кино-мимино

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман

Причастие, Nattvardsgästerna, Winter Light, 1962, Ингмар Бергман, Ingmar Bergman, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ Причастие, Nattvardsgästerna, Winter Light, 1962, Ингмар Бергман, Ingmar Bergman, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

Алексей: Мы начинаем с небольшого введения в историю скандинавского кинематографа, потому что сегодня Антон - мой гость и соведущий, он также представляет дружественный портал Киномимино (http://www.kino-mimino.ru/). Если вы постоянно бываете на Кинопоиске, то можете увидеть комментарии загадочного человека, в специфически этническом антураже, который оставляет там свои комментарии. Так, вот - это Антон!

Антон: История скандинавского кино - это, конечно сильно сказано, но может быть что-то, что нам поможет понять и Бергмана, и последующие два фильма. Собственно говоря, Скандинавия известна своей экономической моделью, почти социалистической, но при этом капиталистической. Большие налоги, которые при этом дают возможность получить почти бесплатное образование, хорошую медицинскую помощь и это распространяется на театр, кино и телевидение тоже.

Алексей: Да, сама по себе эта модель связана с культурным укладом, который был еще со времен викингов, когда в суровых северных условиях, чтобы выживать, людям приходилось держаться друг друга. И эта общинность - это мир маленьких деревень, в которых люди друг друга хорошо знают, друг за друга держатся. Именно по этой причине эта экономическая модель у них прижилась, потому что больше нигде в мире.

Антон: Поэтому, как говорят, кино в Скандинавии снять просто. Не очень легко заработать на этом кино, но снять, может каждый.

Алексей: За счет госфинансирования?

Антон: Да, за счет госфинансирования. Первые кинотеатры появились в Норвегии в 17-ом году, сто лет назад. И мы тоже не отставали; в Петербурге в 17-ом году было сто тридцать кинотеатров, в два раза больше, чем в Москве.

Алексей: Недаром Владимир Ильич сказал, что самым важным из всех искусств для нас является кино.

Антон: Небольшое отступление - в Петербурге, как раз сто лет назад, на каждую прочитанную книгу было четыре купленных билета в кино. То есть народ уже тогда... кино ценил!

Алексей: ... отдает предпочтение визуальному искусству.

Антон: Тем не менее, к чему я все это говорю?! Первые, даже немые фильмы появились в Скандинавии.

Алексей: Да, ладно!?

Антон: Да-да! Потом в Британии..

Алексей: Разве не Франция задавала тон?

Антон: Сложно, конечно, выстроить какие-то исторические ниточки. Но для нас это не так уж важно, важно то, что существует определенная школа, которую проходят все актеры, участвующие в скандинавском кино. Как я сказал, заработать на скандинавских фильмах сложно, просто потому что мало зрителей... В Финляндии проживает меньше, чем в Петербурге..

Алексей: Четыре миллиона!

Антон: Поэтому баснословные бюджеты, которые получает американское кино просто невозможны.

Алексей: Не блокбастерное кино.

Антон: Что, собственно, дает необходимость актерам, помимо того чтобы сниматься в кино, играть в театре. И вот эту как раз театральную игру..

Алексей: Тот же Бергман с театра начинал!

Антон: Кстати говоря, Бергман снял около пятидесяти фильмов и сто семьдесят театральных постановок! Намного больше! Потому что на этом можно было элементарно зарабатывать. Говоря о Бергмане, он был ремесленником, не кидайтесь в меня помидорами.

Алексей: Сейчас чем-нибудь потяжелее кинем!

Антон: К сорока годам он был три раза женат и имел семерых детей, которых надо воспитывать.

Алексей: Ты в этом смысле?

Антон: Нужно было зарабатывать, поэтому он работал без остановки.

Алексей: Ну само по себе, это не приговор, мы знаем, что и Федор Михайлович, и Антон Павлович тоже зарабатывали своим ремеслом.

Антон: Я хотел сказать следующее, абсолютное большинство актеров, снимающихся в скандинавском кино, они же и актеры театра. Это очень важно понимать, когда мы смотрим фильмы Бергмана, фильмы Каурисмяки и этого молодого режиссера с непроизносимой фамилией. Сейчас мы будем говорить о фильме “Причастие”; этот период Бергмана называют камерным. Камерные фильмы, когда Бергман подошёл к глубоким вопросам, которые он проговаривает прямо в камеру.

Алексей: И к специфическим приемам - он считал, что самое интересное для съемки - это человеческое лицо , поэтому в фильме очень много крупных планов, лица очень подробно, близко показаны, что создает двойной эффект: с одной стороны, ничего не произнося, люди многое рассказывают о себе через мимику. А с другой, - появляется некоторая гротескность, потому что любой крупный план добавляет .. Мы всё-таки и себя, и других видим чуть-чуть вдалеке. Потому что, когда слишком близко видишь все эти поры, микромимику это выглядит гротескно. То,что ты сказал, для меня абсолютный сюрприз, что некоторые фильм “Причастие” считают комедий.

Антон: Именно поэтому!

Алексей: Там, конечно есть фарс, гротескность, но комедия! Это перебор.

Антон: Вообще сложно обсуждать настоящего гиганта кино, о котором, кстати, не было ни разу раскадровки.

Алексей: Именно потому что гигант!

Антон: Вы так скромны, что должны гости прийти!?

Алексей: Да! Кто мы такие, чтобы рассуждать о Бергмане?!

Антон: Бергман, один из первых режиссеров, который в промышленном виде начал обсуждать свои собственные проблемы; он вынес в кино свою жизнь: дети, жены...

Алексей: Он сын лютеранского пастора.

Антон: Консервативного лютеранского пастора!

Алексей: Да, он был воспитан в большой строгости.

Антон: Я неоднократно слышал, что Вуди Аллена сравнивают с Бергманом, но никогда не мог понять этого сравнения. Стиль совсем разный. Я с удивлением для себя открыл их сходство как раз на этом фильме.

Алексей: Именно благодаря автобиографичности!

Антон: Именно! Они пережевывают свою собственную жизнь; вкладывают ее в кино..

Алексей: .. свои неврозы, свои страхи, свои сомнения!

Антон: Это мы видим также и здесь. Бергман говорил, что несмотря на детство в семье пастора, он отошел от веры достаточно рано, еще ребенком перестал верить. В церкви его забавляли красота витражей и другие внешние стороны. И только уже будучи известным режиссером, снимая этот фильм "Зимний свет" он снова задумался о вере.

Алексей: Ты предпочитаешь название "Зимний свет"?

Антон: Не знаю.

Алексей: Не буду произносить как это звучит на шведском, но буквальный перевод этого слова на русский - причастники, то есть те, кто участвует в евхаристии, в церковном таинстве. Так что наше русское название фильма "Причастие" ближе, чем европейское "Зимний свет".

Антон: Да, пожалуй, нужно называть его "Причастие".

Алексей: Хотя "Зимний свет" тоже отражает определенную эстетическую сторону фильма.

Антон: В англоязычном мире он проходит под таким названием.

Алексей: Итак, это фильм, который рассказывает об одном дне лютеранского пастора Томаса Эриксона. Начинается с того, что он проводит богослужение в церкви и заканчивается фильм также богослужением, но уже в другой общине, потому что он пастор на несколько приходов в обширной сельской местности. Фильм посвящен внутренним терзаниям этого пастора, его субъективному ощущению того, что Бог молчит и тому, что он-то как раз занимает пост человека, должного нести веру, а при этом сам исполнен неверия. Вкратце, такая фабула фильма. Я считаю, что это часть трилогии Бергмана, которая включает в себя еще "Сквозь тусклое стекло" и "Молчание". Все они посвящены вопросам веры, сомнения и терзаний на эту тему. Кстати, сам Бергман считал, что "Причастие" это его лучший фильм. Для меня тоже было интересным, когда я готовился, нашел цитату: "Я думаю, что сделал только одну картину, которая мне по-настоящему нравится - и это "Причастие". Это, я думаю единственная картина, по поводу которой, я чувствую, что все сделано до конца и именно так, как я задумал, именно так как я хотел каждую секунду фильма". То есть в смысле, я бы сказал "получившести" - это фаворит, это его любимый фильм. Это любопытно. Фильм очень личный, потому что еще раз повторим, сам Бергман был сыном лютеранского священника и вспоминал об этом как о травматичном опыте. Отец был строг с ним и строг до жестокости. Именно это нанесло детскую травму самому Ингмару и повлияло на образ священника в фильме. Он показан как человек мятущийся, в жизни которого произошло несколько надрывов и трещин. Он служил капелланом на военно-морском корабле в Испании, и к тому же несколько лет назад у него умерла жена. Эти два события что-то внутри него сломали, и мы видим теперь человека, пытающегося что-либо внутри себя сделать. Вообще, какие у тебя ощущения от фильма?

Антон: Все очень реально. Могу себе представить, когда ты приходишь на богослужение, готовишься; а там два с половиной человека тебя слушают. Все это напряжение, которое там передается - мне показалось настоящим.

Алексей: Всегда возникает вопрос о спойлерах; но тут можно пересказать весь фильм в деталях и это не будет спойлером. Потому там все работает совершенно по-другому. Он этим и восхищает, что передает темы сомнения, молчания и ощущения богооставленности, Бергман передает совершенно кинематографическими визуальными средствами. То есть не на уровне проговаривания, а на уровне того, как фильм сделан. Само название "Причастники" указывает на христианское таинство евхаристии, которое выражает одновременно две мысли: единство с Богом и единство людей друг с другом. То есть люди-причастники Богу и люди-причастники друг другу. Здесь, в этом фильме показано тотальное отчуждение человека от Бога и людей друг от друга. Многие критики говорят, что молчание здесь не столько и не только Бога, а молчание людей, их изоляция. В первой сцене фильма, когда происходит богослужение и сам способ Бергмана показывать каждого из людей подробно и в отдельности - видно, что каждый сам по себе. На визуальном уровне, мне кажется, фильм сделан великолепно. Я думаю, что для идеи отчужденности ничего лучше Скандинавии, ну и может быть Санкт-Петербурга просто нет. Во-первых, сам скандинавский пейзаж аскетичный; суровая природа, но более того, все кто бывал в наших широтах знают, о таком зимнем состоянии, которое, как говорят психологи очень хорошо способствует суициду, - это сумрак. И не день, и не ночь, а время постоянной переходной серости.

Антон: И сырости!

Алексей: Да. И грязи. С точки зрения депрессивности, наверное ничего подобного в природе нет.

Антон: Наверное отсюда название "Зимний свет" и вышло.

Алексей: Да-да. Сумеречный свет сам по себе создает ощущение некоей мертвости и безжизненности - это первое. А второе - аскетизм лютеранской веры. Изначально протестантизм, как говорили лидеры Реформации был построен на отрицании обрядоверия, они старались максимально упростить служение и сделать, чтобы ничто в нем не отвлекало человека от самого главного. Никакие там картинки, никакие, понимаешь, внешние красивости. Поэтому само служение очень аскетично, оно очень простое, акцент сделан на произносимых словах, совместном пении - все сведено на минимальное выражение внешних эмоций. Если в православной и католической традиции есть иконы, статуи, внешние образы, ритуалы, которые интересны - есть что разглядывать. То здесь, это не просто лютеранство, это скандинавское лютеранство помноженное на быт, уклад людей. И церковь выглядит буквально как серые стены, почти без орнамента; что-то есть, но не бросается в глаза. В стиле готики сделанное распятие Христа, где подчеркнуты именно его страдания, где выражена боль на его лице. Все вместе - просто идеальный контекст, чтобы показать фильм, где люди чувствуют себя отчужденными, мертвыми для Бога и друг для друга. В этой традиции что получается? Ее суть в том, чтобы создать условия, где человек был бы полностью сконцентрирован на Боге на протяжении всего богослужения. Я имею ввиду сосредоточен именно во внутреннем делании, внутреннем напряжении. Если это убирается, а именно вера, то сразу все остальное бросается в глаза как мертвое, бесполезное, безжизненное. Там нет ничего, что могло бы спасти, в плане украшений, декораций или еще чего-то. Остается только безжизненность происходящего.
Вообще, все наши ритуалы, например, бытовые, могут показаться на взгляд инопланетянина забавными. Когда мы встречаемся, то друг другу руку жмем - привыкли, что это норма, а это может показаться очень даже комичным. Многие вещи, которые мы делаем, могут показаться очень комичными, если не знать их внутреннего смысла. Здесь, мне кажется, Бергман показывает лютеранскую литургию, в которой главное лицо, священник, потерял в этом смысл. Остается только форма, которая ничего не значит и ничего не передает.

Антон: Но все равно есть ощущение, что будет продолжение.

Алексей: У тебя есть?

Антон: Да. Мне не показался фильм безнадежным.

Алексей: Мне, кстати, тоже. Многие комментарии, которые я читал, говорят, что в фильме есть приговор. Действительно, там много сумрачного, темного и по-настоящему мертвого. Ощущение мертвости есть. Пастор мертв, с точки зрения внутреннего мира своего, и несет эту мертвость другим.

Антон: Но видишь ли, он признает это и это уже большой шаг. Там есть персонаж, который играет на органе - вот, он-то мертв дальше некуда!

Алексей: Что самое интересно, этот органист выглядит живчиком! Но его равнодушно-циничное отношение к тому, что он делает мертвее того, что делает пастор. Оно еще хуже. Он шутками-прибаутками отрабатывает свои деньги, поглядывая на часы, играет музыку, которая предназначена для молитвы. Для людей, которые умеют ценить молитву, его циничное поведение выглядит предательски.
Один из сильных моментов фильма, как мне кажется, в том, что аскетизм общей картинки позволяет достаточно выпукло посмотреть на каждого из этих персонажей. Наверное, поэтому в фильме усматривают комедийный момент, что близкий взгляд часто может выглядеть комично. Скажем, приходит к пастору моряк Йонес и говорит, что он переживает насчет ядерного оружия у китайцев. Ему кажется, что это конец и теперь все взорвут. Вначале думаешь, - он идиот и псих, боящийся каких-то там угроз. Но если посмотреть на это с другой стороны, - если человек чувствительный и не может пережить неопределенности, то он доведет себя до полной потерянности и абсолютного отчаяния. Что с Йонесом и происходит. Реакция его жены на горе - прикрыться суетой, чтобы справиться с ощущением потери. Это все эмоционально очень сильные моменты. Но если брать главного персонажа, его вопрос отсутствия веры, молчания Бога - это не изобретение Бергмана. Эта тема в библейско-христианской традиции присутствует тысячелетиями. Можем вспомнить Иова, знаменитого библейского персонажа, который в страданиях обвинял Бога и пытался найти причину Его молчания. Многие псалмопевцы тоже самое произносят. И Сам Христос, в самый трагический момент на кресте. Его знаменитой молитвой были слова: "Боже мой, Боже мой, почему ты меня оставил?".
Кстати, хоть в фильме священник и главный персонаж, но у него есть определенная полифония, нельзя сказать, что священник - это голос Бергмана. Фильм - это голос Бергмана.

Антон: Это да.

Алексей: А в фильме есть не только священник, который действительно убийственно холоден, по отношению к нуждам своих прихожан; убийственно холоден к Марте, женщине, которая в него безответно влюблена. В нем чувствуется мертвость. Но еще есть органист, переживший личные травмы; он частично потерял способность двигаться и живет на очень скромный доход: инвалидную пенсию плюс церковную доплату.

Антон: Это не органист, а звонарь.

Алексей: Прошу прощения, церковный помощник, который зажигает свечи и звонит в колокол, Алькет. Он задает вопрос священнику: "Я считаю, что самые тяжелые страдания Христа не физические, а переживания того, что Бог не отвечает". Это один из компонентов, который происходит в жизни верующего человека. Переживание молчания Бога - это не что-то уникальное, переживаемое священником, это то, что знакомо людям веры на протяжении всей истории христианства, и не только христианства. Недавно вскрылись записи матери Терезы Калькуттской, которая знаменита помощью бедным в Индии, она пишет, что буквально десятилетиями жила в ощущении, что Бог молчит.
Сказать что богооставленность явление нормальное, наверное нехорошо, но это то, что случается. Мы не будем вдаваться сейчас в причины. Вопрос в том, что ты дальше делаешь? Делаешь ли ты это частью какой-то большей истории, в которой есть и вера, и молчание, и смерть, и воскресение. Или ты только с этим и остаешься?
Кстати сказать, если самого священника рассмотреть поближе, - несмотря на всю его мертвость и обжигающую холодность, которая кажется даже жестокой. Он выглядит жестоким, по отношению к своим людям. То все равно, фильм начинается причастием, в которое, как потом окажется он не верит. Там есть такая сцена, где его внезапно заливает свет из окна - обычно это богоявление, когда человек прозревает. А он в этот момент говорит: Все. Я понял. Я в Бога не верю. Тем не менее, в конце фильма мы видим его опять совершающим богослужение.

Антон: Он не сдается. И это дает надежду в фильме.

Алексей: Его надежда - это не конец, и его мертвость - это не конец. Он продолжает карабкаться. Я думаю, что это и есть высказывание Бергмана. Не какие-то отдельные фразы священника, а вот это в целом. Несмотря ни на что, ни на какую мертвенность, он прет и прет.

Антон: Одна из самых известных цитат Бергмана, из его книги, написанной уже в конце жизни: "Я научился запрягать демонов в колесницу и заставлять их приносить пользу". То есть использовать свои немощи, другими словами, на движение вперед.

Алексей: Да! Еще раз скажу в фильме "Причастие" Бергмана, неверие - это не последнее слово. Он показывает, что такое происходит в жизни человека, но это не последнее слово ни в жизни священника, ни, надеемся, в жизни самого Бергмана.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

 

Сокровище (Comoara) режиссер Корнелиу Порумбойю

Сокровище, Comoara, 2015, Корнелиу Порумбойю, Corneliu Porumboiu, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Сокровище, Comoara, 2015, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

"Сокровище" (Comoara) режиссер Корнелиу Порумбойю

Награда Каннского кинофестиваля “Особый взгляд” отлично передает специфику операторской работы - взгляд у оператора совершенно особенный, камера никуда не двигается. Может быть она просто стояла стояла на штативе? Тем не менее, фильм выразительный, юмор у режиссера (он же сценарист) очень нестандартный, и всякого, кто досмотрит до самых титров ожидает особая награда - катарсический эффект.

Ситуация узнаваемая: люди, доведены до такого уныния, что остается надеяться только на клад. Они готовы к различным неприятностям, лишь бы испытать фортуну. Типажи и сюжет таковы, что смеяться над этой комедией можно еще и после окончания фильма, вспоминая различные эпизоды. Остается чувство глубокой зависти к румынскому кинематографу - им не грозит застой. А нам? Кажется, только и осталось что взять лопату и задуматься, нет ли в земле чего-нибудь зарытого для меня?

 

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

Аритмия (режиссер Борис Хлебников)

Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

"Аритмия" (режиссер Борис Хлебников) 

 

Алексей: Мы переходим к очень интересному российскому фильму Бориса Хлебникова "Аритмия".

Людмила: Что сказать? Хороший фильм.

Алексей: О нем везде, где бы ни читал рецензию, так и сказано: хороший фильм, добрый.... хороший, добрый... Даже возникают некие подозрения.

Людмила: Борис Хлебников, как и его друг - режиссер Попогребский вообще - молодцы! Всегда вспоминается твое сетование, что не снимается фильмов про простых, обычных людей. Потому что наши режиссеры простых людей не любят, они либо их мучают..

Алексей: Как Звягинцев!

Людмила: Либо дураками делают, типа "Самый лучший день" и прочие Жоры Крыжовниковы. Выставляют людей словно зверьков в цирке.

Алексей: Либо пафосное нечто.

Людмила: Либо мучают - чтобы они теряли детей; зверели, стервенели и показывали жизнь тяжелую. Борис Хлебников, как и Попогребский, своих героев не мучают, они их любят. И своей любовью, надеждой заражают зрителей.

Алексей: Весь фильм - это несколько дней из жизни врача скорой помощи, который только и делает, что спасает людей и делает невозможное, обходя бюрократические препоны и прочие дурости нашей жизни. Вопреки всему он продолжает людей лечить, выезжать к ним на вызовы и помогать им даже вопреки их собственному желанию. Параллельно у него есть своя собственная семейная жизнь, в которой происходят неприятные повороты. В самом начале фильма и мы, и главный герой узнаем, что жена хочет с ним развестись или по-крайней мере так говорит. Весь фильм мы видим два аспекта из жизни врача скорой помощи: на работе его внешняя жизнь, а внутри - то, что происходит в его собственной душе. На мой взгляд, очень убедительно и правдоподобно. Я читал в интервью с Хлебниковым, что в процессе работы над фильмом, они сняли несколько видео реальных посиделок врачей; как они общаются, о чем говорят. И вот, насмотревшись этих врачей скорой помощи, их реальных разговоров - они уже создали ткань фильма, диалоги, взаимоотношения.

Людмила: Наверное показать именно врача скорой помощи им было не важно. Просто они так придумали, чтобы у героя была яркая профессия, а фильм собственно о жизни, о нас самих, о любви, об инфантильности. Потому что заглавная песенка, которую поют герои и она же звучит в титрах и в трейлере - смешная песенка про поколение тридцати- и сорокалетних, которые вроде бы и умные, и хорошие, но как-то не очень понимают, что делать с жизнью.

Алексей: Кстати, изначально Хлебников хотел сделать комедию про молодую пару, которые поссорились, а живут они в маленькой квартирке и теперь им нужно разъезжаться. Но чем больше он погружался в сюжет, тем больше смешные моменты уходили на второй план, а появлялось больше драматизма. Общий посыл фильма, несмотря на драматизм некоторых сюжетных поворотов остается добрым и жизнеутверждающим. Это удивительно, потому что наши российские режиссеры делятся на две категории. Те, которые снимают "настоящее" кино - жесть; все по колено в навозе; все в крови; все плохо; все умирают; все разваливается. Нелюбовь, другими словами. Тут трудно уйти от сравнения со Звягинцевым.

Людмила: То, что ты описал совсем не похоже на "Нелюбовь". Там наоборот, хирургическая стерильность, никакой грязи нет.

Алексей: Все мертво. Нет никаких шансов, нет никакой надежды. Все обречено. Или вторая категория - где все хорошо, все ржут.

Людмила: Жора Крыжовников или Сетко. Да. Но при этом, когда мы обсуждали фильм Звягинцева, мы говорили о том, что у него и герои, и персонажи на службе у идеи.

Алексей: Трафаретные. Есть умная мысль и ее герои. Звягинцев, кстати, сейчас читает лекции.

Людмила: Его герои немного схематичные, они заполняют пространство фильма, всюду ходят и что-то говорят. А у Хлебникова другой подход к актерам, он считает, что хороший актер тот, кто всегда одинаковый. Поэтому Высоцкий - хороший актер, Хабенский - хороший актер, они одинаковы во всех фильмах.

Алексей: Просто нужно его найти и поставить в правильный фильм, на правильное место.

Людмила: Яценко с Горбачевой - хорошие актеры, потому что они во-первых похожи на самих себя, снимают про себя, играют чуть ли не себя и вполне органично существуют в кадре.

Алексей: Яценко у него практически в каждом фильме снимается.

Людмила: Соответственно это противоположный со Звягинцевым подход к типажам. Здесь люди важней, чем твоя идея. По сути это наблюдение за людьми; как они живут, как они справятся и так далее.

Алексей: Фильм вырос из наблюдения за людьми и он осуществляется через игру актеров.

Людмила: В том-то и дело - он дышит! Он живет! Казалось бы, зачем наблюдать? Мы и в жизни наблюдаем как живут наши друзья и другие люди; они попадают в разные смешные и трагичные случаи. Казалось бы, зачем нам еще наблюдать за этим? Такие же обаятельные и забавные люди, тоже попадают в нелепые ситуации... Зачем нам дублировать жизнь и смотреть ее второй раз на экране?

Алексей: В основе многих произведений искусства лежит чувство узнавания: хоба - это как мы с Васькой тогда! Смотри, мы тоже тогда застряли в пробке! А помнишь, такой же чувак стоял с нами в очереди? Это и комические, и настоящие вещи построены в кино на чувстве узнавания, на способности режиссера и актеров создать такое пространство, в котором ты сможешь им сопереживать.


Людмила: При этом побыть с ними больше, чем двадцать минут! Большая доля сюжета строится на противостоянии врачей Скорой помощи начальству. Начальство придумало, что врач на вызове должен проводить 20 минут и все! И ехать дальше, на следующий вызов - такая стандартизация.

Алексей: Смотри, опять, в чем параллель с "Нелюбовью": и там, и здесь помимо семейного разлада, главным антагонистом является окружающая реальность. У Звягинцева это вообще какой-то серый морок, который пронизывает всю нашу жизнь. Здесь же реальность в виде отсутствия необходимых средств лечения, некомпетентности. В виде системы, вроде бы призванной спасать, а на самом деле она начинает стандартизировать людей. Происходит бюрократизация. Все это создает некий морок, с которым все мы соприкасаемся. Мы и Звягинцевский морок видели; и с этой, отупяющей бюрократией сталкивались. Мы наблюдаем, как герои пытаются или не пытаются этому сопротивляться. Здесь, у Хлебникова - герой борется, причем не героически. Обрати внимание, во всех сценах с начальством - он безмолвствует. Справедлив ли, на твой взгляд, упрек, в том, что фильму не хватает конфликтности?

Людмила: Конфликтности?!

Алексей: Да. Все добренькие, все хорошо, герои положительные, кроме одного…

Людмила: Начальника.

Алексей: Да и с тем разберутся как-то.

Людмила: А что обязательно нужен конфликт для хорошего фильма?

Алексей: Вроде бы да. Ты только что обвиняла фильм Дени Вильнева.

Людмила: Я не говорила, что дело в конфликте, там с сюжетом проблема.

Алексей: Ладно. Пусть это звучит как клише, “Аритмия” - это как глоток свежего воздуха, фильм как прикосновение к добру, к надежде. Это дорогого стоит. Надежда там не дешевая, не легкий хэппи энд. Мы так и не знаем, удастся ли герою справиться со своей жизнью или нет. Большая вероятность того, что он сопьется, потому что пьет-то он здорово со всеми своими друзьями. Сумеет ли он найти какой-то новый путь в отношениях со своей женой? Или они придут к более катастрофическим последствиям в будущем? Сумеет ли эта машина Скорой помощи вырулить из пробок, как это происходит в одном из важных моментов фильма? Мы не знаем этого. Возможно и не удастся. Но сейчас, когда, ты смотришь фильм, хочется сказать - Братан, держись! Настолько он симпатичный персонаж, если угодно, он очень русский персонаж. Мне он напомнил героя “Географ глобус пропил” - человека, который не может встроиться в реальность, не потому что он не способен, а потому что он внутренне не хочет играть по волчьим законам. Неудачник здесь неподходящее слово; знаю, что ты его “любишь”. Он не может быть успешным не потому что дурень, мы видим что он очень талантлив, а по этическим понятиям. И от того, он очень щемяще симпатичен; такой очень добрый герой, хочется пожелать, чтобы у него все получилось. Фильм, который на мой взгляд точно стоит посмотреть. Из последних российских фильмов - это стопроцентная рекомендация!

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

   

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв

Прибытие, Arrival, 2016, Дени Вильнёв, Denis Villeneuve, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Прибытие, Arrival, 2016, Дени Вильнёв, Denis Villeneuve, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Прибытие" (Arrival) режиссер Дени Вильнёв

Алексей: Итак, "Прибытие" - это фантастический фильм, каким он должен быть. Когда я критиковал различные фантастические фильмы, меня спрашивали - Ну, скажи, каким тогда он должен быть? Вот. "Прибытие" показывает каким должен быть фильм с фантастической тематикой. В нем есть все, что нужно и нет ничего лишнего.

Людмила: Если уж говорить о подобных фильмах, насколько я помню тебе нравятся "Район №9" и "Монстры"?! Только они.

Алексей: Да. Теперь их стало три. Есть и некоторые другие, но эти особенно выделяются за последние несколько лет.

Людмила: Здесь, в "Прибытии" речь идет о пришельцах, также как и в "Районе №9" и у этих пришельцев свой язык. Над этим инопланетным языком работал тот же самый специалист из Новой Зеландии, который работал и над фильмом "Район №9" , его зовут Дэйв Уайтхед.

Алексей: Он что, филолог?

Людмила: Он лингвист, который придумал язык для инопланетян.

Алексей: То есть, это было специально придумано? Как интересно! Фильм вообще поражает. Для меня Дени Вильнев, хотя он и не так много снял... Фильм "Пожары"... Мы его обсуждали?

Людмила: Да он был в Раскадровке, мы обсуждали также "Пленницы" и обсуждали "Убийца".

Алексей: Собственно все его фильмы, которые дошли до широкого зрителя; все они действительно хороши. Чем интересен этот режиссер? Он вроде бы заходит на территорию жанрового кино, например, "Убийца" - это детективный боевик, но в его мастерских руках он превращается в экзистенциальную драму. "Прибытие" - фантастический фильм, но он снят абсолютно не похоже на те шаблонные блокбастеры, которые штампуются с периодичностью чуть ли не раз в месяц. Причем, это сознательный ход.

Людмила: Но надо сказать, что не похож на эти шаблонные блокбастеры и сам рассказ, по которому снят фильм. Ранее он считался невозможным для экранизации, рассказ писателя-фантаста Теда Чана, который один раз в два года выпускает один рассказ. Это не книга, а рассказ! Он известен сборниками рассказов; почти всем присуждаются премии. Почти в каждом рассказе он расшифровывает, каким образом все получилось, какие темы его заинтересовали из достижений современной науки. Этот рассказ "История твоей жизни" о первом контакте с инопланетянами получил премию ... Эта премия присуждается самими писателями-фантастами в Америке, то есть, это эстетский ход; свои присуждают своим внутри своего сообщества. Рассказ очень интересный по форме; и в нем поднимается множество тем.

Алексей: Это действительно научная фантастика, попытка поработать с существующими научными гипотезами.

Людмила: Представьте себе фантастический рассказ, на страницах которого, преспокойно обсуждается принцип Ферма, различные открытия в мире лингвистики, физики, математики... Всем этим жонглируют герои, жонглирует писатель, при этом все облечено в интересную историю. И тут Дени Вильнев берет этот рассказ и делает фильм...

Алексей: Никто вначале не верил; я читал статью о том, что такой фильм был бы невозможен в больших студиях, потому что они боятся любых экспериментов. А тут рассказ, очевидно сопротивляющийся экранизации. Знаешь какое требование к фильму было у больших студий? Чтобы главную роль играл мужчина. До сих пор шовинизм процветает! Ужас какой-то! Они никак не соглашались, что в фильме, как и в рассказе, главная героиня женщина.

Людмила: То есть Дени пришлось делать фильм независимо?! В очередной раз.

Алексей: Да. И спасибо всем продюсерам! Они сильно рисковали. И сам Дени Вильнев рисковал, и другие, потому что было не очевидно, что фильм выстрелит. Сейчас уже можно сказать, что их проект оправдался и с коммерческой точки зрения тоже.

Людмила: Немножко о сюжете. На Землю прибывают инопланетяне, вернее двенадцать объектов похожих на вытянутые дольки апельсина или на конфеты. Много шуток про какие-то лакричные конфеты.

Алексей: На морские камушки похожи.

Людмила: Объекты зависают в разных точках земного шара, на Россию их пришлось целых два.

Алексей: Ого-го! Территория обязывает!

Людмила: Правительства всех стран пытаются найти возможность узнать, что им собственно нужно?

Алексей: Понять не могут. Те просто зависли и ничего не делают.

Людмила: Да. Ничего не происходит, никто не выходит, никаких катастроф.

Алексей: Ничего не взрывают.

Людмила: Для того, чтобы узнать об их намерениях формируют группу ученых, куда входит физик Ян; его играет Джереми Реннер и лингвист Луиза Бэнкс, которую играет Эми Адамс. Задача доктора Бэнкс наладить контакт с этими семиногими созданиями. Подробнее не будем описывать их, пусть останется интрига. Ей, как лингвисту, нужно попытаться выучить их язык или научить их нашему. Раньше она помогала военным в каких-то операциях, где нужно быстро найти основные понятия на чужом языке. В общем опыт есть. Это не тот космический триллер, к которому мы привыкли, с участием инопланетян. А это триллер лингвистический, в котором главная задача - понять друг друга.

Алексей: Найти общий язык. То, чем занимаются профессиональные лингвисты, когда сталкиваются с незнакомым языком.

Людмила: Какая классная профессия! На этом фильме я поняла, что это интереснейшее дело - работать с языками.

Алексей: Лингвисты это своеобразная элита гуманитариев, потому как, то, что они делают похоже на науку даже для физиков. В фильме все построено на исследовательской игре. За что я всегда ругаю фантастические фильмы? Думаю, что я тебе уже надоел своими причитаниями.

Людмила: Может я и не угадаю, но тебе важна тайна. Здесь она присутствует. Мало того, что не понятна цель пришельцев; во-вторых, удастся ли ей их понять и договориться? И когда, все-таки появляются письмена, тогда между ними начинается общение через разделяющий их экран. Она начинает им рисовать или писать основные понятия, например - человек. Пытается познакомиться и они ведутся на это! Начинают оставлять свои иероглифы и письмена. И даже в этом случае, еще вопрос, что это означает. Сумеет ли она их разгадать? В общем, таинственного в этом фильме много.

Алексей: Причем таинственного в хорошем смысле, не какой-то там дешевой мистики, а тайны с большой буквы. А если говорить о том, как визуально, эстетически построен фильм - в нем очень много пространства! Там нет ни нагромождения, ни суеты, которые так меня раздражают в современных блокбастерах, где все шевелится, взрывается с ненормальной скоростью. Здесь есть моя любимая тишина - время, чтобы прикоснуться к тому, что происходит. И с помощью визуального ряда, который отлично отстроен: камушкообразные или кому что они напоминают, инопланетные объекты - к ним хочется прикоснуться. Мы видим их вблизи, когда впервые наши герои приходят к одному из этих кораблей. И знаешь? Эту шершавую поверхность хочется потрогать руками! Никакой пластиковой искусственности.

Людмила: Эти корабли были действительно нарисованы. Но для Дени Вильнева, который не любит зеленые экраны, для него важно было выстроить внутреннее пространство корабля, тот коридор, по которому они будут туда подниматься и то пространство, где они через защитный экран будут общаться с пришельцами. Он построил декорации, именно специально построил.

