Гран Торино (Gran Torino) режиссер Клинт Иствуд

научите жить: Клинт Иствуд открывает серию «Режиссеры-моралисты» ● конфликт, первый дубль, зрелость: три кита режиссера ●● один в поле - воин: фильм «Гран Торино» ●●● нравственный индивидуализм: мировоззрение главного героя ●●●● «когда я вырасту, я хочу быть таким, как Клинт Иствуд!»

Гран Торино, Gran Torino, Клинт Иствуд, Clint Eastwood, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Гран Торино, Gran Torino, Клинт Иствуд, Clint Eastwood, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Гран Торино, Gran Torino, Клинт Иствуд, Clint Eastwood, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт

 

 

Людмила: Фильм из серии «Режиссеры-моралисты».
Алексей: Те, которые нас учат жить. Все говорят — не учите меня жить! А они учат.
Людмила: Да, я посмотрела в словаре значение слова «моралист», это те, кто различает добро и зло, проводят между ними четкую грань, свою цель они видят в снижении конфликтов.
Алексей: Чтобы общество стало лучше, чтобы люди стали добрее и так далее..
Людмила: Сегодняшний наш представитель режиссера-моралиста — Клинт Иствуд! Аплодисменты!
Алексей: Изначально известный как актер вестернов, он снялся в огромном количестве фильмов, невообразимо много снимался, и вот во второй половине своей жизни он занялся кинематографом и снял поразительные и неожиданные фильмы. Для меня это удивительно, поскольку я не американец и для меня вестерны не являются священной мифологией, я их всегда воспринимал как фильмы про ковбоев и индейцев — бегают, стреляют, чего там особого ожидать? А оказалось глубокие люди на всем этом вырастают, Клинт Иствуд снял очень серьезные фильмы, напомню «Малышка на миллион долларов», «Непрощенный»...
Людмила:

 .. «Мосты округа Медисон», «Флаги наших отцов», «Письма с Иводзимы» и так далее.

 Да, Клинт Иствуд долгожитель как режиссер, сейчас ему 80 лет, он все еще снимает и очень смешно рассказывает о том, что перед каждым фильмом в последние годы продюсеры ему присылают для обследования врача, мол, дотянет-не дотянет? Он считает это смешным, потому что, как он говорит  — именно работа меня вдохновляет к жизни, она дает забыть о своих болезнях и о возрасте. Пока я не впал в маразм и мозги мои работают, я буду снимать.

Алексей: И Слава Богу, потому что фильмы очень хорошие. «Грант Торино» меня особенно удивил. Сюжет прост: главный герой Уолтер Ковальски, мужик лет семидесяти, его играет сам Клинт Иствуд, который всю жизнь проработал на заводе «Форд», работяга, ветеран корейской войны. Фильм начинается с того, что он остался один после смерти жены, и живет он в районе откуда уже почти все белые американцы уехали, и теперь заселились цветные, преимущественно «хмонг», это народ из индокитая. Он почти «последний из могикан» этого района. Естественно к ним он относится не очень хорошо, во-первых он воевал с людьми очень похожей внешности, хотя как потом оказывается, что хмонги как раз воевали на стороне американцев. Там происходит следующая история, местная банда толкает парнишку-хмонга, который живет в соседнем доме, можно сказать маменькиного сынка, на преступление, чтобы он стал настоящим мужчиной. Они его заставляют украсть старый автомобиль, форд «Гран Торино» 1972 года выпуска, настоящий старый американский дорогой автомобиль. У парнишки ничего не получается, Ковальски приходится потом защищать и сестру этого парнишки и его самого, вся семья хмонгов перед ним извиняется и отправляют этого парнишку Тао к своему соседу на домашнюю работу, в знак раскаяния. Хотя старик, как настоящий американец, ни в какой помощи не нуждается, но он берет этого парнишку, чтобы воспитать из него настоящего мужика. В конечном итоге, у него получается, он устраивает его работать на стройку, одним словом, делает из него мужчину, способного постоять за себя.
Людмила: Остановимся на моменте, когда старик и парнишка подружились и он пытается делать из него мужчину, а тот добрый, такой милый парнишка. Как можно описать те принципы, на которых строит свое воспитание Ковальский? Я тут у критика Гладильщикова вычитала выражение «нравственный индивидуализм».
Алексей: Уолтер Ковальски  — представитель старой доброй Америки, Америки пригородов, где у каждого есть свой дом, свой участок по принципу «мой дом  —- моя крепость». Не в том смысле, что это огорожено высоким забором, а в том, что это кусок земли — мой. Это моя земля. Воспетый многократно и многократно же обруганный американский индивидуализм. Здесь эти традиционные американские ценности поданы Клинтом Иствудом на удивление вкусно: старик сидит у себя на крыльце, рядом с ним развевается американский флаг, рядом собака, ружье проверенное, в гараже стоит «Гран Торино» 1972 года. Ты смотришь на него и понимаешь — этот человек хозяин, это его мир, его земля, и он готов за это постоять. Он уважает себя и готов уважать другого человека, который создает рядом с ним такой же мир.
Людмила: Клинт Иствуд и о себе говорит так же: я сам живу и даю жить другим.
Алексей: В этом и состоит философия этого фильма, и мне она очень симпатична, потому что мне кажется, в нашей истории этого сильно не хватало, понимания, что есть твой мир, за который ты ответственен. Собственно говоря, общество состоит из тех людей, которые берут ответственность за свой маленький участок этого общего мира — за свой дом, за семью, за участок земли. Одна из претензий, которые он предъявляет этому парнишке в том и состоит, он говорит — если хочешь стать мужчиной, ты должен научиться защищать свой дом и свою семью. И ты должен научиться ухаживать за домом. Вот основные моральные критерии американского ветерана, и похоже самого Клинта Иствуда. Вообще, сегодня многие ругают западный и американский индивидуализм, даже в фильме главный герой Уолтер Ковальски, он тоже имеет в своей жизни белые пятна, он так и не смог создать семью, в которой бы его дети любили и уважали его. Если сравнить с хмонгами, у которых дети отмечают с родителями совместные праздники, все время у них много народу; бабушки, тетушки, все вместе, то есть семья с большой буквы, - и он, совершенно одинокий: с работы уже уволился, детям от него нужны только корыстные вещи, внукам тем более, они ждут его смерти, чтобы на антиквариат его дом разобрать. Сидит на веранде одинокий такой бобыль, но гордый, но не сдавшийся, но не просящий помощи. Хотя, надо сказать что, этот образ очень симпатичным показан.
Людмила: Проверкой для такого образа и таких убеждений наступает в очень драматичный момент, когда парни из той самой уличной банды избивают и насилуют сестру этого мальчика Тао.
Алексей: А парень уже набрался брутальных мужских принципов и жаждет мести. И тут происходит не совсем ожиданная вещь. Уолт отбирает у парня ружье и запирает его в своем доме, чтобы он не наделал глупостей, не пошел к ним в одиночку, и говорит  — ты сиди здесь, а я разберусь с ними сам. И ты ждешь,
Людмила: что сейчас наступит торжество справедливости.
Алексей: Да. Он прихватит с собой некоторое количество оружия придет и расстреляет в пух и прах всю эту банду. И, действительно, он идет, к этой банде, но оружия при нем не видно, хотя обычно у него есть пистолет под одеждой, хороший, мощный американский пистолет. Приходит к ним и, если обобщать говорит — не хорошие вы люди, оставьте парня, оставьте всю эту семью, и тянется к внутреннему карману пиджака. Они думают, что он сейчас вытащит свой знаменитый пистолет и начинают палить по нему все вместе. А он достал из кармана зажигалку.
Людмила: То есть он их спровоцировал.
Алексей: Да, и все люди, жившие в этой округе видели, что безоружного старика без причины расстреляли на улице эти люди. То есть их всех теперь посадят. Этот старик был мягко говоря, человек не политкорректный, в его арсенале было множество расистских оскорблений, из которых желтая обезьяна, самое простое. В своих кошмарных снах он постоянно видел корейцев, которых они бесконечно убивали: военных и не военных, безвинных, потому что война есть война. По большому счету, эта концовка выглядит совершенно неожиданной, вместо того, чтобы прийти и расстрелять своих противников, он решает умереть сам. Он решает несколько проблем сразу, он сажает всю банду в тюрьму, ничья кровь не проливается, кроме его собственной, и он спасает этого парнишку, которого он полюбил как сына от глупых и непродуманных действий. Опять же, то что я сейчас говорю, звучит очень просто. Это очень простые вещи, но создают они очень впечатляющий эффект.
Людмила: Потому что фильм снят с убежденностью — вот так нужно жить!
Алексей: Пока смотришь фильм, кажется, что это набор штампов, ты можешь предсказать почти все сюжетные ходы. Но это снято человеком, который действительно верит, в то, о чем говорит, и ты этим абсолютно проникаешься. Даже возникает некое ностальгическое чувство — эх, где же они, старые добрые американцы, которые готовы уважать других людей, готовы стоять за свою свободу, и которые, говоря о христианских ценностях, готовы скорее погибнуть сами, чем убивать других, что для ветерана войны совсем не типично. Вот такое необычное послание. И когда проходят похороны Уолтера Ковальски вдруг оказывается, что свой знаменитый «Гран Торино» он завещал не своим детям или внукам, а этому парнишке Тао. В чем основной смысл этого? Если ты приехал в Америку, ты можешь быть абсолютно любого цвета кожи и можешь есть какую угодно еду, но ты должен быть американцем по духу! Человеком с американскими убеждениями: ты должен быть трудолюбив, должен уважать своих соседей. Вот такие фундаментальные принципы, очень по-простому сказанные, но убежденность с которой они сказаны, какая-то пропущенность через себя  делают эти простые принципы неожиданно убедительными. Я сам не ожидал, что такое прямое высказывание может оказать на меня столь сильное действие.
Людмила: Один из критиков сказал — когда я вырасту, я хочу быть таким, как Клинт Иствуд! 
Алексей: Да, эта цельность, безусловно, подкупает.
Людмила: А мы с вами прощаемся, пока!
Алексей: До встречи через неделю.

 

 

 "Мосты округа Мэдисон" (Клинт Иствуд)

 

из серии "режиссеры моралисты":

Пол Томас Андерсон ("Нефть")

Михаэль Ханеке ("Белая лента")

 

 

Железная хватка (True Grit) режиссеры братья Коэн

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка