, сделать! Почему его смотреть выносимо, так это потому что он еще и усугублен версией НАСА. Все-таки большинство из нас считает, что хоть чего-то достичь удалось, не похудеть, так семью завести.

Людмила: Да. Сидим вот в студии, ведем программу, аудитория имеется.

Алексей: Какие мы с тобой значимые люди! А он получился в фильме крайней версией несбывшихся мечтаний. Смотреть на это проще, зато мы хоть чипсы не едим, зато не пьем газировку, зато не с мамой и папой живем. Зато есть друзья, устойчивые семьи и так далее... И это позволяет нам легче проглотить пилюлю. Мы наблюдаем за жизнью этого человека даже с интересом. Потом, в какой-то момент становится страшно, нарастает страх от того, как все-таки похоже. Хороший, по крайней мере незлобивый парень, нет в нем никаких очевидных изъянов, но это его барахтанье, эта его безуспешная борьба с самим собою...

Людмила: По сути дела деградацией можно назвать, как-будто человек сдался. Но при этом из года в год он снимает отчет, его отчаяние не распространяется на его желание снять очередной ежегодный ролик. Он все равно продолжает, потенциал есть. Даже когда фильм уже закончился, показывают, что он и сейчас продолжает.

Алексей: Будучи уже под шестьдесят, он считает, что еще можно рвануть, еще все впереди! А мы видели его и молодого, и когда он подходил к сорока годам, и во времена кризиса, когда ситуация выглядела отчаянной, жизнь почти развалилась. В этом смысле фильм добрый и в то же время обескураживающий. Это интересное сочетание. Если бы было немного больше обескураживающего, то было бы уже тяжело смотреть, а если бы было больше веселья, то получилась бы комедия. А режиссер не сваливается ни туда, ни туда, поэтому получилась картина с которой ты можешь себя соотнести.

Людмила: Я вспоминаю разговор с приятелем на тему, есть ли жизнь, скажем, после 30-ти. Мы говорили о том, что пришла пора сказать себе, что ты уже не сделаешь этого, туда не поедешь. И в этом нет ничего страшного. Но зато, ты можешь сказать себе, что еще можешь то и другое.

Алексей: Занятно! Практически все эти фразы есть в фильме.

Людмила: Да герой тоже об этом рассуждает: карикатуристом можно смело работать до 30-ти, ведь прибыль приносит.

Алексей: А потом смотришь, и после 30-ти карикатуристом можно работать!

Людмила: Вся эта мучительная рефлексия говорит об отношениях с временем. Есть ли еще время? Почему он снимает все эти видеоотчеты? Это отношения с временем. Он хочет посмотреть значит ли что-нибудь это время или нет. Никому не хочется выносить себе приговор. Хочется знать, что время еще есть. Мы все время отодвигаем какие-то сроки. Помню, когда меня фотографировали в девятом классе, я думала, интересно, когда я закончу университет, какой я буду? Наверное я буду уже человеком с профессией, хотя в девятом классе я так и не знала чем хочу заниматься. И вот, теперь, не думаю, что я сильно продвинулась с тех пор в поиске себя. Я отодвигаю эту границу постоянно.

Алексей: Потому что надежда поддерживает, если не отодвигать...

Людмила: То придется признать, что не получилось!

Алексей:..да, с разными выводами. Или это сломает тебя или придаст новый импульс. Большинство, вероятно, боится этого слома. Может уже и некуда отодвигать, но раз жизнь продолжается, значит есть куда.
Также фильм интересен тем, что мы видим здесь некоего хипстера до появления хипстеров, можно отнести Сэма к поколению наших родителей. Но все его метания по поводу самореализации, по поводу того, что у тебя еще есть шанс, вся эта неспособность завести семью, устроить личную жизнь - это очень доминирующая позиция нашего времени. Это ближе к нашему и даже еще более молодому поколению. Может быть это признак некоей сытости, что не нужно выживать, есть возможность пометаться.

Людмила: Есть еще фактор столичной жизни. Мои сверстники в провинции живут совершенно другой жизнью, не мечутся особо.

Алексей: Думаю, что и там мечутся. Здесь просто концентрация выше.

Людмила: Не сыграл ли режиссер фильма Мэттью Бэйт злую шутку, придав его жизни некий героизм, сказав - ты будешь героем фильма. То, что ты делал не осядет в твоей комнате после твоей смерти, а это будет фильм. Он сделал из него героя фильма, он потратил полтора года, просматривая пленки, он придумал связать это с проектом НАСА, он придал его жизни некий героизм.

Алексей: Ты думаешь, не сыграет ли это злую шутку с нами? Когда мы смотрим и думаем, а вроде бы и ничего. Я тоже думал о коварстве фильма, потому что он, с одной стороны очень легкий, а с другой, ставит перед нами серьезные вопросы, вплоть до смысла жизни.

Людмила: Можно ли просмотрев всю его, довольно никчемную жизнь, назвать его человеком и героем, в противовес золотому диску, содержащему настоящие достижения человечества, красоту различных искусств.

Алексей: Я очень советую посмотреть фильм, он очень полезный, он действительно накрывает. О нем приходится думать. Если бы в противовес жизни Сэма, была, к примеру, показана жизнь его одноклассника. Кстати, он приходит на 10 лет выпуска и берет там интервью у своих одноклассников. Кто-то стал аудитором, кто-то дирижером, конечно большинство не стали тем, кем мечтали, но как-то жизнь сложилась, есть работа, карьера, дети, семья. Если взять такого, условно сложившегося человека, то его жизнь, с точки зрения полета “золотого диска” в космосе, с перспективы, которую нам предлагает режиссер, обязательно ли покажется другой. Закадровый голос нам говорит, что на золотой пластинке представлено человечество как общество, живущее творчеством, изобретательством, духовностью и гармонией, миролюбием и больших ценностей. То есть мы попытались создать парадный портрет самих себя, является ли это правдой? Может быть большей правдой является фильм о Сэме Клемке, веселом раздолбае? Обязательно ли жизнь, ожидаемая обществом, одобряемая, поощряемая и прославляемая будет лучше? Если посмотреть с отстраненной позиции, то есть множество примеров того, что жизнь людей карабкающихся и добивающихся, по самоощущению и внешним признакам оказываются тоже разрушенными и несостоявшимися в самом глубинном смысле. Я понимаю, что говорю высокопарно, но говорю это на уровне ощущения. В этом смысле фильм играет интересную шутку. Предположим он стал бы не художником-карикатуристом, а снимал бы фильмы.

Людмила: Да, он ведь, из поколения режиссеров, которым тоже дарили аппараты c пленкой Super 8. У него был потенциал стать Спилбергом, то же поколение.

Алексей: Обязательно ли такая жизнь была бы лучше. А если бы и казалась лучше, то не было бы это самообманом? И так далее. Такие вопросы неизбежно следуют после просмотра. И, здесь, безусловно, подкупает, выбранный режиссером взгляд на этого парня. Он рассматривает его с любовью, с милостью, с тем, что в христианской традиции называется благодатью, незаслуженным добром.

Людмила: Режиссер и команда съемщиков одарили его ценностью.

Алексей: Там есть кадры, в первой редакции концовки фильма, где режиссер спрашивает у Сэма, что на его взгляд произойдет со всем этим архивом, который он накопил за свою жизнь? Тот отвечает, со свойственным ему раздолбайским юмором - да, все это окажется на помойке. Затем в другой версии, мы видим, что когда Сэм увидел себя, говорящего это, ему было совсем не смешно.

Людмила: В этот момент он стал таким растерянным, прямо хрупким.

Алексей: Потому что это его жизнь, сейчас будучи шестидесятилетним он понимает - это его жизнь. Это не просто эксперимент, а вся судьба его. И здесь создатели фильма делают невероятную штуку, с помощью некоего ретранслятора, они отправляют сигнал с этим фильмом в космос, в то место, где летит спутник Вояджер. И через этот совершенно иррациональный факт его жизнь для него приобретает какое-то значение. Да, можно назвать его неудачником, где-то он сам это понимает, но как здорово, когда находится кто-то, кто может посмотреть на нашу жизнь таким взглядом как этот режиссер. Для меня этот фильм исполнен глубокого и настоящего гуманизма, если хоть немного стараться смотреть друг на друга так это будет здорово. Представляешь, если есть вокруг тебя люди, которые смотрят на твою жизнь таким образом?

Людмила: Хорошо бы! Хотя в фильме есть примеры любви, например, с той же самой молодой женщиной, когда он преображается, скидывает десяток килограмм.

Алексей: Да, он тогда пытался изменить свою жизнь, но в тот раз не вышло. Хотя и тот случай был важен. Лично я верю, что Бог так смотрит на нашу жизнь - покрывает наши ошибки. Я не хочу, чтобы это выглядело оправданием и причиной для бездействия.

Людмила: Можно теперь ничего и не пытаться делать? Жизнь прекрасна!

Алексей: Наоборот, это может послужить источником вдохновения. Проявление любви, так же как и этот фильм, может сработать в обе стороны: может расслабить, а может, наоборот, вдохновить увидеть ценность собственной жизни. В конце концов, чем измеряется ценность нашей жизни? Карьерным ростом, количеством снятых фильмов, наградами? Это вопрос уже из другой области. По-крайней мере, жизнь этого Сэма, который хотя бы никого не убил или взять жизнь какого-нибудь условного режиссера, который снял прекрасные фильмы, но люди вокруг него стенали от его характера и обращения с ними. Сложно ставить на весы подобные вещи и нет у нас сегодня такой задачи. Когда я смотрел фильм, мне вспомнилась евангельская притча про фарисея и мытаря. История о том, как молились два человека, фарисей говорил: Господи, благодарю тебя, что жизнь моя удалась и я не такой как эти люди, - показывая на мытаря, сборщика податей, которого презирал народ. А мытарь, боясь поднять глаза к небу, говорил: Господи, будь милостив ко мне грешнику. Вот точно не стоит смотреть на себя глазами фарисея, а герой фильма гораздо ближе к взглядам мытаря, в нем есть смирение. Это не значит, что нужно сдаться, но значит, что нужно с меньшим высокомерием относиться к другим, а со смирением к себе.

Людмила: Вот иллюстрация: в метро ко мне подсел человек с большой бутылкой пива, с рабочим юмором и так далее... Мне захотелось отодвинуться подальше, показалось такое соседство неприятным, но я почувствовала, что на меня кто-то смотрит. А напротив сидел мальчик, сын этого человека, и для него это был его любимый папа, а тут какая-то девушка собирается от него отодвинуться. Я поняла, что торопливое решение отнести себя к одному тип, а другого человека к другому - это большая ошибка. Мы не видим человека во всех его проявлениях, мы считываем одну сторону, потому что так проще, а то, что это чей-то любимый папа мы и не замечаем.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

 

Айрис (Iris) режиссер Альберт Мэйслес

Айрис, Iris, 2014, Альберт Мэйслес, Albert Maysles, Айрис Апфель, Iris Apfel, Carl Apfel, Карл Апфель, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Айрис, Iris, 2014, Альберт Мэйслес, Albert Maysles, Айрис Апфель, Iris Apfel, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

Большая редкость увидеть фильм о дизайне и моде, который был бы снят в сдержанной и не крикливой манере. Это талантливый фильм-портрет о деятельности женщины, одаренной необычайно развитым чувством вкуса и красоты. Она умна и стара, поэтому каждое ее слово выдержано опытом и драгоценно. Большинство из ее высказываний расходятся на цитаты и обладают терапевтическим эффектом. У нее есть свое мнение о многом: о красоте, о пластической хирургии и т. д. Ей есть, чем поделиться с некрасивыми женщинами, потому что, она никогда не считала себя красивой, а считала, что дело отнюдь не в красоте. Она знает как быть и это вдохновляет.

В наши дни это редчайший пример не дешевой, но подлинной элитарности. Айрис и Карл Апфель, безусловно обладая в жизни незаурядными возможностями, являют собой, тем не менее, завидный образец многолетней дисциплинированной работы и творческих усилий. Удивляют не сами коллекции одежды, и даже не то, что она умело и успешно их представляет… Легко вообразить, что она могла бы с тем же успехом коллекционировать, например, живопись или мебель. Потому что главный ее талант: усердие, чувство композиции, сочетание материалов и т. п. Она умеет работать со своим внутренним миром. Это заслуживает внимания. Такие люди своими стараниями выделяют в этот мир какое-то особое настроение - удовлетворение от своего труда и от красоты окружающего мира.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

 

 

Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)

Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, Davit Kldiashvili, Давид Клдиашвили, დავით კლდიაშვილი, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Samanishvilis dedinatsvali, Machekha Samanishvili, Мачеха Саманишвили, 1977, Эльдар Шенгелая, Eldar Shengelaia, Eldar Shengelaya, 1977, кино-мимино, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

"Мачеха Саманишвили", 1977, режиссер Эльдар Шенгелая

 

Алексей: Сегодня у нас фильм-сюрприз! Фильм с очень интересной подоплекой, начиная прямо с самого названия - “Мачеха Саманишвили”. Конечно, любой человек с постсоветского пространства узнает здесь влияние маленького, но гордого и независимого народа Грузии. Антон, расскажи, почему ты привлек наше внимание именно к этому фильму?

Антон: (Смеется) Я как раз просил, чтобы вы не ставили меня в такое положение...

Людмила: Ну что делать, журналисты - наглый народ!

Алексей: Мы боремся за свободу выражения! (Все смеются).

Антон: Как оказалось, чего я долгое время не знал, что автор пьесы Давид Самсонович Клдиашвили, который родился в 1862 г. и умер в 1931 - оказался моим родственником. Или я его родственником. Он написал эту пьесу в самом конце ХIХ века, в 1896 году.

Алексей: Насколько далекий?

Антон: Не родной, а двоюродный прадедушка.

Алексей: Но тем не менее, тесно связанный с историей твоей семьи?

Антон: Да. Мои грузинские родственники, которых я очень давно не видел, живут как раз в той деревне, где жил драматург Клдиашвили и где снимался этот фильм.

Алексей: И ты был в этой деревне?

Антон: Был. Прямая связь.

Алексей: То есть, ты не дашь режиссеру соврать?

Антон: Именно. Мало того, это одна из его повестей, по которой поставлены спектакли, шедшие и в Грузии, и в нашем театре БДТ, в восьмидесятых годах. Затем по ней поставлен фильм. Считается, что сценарий очень близок к повести, персонажи и диалоги прорисованы прямо как в книге.

Людмила: У меня были очень интересные ощущения - садишься смотреть фильм 1977 года, действия которого происходят еще раньше, в конце ХIХ века, о жизни в грузинской деревне, среди грузинской аристократии...

Алексей: Дворянства! Аристократия здесь неподходящее слово.

Людмила: Дворянства. Ничего не зная о сюжете, это довольно интересное ощущение - смотришь и думаешь - что же здесь будет происходить?

Антон: Когда я первый раз смотрел фильм, у меня было точно такое же ощущение. Мои родственники знали гораздо больше, на праздниках, днях рождения они говорили - да, это в нашей деревне, ты же там был!
В этой деревне есть музей Давида Самсоновича - грузинская гордость.

Людмила: Как я понимаю, он писал про своих односельчан, персонажей, которые были ему знакомы.

Антон: Да, он описал быт обедневших мелкопоместных дворян, как их называли. Он описал то, что знал, и по-моему, сделал это хорошо.

Алексей: Да, фильм создает ощущение аутентичности - мир, который очень далеко от тебя, живет по своим законам - и ты наблюдаешь за ним. Вот, я, к примеру, человек не горный, всегда жил в лесистой местности, а теперь в болотистой... Наблюдать за людьми, которые всегда живут в окружении гор; ходят по крутым тропинкам; ездят на лошадках; переправляются через горные реки и одеваются в одежды, которые мы знаем только по фольклорным ансамблям - это необычное ощущение. Люди так живут, там существуют свои очень патриархально-архаичные законы, и при всей этой чуждости для нас быта и житейских норм, ситуация, разыгранная в фильме является узнаваемой. Универсальная притча.

Людмила: Интересно, что наблюдаемое драматургом воочию, теперь смотрится как притча или даже легенда. Хотя там много быта: свадьбы, похороны, утварь, обстановка, общественные иерархии и так далее, но от ощущения сказки или притчи избавиться невозможно. Может быть из-за того что, основа сюжета - это конфликт между отцом и сыном..

Алексей: Наоборот, не то чтобы сказка, а напротив! Я думаю, что есть такие сюжеты, которые настолько архетипичны, что они превращаются в совершенно универсальные высказывания. Например, таковы пьесы Шекспира..

Людмила: “Крестный отец” - это тоже сказка про гангстеров!

Алексей: Верно. Таковы библейские истории: убийство брата братом, предательство, клятвопреступление и так далее. В чем суть этой истории? Мы наблюдаем очень трудолюбивого грузинского обедневшего дворянина... (для меня было удивлением, что грузинские дворяне, подчеркивавшие свое сословие, при этом работали на земле)..

Антон: В этом как раз и есть определенный сарказм...

Алексей: Исторический сарказм. Потому что наши дворяне, земледелием никогда не занимались, на крайний случай госслужба, армия, но не землей, насколько я знаю. Так вот, наш герой трудолюбивый мелкопоместный дворянин..

Людмила: Платон Саманишвили.

Алексей: Да, несколько раз подчеркивается, что он работает больше остальных. Он не богат, но очень трудолюбив, ведет примерный образ жизни. Семья: жена, дети; ходит в церковь; его знает местное духовенство, и он подчеркивает, что за ним нет никаких грехов. То есть, с точки зрения своих земляков, он очень благочестивый человек. У него есть пожилой отец, которому на старости лет ударила какая-то...

Людмила: Бес в ребро.

Алексей: Да. Что-то на него нашло и он решил жениться. Платон приходит в состояние паники, потому что, если у отца родится наследник, то ему придется делиться с ним тем небольшим участком, который у него есть. От одной этой мысли он приходит в крайнее озлобление. В результате мозгового штурма он приходит к решению, что в жены отцу нужно найти женщину, которая была бы дважды вдова и ни от одного брака нет детей.

Людмила: Гарантированная бесплодная.

Алексей: Точно. Пусть отец порадуется, но не за счет Платона. Дальше начинается роудмуви, где он и еще один его родственник, муж сестры, который является полной противоположностью Платона - сравнительно богатый, веселый, разухабистый малый. Грузин из анекдотов, любящий напиться, подраться, а на утро посмеяться, и конечно, любящий женщин.

Антон: Комплексный подход, вместе с вином и праздником.

Алексей: Да, человек очень взбалмошный, но при этом добродушный - знакомое сочетание! Они вместе отправляются в путь, чтобы найти подходящую вдовушку, попадают на похороны, на свадьбу, на пир в одну очень бедную, но гордую дворянскую семью, где выясняется, что там есть та, которую они ищут. Вдова, бывшая дважды замужем и без детей. Правда там возникает коллизия из-за крайней бедности ее семьи, поэтому ее приходится символически похитить. Все это проделано с необходимым юмором.

Антон: Похищают потому что у семьи нет приданного.

Алексей: Не хотят они давать приданное, поэтому чтобы придти к согласию они решают разыграть это через похищение. Законы гор позволяют примириться так. Все это проделывают комично. Но вот оказия! Оказия в том, что она оказывается не бесплодна! Почему-то не было детей раньше, а теперь получилось забеременеть сыном, что приводит к трагическому расколу Платона с отцом. Практически к ненависти к отцу, его новой жене и сводному брату - он отделяет свое хозяйство, свой двор от отца. А в книге, как ты рассказывал, отец умирает от горя.

Антон: Даже больше, отец от горя умирает, а Платон продолжает ненавидеть его жену и ребенка.

Алексей: То есть ненависть поглощает его полностью... он становится на темную сторону силы.

Антон: Да, он не может справиться.

Алексей: С одной стороны, может показаться, что это всего лишь очередная история про наследство, да еще и плюс законы гор, традиции и тому подобное... На самом деле это очень архетипическая история: про семью, про любовь, прощение... Про то, какую роль во всем этом играет “квартирный вопрос”. То есть с этой историей отождествить себя совсем не трудно.

Антон: Очень легко!

Алексей: Если ты уже немного вкусил самостоятельной и небогатой жизни, и уже понимаешь какую роль играет имущество и наследство во всех современных отношениях.

Антон: Да. Мои родители уже умерли, и проецируя на себя, не могу себе представить, как бы я себя чувствовал, если бы мой отец был жив и решил бы еще раз жениться. А тем более, если бы у него появился ребенок, т.е. мой брат, который претендовал бы на ту квартиру, в которой я сейчас живу.

Алексей: Действительно, любой из нас, кто сталкивался с вопросом деления имущества среди родственников знает то гадливое чувство, когда ты, с одной стороны, хочешь, чтобы твои интересы были максимально учтены, потому что неизвестно когда у тебя что-нибудь еще появится? С другой, ты понимаешь, что это твоя родня, которую ты должен любить и по-хорошему относится. А с третьей стороны, да ну их всех, у тебя есть собственные интересы и свои дети. Все эти чувства оставляют неприятный осадок. Данная история универсализируется и становится неким высказыванием о нас, в чем, как мне кажется ее сила и простота. А аскетизм визуального ряда только помогает сосредоточится на основных персонажах, которые расставлены по ходу истории. Лично мне она напоминает притчу о блудном сыне, библейскую новозаветную историю об отце, у которого было два сына. Младший, как водится, беспутный, попросил свою долю имения и уехал в дальние страны; там, по неопытности спустил все деньги в пьянках и кутежах. И затем, намучившись от безденежья, в полном унижении вернулся домой, в надежде на то, чтобы быть хотя бы работником у своей семьи и не умереть от голода. Отец с любовью выбегает ему на встречу, собирается устроить веселье в честь возвращения сына и дальше сюжет поворачивается так: с поля возвращается старший брат, который всю жизнь честно работал и упрекает отца за то, что он так легко принимает заблудшего сына обратно. А отец отвечает: ты всегда был со мной, нужно радоваться, что заблудший твой брат вернулся. Именно эти переживания и проговариваются в этом фильме; отношения в семье всегда касаются очень чувствительных и болезненных вопросов; потому что это не просто абстрактные слова о любви и прощении, а это любовь и прощение подкрепленные имущественными вещами. Когда мы смотрели “Мачеху Саманишвили”, ты сказал, что испытываешь смешанные чувства по поводу того, кому ты симпатизируешь...

Антон: Да. Прежде всего заметьте, что фильм очень религиозен. Как он прошел советскую цензуру, неизвестно, возможно цензоры рассматривали его как грузинский фольклор. В то время как вопросы, которые там поднимаются совершенно определенно религиозные, это размышления о Боге. У меня сложности с главным героем - молодым Платоном, потому что при всем его трудолюбии, при всей посвященности - он говорит, что не просто ходит в церковь, а не пропускает богослужений. При всей его религиозности, он не проходит главный тест - тест любви.

Алексей: Он ведь похож на старшего сына из притчи? Для которого возможность быть правым и иметь право вымещают радость того, что его родной брат вернулся.

Антон: Мне немножко не по себе, поскольку я себя ассоциирую с этим Платоном, т. е. стараюсь не пропускать богослужения, стараюсь жить правильно, но пройду ли я этот главный тест? По этому поводу есть какая-то дрожь..

Алексей: Если тебя это так цепляет, значит притча, рассказанная в фильме работает. В чем ее сила? Как и в притче о блудном сыне, ты можешь себя сравнить со старшим братом - если ты много и честно делаешь, то, кажется, что ты имеешь право. И это ощущение права подменяет собой то, что вокруг тебя есть люди - в обеих историях это отец. В этом фильме отец говорит, может быть, сынок, и не надо было мне жениться, может я ошибся, пошел вслед за своими желаниями. Ведь мы семья. В этом смысле история очень простая, но от этого очень близкая и узнаваемая. Каждый раз, когда ты сталкиваешься с тем, что тебе нужно простить кому-то деньги, особенно друзьям - каждый раз ты через это проходишь. И это создает очень очаровательную притчеобразность. Мне фильм очень понравился. Еще было очень забавное ощущение, что грузины очень похожи на итальянцев, вспоминались фильмы про Сицилию. Видимо сходство горных народов, с их кодексом чести, вендеттой, с их забавным патриархализмом..

Антон: Гостеприимством..

Алексей: да-да гостеприимством!

Людмила: Интересно, что при всей серьезности их отношения к преемственности поколений, почтению памяти предков и почитанию родственности, здесь же получается, что главного героя переклинивает на каком-то упрямстве, похоже национальном, и он попадает в безвыходное положение.

Алексей: Эта притча о том, что любовь важнее правильности.

Людмила: Важнее традиции.

Алексей: Да. Или можно сказать, что прощение важнее, к примеру, твоих заслуг. Эти истины очень простые, но мы нуждаемся в постоянном их повторении.

Людмила: Просто эта упертость в его характере, как та силища, с которой он вспахивает землю, какая-то твердокаменность, и если попадается ему не та эмоция, то он ничего не может с собой поделать. В чем-то его можно понять. Такое ощущение, что эта черта всегда была в нем, с такой остервенелостью он пахал землю и теперь почувствовал несправедливость и все! Теперь ему не слезть с нее! Это характер такой. Просто страшно, что этот же характер, твердокаменность и упрямство может сдвинуть горы, вспахать поле, а может не позволить простить.

Алексей: Простить отца. Это ведь высказывание от грузина, который знает все это по себе, он был военным и за свои принципы был разжалован, как ты рассказывал, из Царской Гвардии. То есть он все эти эмоции знает и хочет напомнить своим соотечественникам и всем нам о необходимости прощения. Такое послание о прощении от человека с традицией горцев очень важно и ценно.

Людмила: От человека с характером.

Алексей: Это очень сильное послание.

 

 

короткая рецензия на фильм "Мачеха Саманишвили""Мачеха Саманишвили"

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

   

Шевалье (Chevalier) режиссер Афина Рахель Цангари

Шевалье, Chevalier, 2015, Афина Рахель Цангари, Athina Rachel Tsangari, кино, кино-мимиaно, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Шевалье, Chevalier, 2015, Афина Рахель Цангари, Athina Rachel Tsangari, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

Это еще один прекрасный фильм из серии “режиссер никуда не торопится”. Сценарий настолько интересен, что спешить некуда, вся красота в смаковании характеров. Фильм абсолютно мужской во всех смыслах, ни одной женщины в кадре, в этом нет необходимости, а тема вечная, с олимпийских времен - кто лучший? Греки знают толк в состязаниях - очень тонкое удовольствие. Сюжет начинается далеко не сразу, и если вы смогли преодолеть этот этап, вас ждет награда. Состязание всегда связано с опасностью, поэтому напряжение гарантировано.

Кстати, история перстня Шевалье, заслуживает отдельного интереса любителей авантюрных личностей и связана с любовной связью мадам Шевалье и российского императора Павла I.

Итак, мужчины соревнуются, зритель гадает кто из них может и не выдержать. А всю эту филигранную как перстень Шевалье работу по исследованию мужского характера проделала женщина - режиссер Афина Рахель Цангари.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

 

 

Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян

Помнить, Remember, 2015, Атом Эгоян, Atom Egoyan, Кристофер Пламмер, Christopher Plummer, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, раскадровка, KM, КМ Помнить, Remember

"Помнить" (Remember), 2015, режиссер Атом Эгоян

 

Алексей: Тема Холокоста - тема уничтожения огромного количества ни в чем неповинных людей из-за того, что они не попадали по цвету кожи, по национальности и еще по каким-то своим особенностям - тема, о которой очень важно говорить и вспоминать. Хотя это и сложно. Мы вспоминали фильм "Сын Саула", настолько тяжелый, что я до сих пор не могу отойти; очень мощные образы, очень яркие впечатления. Сегодня мы снова говорим о фильме, поднимающем эту тему, но делает это несколько коварным способом, в том смысле, что выглядит достаточно легким.


Людмила: Все-таки в заглавие вынесен глагол, на котором режиссер настаивает. Несмотря на то, что он выбрал иной способ изложения истории, без прямого показа трагедии. Он не обращается к воспоминаниям пережитых ужасов, речь идет о современном мире и уже об очень пожилых, совсем старых людях, которые все это пережили. Без каких-либо флешбеков. Это современный контекст; жанр выбран почти развлекательный, некое роуд муви с элементами детектива. Но слово, выбранное в название - " Помнить!".


Алексей: Мне кажется, оно здесь двояко работает: с одной стороны - помнить о том, что произошло, а с другой - о том, что такое наша память и что она с нами делает. Определяет ли она нас? Кто мы? Те, кто сейчас или те, кого мы помним?


Людмила: Да, но все-таки, в интервью режиссер этого фильма Эгоян говорит, что забвение Холокоста стало проблемой современников и это еще один способ напомнить им на их языке о том, что происходило тогда, с такими же людьми как мы.


Алексей: Должен предупредить, что при обсуждении неизбежны некоторые спойлеры, из-за особенностей построения фильма. Невозможно говорить о нем, не раскрыв каких-то вещей. Я очень рекомендую сначала его посмотреть, не заглядывая ни в одну рецензию, к сожалению, я заглянул всего в одну, буквально в первые строчки, и этот товарищ успел заспойлерить сюжетные повороты. "Благодарю". Поэтому мы предупреждаем - предупрежден значит вооружен - лучше вначале посмотреть. Итак, ты справедливо сказала, и тут я совершенно с тобой согласен, что в фильме есть некоторые приемы, трюки, которые, если бы были сыграны с меньшим актерским мастерством, выглядели бы не очень честно.


Людмила: Фальшиво.


Алексей: Фальшиво и неправдоподобно. Речь вот о чем: на протяжении большей части фильма мы наблюдаем милого пожилого человека, которого зовут Зев Гутман.


Людмила: Его сыграл 86-летний актер Кристофер Пламмер.


Алексей: Сыграл очень убедительно, может быть в силу преклонного возраста. У его персонажа деменция.


Людмила: Старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.


Алексей: То есть, каждое утро он должен вспоминать, где он, кто он, вспоминать, что у него умерла жена и он похоронил ее. А также вспоминать о том обещании, которое он дал своей жене на смертном одре. О чем ему рассказал его друг.


Людмила: Да, его друг, хоть и на инвалидной коляске, но записал подробно само задание и инструкции, которые помогут его выполнить. Каждый день благодаря этим инструкциям, он вспоминает кто он и зачем сегодня проснулся.


Алексей: Из этих инструкций он узнает, что они с этим другом были в Аушвице и там были замучены и погибли их семьи. Также он знает, что четыре человека эмигрировали из Германии в Соединенные Штаты, один из которых точно был надсмотрщиком, блок-фюрером СС. Он пообещал найти его и несмотря на все его годы и седины наказать, привести в исполнение отсроченный приговор. Его надлежит убить несмотря ни на что. И вот дедушка Зев Гутман покупает пистолет и путешествует по всей Америке, даже с заездом в Канаду, в надежде определить, кто же из них тот самый убийца, по вине которого, таким страшным образом погибли их семьи. Не то, чтобы это роуд муви, но мы видим путь, которым он проходит от одного к другому.


Людмила: Все четыре встречи с четырьмя Руди Курландерами оказываются очень интересными. Всякий раз ему предстоит выяснить тот ли или не тот и всегда это происходит с наведенным на человека пистолетом. Неизвестно прогремит ли выстрел и справедливым ли он окажется?


Алексей: Да. Один из них, действительно, воевал и он немец, но воевал где-то в Южной Америке и к лагерям отношения не имеет. Он даже чувствует вину за то, что будучи немцем он с равнодушием относился к слухам о том, что происходило с евреями. Другой человек немец и находился в лагере, но также в качестве жертвы. Следующий человек уже умер и только в конце фильма, самым последним, он находит нужного негодяя, что выглядит немного искусственно. Конечно фильм подкупает хорошей актерской игрой, главный герой очень убедителен, к нему проникаешься симпатией очень быстро, в чем и состоит хорошо замаскированная ловушка - ты симпатизируешь главному герою.


Людмила: При этом невольно симпатизируешь и его миссии.


Алексей: Это, конечно, смущает, но мы уже привыкли, так как взращены на огромном количестве фильмов о мести, о том как разыскивают бывших нацистов.


Людмила: Не только в кино, а и в реальности. В 2015-ом году был громкий процесс над так называемым "бухгалтером Освенцима" и девяносто четырех летнему старику было предъявлено обвинение в убийстве людей.


Алексей: Эти случаи на слуху. В данном деле Зев Гутман берет на себя поиск и вынесение приговора - дедушка, который периодически впадает в беспамятство, и который повсюду пользуется всеобщей помощью. Всюду он вызывает симпатию, всегда ласков с детишками, смеется с ними над мультиками, и только в конце мы узнаем страшную правду. Оказывается, что он и есть один из надсмотрщиков Аушвица. А друг-еврей, отправивший его с миссией, на самом деле, задумал наказать его самого, заставив пройти через все чувства человека, потерявшего свою семью, добавив ему переживания, которых он не испытывал.
Фильм содержит несколько пластов, с одной стороны - тема старости - как определить достойно ли человек прожил жизнь? Мне нравятся фильмы про пожилых, потому что обычно убирается все лишнее. Не то чтобы в жизни молодых много лишнего, я не то хочу сказать, но человек, проживший долгую жизнь, начинает по-другому оценивать то, что с ним происходит и происходило. Он умеет радоваться маленьким вещам, у него есть мудрость, в нем чувствуется достоинство.
С другой стороны, тема фильма - понятие памяти (несмотря на частичную потерю памяти).


Людмила: Я ставлю себя на место Макса, комбинатора, придумавшего всю эту сложную ситуацию, на его взгляд такой человек как Зев Гутман не заслуживает деменцию. Это незаслуженная милость забыть о своих деяниях, в данном случае это кажется несправедливостью.


Алексей: Один из отцов Церкви, Августин Блаженный говорил, что память - это то, что делает нас личностью. Вспоминая себя, мы выстраиваем рассказ о самих себе. Наша память является той основой, на которой мы находимся сейчас, через нее мы соединяем разные периоды нашей жизни в единое целое. Возникает вопрос, если человек забыл, он виновен или нет? Несет ли ответственность за прошлое? На подобные вопросы видимо нет простых ответов. Сильная сторона фильма в том, что он и не дает легких ответов. Тем не менее, наш герой совершал убийства, он является человеком, который сделал это. Идея в том, что мы обязаны помнить. У меня смешанные чувства возникали при просмотре. Сегодня мы очень часто слышим слова " Не забудем, не простим!" в разных контекстах. Иногда по отношению деяний Второй Мировой войны, иногда по поводу каких-то коррупционных скандалов. Эти слова вызывают определенное напряжение. Я понимаю, что справедливость это очень сильный мотив в жизни человека. Но что это такое? Кто ее определяет? Современное общество пришло к тому, что главная цель наказания, даже тюремного заключения это не возмездие, точнее возмездие присутствует, но оно гораздо мягче, чем то, что совершил человек. Если же мы будем наказывать по принципу "око за око, зуб за зуб" , то станем ли мы хоть чуточку лучше? Если мы соглашаемся с подобной логикой, то отличаемся ли мы от тех же самых палачей? В фильме есть интересный момент, когда Зев Гутман, чтобы разговорить своего, так называемого палача, наставляет пистолет на его внучку и под угрозой ее убийства заставляет его признаться. Мы видели много историй, где месть становилась основным смыслом жизни.


Людмила: У нашего героя во время путешествия была возможность вспомнить кто он, тогда интересно наказал бы он самого себя?


Алексей: Тот кто задумал эту месть рассчитывал, что он как минимум накажет того, кого разыщет.


Людмила: А мне все-таки кажется, что здесь в одном человеке встретились палач и жертва, так как Зев долгое время думал, что он еврей. Вынес бы он самому себе приговор или нет?


Алексей: Один из фундаментальных вопросов справедливости здесь таков: действительно ли мы восстановим справедливость, если убьем девяностолетнего старика? В чем справедливость? Глубоко заложенное чувство протеста говорит - да, его необходимо убить. Даже представить страшно, что кто-то замучил всю твою семью. Конечно его нужно растерзать! С другой стороны, что это меняет? В чем здесь баланс?


Людмила: В этом контексте, ничего.


Алексей: Зачем тогда это делать? Ведь это убийство и для тебя не пройдет даром.


Людмила: Но боль забыть тоже ведь невозможно.


Алексей: Вопрос в том, к чему мы движемся? Нужно постараться. Я понимаю, что вопросы не простые и фильм нас к ним готовит. Мы идем весь путь с этим дедушкой и только в конце оказываемся перед жесткой правдой, нас подлавливают с каким-то непонятным чувством незавершенности.


Людмила: Получается, что мы смотрим на него, которого только что оправдывали и почти полюбили и теперь это совершенно другой человек. Хотим ли мы, чтобы он довел дело до конца или нет?


Алексей: Да. Глубокая жажда справедливости и сомнение, стоит ли это делать, потому что мы уже прониклись к нему симпатией - вот главное достижение фильма. Может быть можно было сделать это острее и ярче, но, пожалуй, некоторая расслабленность первой половины помогает нам глубже захватить наживку и после просмотра ты остаешься с этими мыслями и они тебя еще долго не оставляют. Полезно спросить себя, что важнее справедливость или шаг в сторону милости и прощения.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google +

   

Page 1 of 6