Алексей: Да, ручками, ручками, господа!

Людмила: Он говорит, что терпеть не может зеленые экраны...

Алексей: Потому что мало кто ими умело пользуется...

Людмила: Да, и потому, что надо дать некое пространство, сцену, некую условность актерской игре; для того, чтобы актеры почувствовали себя в необычных обстоятельствах.

Алексей: Специально пригласили оператора Бредфорда Янга, он известен нам по фильмам "Жертвуя пешкой" и "Сельма", которые не имеют никакого отношения к научной фантастике.

Людмила:Особенно вспоминается "Жертвуя пешкой" - снимает интересно.

Алексей: Потому что он не привнес туда никаких штампов, которыми так изобилуют современные фантастические блокбастеры. Сам Дени Вильнев говорил в интервью, что он хотел, чтобы фильм выглядел не как обычный фантастический фильм. Чтобы в нем была какая-то степень реализма, если угодно. Потом, сами персонажи инопланетян, не будем раскрывать все нюансы, но имело место специальное изучение экзотических животных для того, чтобы на этой основе воссоздать поведение инопланетян. С одной стороны, инаково, с другой - реалистично. Такой парадокс. Интересно, что ты рассказала, что даже был специально придуман новый язык...

Людмила: Некое мычание... Звуки нечленораздельные.

Алексей: И тем не менее, это попытка; некая ламповость в научно-фантастическом фильме, где все сделано тщательно и создается желание потрогать. Музыка - это отдельная история. Мы тут уже несколько дней слушаем Макса Рихтера и его произведение "О природе дневного света" - это главная тема. И композитор Йохан Йоханнссон тоже постарался, чтобы звучание фильма соответствовало ритму того, что происходит. Опять же много пауз! Как говорят, хорошая музыка подразумевает обязательное наличие смысловых пауз, чтобы было время проникнуть. Эта способность поглотить тебя, ощущение погружения, которое я очень люблю в кино, оно здесь просто изумительно. И визуально, и акустически ты можешь прикоснуться наконец, ты можешь в нем побыть. С этой точки зрения фильм приносит настоящее удовольствие. И моя тема тайны, ты совершенно справедливо заметила. В фильме много интересного; несмотря на свою неспешность повествования, он оставляет много интересного.

Людмила: И при этом, он требует некоего терпения от зрителя, потому что, вам захочется играть в какие-то штампы; мы привыкли к ним, тем более в фантастических фильмах про инопланетян. А тут, можно даже, главную интригу, главный сюжетный поворот пропустить из-за его камерности. Вдруг мы оказываемся в совершенно другой истории, уже не про инопланетян, а про главную героиню. Этот поворот настолько не блокбастерный и камерный, что его легко не заметить; нужно очень внимательно смотреть. И смотреть без ожиданий, а это очень трудно. Почему прилетели инопланетяне? Вылезут ли они уже когда-нибудь? Мы привыкли ждать когда начнется месилово-рубилово. Тем более сценарист, благодарность ему большая, перенес все размышления, которые есть в тексте, на экран. Но в угоду кино как таковому, он построил более крепкую конструкцию и привнес туда некую политическую часть. Международная напряженность: китайцы и русские хотят непременно палить в свои объекты - не знаю, портит это фильм или нет?

Алексей: Это, скорее, подстегивает внутренний ритм, потому что, обычно расшифровывают всякие сложные языки на протяжении десятилетий, а здесь они в очень напряженной атмосфере вынуждены все решать и быстро.

Людмила: Но в книге этого нет. Нет никакой политики.

Алексей: Но, вернемся к тайне, это главное достоинство фильма для меня. Во-первых, там мир, который не исчерпывается нашим опытом. Действительно, показан мир, в котором есть тайна нам неизвестная. Она не дешевая, не на уровне спецэффектов или пугалок. А именно ощущение, что есть нечто большее; с чем мы никогда не сталкивались. Потом, там изумительно показан сам момент прикосновения к тайне. Один из любимых моих моментов, когда главная героиня впервые прикасается к экрану, стеклянной завесе, через который она общается с инопланетянами. Этот момент прикосновения очень волнующий, очень хорошо сделанный. Есть ощущение, что с ними вместе прикоснулся и ты.

Людмила: И потом, это и есть некая суть коммуникации. То, что ощущается нами, когда мы разговариваем не с инопланетянами, а с человеком - то, что ощущается интуитивно. Та самая невербальная составляющая, которая есть в каждом разговоре.

Алексей: Луиза Бэнкс, которую замечательно играет Эми Адамс понимает это. Несмотря на то, что она прежде всего ученый, прежде всего лингвист, принимает несколько смелых решений. Снимает скафандр, чтобы общаться с ними, чтобы было видно лицо. Она хочет прикоснуться, хотя все боятся; кто его знает, чем это все закончится? Она идет на риск. Это одна из составляющих фильма - тема языка. Фильм построен на гипотезе Сепира-Уорфа, это сейчас очень дебатируемая лингвистическая спорная гипотеза, согласно которой, язык, на котором мы говорим, во многом определяет и предопределяет способ нашего мышления.

Людмила: Это означает, что если мы начнем учить японский, то мы немножко станем японцами?

Алексей: Мы станем по другому видеть мир. Идея здесь в том, что мы думаем словами; если у нас нет слова для какого-либо явления, то оно для нас выглядит белым пятном, мы его не видим. Есть исследования, например, которые показывают, что славяне различают больше оттенков сине-голубого, чем англосаксы, потому что у нас больше слов обозначающих эти оттенки. Конечно это спорная гипотеза, но в фильме она принята за основу. Одна из интриг в том, что героиня пытается понять язык инопланетян, а это означает, в некотором смысле, смотреть на мир так, как это делают они. Фантастика позволяет довести эту гипотезу до абсолютного выражения, потому что овладение этим языком инопланетян абсолютно меняет мышление. Здесь есть и общегуманитарные и политические аллюзии, потому что фильм говорит о важности диалога. О том, что чужие, сколько бы нас не пугали, способны нас обогатить. Есть две реакции и они показаны: есть люди, которые хотят поскорее додавить этих инопланетян и сказать - да что ж вам надо, гады? Особенно со стороны спецслужб это опасение видно и со стороны представителей армии. Главная героиня воплощает подход, что нужно разговаривать. Любой диалог ценнее, потому что он делает нас богаче. Если мы отказываемся разговаривать с теми, кто не похож на нас; с чужими, которых мы пока не понимаем - мы себя делаем беднее. Мне кажется речь идет не только о межкультурном языке, я бы сказал, что для меня - язык веры - это то, что позволяет посмотреть на мир богаче. Есть вещи, на которые ты начинаешь смотреть иначе, когда ты позволяешь другому языку наполнять себя.

Людмила: Это так. Но в фильме есть еще одна интересная, скажем, очень человеческая история. История материнства. Согласия и принятия неизбежного.

Алексей: Одна из особенностей мышления инопланетян, я постараюсь, чтобы это не было спойлером, они видят мир не как причинно-следственные связи.

Людмила: Нелинейно.

Алексей: Они видят мир целиком, одновременно все сразу и видят будущее, но не могут при этом на него повлиять. Они в некотором смысле проживают то, что они уже знают. И здесь появляется тема принятия жизни с ее трагизмом, с ее сложностями. Если упрощать и добавлять фильму сентиментальности, можно сказать так - стоит ли строить какие-то отношения, если ты знаешь, что они несут в себе опасность. В принципе, не нужно видеть будущее, чтобы знать, что отношения несут в себе боль. Здесь эта тема в женском исполнении: мать и дочь, все очень эмоционально. Действительно ли стоит ввязываться, если ты знаешь, что это обернется потерями и вызовами?

Людмила: Стоит ли учить язык другого человека, зная что это обязательно принесет в себе боль?

Алексей: Потому что он другой!

Людмила: Чтобы его понять нужно приблизится к нему, а приблизившись к нему он может тебе сделать больно. А можно его и потерять! Стоит ли сближаться? Стоит ли контакт того, что ты можешь ощутить боль или потерю?

Алексей: Совершенно верно здесь есть эта перекличка про понимание и сближение. И фильм, конечно, категорически говорит - стоит! Не в логических рассуждениях, а он дает нам почувствовать, что стоит. Недавно в другой передаче, посвященной семейной теме, слушатель написал, что он убежденный холостяк и думает, что все проблемы можно решить, если ты в них не ввязываешься. А этот фильм категорическое нет такой позиции. Стоит вылезти из своей скорлупы, сделать шаг по направлению к другому, а в принципе, другой человек для нас тоже своего рода инопланетянин, язык которого нужно понять. Но приобретения, которые ты будешь иметь в результате этого сближения, этого риска - намного больше тех потерь, которые могут быть.

Людмила: Интересно, что один из российских рецензентов задает вопрос: будет ли зритель это кино пересматривать? Там все-таки некий сюжетный ход, до которого мы доходим сами и который во многом меняет восприятие картины. Это некое одноразовое переживание, спрятанное в сюжете Вильневым и создателями истории. А во-вторых, это некое интеллектуальное кино, есть идеи, которые можно обдумывать. Но, действительно ли этот фильм, с точки зрения эстетики, таков, что можно возвращаться к нему и пересматривать, зная сюжет?

Алексей: Вот, бедный человек, если он сомневается в ответе на этот вопрос! Для меня, безусловно можно. Для меня это, в первую очередь, опыт погружения, опыт тайны и он сделан так, что в нем хочется побыть, его хочется потрогать. В него хочется вернуться, я решил, что точно буду пересматривать. Ощущение нахождения в нем очень приятное и мне кажется обогащающим. Для меня, это то самое расширение языка, которое позволяет посмотреть на мир чуть-чуть по-другому.

Людмила: И сама новелла "История твоей жизни" тоже рекомендована к чтению как дополнение к фильму. Потому что на многие вещи в фильме она позволяет посмотреть глубже в фильме. Потому что повествование никак не нарушено, это одни и те же идеи, но в тексте их можно ближе рассмотреть.

Алексей: В общем, "Прибытие" Дени Вильнева - это практически безупречный научно-фантастический фильм о том, что имеет смысл попробовать понять того, кто на тебя не похож.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

Стефан Цвейг (Stefan Zweig: Farewell to Europe) Мария Шрадер

Стефан Цвейг, Stefan Zweig: Farewell to Europe, 2016, Мария Шрадер, Maria Schrader, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ Стефан Цвейг, Stefan Zweig: Farewell to Europe, 2016, кино, кино-мимиaно, кинолица, kino-mimino, рецензия, KM, КМ

"Стефан Цвейг" (Stefan Zweig: Farewell to Europe) 2016, режиссер Мария Шрадер

Скажем сразу, фильм не для развлечения. Да и как могло быть иначе? Вся жизнь и деятельность Стефана Цвейга есть непримиримое и трагичное переживание и муки, отягощенные переездами и скитаниями. Фильм не взял на себя тяжеловесность, часто проникающую в биографический жанр. Он рассказывает о зрелых переживаниях писателя, но его нельзя назвать тяжелым или грустным. Просто прекрасно сделанный, взрослый фильм, со всей гаммой чувств забавных, и печальных.

Такие люди как Цвейг - это особый тип, они берут, в конце концов, на свою совесть непосильную вину за преступления людей, втягивающих в беды целые страны. Они совесть человечества и живут долгом перед людьми. Совершенно актуально звучат Цвейга слова, сказанные в самом начале фильма: “Как нам обрести мирное сосуществование в современном мире, несмотря на все наши различия? Расовые, классовые и религиозные?”. Думается, как писатель, Стефан Цвейг нашел выход, а как человек - нет. Нам же остался свет, ищущего выход человека.

 

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

   

Page 1 of 6

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция